75648

О доминирующих мотивах деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Научная статья

Педагогика и дидактика

В отечественных и зарубежных логопедических исследованиях уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены детьми с недоразвитием речи. Однако такой важнейший компонент деятельности, как мотивация

Русский

2015-01-22

21.09 KB

5 чел.

Леханова О.Л., Нефёдова Н.Н. О доминирующих мотивах деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Совершенствование методов диагностики и коррекции нарушений речи у детей  с различными вариантами дизонтогенеза: Материалы I междунар. науч. конф. памяти  д-ра пед. наук, проф. Р.И. Лалаевой, 29 ноября 2012 г. / Под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб., ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – С. 230-233

В отечественных и зарубежных логопедических исследованиях уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены детьми с недоразвитием речи. Однако такой важнейший компонент деятельности, как мотивация, признанный исследователями как ее "мотор" (А.Н. Леонтьев, 1956), нередко оказывается за рамками анализа специалистов.

Между тем, именно вопросы мотивации остаются важными для теории и практики специальной психологии и педагогики в целом и логопедии в частности. О значении мотивации для развития психики ребёнка и формировании у него деятельности неоднократно писали такие известные отечественные и зарубежные психологи, как В.В. Агеев, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, П.В. Симонов, П.М. Якобсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.  Определено, что мотивы дошкольника имеют разную силу и значимость.

Проблема мотивации у лиц с недостатками речи хотя и затрагивается в той или иной мере многими  авторами (Е. С. Алмазова, С.М. Валявко, Т. Г. Визель, В. К. Воробьева, Ж. М. Глозман, А.С. Спиваковская, И. Ю. Козина, Р. Е. Левина,  Т.Б.Филичева) [2],[3],[5]), но остается слабо изученной. Основной акцент в исследованиях перечисленных авторов делается на освещении вопросов мотивации дошкольников с нарушениями речи к исправлению речевого дефекта, имеются сведения об индивидуально-дифференцированных особенностях и факторах, определяющих иерархию мотивов. Остальные аспекты мотивационной сферы детей с речевой патологией остаются слабо изученными, что не позволяют оптимизировать коррекционно-логопедический процесс и . Таким образом, в настоящее время в логопедии сложилось определённое противоречие между состоянием изученности вопроса об особенностях мотивационной сферы детей с нарушениями речи и потребностью его разработки, что и определило необходимость экспериментального исследования проблемы.

Исследование было реализовано в 2011-12 гг. в рамках студенческого научно-исследовательского проекта. Целью исследования явилось изучение особенностей мотивационной сферы у детей с нарушениями речи. Объектом - мотивационная сфера детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Предметом - особенности мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста  с нарушениями речи.

Гипотезой послужило предположение о том, что в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушениями речи в отличие от нормально развивающихся сверстников имеется своеобразие в доминировании разных видов мотивов деятельности, присутствуют специфические особенности направленности мотивов и их устойчивости. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №85» и МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №94» г. Череповца. В эксперименте принимали участие старшие  дошкольники (средний возраст на момент обследования - 6 лет): 10 детей с нарушениями речи (заключение ПМПК – общее недоразвитие речи III уровня) и 10 детей с нормальным развитием речи

В эксперименте использовался комплекс диагностических заданий,    направленных на выявление особенностей мотивационной сферы старших дошкольников с нарушениями речи [1], [6], [4]. Методика №1 позволяла исследовать стойкость мотивов и их сохранность на протяжении деятельности. Методика №2 была нацелена на определение доминирования учебных  или игровых мотивов поведения, путем введения того или иного мотива в условия психического пресыщения. Методика №3 позволяла определить альтруистическую или эгоистическую направленность доминирующих мотивов в мотивационной сфере ребенка. Для анализа результатов были выделены общие параметры оценки диминирующих мотивов деятельности дошкольников: I - по направленности (альтруистические и эгоистические мотивы), II - по виду деятельности (игровые и учебные мотивы), III - по характеру (устойчивые и неустойчивые мотивы).  

Результаты исследования показали, что эгоистический или альтруистический характер мотивации деятельности повлиял на успешность выполнения задания в обеих группах. Ожидание награды (эгоистические мотивация)   приводило к тому, что дети обеих категорий  сразу брались за работу, увлекались процессом рисования, каждый хотел выиграть в конкурсе, поэтому рисовали аккуратно, тщательно вырисовывали детали.  Изменение эгоистической мотивации на альтруистическую привело к тому, что дети стали отказываться от выполнения задания, особенно сильно нежелание рисовать наблюдалось у детей с речевыми нарушениями. Попытки экспериментатора усилить мотивацию эмоциональным компонентом, включающим активизацию эмпатийных чувств детей, приводили к тому, что ребёнок соглашался выполнить задание, но эти рисунки были выполнены неряшливо, без энтузиазма и старания, не были доведены до конечного результата.  

Также в ходе исследования у детей с нарушениями речи было выявлено явное преобладание игровых мотивов над учебными. Если нормально развивающиеся дошкольники одинаково успешно выполняли и игровое, и учебное задание, то  у детей с ОНР наблюдалось явное различие деятельности. В игровой ситуации они сразу приступали к деятельности, старались рисовать одинаковые ровные кружочки, сопровождали действия речью. При предъявлении  учебной мотивации полностью с заданием справились 60 % детей с нормальным развитием речи, и только 30% детей с речевыми нарушениями. Дети с нормальным речевым развитием более старательно подошли к заданию, всем хотелось научиться красиво писать. В отличие от них дети с речевыми нарушениями, уже на середине выполнения задания соскальзывали с цели, ссылаясь на усталость, нежелание заниматься и бесцельность учёбы. Та же тенденция проявилась и в другом задании. Нормально развивающиеся дошкольники с большим интересом отнеслись к чтению, чем к игре. У детей с нарушениями речи наоборот  игровой мотив преобладал над учебным.

