75646

Формирование невербальных основ речи в доречевой период

Научная статья

Педагогика и дидактика

Формирование невербальных основ речи в доречевой период Инновационные подходы к профилактике нарушений развития Под ред. Человека впервые заинтересовавшегося вопросом развития речи ребёнка может удивить и обескуражить выбранное нами название. Основы для развития речи закладываются задолго до того когда будут произнесено первое слово. Учёные наблюдавшие за развитием младенцев находящихся в разных социальных условиях смогли выделить невербальные неречевые факторы определяющие интенсивность и качество развития речи малыша.

Русский

2015-01-22

282.28 KB

0 чел.

Леханова О.Л. Формирование невербальных основ речи в доречевой период // Инновационные подходы к профилактике нарушений развития / Под ред. М.И. Лынской, Ю.А. Покровской. В 2 частях. Часть 1. – М.: ЛОГОМАГ, 2012. – С. 56-66.

Человека, впервые заинтересовавшегося вопросом развития речи ребёнка, может удивить и обескуражить выбранное нами название. Но удивляться не стоит. Основы для развития речи закладываются задолго до того, когда будут произнесено первое слово. Учёные, наблюдавшие за развитием младенцев, находящихся в разных социальных условиях, смогли выделить невербальные (неречевые) факторы, определяющие интенсивность и качество развития речи малыша. Рассмотрим их изменения по мере взросления ребёнка.

Итак, в вашей семье случилось радостное событие – на свет появился Ребёнок. Вы ждали его, готовились к рождению, выбирали имя, покупали массу нужных вещей, мечтали, как будете ухаживать за малышом, играть с ним, нянчиться. Что может быть важным для развития речи в этот период? Абсолютно всё – режим, питание, настроение матери, отношение к факту рождения родных и близких, их участие в жизни малыша и т.д., и т.п.. Младенец  реагирует на изменения в своём состоянии, в окружающей обстановке и сообщает нам об этом криком и плачем. Крик и плач ребенка до  2-3 месяцев  будет сопровождать желания ребёнка.  Чуткие мамы у довольно маленьких детей (1-4 недель от роду) выделяют до 13 (!) видов плача. Это плач голода, боли, одиночества, скуки, испуга и т.д. Как минимум два вида плача маме новорожденного ребёнка стоит различать непременно. Это плач голода и боли. Первый начинается постепенно и нарастает. Второй – возникает резко с максимальной интенсивностью. Для чего нужно маме уметь различать значение голосовых реакций малыша и реагировать на них адекватными поступками? Для того, чтобы у ребёнка сложилась чёткая схема: «мой крик может изменить ситуацию». Научившись выражать криком и плачем встречаемое пониманием взрослых неудовольствие, ребёнок чуть позже научится выражать своё положительное состояние. Чем чаще взрослый будет реагировать на плач и крик малыша, удовлетворяя нужды ребенка, тем скорее громкий крик заменяется специфическим покрикиванием. Это значит, что ребенок начинает не только сопровождать, но и выражать свои желания взрослому, начинает взаимодействовать с людьми доступными средствами. Параллельно с изменением крика появляются изменения в восприятии речи окружающих. Известно, что ребёнок в 2 недели от рождения уже способен положительно реагировать на интонацию, в 3 недели – на колыбельную песню.

В этот начальный период (1-4 неделя жизни), когда ребёнку доступны только примитивные способы сигнализации о своём состоянии, начинают закладываться основы для взаимодействия малыша с окружающим миром, для формирования у него социальных связей, базового доверия к миру. Укачивание, колыбельные песни, разнообразные режимные моменты (кормление, купание, мамин массаж и др.) являются той канвой, на основе которой формируется эмоциональное взаимодействие взрослого и малыша. Для ребёнка в этот период важно чувствовать тепло маминых рук, слышать её голос, дыхание, биение сердца, ощущать запах тела. Не бойтесь избаловать ребёнка. Чаще берите его на руки, пойте ему песни, разговаривайте, обнимайте, гладьте. Такие насыщенные вербально-невербальные контакты позволяют обеспечить основы для функционального базиса речи, стимулируют потребность ребёнка в общении.

