75643

Как понять себя и другого

Научная статья

Педагогика и дидактика

Особое внимание следует обратить на подбираемую к текстам наглядность: она должна отражать мимику и пантомимику персонажей. Педагог обращает внимание детей на выражении лица и позу персонажей. Аналитичность просмотра подразумевает детальный разбор мимики позы жестов персонажей мультфильма. Используются разнообразные невербальные средства: экспрессивные выражающие эмоции и чувства персонажей; изобразительные имитирующие определённые действия персонажей; указательные и символические.

Русский

2015-01-22

7.47 MB

1 чел.

Леханова О.Л. Как понять себя и другого? // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 9. – С. 100-105.

Понимание другого человека, его мыслей, мотивов является важной стороной общения. Одним из элементов социального понимания является понимание причины и последствий поступков окружающих и своих собственных.

Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что дети начинают активно интересоваться миром людей, стремятся понять их эмоции, состояния и отношения. Это приводит к познанию социальных причинно-следственных закономерностей и проявляется в умении объяснять причины и последствия поступков окружающих и своих собственных.

При общем недоразвитии речи происходит запаздывание в формировании свойственных возрасту форм общения, наблюдаются стойкие трудности во взаимодействиях и взаимоотношениях с окружающими. У дошкольников не формируется соответствующее возрасту понимание эмоций, состояний, отношений и поступков окружающих людей и своих собственных. Дети нуждаются в специальном обучении пониманию социальных причинно-следственных закономерностей. Обучение должно учитывать ограниченность вербальных (речевых) средств у детей данной категории и предполагать определённую последовательность работы.

С целью обучения пониманию старших дошкольников с ОНР социальных причинно-следственных закономерностей нами были разработаны две группы ситуаций. Первая группа ситуаций характеризуется тем, что понимание причины и последствий поступков окружающих и своих собственных не требует от детей вербального (речевого) выражения и осуществляется невербальными средствами (мимикой, пантомимикой, жестами). Вторая группа ситуаций нацелена на обучение вербальному (речевому) обозначению социальных причинно-следственных закономерностей.

Первая группа ситуаций реализуется в процессе подготовки к драматизации. Подчеркнём, что именно подготовительная работа имеет развивающий эффект и позволяет сформировать понимание социальных причинно-следственных закономерностей.

Материал.

Материалом для работы являются сюжеты сказок, рассказов, стихов, событий из повседневной жизни детей. Подбирая сюжеты, необходимо сделать акцент на их коммуникативной составляющей, общей эмоциональности героев, возможности выражения информации, состояний и отношений действующих лиц при помощи невербальных средств общения (мимики, жестов, пантомимики). Это могут быть сказки «Курочка Ряба», «Лиса и журавль», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зёрнышко»; рассказы В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок», «Яблоко», «Под грибом», «Кораблик», «Палочка – выручалочка» и др. Первоначально количество героев минимально (до 4), сюжет прост и состоит из повторяющихся действий. Затем увеличивается количество героев (до 7), удлиняются и усложняются цепочки сюжета.  Особое внимание следует обратить на подбираемую к текстам наглядность: она должна отражать мимику и пантомимику персонажей.

Последовательность работы.

1. Знакомство с содержанием текста. Знакомя детей с содержанием текста, педагог дважды его эмоционально прочитывает. В первом прочтении акцент делается на наглядности, во втором – на собственном невербальном поведении педагога.

Первый раз чтение сопровождается рассматриванием изображений (картинок, иллюстраций, мультфильмов). Педагог обращает внимание детей на выражении лица и позу персонажей.

Использование в качестве наглядности мультфильмов предполагает поэлементный аналитический просмотр. Деление мультфильма на элементы для просмотра осуществляется в соответствии с сюжетными звеньями. Аналитичность просмотра подразумевает детальный разбор мимики, позы, жестов персонажей мультфильма. Сначала просмотр осуществляется при выключенном звуке. Педагог комментирует действия и стимулирует детей к их воспроизведению. Затем дети смотрят мультфильм с включенным звуком.  Педагог акцентирует внимание на соответствии слов и невербальных средств (мимики, жестов, пантомимики).

