75643

Как понять себя и другого

Научная статья

Педагогика и дидактика

Особое внимание следует обратить на подбираемую к текстам наглядность: она должна отражать мимику и пантомимику персонажей. Педагог обращает внимание детей на выражении лица и позу персонажей. Аналитичность просмотра подразумевает детальный разбор мимики позы жестов персонажей мультфильма. Используются разнообразные невербальные средства: экспрессивные выражающие эмоции и чувства персонажей; изобразительные имитирующие определённые действия персонажей; указательные и символические.

Русский

2015-01-22

7.47 MB

1 чел.

Леханова О.Л. Как понять себя и другого? // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 9. – С. 100-105.

Понимание другого человека, его мыслей, мотивов является важной стороной общения. Одним из элементов социального понимания является понимание причины и последствий поступков окружающих и своих собственных.

Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что дети начинают активно интересоваться миром людей, стремятся понять их эмоции, состояния и отношения. Это приводит к познанию социальных причинно-следственных закономерностей и проявляется в умении объяснять причины и последствия поступков окружающих и своих собственных.

При общем недоразвитии речи происходит запаздывание в формировании свойственных возрасту форм общения, наблюдаются стойкие трудности во взаимодействиях и взаимоотношениях с окружающими. У дошкольников не формируется соответствующее возрасту понимание эмоций, состояний, отношений и поступков окружающих людей и своих собственных. Дети нуждаются в специальном обучении пониманию социальных причинно-следственных закономерностей. Обучение должно учитывать ограниченность вербальных (речевых) средств у детей данной категории и предполагать определённую последовательность работы.

С целью обучения пониманию старших дошкольников с ОНР социальных причинно-следственных закономерностей нами были разработаны две группы ситуаций. Первая группа ситуаций характеризуется тем, что понимание причины и последствий поступков окружающих и своих собственных не требует от детей вербального (речевого) выражения и осуществляется невербальными средствами (мимикой, пантомимикой, жестами). Вторая группа ситуаций нацелена на обучение вербальному (речевому) обозначению социальных причинно-следственных закономерностей.

Первая группа ситуаций реализуется в процессе подготовки к драматизации. Подчеркнём, что именно подготовительная работа имеет развивающий эффект и позволяет сформировать понимание социальных причинно-следственных закономерностей.

Материал.

Материалом для работы являются сюжеты сказок, рассказов, стихов, событий из повседневной жизни детей. Подбирая сюжеты, необходимо сделать акцент на их коммуникативной составляющей, общей эмоциональности героев, возможности выражения информации, состояний и отношений действующих лиц при помощи невербальных средств общения (мимики, жестов, пантомимики). Это могут быть сказки «Курочка Ряба», «Лиса и журавль», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зёрнышко»; рассказы В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок», «Яблоко», «Под грибом», «Кораблик», «Палочка – выручалочка» и др. Первоначально количество героев минимально (до 4), сюжет прост и состоит из повторяющихся действий. Затем увеличивается количество героев (до 7), удлиняются и усложняются цепочки сюжета.  Особое внимание следует обратить на подбираемую к текстам наглядность: она должна отражать мимику и пантомимику персонажей.

Последовательность работы.

1. Знакомство с содержанием текста. Знакомя детей с содержанием текста, педагог дважды его эмоционально прочитывает. В первом прочтении акцент делается на наглядности, во втором – на собственном невербальном поведении педагога.

Первый раз чтение сопровождается рассматриванием изображений (картинок, иллюстраций, мультфильмов). Педагог обращает внимание детей на выражении лица и позу персонажей.

Использование в качестве наглядности мультфильмов предполагает поэлементный аналитический просмотр. Деление мультфильма на элементы для просмотра осуществляется в соответствии с сюжетными звеньями. Аналитичность просмотра подразумевает детальный разбор мимики, позы, жестов персонажей мультфильма. Сначала просмотр осуществляется при выключенном звуке. Педагог комментирует действия и стимулирует детей к их воспроизведению. Затем дети смотрят мультфильм с включенным звуком.  Педагог акцентирует внимание на соответствии слов и невербальных средств (мимики, жестов, пантомимики).

