75649

Отношение дошкольников с ОНР к социальным нормам и правилам поведения как показатель их социального развития

Научная статья

Педагогика и дидактика

Социальное развитие детей с недоразвитием речи должным образом не формируется О. В силу специфики речевого нарушения у детей ограничены контакты со взрослыми и сверстниками полноценно не осуществляется процесс общения что значительно осложняет социализацию детей. В поведении детей с ОНР отмечается ряд специфических особенностей: большое число конфликтов неумение договариваться учитывать интересы других уступать в спорах наличие рассогласования в реальном и декларируемом поведении....

Русский

2015-01-22

31.68 KB

0 чел.

Леханова О.Л., Павлинова И.В. Отношение дошкольников с ОНР к социальным нормам и правилам поведения как показатель их социального развития // Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников: материалы II международной научно-практической конференции 20–21 января 2013 года. / Ред. О.С. Ушакова и др.  – Прага: Vědecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013 – С. 46-48.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет, нормы и правила поведения в обществе. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, роли и позиции. Социальное развитие  детей с недоразвитием речи должным образом не формируется (О.Е. Грибова, О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Е.Г. Федосеева и др.). В силу специфики речевого нарушения у детей ограничены контакты со взрослыми и сверстниками, полноценно не осуществляется процесс общения, что значительно осложняет социализацию детей. В поведении детей с ОНР отмечается ряд специфических особенностей: большое число конфликтов, неумение договариваться, учитывать интересы других, уступать в спорах, наличие рассогласования в реальном и декларируемом поведении  [1]. Значимость освоения и воспроизведения социальных норм и правил поведения дошкольниками с ОНР для их социализации определили актуальность и основные направления экспериментального исследования. Эксперимент был реализован на базе МБДОУ комбинированного и компенсирующего вида № 22, 38, 78, 105  г. Череповца в 2010-12 гг. В нём приняли участие воспитанники старших групп: 23 ребенка с нормальным речевым развитием и 45 детей с общим недоразвитием речи. Детям были предложены задания, позволяющие оценить сформированность у детей знаний и представлений о социально принятой этической норме и правилах поведения и их отношение к вопросу о необходимости соблюдения этих норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми.

Большинство детей (82,6 %) с нормативным речевым развитием продемонстрировали высокий уровень сформированности знаний о социально принятой этической норме. У дошкольников с ОНР преобладает средний уровень (53,5%). Описывая коммуникативное событие, комментируя ситуацию, насыщенную неоднозначными в социально-нравственном плане аспектами и моделируя выход из неё, дети с тяжёлой патологией речи предлагали выход, не отвечающий социальной  и нравственной норме. Например, на вопросы о том, как следует поступить в ситуациях, если: младшая сестра просит поиграть с куклой; воспитатель попросит убрать игрушки; мальчик выхватил машинку у Пети, мы слышали такие варианты ответов: «Кукла моя, я ей и буду играть», «Я не играла, пусть убирают игрушки другие», «Мальчик отобрал свою игрушку и воспитателю нажаловался, чтоб другого мальчика наказали». Изучив и оценив уровень развития у дошкольников с нормальной и нарушенной речью отношения к необходимости соблюдения социально принятой этической нормы, мы пришли к выводу, что при ОНР преобладает низкий уровень (51,2%), в норме – высокий (78,3%). Аргументация детей с нормальным развитием речи включала следующие варианты толкования:  «Нужно помогать ребятам убирать игрушки, и они тогда будут помогать», «Нельзя никого обижать, это очень плохо, нужно со всеми дружить», «Нельзя никого обижать, надо договариваться, играть вместе, потому что так веселее». При ОНР в большинстве случаев дети затруднялись аргументировать поступок героя, нередко вообще не объясняли свой выбор: «Я не знаю» или «Так надо». В целом в процессе исследования выяснилось, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР имеют некоторый, весьма ограниченный запас знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, но самостоятельно выделить сферу человеческих отношений, регулируемую нравственными принципами дети не могут, имеющиеся у них представления бедны и не достаточно дифференцированы. Такие дети не способны адекватно реагировать на ситуации, требующие проявления сочувствия, доброжелательности, отзывчивости, внимательности, помощи.

