75643

Как понять себя и другого

Научная статья

Педагогика и дидактика

Особое внимание следует обратить на подбираемую к текстам наглядность: она должна отражать мимику и пантомимику персонажей. Педагог обращает внимание детей на выражении лица и позу персонажей. Аналитичность просмотра подразумевает детальный разбор мимики позы жестов персонажей мультфильма. Используются разнообразные невербальные средства: экспрессивные выражающие эмоции и чувства персонажей; изобразительные имитирующие определённые действия персонажей; указательные и символические.

Русский

2015-01-22

7.47 MB

2 чел.

Леханова О.Л. Как понять себя и другого? // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 9. – С. 100-105.

Понимание другого человека, его мыслей, мотивов является важной стороной общения. Одним из элементов социального понимания является понимание причины и последствий поступков окружающих и своих собственных.

Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что дети начинают активно интересоваться миром людей, стремятся понять их эмоции, состояния и отношения. Это приводит к познанию социальных причинно-следственных закономерностей и проявляется в умении объяснять причины и последствия поступков окружающих и своих собственных.

При общем недоразвитии речи происходит запаздывание в формировании свойственных возрасту форм общения, наблюдаются стойкие трудности во взаимодействиях и взаимоотношениях с окружающими. У дошкольников не формируется соответствующее возрасту понимание эмоций, состояний, отношений и поступков окружающих людей и своих собственных. Дети нуждаются в специальном обучении пониманию социальных причинно-следственных закономерностей. Обучение должно учитывать ограниченность вербальных (речевых) средств у детей данной категории и предполагать определённую последовательность работы.

С целью обучения пониманию старших дошкольников с ОНР социальных причинно-следственных закономерностей нами были разработаны две группы ситуаций. Первая группа ситуаций характеризуется тем, что понимание причины и последствий поступков окружающих и своих собственных не требует от детей вербального (речевого) выражения и осуществляется невербальными средствами (мимикой, пантомимикой, жестами). Вторая группа ситуаций нацелена на обучение вербальному (речевому) обозначению социальных причинно-следственных закономерностей.

Первая группа ситуаций реализуется в процессе подготовки к драматизации. Подчеркнём, что именно подготовительная работа имеет развивающий эффект и позволяет сформировать понимание социальных причинно-следственных закономерностей.

Материал.

Материалом для работы являются сюжеты сказок, рассказов, стихов, событий из повседневной жизни детей. Подбирая сюжеты, необходимо сделать акцент на их коммуникативной составляющей, общей эмоциональности героев, возможности выражения информации, состояний и отношений действующих лиц при помощи невербальных средств общения (мимики, жестов, пантомимики). Это могут быть сказки «Курочка Ряба», «Лиса и журавль», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зёрнышко»; рассказы В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок», «Яблоко», «Под грибом», «Кораблик», «Палочка – выручалочка» и др. Первоначально количество героев минимально (до 4), сюжет прост и состоит из повторяющихся действий. Затем увеличивается количество героев (до 7), удлиняются и усложняются цепочки сюжета.  Особое внимание следует обратить на подбираемую к текстам наглядность: она должна отражать мимику и пантомимику персонажей.

Последовательность работы.

1. Знакомство с содержанием текста. Знакомя детей с содержанием текста, педагог дважды его эмоционально прочитывает. В первом прочтении акцент делается на наглядности, во втором – на собственном невербальном поведении педагога.

Первый раз чтение сопровождается рассматриванием изображений (картинок, иллюстраций, мультфильмов). Педагог обращает внимание детей на выражении лица и позу персонажей.

Использование в качестве наглядности мультфильмов предполагает поэлементный аналитический просмотр. Деление мультфильма на элементы для просмотра осуществляется в соответствии с сюжетными звеньями. Аналитичность просмотра подразумевает детальный разбор мимики, позы, жестов персонажей мультфильма. Сначала просмотр осуществляется при выключенном звуке. Педагог комментирует действия и стимулирует детей к их воспроизведению. Затем дети смотрят мультфильм с включенным звуком.  Педагог акцентирует внимание на соответствии слов и невербальных средств (мимики, жестов, пантомимики).