Использование просмотра мультипликационных фильмов, созданных на основе литературных текстов или народных сказок, делает процесс обучения интересным и увлекательным. Поэлементный просмотр с выключенным и включенным звуком, детальный разбор мимики, позы, жестов мультипликационного героя позволяет детям глубже понять его эмоциональное состояние, даёт возможность установить связь между невербальными и вербальными средствами общения.

Второй раз чтение текста сопровождается выражением содержания в невербальной форме. Педагог прочитывает или  рассказывает текст, подкрепляя речь соответствующими жестами, позами, мимикой, интонацией и стимулируя детей к копированию собственного невербального поведения. Используются разнообразные невербальные средства: экспрессивные (выражающие эмоции и чувства персонажей); изобразительные (имитирующие определённые действия персонажей); указательные и символические. Символические невербальные средства общения имеют общепринятую форму исполнения и легко могут быть продублированы соответствующим словом (например, жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, угрозы, просьбы и др.).

2. Психогимнастическое обыгрывание отдельных сюжетных звеньев. В процессе обыгрывания педагог описывает действия, ощущения, дети воспроизводят поведение персонажей, отражают динамику эмоций, состояний и отношений, оречевляют персонажа. Педагог через описание действий, наглядный образец, зрительный контроль и прикосновения, помогает детям осознать двигательные и эмоциональные ощущения. В результате такой работы первоначальный текст обогащается описанием выразительных движений, двигательных и эмоциональных ощущений, аффективными возгласами и прямой речью. Это позволяет детям глубже понять содержание, наполнить текст эмоционально  и личностно значимым смыслом.

Например, в процессе подготовки к драматизации сказки «Теремок» могут разыгрываться следующие психогимнастические этюды:

«Мышка - норушка» (выражение страха, радости, интереса). Бежит по полю мышка-норушка. Страшно ей: бежит к земле приклоняется, плечики подняла, бровки тоже подняла, лапки прижала к груди, пищит от страха, оглядывается: «Пи-пи-пи. Ой, не гонится ли кто за мной?». Вдруг видит – стоит терем – теремок, не низок не высок. Обрадовалась мышка – норушка, заулыбалась, плечики расправила, в ладоши захлопала, запрыгала: «Ура! Вот где спрятаться можно». Подбежала мышка к теремочку. Интересно ей стало, носик вытянула, бровки подняла, в теремок то так заглянет, то эдак. Потом постучала и спрашивает: «Тук-тук. Кто в теремочке живёт? Тук-тук. Кто в невысоком живёт?»

«Лисичка – сестричка» (выражение хитрости, настороженности, любопытства). Бежит мимо лисичка – сестричка. Хитрющая, глазки узенькие, ко всему приглядывается, ко всему принюхивается, лапками осторожно ступает. Увидела теремок, заинтересовалась: «Ой, что это тут такое?» Подкралась потихонечку, тихо-тихо, ушки прижала, воздух нюхает, ушками слушает. Постучала и вкрадчиво, тихо говорит: «Тук-тук, кто в теремочке живёт? Тук-тук. Кто в невысоком живёт?»

 «В Теремочке» (выражение радости общения, удивления, радости встречи). Сидят в Тремочке лягушка-квакушка,  Мышка - норушка, Зайка - побегайка, Лисичка - сестричка. Хорошо им вместе, приятно. Сидят за столом, за лапки друг друга взяли, улыбаются, друг друга гладят, лапки жмут. И так им хорошо, что каждый хочет своим теплом с другом поделиться. Вдруг слышат: стучит кто-то. Удивились все, плечами пожимают, брови подняли, мордочки вытянули, спрашивают: «Кто это?». А это Волчок - серый бочок к ним в теремок просится. Пустили его в теремок. Обрадовались все ему: обнимают, за лапку здороваются, в теремок приглашают: «Заходи- заходи. Мы так тебе рады!»