Если всё это присутствует, то примерно ко 2 месяцу ребёнок порадует вас первой социальной улыбкой, т.е. улыбкой адресованной человеку. Многие дети начинают узнавать лицо кормящего взрослого и реагировать на знакомые голоса. Одновременно возникает и новая голосовая реакция – гуление (возрастной диапазон появления гуления, называемый разными исследователями, колеблется от 2-3 недель до 3 месяцев). Гуление представлено преимущественно гласноподобными звуками и является интернациональным по своим звуковым признакам. Гулит ребёнок только в хорошем настроении – когда он сыт, спокоен, сухой. Гулит один и в присутствии взрослых. Гулит с упоением, с удовольствием, целеустремлённо. Почти сразу (в 3-5 недель) гуление ребёнка приобретает интонационную окраску.

Что даёт гуление для развития младенца?  Гуление – это тренировка органов артикуляции, это источник формирования слухоречевых связей, это  средство взаимодействия со взрослым. Для родителей должно быть абсолютно ясно, что гуление – это не просто бесполезное и бессмысленное агуканье, бульканье и распевание звуков, это важный этап в развитии ребёнка. Благодаря гулению ребёнок начинает слышать себя и устанавливать связь между движением органов артикуляции (губ, языка, нёбной завески, голосовых складок и пр.) и слышимыми им самим звуками.  Благодаря этой связи в дальнейшем формируется способность к произношению речевых звуков. Общеизвестен факт, что при отсутствии таких связей (что, например, бывает при глухоте), дальнейшее развитие речи не происходит. Голосовая активность ребёнка затухает, и следующий этап развития речи (лепет) уже не наступает. Важно в этот период то, что реакции взрослых на гуление закрепляют в нём те звуки, которые наиболее похожи на национальные звуки речи, на фонемы родного языка.

Любопытно, что в этот период взрослый, который заботится о развитии речи ребёнка, видит в нём будущего партнёра по общению, интуитивно начинает воспроизводить в «общении» с малышом ситуацию чередования реплик, своеобразный примитивный диалог. На «реплику» ребёнка взрослый замолкает, всем видом демонстрируя своё активное слушание. Как только ребёнок делает перерыв в гулении, то начинается речевая реплика взрослого. Безусловно, не все родители соблюдают подобные правила. Некоторые взрослые произносят свои речевые реплики одновременно с ребёнком, некоторые – вне связи с голосовой реакцией малыша. Но, вероятно, именно этот начальный диалог (протодиалог) позволяет ребёнку очень быстро освоиться с ролью общающегося человека, которого слышат, и который сам умеет слушать. Часто бывает и так, что вы начинаете разговаривать с малышом, и именно ваша речевая активность провоцирует всплеск гуления. Происходит это примерно в 2 месяца. Порой складывается впечатление, что малыш пытается скопировать ваше выражение лица, положение губ, интонацию. Пользуйтесь такими моментами для того, чтобы стимулировать у ребёнка подражательную деятельность. Роль имитаций в развитии речи не определена однозначно, однако их положительное влияние на развитие речи ребёнка бесспорно.

Важно, что в этот период ребёнок гулит не только в присутствие взрослого, но и наедине с собой. Эта особенность будет сохраняться и позже на этапе лепета. В эти моменты происходит тренировка произношения, так называемое самонаучение.  Самонаучение – важная и нужная деятельность. Считается даже, что благодаря такому самонаучению ребёнок позже учится осуществлять автокоррекцию, замечать и исправлять ошибки в своей речи.

