75645

Особенности фонетических ориентировок у детей с речевой патологией

Научная статья

Педагогика и дидактика

Особенности фонетических ориентировок у детей с речевой патологией Актуальные проблемы механизмов и структуры нарушений устной и письменной речи: материалы междунар. Функционирование фонетического чутья позволяет ребёнку улавливать правильность фонетического оформления речи дифференцировать нормативное...

Русский

2015-01-22

20.41 KB

0 чел.

Леханова О.Л.Особенности фонетических ориентировок у детей с речевой патологией // Актуальные проблемы механизмов и структуры нарушений устной и письменной речи: материалы междунар. науч.-практ. конф., 15 сент. 2010 г.: сб.ст. / Под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – С. 123-127.

Ориентировочные действия в языковом материале являются сущностной характеристикой языковой способности и определяют успешность, скорость и сроки речеязыкового развития детей (Л.А. Венгер, А.А. Леонтьев, А.М. Шахнорович, С.Н. Цейтлин и др.). Ориентировка в языке может быть рассмотрена с разных позиций: с точки зрения лингвистики и тогда можно выделять фонетическую, лексическую, грамматическую, синтаксическую, семантическую ориентировки; и  с точки зрения психологии, что позволяет говорить об осознаваемых и неосознаваемых ориентировочных языковых действиях.

Фонетическая ориентировка заключается в развертывании ориентировочных действий в фонетике и проявляется в умении улавливать регулярность и продуктивность фонетических явлений, их соответствие языковому стандарту и, соответственно, складывается из ориентировки на уровне знания фонем, их характеристик, свойств и ориентировки на уровне фонетического чутья. Функционирование фонетического чутья позволяет ребёнку улавливать правильность фонетического оформления речи, дифференцировать нормативное и ненормативное речевое звучание, догадываться о смысле и значении слов, исходя из их звучания.

Исследований по проблеме фонетической ориентировки и её генеза недостаточно как в теоретической психолингвистике, так и в прикладных аспектах этой дисциплины. Сошлемся на имеющиеся данные по  фоносемантике (А.П. Журавлёв и др.) и на исследования языковой способности, её базиса и  генеза в норме и при отклоняющемся речевом развитии (И.Н. Горелов, Р.И. Лалаева, Н.В. Микляева, С.Н. Шаховская, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин и др.). Согласно имеющимся сведениям, дети довольно рано улавливают связь между категориями «звук-образ-значение» и к 2-3 годам начинают осознанно относиться к фонетическим явлениям, демонстрируют фонетическое чутьё.  При системной речевой патологии с раннего возраста наблюдается дефицитарность развития языковой способности: трудности ориентировки в языковых отношениях, неспособность наблюдать и анализировать явления языка. Кроме того, отмечается незрелость фонематических представлений, недостатки фонематического анализа и синтеза. В то же время данных о состоянии фонетических ориентировок у детей с речевой патологией недостаточно, что делает исследования, посвящённые вопросам её развития, значимыми для теории и практики логопедии.

С целью изучения особенностей фонетических ориентировок у детей с речевой патологией нами было организовано и проведено экспериментальное исследование. Активное участие в проведении исследования принимали студенты, выпускаемые кафедрой дефектологического образования ЧГУ (О. Овчинникова и Н. Барулина). Эксперимент проводился на базе МДОУ компенсирующего и комбинированного вида № 22, 38, 105, 102 г. Череповца. В нём приняли участие 50 шестилетних дошкольников, из которых у  20 было определено наличие общего недоразвития речи III уровня, у 20 – ФФН, у 10- норма речевого развития.

В качестве диагностического инструментария выступили модифицированные варианты методик А.П. Журавлева «Звук речи – цвет», И.Н. Горелова «Рисунок несуществующего животного», а также методика  «Найди и исправь ошибку». Рассмотрим результаты исследования.

