75645

Особенности фонетических ориентировок у детей с речевой патологией

Научная статья

Педагогика и дидактика

Особенности фонетических ориентировок у детей с речевой патологией Актуальные проблемы механизмов и структуры нарушений устной и письменной речи: материалы междунар. Функционирование фонетического чутья позволяет ребёнку улавливать правильность фонетического оформления речи дифференцировать нормативное...

Русский

2015-01-22

20.41 KB

0 чел.

Леханова О.Л.Особенности фонетических ориентировок у детей с речевой патологией // Актуальные проблемы механизмов и структуры нарушений устной и письменной речи: материалы междунар. науч.-практ. конф., 15 сент. 2010 г.: сб.ст. / Под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – С. 123-127.

Ориентировочные действия в языковом материале являются сущностной характеристикой языковой способности и определяют успешность, скорость и сроки речеязыкового развития детей (Л.А. Венгер, А.А. Леонтьев, А.М. Шахнорович, С.Н. Цейтлин и др.). Ориентировка в языке может быть рассмотрена с разных позиций: с точки зрения лингвистики и тогда можно выделять фонетическую, лексическую, грамматическую, синтаксическую, семантическую ориентировки; и  с точки зрения психологии, что позволяет говорить об осознаваемых и неосознаваемых ориентировочных языковых действиях.

Фонетическая ориентировка заключается в развертывании ориентировочных действий в фонетике и проявляется в умении улавливать регулярность и продуктивность фонетических явлений, их соответствие языковому стандарту и, соответственно, складывается из ориентировки на уровне знания фонем, их характеристик, свойств и ориентировки на уровне фонетического чутья. Функционирование фонетического чутья позволяет ребёнку улавливать правильность фонетического оформления речи, дифференцировать нормативное и ненормативное речевое звучание, догадываться о смысле и значении слов, исходя из их звучания.

Исследований по проблеме фонетической ориентировки и её генеза недостаточно как в теоретической психолингвистике, так и в прикладных аспектах этой дисциплины. Сошлемся на имеющиеся данные по  фоносемантике (А.П. Журавлёв и др.) и на исследования языковой способности, её базиса и  генеза в норме и при отклоняющемся речевом развитии (И.Н. Горелов, Р.И. Лалаева, Н.В. Микляева, С.Н. Шаховская, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин и др.). Согласно имеющимся сведениям, дети довольно рано улавливают связь между категориями «звук-образ-значение» и к 2-3 годам начинают осознанно относиться к фонетическим явлениям, демонстрируют фонетическое чутьё.  При системной речевой патологии с раннего возраста наблюдается дефицитарность развития языковой способности: трудности ориентировки в языковых отношениях, неспособность наблюдать и анализировать явления языка. Кроме того, отмечается незрелость фонематических представлений, недостатки фонематического анализа и синтеза. В то же время данных о состоянии фонетических ориентировок у детей с речевой патологией недостаточно, что делает исследования, посвящённые вопросам её развития, значимыми для теории и практики логопедии.

С целью изучения особенностей фонетических ориентировок у детей с речевой патологией нами было организовано и проведено экспериментальное исследование. Активное участие в проведении исследования принимали студенты, выпускаемые кафедрой дефектологического образования ЧГУ (О. Овчинникова и Н. Барулина). Эксперимент проводился на базе МДОУ компенсирующего и комбинированного вида № 22, 38, 105, 102 г. Череповца. В нём приняли участие 50 шестилетних дошкольников, из которых у  20 было определено наличие общего недоразвития речи III уровня, у 20 – ФФН, у 10- норма речевого развития.

В качестве диагностического инструментария выступили модифицированные варианты методик А.П. Журавлева «Звук речи – цвет», И.Н. Горелова «Рисунок несуществующего животного», а также методика  «Найди и исправь ошибку». Рассмотрим результаты исследования.

В первой методике предлагались 12 цветных карточек с цветами, соответствующими фоносемантической картине мира русскоговорящего человека (по А.П. Журавлёву) и 10 гласных фонем. Ребёнку предлагалось соотнести звуки речи с карточкой.  Результаты сопоставлялись с типичными вариантами выбора, полученными в исследовании А.П. Журавлёва. Учитывалось число совпадений, степень соответствия, характер выбора цвета. Результаты исследования показали, что в норме дети в 6 лет легко устанавливают соответствие «звук речи – цвет», их выбор нередко соответствует эталонному.  Наиболее близки к условному эталону образы звуков А, О, Э, У, Ы, что согласуется с данными об онтогенезе фонетической стороны речи (В.И. Бельтюков, Н.И. Лепская и др.). Дети с ФФН, пытаясь выполнить задание, ни разу не выбрали адекватный для русскоговорящего человека стереотип «звук речи - цвет», что позволяет предположить наличие дефектности формирования у них речевых синкенезий. Дошкольники с ОНР в 70% вообще не продемонстрировали умения видеть за звуками речи какой-либо зрительный образ. При этом дети отказывались выполнять задание, ссылаясь на своё неумение и незнание. 30% детей, согласившихся выполнить задание, показали, что они не владеют навыками цветового обозначения фонетической значимости, не могут установить ассоциативные связи между звучанием и цветом, их выбор далёк от эталонного и характеризуется случайностью и бессистемностью.