3. Невербальное предвосхищение ситуации, событий и отношений.  В процессе обыгрывания отдельных сюжетных звеньев педагог стимулирует детей к выражению эмоций,  состояний и отношений, не обозначенных в тексте.

Например, в процессе подготовки к драматизации рассказа В. Сутеева «Палочка-выручалочка», дети обыгрывают сюжет «В лесу» (встреча с волком). Педагог воспроизводит текст, стимулирует детей к имитации ролевого поведения зайца: «Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза – сейчас Волк его съест. Только Ёжик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине. Взвыл Волк от боли, подпрыгнул и бежать! А Заяц и Ёжик в это время…». Далее дети пытаются воспроизвести невербальное поведение Зайца и Ёжика, выразить с помощью мимики и пантомимики их эмоции. Педагог комментирует действия детей, просит их озвучить персонажа.

4. Составление плана. Сначала дети при организующей помощи педагога составляют план отдельных сюжетных звеньев, а затем всего текста.

При составлении плана отдельных сюжетных звеньев нужно отразить изменения эмоций персонажей, динамику действия. Созданная цепочка изображений становится опорой при пересказе, осуществляемом на логопедическом занятии. Для составления такого плана используются пиктограммы лица и подвижные фигуры человека.

Пиктограмма представляет собой схематическое изображение эмоциональной мимики и позволяет создать графическую модель эмоционального ряда.

Грусть

Задумчивость

Радость

Удивление

Испуг

Отвращение

Гнев

Можно использовать как целостные, так и разрезные пиктограммы, состоящие из отдельных элементов (контур лица, брови, глаза, губы).

Подвижная фигура человека представляет собой схематическую плоскостную куклу. Подвижная фигура позволяет передать динамику движения, отразить позу персонажа.

В процессе составления плана сюжетного звена педагог помогает детям обозначить его тему, придумать название и подобрать соответствующее названию схематическое изображение.

Например, эмоциональный ряд рассмотренного выше сюжетного звена («В лесу») выглядит следующим образом:

Стрелки внутри сюжетных окошек отражают направленность общения персонажей, между окошками  - динамику действия. Первое окошко отражает название сюжетного звена.

Общий план текста состоит из последовательно расположенных тематических окошек. Например, общий план рассказа «Палочка-выручалочка» может содержать следующие схематически отображённые названия сюжетных звеньев: 1) Встреча Зайца и Ёжика. 2) Находка. 3) Через ручей. 4) Болото. 5) Спасение птенчика. 6) В лесу. 7) Заяц дома. 8) Чудесный подарок.

5. Драматизация. После последовательной отработки всех звеньев сюжета, на заключительном этапе работы проводится драматизация. Вслед за этим детям предлагается сделать зарисовки отдельных персонажей или какого-либо эпизода. Рисунки выполняются детьми по желанию и позволяют педагогу увидеть, какие сюжеты оказались для детей наиболее значимы и интересны. Кроме того, рисунки позволяют понять, стали ли дети отражать эмоции и позы персонажей.

Рис. 1. По сказке «Теремок» (Данил К., 6 л., ОНР III ур.).

Рис. 2. По сказке «Три медведя» (Павлик С.,6 л., ОНР III ур.).

Вторая группа ситуаций реализуется в процессе обучения составлению высказываний и рассказов по сюжетным изображениям и сериям картин.

Материал

Сюжетные изображения представлены картинками, фотографиями и репродукциями картин, имеющих ярко выраженную эмоциональную и социальную окраску. Важно, чтобы эмоции персонажей могли быть легко опознаны детьми.

Серии сюжетных картин подбираются таким образом, чтобы динамика события также напрямую была связана с изменением эмоционального состояния персонажей.

Подбор сюжетных изображений предполагает постепенное усложнение выражения социальных причинно-следственных закономерностей. Сначала подбираются изображения, где явно видна причина эмоционального состояния одного из героев (она обусловлена действием внешних факторов, поступками партнёра). Например, девочка плачет, т.к. мальчик сломал построенную ей башню; мальчик радуется, потому что ему дарят подарок; мальчик испугался, т.к. к нему подбежала большая злая собака.