Некоторые различия были выявлены и в динамической характеристике мотивационной сферы. Утомляемость в процессе выполнения заданий у детей с нарушениями речи оказалась выше, чем у их сверстников с нормальным развитием речи. Исследование позволило выявить, что стойкость мотивов зависит от игровой ситуации и различных стимуляций, а так же от характера деятельности.

В целом результаты экспериментального исследования  показали, что у детей с нарушениями речи имеются следующие особенности  мотивационной сферы: доминирование игровых мотивов над учебными, слабая организованность и устойчивость мотивов, преобладание эгоистических мотивов над альтруистическими.

Полученные результаты с очевидностью доказывают следующие важные для логопедии положения:

- дети с ОНР нуждаются в усилении морально-нравственной ориентации обучения и воспитания, в противном случае в их поведении закрепляются эгоистические тенденции;

- к концу дошкольного возраста дети с ОНР демонстрируют мотивационную незрелость к предстоящей учебной деятельности, что в дальнейшем может провоцировать школьную дезадаптацию и социальные девиации;

- дети с ОНР отличаются от нормально развивающихся сверстников характеристиками стойкости и соподчинения мотивов, что должно быть учтено при организации коррекционно-логопедического процесса в ДОУ.

Литература

  1.  Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагно-стические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Ось-89, 1997
  2.  Валявко С.М. Особенности мотивации детей 5-6 лет с ОНР//Материалы VII Царскосельских чтений / Под общ. ред. проф. В. Н.Скворцова - СПб, 2003
  3.  Валявко С.М. Особенности  мотивации старших дошкольников с обшим недоразвитием речи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук., М.- 2006
  4.  Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000
  5.   Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - М. 2000
  6.  Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10504. Хімічний звязок та будова у неорганічних речовинах 100.5 KB
  Тема: Хімічний звязок та будова у неорганічних речовинах. Тип уроку: уроклекція. Навчальна мета: Узагальнити та систематизувати знання учнів про хімічний звязок, характеризувати взаємозвязки між складом будовою і властивостями речовин, виробити вм...
10505. Хімічні властивості металів 68 KB
  Тема: Хімічні властивості металів. Навчальна мета: вивчити загальні хімічні властивості металів взаємодію їх з киснем галогенами сіркою кислотами солями розглянути хімічну активність металів та відповідно їх відновні властивості повторити окисно відновні реакці...
10506. Хімічні властивості алкенів: повне і часткове окиснення, приєднання Н2, Gal, НGal, полімеризація. Правило Марковнікова. Механізм реакції приєднання за подвійним зв’язком 38.5 KB
  Тема: Хімічні властивості алкенів: повне і часткове окиснення приєднання Н2 Gal НGal полімеризація. Правило Марковнікова. Механізм реакції приєднання за подвійним звязком. Навчальна мета: ознайомити з хімічними властивостями алкенів; розкрити механізм реакції приєднан...
10507. Хімічні властивості основ. Реакція нейтралізації 57.5 KB
  Тема: Хімічні властивості основ. Реакція нейтралізації. Навчальна мета: вивчити хімічні властивості основ лугів і нерозчинних у воді основ порівняти їх поглибити знання про індикатори і їх застосування визначити суть реакції нейтралізації. Виховна мета: виховуват...
10508. Хімічні властивості спиртів 48.5 KB
  Тема:Хімічні властивості спиртів. Навчальна мета: розглянути хімічні властивості спиртів визначити вплив функціональної групи спиртів на їхні хімічні властивості поглибити знання про хімічні властивості органічних речовин, порівняти властивості одноатомних і бага
10509. Основы работы с базой данных. Продолжение изучения теоретических основ PHP и MySQL 2.12 MB
  Основы работы с базой данных. Продолжение изучения теоретических основ PHP и MySQL. Раздел Введение Цель: Что такое База Данных БД. Как устроены базы данных и как они хранятся на сервере. Пример использования баз данных на реальном сайте. Какую...
10510. Краткий справочник по языку РНР 177 KB
  Краткий справочник по языку РНР Это приложение не имеет целью копировать Руководство по использованию РНР которое вы можете найти в Интернете по адресу: Руководство содержит предназначенные для пользователя комментарии и примеры программ. Приложение представляет с...
10511. Cnpaвочник no основам MySQL 49.5 KB
  Cnpaвочник no основам MySQL Это приложение очень поверхностный взгляд на SQL Structured Query Language язык структурированных запросов и некоторые основные функции которые вы можете использовать с MySQL. Тем не менее даже это значительно облегчит разработку ваших сценариев. Ознакоми
10512. Основные приятные стороны пакета MySQL 124.5 KB
  Перечислю основные приятные стороны пакета MySQL. Многопоточность. Поддержка нескольких одновременных запросов. Оптимизация связей с присоединением многих данных за один проход. Записи фиксированной и переменной длины. ODBC драйвер в комплекте с исхо...