75641

Использование невербальных средств общения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Научная статья

Педагогика и дидактика

Использование невербальных средств общения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи Вестник Ленинградского государственного университета им. Изучение невербального общения детей с недоразвитием речи и определение коррекционно-развивающего эффекта невербальных средств общения является одной из актуальных проблем современной логопедии. Исследование было посвящёно определению значения невербальных средств общения в формировании базовых предпосылок речи у дошкольников с ОНР и разработке содержания научно...

Русский

2015-01-22

56.67 KB

8 чел.

Леханова О.Л. Использование невербальных средств общения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина: Научный журнал. – 2008. - № 4. – С. 159-172.

Изучение  невербального общения  детей с недоразвитием речи и определение коррекционно-развивающего эффекта невербальных средств общения является одной из актуальных проблем современной логопедии. Учитывая актуальность вопроса, в период с 2000 по 2007 год  нами было проведено диссертационное исследование. Работа выполнялась  на  кафедре  дошкольной  коррекционной педагогики и специальной   психологии    (дошкольной   дефектологии)  ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет». Научным руководителем диссертационного исследования стала к.п.н., профессор Л.Р. Давидович. Экспериментальной базой исследования явились муниципальные дошкольные образовательные учреждения компенсирующего, комбинированного и общеразвивающего вида № 22, 38, 105, 102, 124 и 127 г. Череповца. Исследование было посвящёно определению значения невербальных средств общения в  формировании базовых предпосылок речи у дошкольников с ОНР и разработке содержания научно обоснованной модели обучения, ориентированного на использование невербальных средств общения с целью развития полноценной речевой деятельности у дошкольников с ОНР. Целью  работы явилось повышение эффективности коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с ОНР посредством использования невербальных средств общения.

Теоретический анализ вопроса показал, что невербальные компоненты  общения рассматриваются, с одной стороны, как средство компенсации коммуникативных трудностей в условиях ограниченности языковых средств (В.А. Ковшиков,  Л.В. Лопатина, Е.А. Чаладзе и др.), с другой стороны - как своеобразная предречевая, предкоммуникативная подготовка детей с ОНР (О.Е. Грибова, О.Е. Громова, И.Ю. Кондратенко, О.С. Павлова, С.Н. Шаховская, К.В. Якунина и др.).  В том и другом случае в центре внимания оказывается реальный ребёнок и его способность к общению и адаптации в социуме, к приёму и передаче информации.  В то же время в современной науке показано, что  невербальные средства не просто включены в общение, а являются одним из факторов, обусловливающих развитие и совершенствование речи, прогрессирование механизмов речевой   деятельности  (И.Н.  Горелов, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев и др.). В психолингвистике обозначена фундаментальная роль невербальных средств общения в онтогенезе и актуалогенезе речи (Т.В. Ахутина, Е.Н. Винарская, И.Н. Горелов, Н.И. Жинкин, Е.И. Исенина, В.А. Ковшиков, А.А. Леонтьев и др.); в психофизиологии исследована комплементарность вербальных и невербальных функций в речевом процессе (Л.Я. Балонов, В.Д. Деглин,  М.К.Кабардов, М.А. Матова и др.), в лингвистике указано на ключевое значение невербальных компонентов в процессе живого употребления языка (Е.М. Верещагин,  Ю.Н. Караулов,  Г.В. Кольшанский, В.Г Костомаров и др.); в психологии раскрыто значение невербального поведения для успешной коммуникации и социализации личности (А.А. Бодалёв, В.А. Лабунская, R.E. Berdwhistell, P.Ekman, W.V. Friesen и др.). Несмотря на достаточную разработанность проблемы коррекции речевого недоразвития (Л.С. Волкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, О.С. Орлова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.), в отечественной логопедии имеются сведения о том, что даже в условиях коррекционно-логопедической работы речевые нарушения нередко имеют устойчивую форму и продолжают сохраняться в старшем возрасте (О.Е. Грибова, Л.Р. Давидович, А.Н.Корнев и др.). В этих условиях особую значимость приобретает проблема совершенствования существующих методик  коррекции речевого недоразвития и разработки нового содержания, нацеленного на формирование у дошкольников с ОНР базовых предпосылок речи и развитие у них полноценной речевой деятельности. Интегрированность невербальных средств общения в речевую деятельность, их значение для развития речи и формирования процессов речепорождения и речевосприятия, необходимость повышения эффективности коррекции речевого недоразвития  определили актуальность исследования проблемы использования невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе. Проанализированные подходы теоретически подтвердили необходимость включения невербальных средств общения в коррекционно-логопедическую работу. На основании всестороннего теоретического рассмотрения проблемы был сделан вывод о необходимости её экспериментального исследования.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи невербальные средства общения как базовые предпосылки речи сформированы недостаточно. Включение  невербальных средств общения в систему коррекционно-логопедической работы является неотъемлемым условием развития полноценной речевой деятельности у дошкольников с ОНР. Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами были использованы теоретические, эмпирические и статистические методы исследования. В исследовании приняли участие воспитанники средних, старших и подготовительных групп.  На разных этапах в исследовании участвовало  180 детей дошкольного возраста: 60 детей с нормальным речевым развитием (20 шестилетних детей, 20 – пятилетних, 20 – четырёхлетних) и  120 детей с общим недоразвитием речи I, II и III уровней по классификации Р.Е. Левиной (40 воспитанников 6-7 лет, 40 – 5-6 лет, 40  - 4-5 лет). Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена методологическим подходом, опирающимся на философские положения о связи мышления и речи, единстве аффекта и интеллекта; анализом и использованием достижений современной психолого-педагогической науки; применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, адекватного его целям и задачам; количеством испытуемых; опытно-экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций; сочетанием количественного и качественного анализа полученных результатов, а также их статистической обработкой; внедрением материалов исследования в практику работы дошкольных учреждений.