Затем сюжеты становятся более сложными, причина не видна явно, но, всё-таки отражена в изображении. Например, мама сердится на мальчика, потому что он разорвал брюки; девочка грустно смотрит на улицу, потому что ей нельзя гулять (завязано горло); мальчик рад, потому что пришла бабушка (вешает пальто на вешалку у дверей, у мальчика раскрыты объятья).

На заключительном этапе изображения отражают лишь эмоции. Причина эмоционального состояния не отражена явно, и может быть объяснена внутренними (желаниями, характером, состоянием, отношением) или внешними (предшествующим, реальным или ожидаемым воздействием или отношением со стороны другого партнёра) факторами.  На этом этапе широко используются пиктограммы и фотографии эмоций.

Для работы можно порекомендовать репродукции следующих картин: В. Васнецов «Алёнушка», «Витязь на распутье», «С квартиру на квартиру»; К. Маковский «Дети, бегущие от грозы»;  И. Крамской «Неутешное горе»; И. Репин «Не ждали»; К. Лемох «Варька»; Н. Богданов – Бельский «Устный счёт»; Т. Яблонская «Утро» и др.

Фотографии можно подобрать, а можно сделать самим. Возможность узнать на снимке лица детей делает процесс обучения интереснее и личностно значимее. Ниже на снимках дети мимически выражают базовые эмоциональные состояния (радость, грусть, удивление, испуг, гнев):

Последовательность работы.

1. Определение эмоций. Сначала дети, рассмотрев изображение, определяют эмоциональное состояние персонажей, соотносят его с графическими эталонами (схематическими изображениями эмоциональной мимики или (и) пантомимики), цветными карточками). В соответствии с изображением моделируется поза и мимика. Детальный разбор изображения позволяет детям глубже и точнее понять смысл, определить динамику события. Например, к картине В. Васнецова «Алёнушка» подбираются следующие пиктограммы, цветная карточка и модель фигуры:

2. «Оживление картины». В процессе «оживления картины» дети  копируют изображение (как на представленной выше фотографии). Имитация позы, жестов, мимики изображённых персонажей даёт возможность разыгрывания небольших, законченных сюжетов, в основу которых положено изображённое на картинке, фотографии или репродукции событие. Дети, при организующей и направляющей помощи педагога, оречевляют персонажа, описывают  его двигательные и эмоциональные ощущения.

3. Невербальное предвосхищение ситуации, событий и отношений.  В процессе «оживления» изображения педагог просит детей показать, что было до изображённого на рисунке (рисунках) события, стимулирует продолжить событие или цепочку действий, поощряет развёртывание сюжета. Насыщение содержания причиной и следствием превращает разыгрывание по одной картинке или изображению в драматизацию с цепочкой из двух-трёх сюжетных звеньев, насыщенных эмоциональным и коммуникативным смыслом.

4. Обсуждение. В процессе обсуждения важно показать детям, что неверных предположений быть не может, но их вероятность различна (есть наиболее и наименее вероятные предположения). Педагог помогает детям выбрать наиболее вероятные предположения. Особое внимание уделяется анализу социального и эмоционального содержания ситуаций.

В процессе обсуждения перед детьми ставятся проблемные вопросы: Что произойдёт с героями  события? Какие отношения сложатся между персонажем (персонажами) и окружающими людьми (семьёй, сверстниками, соседями, знакомыми и пр.):  дружеские – враждебные, любви – ненависти, безразличные – эмоционально окрашенные и др.? Почему? Что нужно сделать для достижения наиболее благоприятного исхода событий? Важно, чтобы дети учились аргументировать свои ответы, используя высказывания – рассуждения (я думаю, что до этого было (потом будет)…, потому что…).

5. Составление плана.  Сначала педагог стимулирует детей к составлению подробного графического плана с отражением мимики (или) и пантомимики персонажей (по типу плана отдельных сюжетных звеньев при подготовке к драматизации). Затем происходит увеличение схематичности и условности знаков, отражающих динамику события, эмоций и отношений. Так динамика эмоций может быть отражена цветными карточками, сами герои -  геометрическими фигурами, взаимоотношения – стрелками.

