7565

Бюджетирование как инструмент финансового планирования

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Бюджетирование как инструмент финансового планирования В этой теме: Понятие бюджетирования. Технология бюджетирования. Организация бюджетирования. Понятие бюджетирования Процесс составления, принятия бю...

Русский

2015-01-09

93.5 KB

47 чел.

Тема 4. Бюджетирование как инструмент финансового планирования

В этой теме:

4.1. Понятие бюджетирования.

4.2. Технология бюджетирования.

4.3. Организация бюджетирования.

4.1. Понятие бюджетирования

Процесс составления, принятия бюджета предприятия и последующий контроль за его использованием называется бюджетированием (budgeting).

Наиболее значимыми управленческими задачами, решаемыми с помощью бюджетирования, являются:

  •  планирование операций, обеспечивающих достижение целей предприятий;
  •  координирование различных бизнесов (как видов хозяйственной деятельности) и структурных подразделений. Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию;
  •  оперативное отслеживание отклонений фактических результатов деятельности предприятия и ее структурных подразделений от поставленных целей, выявление и анализ причин этих отклонений, своевременное и аргументированное принятие решений о проведении регулирующих мероприятий;
  •  эффективный контроль за расходованием финансовых и материальных ресурсов, обеспечение плановой дисциплины;
  •  оценка выполнения плана центрами финансовой ответственности и их руководителей;
  •  стимулирование менеджеров центров финансовой ответственности (ЦФО) к достижению целей своих подразделений.

Бюджетирование как управленческая технология, включает три составные части:

  •  Технологию бюджетирования
  •  Организацию процесса бюджетирования.
  •  Использование информационных технологий.

Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов как:

  •  структура бюджетов,
  •  процедура формирования, согласования и утверждения бюджетов и контроль за их фактическим исполнением,
  •  нормативная база (нормы, нормативы, лимиты),
  •  типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений.  

Бюджет - это документ, в котором показаны централизованно установленные количественные показатели плана предприятия на определенный период по:

  •  использованию оборотных и внеоборотных активов;
  •  привлечению источников финансирования;
  •  доходам и расходам;
  •  движению денежных средств;
  •  инвестициям (капитальным и финансовым вложениям)

Типичная структура сводного бюджета (мастер-бюджета) предприятия представлена на  рисунке 4.1. Как видно из рисунка, сводный бюджет объединяет две составные части: операционный и финансовый бюджеты.


Рисунок 4.1. Схема формирования сводного бюджета предприятия

              

 

      

               

                                 

                                                                                                 

             ОСНОВЫНЫЕ   БЮДЖЕТЫ

     

                                                             


Основными бюджетами, составление которых обязательно для каждого предприятия,  являются:

  •  Прогноз баланса.
  •  Бюджет доходов и расходов.
  •  Бюджет движения денежных средств.

Различают два основных метода бюджетирования:

  1.  Нулевой метод.
  2.  Традиционный метод.

Существует две формы составления бюджета:

  1.  Жесткий бюджет

Гибкий бюджет.

4.2. Технология бюджетирования

Разработка операционного бюджета

Бюджет продаж

Бюджет продаж – это первый и самый важный шаг в составлении сводного бюджета, поскольку оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты. Бюджет продаж составляется в натуральных и стоимостных показателях с разбивкой по месяцам или кварталам.

 После того как сформирован бюджет продаж, следующий шаг – определение размера денежных поступлений от этих продаж. Если произведенная продукция продана в кредит - образуется дебиторская задолженность, которая инкассируется, превращается в наличность. Коэффициент инкассации (K1) выражает процент ожидаемых денежных поступлений от продаж в соответствующем периоде времени от момента реализации продукции  и рассчитывается по следующей формуле:

    (4.1)

где  CF1 -  поступление денег  за ранее отгруженную продукцию в 1-ом периоде,

      S0 – выручка начисленная  за отгруженную продукцию в 0-ом периоде.

Данные о состоянии дебиторской задолженности автоматически попадают в прогноз баланса. Денежные поступления от продаж затем будут включены в доходную часть (притоки) бюджета движения денежных средств.

Производственный бюджет

Производственный бюджет – это план производства продукции. В нем конкретизируется бюджет продаж, а также для каждого периода планирования (месяца, квартала) устанавливается количество готовой продукции, которое необходимо произвести.