Цель констатирующего эксперимента заключалась в исследовании состояния невербальных средств общения как базовых предпосылок речи у дошкольников с ОНР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Исходя из цели, был использован комплекс взаимодополняющих методов: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент. При разработке схемы наблюдения и подборе диагностических заданий учитывалось, что вербальные и невербальные средства в речевой деятельности взаимно интегрированы и тесно взаимосвязаны. Был учтён возраст и уровень речевого развития детей. Исследование проходило в естественных условиях и позволяло оценить состояние невербальных средств общения как базовых предпосылок а) коммуникативно-речевой интенции, б) эмоциональной выразительности речи и в) вероятностного прогнозирования. Состояние невербальных средств общения как базиса коммуникативно-речевой интенции изучалось на основе анализа спонтанного невербального поведения дошкольников и оценивалось по выраженности разнообразных инетнциональных направленностей (заинтересованность в общении, инициативное поведение, захват инициативы, прекращение общения, самозащита, согласие с партнёром), а также по уровню развития коммуникативной активности детей. Состояние невербальных предпосылок эмоциональной выразительности речи изучалось на основе исследования процессов невербального кодирования. Показателями сформированности в данном случае выступили: интонационная выразительность, адекватность выражения коммуникативных, информативных и экспрессивных значений при помощи невербальных средств общения, а также адекватность понимания и употребления эмотивной лексики. Исследование состояния невербальных средств общения как предпосылок вероятностного прогнозирования предполагало определение успешности невербального декодирования. В данном случае исследовалось понимание значения невербальных средств общения, адекватность интерпретации значимых для общения невербальных сигналов и установление соответствия между ними, умение построить вербальный и невербальный прогноз относительно причины и последствий эмоций, отношений и поступков. Диагностические задания различались по сложности и вариативности помощи при их выполнении. Уровень достоверности результатов определялся с помощью статистических методов.

Структурно констатирующий эксперимент состоял из трёх этапов, каждый из которых был направлен на реализацию своей специфической задачи. На подготовительном этапе была выделена диагностическая выборка. На основном этапе, состоявшем из трёх периодов, осуществлялось последовательное изучение состояния невербальных средств общения как базовых предпосылок коммуникативно-речевой интенции, эмоциональной выразительности речи и вероятностного прогнозирования. На заключительном этапе определялась типология индивидуальных различий в состоянии невербальных предпосылок речи у детей с ОНР.