Использование просмотра мультипликационных фильмов, созданных на основе литературных текстов или народных сказок, делает процесс обучения интересным и увлекательным. Поэлементный просмотр с выключенным и включенным звуком, детальный разбор мимики, позы, жестов мультипликационного героя позволяет детям глубже понять его эмоциональное состояние, даёт возможность установить связь между невербальными и вербальными средствами общения.

Второй раз чтение текста сопровождается выражением содержания в невербальной форме. Педагог прочитывает или  рассказывает текст, подкрепляя речь соответствующими жестами, позами, мимикой, интонацией и стимулируя детей к копированию собственного невербального поведения. Используются разнообразные невербальные средства: экспрессивные (выражающие эмоции и чувства персонажей); изобразительные (имитирующие определённые действия персонажей); указательные и символические. Символические невербальные средства общения имеют общепринятую форму исполнения и легко могут быть продублированы соответствующим словом (например, жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, угрозы, просьбы и др.).

2. Психогимнастическое обыгрывание отдельных сюжетных звеньев. В процессе обыгрывания педагог описывает действия, ощущения, дети воспроизводят поведение персонажей, отражают динамику эмоций, состояний и отношений, оречевляют персонажа. Педагог через описание действий, наглядный образец, зрительный контроль и прикосновения, помогает детям осознать двигательные и эмоциональные ощущения. В результате такой работы первоначальный текст обогащается описанием выразительных движений, двигательных и эмоциональных ощущений, аффективными возгласами и прямой речью. Это позволяет детям глубже понять содержание, наполнить текст эмоционально  и личностно значимым смыслом.

Например, в процессе подготовки к драматизации сказки «Теремок» могут разыгрываться следующие психогимнастические этюды:

«Мышка - норушка» (выражение страха, радости, интереса). Бежит по полю мышка-норушка. Страшно ей: бежит к земле приклоняется, плечики подняла, бровки тоже подняла, лапки прижала к груди, пищит от страха, оглядывается: «Пи-пи-пи. Ой, не гонится ли кто за мной?». Вдруг видит – стоит терем – теремок, не низок не высок. Обрадовалась мышка – норушка, заулыбалась, плечики расправила, в ладоши захлопала, запрыгала: «Ура! Вот где спрятаться можно». Подбежала мышка к теремочку. Интересно ей стало, носик вытянула, бровки подняла, в теремок то так заглянет, то эдак. Потом постучала и спрашивает: «Тук-тук. Кто в теремочке живёт? Тук-тук. Кто в невысоком живёт?»

«Лисичка – сестричка» (выражение хитрости, настороженности, любопытства). Бежит мимо лисичка – сестричка. Хитрющая, глазки узенькие, ко всему приглядывается, ко всему принюхивается, лапками осторожно ступает. Увидела теремок, заинтересовалась: «Ой, что это тут такое?» Подкралась потихонечку, тихо-тихо, ушки прижала, воздух нюхает, ушками слушает. Постучала и вкрадчиво, тихо говорит: «Тук-тук, кто в теремочке живёт? Тук-тук. Кто в невысоком живёт?»

 «В Теремочке» (выражение радости общения, удивления, радости встречи). Сидят в Тремочке лягушка-квакушка,  Мышка - норушка, Зайка - побегайка, Лисичка - сестричка. Хорошо им вместе, приятно. Сидят за столом, за лапки друг друга взяли, улыбаются, друг друга гладят, лапки жмут. И так им хорошо, что каждый хочет своим теплом с другом поделиться. Вдруг слышат: стучит кто-то. Удивились все, плечами пожимают, брови подняли, мордочки вытянули, спрашивают: «Кто это?». А это Волчок - серый бочок к ним в теремок просится. Пустили его в теремок. Обрадовались все ему: обнимают, за лапку здороваются, в теремок приглашают: «Заходи- заходи. Мы так тебе рады!»

3. Невербальное предвосхищение ситуации, событий и отношений.  В процессе обыгрывания отдельных сюжетных звеньев педагог стимулирует детей к выражению эмоций,  состояний и отношений, не обозначенных в тексте.

