75648

О доминирующих мотивах деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Научная статья

Педагогика и дидактика

В отечественных и зарубежных логопедических исследованиях уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены детьми с недоразвитием речи. Однако такой важнейший компонент деятельности, как мотивация

Русский

2015-01-22

21.09 KB

6 чел.

Леханова О.Л., Нефёдова Н.Н. О доминирующих мотивах деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Совершенствование методов диагностики и коррекции нарушений речи у детей  с различными вариантами дизонтогенеза: Материалы I междунар. науч. конф. памяти  д-ра пед. наук, проф. Р.И. Лалаевой, 29 ноября 2012 г. / Под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб., ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – С. 230-233

В отечественных и зарубежных логопедических исследованиях уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены детьми с недоразвитием речи. Однако такой важнейший компонент деятельности, как мотивация, признанный исследователями как ее "мотор" (А.Н. Леонтьев, 1956), нередко оказывается за рамками анализа специалистов.

Между тем, именно вопросы мотивации остаются важными для теории и практики специальной психологии и педагогики в целом и логопедии в частности. О значении мотивации для развития психики ребёнка и формировании у него деятельности неоднократно писали такие известные отечественные и зарубежные психологи, как В.В. Агеев, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, П.В. Симонов, П.М. Якобсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.  Определено, что мотивы дошкольника имеют разную силу и значимость.

Проблема мотивации у лиц с недостатками речи хотя и затрагивается в той или иной мере многими  авторами (Е. С. Алмазова, С.М. Валявко, Т. Г. Визель, В. К. Воробьева, Ж. М. Глозман, А.С. Спиваковская, И. Ю. Козина, Р. Е. Левина,  Т.Б.Филичева) [2],[3],[5]), но остается слабо изученной. Основной акцент в исследованиях перечисленных авторов делается на освещении вопросов мотивации дошкольников с нарушениями речи к исправлению речевого дефекта, имеются сведения об индивидуально-дифференцированных особенностях и факторах, определяющих иерархию мотивов. Остальные аспекты мотивационной сферы детей с речевой патологией остаются слабо изученными, что не позволяют оптимизировать коррекционно-логопедический процесс и . Таким образом, в настоящее время в логопедии сложилось определённое противоречие между состоянием изученности вопроса об особенностях мотивационной сферы детей с нарушениями речи и потребностью его разработки, что и определило необходимость экспериментального исследования проблемы.

Исследование было реализовано в 2011-12 гг. в рамках студенческого научно-исследовательского проекта. Целью исследования явилось изучение особенностей мотивационной сферы у детей с нарушениями речи. Объектом - мотивационная сфера детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Предметом - особенности мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста  с нарушениями речи.

Гипотезой послужило предположение о том, что в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушениями речи в отличие от нормально развивающихся сверстников имеется своеобразие в доминировании разных видов мотивов деятельности, присутствуют специфические особенности направленности мотивов и их устойчивости. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №85» и МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №94» г. Череповца. В эксперименте принимали участие старшие  дошкольники (средний возраст на момент обследования - 6 лет): 10 детей с нарушениями речи (заключение ПМПК – общее недоразвитие речи III уровня) и 10 детей с нормальным развитием речи

В эксперименте использовался комплекс диагностических заданий,    направленных на выявление особенностей мотивационной сферы старших дошкольников с нарушениями речи [1], [6], [4]. Методика №1 позволяла исследовать стойкость мотивов и их сохранность на протяжении деятельности. Методика №2 была нацелена на определение доминирования учебных  или игровых мотивов поведения, путем введения того или иного мотива в условия психического пресыщения. Методика №3 позволяла определить альтруистическую или эгоистическую направленность доминирующих мотивов в мотивационной сфере ребенка. Для анализа результатов были выделены общие параметры оценки диминирующих мотивов деятельности дошкольников: I - по направленности (альтруистические и эгоистические мотивы), II - по виду деятельности (игровые и учебные мотивы), III - по характеру (устойчивые и неустойчивые мотивы).  

Результаты исследования показали, что эгоистический или альтруистический характер мотивации деятельности повлиял на успешность выполнения задания в обеих группах. Ожидание награды (эгоистические мотивация)   приводило к тому, что дети обеих категорий  сразу брались за работу, увлекались процессом рисования, каждый хотел выиграть в конкурсе, поэтому рисовали аккуратно, тщательно вырисовывали детали.  Изменение эгоистической мотивации на альтруистическую привело к тому, что дети стали отказываться от выполнения задания, особенно сильно нежелание рисовать наблюдалось у детей с речевыми нарушениями. Попытки экспериментатора усилить мотивацию эмоциональным компонентом, включающим активизацию эмпатийных чувств детей, приводили к тому, что ребёнок соглашался выполнить задание, но эти рисунки были выполнены неряшливо, без энтузиазма и старания, не были доведены до конечного результата.  

Также в ходе исследования у детей с нарушениями речи было выявлено явное преобладание игровых мотивов над учебными. Если нормально развивающиеся дошкольники одинаково успешно выполняли и игровое, и учебное задание, то  у детей с ОНР наблюдалось явное различие деятельности. В игровой ситуации они сразу приступали к деятельности, старались рисовать одинаковые ровные кружочки, сопровождали действия речью. При предъявлении  учебной мотивации полностью с заданием справились 60 % детей с нормальным развитием речи, и только 30% детей с речевыми нарушениями. Дети с нормальным речевым развитием более старательно подошли к заданию, всем хотелось научиться красиво писать. В отличие от них дети с речевыми нарушениями, уже на середине выполнения задания соскальзывали с цели, ссылаясь на усталость, нежелание заниматься и бесцельность учёбы. Та же тенденция проявилась и в другом задании. Нормально развивающиеся дошкольники с большим интересом отнеслись к чтению, чем к игре. У детей с нарушениями речи наоборот  игровой мотив преобладал над учебным.