Использование просмотра мультипликационных фильмов, созданных на основе литературных текстов или народных сказок, делает процесс обучения интересным и увлекательным. Поэлементный просмотр с выключенным и включенным звуком, детальный разбор мимики, позы, жестов мультипликационного героя позволяет детям глубже понять его эмоциональное состояние, даёт возможность установить связь между невербальными и вербальными средствами общения.

Второй раз чтение текста сопровождается выражением содержания в невербальной форме. Педагог прочитывает или  рассказывает текст, подкрепляя речь соответствующими жестами, позами, мимикой, интонацией и стимулируя детей к копированию собственного невербального поведения. Используются разнообразные невербальные средства: экспрессивные (выражающие эмоции и чувства персонажей); изобразительные (имитирующие определённые действия персонажей); указательные и символические. Символические невербальные средства общения имеют общепринятую форму исполнения и легко могут быть продублированы соответствующим словом (например, жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, угрозы, просьбы и др.).

2. Психогимнастическое обыгрывание отдельных сюжетных звеньев. В процессе обыгрывания педагог описывает действия, ощущения, дети воспроизводят поведение персонажей, отражают динамику эмоций, состояний и отношений, оречевляют персонажа. Педагог через описание действий, наглядный образец, зрительный контроль и прикосновения, помогает детям осознать двигательные и эмоциональные ощущения. В результате такой работы первоначальный текст обогащается описанием выразительных движений, двигательных и эмоциональных ощущений, аффективными возгласами и прямой речью. Это позволяет детям глубже понять содержание, наполнить текст эмоционально  и личностно значимым смыслом.

Например, в процессе подготовки к драматизации сказки «Теремок» могут разыгрываться следующие психогимнастические этюды:

«Мышка - норушка» (выражение страха, радости, интереса). Бежит по полю мышка-норушка. Страшно ей: бежит к земле приклоняется, плечики подняла, бровки тоже подняла, лапки прижала к груди, пищит от страха, оглядывается: «Пи-пи-пи. Ой, не гонится ли кто за мной?». Вдруг видит – стоит терем – теремок, не низок не высок. Обрадовалась мышка – норушка, заулыбалась, плечики расправила, в ладоши захлопала, запрыгала: «Ура! Вот где спрятаться можно». Подбежала мышка к теремочку. Интересно ей стало, носик вытянула, бровки подняла, в теремок то так заглянет, то эдак. Потом постучала и спрашивает: «Тук-тук. Кто в теремочке живёт? Тук-тук. Кто в невысоком живёт?»

«Лисичка – сестричка» (выражение хитрости, настороженности, любопытства). Бежит мимо лисичка – сестричка. Хитрющая, глазки узенькие, ко всему приглядывается, ко всему принюхивается, лапками осторожно ступает. Увидела теремок, заинтересовалась: «Ой, что это тут такое?» Подкралась потихонечку, тихо-тихо, ушки прижала, воздух нюхает, ушками слушает. Постучала и вкрадчиво, тихо говорит: «Тук-тук, кто в теремочке живёт? Тук-тук. Кто в невысоком живёт?»

 «В Теремочке» (выражение радости общения, удивления, радости встречи). Сидят в Тремочке лягушка-квакушка,  Мышка - норушка, Зайка - побегайка, Лисичка - сестричка. Хорошо им вместе, приятно. Сидят за столом, за лапки друг друга взяли, улыбаются, друг друга гладят, лапки жмут. И так им хорошо, что каждый хочет своим теплом с другом поделиться. Вдруг слышат: стучит кто-то. Удивились все, плечами пожимают, брови подняли, мордочки вытянули, спрашивают: «Кто это?». А это Волчок - серый бочок к ним в теремок просится. Пустили его в теремок. Обрадовались все ему: обнимают, за лапку здороваются, в теремок приглашают: «Заходи- заходи. Мы так тебе рады!»

3. Невербальное предвосхищение ситуации, событий и отношений.  В процессе обыгрывания отдельных сюжетных звеньев педагог стимулирует детей к выражению эмоций,  состояний и отношений, не обозначенных в тексте.