Например, в процессе подготовки к драматизации рассказа В. Сутеева «Палочка-выручалочка», дети обыгрывают сюжет «В лесу» (встреча с волком). Педагог воспроизводит текст, стимулирует детей к имитации ролевого поведения зайца: «Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза – сейчас Волк его съест. Только Ёжик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине. Взвыл Волк от боли, подпрыгнул и бежать! А Заяц и Ёжик в это время…». Далее дети пытаются воспроизвести невербальное поведение Зайца и Ёжика, выразить с помощью мимики и пантомимики их эмоции. Педагог комментирует действия детей, просит их озвучить персонажа.

4. Составление плана. Сначала дети при организующей помощи педагога составляют план отдельных сюжетных звеньев, а затем всего текста.

При составлении плана отдельных сюжетных звеньев нужно отразить изменения эмоций персонажей, динамику действия. Созданная цепочка изображений становится опорой при пересказе, осуществляемом на логопедическом занятии. Для составления такого плана используются пиктограммы лица и подвижные фигуры человека.

Пиктограмма представляет собой схематическое изображение эмоциональной мимики и позволяет создать графическую модель эмоционального ряда.

Грусть

Задумчивость

Радость

Удивление

Испуг

Отвращение

Гнев

Можно использовать как целостные, так и разрезные пиктограммы, состоящие из отдельных элементов (контур лица, брови, глаза, губы).

Подвижная фигура человека представляет собой схематическую плоскостную куклу. Подвижная фигура позволяет передать динамику движения, отразить позу персонажа.

В процессе составления плана сюжетного звена педагог помогает детям обозначить его тему, придумать название и подобрать соответствующее названию схематическое изображение.

Например, эмоциональный ряд рассмотренного выше сюжетного звена («В лесу») выглядит следующим образом:

Стрелки внутри сюжетных окошек отражают направленность общения персонажей, между окошками  - динамику действия. Первое окошко отражает название сюжетного звена.

Общий план текста состоит из последовательно расположенных тематических окошек. Например, общий план рассказа «Палочка-выручалочка» может содержать следующие схематически отображённые названия сюжетных звеньев: 1) Встреча Зайца и Ёжика. 2) Находка. 3) Через ручей. 4) Болото. 5) Спасение птенчика. 6) В лесу. 7) Заяц дома. 8) Чудесный подарок.

5. Драматизация. После последовательной отработки всех звеньев сюжета, на заключительном этапе работы проводится драматизация. Вслед за этим детям предлагается сделать зарисовки отдельных персонажей или какого-либо эпизода. Рисунки выполняются детьми по желанию и позволяют педагогу увидеть, какие сюжеты оказались для детей наиболее значимы и интересны. Кроме того, рисунки позволяют понять, стали ли дети отражать эмоции и позы персонажей.

Рис. 1. По сказке «Теремок» (Данил К., 6 л., ОНР III ур.).

Рис. 2. По сказке «Три медведя» (Павлик С.,6 л., ОНР III ур.).

Вторая группа ситуаций реализуется в процессе обучения составлению высказываний и рассказов по сюжетным изображениям и сериям картин.

Материал

Сюжетные изображения представлены картинками, фотографиями и репродукциями картин, имеющих ярко выраженную эмоциональную и социальную окраску. Важно, чтобы эмоции персонажей могли быть легко опознаны детьми.

Серии сюжетных картин подбираются таким образом, чтобы динамика события также напрямую была связана с изменением эмоционального состояния персонажей.

Подбор сюжетных изображений предполагает постепенное усложнение выражения социальных причинно-следственных закономерностей. Сначала подбираются изображения, где явно видна причина эмоционального состояния одного из героев (она обусловлена действием внешних факторов, поступками партнёра). Например, девочка плачет, т.к. мальчик сломал построенную ей башню; мальчик радуется, потому что ему дарят подарок; мальчик испугался, т.к. к нему подбежала большая злая собака.

Затем сюжеты становятся более сложными, причина не видна явно, но, всё-таки отражена в изображении. Например, мама сердится на мальчика, потому что он разорвал брюки; девочка грустно смотрит на улицу, потому что ей нельзя гулять (завязано горло); мальчик рад, потому что пришла бабушка (вешает пальто на вешалку у дверей, у мальчика раскрыты объятья).