Во второй методике были использованы квазислова и образы 10 фантастических животных, описанных И.Н. Гореловым. Детям предъявлялись названия животных, и предлагалось выбрать соответствующую слову картинку. Результаты данной методики позволили выяснить, что в условиях нормального развития речи в 6 лет дети способны уловить регулярность фонетических явлений, почти в 100% случаев выбирают образы, соответствующие принятым в обществе фоносемантическим стереотипам. Дети с ФФН и ОНР адекватно выполнили задание в 44% и 12% соответственно.  Также как и в предыдущем задании, дети с системной речевой патологией часто отказывались выполнять задание, либо выполняли его формально и необдуманно.

  В третьей методике детям на слух предъявлялись 42 слова, в половине случаев имеющих дефектность фонетического оформления. Дефектность звучания была различна по степени сложности (легкий, средний и сложный) и соответствовала   данным А. Н. Гвоздева о последовательности формирования акустических эталонов фонем в онтогенезе. Ребёнку нужно было заметить и по возможности исправить ошибку. Результаты исследования показали, что в условиях речевого недоразвития наблюдается незрелость фонетического чутья, что проявляется в недостаточном умении ориентироваться на регулярные и продуктивные модели в оформлении звучания слов, в трудностях нахождения и вычленения ошибок их фонетического оформления. Дети с ФФН хотя и были статистически значимо  далеки от нормально развивающихся дошкольников, проявили себя более успешными в выполнении этого задания. Грубые дефекты фонетического оформления ими замечались и исправлялись, средние по сложности - были в большинстве случаев замечены.

Таким образом, результаты исследования показали, что дети общим недоразвитием речи с трудом замечают и вычленяют ошибки звучания слов, не чувствуют дефектность в их фонетическом оформлении. Ассоциативные связи между цветом, наглядным графическим образом и звуками речи не сформированы, фонетическая значимость как явление языка не освоена. Дети с ФФН чувствуют нормативность и дефектность в оформлении слов, но с трудом могут исправить дефектное звучание. Несмотря на наличие возможности установить связь между цветом, графическим образом и звуками речи, связи носят случайный характер, не мотивированны характеристиками знаков и отличаются непостоянством. В норме дети замечают,  вычленяют и исправляют дефектно звучащие слова, чувствуют нормативность и ненормативность фонетического оформления слов. Несмотря на неустойчивость, связь между цветом, графическим образом и звуками речи вполне сформирована, дифференцирована в зависимости от цвета, характера образа и звука.  

Полученные результаты позволяют говорить о несформированности у детей с речевой патологией фонетических ориентировок, о невозможности их спонтанного формирования и необходимости организации систематической и целенаправленной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие как осознаваемых, так и не осознаваемых ориентировочных действие в фонетике родного языка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67357. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 258 KB
  Их участники наделяются правосубъектностью юридическими правами и обязанностями. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае если они возникают на ос 472 нове и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства. 473 Правоотношения следствие действия...
67358. Узагальнені класи 142.5 KB
  Окрім визначення узагальнених функцій, можна також визначити узагальнений клас. Для цього створюється клас, у якому визначаються всі використовувані ним алгоритми. При цьому реальний тип оброблюваних у ньому даних задається як параметр при побудові об’єктів цього класу.
67359. Обробка виняткових ситуацій 101 KB
  Розглянемо механізми оброблення різних виняткових ситуацій. Виняткова ситуація (або виняток) – це помилка, яка виникає у процесі виконання програми. Використовуючи С++-підсистему оброблення виняткових ситуацій, такі помилки легко можна виправляти. Їх виникнення під час роботи коду програми автоматично...
67360. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ 123.5 KB
  Нарушение предписаний правовых норм в любом обществе носит массовый характер и создает ему весьма ощутимый моральный и материальный вред. Все без исключения правонарушения представляют собой деяния людей а не воздействие сил природы или предметов не действия животных.
67361. Перехоплення винятків класового типу 71 KB
  Виняток може мати будь-який тип, у тому числі і класового типу, створенного програмістом. У реальних програмах більшість винятків мають саме класовий тип, а не вбудований тип. Ймовірно, тип класу найбільше підходить для опису помилки, яка потенційно...
67362. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ 143.5 KB
  Ответственность личности имеет социальную природу предопределенную как общественным характером отношений так и особенностями личности ее местом в системе этих отношений. Социальная ответственность возникает тогда когда поведение индивида имеет общественное значение...
67363. Перехоплення всіх винятків 78.5 KB
  Часто доцільно використовувати настанову catch(...) як останній «рубіж» catch-послідовності. У цьому випадку вона забезпечує перехоплення винятків усіх інших типів (тобто не передбачених попередніми catch-виразами). Наприклад, розглянемо ще одну версію попереднього коду програми...
67364. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ 137 KB
  Нормы права нормативные акты правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие.
67365. Повторне генерування винятку 79.5 KB
  Для того, щоби повторно згенерувати винятки в його обробнику, необхідно використовувати throw-настанову без вказання типу винятку. У цьому випадку поточний виняток передається в зовнішню try/catch-послідовність. Найчастіше причиною для такого виконання настанови throw слугує прагнення мати доступ до одного винятку декільком обробникам.