Анализ результатов исследования, показал, что дошкольники с ОНР значимо отличаются от сверстников с нормальным развитием речи по состоянию невербальных средств общения (Табл. 1).

Таблица 1

Выраженность сформированности невербальных средств общения

как базовых предпосылок речи у дошкольников  с ОНР

в сравнении с дошкольниками с нормально развитой речью

Показатель

Дети с речевой нормой, %

Дети с ОНР, %

Значимость

различий

Невербальные предпосылки коммуникативно-речевой интенции

77,8

26,8

χ2=52,13*

Невербальные предпосылки эмоциональной выразительности речи

67,7

34,2

χ2=22,45*

Невербальные предпосылки вероятностного прогнозирования

61,4

31,2

χ2= 18,34*

* - различия значимы на уровне p0.01

Выяснилось, что у дошкольников с ОНР невербальные средства общения как базовые предпосылки речи сформированы недостаточно, что проявилось в трудностях невербального кодирования и декодирования.

Незрелость невербальных предпосылок коммуникативно-речевой интенции проявилась в своеобразии невербальных интенциональных направленностей в поведении детей с ОНР (значимая при p0.01 направленность на прекращение общения и самозащиту), в деструктивных формах проявления интенций, в доминировании низкого уровня коммуникативной активности.

Незрелость невербальных средств общения как предпосылок эмоциональной выразительности речи проявилась в их недостаточной выразительности, отсутствии комплексности в использовании различных невербальных элементов, в невозможности или серьёзных затруднениях в произвольном невербальном выражении коммуникативных, информативных и экспрессивных значений, в несформированности дифференцированных и осознанных сенсорно-перцептивных эталонов эмоций.

Незрелость невербальных предпосылок вероятностного прогнозирования выразилась в трудностях понимания значений невербальных средств общения, в ошибках их интерпретации, в невозможности невербального и вербального предвосхищения эмоций, событий, поступков, в затруднениях объяснения их причины, в бедности невербальных антиципирующих моделей. Выяснилось, что у дошкольников с ОНР заметно отстаёт от возрастной нормы формирование типа восприятия эмоций и типов интерпретации жестов и позы, дети чаще выделяют в невербальном сигнале физические характеристики, само действие, а не информацию о состоянии и отношении человека.

Дети с нормальным развитием речи по всем показателям продемонстрировали более благоприятные характеристики: они были значимо успешнее в понимании и  употреблении невербальных средств общения; проявляли более высокую коммуникативную активность и инициативность; демонстрировали большую социальную ориентированность невербального поведения, параллельность в употреблении вербальных и невербальных средств общения. Нормально развивающиеся дошкольники не испытывали серьёзных затруднений в осуществлении невербального кодирования и декодирования;  используемые ими невербальные сигналы совпадали с общепринятыми нормами; интерпретация невербальных средств общения была адекватна и позволяла дошкольникам строить вероятностный прогноз.

В ходе исследования было выяснено, что становление невербальных средств общения как базовых  предпосылок речи предполагает их осознание на уровне намерений, эмоций, отношений и причинно-следственных зависимостей.

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что группа дошкольников с ОНР по состоянию невербальных средств общения крайне неоднородна, существуют индивидуально-типические варианты сочетания незрелости невербальных средств общения (Табл.2).

 Таблица 2

Сочетание в состоянии невербальных средств общения

у дошкольников с общим недоразвитием речи

Тип

Количество детей

Состояние невербальных средств общения

как базовых предпосылок

Абс.