На заключительном этапе изображения отражают лишь эмоции. Причина эмоционального состояния не отражена явно, и может быть объяснена внутренними (желаниями, характером, состоянием, отношением) или внешними (предшествующим, реальным или ожидаемым воздействием или отношением со стороны другого партнёра) факторами.  На этом этапе широко используются пиктограммы и фотографии эмоций.

Для работы можно порекомендовать репродукции следующих картин: В. Васнецов «Алёнушка», «Витязь на распутье», «С квартиру на квартиру»; К. Маковский «Дети, бегущие от грозы»;  И. Крамской «Неутешное горе»; И. Репин «Не ждали»; К. Лемох «Варька»; Н. Богданов – Бельский «Устный счёт»; Т. Яблонская «Утро» и др.

Фотографии можно подобрать, а можно сделать самим. Возможность узнать на снимке лица детей делает процесс обучения интереснее и личностно значимее. Ниже на снимках дети мимически выражают базовые эмоциональные состояния (радость, грусть, удивление, испуг, гнев):

Последовательность работы.

1. Определение эмоций. Сначала дети, рассмотрев изображение, определяют эмоциональное состояние персонажей, соотносят его с графическими эталонами (схематическими изображениями эмоциональной мимики или (и) пантомимики), цветными карточками). В соответствии с изображением моделируется поза и мимика. Детальный разбор изображения позволяет детям глубже и точнее понять смысл, определить динамику события. Например, к картине В. Васнецова «Алёнушка» подбираются следующие пиктограммы, цветная карточка и модель фигуры:

2. «Оживление картины». В процессе «оживления картины» дети  копируют изображение (как на представленной выше фотографии). Имитация позы, жестов, мимики изображённых персонажей даёт возможность разыгрывания небольших, законченных сюжетов, в основу которых положено изображённое на картинке, фотографии или репродукции событие. Дети, при организующей и направляющей помощи педагога, оречевляют персонажа, описывают  его двигательные и эмоциональные ощущения.

3. Невербальное предвосхищение ситуации, событий и отношений.  В процессе «оживления» изображения педагог просит детей показать, что было до изображённого на рисунке (рисунках) события, стимулирует продолжить событие или цепочку действий, поощряет развёртывание сюжета. Насыщение содержания причиной и следствием превращает разыгрывание по одной картинке или изображению в драматизацию с цепочкой из двух-трёх сюжетных звеньев, насыщенных эмоциональным и коммуникативным смыслом.

4. Обсуждение. В процессе обсуждения важно показать детям, что неверных предположений быть не может, но их вероятность различна (есть наиболее и наименее вероятные предположения). Педагог помогает детям выбрать наиболее вероятные предположения. Особое внимание уделяется анализу социального и эмоционального содержания ситуаций.

В процессе обсуждения перед детьми ставятся проблемные вопросы: Что произойдёт с героями  события? Какие отношения сложатся между персонажем (персонажами) и окружающими людьми (семьёй, сверстниками, соседями, знакомыми и пр.):  дружеские – враждебные, любви – ненависти, безразличные – эмоционально окрашенные и др.? Почему? Что нужно сделать для достижения наиболее благоприятного исхода событий? Важно, чтобы дети учились аргументировать свои ответы, используя высказывания – рассуждения (я думаю, что до этого было (потом будет)…, потому что…).

5. Составление плана.  Сначала педагог стимулирует детей к составлению подробного графического плана с отражением мимики (или) и пантомимики персонажей (по типу плана отдельных сюжетных звеньев при подготовке к драматизации). Затем происходит увеличение схематичности и условности знаков, отражающих динамику события, эмоций и отношений. Так динамика эмоций может быть отражена цветными карточками, сами герои -  геометрическими фигурами, взаимоотношения – стрелками.

