75640

Особенности интерпретации невербальных средств общения дошкольниками с тяжёлыми нарушениями

Научная статья

Педагогика и дидактика

Психические и физические недостатки вызывают отклонения в развитии детей замедляя и затрудняя процесс освоения знаковой действительности. При достаточной разработанности вопроса о языковом развитии детей с общим недоразвитием речи сведений об особенностях понимания и употребления ими других видов знаков недостаточно. В настоящее время общепризнано что помимо недостатков фонетического лексико-грамматического и синтаксического оформления высказываний речевая деятельность детей с ОНР характеризуется когнитивной слабостью...

Русский

2015-01-22

52.22 KB

5 чел.

Леханова О.Л. Особенности интерпретации невербальных средств общения дошкольниками с тяжёлыми нарушениями // Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. – 2009. - № 1 (20). – С. 18-24.

С самого рождения ребёнок погружается в мир социальных знаков: слов, образов, действий. От успешности их освоения и усвоения зависит социализация и социальная адаптация ребёнка. Психические и физические недостатки вызывают отклонения в развитии детей, замедляя и затрудняя  процесс освоения знаковой действительности.

При тяжёлых нарушениях речи на первый план выступают трудности овладения языком как наиболее универсальной системой знаков. При достаточной разработанности вопроса о языковом развитии детей с общим недоразвитием речи, сведений об особенностях понимания и употребления ими других видов знаков недостаточно. В тоже время успешность речевого развития во многом определяется неречевыми факторами: уровнем когнитивного развития, особенностями эмоциональной сферы ребёнка, зрелостью социальных мотивов, сформированностью предметно-практической деятельности и т.д. Значимость неречевых факторов для становления речи и слабая изученность вопроса о состоянии при ОНР невербальных средств общения обусловливают актуальность исследования проблемы понимания и употребления детьми с тяжёлыми нарушениями речи невербальных средств общения.

Согласно общепринятому в логопедии определению, под общим недоразвитием речи понимается нарушение формирования всех компонентов речевой системы при первично сохранном слухе и интеллекте [13]. В настоящее время общепризнано, что помимо недостатков фонетического, лексико-грамматического и синтаксического оформления высказываний речевая деятельность детей с ОНР характеризуется когнитивной слабостью, десегментированностью и семантической неструктурированностью. Учитывая, что именно когнитивное развитие определяет успешность усвоения и вербальных, и невербальных знаковых средств, попытаемся выяснить природу семантических нарушений речи у детей данной группы.

Анализ нейрофизиологических сведений показывает, что при общем недоразвитии речи наблюдаются нарушения интегративной деятельности головного мозга, несогласованность работы полушарий, наличие функциональной незрелости коры головного мозга, несоответствие развития электрической активности коры и регуляторных механизмов возрастному уровню, недоразвитие длительно формирующихся в онтогенезе ассоциативных нейронных связей (З.С. Алиева, М.Э. Бернадская, Н.К. Благосклонова, Т.Ф. Костина, Л.П. Григорьева, Л.И. Переслени, Л.А. Рожкова, В.А. Толстова, Л.И. Фильчикова, М.Н. Фишман, Л.М. Шипицина и др.). М.Н. Фишман 21 установила, что выраженные локальные поражения и патологическая активность структур левого (вербального) полушария коры сочетается с зеркальными локальные изменения электрической активности в правом полушарии. Л.М. Шипицина 27 указывает на нарушение межполушарных взаимоотношений у детей с речевой патологией. Исследования Л.А. Рожковой и Л.И. Переслени 16 позволили констатировать у детей с ОНР снижение эффективности познавательной деятельности, низкий уровень пластичности ЦНС, слабое развитие циклических процессов, через которые реализуются запись и считывание поступающей информации.

Нейропсихологические исследования подтверждают наличие у детей с ОНР отклонений в психическом развитии. Так А.П. Воронова 3 и Е.М. Мастюкова 14 отмечают, что для детей с тяжелыми нарушениями речи характерны нарушения оптико-пространственного гнозиса, слухового восприятия и пальцевого стереогноза, недостаточность пространственного оперирования образами. Л.С. Цветкова 23 указывает на наличие низкого объема запоминания; инертность зрительных представлений; гетерономную интерференцию. Р.Е. Левина 9 говорит о разных группах  алаликов: детях с нарушениями психической активности, недостатками слухового и зрительного восприятия. О.Н. Усанова [19] и Т.А. Фотекова 22 выделяют недостатки самоконтроля, нарушения анализирующего восприятия, произвольной и опосредованной памяти. Т.Д. Барменкова указывает на то, что треть старших дошкольников с ОНР испытывают одинаковые затруднения и при выполнении вербальных, и при выполнении невербальных проб 2. В целом, по мнению автора, характерно снижение способности к усвоению эталонов, символов, условных заместителей, моделей. А.Н. Корнев 7], предприняв попытку системного анализа психического развития детей с ОНР, получил объективные доказательства наличия трех основных механизмов недоразвития речи: неполноценности артикуляторного праксиса, когнитивного дефицита и дефицита языковой способности. Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина 20 отмечают, что без специального обучения дети с ОНР не овладевают операциями анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

Таким образом, общее недоразвитие речи является сложным, многомодальным (термин С.Н. Шаховской 25) нарушением, которое не может быть сведено только языковой дефицитарности. Представляется логичным предположить, что обозначенные выше недостатки проявятся в специфике невербального поведения детей данной категории. Однако здесь мы сталкиваемся с определёнными противоречиями приводимых в литературе сведений.

Так проведённое В.А. Ковшиковым 5 исследование, направленное на выявление расстройств знакового выражения в речевой деятельности 4-6 летних детей с алалией показали, что при алалии расстраивается только вербальная речь. Невербальные знаковые системы, которые используются в речевой деятельности алалии оказываются сохранны. К аналогичным выводам приходит в диссертационном исследовании Е.А. Чаладзе 24.

В то же время в исследованиях И.Ю. Кондратенко, О.С. Павловой, С.Н. Шаховской, К.В. Якуниной показано, что невербальное поведение детей с ОНР отличается от такового у дошкольников с нормальным развитием речи. И.Ю.Кондратенко 6 указывает на недостаточную осознанность экспрессивных невербальных средств общения, выраженную гипомимичность, трудности адекватного невербального выражения эмоций. В исследовании О.С. Павловой 15 отмечается, что невербальное поведение дошкольников с ОНР не обеспечивает в полной мере возможность осуществления коммуникации и отличается от такового у детей с нормальным развитием речи. К.В. Якунина 28, описывая невербальный тезаурус трёх - четырёхлетних дошкольников с ОНР, отмечает его отличие от нормативного и указывает на трудности невербального выражения семантики детьми данной категории. С.Н. Шаховская 26 указывает на недостатки в распознавании и изображении невербальных знаков безречевыми детьми раннего возраста. Автор отмечает, что дети не в полной мере учитывают используемые окружающими невербальные средства общения, не придают им значения, демонстрируют неточность и необоснованность их употребления. В то же время автор отмечает, что специфика невербального поведения, особенности понимания и использования невербальных средств общения детьми данной категории изучены недостаточно и требуют дальнейшего исследования. В проведённом нами исследовании [10], [11], [12] было подтверждено наличие трудностей невербального кодирования значений детьми с ОНР. Анализ ошибок и их характер показал, что в условиях общего недоразвития речи наблюдается несформированность психологического поля значений невербальных компонентов общения, недостаточная его структурированность, дифференцированность и чёткость. Выяснилось, что дети с трудом осознают невербальные компоненты как средство выражения смысла и значения, демонстрируют отсутствие целостного и дифференцированного образа невербального паттерна с присущей ему семантикой.

Учитывая, что общение предполагает не только передачу, но и приём информации, проанализируем особенности интерпретации невербальных средств общения детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Подчеркнём, что именно в интерпретации знаков заложена возможность осуществления кодовых переходов, определяющих успешность протекания значимых для полноценной речевой деятельности внутреннеречевых механизмов.

Исследование проводилось на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего, комбинированного и общеразвивающего вида № 22, 38, 105, 102, 124 и 127 Управления образования г. Череповца. В нём приняли участие воспитанники средних, старших и подготовительных групп: 60 детей с нормальным речевым развитием и 60 детей с общим недоразвитием речи. В исследовании был применён комплекс взаимодополняющих диагностических заданий, позволяющих выявить особенности интерпретации детьми значения мимики, жестов и позы как наиболее значимых компонентов невербального общения. Было учтено, что невербальные средства общения имеют разные пласты значений (понятийный и социально-психологический) и являются индикатором активности человека, сигналом о его состоянии и отношении, показателем сформированности внутренней программы общения, а также информируют об освоенности человеком социальных норм и правил (В.А. Лабунская [8], R.E. Berdwhistell [29], P.Ekman, W.V. Friesen [30] и др.).

Первое диагностическое задание «Декодирование эмоций» было направлено на выявление особенностей узнавания и называния детьми унитарных невербальных средств; выяснение представлений детей о мыслях, чувствах и речевом поведении человека, испытывающего определённую эмоцию. Выяснилось, что дошкольники с речевым недоразвитием менее успешны в декодировании экспрессивных невербальных средств общения (см. Табл. 1).

Таблица 1

Варианты декодирования экспрессивных невербальных средств общения

          Категория детей

Варианты

ответов

Дети с нормальным

развитием речи

Дети с общим

недоразвитием речи

Значимость различий

Верное

67,7

44,7

χ2 =10,74*

Описание ситуации

13,3

2,3

χ2 =8,41*

Обозначение действия

7,3

30,3

χ2 =17,33*

Неверное

10

15

χ2 =1,14

Отказ

1,7

7,7

χ2 =4,04**

В таблице указаны  % от общего количества изображений, предлагаемых для декодирования в возрастной группе выборки (400).

* - различия значимы на уровне p0.01, ** -  различия значимы на уровне p0.05.

Как видно из таблицы, дети с общим недоразвитием речи значимо реже адекватно понимают значение невербальных сигналов, дают меньше правильных номинаций, не стремятся компенсировать возникающие затруднения описанием ситуации. Анализ осуществлённых дошкольниками номинаций показал, что при общем недоразвитии речи отсутствует или используется весьма ограниченно и неадекватно эмотивная лексика: дети не владеют частнооценочной эмотивной лексикой, недостаточно понимают значение слов-эмотивов, не дифференцируют схожие эмоции, путают слова их обозначающие. В процессе обследования выяснилось, что дети с ОНР даже в шестилетнем возрасте нередко заменяют обозначение эмоционального состояния описанием физического действия, что, согласно мнению О. К. Агавеляна 1, .Н.А. Першиной 17, Т.З. Стерниной 18 и др., свидетельствует о поверхностном восприятии эмоции и о недостаточной осознанности сенсорно-перцептивного образа.  Наибольшая разница между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием обнаружилась во время беседы, в ходе которой выяснялось, что, по мнению ребёнка, думает и говорит изображённый на картинке персонаж, почему он испытывает ту или иную эмоцию. В большинстве случаев (91,1 %  от общего количества возможных ответов) дети с ОНР не могли построить типовую модель поведения человека в ситуации переживания эмоций, затруднялись выдвинуть гипотезы относительно её причины. Выяснилось, что если в норме дифференцировки в прогнозе речи и мыслей персонажа возникают у детей в пять – шесть лет, то у дошкольников с ОНР разделения двух планов – плана содержания и плана выражения не происходит, дети затрудняются выдвигать гипотезы относительно причин эмоционального состояния, мыслей и речевого поведения человека.

Второе диагностическое задание «Декодирование жестов» направлено на определение особенностей понимания значений и интерпретации положения руки, выявление специфики понимания значения жестов детьми с нарушениями речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Анализ результатов выполнения задания позволил выявить типы интерпретации жестов:

  1.  Рука выполняет фатические действия, направленные на установление, поддержание коммуникации, передаёт сигнал о завершении общения – 14,5% ответов у детей с нормальным развитием речи, 3,3% ответов в группе детей с ОНР: рука здоровается; прощается; угрожает; говорит «иди в угол»; поднята, что хочет ответить;  стучит по столу, чтоб не шумели; стучит в дверь, когда зайти нужно.
  2.  Рука выполняет знаковое действие, служащее средством выражения информации – 18,4% ответов у детей с нормальным развитием речи, 3,9% ответов в группе детей с ОНР: говорит «стоп»; показывает «нельзя»; показывает, что всё хорошо; показывает сколько лет; останавливает такси; просит конфету.
  3.  Рука помогает регулировать собственное поведение (речевое, мыслительное) – 8,3% ответов у детей с нормальным развитием речи, 1,1% ответов в группе детей с ОНР: считает на пальцах, говорит считалку, щёлкает пальцами под музыку; показывает на картинку, когда рассказывает.
  4.  Рука осуществляет указание, воспроизводит указательный жест – 13,9% ответов у детей с нормальным развитием речи, 19,5% ответов в группе детей с ОНР: показывает там, туда, тот, то, оттуда (сфера не-Я; тут, здесь, сюда, это, этот, отсюда (сфера Я).
  5.  Рука изображает  что-то – 3,3% ответов у детей с нормальным развитием речи, 14,4% ответов в группе детей с ОНР: показывает собачку, осьминожку, страшного паука, кораблик, фигурку и др.
  6.  Рука описывается, как выполняющая какое-либо действие – 40,5% ответов у детей с нормальным развитием речи, 40,1% ответов в группе детей с ОНР: моет руки, набирает воду, в мячик играет, отряхивает, лежит, висит.