Объем выпуска готовой продукции составляется в натуральных единицах измерения и рассчитывается по формуле: 

                              

             =                                   +                              -                           (4.2)

Бюджет прямых затрат на материалы

Бюджет прямых затрат на материалы показывает, сколько сырья и основных материалов требуется для производства готовой продукции и сколько сырья и основных материалов должно быть закуплено.

После определения количества сырья и материалов, требуемого для производства продукции, следующим этапом является расчет необходимого количества закупок (по видам сырья  и материалов). Потребность в сырье и материалах в каждом периоде может быть определена по следующей формуле:

                               =                                     +                                   -                                        (4.3)

  

Бюджет затрат на материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы. Состояние кредиторской задолженности на конец каждого периода, определяемой по формуле: 

          =          +                                       -                                   (4.4)

Эти данные автоматически попадают в прогноз баланса. Выплаты по закупкам материалов также автоматически попадают в бюджет движения денежных средств (раздел денежных средств по операционной деятельности).

Бюджет прямых затрат на оплату труда

Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается, исходя из бюджета производства (количество единиц продукции, подлежащих изготовлению), данных производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала, занятого непосредственно изготовлением продукции.

В бюджете заработной платы основного производственного персонала необходимо выделять две составные части:

  •  фиксированную (постоянную) часть оплаты труда;
  •  сдельную (переменную) часть оплаты труда.

В случае, если к моменту составления бюджета затрат на оплату труда накопилась кредиторская задолженность по выплате заработной платы, составляется график ее погашения. Такой график составляется по той же схеме, что и график погашения задолженности за материалы.

Бюджет общепроизводственных расходов

Этот бюджет разрабатывается на следующем этапе бюджетирования. Он отражает объем всех затрат, связанных с производством продукции, за исключением затрат на прямые материалы и прямых затрат на оплату труда. Постоянные затраты в бюджете общепроизводственных расходов планируются исходя из потребностей производства, переменные затраты – как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих.

Для планирования потока денежных средств необходимо составлять график оплаты и погашения кредиторской задолженности общепроизводственных расходов.

Бюджет производственных запасов

Бюджет производственных запасов составляется в денежном выражении и содержит нормативы по:

  1.  запасам материалов,
  2.  незавершенному производству,
  3.  готовой продукции.

Запасы готовой продукции в денежном выражении рассчитываются на основе плановой себестоимости единицы продукции. Себестоимость готовой продукции будет зависеть от выбранного метода калькулирования себестоимости и оценки запасов.

Помимо производственных затрат, на величину себестоимости готовой продукции оказывает влияние остатки незавершенного производства. Расчет объема незавершенного производства в различных отраслях может производиться несколькими методами в зависимости от характера производства.

Величина запаса основных материалов на конец периода планируется  исходя из потребностей производства следующего периода. Наиболее простым способом определения уровня запасов материалов является выражение его в процентах от уровня продаж следующего месяца.

После определения целевых остатков готовой продукции можно скалькулировать себестоимость реализованной продукции.

Себестоимость  реализованной продукции определяется по следующей формуле:

                       (4.5)

                                 =                                          +                                             -

В свою очередь себестоимость произведенной за планируемый период продукции  рассчитывается следующим образом:

                          (4.6)

                                        =                                          +                                             +

Бюджет коммерческих расходов

Коммерческие расходы – это затраты, связанные с продвижением товаров на рынок сбыта. Часть этих затрат зависит от объема продаж, например, комиссионные. Другая часть является постоянной составляющей бюджета.

Для упрощения составления прогноза денежного потока рекомендуется отражать в данном бюджете денежные выплаты, связанные с коммерческими расходами. Если в данном бюджете указаны амортизационные отчисления, они должны относиться только к оборудованию, используемому для коммерческих целей. 

Бюджет управленческих расходов

В данном бюджете определяются все затраты предприятия, не связанные с производственной деятельностью.

Выделяют следующие типовые статьи управленческих (общехозяйственных) расходов промышленного предприятия: расходы на управление; общехозяйственные расходы; Налоги, сборы и платежи, относящиеся на себестоимость продукции, непроизводительные расходы .