В первой методике предлагались 12 цветных карточек с цветами, соответствующими фоносемантической картине мира русскоговорящего человека (по А.П. Журавлёву) и 10 гласных фонем. Ребёнку предлагалось соотнести звуки речи с карточкой.  Результаты сопоставлялись с типичными вариантами выбора, полученными в исследовании А.П. Журавлёва. Учитывалось число совпадений, степень соответствия, характер выбора цвета. Результаты исследования показали, что в норме дети в 6 лет легко устанавливают соответствие «звук речи – цвет», их выбор нередко соответствует эталонному.  Наиболее близки к условному эталону образы звуков А, О, Э, У, Ы, что согласуется с данными об онтогенезе фонетической стороны речи (В.И. Бельтюков, Н.И. Лепская и др.). Дети с ФФН, пытаясь выполнить задание, ни разу не выбрали адекватный для русскоговорящего человека стереотип «звук речи - цвет», что позволяет предположить наличие дефектности формирования у них речевых синкенезий. Дошкольники с ОНР в 70% вообще не продемонстрировали умения видеть за звуками речи какой-либо зрительный образ. При этом дети отказывались выполнять задание, ссылаясь на своё неумение и незнание. 30% детей, согласившихся выполнить задание, показали, что они не владеют навыками цветового обозначения фонетической значимости, не могут установить ассоциативные связи между звучанием и цветом, их выбор далёк от эталонного и характеризуется случайностью и бессистемностью.

Во второй методике были использованы квазислова и образы 10 фантастических животных, описанных И.Н. Гореловым. Детям предъявлялись названия животных, и предлагалось выбрать соответствующую слову картинку. Результаты данной методики позволили выяснить, что в условиях нормального развития речи в 6 лет дети способны уловить регулярность фонетических явлений, почти в 100% случаев выбирают образы, соответствующие принятым в обществе фоносемантическим стереотипам. Дети с ФФН и ОНР адекватно выполнили задание в 44% и 12% соответственно.  Также как и в предыдущем задании, дети с системной речевой патологией часто отказывались выполнять задание, либо выполняли его формально и необдуманно.

  В третьей методике детям на слух предъявлялись 42 слова, в половине случаев имеющих дефектность фонетического оформления. Дефектность звучания была различна по степени сложности (легкий, средний и сложный) и соответствовала   данным А. Н. Гвоздева о последовательности формирования акустических эталонов фонем в онтогенезе. Ребёнку нужно было заметить и по возможности исправить ошибку. Результаты исследования показали, что в условиях речевого недоразвития наблюдается незрелость фонетического чутья, что проявляется в недостаточном умении ориентироваться на регулярные и продуктивные модели в оформлении звучания слов, в трудностях нахождения и вычленения ошибок их фонетического оформления. Дети с ФФН хотя и были статистически значимо  далеки от нормально развивающихся дошкольников, проявили себя более успешными в выполнении этого задания. Грубые дефекты фонетического оформления ими замечались и исправлялись, средние по сложности - были в большинстве случаев замечены.

Таким образом, результаты исследования показали, что дети общим недоразвитием речи с трудом замечают и вычленяют ошибки звучания слов, не чувствуют дефектность в их фонетическом оформлении. Ассоциативные связи между цветом, наглядным графическим образом и звуками речи не сформированы, фонетическая значимость как явление языка не освоена. Дети с ФФН чувствуют нормативность и дефектность в оформлении слов, но с трудом могут исправить дефектное звучание. Несмотря на наличие возможности установить связь между цветом, графическим образом и звуками речи, связи носят случайный характер, не мотивированны характеристиками знаков и отличаются непостоянством. В норме дети замечают,  вычленяют и исправляют дефектно звучащие слова, чувствуют нормативность и ненормативность фонетического оформления слов. Несмотря на неустойчивость, связь между цветом, графическим образом и звуками речи вполне сформирована, дифференцирована в зависимости от цвета, характера образа и звука.  