В процессе анализа результатов исследования по данной методике выявились как общие, так и специфические закономерности. Общим явилось то, что и у детей с нормальным развитием речи, и у детей с речевым недоразвитием основной процент ответов относился к 6 виду (статистического различия между выборками не выявлено). В данном случае дети не видели за движением руки какой-либо смысл и описывали руку как выполняющую какое-либо физическое действие. Незначительные различия между детьми выявились в количестве ответов, отнесённых к 4 виду. Наибольшая разница между детьми с нормальной и нарушенной речью выявилась в количестве знаковых и фатических интерпретаций. Так нормально развивающиеся дошкольники чаще воспринимали положение руки, как семантически значимое, выражающее некий коммуникативно значимый смысл. В то же время они гораздо реже, чем их сверстники с ОНР воспринимали руку как изображающую что-либо. Иногда дети с ОНР придавали положению руки специфичный смысл, демонстрировали несовпадение интерпретации и смысла. В целом результаты исследования по данной методике показали, что в условиях нормального онтогенеза значимо положение руки чаще воспринимается как жестовый сигнал, выполняющий определённую информативную или коммуникативную функцию. При недоразвитии речи дети чаще описывают руку как изображающую что-либо, либо выполняющую какое-либо физическое действие.

Третье диагностическое задание «Декодирование позы» направлено выявление особенностей декодирования позы, исследование особенностей понимания её осведомительного и регулятивного значения. Задание позволяет выявить специфику инетерпретации контурного изображения позы детьми с ОНР в сравнении с нормально развивающимися дошкольниками. Согласно психологическим данным (4, 8 и др.) поза может сигнализировать,  во-первых, об отношении человека и его состоянии, во-вторых, о статусных, ролевых, возрастных признаках коммуникативных партнёров. В первом случае человек может судить о семантике события, его причине и перспективе развития; во втором – охарактеризовать самого говорящего или слушающего. Исходя из значимости выделения особенностей восприятия и понимания действенного (событийного) и субъектного (личностного) значения позы, все высказывания детей, полученные в ходе экспериментального исследования по данному заданию, были подвергнуты контент-анализу. В процессе дальнейшей обработки результатов мы исходили из того, что в стимульном материале наиболее представлен событийный аспект, личностные особенности из изображения не явствуют и их обозначение может быть выведено ребёнком из обозначенного предикативного пласта значения.

В результате обработки полученных результатов выявилось, что при описании действенной стороны изображения, событийной стороны наглядно представленной ситуации дети с ОНР либо не описывают событийную сторону, либо делают это поверхностно и кратко. Частые отказы от ответов, превалирование существительных в рассказах детей с ОНР привели к тому, что общее количество описаний действенной стороны у детей данной категории оказалось в 2,4 раза меньше, чем у дошкольников с нормальным развитием речи. Анализ результатов показал, что все ответы детей представлены тремя основными вариантами интерпретаций действенной стороны: описанием физических действий, взаимоотношений и состояний.

  1.  Действие (физическое действие) - описание физических характеристик позы, действия, не предполагающего межличностного взаимодействия: 20,5% описаний в группе детей с нормальным развитие речи, 49,5 % описаний в группе детей с ОНР.
  2.  Взаимодействие, отношения - описание позы с указанием на процесс взаимодействия с другими людьми, отношений между ними: а) конструктивное взаимодействие - описание процесса установления и поддержания контакта: 36,8 % описаний в группе детей с нормальным развитие речи, 17,1 % описаний в группе детей с ОНР; б) деструктивное взаимодействие – описание процесса прекращения коммуникативного контакта, указание на коммуникативные трудности: 33,5% описаний в группе детей с нормальным развитие речи, 28,9% описаний в группе детей с ОНР.
  3.   Состояние – указание на состояние человека: 9,2 % описаний в группе детей с нормальным развитие речи, 4,5% описаний в группе детей с ОНР.

Исследование показало, что дети с ОНР чаще выделяют в позе физические характеристики, дошкольники с нормальным развитием речи - действия, направленные на партнера по общению. Ответы детей показывают, какую смысловую и коммуникативную нагрузку несет поза человека для дошкольников обеих категорий. Так для детей с речевым недоразвитием поза человека больше характеризует внешние особенности человека. Для детей с нормальным речевым развитием поза, прежде всего, свидетельствует об определённом отношении человека, его нацеленности на общение или уход от него. Важно и то, что дошкольники с нормальной речью, имея более благоприятный социальный опыт, чаще воспринимают позу как сигнал о начале и продолжении общения, дети с ОНР – как сигнал о завершении контакта или его затруднениях. В целом представления о позе у детей с нарушениями речи находятся на очень низком конкретном уровне, имеют в своей основе ситуативный характер, нередко привязаны к выполнению определенных действий, статичны и малоизменчивы.

Анализ ответов с целью выделения субъектных (личностных) интерпретаций участников ситуации дал возможность выделить три типа ответов:

1 тип – описание мыслей, речи и эмоционального состояния участников ситуации (23, 8 % от общего количества высказываний и ответов на вопросы, описывающих участников ситуации в норме, 4,4% - при ОНР).

2 тип – указание на социальные роли, возраст, пол, статус, оценочное описание или указание на половозрастные характеристики (71,6 % общего количества высказываний и ответов на вопросы, описывающих участников ситуации в норме, 71,1% - при ОНР).

3 тип - отказ от ответа (4,6 % ответов в норме, 24,5 % - при ОНР).

Особую трудность для дошкольников с общим недоразвитием речи представило описание мыслей, эмоций и речи изображённых на картинке людей. Нередко дети отказывались отвечать, давали формальные и поверхностные ответы. Недостаточное понимание значения позы приводило к формальному описанию людей, к минимизированию в воссоздаваемом портрете ролевых признаков личности. Выяснилось, что дошкольники с ОНР затруднялись давать описания даже при постановке конкретного вопроса либо давали недифференцированное описание, обозначая роль косвенным образом.

Обобщение результатов проведённого исследования показывает, что в условиях недоразвития речи происходит нарушение понимания и интерпретации невербальных средств общения. Выяснилось, что практически все дети с ОНР испытывают трудности в идентификации значения невербальной экспрессии, демонстрируют поверхностность восприятия, диффузность сенсорно-перцептивного эталона, недостаточную чёткость, полноту, осознанность и вербализованность эталонного образования. При определении значения жестов, позы и мимики дошкольники демонстрируют конкретность, ситуативность восприятия, недостаточную осознанность отдельных элементов невербального поведения. Обозначение семантики невербальных сигналов характеризуется преобладанием описаний физических действий субъекта, не предполагающих наличие в невербальном поведении эмоциональной и коммуникативной составляющей. В процессе инетерпретации невербальных средств общения не происходит актуализации антиципирующих моделей, дети с ОНР затрудняются строить вероятностный прогноз, невербальные сигналы не дают им возможность заглянуть за рамки наличествующей ситуации. Антиципирующие модели бедны содержательно, поверхностны и размыты, сопоставление отдельных элементов невербального поведения и перевод значений из невербальной формы в вербальную затруднены.

Незрелость невербальных средств общения как базовых предпосылок речи, невозможность их адекватного понимания и полноценной интерпретации доказывают необходимость включения в содержание логопедической работы особого раздела, предполагающего развитие у детей с ОНР понимания невербальных средств общения и формирование у дошкольников данной группы невербальных антиципирующих моделей.

Литература

  1. Агавелян О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра психол. наук   / Агавелян Оганес Карапетович – М., 1989. – 34 с.
  2. Барменкова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Барменкова, Татьяна Дмитриевна. – М., 1995. – 17 с.
  3. Воронова А.П. Нарушения зрительного гнозиса у детей с речевой патологией / А.П. Воронова // Дефектология. - 1993. - №1. – С. 47-54.
  4. Ковалёв А.Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации у человека / А.Г. Ковалёв // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга – Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 1979. – С. 14-24.
  5. Ковшиков В.А.Экспрессивная алалия / В.А.Ковшиков. – СПб.: Изд-во «Ин-т общегуманитарных исследований», 2001. – 96 с.
  6. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с нарушениями речи / И.Ю. Кондратенко // Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие. – М.: Изд-во «Айрис-пресс», 2005. – С. 149-190.
  7.  Корнев А.Н. Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи: автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. психол. наук / Корнев, Александр Николаевич. – СПб, 2007. – 36 с.
  8. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. – Ростов н/Дону: Изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.
  9. Левина Р.Е. Изучение неговорящих детей / Р.Е. Левина // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учеб. пособие: В 2 тт. - Т. II – М., 1997. – С.23-32.
  10. Леханова О.Л. Невербальные проявления интенциональных направленностей в поведении дошкольников с общим недоразвитием речи // Материалы IV межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии» (посвящённой 15-летию кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии), 27-28 апреля 2007 г. / Отв. за вып. О.А. Денисова.  – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2007. – С. 68 – 73. (0,56 п.л.)
  11. Леханова О.Л. Особенности невербального кодирования информации детьми с общим недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. – 2007. - № 1.– С. 166-169. (0,36 п.л.)                
  12. Леханова О.Л. Особенности понимания и использования невербальных средств общения детьми с общим недоразвитием речи // VI Царскосельские чтения: Международная научно-практическая конференция. 23-24 апреля 2002 г. / Под ред. В.Н. Скворцова. – Том VII. - СПб: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2002. –С. 69-74. (0,31 п.л.)
  13. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л.С. Волкова и др.. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 680 с.
  14.  Мастюкова Е.М. О нарушении гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи / Е.М. Мастюкова // Дефектология. - 1976. - №1. – С. 5-12.
  15. Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Павлова, Ольга Сергеевна. – М., 1998. – 16с.
  16. Переслени Л.И. Нейрофизиологические механизмы нарушений прогностической деятельности у детей с трудностями в обучении / Л.И. Переслени, Л.А. Рожкова // Дефектология.  –1996. – № 5. - С. 15 – 22.
  17. Першина Н.А. Коррекция отклонений в прцессах восприятия, понимания и употребления тактильно-кинестезических знаков невербального общения у умственно отсталых детей: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Першина, Наталья Анатольевна. – Екатеринбург, 1999  -19 с.
  18. Стернина Т.3.  Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития / Т.З. Стернина // Дефектология. – 1988. – № 3 - С. 8-15
  19. Усанова О.Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи / О.Н. Усанова // Дефектология. -  1993. - № 2. - С.3-12
  20. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Изд-во «Айрис-пресс», 2004. – 224 с.
  21. Фишман М.Н. Мозговые механизмы, обусловливающие отклонения в речевом развитии у детей / М.Н. Фишман // Дефектология. –2001.- №3.–С.3-9.
  22. Фотекова Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи / Т.А. Фотекова //Дефектология – 1994. -  № 2. -  С. 9-14.
  23. Цветкова Л.С. Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами речевой патологии / Л.С. Цветкова, Т.М. Пирцхалайшвили  // Дефектология.- 1975. - №5. – С. 15-23.
  24. Чаладзе Е.А. Формирование текстообразования у дошкольников с экспрессивной алалией в процессе логопедической работы: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Чаладзе, Елена Автандиловна. – М., 2001. – 171 с.
  25. Шаховская С.Н. Алалии / С.Н. Шаховская // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. – С. 156-176.
  26. Шаховская С.Н. Развитие невербальных и вербальных средств коммуникации у безречевых детей / С.Н. Шаховская // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2005. – С. 149-155.
  27. Шипицина Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения / Л.М. Шипицина // Дефектология. – 1999. - № 5. – С. 3-10.
  28. Якунина К.В. Развитие кинетических средств коммуникации у дошкольников с недоразвитием речи: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Якунина, Клара Владимировна. – М., 2000 – 16 с.
  29.  Berdwhistell R.E. Introduction to kinetics: An annotation system for analysis of body motion and gesture / R.E. Berdwhistell. – Washington, DC: Foreign Service Institute, 1952. – 240 р.