6. Составление рассказа осуществляется на заключительном этапе. В процессе пересказа педагог стимулирует детей  к введению в рассказ описаний двигательных и эмоциональных ощущений персонажей, прямой речи, лексики, обозначающей и выражающей эмоции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27403. Общая характеристика предмета «Литературное чтение», изучаемого в начальной школе 57 KB
  Назвать основные цели изучения литературного чтения в 14 класса: формирование читательских умений; литературное образование; развитие читательских интересов учащихся. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и...
27404. Развитие учащихся в процессе изучения художественного литературного произведения 51 KB
  Охарактеризовать психологические особенности восприятия художественного литературного произведения младшими школьниками: воображение эмоции мышление наивный реалист и наивный критик. Уровни развития восприятия художественного литературного произведения младшими школьниками. В методике преподавания литературы под процессом чтения понимают процесс восприятия словесного произведения который может быть представлен в виде схемы: зрительное восприятие текста как набора буквенных символов перекодировка символов букв в звуки и произнесение...
27405. Организация обучения младших школьников на уроках литературного чтения 73 KB
  Виды уроков литературного чтения: урок чтения одногодвух произведений чтение крупнообъемного произведения урок внеклассного чтения. Уроки чтения могут различаться по многим параметрам: по учебной задаче; по ведущей деятельности учащихся; по типу учебного материала. Современный урок чтения обладает с одной стороны обязательными компонентами так как он строится на определенном учебном материале воплощает собой конкретный замысел учителя учитывает психологические особенности детей с другой стороны ему присущи гибкость и подвижность...
27406. Проблема содержания обучения чтению в истории русской начальной школы 57.5 KB
  Основные принципы построения программы по чтению; содержание и тематика чтения на каждом году обучения; требования к знаниям умениям и навыкам учащихся. Особенности современных учебников литературного чтения их соответствие требованиям ФГОС начального общего образования. В основе УМК лежит технология формирования типа правильной читательской деятельности продуктивного чтения. У детей развиваются умения самостоятельно осваивать текст до начала чтения во время чтения и после чтения.
27407. Процесс работы над художественным произведением 105 KB
  Первичное знакомство и анализ содержания произведения в единстве с его художественными особенностями. Во время чтения учителя книги у детей закрыты их внимание полностью направлено на слушание произведения и сопереживание учителючтецу. В этом случае учитель для своего чтения выбирает: диалоги; описательные отрывки; начало произведения; заключительные строки произведения концовку. Однако прибегая к этому приему учитель должен иметь в виду ряд обстоятельств: не следует использовать грамзапись если произведение совершенно...
27408. Методика изучения сезонных изменений в природе 23.5 KB
  важны уроки обобщения – ставят всё по местам = проведение сложных сравнений обощающего характера углубляет расширяет кругозор восприятие природы как целого Помогают: дидактич схемы – наглядно показывают связи таблицы эстетика – рассматривание художественных произведений: картин стихов музыкальных произведений Чайковский – времена года Пример – урок Осенние явления природы: беседа о состоянии неживой природы высота Солнца световой день t небо влажность почему произошли изменения – анализ содержания установление...
27409. Значение уроков технологии, изобразительного искусства, музыки в системе начального общего образования 39.5 KB
  Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности освоение прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. самостоятельно реализация своих возможностей благодаря творческой деятельности способствует проявлению самодеятельности самореализации воплощению собственных идей. В творческой деятельности решаются поисковотворческие задачи с целью развить способности ребенка. под способностями понимаются индивидуально –психологические и двигательные особенности индивида Способность к...
27410. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии 31.5 KB
  Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности: целеполагание что известно и неизвестно; планирование определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка; саморегуляция. Специфика технологии: ...
27411. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии 25.5 KB
  Познавательные УУД: общеучебные логические постановка и решение проблемы.Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности;формы уд для формирования ууд: учебное сотрудничество творческая проектная учебноисследовательская деятельность контрольнооценочн и рефлексивная Д Познават общеучебные ууд...