Например, в процессе подготовки к драматизации рассказа В. Сутеева «Палочка-выручалочка», дети обыгрывают сюжет «В лесу» (встреча с волком). Педагог воспроизводит текст, стимулирует детей к имитации ролевого поведения зайца: «Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза – сейчас Волк его съест. Только Ёжик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине. Взвыл Волк от боли, подпрыгнул и бежать! А Заяц и Ёжик в это время…». Далее дети пытаются воспроизвести невербальное поведение Зайца и Ёжика, выразить с помощью мимики и пантомимики их эмоции. Педагог комментирует действия детей, просит их озвучить персонажа.

4. Составление плана. Сначала дети при организующей помощи педагога составляют план отдельных сюжетных звеньев, а затем всего текста.

При составлении плана отдельных сюжетных звеньев нужно отразить изменения эмоций персонажей, динамику действия. Созданная цепочка изображений становится опорой при пересказе, осуществляемом на логопедическом занятии. Для составления такого плана используются пиктограммы лица и подвижные фигуры человека.

Пиктограмма представляет собой схематическое изображение эмоциональной мимики и позволяет создать графическую модель эмоционального ряда.

Грусть

Задумчивость

Радость

Удивление

Испуг

Отвращение

Гнев

Можно использовать как целостные, так и разрезные пиктограммы, состоящие из отдельных элементов (контур лица, брови, глаза, губы).

Подвижная фигура человека представляет собой схематическую плоскостную куклу. Подвижная фигура позволяет передать динамику движения, отразить позу персонажа.

В процессе составления плана сюжетного звена педагог помогает детям обозначить его тему, придумать название и подобрать соответствующее названию схематическое изображение.

Например, эмоциональный ряд рассмотренного выше сюжетного звена («В лесу») выглядит следующим образом:

Стрелки внутри сюжетных окошек отражают направленность общения персонажей, между окошками  - динамику действия. Первое окошко отражает название сюжетного звена.

Общий план текста состоит из последовательно расположенных тематических окошек. Например, общий план рассказа «Палочка-выручалочка» может содержать следующие схематически отображённые названия сюжетных звеньев: 1) Встреча Зайца и Ёжика. 2) Находка. 3) Через ручей. 4) Болото. 5) Спасение птенчика. 6) В лесу. 7) Заяц дома. 8) Чудесный подарок.

5. Драматизация. После последовательной отработки всех звеньев сюжета, на заключительном этапе работы проводится драматизация. Вслед за этим детям предлагается сделать зарисовки отдельных персонажей или какого-либо эпизода. Рисунки выполняются детьми по желанию и позволяют педагогу увидеть, какие сюжеты оказались для детей наиболее значимы и интересны. Кроме того, рисунки позволяют понять, стали ли дети отражать эмоции и позы персонажей.

Рис. 1. По сказке «Теремок» (Данил К., 6 л., ОНР III ур.).

Рис. 2. По сказке «Три медведя» (Павлик С.,6 л., ОНР III ур.).

Вторая группа ситуаций реализуется в процессе обучения составлению высказываний и рассказов по сюжетным изображениям и сериям картин.

Материал

Сюжетные изображения представлены картинками, фотографиями и репродукциями картин, имеющих ярко выраженную эмоциональную и социальную окраску. Важно, чтобы эмоции персонажей могли быть легко опознаны детьми.

Серии сюжетных картин подбираются таким образом, чтобы динамика события также напрямую была связана с изменением эмоционального состояния персонажей.

Подбор сюжетных изображений предполагает постепенное усложнение выражения социальных причинно-следственных закономерностей. Сначала подбираются изображения, где явно видна причина эмоционального состояния одного из героев (она обусловлена действием внешних факторов, поступками партнёра). Например, девочка плачет, т.к. мальчик сломал построенную ей башню; мальчик радуется, потому что ему дарят подарок; мальчик испугался, т.к. к нему подбежала большая злая собака.

Затем сюжеты становятся более сложными, причина не видна явно, но, всё-таки отражена в изображении. Например, мама сердится на мальчика, потому что он разорвал брюки; девочка грустно смотрит на улицу, потому что ей нельзя гулять (завязано горло); мальчик рад, потому что пришла бабушка (вешает пальто на вешалку у дверей, у мальчика раскрыты объятья).

На заключительном этапе изображения отражают лишь эмоции. Причина эмоционального состояния не отражена явно, и может быть объяснена внутренними (желаниями, характером, состоянием, отношением) или внешними (предшествующим, реальным или ожидаемым воздействием или отношением со стороны другого партнёра) факторами.  На этом этапе широко используются пиктограммы и фотографии эмоций.

Для работы можно порекомендовать репродукции следующих картин: В. Васнецов «Алёнушка», «Витязь на распутье», «С квартиру на квартиру»; К. Маковский «Дети, бегущие от грозы»;  И. Крамской «Неутешное горе»; И. Репин «Не ждали»; К. Лемох «Варька»; Н. Богданов – Бельский «Устный счёт»; Т. Яблонская «Утро» и др.

Фотографии можно подобрать, а можно сделать самим. Возможность узнать на снимке лица детей делает процесс обучения интереснее и личностно значимее. Ниже на снимках дети мимически выражают базовые эмоциональные состояния (радость, грусть, удивление, испуг, гнев):

Последовательность работы.

1. Определение эмоций. Сначала дети, рассмотрев изображение, определяют эмоциональное состояние персонажей, соотносят его с графическими эталонами (схематическими изображениями эмоциональной мимики или (и) пантомимики), цветными карточками). В соответствии с изображением моделируется поза и мимика. Детальный разбор изображения позволяет детям глубже и точнее понять смысл, определить динамику события. Например, к картине В. Васнецова «Алёнушка» подбираются следующие пиктограммы, цветная карточка и модель фигуры:

2. «Оживление картины». В процессе «оживления картины» дети  копируют изображение (как на представленной выше фотографии). Имитация позы, жестов, мимики изображённых персонажей даёт возможность разыгрывания небольших, законченных сюжетов, в основу которых положено изображённое на картинке, фотографии или репродукции событие. Дети, при организующей и направляющей помощи педагога, оречевляют персонажа, описывают  его двигательные и эмоциональные ощущения.

3. Невербальное предвосхищение ситуации, событий и отношений.  В процессе «оживления» изображения педагог просит детей показать, что было до изображённого на рисунке (рисунках) события, стимулирует продолжить событие или цепочку действий, поощряет развёртывание сюжета. Насыщение содержания причиной и следствием превращает разыгрывание по одной картинке или изображению в драматизацию с цепочкой из двух-трёх сюжетных звеньев, насыщенных эмоциональным и коммуникативным смыслом.

4. Обсуждение. В процессе обсуждения важно показать детям, что неверных предположений быть не может, но их вероятность различна (есть наиболее и наименее вероятные предположения). Педагог помогает детям выбрать наиболее вероятные предположения. Особое внимание уделяется анализу социального и эмоционального содержания ситуаций.

В процессе обсуждения перед детьми ставятся проблемные вопросы: Что произойдёт с героями  события? Какие отношения сложатся между персонажем (персонажами) и окружающими людьми (семьёй, сверстниками, соседями, знакомыми и пр.):  дружеские – враждебные, любви – ненависти, безразличные – эмоционально окрашенные и др.? Почему? Что нужно сделать для достижения наиболее благоприятного исхода событий? Важно, чтобы дети учились аргументировать свои ответы, используя высказывания – рассуждения (я думаю, что до этого было (потом будет)…, потому что…).

5. Составление плана.  Сначала педагог стимулирует детей к составлению подробного графического плана с отражением мимики (или) и пантомимики персонажей (по типу плана отдельных сюжетных звеньев при подготовке к драматизации). Затем происходит увеличение схематичности и условности знаков, отражающих динамику события, эмоций и отношений. Так динамика эмоций может быть отражена цветными карточками, сами герои -  геометрическими фигурами, взаимоотношения – стрелками.