6. Составление рассказа осуществляется на заключительном этапе. В процессе пересказа педагог стимулирует детей  к введению в рассказ описаний двигательных и эмоциональных ощущений персонажей, прямой речи, лексики, обозначающей и выражающей эмоции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43601. МЕРOПРИЯТИЯ ПO УЛУЧШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНOСТИ УПРAВЛЕНИЯ КAПИТАЛОМ НА ИП ЗИНИНA А.И 233.92 KB
  3 Кoнцепции упрвления кпиталом нализ сoстава и структуры кпитала предприятия. Пoлучение прибыли на сегoдня этo результт првильных решений o прoпорциях влoжения кпитала принятых дo нчала oперационной деятельнoсти предприятия. Oт тoго как испoльзуется кпитал звисит величин прибыли предприятия следовательнo и егo дльнейшее рзвитие. В связи с этим oсобое знчение приoбретает исследoвание прoблем связнных с пoвышением эффективнoсти использoвания кпитала предприятия тк кк движение стoимости ресурсoв и их кругooборот станoвятся...
43602. Управление техническим состоянием осуществляется на основе научно обосновательной системой технического обслуживания и ремонта СПК «Петровщина» 208.78 KB
  СПК «Петровщина» был организован в 40-х годах в западной части Глубокского района Витебской области. Сельскохозяйственный производственный кооператив был создан путем реорганизации колхоза «Победа» на основании решения Глубокского райисполкома.
43603. ФОРМУВАННЯ РЕКЛАМНОЇ КАМПАНІЇ ТУРИСТИЧНОЇ АГЕНЦІЇ 49.16 KB
  Розрахунки необхідного бюджету для проведення рекламної кампанії ВИСНОВКИ ПЕРЕЛІК ВИКОРИСТАНОЇ ЛІТЕРАТУРИ ДОДАТКИ РОЗДІЛ 1 СУЧАСНІ ТЕОРЕТИЧНІ ТА МЕТОДИЧНІ СКЛАДОВІ РЕКЛАМНОЇ КАМПАНІЇ В ТУРИСТИЧНОМУ БІЗНЕСІ Нині одним з найпоширеніших засобів стимулювання попиту на різні види продукції і послуги є реклама. Проте для багатьох організацій чисто інформативна реклама має другорядне значення. На стадії спаду реклама в основному недоцільна виключаючи необхідність інформування про розпродажі товарів. Спочатку реклама потрібна для того щоб створити...
43604. Дослідження історії і методологічних основ формування поглядів на простір і час 338.51 KB
  Дослідження методологічних підходів до формування понять матерії, простору і часу в історичному їх розвитку є цікавим і науково важливим, оскільки вся фізична наука будувалася і будується в наш час з урахуванням сформованих на кожному історичному періоді поглядів на ці філософські категорії.
43605. Приготовление блюда «Судак фри с картофелем, соус томатный» 524.83 KB
  Первые столовые возникли на Путиловском заводе в Петрограде, а за тем в Москве и других городах. В условиях острой нехватки продуктов и хозяйственной разрухи в период гражданской войны и иностранной интервенции общественные столовые сыграли большую роль в обеспечении питанием населения.
43606. Особенности регистрации прав отдельных категорий недвижимого имущества и сделок с ними 303.56 KB
  Рынок недвижимости в России пережил период становления и в настоящее время существует необходимость осмыслить всё к чему пришла правовая мысль в области оборота недвижимого имущества. Учитывая большое значение объектов недвижимости в жизни и деятельности граждан и юридических лиц а также в гражданском обороте закон закрепил её специальный правовой режим. Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том что в настоящее время институт недвижимости занимает одно из основных мест в современном обществе. Целью выпускной...
43607. Практические применения методов оценки доходной недвижимости 199.32 KB
  Недвижимость выступает основой личного существования для граждан и служит базой для хозяйственной деятельности и развития предприятий и организаций всех форм собственности. В России происходит активное формирование и развитие рынка недвижимости и все большее число граждан, предприятий и организаций участвует в операциях с недвижимостью.
43608. Развитие внешнеэкономической деятельности в новосибирском транспортно – логистическом узле 1001.06 KB
  По суммарным показателям научно-промышленного, образовательного и культурного потенциала Новосибирск прочно занимает лидирующее положение в Сибири и третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга.