75644

Особенности невербального кодирования информации детьми с общим недоразвитием речи

Научная статья

Педагогика и дидактика

Выраженность вариантов невербального кодирования информации Категория детей Варианты невербального кодирования Дети с нормальным х развитием речи в Дети с общим х недоразвитием речи в 4 г. В целом в ходе выполнения диагностического задания дети с общим недоразвитием речи гораздо реже чем их нормально развивающиеся сверстники могли правильно воспроизвести невербальный знак чаще отказывались от выполнения задания. Дети с ОНР могли справиться с заданием лучше если экспериментатор задавал наводящие вопросы подсказывал...

Русский

2015-01-22

25.54 KB

0 чел.

Леханова О.Л.. Особенности невербального кодирования информации детьми с общим недоразвитием речи. // Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. – 2007. - №1. – С.166-169.

Согласно современным взглядам реализация процессов кодирования сообщений предполагает активное использование не только вербальных, но и невербальных структур. Актуализируясь раньше языковых  средств, невербальные компоненты обеспечивают реализацию мотивационного и структурно-семантического компонентов речевой деятельности (Т.В. Ахутина, И.Н. Горелов, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Р.М. Фрумкина, А.М. Шахнарович и др.).

Анализ данных по детской психологии и онтолингвистике показывает, что невербальные средства общения предшествует речи и является для неё базисным образованием (И. Н. Горелов, Е.Н. Винарская, Н.И. Лепская, Е.И. Негневицкая, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др.). Исследователи детской речи отмечают, что невербальные компоненты позволяют ребёнку проявлять коммуникативную активность, помогают ему осуществлять смысловое структурирование окружающей действительности, дают возможность выражать и понимать смыслы. Взаимное опосредствование смысловой и невербальной структур лежит в основе когнитивного и коммуникативно-речевого развития ребёнка, обеспечивая процесс «врастания» в человеческую культуру (Л.С. Выготский).  

Обзор логопедической литературы показал, что, несмотря на значительное число исследований, до настоящего времени не сложилось целостной картины, отражающей особенности невербального кодирования информации детьми с речевой патологией, что и обусловило актуальность исследования по данной проблеме. Исследование проводилось на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего, комбинированного и общеразвивающего вида № 22, 38, 105, 102, 124 и 127 Управления образования города Череповца. В нём приняли участие воспитанники средних, старших и подготовительных групп.  В исследовании участвовало  120 детей дошкольного возраста: 60 детей с нормальным речевым развитием (20 шестилетних детей, 20 – пятилетних, 20 – четырёхлетних) и  60 детей с общим недоразвитием речи (20 воспитанников 6 лет, 20 – 5 лет, 20  - 4 лет).

В ходе эксперимента были использованы задания, имеющие различную степень сложности. Более простые задания были рассчитаны на получение информации об особенностях кодирования детьми унитарной информации (экспрессивные значения). Более сложные задания предполагали воспроизведение конвенциональных невербальных средств общения. В данном случае воспроизводимый ребёнком невербальный сигнал характеризовался отсутствием прямой мотивированной связи между внешней формой знака и значением. Основным методом исследования стал педагогический эксперимент. Изложим результаты исследования по одной из диагностических методик.

Задание представляет собой модифицированный и обогащённый вариант диагностической игры «Молчанка», описанной в работах Г.В. Григорьевой 4 и В.М. Минаевой 5. Задание позволяет актуализировать имеющиеся в коммуникативном тезаурусе испытуемых невербальные средства общения, оценить умение детей выразить то или иное значение с помощью невербальных компонентов. В процессе обследования перед ребёнком ставилась определённая коммуникативная задача, решение которой предполагало репрезентацию невербальных средств общения. В соответствии с данными, приводимыми в работах по психологии невербального поведения 1, 2, 3, 6 предлагаемые для невербального воспроизведения значения были сгруппированы в три класса:  1 класс – коммуникативные невербальные средства,  регулирующие процесс общения (10 значений); 2 класс -  модальные или экспрессивные невербальные средства, выражающие отношение, настроение и оценку происходящего (10 значений); 3 класс – описательно-изобразительные или информативные невербальные средства, служащие средством передачи информации об окружающей действительности (10 значений).

Анализ результатов показал, что при общем недоразвитии речи существуют определённые трудности кодирования информации при помощи невербальных средств общения (см. табл.).

Таблица

Выраженность вариантов невербального кодирования информации

Категория детей

Варианты

невербального кодирования

Дети с нормальным

х

развитием речи (в %)*

Дети с общим

х

недоразвитием речи (в%)*

4 г.

5 л.

6 л.

4 г.

5 л.

6 л.

Правильное

самостоятельно

30,1

50,1

61,8

47,3

-

10

23,4

11,1

с помощью

58,2

39,9

33,2

43,8

23,4

21,7

23,4

22,8

Неправильное

8,4

6,7

5

6,7

51,5

44,9

33,2

43,2

Отказ от выполнения

3,3

3,3

-

2,2

25,1

23,4

20

22,8

Правильное

с речью

61,8

33,4

8,4

34,5

23,4

30,1

38,4

30,6

молча

26,5

56,6

86,6

56,6

-

1,6

8,4

3,3

* От общего количества невербальных компонентов, предлагаемых для воспроизведения детям отдельной  группы.

