75639

Невербальные проявления интенциональных направленностей в поведении дошкольников с общим недоразвитием речи

Научная статья

Педагогика и дидактика

Невербальные проявления интенциональных направленностей в поведении дошкольников с общим недоразвитием речи О. Сопоставив полученные исследователями результаты с нашими данными мы смогли выделить вербальные и невербальные проявления интенциональных направленностей и их выраженность в поведении дошкольников с нормальной и нарушенной речью см. Таблица Выраженность вербальных и невербальных проявлений интенциональных направленностей в поведении дошкольников Форма проявления Форма выражения интенциональной направленности...

Русский

2015-01-22

32.72 KB

1 чел.

Леханова О.Л. Невербальные проявления интенциональных направленностей в поведении дошкольников с общим недоразвитием речи / О.Л. Леханова // Материалы IV межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии» (посвящённой 15-летию кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии), 27-28 апреля 2007 г. / Отв. за вып. О.А. Денисова. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2007. – С. 68 – 73

Согласно психолингвистическим и психологическим представлениям пусковым моментом в процессе продуцирования речи является коммуникативно-речевая активность субъекта, приводящая к появлению коммуникативного намерения или интенции (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Т.Н. Ушакова и др.). Способность проявлять активность, выражать интенцию составляет основу речевого процесса. По Дж. Серлю, интенциональность проявляется даже при отсутствии языка 2.  Т.Н. Ушакова также указывает на то, что «интенциональные состояния более фундаментальны, чем язык» 3, с. 58.

Имеющиеся в детской психологии и онтолингвистике сведения доказывают, что в процессе онтогенеза усложнение выражаемых смыслов и намерений происходит постепенно. Исследователи детской речи отмечают, что предшествуют речи и являются для неё базисным образованием невербальные средства общения (И.Н. Горелов, Е.Н. Винарская, Н.И. Лепская, Е.И. Негневицкая, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.). Именно невербальные компоненты позволяют ребёнку проявлять коммуникативную активность, помогают ему осуществлять смысловое структурирование окружающей действительности, дают возможность выражать и понимать смыслы.

Анализ результатов логопедических исследований показывает, что в условиях общего недоразвития речи наблюдается снижение коммуникативно-речевой активности, отклонения в функционировании рече-языкового механизма (В.К. Воробьёва, О.Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, Г.С. Гуменная, Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, О.С. Павлова, Л.Ф. Спирова, Л.Б, Халилова, Г.В Чиркина, С.Н. Шаховская и др.). Однако, несмотря  на значимость невербальных средств общения для реализации коммуникативно-речевой активности дошкольников в условиях дефицита языковых средств, анализ невербальных проявлений интенциональных направленностей в поведении детей данной категории до настоящего времени не был осуществлён, что и обусловило актуальность исследования.

Исследование проводилось на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего, комбинированного и общеразвивающего вида № 22, 38, 105, 102, 124 и 127 Управления образования города Череповца. В нём приняли участие воспитанники средних, старших и подготовительных групп.  В исследовании участвовало  120 детей 4-6 лет: 60 детей с нормальным речевым развитием и 60 дошкольников с ОНР. Основным методом исследования стало наблюдение. Для наблюдения были выбраны три ситуации: ситуация беседы с экспериментатором, свободная деятельность ребёнка на прогулке или в группе, встреча с родителями. Эти ситуации помогали увидеть разницу в использовании невербальных средств общения в зависимости от качеств коммуникатора и ситуации общения. Время одномоментного наблюдения за ребёнком составляло в среднем 15 минут. В общей сложности было проанализировано 360 протоколов. Анализ результатов наблюдения осуществлялся в соответствии со сведениями о видах интенциональных направленностей и их взаимосвязи со степенью проявляемой ребенком активности, приводимыми в работе Т.Н. Ушаковой и З.С. Бартенёвой 3. Невербальное поведение дошкольников анализировалось в соответствии со сведениями, приводимыми В.А. Лабунской 1. Сопоставив полученные исследователями результаты с нашими данными, мы смогли выделить вербальные и невербальные проявления интенциональных направленностей и их выраженность в поведении дошкольников с нормальной и нарушенной речью (см. табл.)

Таблица

Выраженность вербальных и невербальных проявлений

интенциональных направленностей  в поведении дошкольников

Форма проявления

Форма выражения интенциональной направленности

1.

2.

I. Высокий уровень активности:

 24,5 %  случаев проявления в поведении детей с ОНР

 53,4 %  случаев проявления в поведении детей с нормально развитой речью

1. Заинтересованность в общении:

                7,4 %  случаев проявления в поведении детей с ОНР

              16,8 %  случаев проявления в поведении детей с нормально развитой речью

Вербальные проявления

«Я тоже с тобой буду»   

«Давай вместе гулять»   

«Давай рисовать»                  

«И я хочу в домик»      

«Давайте играть» и т.п.

Невербальные проявления

Мимика – заинтересованность, грусть, мольба

Поза – ожидающая

Жесты – приглашающие, подзывающие

Взгляд – контактоустанавливающий

Действия – приближается к партнёру, протягивает предметы или игрушки, берёт за руку

2.Захват инициативы, противостояние, нежелание учитывать интересы партнёра.:

             15,4 %  случаев проявления в поведении детей с ОНР

             10,2 %  случаев проявления в поведении детей с нормально развитой речью

Продолжение табл.

1.

2.

Вербальные проявления

«Вы плохие! Не буду с вами

 «Давай покатаем» - «Нет» - «Нет, покатаем»

«Пойдём домой»  - «Нет, не пойдём,  не пойдём

«Одевайся побыстрее» - «Нет, помедленнее»

«Давай в догонялки» - «Нет, на машине лучше».

«А мне дашь?» - «Ага, как бы не так» и т.п.

Невербальные проявления

Мимика – гнев, пренебрежение.

Поза – превосходство, противостояние

Жесты – отмашка кистью и ребром ладони, угрозы, грубые жесты типа «фиги»

Взгляд – недовольный, долгий, сосредоточен на лице партнёра, исподлобья

Действия - отбирает игрушку, отталкивает, перехватывает инициативу

3. Инициативное поведение, выдвижение правил, организация действий:

                1,7 %  случаев проявления в поведении детей с ОНР

              26,4 %  случаев проявления в поведении детей с нормально развитой речью

Вербальные проявления

«Идите сюда! Мы здесь играем»  «Мы с тобой как будто в баре»

«Стой так, ты охраняешь»   «Ты так вот делай, а ты, Дима, вот так»

«Теперь тут рисуй» и т.п.

Невербальные проявления

Мимика –  радость, удовлетворение, заинтересованность

Поза – открытая, доброжелательная

Жесты – указательные, изобразительные, приглашающие  

Взгляд – контактоустанавливающий, указательный

Действия – берёт за руку, похлопывает по плечу, игровые действия

II. Низкий уровень активности:

  75,5 %  случаев проявления в поведении детей с ОНР

  46,6 %  случаев проявления в поведении детей с нормально развитой речью

1. Прекращение общения:

              28,9 %  случаев проявления в поведении детей с ОНР

                 9,7%  случаев проявления в поведении детей с нормально развитой речью

Вербальные проявления

«Давай играть» - «Не буду»

«Отстань»

«Не хочу так играть»

«На машинку» - «Не надо» и т.п.

Селенциальные акты молчания

Невербальные проявления

Мимика –  обида, недовольное выражение

Поза – пренебрежение, обида

Жесты  - отмашка кистью, отрицательный

Взгляд – разорванный зрительный контакт, не смотрит на собеседника

Действия – отодвигает игрушку, уходит, изолируется

2. Согласие с партнёром, правилами, мирное развитие событий:

               24,4 %  случаев проявления в поведении детей с ОНР

               27,6 %  случаев проявления в поведении детей с нормально развитой речью

Вербальные проявления

«Давай вместе» - «Давай»

«Сейчас моя очередь» - «Ну ладно, теперь ты»

«А мне и не надо. У меня есть машина»

«Помиримся?» - «Ага, мирись, мирись, мирись, и больше не дерись …»

«Кто со мной?» - «Я» и т.п.

Продолжение табл.

1.

2.