6. Составление рассказа осуществляется на заключительном этапе. В процессе пересказа педагог стимулирует детей  к введению в рассказ описаний двигательных и эмоциональных ощущений персонажей, прямой речи, лексики, обозначающей и выражающей эмоции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22335. Структуры в языке Си: основные понятия. Массивы структур. Указатели на структуры. Вложение структур. Структуры и функции. Объединения. Перечисления. Определение и использование новых типов данных. Классы имен 45 KB
  Указатели на структуры. Структуры и функции. СТРУКТУРЫ В ЯЗЫКЕ СИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ При решении задач вычислительной математики информационного обеспечения и системного программирования очень часто приходится сталкиваться с наборами данных имеющими достаточно сложную логическую организацию.
22336. Язык Си: историческая справка, общая характеристика, основные достоинства. Подготовка к выполнению и выполнение программ в операционной среде MS DOS. Элементы языка Си: множество символов, ключевые слова, константы и переменные, операции и операторы 35.5 KB
  В языке Си имеется большой набор управляющих конструкций для реализации циклических и разветвленных алгоритмов средства для блочного и модульного программирования а также возможность гибкого управления процессом выполнения программы. В заключение перечислим некоторые основные свойства языка Си: широкий набор управляющих конструкций для организации циклов и условных переходов обеспечивающих возможность написания гибких и хорошо структурированных программ; большой набор операторов и операций многие из...
22337. Понятие типа данных. Переменные и константы. Основные типы данных в языке Си: общая характеристика, машинное представление, описание данных в программе. Числовые, символьные и строковые константы 44 KB
  Арифметические операции и арифметические выражения. Операции отношения логические операции и логические выражения. Понятие типа включает в себя следующую информацию об элементе данных: допустимый набор значений которые объект этого типа может принимать в процессе работы программы совокупность всех указанных значений мы будем называть областью определения типа; состав операций которые разрешено выполнять над объектами данного типа; способ представления элемента данных рассматриваемого типа в памяти машины; ...
22339. Массивы переменные как однородные статические структуры данных. Строки символов. Инициализация переменных и массивов. Управляющие конструкции языка Си: синтаксис и семантика 47 KB
  Так например для представления строки содержащей 40 символов в программе необходимо иметь описание вида char string[41]; т. Имя функции и назначение: strcat добавление строки string2 в конец строки string1 Формат и описание аргументов: char strcatstring1 string2 char string1; Указатель на строкуприемник char string2; Указатель на строкуисточник Возвращаемое значение равно адресу начала стороки string1 т. Имя функции и назначение: strchr поиск первого вхождения символа sym в строку string...
22340. Преобразователи частоты (ПЧ) 264 KB
  Преобразователи частоты ПЧ Преобразователи частоты предназначены для переноса спектра радиосигнала из одной области радиочастотного диапазона в другую. Рисунок Перенос спектра сигнала преобразователем частоты Обобщенная структурная схема ПЧ приведена на рисунке 2. ПЧ состоит из нелинейного элемента НЭ смесителя фильтра промежуточной частоты ФПЧ и гетеродина Г. Рисунок 2 Структурная схема преобразователя частоты Смеситель можно представить шестиполюсником на который подаются напряжения преобразуемого сигнала uC и гетеродина...
22341. Детекторы радиосигналов 676.5 KB
  Амплитудные детекторы Амплитудный детектор устройство на выходе которого создается напряжение в соответствии с законом модуляции амплитуды входного гармонического сигнала. Если на входе АД действует напряжение ивх модулированное по амплитуде колебанием с частотой F то график изменения этого напряжения во времени и его спектр имеют вид показанный на рисунке 2а. Напряжение на выходе детектора ЕД рисунок 2б должно меняться в соответствии с законом изменения огибающей Uвх входного напряжения ивх. Таким образом напряжение на выходе АД...
22342. Прием цифровых сигналов при наличии шумов 191 KB
  Модуляция несущей происходит в передатчике и параметры модулированного сигнала полностью определяются выбранным методом модуляции и возможностями элементной базы. Ситуация усложняется еще тем что все параметры среды распространения сигнала определяются только статистически и в значительной степени приближенно. Функциональные схемы приемника цифровых сигналов Для высокочастотного сигнала типовой приемник имеет функциональную схему супергетеродина т.
22343. Синхронизация гетеродина приемника с несущей частотой 112.5 KB
  Вовторых применение оптимального фильтра максимизирующего отношение сигнал шум принятого сигнала также требует снятие отсчетов в строго определенные моменты времени. Эта необходимость возникает в том случае когда в приемнике используется когерентное детектирование ВЧ сигнала. Следовательно несущая и тактовая частоты должны быть восстановлены непосредственно в приемнике из принятого сигнала или получены от того же самого передатчика в виде опорного пилотсигнала. Параметры принятого сигнала Передаваемый и принимаемый сигналы...