%

коммуникативно-речевой интенции

эмоциональной

выразительности речи

вероятностного прогнозирования

1 тип

26

43,3

-

-

+

2 тип

19

31,7

+

+

-

3 тип

15

25

-

-

-

1 тип - 43,3% детей с ОНР. На первый план выступают серьёзные трудности невербального кодирования значений, незрелость невербальных средств общения как предпосылок коммуникативно-речевой интенции и эмоциональной выразительности речи. Дети демонстрируют снижение стремления к общению, незаинтересованность в сверстнике и общении с ним. Круг общения узок, контакты непродолжительны. Невербальное поведение невыразительно, однообразно, голос блёклый, слабо модулированный, мимика маскообразна, движения дисгармоничны. Экспрессивные средства не сформированы. В то же время дети видят и замечают невербальные средства общения, понимают, что за внешней формой невербального знака стоит некоторое содержание.

2 тип – 31,7% детей с ОНР. На первый план выступают трудности декодирования невербальных средств общения, несформированность невербальных предпосылок вероятностного прогнозирования. Отмечаются нарушения понимания значения невербальных средств общения, затруднения в их интерпретации, невозможность установления соответствия между внешней формой невербального знака и его внутренним содержанием, значением. При определении значения жестов, позы и мимики дошкольники демонстрируют конкретность, ситуативность, недостаточную осознанность элементов невербального поведения. Невербальные сигналы не вызывают у детей актуализации антиципирующих моделей. Указанные нарушения сочетаются с относительно сохранным стремлением к общению, активностью в употреблении невербальных знаков и их общей эмоциональной выразительностью.

3 тип –  25 % детей с ОНР. Наблюдаются комплексные нарушения невербальных средств общения, незрелость невербальных предпосылок речи. Невербальное поведение детей отличается невыразительностью, однообразием, стереотипностью, несоответствием общепринятым нормам. Наряду с незрелостью социально-перцептивных эталонов эмоций и антиципирующих моделей,  дети не стремятся к общению, взаимодействие с окружающими минимально.

На основе анализа материалов исследования сделан вывод о том, что в условиях речевого недоразвития невербальные средства общения как базовые предпосылки речи сформированы недостаточно. Требуется специальное обучение, направленное на их формирование. Согласно полученным сведениям это станет условием развития полноценной речевой деятельности дошкольников с ОНР и, соответственно, повысит эффективность коррекции речевого недоразвития.

Методологической основой экспериментального обучения стали положения теории общения и речевой деятельности, идеи о единстве и взаимосвязи вербальных и невербальных средств общения в речевой деятельности, положения о комплексном характере коррекционно-логопедического воздействия.

В основу экспериментального обучения  были положены принципы коммуникативного, деятельностного и комплексного подхода;  принцип индивидуализации обучения, принцип концентричности, последовательности и систематичности работы. В соответствии с принципом индивидуализации обучение строилось исходя из речевых и коммуникативных возможностей детей, с учётом возраста, уровня развития речи и выявленных индивидуально-типических особенностей.  

Использование невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе предполагало:

1) особую организацию способа взаимодействия педагога и ребёнка;

2) формирование у дошкольников с ОНР невербальных средств общения.

В соответствии с первой задачей большое внимание было уделено невербальным вариантам взаимодействия с детьми. Реализация второй задачи была представлена как методическая цель по формированию невербального кодирования и декодирования. Обозначенные направления работы по формированию невербальных средств общения выступали в качестве стержневой линии экспериментального обучения и реализовывались на всех этапах экспериментального обучения.

В ходе обучения был реализован динамический подход, предполагающий сопоставление  происходящих в невербальном поведении и речевой деятельности детей изменений с ожидаемым результатом обучения.

Общая логика работы определялась задачей развития речевой деятельности. Исходя из этого, были определены условия, позволяющие достичь цели экспериментального обучения и этапы работы  (см. Рис. 1).

На первом этапе осуществлялось формирование невербальных предпосылок коммуникативно-речевой интенции, реализуемое в условиях невербального взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками. На втором - развитие невербальной эмоциональной выразительности речи, достигаемое через осознание детьми своих двигательных и эмоциональных ощущений, через формирование полисенсорных образов. На третьем - развитие вербальной эмоциональной выразительности речи, предполагающее вербально-невербальное обозначение и выражение эмоций,  состояний и отношений. На четвёртом - развитие умений и навыков построения вероятностного прогноза, осуществляемое на основе осознанного невербального предвосхищения эмоций, состояний, отношений и поступков. Организации экспериментального обучения предшествовала подготовительная работа. Она была нацелена на создание в группе особой психологической атмосферы, стимулирующей ребёнка к проявлению активности и инициативы.  

