75650

К вопросу о проблеме социально-психологической готовности детей с общим недоразвитием речи к обучению в школе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Поступление в школу является переломным моментом в жизни каждого ребенка, особенно резким в социально-психологическом статусе, так как ему приходится переходить к новым условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками

Русский

2015-01-22

42 KB

0 чел.

Поникарова В.Н., Корюкова Н.Н. К вопросу о проблеме социально-психологической готовности детей с общим недоразвитием речи к обучению в школе// Череповецкие научные чтения – 2012: Материалы Всероссийской научно-практической конференции  В 3 ч. Ч. 2: Педагогика, психология, методика преподавания / Отв. ред. Н.П. Павлова. – Череповец:  ЧГУ, 2013. –  С. 102-104.

Поступление в школу является переломным моментом в жизни каждого ребенка, особенно резким в социально-психологическом статусе, так как ему приходится переходить к новым условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Подготовка детей к школе – это задача комплексная, она  охватывает все сферы жизни ребенка, в которой можно выделить три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, личностный и социально-психологический (Л. А. Венгер, В. В. Холмовская, Л. Л. Коломинский, Е. Е. Кравцова и др.) [6].

Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – внутренней позиции школьника, имеющего определенный круг прав и обязанностей (Л.И. Божович, 1968, 1995). Личностная готовность представляет собой способность соотносить собственное поведение, деятельность, успехи и неудачи с социальными нормами и правилами, многообразными оценками окружения; умение действовать во все более расширяющейся системе общественных отношений. Личностная готовность проявляется в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителю, самому себе. Выражением личностной  готовности являются поступки, действия ребенка. Огромное значение для психологической готовности к школе имеет формирование сферы отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, к самому себе. В работах Е. Е. Кравцовой были выделены трудности, с которыми сталкиваются неготовые к школе дети. Самым общим показателем готовности личностно-социальной сферы ребенка является отношение к школьному учению. В этом смысле очень важным оказывается то, что ребенок знает о школе, сформировалась ли положительная установка на школу, учителя, учебу и т.д. Причины затруднений ребенка часто лежат либо в сфере общения со взрослым (непонимание условности вопросов учителя, его особой позиции, специфичности учебных ситуаций и учебного общения), либо в сфере взаимодействия со сверстниками (неумение слушать товарища и следить за его работой, координировать свои действия, содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои интересы и желания и т. д.), либо в сфере собственного самосознания (завышенная оценка своих возможностей и способностей, необъективное, некритичное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя и т. д.) [6,с. 68].

Следующим  компонентом в структуре готовности к школьному обучению является интеллектуальная готовность, которая предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, аналитическое мышление, дифференцированное восприятие, рациональный подход к деятельности, логическое запоминание, интерес к знаниям, процессу их получения, овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию, применению символов. Но здесь важен не столько объем знаний, сколько их качество - степень правильности, четкости, обобщенности сложившихся представлений. Интеллектуальная готовность в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга (Н.И. Гуткина, 1998).

Все это значит, что готовность к школе —  это готовность к овладению высокоопосредствованными «внеситуативными» формами регуляции деятельности, позволяющими строить ее в соответствии с заданными нормами. В дальнейшем в период школьного обучения эти нормы будут все более усложняться.

Проблема готовности к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является одной из наиболее актуальных как в педагогической, так и в психологической теории и практике и занимает особое место, так как дети попадают в так называемую «группу риска». 

Под ОНР  мы понимаем речевую патологию, при которой отмечается стойкое отставание всех компонентов языковой системы:  нарушение фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и смысловой стороны речи. (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). Изучением проблемы воспитания и обучения дошкольников с общим недоразвитием речи занимались такие ученые, как Е. А. Флерина, Т. В. Туманова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, Р. И.  Лалаева и др., которые уделяли большое внимание вопросам обогащения и активизации словаря, развития связной и произносительной сторон речи, разработке методики проведения занятий, дидактических игр, упражнений и заданий.

Неполноценная речевая деятельность негативно влияет на все стороны формирующейся личности ребенка: затрудняется развитие познавательной деятельности (И. Т. Власенко, Р. И. Лалаева, О. И. Усанова, Т. Б. Филичева и др.), нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия (Е. М. Мастюкова, Ю. Ф. Гаркуша и др.). Имеется ряд исследований, проведенных отечественными учеными и являющихся значимыми для теории и практики воспитания и обучения детей с ОНР. Это работы: Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Е. Ф. Соботович, М. Е. Хватцева, С. Н. Шаховской и др., в которых представлен психолого- педагогический аспект речевого и познавательного развития детей с ОНР; Ю. Ф. Гаркуши, С. А. Мироновой, Л. Г. Соловьевой, Г. В. Чиркиной и др., в которых показана связь речевого развития и общения детей с ОНР; Л. В. Июдиной, С. В. Артомоновой, в которых рассмотрены коммуникативные особенности детей с ОНР в отношениях со взрослыми и сверстниками.