Каким должно быть поведения матери или взрослого, осуществляющего уход за младенцем в этот период? Оно должно быть эмоциональным, ярким, выразительным. С малышом в этот период следует разговаривать особенно интонировано, подкрепляя слова модуляциями голоса, соответствующим выражением лица, движениями рук. Те непродолжительные периоды активного спокойного бодрствования, которые есть у младенцев, не стоит тратить на молчаливое ухаживание. Всё, что делает мама, что попадает в поле зрения малыша, необходимо комментировать, сопровождать словом, жестом, голосом. Считается, что ребёнку с рождения до 2-3 месяцев принципиально важны невербальные средства общения, интонационные контуры слышимой речи и фонетические признаки языка, который ему предстоит извлечь из речи окружающих. Поэтому разговаривать с ребёнком необходимо приблизившись к лицу малыша на 30-40 см, чётко  артикулируя, выделяя голосом и сопровождая речь соответствующими жестами. Голос должен быть спокойным, нежным, мягким. Выражение лица – доброжелательным. Фразы матери в этот период могут быть достаточно длинными, но обязательно выразительными. Зрительный контакт, пойманный и поддержанный мамой взгляд малыша – это основа для коммуникативной чуткости ребёнка в дальнейшем.

Анализ данных о специфике взаимодействия в системе «мать – дитя» в этот период показывает, что  «правильная» мама использует несколько нетипичные для обычного общения, преувеличенные в выражении невербальные средства (необычные по темпу и ритму движения, преувеличенные выражения лица, более длинные паузы, утрированную интонацию, повышение высоты голоса и др.). По мнению исследователей, это позволяет увеличить вероятность зрительного контакта с ребёнком,  создаёт условия для ведения первичного диалога между матерью и ребёнком.  

С другой стороны,  даже самые первые невербальные проявления ребёнка (крик, двигательные реакции)  имеют для матери или замещающего её взрослого социальное значение и несут определённый смысл. Реагируя на крик и плач малыша, мать закрепляет за ними сигнальную функцию, делает эти средства коммуникации знаковыми. Иными словами, именно реакции взрослого на те или иные проявления ребёнка (крик, плач, гуление, движения рук и ног, взгляд и др.) делают их средством общения. Мы сами гасим ненужную активность малыша и подкрепляем значимые для нас проявления. В итоге реактивное по характеру поведение ребёнка становится активным. Это проявляется в увеличении инициативности ребёнка, в возрастании его стремления к общению, в расширении репертуара используемых сигналов и закреплении в нём значимых для общения проявлений, в замене гуления лепетом.

Такой качественный скачок в развитии происходит около 4-5 месяцев (некоторые исследователи называют более позднюю границу - 6 месяцев). Выражается это в том, что происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность. Произносимые ребёнком звуки приобретают признаки постоянства, становятся похожими на фонемы родного языка, обретают зависимость от других произносимых звуков. В речи ребёнка появляется первые слоговые ряды. Учёные считают, что в этот момент происходит формирование очень важного для речи физиологического механизма слогообразования.

Около 6 месяцев появляется эквивалент слова, речевой поток распадается на отрезки, состоящие из нескольких слогов и объединённые акцентуацией (ударение на первом слоге), мелодикой (мелодическое единство связано с функцией выражения эмоции), единством уклада артикуляционных органов. Появляется глоточная регулировка дыхания и динамическая организация артикуляций. Устанавливается твёрдая специфичная для данного языка связь между работой артикуляторных органов и работой глоточного механизма регулировки дыхания.

В 6 месяцев ребёнок более интенсивно начинает интересоваться не только миром людей, но и окружающими предметами. Хватание становится произвольным, движения более развитыми и точными, совершенствуется зрительное и тактильное восприятие. Учёные считают, что до 6 месяцев ребенок не замечает предмета, если взрослый находится рядом. После 6 месяцев ребенок как бы не замечает взрослого, который закрыт предметом и его свойствами.  Поэтому если в первом полугодии жизни общение с малышом должно быть ситуативно-личностным,  то во втором оно должно соответствовать стадиям развития деятельности ребенка с предметами.