Большинство управленческих расходов носит постоянный характер. Если присутствует переменная часть затрат, она планируется как процент (например, от объема продаж).

При подготовке данных для бюджета движения денежных средств рекомендуется по аналогии с общепроизводственными расходами ввести строку «К выплате по управленческим расходам». От величины управленческих расходов данная статья отличается на величину амортизационных отчислений зданий и сооружений непроизводственного назначения.

Бюджет доходов и расходов

Бюджет доходов и расходов – первый из документов основного бюджета, показывающий какой доход заработало предприятие за плановый период и какие затраты были понесены. Большая часть исходных данных берется их операционных бюджетов.

Для проведения маржинального анализа бюджет доходов и расходов составляют в формате маржинальной прибыли.  Кроме того, этот бюджет целесообразно составлять в двух вариантах: сводном (в целом по предприятию) и «развернутом» (в разрезе доходности отдельных видов продукции).

Инвестиционный бюджет

В инвестиционном бюджете происходит определение объектов инвестирования, объемов и сроков реальных инвестиций.

При составлении инвестиционного бюджета необходимо распределить капитальные затраты по структурным подразделениям (видам бизнеса).  Для этого определяется, какие виды затрат будут финансироваться централизованно (за счет предприятия), а какие – за счет центра инвестиций (отдельного бизнеса структурного подразделения). Как правило, инвестиционный бюджет не корректируется.

После разработки инвестиционного бюджета может быть разработан кредитный план. 

Бюджет  движения денежных средств

Это документ позволяет оценить, сколько  денежных средств и в каком  периоде потребуется предприятию.

Бюджет движения денежных средств можно составить прямым либо косвенным методом. Различия в составлении денежных потоков прямым и косвенным методом относятся только к операционной деятельности. Подведение баланса движения денежных средств по инвестиционной и финансовой деятельности при прямом и косвенном методе осуществляется одинаково.

Бюджет движения денежных средств отражает притоки и оттоки денежных средств по трем видам  деятельности – операционной, инвестиционной и финансовой. С целью последующего анализа эффективности использования денежных средств, планирование денежных потоков производится по предприятию в целом, в разрезе основных направлений деятельности и по отдельным подразделениям.

Прогноз баланса

Прогноз баланса является завершающим этапом в процессе составления бюджета предприятия. Этот документ показывает, как изменится балансовая стоимость предприятия в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации в течение планового периода. В отличие от бухгалтерского баланса прогноз баланса может быть составлен не только для предприятия в целом, но и для отдельного вида бизнеса, структурного подразделения (самостоятельного юридического лица  или филиала), инвестиционного проекта.

Прогноз баланса состоит из двух основных разделов – активов и пассивов, которые должны быть равны между собой.  Прогноз баланса строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой статьи баланса. Для определения изменения в статьях баланса используется информация, содержащаяся в бюджете доходов и расходов (БДР) и бюджете движения денежных средств (БДДС)  в соответствии с формулой:

            =                              +                                         +                                   -                                (4.7)            

4.3. Организация бюджетирования

 

 Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Как правило, сводный бюджет предприятия составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год). Индикативно, т.е. без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели бюджетов могут устанавливаться на более продолжительный период (три-пять лет). Кроме того, внутри бюджетного периода каждый из бюджетов имеет разбивку на подпериоды. Интервал планирования устанавливается бюджетным регламентом конкретной предприятия. Как правило, максимальная продолжительность интервала планирования в рамках бюджетного периода составляет один месяц, а в первом квартале – декаду и даже неделю.

Бюджетный процесс включает три последовательных этапа:

  1.  этап разработки проекта сводного бюджета;
  2.  утверждение проекта бюджета и включения его в структуру научно-обоснованного бизнес-плана организации;
  3.   анализ исполнения бюджета по итогам текущего года (сравнение плановых и фактических показателей, выявление отклонений и анализ причин; принятие управленческих решений).

Бюджетный цикл  включает период времени от начала 1-го этапа до завершения 3-го этапа. 

Выделяют следующие основные требования к организации процесса бюджетирования:

  1.  формирование Положения о финансовой структуре;
  2.  разработка регламента - методического обеспечения бюджетного процесса;
  3.  организация бюджетного комитета;
  4.  разграничение полномочий и ответственности структурных подразделений;
  5.  выстраивание приоритетов в финансах;
  6.  установление жесткой финансовой дисциплины.