Невербальные проявления

Мимика – радость, удовольствие

Поза – открытая, доброжелательная

Жесты – согласие, ритуальное примирение, приглашающий

Взгляд – открытый, недлительный зрительный контакт

Действия – в соответствии с ситуацией взаимодействия

3. Самозащита:

              21,9 %  случаев проявления в поведении детей с ОНР

               9,3 %  случаев проявления в поведении детей с нормально развитой речью

Вербальные проявления

« А они меня  прогоняют»

«Не трогай куклу. Это моя»

«А я маме расскажу»

«А мне такую же подарят, даже лучше»

«Так нельзя, - к третьему лицу. - Правда ведь ?» и т.п.

Невербальные проявления

Мимика – грусть, недовольство, превосходство, пренебрежение.

Поза – обида, пренебрежение, горе

Жесты – указательные, вопросительные (ладони согнутых в локте рук обращены вверх), отмашка

Взгляд – соединяющий два объекта (от  лица к лицу или от предмета к лицу), недовольный, грустный

Действия – плачет, дистанцируется, тянет третье лицо к «месту происшествия»

Как видно из таблицы, интенциональные направленности дошкольников реализуются как вербальными, так и невербальными средствами. Анализ результатов свидетельствует о том, то в условиях речевого недоразвития  доля интенциональных проявлений, свойственных низкому уровню коммуникативной активности гораздо выше, чем аналогичных проявлений высокого уровня. В условиях нормального развития речи наблюдается противоположная тенденция. В процессе наблюдения выяснилось, что дошкольники с общим недоразвитием речи в большинстве случаев демонстрируют коммуникативную реактивность, малоинициативность в общении и игровом взаимодействии. Даже дети, стремящиеся к общению и проявляющие стремление взаимодействовать со сверстниками, в выборе коммуникативного партнёра были непостоянны, взаимодействовали малоэффективными способами, их общение было непродолжительно по времени и не имело четко поставленной цели. У детей с нормальным речевым развитием общение продолжалось значительно дольше и было продуктивней. Дети с нарушением речи часто говорили ни к кому не обращаясь, тогда как дети с нормальным речевым развитием всегда четко определяли партнера взаимодействия и ориентировались на него. Выяснилось, что дошкольники с речевыми нарушениями могут вообще проигнорировать сверстника, который находится рядом, в то время как дети без нарушений хотя бы поинтересуются, чем он занят. В ситуациях, связанных с взаимодействием дошкольники с речевыми нарушениями не рассматривают партнера как  субъект коммуникации в отличие от детей с нормальным речевым развитием, которые, стремясь быть в широком круге общения, часто взаимодействуют с детьми и взрослыми. Дети с нарушением речи ограничивают свой круг общения взрослым и одним - двумя сверстниками. Даже в ситуации более длительного и постоянного общения, дети с речевой патологией демонстрировали не сотрудничество как таковое, а формальное общение по типу «ложного диалога», либо вербально-невербального общения. В первом случае дети чередовали реплики, но каждый развивал свою программу, во втором инициативные высказывания не были рассчитаны на речевой ответ, а предполагали либо действие, либо согласие (несогласие), которое могло быть выражено невербально. Однако и в этом случае общение было непродолжительно и ограничивалось 2-3 репликами.

В целом большинство детей с речевыми нарушениями проявили незаинтересованность в сверстнике и контакте с ним; количество контактов было ограничено и замкнуто в узком круге общения; практически полностью отсутствовали инициативные высказывания и действия коммуникативного характера. Нередко дети полностью игнорировали собеседника, отказывались от общения с ним либо демонстрировали малоэффективное и непродуктивное по характеру взаимодействие. Дети с ОНР предпочитали изолированность и одиночество, либо, проявляя инициативу, они не учитывали интересы и мнения других детей, их желания и настроения. Дети с нормальным развитием речи чаще демонстрировали более продуктивные и социально приемлемые формы проявления интенциональных направленностей: инициативное поведение (высокий уровень активности) и согласие с партнёром (низкий уровень активности). В условиях речевого недоразвития дети предпочитают менее эффективные формы: захват инициативы (высокий уровень активности) и прекращение общения (низкий уровень активности).  

Наблюдение показало, что в процессе общения ребёнок употребляет то вербальные, то невербальные компоненты, то вербально-невербальные комплексы (см. рис.)