Полученные результаты позволяют говорить о несформированности у детей с речевой патологией фонетических ориентировок, о невозможности их спонтанного формирования и необходимости организации систематической и целенаправленной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие как осознаваемых, так и не осознаваемых ориентировочных действие в фонетике родного языка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40104. Синтез алгоритмов управления нестабильным объектом 449.5 KB
  Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи: 1 составить нелинейную математическую модель объекта и провести анализ методом компьютерного моделирования; 2 провести анализ устойчивости управляемости и наблюдаемости объекта по линеаризованной модели; 3 синтезировать регулятор состояния методом размещения собственных значений [2]; 4 синтезировать наблюдатель состояний и динамический регулятор; 5 оценить размеры области притяжения положения равновесия нелинейной системы с непрерывным регулятором; 6 построить...
40105. Двойственный симплекс-метод, основные принципы, алгоритм. Случаи, когда удобно применять двойственный симплексный метод 178 KB
  ДСМ ДСМ как и СМ называется методом последовательного улучшения оценок и применяется для решения задачи: исходным пунктом этого метода является выбор такого базиса . Таким образом основные принципы ДСМ заключаются в том чтобы: каждый раз выполнялось 2 значения целевой функции убывало. Для этого воспользуемся 2м принципом ДСМ. Чтобы обеспечить это надо выбрать так что: 6 Алгоритм ДСМ формулируется так: Выбираем базис и строим I симплекстаблицу Если все то решение оптимально иначе переход к 3.
40106. Задача максимизации прибыли при заданных ценах на продукцию и ресурсы. Анализ оптимальных решений с помощью множителей Лагранжа 34.5 KB
  Требуется решить задачу максимизации прибыли при заданных P0 и p: mx P0fx p x 1 x  0 2 Исследование задачи будем проводить с помощью функции Лагранжа: балансовое соотношение В оптимальном плане x для любых используемых ресурсов отношение цены к предельной эффективности постоянно. Для этих же ресурсов показали что соотношение предельных эффективностей равно соотношению цен. Наибольшая отдача будет от тех ресурсов которые имеют самую большую предельную эффективность в текущей точке.
40107. Теорема о необходимых и достаточных условиях оптимальности смешанных стратегий 167.5 KB
  Пусть игра определена матрицей и ценой игры V. оптимальная стратегия 1 игрока х является первой координатой некоторой седловой точки фции выигрыша Мх у. СЛЕДСТВИЕ: Если для смешанных стратегий и числа V одновременно выполняются 1 и 2 то будут оптимальными стратегиями игроков а V цена игры. Докво: умножим 1 на y и просуммируем: умножим 2 на x и просуммируем: Получаем Тогда по следствию Т о седловой точке точка седловая и ...
40108. Функция выигрыша в матричных играх без седловой точки. Смешанные и оптимальные смешанные стратегии. Метод сведения решения матричных игр к задаче линейного программирования 119.5 KB
  Функция выигрыша в матричных играх без седловой точки. Парная игра с нулевой суммой задается формально матрицей игры матрицей А = {ij} элементы которой определяют выигрыш первого игрока и проигрыш второго если первый игрок выберет iю стратегию а второй jю стратегию. Пара i0j0 называется седловой точкой матрицы решением игры если выполняются условия: mx по столбцу I игрок min по строке II игрок Значение функции выигрыша в седловой точке называется ценой игры. Тогда выигрыш первого игрока при условии что он выбирает...
40109. Методы штрафных функций и методы центров в выпуклом программировании 90 KB
  Методы штрафных функций и методы центров в выпуклом программировании Метод штрафных функций Постановка задачи Даны непрерывно дифференцируемые целевая функция fx = fx1 xn и функции ограничений gjx = 0 j = 1 m; gjx 0 j = m1 p определяющие множество допустимых решений D. Требуется найти локальный минимум целевой функции на множестве D т. Стратегия поиска Идея метода заключается в сведении задачи на условный минимум к решению последовательности задач поиска безусловного минимума вспомогательной функции: Fx Ck =...
40110. Методы наискорейшего и координатного спуска для минимизации выпуклой функции без ограничений. Их алгоритмы и геометрическая интерпретация 94.5 KB
  Все методы спуска решения задачи безусловной минимизации различаются либо выбором направления спуска, либо способом движения вдоль направления спуска. Решается задача минимизации функции f(x) на всём пространстве Rn. Методы спуска состоят в следующей процедуре построения последовательност
40111. Субградиент как обобщение понятия градиента. Субградиент для функции максимума. Субградиентный метод и его геометрическая интерпретация в R2 141 KB
  Субградиент для функции максимума. Градиентом дифференцируемой функции fx в точке называется вектор частных производных.x0 y0 а значение lim называется частной производной функции f по x в т. Вектор называется субградиентом опорным вектором функции fx в точке если выполняется: Таких с множество но это множество ограничено и замкнуто.
40112. Типичные производственные функции с несколькими ресурсами: линейная ПФ, степенная ПФ, ПФ с постоянными пропорциями. Коэффициенты эффективности использования ресурсов для этих типов функций 162 KB
  Коэффициенты эффективности использования ресурсов для этих типов функций. Производственные возможности н х в любой момент времени определяются 2мя группами факторов: технологические условия производства которые выражают зависимости между затратами разных ресурсов и выпуском продукции объем и качество используемых ресурсов fx производственная функция зависимость результата производства объема выпуска продукции от затрат ресурсов. X = х1 хm вектор затрат ресурсов. ПФ характеризует максимально возможный выпуск продукции при...