Рис. 1. Последовательность и условия экспериментального обучения

Основными организационными формами экспериментального обучения стали обогащённые специальным содержанием фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия логопеда, интегрированные занятия, режимные моменты.

Группа методов и приёмов работы подбиралась исходя из целей и задач каждого этапа. На подготовительном этапе необходимо было создать условия, способствующие формированию у детей направленности на общение. С этой целью было осуществлено изменение пространственного, предметного и дидактического наполнения группового помещения. Посредством консультаций и тренингов с педагогами и родителями реализовывалось воздействие на социальную ситуацию развития детей.

На первом этапе повышалась заинтересованность детей в общении; расширялся круг общения; развивались навыки понимания целей и содержания действий сверстников и взрослых; формировалось стремление к общению, развивалась коммуникативная активность и инициативность детей. С этой целью обучение включало организацию невербального взаимодействия в процессе совместной деятельности детей, разнообразных игр (подвижных, музыкальных, коммуникативных), ритуалов общения. Важно было создать для детей ситуации коммуникативного успеха и комфорта.

На втором  этапе ставилась задача развития выразительных движений (мимики, пантомимики, вокальной мимики). Осуществлялось формирование связи между эмоциями, их вербальным обозначением и описанием с одной стороны с соответствующими цветами, звучаниями  и движениями с другой стороны. Обучение предполагало выполнение действий по подражанию; организацию и проведение имитативных игр,  психогимнастических упражнений и этюдов.

Третий этап был направлен на закрепление связи между словом и невербальным образом, обогащение словаря дошкольников эмотивной лексикой (словами и фразеологизмами); формирование умения использовать эмотивные лексемы в связной речи и предполагал проведение разнообразных дидактических игр и упражнений, материалом для которых служили схематические изображения экспрессии, подвижные модели лица и фигуры человека. Как особый приём работы выступала подготовка детей к детским праздникам.

На четвёртом этапе основное внимание было сосредоточено на формировании невербального предвосхищения эмоций, состояний, отношений; развитии понимания логики сюжета, умения устанавливать и обозначать причинно-следственные зависимости, исходя из анализа невербальных средств общения. С этой целью использовались такие методические приемы как  подготовка детей к игре-драматизации и обучение составлению высказываний и рассказов по сюжетным, пиктографическим изображениям и сериям картин.

Для оценки эффективности экспериментального обучения был проведён контрольный эксперимент. В контрольном эксперименте принимали участие дети экспериментальной группы (30 человек) и контрольная группа той же численности, обучение в которой проводилось традиционными методами. Результаты анализировались в трёх направлениях: 1) изменение состояния невербального кодирования и декодирования; 2) изменения в состоянии коммуникативно-речевой интенции, эмоциональной выразительности речи и вероятностного прогнозирования; 3) оценка динамики в развитии речи детей.

Оценка выделенных показателей осуществлялась в соответствии с диагностической схемой, разработанной на этапе констатирующего эксперимента и изменённой в соответствии с целью контрольного исследования и с учётом коррекционно-развивающего эффекта обучения. За критерии эффективности были приняты качественные  и количественные различия в состоянии невербальных средств общения и речевой деятельности испытуемых. Результаты сопоставлялись с помощью критерия  χ2 (Табл. 3).

Таблица 3

Выраженность различий между экспериментальной и контрольной группами

Показатель

Возраст

5 л.

6 л.

7 л.