Взрослому следует поддерживать формирующиеся аспекты общения и обеспечивать формирование новых уровней и средств коммуникации ребёнка. Материнская речь, адресованная ребёнку этого возраста, также как и раньше  должна быть специфична. Для неё должно быть свойственны: богатая интонационная окраска, тесная связь с ситуацией речевого общения, опора на неречевые средства общения. Предложения, адресованные ребёнку, следует строить  правильно, планировать их  структуру, не обрывать посередине, не перестраивать на ходу, повторять предложения, переставив местами его компоненты.

Особое место в общении с малышом занимают вопросы, адресованные ребёнку. Задавая вопрос, родители,  безусловно, не ждут на него полного и развёрнутого ответа, но вопрос стимулирует активность малыша, побуждает его к использованию доступных вариантов реагирования (взгляд, вокализации, движения), даёт взрослым возможность исправления используемых ребёнком средств общения. Если до 4-5 месяцев основное внимание следует уделять эмоциональной стороне звучащей материнской речи, то теперь начинается период знакомства с закодированным в языке окружающим миром.

Особенности поведения и речи взрослых облегчают восприятие речи, а значит и усвоение языка и способствует речевому научению младенца.  Общение ребёнка со взрослыми по-прежнему определяется его настроением и эмоциями, однако нетрудно заметить появляющиеся в этом возрасте изменения в материнской речи: фразы становятся короче, в них есть ключевое слово, которое мама неоднократно произносит, включая его в разнообразный контекст и сопровождая соответствующим жестом.

Какие жесты следует использовать родителям в этот период и что они дают для развития речи ребёнка? Условно можно выделить три группы жестов: эмблемы, иллюстраторы и аффекторы.

Первые сродни словам национального языка. Этим жестам мы учим малышей специально. Их них самые распространенные – жесты согласия, несогласия, благодарности, незнания, прощания, отсутствия, приветствия, просьбы, запрета. Репертуар этих жестов отработан не одним поколением.  Любой взрослый человек, воспитанный в традициях русской культуры, без труда воспроизведет кивок головой (согласие), разведёт руки в стороны (отсутствие), пожмёт плечами (незнание) и т.д. Есть и несложные слова для этих жестовых знаков (да, нет, тю-тю, пока, дай  и др.), которыми мы сопровождаем жесты.

Жесты иллюстраторы – это изобразительные жесты. Такими жестами изобилуют русские потешки, в которых изображается взмахи крыльев («…на головку сели, шу- полетели»), помешивание каши («сорока –белобока кашку варила…») и др. Во многих потешках жесты стали настолько далеки от их начального происхождения, что мы даже не задумываемся об их значении, но продолжаем активно использовать при взаимодействии с малышом (например, «ладушки»). Некоторые изобразительные жесты возникли сравнительно недавно (например, маятниковое движение руки для изображения часов (тик-так), ладонь у уха для изображения телефона (алё-алё) и др.), некоторые возникают в конкретной семье и определяются внутрисемейными традициями. Так или иначе, жесты-иллюстраторы облегчают общение  и помогают более точно донести информацию.

Третья группа жестов – жесты-аффекторы. Это жесты, помогающие нам выразить эмоции. Считается, что у человека есть базовые и производные из базовых эмоциональные состояния. К базовым относятся эмоции радости, грусти, удивления, страха, отвращения, гнев. Жесты-аффекторы напрямую связаны с соответствующим выражением лица (см. Рис.) и могут выразиться в сопровождающих междометиях (ах, ох, ой, фу и др.) и позах.

Радость

Удивление

Гнев

Отвращение

Испуг

Грусть

Умение взрослых обозначать и выражать эмоции позволяет сформировать у ребёнка эмоциональную культуру, восприимчивость к своим и чужим эмоциональным состояниям.  

Особняком от указанных групп жестов стоит указательный жест. Известный русский психолог Л.С. Выготский придавал указательному жесту огромное значение.  Он считал, что возникнув  из движения руки к предмету, указательный жест позволяет ребёнку выразить не только сам факт вычленения объекта из окружающего пространства, но и является основой всех внешних форм поведения. По его мнению, указание является первичной  функцией в развитии речи, из которой можно вывести все остальные.

