75649

Отношение дошкольников с ОНР к социальным нормам и правилам поведения как показатель их социального развития

Научная статья

Педагогика и дидактика

Социальное развитие детей с недоразвитием речи должным образом не формируется О. В силу специфики речевого нарушения у детей ограничены контакты со взрослыми и сверстниками полноценно не осуществляется процесс общения что значительно осложняет социализацию детей. В поведении детей с ОНР отмечается ряд специфических особенностей: большое число конфликтов неумение договариваться учитывать интересы других уступать в спорах наличие рассогласования в реальном и декларируемом поведении....

Русский

2015-01-22

31.68 KB

0 чел.

Леханова О.Л., Павлинова И.В. Отношение дошкольников с ОНР к социальным нормам и правилам поведения как показатель их социального развития // Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников: материалы II международной научно-практической конференции 20–21 января 2013 года. / Ред. О.С. Ушакова и др.  – Прага: Vědecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013 – С. 46-48.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет, нормы и правила поведения в обществе. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, роли и позиции. Социальное развитие  детей с недоразвитием речи должным образом не формируется (О.Е. Грибова, О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Е.Г. Федосеева и др.). В силу специфики речевого нарушения у детей ограничены контакты со взрослыми и сверстниками, полноценно не осуществляется процесс общения, что значительно осложняет социализацию детей. В поведении детей с ОНР отмечается ряд специфических особенностей: большое число конфликтов, неумение договариваться, учитывать интересы других, уступать в спорах, наличие рассогласования в реальном и декларируемом поведении  [1]. Значимость освоения и воспроизведения социальных норм и правил поведения дошкольниками с ОНР для их социализации определили актуальность и основные направления экспериментального исследования. Эксперимент был реализован на базе МБДОУ комбинированного и компенсирующего вида № 22, 38, 78, 105  г. Череповца в 2010-12 гг. В нём приняли участие воспитанники старших групп: 23 ребенка с нормальным речевым развитием и 45 детей с общим недоразвитием речи. Детям были предложены задания, позволяющие оценить сформированность у детей знаний и представлений о социально принятой этической норме и правилах поведения и их отношение к вопросу о необходимости соблюдения этих норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми.

Большинство детей (82,6 %) с нормативным речевым развитием продемонстрировали высокий уровень сформированности знаний о социально принятой этической норме. У дошкольников с ОНР преобладает средний уровень (53,5%). Описывая коммуникативное событие, комментируя ситуацию, насыщенную неоднозначными в социально-нравственном плане аспектами и моделируя выход из неё, дети с тяжёлой патологией речи предлагали выход, не отвечающий социальной  и нравственной норме. Например, на вопросы о том, как следует поступить в ситуациях, если: младшая сестра просит поиграть с куклой; воспитатель попросит убрать игрушки; мальчик выхватил машинку у Пети, мы слышали такие варианты ответов: «Кукла моя, я ей и буду играть», «Я не играла, пусть убирают игрушки другие», «Мальчик отобрал свою игрушку и воспитателю нажаловался, чтоб другого мальчика наказали». Изучив и оценив уровень развития у дошкольников с нормальной и нарушенной речью отношения к необходимости соблюдения социально принятой этической нормы, мы пришли к выводу, что при ОНР преобладает низкий уровень (51,2%), в норме – высокий (78,3%). Аргументация детей с нормальным развитием речи включала следующие варианты толкования:  «Нужно помогать ребятам убирать игрушки, и они тогда будут помогать», «Нельзя никого обижать, это очень плохо, нужно со всеми дружить», «Нельзя никого обижать, надо договариваться, играть вместе, потому что так веселее». При ОНР в большинстве случаев дети затруднялись аргументировать поступок героя, нередко вообще не объясняли свой выбор: «Я не знаю» или «Так надо». В целом в процессе исследования выяснилось, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР имеют некоторый, весьма ограниченный запас знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, но самостоятельно выделить сферу человеческих отношений, регулируемую нравственными принципами дети не могут, имеющиеся у них представления бедны и не достаточно дифференцированы. Такие дети не способны адекватно реагировать на ситуации, требующие проявления сочувствия, доброжелательности, отзывчивости, внимательности, помощи.