Неполноценная речевая деятельность приводит к той или иной форме «социальной дезадаптации», к проблемам в адаптации к новым условиям существования детей, а именно к систематическому обучению.

В настоящее время школьные классы в основном состоят из 20–25 учеников, поэтому особенно важным становится умение ребенка учиться в групповой атмосфере. Для очень многих детей групповое обучение создает дополнительные трудности: сложно сосредоточивать внимание, отстаивать свою точку зрения, чувствовать себя худшим или лучшим в чем-то, говорить перед большим количеством людей и многое другое. Ребенку необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умения подчиняться интересам и обычаям детской группы, способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения [1,с. 147]. В связи с этим актуальным является изучение  социально-психологической готовности детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Социально-психологическая готовность к обучению в школе -  это необходимый и достаточный уровень социального и психического развития ребенка в период дошкольного детства для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников, один из важнейших компонентов, как отмечается рядом авторов (А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов и др.), который  представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

Мы   вынуждены констатировать, что «психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста с ОНР к обучению в школе»   в настоящее время остается недостаточно изученной.

Проблема поиска эффективных форм коррекции у детей старшего дошкольного возраста, выделения тех аспектов социально-психологической готовности, на которые должно быть оказано воздействие остается актуальной до настоящего времени.

 

Литература

  1.  Азарова Т. В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе [Текст] / Т. В. Азарова, М. Р. Битянова // Мир психологии, № 1,1996. - С. 147 - 170.
  2.  Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Цветковой Л. С, 2006.
  3.  Дубова Н. В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР [Текст] / Н. В. Дубова // Логопед в детском саду, № 3, 2006. – С. 36-38.
  4.  Дудьев В. П. Развитие невербальных коммуникаций у дошкольников с ОНР [Текст] / В. П. Дудьев // Логопед в детском саду, № 2, 2006. - С. 16-20.
  5.  Ильина М. Н. Подготовка к школе [Текст] / М. Н. Ильина. С.-Пб.: Дельта, 1999. – 224 с.

6.    Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991

7.            Юсупова Г. Х. Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи: Дис. канд. псих.наук. –Н. Новгород,   2003

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77488. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 186 KB
  Возбуждение дела об административном правонарушении административное расследование. Рассмотрение дела об административном правонарушении 6. Принцип законности выражается в том что лицо привлекаемое к административной ответственности не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения...
77489. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ 127.5 KB
  Понятие назначение и роль в обществе управления. Понятие назначение и роль в обществе управления Все отрасли российского права имеют материальную базу определенную тем или иным видом деятельности при осуществлении которой складываются различные общественные отношения составляющие предмет регулирования данной отрасли. Базой российского административного права является деятельность по осуществлению государственного управления. ХХ век назван веко управления.
77490. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА 268.5 KB
  Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления
77491. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 154 KB
  К числу индивидуальных субъектов относятся: граждане Российской Федерации; иностранные граждане и лица без гражданства. Конкретными разновидностями субъектов административного права являются: граждане Российской Федерации; иностранные граждане; лица без гражданства; Президент Российской Федерации...
77492. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ 122.5 KB
  Ведомственные нормативные акты 5. Основные признаки правового акта управления Правовые акты важное средство практической реализации целей и функций административной власти основная форма ее исполнительно-распорядительной деятельности. Правовые акты основная продукция государственной администрации. Эти документы различного рода справки отчетные материалы докладные записки удостоверения протоколы акты ревизий и проверок и т.
77493. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ 95.5 KB
  Понятие и виды методов управления 2. Понятие и виды методов управления Подчинение воли подвластных воле субъекта власти достигается различными методами под которыми понимаются способы воздействия на людей средства приемы достижения какойлибо цели выполнения задачи. Исходя из приведенной трактовки понятия метод а также рассмотренного в предыдущих темах понятия управления под методами управления можно понимать совокупность способов правил приемов и направлений: 1 теоретического и или практического исследования реальных объектов...
77494. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА КАК ПУБЛИЧН-ПРАВОВОЙ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 193.5 KB
  Организационные принципы государственной службы. Взаимосвязь гражданской службы со службой иных видов и муниципальной службой. Государственная гражданская служба как публично-правовой институт Коренные изменения в социально-политическом устройстве России в 1991-1993 годах принятие новой Конституции страны 1993 и другие факторы вызвали необходимость утверждения государственной службы на новых организационно-правовых принципах и социальных нормах. В процессе становления государственной службы первостепенное значение приобретает ее...
77495. СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО 185.5 KB
  Должности гражданской службы. Реестры должностей государственной гражданской службы РФ. Квалификационные требования к должностям гражданской службы. Должности гражданской службы.
77496. Культура речи и деловое общение 48.5 KB
  Культура речи и деловое общение. Деловое общение. Деловое общение это процесс взаимосвязи и взаимодействия в котором происходит обмен деятельностью информацией и опытом. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи которые требуют своего решения.