Нужно сказать, что невербальные средства общения (жесты, взгляды, позы, выражение лица и др.) очень важны для развития речи ребёнка. Взаимодействие со взрослым при помощи неречевых средств даёт ребёнку возможность выражать свои желания, своё настроение, отношение, представление о ситуации. На основе невербальных средств в деятельности ребенка формируются первые обобщения, благодаря которым возникающее на основе жеста слово приобретаем значение и смысл. Исследования, проведённые с участием слепоглухонемых воспитанников, показали, что единственную возможность перехода к словесной речи дают развитые средства жестового общения. В возможности такого перехода (от действия с предметом через изображение этого действия в жесте к словесному обозначению) уже заложена знаковая функция жестовой речи (Т.А.Басилова, И.А. Соколянский).  Известный исследователь детской речи профессор С.Н. Цейтлин, описывая первоначальный детский словарь, указывает, что он содержит в себе обозначения тех явлений, предметов и признаков окружающего мира, которые были замечены ребёнком на довербальной стадии и в большинстве своём могли быть обозначены при помощи неречевых средств. Один из основателей отечественной логопедии Р.Е. Левина считает, что характер жестов и первых слов ребенка одинаков. Слова лишь продолжают более дифференцированно выполнять функцию жеста.

Что должны делать родители, чтобы в репертуаре малыша появились невербальные средства? Родители должны подкреплять своей положительной реакцией непроизвольные, ненамеренные движения ребёнка, воспроизводить их в исправленном, откорректированном виде, комментируя соответствующими словами.

Родительские интерпретации имеют исключительное значение  для формирования общения. Комментируя и объясняя действия малыша, взрослый помогает понять связь между действием и его результатом. В процессе взаимодействия с ребёнком, не владеющим речью, следует добиваться от него ответной реакции, стимулировать к подражанию действиям, копированию невербальных коммуникативных сигналов.

Активное взаимодействие с ребёнком, родительские интерпретации и комментарии приводят к тому, что в с 6 месяцев ребёнок становится способен использовать мимико-жестовые средства в комплексе: движение головы сочетается со взглядом, сопровождаются голосовой активностью. Появляется так называемое ожидающее обращение. Проявляется оно в том, что ребёнок, используя закрепившиеся на предыдущем периоде коммуникативные сигналы, использует их для привлечения внимания взрослого и выражения своих желаний.

Взрослые активно способствуют закреплению значимых средств общения, повторяют и стимулируют ребёнка к использованию жестов (попрощайся с тётей «пока-пока»; попроси «дай-дай» и пр.); произнесению похожих на настоящие слова лепетных комплексов (мама, папа, баба и др.). В результате в своём общении со взрослым ребёнок стремится приблизиться к сложившемуся у него образу коммуникативного знака. Мотивом для этого служит желание ребёнка взаимодействовать со взрослым. Период с 2 до 8 месяцев характеризуется тем, что эмоциональное состояние ребёнка  определяется преимущественно успешностью контакта со взрослым. Если взаимодействие успешно установлено, то ребёнок рад. Если нет- то огорчён. С 7 месяцев положительные эмоции ребёнка  могут возникнуть не только от общения, но и при совместных со взрослым манипуляциях и играх с предметами.

В этом возрасте или чуть позже (8-9 месяцев) появляется объективная предметная отнесённость речевых проявлений ребёнка, т.е. появляются первые настоящие слова, речь произносимая и воспринимаемая осознаётся как знаковый феномен. Если раньше ребёнок использовал звуки для выражения потребностей, то теперь для обозначения предметов. Параллельно с первыми словами начинает складываться система произвольных жестов (указательный жест, жест согласия, прощанья и приветствия, жест благодарности, поисковый жест и др.).