Некоторые различия были выявлены и в динамической характеристике мотивационной сферы. Утомляемость в процессе выполнения заданий у детей с нарушениями речи оказалась выше, чем у их сверстников с нормальным развитием речи. Исследование позволило выявить, что стойкость мотивов зависит от игровой ситуации и различных стимуляций, а так же от характера деятельности.

В целом результаты экспериментального исследования  показали, что у детей с нарушениями речи имеются следующие особенности  мотивационной сферы: доминирование игровых мотивов над учебными, слабая организованность и устойчивость мотивов, преобладание эгоистических мотивов над альтруистическими.

Полученные результаты с очевидностью доказывают следующие важные для логопедии положения:

- дети с ОНР нуждаются в усилении морально-нравственной ориентации обучения и воспитания, в противном случае в их поведении закрепляются эгоистические тенденции;

- к концу дошкольного возраста дети с ОНР демонстрируют мотивационную незрелость к предстоящей учебной деятельности, что в дальнейшем может провоцировать школьную дезадаптацию и социальные девиации;

- дети с ОНР отличаются от нормально развивающихся сверстников характеристиками стойкости и соподчинения мотивов, что должно быть учтено при организации коррекционно-логопедического процесса в ДОУ.

Литература

  1.  Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагно-стические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Ось-89, 1997
  2.  Валявко С.М. Особенности мотивации детей 5-6 лет с ОНР//Материалы VII Царскосельских чтений / Под общ. ред. проф. В. Н.Скворцова - СПб, 2003
  3.  Валявко С.М. Особенности  мотивации старших дошкольников с обшим недоразвитием речи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук., М.- 2006
  4.  Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000
  5.   Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - М. 2000
  6.  Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54510. Музично-виконавський розвиток учня-піаніста на прикладі п єс «Дитячого альбому» П.І. Чайковського 1.15 MB
  Так само ретельно позначена і динаміка. Композитор користується як поступовим її розвитком, так і раптовими змінами тонких градацій звучності. Але ніде в циклі не позначено ff-автор наказує шкалу динаміки ppp-f. В творах циклу Чайковський застосував в основному прості форми, які легко піддаються аналізу.
54511. МУЗИКА - ЦЕ ГОЛОС НАШОГО СЕРЦЯ 80 KB
  На фоні музики Маленька нічна серенада Моцарта ведучі ведуть розповідь. 1ий ведучий Я слухаю музику і уявляю собі старовинний Зальцбург батьківщину Моцарта. Ми розповімо вам друзі про життя маленького Моцарта. І якщо хтонебудь скаже що в наших розповідях більше видумки ніж правди я відповім: Що ж а музика Моцарта хіба вона не казкове чудо Про Зальцбург і деякі обставини народження нашого героя 1ий ведучий У ті дні Зальцбург був столицею маленького церковного князівства.
54512. МУЗИКА ВІДКРИТОГО СЕРЦЯ 53 KB
  Церковний богослужебний спів виник разом з розповсюдженням християнства, а потім став розвиватися самостійно і історично склався як чисто національний вид музичного мистецтва. Стримані, виразні і величаві народні наспіви є величезним багатством нашої національної культури.
54513. Музыка в диалоге с современностью 37.5 KB
  Музыкальная викторина Задание: определить название прозвучавшего музыкального фрагмента. Драматизация Визитка музыкального произведения Задание: член команды выбирает карточку с названием произведения визитку которого нужно представить. Повторение средств музыкальной выразительности Задание: узнать произведение по его модели записанной на карточках. Ты мне я тебе Команды придумывают друг другу музыкальное задание.
54514. ВИДИ МИСТЕЦТВ. ПОХОДЖЕННЯ МИСТЕЦТВ. СЛІДИ ПЕРВІСНОЇ МУЗИКИ 93 KB
  Так поступово сформувались різні види мистецтва: література графіка живопис скульптура архітектура декоративне мистецтво кіно хореографія театр цирк і музика. Музика приносить людині велике задоволення і насолоду. Що ж це за таке диво МУЗИКА висловлювання дітей. Отже і музика має дуже давні корені.
54515. Интегрированный урок музыки и литературы в 5-ом классе 90.5 KB
  Цели урока: обучающие: по музыке: продолжить изучение темы Музыка и искусство слова; показать как музыка являясь главным героем сказки проявляет свою волшебную силу помогает в тяжелую минуту; через рабочую наглядность слайдфильм раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме; направить учащихся на осмысление музыкального образа в литературе в частности в сказках; по литературе: формировать умение творческого пересказа сказывания народных сказок; совершенствовать навыки сопоставления; развивающие: по музыке:...
54516. Історія Першої струни. Струнні інструменти 266.5 KB
  Довгий шлях пройшли струнні від тятиви мисливського лука до сучасних музичних інструментів. І зараз це - найважливіша і найчисельніша інструментальна група. Не випадково емблемою музичного мистецтва з давніх пір вважають ліру - стародавній струнний інструмент.
54517. Де дружба і кмітливість, там і перемога. Німецька народна казка. Бременські музиканти 107.5 KB
  МЕТА: Ознайомити учнів з німецькою народною казкою, вчити визначати послідовність подій у творі. Розвивати навички швидкого правильного читання,увагу, мовлення учнів, читацьку память, поповнювати словниковий запас. Працювати над діалогічним мовленням, вчити інсценізації, перевтіленню, стислому переказу.
54518. Понятие альтернативных издержек 16.78 KB
  Альтернативные издержки различают на единицу продукта и совокупные альтернативные издержки. Альтернативные издержки очень трудно представить, как определенное количество денег