 Как показали результаты экспериментального исследования, существуют как возрастные, так и типологические особенности невербального кодирования информации. В целом в обеих группах испытуемых с возрастом увеличивается количество правильно воспроизведённых невербальных комплексов, уменьшается число отказов и ошибочных воспроизведений. Однако если в условиях нормального онтогенеза доминирующим вариантом выполнения задания является адекватное воспроизведение невербальных средств общения, то при ОНР  доминирует неверное выполнение задания. В целом в ходе выполнения диагностического задания дети с общим недоразвитием речи гораздо реже, чем их нормально развивающиеся сверстники могли правильно воспроизвести  невербальный знак, чаще отказывались от выполнения задания.

Нормально развивающиеся дошкольники гораздо чаще справлялись с заданием самостоятельно. Дети с ОНР могли справиться с заданием лучше, если экспериментатор задавал наводящие вопросы, подсказывал, разъяснял задание. Попытки экспериментатора стимулировать ребёнка, прояснить суть задания на конкретном примере нередко не приводили к улучшению, а напротив лишь ухудшали результаты. Разобрав совместно со взрослым возможность невербального выражения какого-либо значения, ребёнок демонстрировал явление генерализации использованного жеста на другие значения. Наводящие вопросы не приводили к автокоррекциям, попыткам воспроизвести движение заново, критичность к результатам выполнения заданий не повышалась. Характерной особенностью поведения детей с общим недоразвитием речи явилось и то, что ориентировочный этап выполнения задания у многих детей отсутствовал, испытуемые демонстрировали формальный, поверхностный подход к выполнению задания, выполняя его без раздумий, едва дослушав инструкцию.

В отличие от детей с речевой патологией нормально развивающиеся сверстники  в большинстве случаев правильно воспроизводили невербальный комплекс. В случае затруднений стимулирующая помощь, наводящие вопросы, разъяснения приводили к успешному выполнению задания. Встречаемые ошибки были несущественны и не носили столь распространенный характер как при общем недоразвитии речи. Некоторые дети с нормальным развитием речи демонстрировали избыточный вариант выполнения задания, пытались показать несколько вариантов исполнения невербального комплекса (особенно ярко эта особенность проявилась в старшем дошкольном возрасте при воспроизведении невербальных средств общения, относящихся к коммуникативному классу).

В целом в процессе выполнения диагностического задания выяснилось, что дошкольники с нормальным уровнем речевого развития знают  и способны правильно воспроизвести все 30 элементов невербального поведения.  В среднем четырёхлетние дети правильно воспроизводили 16 невербальных комплексов из 30, пятилетние – 21, шестилетние – 24. У детей с нарушениями речи эти показатели составили соответственно 5, 6 и 8 невербальных компонентов.  Следует отметить, что успешность воспроизведения невербальных средств общения во многом определялась классом, к которому они принадлежали. Так нормально развивающиеся дети более успешно воспроизводили коммуникативные и информативные невербальные средства общения (в 33,9 и 33,4 % соответственно), дети с ОНР – экспрессивные и информативные (в 13,3 и 13,4 % соответственно). Однако в целом дети с общим недоразвитием речи гораздо реже воспроизводят невербальные средства верно. Обобщение данных даёт возможность говорить о том, что дети с ОНР правильно кодируют значения в 33,9% случаев, дети с нормальным развитием речи  в 91,1% случаев. В обеих группах ведущим средством выражения коммуникативных и информативных значений стали пантомимические невербальные средства, экспрессивных – мимические.

Анализ случаев неверного воспроизведения невербальных паттернов дал возможность выделить несколько групп ошибок невербального кодирования информации:

  1. Воспроизведение невербального комплекса, не имеющего аналога в системе конвенциональных невербальных сигналов – неверное воспроизведение, немотивированные замены: 18,4% случаев ошибочного воспроизведения в группе детей с ОНР. Например: воспроизведение жеста «взмах рукой от плеча вниз», «потряхивание кистями опущенных рук»).
  2. Воспроизведение невербального комплекса, семантически схожего с заданным, но имеющим другой оттенок значения  - тематические замены: 6,7 % случаев неверного воспроизведения в группе нормально развивающихся дошкольников, 5 % от общего числа ошибок в группе детей с ОНР. Например, дети воспроизводили невербальный паттерн «отрицания» вместо «незнания», показывали «большой» вместо «высокий», «низкий» вместо «короткий», менее частотные невербальные экспрессии заменялись на более частотные (спокойствие на радость, отвращение, тревога и жалость на грусть). Либо дети воспроизводили верный, но менее частотный вариант невербального паттерна (частотный жест приветствия «рукопожатие» или «помахивание рукой» заменялся на хлопок по плечу, поцелуй, поясной поклон).
  3. Воспроизведение невербального паттерна, противоположного по смыслу заданному – антонимические замены: 8,4 % от общего числа ошибок в группе детей с ОНР. Например: дети воспроизводили невербальный паттерн «согласие» вместо «отрицания», «большой» вместо «маленький», «высокий» вместо «низкий».
  4. Воспроизведение вербальной формы (эхолалия части инструкции)– словесные замены: 24,8% от общего числа ошибок в группе детей с ОНР.  В данном случае дети подменяли задание, попытки экспериментатора привлечь внимание к правилам игры приводили к тому, что ребёнок воспроизводил словесный эквивалент шёпотом или более тихим голосом.
  5.  Синхронизация жеста и слова, комплексное использование вербальных и невербальных средств для выражения того или иного значения– 37,9% случаев верного воспроизведения в группе нормально развивающихся дошкольников, 90,3 % от общего числа верных воспроизведений в группе детей с ОНР. В данном случае дети правильно воспроизводили невербальный сигнал, но сопровождали его речью, что, на наш взгляд связано с тем, что испытуемые не разделяли речевые и неречевые средства, осознавая их как единый план выражения.