В практике разработки систем бюджетирования часто применяется подход, который основан на построении финансовой структуры, т.е. на выделении в качестве объектов бюджетирования и управленческого учета центров финансовой ответственности. Центром финансовой ответственности является структурное подразделение (группа подразделений), осуществляющих определенный набор хозяйственных операций, способных оказывать непосредственное воздействие на доходы/расходы от этих операций и отвечающие за реализацию установленных перед ними целей, соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов и достижение определенного финансового результата своей деятельности. Как правило, в финансовой структуре выделяют четыре типа центров финансовой ответственности :

  1.  центры затрат (cost center);
  2.  центры доходов (revenue center);
  3.  центры прибыли (profit  center);
  4.  центры инвестиций (investment   center).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73434. Утримання і поточний ремонт земляного полотна і водовідвідних споруд 20.34 KB
  Головні вимоги по утриманню і ремонту за періодами року Основні роботи по утриманню земляного полотна Основні роботи по утриманню водовідвідних споруд Основні види деформацій і руйнувань Роботи з утримання і поточного ремонту земляного полотна спрямовані на збереження його поздовжнього...
73435. Принцип планування робіт по утриманню та ремонту доріг 42.03 KB
  Планування робіт по утриманню доріг Система показників ефективності Планування ремонтних робіт Потреба в реконструкції або ремонті у всіх випадках установлюється шляхом виявлення ділянок доріг фактичний стан яких по якихнебудь параметрах і характеристикам не задовольняє діючим вимогам...
73436. Обстеження та оцінка інженерного облаштування доріг 228.34 KB
  Оцінка архітектурних якостей автомобільної дороги і обслуговування проїжджаючих Оцінка інженерного облаштування доріг Лінійний графік архітектурного стану дороги Схеми розміщення дорожніх знаків Великий вплив на безпеку й зручність руху виявляють архітектурні якості автомобільної дороги.
73437. Капітальний ремонт автомобільної дороги 25.01 KB
  Виправлення земляного полотна у плані поздовжньому і поперечному профілях на окремих ділянках; усунення руйнувань на ділянках що виникли внаслідок недостатнього водовідводу; влаштування дренажів ізолюючих прошарків; укріплення укосів та інші роботи що забезпечують стійкість земляного полотна...
73438. Ямковий ремонт 113.69 KB
  Поняття ямковий ремонт Умови виконання ямкового ремонту Підготовка полотна до виконання ямкового ремонту Через навантаження та перевантаження матеріали дорожнього покриття зношуються та старіють. Ремонт дорожніх покриттів виконують найчастіше з настанням стійкої теплої...
73439. Фрезерування дорожнього покриття 135 KB
  Основна перевага гарячого фрезерования – менше зусилля затрачуване на руйнування покриття що знімається, а тому найбільш популярні в шляховиків машини холодного фрезерования. У сучасних машинах холодного фрезерования також удосконалена конструкція кріплення різців.
73440. Аналіз даних про дорожньо-транспортні випадки 15.03 KB
  Призначення аналізу ДТП Аналіз даних по потерпілим Послідовність огляду місця ДТП Аналіз розподілу дорожньотранспортних випадків на всьому протязі дороги й щільності їх концентрації дозволяє виявляти небезпечні ділянки й установлювати ступінь впливу дорожніх умов на аварійність.
73441. Виявлення небезпечних ділянок на автомобільних дорогах 175.4 KB
  Дані про дорожньо-транспортні випадки дозволяють одержати лише часткову картину ступеня небезпеки руху по дорозі й окремим її ділянкам. Для виявлення небезпечних ділянок і прогнозування ступені небезпеки окремих ділянок дороги використовують методи оцінки коефіцієнтів аварійності й безпеки.
73442. Оцінка безпеки дорожнього руху на перетинаннях 20.37 KB
  Ступінь небезпеки перетинання Методика оцінки небезпечних перетинань Найбільш аварійними ділянками є перетинання автомобільних доріг. Для розробки комплексу заходів щодо підвищення безпеки дорожнього руху на перетинаннях необхідно знати ступінь їх небезпеки.