Невербальное кодирование

χ2=6,99**

χ2=11,26*

χ2=13,53*

Невербальное декодирование

χ2=22,86*

χ2=19,83*

χ2=36,64*

Коммуникативно-речевая интенция

χ2=14,44*

χ2=14,9*

χ2=21,85*

Эмоциональная выразительность речи

χ2=9,38*

χ2=21,09*

χ2=28,38*

Вероятностное прогнозирование

χ2=9,38*

χ2=22,52*

χ2= 19,89*

* - различия значимы на уровне p0.01; ** - различия значимы на уровне p0.05

Оценка значимости различий показала их достоверность. Причем наиболее ярки различия у семилетних детей. Мы объясняем это тем, что по мере взросления ребенка несформированность невербальных базовых предпосылок речи приводит к нарастанию выраженности связанных с невербальным общением нарушений речевой деятельности, что и проявляется в более высоких показателях значимости различий между экспериментальной и контрольной группами.

Оценка динамики уровня развития речи дошкольников показала, что использование невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе существенно повышает её результативность (Табл. 4).

Таблица 4

Уровень развития речи дошкольников контрольной и экспериментальной групп на этапе констатирующего и контрольного экспериментов

Возраст

Уровень развития речи

Экспериментальная группа

Контрольная группа

I ур.

II ур.

III ур.

Норма

I ур.

II ур.

III ур.

Норма

Э1

Э2

Э1

Э2

Э1

Э2

Э1

Э2

Э1

Э2

Э1

Э2

Э1

Э2

Э1

Э2

4-5

2

-

8

1

-

9

-

-

3

2

7

4

-

4

-

-

5-6

-

-

5

-

5

5

-

5

-

-

4

-

6

9

-

1

6-7

-

-

-

-

10

-

-

10

-

-

-

-

10

3

-

7

Э1 – на этапе констатирующего эксперимента; Э2  -на этапе контрольного эксперимента

Половина детей, участвующих в экспериментальном обучении приблизились к норме речевого развития, что было отражено в заключениях обследования речи, проведённом ПМПК и логопедами ДУ. В контрольной группе подобная динамика отмечена у 26,7% (различия значимы на уровне p0.01).

Данные контрольного эксперимента доказали, что в результате экспериментального обучения произошла положительная динамика  в состоянии речевой деятельности детей с ОНР.

Экспериментально доказана эффективность произошедших изменений. Различия между детьми, прошедшими экспериментальное обучение и сверстниками, обучавшимися по традиционной программе очевидны и доказаны при помощи методов математической статистики.

Полученные в диссертационном исследовании результаты позволили сформулировать следующие выводы:

  1.  В коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР необходимо учитывать значение невербальных средств общения в формировании базовых предпосылок речи и развитии полноценной речевой деятельности. Выяснено, что невербальное кодирование и декодирование есть база для речевой мотивации, речевой выразительности и речевой семантики.
  2.  В ходе исследования установлено, что у дошкольников с ОНР состояние невербальных средств общения характеризуется выраженными трудностями их понимания, неадекватностью вербально-невербального перевода в эквиваленты значений, качественным своеобразием невербального общения, недостаточной коммуникативной ориентированностью невербальных средств общения и их несоответствием общепринятым нормам употребления. Выявленные недостатки невербального кодирования и декодирования невербальных средств общения позволили констатировать, что в условиях общего недоразвития речи наблюдается незрелость невербальных предпосылок коммуникативно-речевой интенции, эмоциональной выразительности речи и вероятностного прогнозирования.
  3.  Установлена неоднородность группы детей с ОНР по успешности невербального кодирования - декодирования и выявлены  индивидуально-типические варианты нарушений невербальных средств общения: 1 тип характеризуется выраженными трудностями невербального кодирования, незрелостью предпосылок коммуникативно-речевой интенции и эмоциональной выразительности речи при относительной сохранности понимания невербальных средств общения; 2 тип характеризуется трудностями декодирования невербальных средств общения, несформированностью предпосылок вероятностного прогнозирования при относительной сохранности невербального выражения эмоций и значений; 3 тип отличается нарушениями понимания и употребления невербальных средств общения и комплексной незрелостью невербальных предпосылок речи.
  4.  Теоретически и методически обоснована, разработана и реализована модель обучения, ориентированного на использование невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе. В экспериментальном обучении созданы ситуации успешного, эффективного и комфортного невербального взаимодействия детей с окружающими; обеспечено воздействие на базовый для речи сенсомоторный уровень; созданы условия для формирования полисенсорных эталонов эмоций и типовых антиципирующих моделей; обеспечено формирование связи между словом и невербальным образом; оказано воздействие на формирование умений и навыков вербально-невербального  выражения эмоций, значений, отношений и аффективно-когнитивных цепочек событий.
  5.  Установлено, что в процессе реализации предложенной модели обучения необходимо учитывать возрастные и индивидуально-типические особенности детей, уровень развития речи дошкольников.
  6.  Доказано, что создание специальных условий, предполагающих целенаправленное и поэтапное формирование невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе способствует формированию базовых предпосылок речи и развитию полноценной речевой деятельности у дошкольников с ОНР.