Анализ ошибок и их характер показывают, что в условиях общего недоразвития речи наблюдается несформированность психологического поля значений невербальных компонентов общения, недостаточная его структурированность, дифференцированность и чёткость. Дети с трудом осознают невербальные компоненты как средство выражения смысла и значения, демонстрируют отсутствие целостного и дифференцированного образа невербального паттерна с присущей ему семантикой.

Литература

  1.  Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т.Е Жесты и мимика в русской речи. Лингвистический словарь. – М., 1991.
  2.  Блинова А.В. Структурно-семантический анализ невербальных средств коммуникации и их отражение в языке и речи: Автореф. дис…канд. филолог. наук – М., 1994.
  3.  Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально - перцептивный подход). – Ростов н/Дону, 1986.
  4.  Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. – 1998. - № 5. – С. 76-87
  5.  Минаева В.М. Психологические особенности эмоционального развития ребёнка в дошкольном учреждении: Дис… канд. психол. наук – М., 2000.
  6.  Смирнова Н.И. Сопоставительное описание русской и английской кинесической коммуникации // Национально-культурная специфика речевого поведения. - М., 1977. – С. 219-247.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1088. Основные расчеты при проектировании паровой турбины 328 KB
  Построение процесса расширения водяного пара в проточной части турбины и оценки его расхода. Расчет числа ступеней и распределение теплоперепадов по ступеням турбины. Выбор частоты вращения валопровода турбоагрегата и числа его ЦНД.
1089. Обеспечение надежности основных элементов паровых турбин. Выбор конструкции роторов 915 KB
  Конструкции уплотнений паровых турбин. Расчет осевых усилий и способы их компенсации. Пример конструкции паровой турбины. Схема разгрузки осевого подшипника. Статическая прочность рабочих лопаток турбинных ступеней. Конструкции роторов паровых турбин.
1090. Особенности переменных режимов работы паровой турбины 792 KB
  Общая характеристика переменных режимов. Переменный режим работы турбинных решеток. Изменение степени реактивности от расчетного значения. Треугольники скоростей для последней ступени при изменении давления. Распределение давлений и теплоперепадов по ступеням турбины при переменном режиме ее эксплуатации.
1091. Влияние начальных и конечных параметров водяного пара на мощность паровых турбин 228 KB
  Влияние начального давления на мощность турбин. Относительное изменение внутренней мощности паровой турбины. Влияние начальной температуры пара и его температуры после промежуточного перегрева на мощность турбины. Влияние конечного давления пара на мощность турбины. Универсальная кривая приращения мощности от давления в конденсаторе вида.
1092. Переменные режимы эксплуатации паровых турбин энергоблоков ТЭС 1.56 MB
  Характеристика переменных режимов ТЭС. Пример графика электрической нагрузки энергосистемы. Маневренность турбоагрегатов и программы регулирования энергоблоков ТЭС. Холостой ход турбоагрегата. Моторный режим. Режим горячего вращающегося резерва. Реализация перегрузочных режимов в турбоустановках.
1093. Системы парораспределения паровых турбин. Сопловое и дроссельное парораспределение 651 KB
  Общая характеристика систем парораспределения. Общий характер суточного графика нагрузок энергосистемы. Схема основных паропроводов турбоустановки К-210-12,8 ЛМЗ. Дроссельное парораспределение
1094. Обводное парораспределение. Регулирование мощности способом скользящего начального давления 340 KB
  Обводное (байпасное) парораспределение. Выбор способа парораспределения паровых турбин. Регулирование мощности энергоблоков способом скользящего давления. Особенности перевода энергоблока на скользящее начальное давление.
1095. Математические модели и синтез цифровых нерекурсивных фильтров 200.5 KB
  Общие характеристики цифровых фильтров. Математические модели цифровых нерекурсивных фильтров. Методика синтеза цифровых нерекурсивных фильтров. Алгоритм Ремеза для построения оптимального цифрового нерекурсивного фильтра.
1096. Математические модели и синтез цифровых рекурсивных фильтров 1.61 MB
  Математические модели цифровых рекурсивных фильтров. Методика синтеза цифровых рекурсивных фильтров. Численное исследование методики синтеза цифровых рекурсивных фильтров.