В исследовании удалось доказать, что принимая необходимость соблюдения норм и правил поведения в общении со сверстниками и взрослыми, дети с ОНР негативно относятся к такой регламентации: стараются уклониться от нормативного поведения, игнорируют справедливость наказания в свой адрес в случае несоблюдения норм и правил, демонстрируют эффект «двойных стандартов» для себя и сверстников. Полученные данные свидетельствуют о необходимости осуществления целенаправленной работы по коррекции нарушений социального развития таких детей.

Библиографический список

  1.  Леханова О.Л., Фуникова Е.В. Особенности освоения социально-нравственных норм  и правил поведения дошкольниками с нарушениями речи // Специальное образование: материалы VIII междунар. науч. конф., 26-27 апр. 2012 г. / под общ. ред. В.Н. Скворцова.  – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – Т.2. – С. 117-120.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6032. Нелінійні радіоелектронні схеми 23.74 KB
  Нелінійні радіоелектронні схеми У даній роботі досліджується ряд схем, у яких використовуються нелінійні елементи. Властивістю таких схем є поява у спектрі сигналу нових частот, зокрема, гармонік вхідного сигналу та комбінаційних частот. Це можна ви...
6033. Розробка лексичного аналізатора (сканеру, scanner) 300 KB
  Розробка лексичного аналізатора (сканеру, scanner) Постановка задачі Розробити програму лексичного аналізатора (ЛА) для підмножини мови програмування SIGNAL. Програма має забезпечувати наступне (якщо це передбачається граматикою варіанту): зг...
6034. Дослідження RC-підсилювача 291.19 KB
  Дослідження RC-підсилювача 1. Розрахувати елементи схеми рис.1. за формулами. Значення параметрів для розрахунку взяти з попередньої роботи. Рис.1. Для цього скористатися файлом lab2.nbдля пакету Mathematica. 2. Побудувати амплітудно-частотну ...
6035. Характеристики та параметри біполярного транзистора 29.96 KB
  Характеристики та параметри біполярного транзистора Завдання Для транзистора, тип якого вказано в вашому індивідуальному завданні, побудуйте вхідну характеристику. Замалюйте її і поставте на ній робочу точку. Визначіть в ній режимну напругу Ub...
6036. Организация VPN средствами протокола SSL в Windows Server 2003 144 KB
  Организация VPN средствами протокола SSL в Windows Server 2003 Предположим, нам необходимо организовать защищенный обмен информацией между web-сервером и произвольным клиентом. Для организации воспользуемся ОС Windows Server 2003, в качестве web-сер...
6037. Символи Лежандра та Якобі 101.5 KB
  Символи Лежандра та Якобі Означення. Нехай p - просте, a - ціле число. Символ Лежандра визначається так: Критерій Ейлера. Число a, яке не ділиться на непарне просте p, є квадратичним лишком за модулем p тоді і тільки тоді, коли...
6038. Зміст логістичних функціональних галузей 69.5 KB
  Зміст логістичних функціональних галузей План Логістика постачання Виробнича логістика Логістика збуту Логістика переробки та утилізації відходів Транспортна логістика Логістика постачання Логістика постачання охоплює ф...
6039. Классификация и основные свойства единиц информации 39.48 KB
  Классификация и основные свойства единиц информации: Общие понятия и задачи проектирования информационного обеспечения. Имя, структура и значение единиц информации. Экономические показатели и документы. Операции над единицами информации. Классификац...
6040. Модели данных: реляционная модель данных. Реляционная алгебра 96.5 KB
  Модели данных: реляционная модель данных. Реляционная алгебра. Определение модели данных предусматривает указание множества допустимых информационных конструкций, множества допустимых операций над данными и множества ограничений для хранимых значени...