Взрослым, воспитывающим ребёнка этого возраста, следует помнить, что они создают речевую среду. И чем она богаче, тем больше у ребёнка материал для наблюдения и анализа. С.Н. Цейтлин, отмечает, что развитие речи ребёнка на ранних этапах подчиняется закону «трех К» (когнитивизм, конструктивизм, коммуникативизм). Что они обозначают?

Конструктивизм означает, что «ребенок сам конструирует свой язык, опираясь на речевую продукцию взрослых,  которую подвергает бессознательному анализу. Постепенное освоение ребенком взрослого языка есть, в сущности, не присвоение этого языка, но его самостоятельное конструирование» (С.Н. Цейтлин). Это важное открытие учёных имеет несомненное значение для мам, пап, бабушек и дедушек.  Оно означает, что обращённая к ребёнку речь взрослых  - основа для того, чтобы ребёнку подняться с нулевого уровня  знания языка к его совершенному владению. Ежедневно, ежечасно стоит помнить о том, что наша речь – материал, который ребёнку приходится наблюдать, анализировать, обобщать. Ребёнок добывает язык из речи взрослых, извлекает из неё языковую систему. Другого пути научения речи для ребёнка не существует. Малышу приходится за очень короткий срок проделывать очень сложную мыслительную работу по категоризации, систематизации речеязыковых явлений, по установлению аналогий и ассоциаций между звуковыми рядами слов, неречевыми средствами и фактами окружающей действительности. Он вынужден строить свою собственную иерархию языковых единиц, существующую по определённым законам и правилам. Первоначально языковая система, построенная малышом, будет довольно проста. Она будет включать массу невербальных (неречевых) составляющих, но всё-таки это будет система. По мере обогащения речевого опыта, развития предметной и практической деятельности, возможности обработки речевого материала, поставляемого взрослыми, будут возрастать. Соответственно будет совершенствоваться и языковая система малыша. С.Н. Цейтлин пишет о том, что «можно говорить, по-видимому, о целом ряде временных языковых систем ребенка, постепенно сменяющих одна другую и сближающихся с языковой системой взрослого человека». По-мнению профессора Л.В. Сахарного, даже лепет ребёнка  - это уже система. Он называет её протофонологической, но всё-таки системой языка, которую ребёнок конструирует, опираясь на результаты своей мыслительной деятельности на предыдущем этапе. Именно поэтому так важно разговаривать с ребёнком даже тогда, когда ребёнок ещё очень далёк от своих первых слов.

Вторая «К» - когнитивизм. Она означает, что «для постижения любого языкового факта должны созреть необходимые когнитивные предпосылки».  Когнитивные предпосылки – это готовность детского мышления понять что-то, что может быть обозначено в речи через категории языка. Например, для того, чтобы ребенок научился употреблять единственное и множественное число в своей речи, он должен понять, что один предмет и множество предметов – совсем не одно и тоже.  Ребёнок познаёт окружающий мир, сопоставляет его со слышимой речью и делает выводы, которые становятся основанием для появления в его арсенале каких-либо средств выражения этого знания.  Родителям следует помнить о том, что развитие речи опирается на развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление). В современной индустрии детских развивающих игр существует масса игрушек, способствующих  познавательному развитию малыша. Но все они требуют активного участия взрослых. Взрослый обеспечивает развитие познавательной сферы ребёнка, что, в свою очередь, является обязательным условием развития речи. Специалисты в области детской речи в большинстве своём придерживаются мнения, что на ранних стадиях развития именно  познание  определяет развитие речи. Развитие знаний о предметах является основанием развития речи до некоторого уровня, затем роль предметного восприятия и предметного действия для развития речи снижается (Шахнорович А.М. и Негневицкая Е.И.). С появлением активной и достаточно развитой речи (примерно с 2,5-3 лет) механизм взаимосвязи усложняется, и уже речь во многом определяет развитие мышления.

Третья «К» - коммуникативизм. Она означает, что природа речи ребёнка – коммуникативная. Именно потребность в общении определяет появление и развитие речевых средств у ребёнка. Выражая желание и получая его удовлетворение, ребёнок постигает законы и механизмы  человеческого общения, овладевает его многообразными средствами. Взрослый поддерживает и подкрепляет коммуникативную функцию, стимулируя тем самым формирование у ребёнка средств речи как ведущего средства коммуникации.

