75649

Отношение дошкольников с ОНР к социальным нормам и правилам поведения как показатель их социального развития

Научная статья

Педагогика и дидактика

Социальное развитие детей с недоразвитием речи должным образом не формируется О. В силу специфики речевого нарушения у детей ограничены контакты со взрослыми и сверстниками полноценно не осуществляется процесс общения что значительно осложняет социализацию детей. В поведении детей с ОНР отмечается ряд специфических особенностей: большое число конфликтов неумение договариваться учитывать интересы других уступать в спорах наличие рассогласования в реальном и декларируемом поведении....

Русский

2015-01-22

31.68 KB

0 чел.

Леханова О.Л., Павлинова И.В. Отношение дошкольников с ОНР к социальным нормам и правилам поведения как показатель их социального развития // Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников: материалы II международной научно-практической конференции 20–21 января 2013 года. / Ред. О.С. Ушакова и др.  – Прага: Vědecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013 – С. 46-48.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет, нормы и правила поведения в обществе. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, роли и позиции. Социальное развитие  детей с недоразвитием речи должным образом не формируется (О.Е. Грибова, О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Е.Г. Федосеева и др.). В силу специфики речевого нарушения у детей ограничены контакты со взрослыми и сверстниками, полноценно не осуществляется процесс общения, что значительно осложняет социализацию детей. В поведении детей с ОНР отмечается ряд специфических особенностей: большое число конфликтов, неумение договариваться, учитывать интересы других, уступать в спорах, наличие рассогласования в реальном и декларируемом поведении  [1]. Значимость освоения и воспроизведения социальных норм и правил поведения дошкольниками с ОНР для их социализации определили актуальность и основные направления экспериментального исследования. Эксперимент был реализован на базе МБДОУ комбинированного и компенсирующего вида № 22, 38, 78, 105  г. Череповца в 2010-12 гг. В нём приняли участие воспитанники старших групп: 23 ребенка с нормальным речевым развитием и 45 детей с общим недоразвитием речи. Детям были предложены задания, позволяющие оценить сформированность у детей знаний и представлений о социально принятой этической норме и правилах поведения и их отношение к вопросу о необходимости соблюдения этих норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми.

Большинство детей (82,6 %) с нормативным речевым развитием продемонстрировали высокий уровень сформированности знаний о социально принятой этической норме. У дошкольников с ОНР преобладает средний уровень (53,5%). Описывая коммуникативное событие, комментируя ситуацию, насыщенную неоднозначными в социально-нравственном плане аспектами и моделируя выход из неё, дети с тяжёлой патологией речи предлагали выход, не отвечающий социальной  и нравственной норме. Например, на вопросы о том, как следует поступить в ситуациях, если: младшая сестра просит поиграть с куклой; воспитатель попросит убрать игрушки; мальчик выхватил машинку у Пети, мы слышали такие варианты ответов: «Кукла моя, я ей и буду играть», «Я не играла, пусть убирают игрушки другие», «Мальчик отобрал свою игрушку и воспитателю нажаловался, чтоб другого мальчика наказали». Изучив и оценив уровень развития у дошкольников с нормальной и нарушенной речью отношения к необходимости соблюдения социально принятой этической нормы, мы пришли к выводу, что при ОНР преобладает низкий уровень (51,2%), в норме – высокий (78,3%). Аргументация детей с нормальным развитием речи включала следующие варианты толкования:  «Нужно помогать ребятам убирать игрушки, и они тогда будут помогать», «Нельзя никого обижать, это очень плохо, нужно со всеми дружить», «Нельзя никого обижать, надо договариваться, играть вместе, потому что так веселее». При ОНР в большинстве случаев дети затруднялись аргументировать поступок героя, нередко вообще не объясняли свой выбор: «Я не знаю» или «Так надо». В целом в процессе исследования выяснилось, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР имеют некоторый, весьма ограниченный запас знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, но самостоятельно выделить сферу человеческих отношений, регулируемую нравственными принципами дети не могут, имеющиеся у них представления бедны и не достаточно дифференцированы. Такие дети не способны адекватно реагировать на ситуации, требующие проявления сочувствия, доброжелательности, отзывчивости, внимательности, помощи.