Рис. Соотношение вербальных и невербальных средств выражения интенциональных направленностей

Как видно из гистограммы, в условиях нормального развития речи доминирующими средствами выражения интенций являются вербально-невербальные комплексы, с синхронизацией невербальных и вербальных структур. При речевом недоразвитии при реализации интенций преобладают невербальные компоненты. Следует подчеркнуть, что, несмотря на дефицит языковых средств, наблюдаемый при общем недоразвитии речи, ребёнок способен проявлять и выражать активность, используя для этого доступные средства общения. Учитывая значимость интенциональных проявлений для развёртывания речевого сообщения, перед логопедами встаёт задача использования невербальных средств общения в коррекционно-развиающей работе

В целом полученные результаты свидетельствуют о существенном снижении уровня коммуникативной активности детей с ОНР, проявляющемся как в меньшем количестве интенциональных проявлений, так и в их специфических особенностях. В условиях речевого недоразвития наблюдается превалирование невербальных компонентов в структуре коммуникативной активности испытуемых, доминирование деструктивных и малоэффективных способов проявления коммуникативных интенций.

Литература

  1.  Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Дону, 1999.
  2.  Серль Дж. Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежной лингвистике.  Вып. 17. - М.: Прогресс, 1986.
  3.  Ушакова Т.Н., Бартенёва З.С. Психологическое содержание речи ребёнка 3-5 лет // Вопросы психологии. – 2000. - № 2. – С.56-65.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42577. Архиватор WinRar 36.5 KB
  Запустить проводник Windows найти на диске файл более 100Кб скопировать его в папку 1. Найти на диске несколько папок и файлов 5 скопировать их в папку 2. При помощи кнопки dd – добавить в архив файл находящийся в папке 1 без папки.rr Записать время работы архиватора и размер полученного файла.
42578. РАЗНОСТНЫЕ ОПЕРАТОРЫ НЦФ 123.5 KB
  Применение разностных операторов Выделение зашумленных участковв массивах данных Данные массива = Установить после считывания по размеру массива данных. Выделить и проанализировать шумы в каротажных данных разностным оператором 3го порядка. Распределение модуля усиленных шумов: = П оператор НЦФ нормированный к 1 по сумме коэффициентов Нормированное скалярное произведение массивов zd и z в скользящем окне 2M1: Свертка Восстановление пропущенных данных и замена выбросов Сформируйте оператор восстановления пропущенных данных из...
42581. Изучить способы изменения и записи приглашения MS-DOS 42 KB
  Проделав данную лабораторную работу, я познакомился с программной оболочкой MS - DOS. Изучил основные приемы работы с файлами и каталогами.
42582. Линейные программы и условные операторы в Pascal 327 KB
  Регистр символов в Паскале не имеет значения.1 Для вычисления значений z1 и z2 необходимо ввести с клавиатуры значение переменной и вывести полученные значения z1 и z2 на экран. Выполняемые функции нахождение значения z по формулам и . 8 Результаты тестирования Разработанные программы были протестированы в 3х режимах: корректные значения граничные значения некорректные данные.
42583. ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ И ТАРИРОВКА ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ УРОВНЯ БУЙКОВОГО ТИПА УБ-П 60 KB
  Цель и порядок проведения работы Цель работы. Порядок проведения работы: Ознакомить с принципами работы буйкового уровнемера УБП Собрать измерительную схему Рассчитать массу буйка для значений 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 шкалы уровнемера. Для проведения работы: измерительный преобразователь уровня буйковый типа УБП; манометр образцовый М0160 предел измерения 16 кгс см2; гири общепромышленного назначения типа Г41100 по ГОСТ 732885. Таблица №1 Путем проведения лабораторной работы мы закрепили теоретический...
42584. Измерение содержание СО2 газоанализатором 35 KB
  Цель работы: ознакомится с принципом действия изучить прибор собрать схему произвести замеры полученные данные занести в таблицу сделать выводы. ход работы: собрать измерительную схему по рисунку проверить схему произвести замеры полученные данные занести в таблицу сделать выводы.43 Вывод: изучили схему научились работать с прибором .
42585. Моделювання системи завадостійкої передачі інформації 125.5 KB
  Створити кореляційний приймач Перемножуач інтегратор пристрій синхронізації пороговий пристрій.