  30.  Ekman P. Unmasking the face. Englewood Cliffs / P. Ekman, W.V. Friesen. – NJ: Prentice- Hall. – 1975. – 281 р.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74482. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 98 KB
  Любое предприятие планируя величину прибыли должно взвешивать выгоды от приобретения каждой дополнительной единицы ресурсов позволяющей ему производить и продавать больше продукции. Предприятие принимает решение о приобретении дополнительных ресурсов на основе сравнения получаемого или планируемого предельного дохода от применения этого ресурса с его предельными издержками. Перспективное планирование потребности различных ресурсов на каждом предприятии должно ориентироваться на удовлетворение имеющегося спроса на продукцию и...
74483. ПЛАН ПО ТРУДУ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ 138.5 KB
  Основой составления плана по труду является учет всех ресурсов и факторов роста производительности труда определение оптимальной численности и структуры персонала обоснованный расчет фонда заработной платы. Исходными данными для разработки плана являются: Задания по росту производительности труда по численности работающих задание по сокращению ручного труда фонд заработной платы и норматив заработной платы на один рубль продукции.
74484. ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И ЦЕН 120 KB
  Производственные издержки являются основой себестоимости продукции. Чтобы определить общие издержки производства различных видов продукции необходимо знать суммарные затраты ресурсов и объем выпуска товаров. Постоянными принято называть такие издержки величина которых не изменяется в зависимости от объема выпуска продукции арендная плата расходы на освещение отопление оплата административноуправленческого персонала и т. Переменными считаются такие издержки величина которых меняется в зависимости от объема выпуска продукции сырье...
74485. Финансовое планирование. Формирование и распределение прибыли на предприятии 159.5 KB
  Планирование финансовой деятельности предприятия тесно связано с конечными результатами производства важнейшим из которых в условиях рыночных отношений является общая прибыль или совокупный доход что требует усиления роли финансов в достижении этих показателей. Доход предприятия или прибыль является в условиях рынка основой самофинансирования всех видов производственнохозяйственной деятельности и социальнотрудовых отношений персонала. Валовая прибыль определяет величину общего совокупного дохода предприятия без...
74486. ТЕХНИКА ПЕРЕГОВОРНЫХ ПРОЦЕССОВ 72.5 KB
  При проведении переговоров важно понимать общие закономерности делового общения что позволит анализировать ситуацию учитывать интересы партнера говорить на общем языке. В процессе переговоров можно выделить три основные стадии: подготовка к переговорам; процесс их ведения; анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. Основные этапы переговоров способы подачи позиции Исходный пункт любых управленческих действий это определение цели. Ошибается тот кто в качестве цели переговоров ставит безоговорочное...
74487. Особенности делового общения: деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, деловые дискуссии 66 KB
  Структура деловой беседы: подготовка к деловой беседе; установление места и времени проведения встречи; начало беседы: вступление в контакт; постановка проблемы и передача информации информирование партнёров; аргументирование выдвигаемых положений; опровержение доводов собеседника; анализ альтернатив поиск оптимального или компромиссного варианта либо конфронтация участников; принятие решения; фиксация договорённостей; завершение беседы; анализ результатов беседы своей тактики общения. является трудным и ответственным делом...
74488. Конфликты. Формы работы с конфликтами и методы их разрешения 217.5 KB
  Конфликты. Конфликты всегда существовали существуют и будут существовать они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах разногласий и противоборства разных мнений нужд побуждений желаний стилей жизни надежд интересов и личностных особенностей.
74489. Стили и средства общения 479.5 KB
  Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями человека его мировоззрением и положением в обществе характеристиками этого общества и многим другим. Все присутствующие знают друг друга лет двадцать собираются вместе 34 раза в год сидят несколько часов и говорят об одном и том же. Когда ваша рука захватывает руку другого человека так что ладонь оказывается поверхностью вниз это свидетельствует о том что вы хотите главенствовать в процессе общения с вашим партнёром рис. Оно бывает необходимо в...
74490. Этика и этикет делового общения 57 KB
  Нравственные эталоны и образцы поведения руководителя: Стремитесь превратить вашу организацию в сплочённый коллектив с высокими моральными нормами общения. etiquette означает установленный порядок поведения гделибо. Деловой этикет важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека. Деловой этикет результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения которое способствовало успеху в деловых отношениях.