В исследовании удалось доказать, что принимая необходимость соблюдения норм и правил поведения в общении со сверстниками и взрослыми, дети с ОНР негативно относятся к такой регламентации: стараются уклониться от нормативного поведения, игнорируют справедливость наказания в свой адрес в случае несоблюдения норм и правил, демонстрируют эффект «двойных стандартов» для себя и сверстников. Полученные данные свидетельствуют о необходимости осуществления целенаправленной работы по коррекции нарушений социального развития таких детей.

Библиографический список

  1.  Леханова О.Л., Фуникова Е.В. Особенности освоения социально-нравственных норм  и правил поведения дошкольниками с нарушениями речи // Специальное образование: материалы VIII междунар. науч. конф., 26-27 апр. 2012 г. / под общ. ред. В.Н. Скворцова.  – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – Т.2. – С. 117-120.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65373. Акустичний метод та система контролю витоків з трубопроводів 2.79 MB
  Тематика роботи є частиною планових науководослідних програм по розвитку нафтопромислового комплексу України і базується на результатах держбюджетних науководослідних робіт Розроблення методики діагностування установок нафтогазової...
65374. УДОСКОНАЛЕННЯ ТЕХНОЛОГІЇ ШВИДКОЗАМОРОЖЕНИХ ДЕСЕРТІВ 207 KB
  Наявність в Україні різноманітної фруктової та ягідної сировини дозволяє впровадити виробництво заморожених десертів з підвищеним вмістом біологічно активних речовин: легкозасвоюваних вуглеводів органічних кислот вітамінів каротиноїдів фенольних сполук мінеральних речовин харчових волокон.
65375. Авіаційна термінологія сучасної перської мови (характеристика, класифікація, створення та засоби поповнення) 125 KB
  Мета дослідження визначення ресурсів термінотворення в авіаційній термінології сучасної перської мови далі СПМ. Предмет дослідження і поставлена мета передбачають розв’язання низки конкретних завдань теоретичного та практичного характеру: характеристика стану лексичного складу авіаційної...
65376. МЕТОД НАТУРНИХ ВИПРОБУВАНЬ ПЛИТ І ОБОЛОНОК 210 KB
  Задачі досліджень: аналіз існуючих методів натурних випробувань будівельних конструкцій включаючи виявлення їх особливостей а також економічної доцільності; формування принципів і основних наукових положень які фундують послідовність планування проведення та обробки...
65377. Очищення продувних вод оборотних систем водопостачання гальванічних виробництв від іонів важких металів 433 KB
  Разом із промисловими стічними водами у водойми надходить така велика кількість іонів важких металів (ІВМ), що вони стають суттєвою перешкодою в життєдіяльності гідробіонтів. Основними технологічними процесами, в яких задіяні ІВМ, є процеси нанесення гальванопокриття.
65378. Діагностика вірусних інфекцій пшениці за дії абіотичних чинників 174.5 KB
  Для одержання стабільних валових зборів зерна в Україні важливе значення має наявність сортів озимої пшениці з високим адаптаційним потенціалом до несприятливих чинників довкілля. Тому актуальним є вивчення вмісту...
65379. МЕХАНІЗМ ОЦІНЮВАННЯ ДЕРЖАВНОГО УПРАВЛІННЯ ЗА ЧИННИКОМ ЛЮДСЬКОГО ВИМІРУ 198.5 KB
  На європейському шляху розвитку України найбільш актуальними напрямами є подальша демократизація країни принципова зміна відношення до людини в суспільстві не тільки визначення її у всіх правових та програмних документах як найбільшої суспільної цінності...
65380. ФОРМУВАННЯ ІНФОРМАТИЧНИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МАЙБУТНІХ ВЧИТЕЛІВ ІНФОРМАТИКИ У ПРОЦЕСІ НАВЧАННЯ МЕТОДІВ ОБЧИСЛЕНЬ 238 KB
  Більшість науковців схиляються до ідей компетентнісного підходу в оцінюванні результатів навчання формування компетентностей на основі сучасних досягнень науки і техніки. Сьогодні розробляються стандарти та моделі підготовки фахівців...
65381. Формування високопродуктивних агроценозів багаторічних трав при залуженні орних земель вилучених із обробітку в південному Степу 4.66 MB
  Обґрунтувати теоретичні засади сучасного ландшафтноекологічного стану сільськогосподарських угідь південного Степу та розробити в умовах природного зволоження без зрошення енергоощадні технології створення високопродуктивних агрофітоценозів...