В  проведённом диссертационном исследовании проблема использования невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе  приобрела теоретическую значимость и нашла конкретное практическое решение. Было доказано, что использование невербальных средств общения как способа обучения и как методической цели способствует развитию у дошкольников с ОНР полноценной речевой деятельности и повышает эффективность коррекции речевого недоразвития. Таким образом, результаты исследования подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы и высокий коррекционно-развивающий эффект предложенной модели обучения.

Дальнейшие перспективы исследования видятся в исследовании взаимосвязей в состоянии невербальных средств общения с другими сторонами психического, социального и коммуникативного развития дошкольников с ОНР; в изучении влияния традиций невербального поведения взрослых на речевое развитие детей  данной категории; в выявлении коррекционно-развивающего эффекта предложенной модели обучения в коррекции других дизонтогенетических вариантов развития дошкольников.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46732. Система стимулювання збуту в діяльності підприємства на зовнішніх ринках 1.02 MB
  Рoзглянутo наукові погляди вчених на маркетингові комунікації загалом та систему стимулювання збуту зокрема, основні складові засобів маркетингових комунікацій нa міжнародному ринку. Досліджено сучасний стан маркетингової комунікативної політики вітчизняного підприємства та проаналізовано його систему стимулювання збуту
46733. Экономическое обоснование ремонтопригодности функционального генератора 281 KB
  Функциональные генераторы относятся к измерительным приборам, вырабатывающим сигналы различных форм, т. е. различные «функции»: синусоидальную, треугольную, прямоугольную, пилообразную, ступенчатую, экспоненциальную, трапецеидальную и другие.
46734. The United States of America 28 KB
  The United States of America is a federal union of 50 states plus one independent district – the District of Columbia. Forty-nine states are situated on the continent but the 50th state is the state of Hawaii – a group of islands situated in the mid Pacific Ocean
46738. Разностные схемы: явная и неявная схемы 28.1 KB
  Решение разностной схемы называется приближенным решением дифференциальной задачи. Характеристика неявной разностной схемы Рассмотрим одномерное дифференциальное уравнение параболического типа с начальным и граничными условиями: 4.7 записана на n 1ом шаге по времени для удобства последующего изложения метода и алгоритма решения неявной разностной схемы 4. В разделе Порядок аппроксимации разностной схемы было отмечено что разностная схема 4.
46739. Современное состояние, особенности и перспективы экономики России 30.25 KB
  В итоге из неизвестности результатов поведения фирмы которому она может решить следовать может возникнуть ограниченность информации. Однако она не может оценить стратегию которую выберет конкурент изза ограниченности информации. Вообще это равновесие в условиях ограниченности информации может определяться как неоптимальное неэффективное или как провал рынка. Особый тип ограниченности информации ее асимметрия т.
46740. Тюменская область в экономике России 29.64 KB
  Одна из последних тенденций в сфере производства состоит в стремлении к выпуску разнообразных товаров на базе использования однотипных комплектующих. Часто такие структуры напоминают картель поскольку объединяются предприятия заключающие соглашения о цене объеме производимого товара разделе рынка сбыта стремящиеся монополизировать рынок отдельных товаров. К ним прежде всего относятся: поддержание цен при перепродаже товаров или поддержание розничных цен resle price mintennce RPM договор франчайзинга {frnchise greement ...