В исследовании удалось доказать, что принимая необходимость соблюдения норм и правил поведения в общении со сверстниками и взрослыми, дети с ОНР негативно относятся к такой регламентации: стараются уклониться от нормативного поведения, игнорируют справедливость наказания в свой адрес в случае несоблюдения норм и правил, демонстрируют эффект «двойных стандартов» для себя и сверстников. Полученные данные свидетельствуют о необходимости осуществления целенаправленной работы по коррекции нарушений социального развития таких детей.

Библиографический список

  1.  Леханова О.Л., Фуникова Е.В. Особенности освоения социально-нравственных норм  и правил поведения дошкольниками с нарушениями речи // Специальное образование: материалы VIII междунар. науч. конф., 26-27 апр. 2012 г. / под общ. ред. В.Н. Скворцова.  – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – Т.2. – С. 117-120.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37599. СТИМУЛИРОВАНИЕ НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.04 MB
  Теоретические основы организации стимулирования наемных работников в процессе предпринимательской деятельности [2.2] работников в предпринимательской деятельности [2. Анализ действующих систем стимулирования наемных работников [3.
37600. Издержки производства: экономическая природа, региональные особенности и резервы снижения (на примере отраслей нефтедобычи Республики Татарстан) 957 KB
  Экономическое содержание издержек производства. Классификация издержек производства. Региональные особенности издержек производства в нефтедобыче.
37601. Проектирование информационных систем 1.12 MB
  Приводимые в обзоре рекомендации могут способствовать успешному внедрению CASEсредств и уменьшить риск неправильных инвестиций. Несмотря на высокие потенциальные возможности CASEтехнологии увеличение производительности труда улучшение качества программных продуктов поддержка унифицированного и согласованного стиля работы далеко не все разработчики информационных систем использующие CASEсредства достигают ожидаемых результатов. Существуют различные причины возможных неудач но видимо основной причиной является неадекватное понимание...
37602. Определение мощности дизельного двигателя 202.67 KB
  Определение мощности дизельного двигателя: 1. Процесс снятия индикаторной диаграммы с цилиндров двигателя называется индицированием цилиндров. Индикаторная диаграмма снятая с двигателя изображает действительный цикл с учетом всех потерь а площадь индикаторной диаграммы индикаторную работу цикла Li. Если подставить в уравнение Pi в кг см2 Vh в литрах как принято в двигателестроении число оборотов вала n в об мин и обозначить количество цилиндров i а тактность двигателя ττ = 2 для двухтактного и...
37603. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УГЛА АТАКИ ПОТОКА НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ТУРБИННОЙ РЕШЕТКИ 317.21 KB
  ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УГЛА АТАКИ ПОТОКА НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ТУРБИННОЙ РЕШЕТКИ Вопросы пространственного обтекания турбинных решеток чрезвычайно сложны и теоретически решается лишь для некоторых простейших случаев поэтому основным достоверным материалом для суждения о качественной и количественной зависимостях между отдельными величинами при обтекании турбинных решеток сжимаемой средой является материал эксперимента. Рисунок 1 Характеристики турбинной решетки Результаты эксперимента β1 = 450 Углы потока 1 2 3 4...
37605. Изучение методов векторного синтеза и отображения модулированных сигналов в современных систем связи 3.35 MB
  Формирование с помощью программы VSG модулированного сигнала в соответствии с данными приведенными в таблице ниже. Использованные параметры сигнала: Выборок на символ 16; Количество символов 500; Опорный уровень 0 дБ.1 IQ составляющие сигнала QPSK во временной области без использования предмодуляционного фильтра Рисунок1.2 Векторная диаграмма и Сигнальное созвездие QPSK сигнала Далее по заданию вводим обработку сигнала с помощью предмодуляционного фильтра.
37606. Исследование однородной линии в установившемся режиме 282 KB
  Минск 2013 Цель работы: Наблюдение основных режимов работы линии исследование частотных свойств входного сопротивления. Домашнее задание: По исходным данным таблицы 1 согласно варианту рассчитали длину линии которой эквивалентна данная искусственная линия содержащая 16 звеньев. Таблица 1 Вариант L0 мкГн км C0 пФ км r0 Ом км n0 1 620 21200 11 15 Определили частоту при которой на линии укладывается одна длина волны =16.
37607. Исследование характеристик метода доступа в сетях Ethernet 243.5 KB
  Мы добились схожих результатов с Ethernet, однако скорость увеличилась в 2 раза. Загруженности сети 100% соответствует интенсивность сети меньше 50.