75645

Особенности фонетических ориентировок у детей с речевой патологией

Научная статья

Педагогика и дидактика

Особенности фонетических ориентировок у детей с речевой патологией Актуальные проблемы механизмов и структуры нарушений устной и письменной речи: материалы междунар. Функционирование фонетического чутья позволяет ребёнку улавливать правильность фонетического оформления речи дифференцировать нормативное...

Русский

2015-01-22

20.41 KB

0 чел.

Леханова О.Л.Особенности фонетических ориентировок у детей с речевой патологией // Актуальные проблемы механизмов и структуры нарушений устной и письменной речи: материалы междунар. науч.-практ. конф., 15 сент. 2010 г.: сб.ст. / Под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – С. 123-127.

Ориентировочные действия в языковом материале являются сущностной характеристикой языковой способности и определяют успешность, скорость и сроки речеязыкового развития детей (Л.А. Венгер, А.А. Леонтьев, А.М. Шахнорович, С.Н. Цейтлин и др.). Ориентировка в языке может быть рассмотрена с разных позиций: с точки зрения лингвистики и тогда можно выделять фонетическую, лексическую, грамматическую, синтаксическую, семантическую ориентировки; и  с точки зрения психологии, что позволяет говорить об осознаваемых и неосознаваемых ориентировочных языковых действиях.

Фонетическая ориентировка заключается в развертывании ориентировочных действий в фонетике и проявляется в умении улавливать регулярность и продуктивность фонетических явлений, их соответствие языковому стандарту и, соответственно, складывается из ориентировки на уровне знания фонем, их характеристик, свойств и ориентировки на уровне фонетического чутья. Функционирование фонетического чутья позволяет ребёнку улавливать правильность фонетического оформления речи, дифференцировать нормативное и ненормативное речевое звучание, догадываться о смысле и значении слов, исходя из их звучания.

Исследований по проблеме фонетической ориентировки и её генеза недостаточно как в теоретической психолингвистике, так и в прикладных аспектах этой дисциплины. Сошлемся на имеющиеся данные по  фоносемантике (А.П. Журавлёв и др.) и на исследования языковой способности, её базиса и  генеза в норме и при отклоняющемся речевом развитии (И.Н. Горелов, Р.И. Лалаева, Н.В. Микляева, С.Н. Шаховская, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин и др.). Согласно имеющимся сведениям, дети довольно рано улавливают связь между категориями «звук-образ-значение» и к 2-3 годам начинают осознанно относиться к фонетическим явлениям, демонстрируют фонетическое чутьё.  При системной речевой патологии с раннего возраста наблюдается дефицитарность развития языковой способности: трудности ориентировки в языковых отношениях, неспособность наблюдать и анализировать явления языка. Кроме того, отмечается незрелость фонематических представлений, недостатки фонематического анализа и синтеза. В то же время данных о состоянии фонетических ориентировок у детей с речевой патологией недостаточно, что делает исследования, посвящённые вопросам её развития, значимыми для теории и практики логопедии.

С целью изучения особенностей фонетических ориентировок у детей с речевой патологией нами было организовано и проведено экспериментальное исследование. Активное участие в проведении исследования принимали студенты, выпускаемые кафедрой дефектологического образования ЧГУ (О. Овчинникова и Н. Барулина). Эксперимент проводился на базе МДОУ компенсирующего и комбинированного вида № 22, 38, 105, 102 г. Череповца. В нём приняли участие 50 шестилетних дошкольников, из которых у  20 было определено наличие общего недоразвития речи III уровня, у 20 – ФФН, у 10- норма речевого развития.

В качестве диагностического инструментария выступили модифицированные варианты методик А.П. Журавлева «Звук речи – цвет», И.Н. Горелова «Рисунок несуществующего животного», а также методика  «Найди и исправь ошибку». Рассмотрим результаты исследования.

В первой методике предлагались 12 цветных карточек с цветами, соответствующими фоносемантической картине мира русскоговорящего человека (по А.П. Журавлёву) и 10 гласных фонем. Ребёнку предлагалось соотнести звуки речи с карточкой.  Результаты сопоставлялись с типичными вариантами выбора, полученными в исследовании А.П. Журавлёва. Учитывалось число совпадений, степень соответствия, характер выбора цвета. Результаты исследования показали, что в норме дети в 6 лет легко устанавливают соответствие «звук речи – цвет», их выбор нередко соответствует эталонному.  Наиболее близки к условному эталону образы звуков А, О, Э, У, Ы, что согласуется с данными об онтогенезе фонетической стороны речи (В.И. Бельтюков, Н.И. Лепская и др.). Дети с ФФН, пытаясь выполнить задание, ни разу не выбрали адекватный для русскоговорящего человека стереотип «звук речи - цвет», что позволяет предположить наличие дефектности формирования у них речевых синкенезий. Дошкольники с ОНР в 70% вообще не продемонстрировали умения видеть за звуками речи какой-либо зрительный образ. При этом дети отказывались выполнять задание, ссылаясь на своё неумение и незнание. 30% детей, согласившихся выполнить задание, показали, что они не владеют навыками цветового обозначения фонетической значимости, не могут установить ассоциативные связи между звучанием и цветом, их выбор далёк от эталонного и характеризуется случайностью и бессистемностью.