Знание механизмов и закономерностей развития речи ребёнка очень важно для взрослых, осуществляющих за ним уход. Мамы, папы, бабушки, дедушки, няни закладывают основы для успешного и благополучного речевого развития. Во многом именно ранние периоды развития определяют успешность протекания более поздних этапов онтогенеза.

Итак, подведём некоторые итоги состоявшемуся обсуждению и повторим наиболее важные тезисы:

  1.  Развитие речи ребёнка начинается задолго до того, когда им будет произнесено первое слово.
  2.  На начальных этапах развития ребёнок является невербальным существом, что предъявляет особые требования к неречевому поведению взрослых, осуществляющих за ним уход.
  3.  Взрослым следует знать закономерности развития речи ребёнка и обеспечивать формирование её предпосылок. 
  4.  Наиболее значимы отличия в вербально-невербальном поведении взрослого в доречевой период соответствуют периодам его развития (крик, гуление, лепет, первые слова).
  5.  Взрослый, осуществляющий уход за ребёнком в довербальный и последующий периоды, должен помнить, что по мере развития ребёнка должно меняться и содержание, и оформление общения с ребёнком.

Таким образом, речь имеет свои предпосылки в дословесной коммуникации. Негативные варианты протекания доречевых этапов развития могут привести к серьёзным нарушениям речи ребёнка и определить в дальнейшем трудности общения, обучения, освоения норм  и правил общества.

Родителям, заинтересовавшимся данной проблемой, мы рекомендуем ознакомится со следующей литературой:

  1.  Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: уч-е пособие для студ. высших уч. заведений / С.Н. Цейтлин – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

Для специалистов список литературы включает следующие источники:

  1.  Басилова Т. А. Условия формирования первоначальных жестов у слепоглухих детей  / Т.А. Басилова // Дефектология. - 1987. - № 1.- С.11-17
  2.  Горелов И.Н. Проблемы функционального базиса речи в онтогенезе / И.Н. Горелов – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1974, - 116 с.
  3.  Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей /Е.И. Исенина. – Саратов: Изд-во СГУ, 1986. – 163 с.
  4.  Кольцова М. М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. - М.: Изд-во «Советская Россия», 1973.- 192 с.
  5.  Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации) / Н.И. Лепская – М.: Изд-во МГУ , 1997. – 151 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51662. Shopping for clothes 65.5 KB
  Общеобразовательные: активизировать лексические навыки по теме «Одежда» и «Покупки»; совершенствовать навыки диалогической речи; совершенствовать навыки аудирования и чтения.
51665. Математика. Я і Україна. Природознавство 566.5 KB
  Що таке РУХ Якими величинами характеризується рух Відстань це простір що розділяє два пункти; проміжок між чим небудь. Одиниці вимірювання хв сек год доба ШВИДКІСТЬ це відстань яку подолано за одиницю часу за якийсь час годину хвилину секунду. Реактивний літак пролетів відстань 6000км за 3 години. Вертоліт за 3 години подолав відстань 400 км.
51666. Внеклассное чтение «Полюбуйся, весна наступает» 70.5 KB
  4 класс Тема: Внеклассное чтение Полюбуйся весна наступает. Оборудование: иллюстрации к теме Весна Весёлый ручеёк хрестоматия 14 классов хрестоматия для внеклассного чтения 4 класс Исаенко О. Прочитайте тему урока Полюбуйся весна наступает и к нему эпиграф: Поэзии и музыки союз Для наших душ...
51667. ВИРОБНИЦТВО ТА ЙОГО ОСНОВНІ ЧИННИКИ 70.5 KB
  Визначити основні елементи процесу виробництва; організаційні форми виробництва. Вміти визначати економічні форми виробництва. Вміти визначати економічні цілі та соціальні умови виробництва.