Во второй методике были использованы квазислова и образы 10 фантастических животных, описанных И.Н. Гореловым. Детям предъявлялись названия животных, и предлагалось выбрать соответствующую слову картинку. Результаты данной методики позволили выяснить, что в условиях нормального развития речи в 6 лет дети способны уловить регулярность фонетических явлений, почти в 100% случаев выбирают образы, соответствующие принятым в обществе фоносемантическим стереотипам. Дети с ФФН и ОНР адекватно выполнили задание в 44% и 12% соответственно.  Также как и в предыдущем задании, дети с системной речевой патологией часто отказывались выполнять задание, либо выполняли его формально и необдуманно.

  В третьей методике детям на слух предъявлялись 42 слова, в половине случаев имеющих дефектность фонетического оформления. Дефектность звучания была различна по степени сложности (легкий, средний и сложный) и соответствовала   данным А. Н. Гвоздева о последовательности формирования акустических эталонов фонем в онтогенезе. Ребёнку нужно было заметить и по возможности исправить ошибку. Результаты исследования показали, что в условиях речевого недоразвития наблюдается незрелость фонетического чутья, что проявляется в недостаточном умении ориентироваться на регулярные и продуктивные модели в оформлении звучания слов, в трудностях нахождения и вычленения ошибок их фонетического оформления. Дети с ФФН хотя и были статистически значимо  далеки от нормально развивающихся дошкольников, проявили себя более успешными в выполнении этого задания. Грубые дефекты фонетического оформления ими замечались и исправлялись, средние по сложности - были в большинстве случаев замечены.

Таким образом, результаты исследования показали, что дети общим недоразвитием речи с трудом замечают и вычленяют ошибки звучания слов, не чувствуют дефектность в их фонетическом оформлении. Ассоциативные связи между цветом, наглядным графическим образом и звуками речи не сформированы, фонетическая значимость как явление языка не освоена. Дети с ФФН чувствуют нормативность и дефектность в оформлении слов, но с трудом могут исправить дефектное звучание. Несмотря на наличие возможности установить связь между цветом, графическим образом и звуками речи, связи носят случайный характер, не мотивированны характеристиками знаков и отличаются непостоянством. В норме дети замечают,  вычленяют и исправляют дефектно звучащие слова, чувствуют нормативность и ненормативность фонетического оформления слов. Несмотря на неустойчивость, связь между цветом, графическим образом и звуками речи вполне сформирована, дифференцирована в зависимости от цвета, характера образа и звука.  

Полученные результаты позволяют говорить о несформированности у детей с речевой патологией фонетических ориентировок, о невозможности их спонтанного формирования и необходимости организации систематической и целенаправленной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие как осознаваемых, так и не осознаваемых ориентировочных действие в фонетике родного языка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69215. Статистичне вивчення підприємницької діяльності 38 KB
  Основними ознаками які дозволяють вважати те чи інше підприємство організацію установу юридичною особою є: затверджений статут в якому визначено цілі організаційну структуру права та обов’язки органів управління порядок ліквідації підприємства а також основні взаємовідносини...
69217. Статистика оплати праці 50.5 KB
  Оплата праці - сполучний елемент між державою, підприємством і окремою особою; це стимул до зростання продуктивності праці; один з елементів витрат на виробництво продукції; рівень матеріального добробуту працівників.
69218. Статистика основных фондов 28 KB
  ОПФ это здания сооружения передаточные устройства машины и оборудование транспортные средства производственный инвентарь и принадлежности хозяйственный инвентарь рабочий и продуктивный скот многолетние сады и насаждения капитальные затраты по улучшению земель...
69219. Статистичні показники 158 KB
  Статистичний показник це кількісна характеристика соціальноекономічних явищ та процесів в умовах якісного визначення тобто це міра якісного і кількісного відображення певної властивості соціальноекономічного явища чи процесу.
69220. Статистика продукції 138.5 KB
  Промислова продукція - це прямий корисний результат промислово-виробничої діяльності підприємства (фірми), виражений у формі продуктів або виробничих послуг. Отже, звідси: продукція є результатом діяльності підприємства, тому сировина та матеріали, що ще не вступили у виробництво...