75652

Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте

Научная статья

Педагогика и дидактика

Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном младшем школьном и подростковом возрасте Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. Социальное развитие детей заключающееся в усвоении социального опыта и социальных связей определяется социальной средой её качественными и количественными характеристиками. Ограниченные возможности здоровья оказывают влияние на разные компоненты социального развития детей. Общая закономерность развития детей с ОВЗ заключается в затруднениях...

Русский

2015-01-22

68.84 KB

4 чел.

Денисова О.А., Леханова О.Л. Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте // Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. – 2012. - № 1 (36). – Т.1. – С. 98-102.

Социальное развитие детей, заключающееся в усвоении социального опыта и социальных связей, определяется социальной средой, её качественными и количественными характеристиками. Институтами первичной социализации ребёнка является семья и образовательное учреждение. Значимые взрослые (родители, близкие родственники, педагоги) и референтная детская группа оказывают наибольшее влияние на эффективность усвоения ребёнком социальных норм и умений, общую адаптированность личности, ее предпочтения, поведение, образ жизни, социальную идентичность.

Ограниченные возможности здоровья оказывают влияние на разные компоненты социального развития детей. В связи с этим возникает особый социокультурный статус ребёнка с психофизическими недостатками. Общая закономерность развития детей с ОВЗ заключается в затруднениях взаимодействия с социальной средой и в нарушениях связей с окружающим миром.

Согласно подходу Л.С. Выготского [1], сам дефект не осложняет социальное развитие, но провоцирует возникновение «социального вывиха», приводящего к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка. Факторы микросреды жизнедеятельности либо усиливают негативное воздействие психофизического недостатка, либо определяют благоприятную для развития социальную ситуацию.  Выраженность угроз социального развития ребёнка напрямую связана с субъективным отношением детей к определённым факторам микросреды жизнедеятельности. Значение этих факторов приобретает категорию личностного смысла и позволяет ранжировать угрозы социального развития по степени их опасности.

С целью выявления угроз  социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте нами было организовано и проведено экспериментальное исследование. Исследование было реализовано в рамках научно-исследовательского проекта «Прогнозирование угроз социального  развития ребёнка в микросреде жизнедеятельности» и поддержано грантом Российского гуманитарного научного фонда.  Эксперимент был реализован на базе компенсирующих групп для детей с ЗПР МДОУ комбинированного вида № 131 г и на базе 1-7 классов коррекционно-развивающего обучения МСОУШ № 13 и 30 Череповца. При проведении исследования были изучены угрозы социального развития детей с ОВЗ трёх возрастных групп: дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.  Совокупная выборка составила 150 детей (по 50 в каждой возрастной группе). С целью унификации условий эксперимента, для исследования были выбраны дети из полных семей, находящиеся в детском коллективе длительное время и не переживающие воздействие нетипичных микросредовых факторов.. Методика исследования была разработана научным коллективом, работающим в рамках научно-исследовательского проекта, и включала 20 вопросов закрытого и открытого типа. Вопросы позволяли определить отношение детей к тем или иным факторам микросреды жизнедеятельности и были нацелены на выявление субъективной оценки выраженности угрозы социального развития  в семье, образовательном учреждении и дворовой компании. При проведении опроса экспериментатор при необходимости пояснял вопросы, добиваясь осмысленного, личностно значимого ответа.

При исследовании семьи как возможного источника угроз  социального развития детей, был изучен субъективный порог восприимчивости определённых факторов семейной ситуации и семейных отношений (Табл.1)

Таблица 1

Выраженность субъективного восприятия семьи как источника угроз  социального развития (в %)

Факторы социального развития, оцениваемые детьми как угрозы

Дошкольники

(6-7 лет)

Младшие школьники

(7-10  лет)

Подростки (10-13 лет)

Итого по детям с ОВЗ / среднее

  1.  Распад семьи как фактор эмоционального неблагополучия

100

96

100

98,7

  1.  Распад семьи как фактор потери статуса и дружеских отношений

54

44

81

59,7

  1.  Потеря постоянства пространственного континуума семьи

94

96

86

92,0

  1.  Наказания и насилие в семье как фактор, провоцирующий агрессию ребёнка по отношению к окружающим

48

36

38

40,7

  1.  Появление сестёр и братьев как фактор эмоционального неблагополучия

20

4

15

13,0

В представленном материале отражены типологические и возрастные варианты субъективной оценки угроз социального развития детей с ОВЗ. Для всех возрастов распад семьи, развод родителей и переезд семьи на новое место жительства  является тяжёлой, травмирующей ситуацией. Это может стать источником стрессовых переживаний, эмоционального и социального неблагополучия, что, в конечном  итоге, сможет нанести существенный урон социальному развитию детей с ОВЗ. Для подростков с ОВЗ распад семьи не только тяжёлый эмоциональный факт, но и источник потери статуса в коллективе сверстником, возможная причина потери дружеских отношений и симпатий в детском коллективе. Не столь значимы для детей с ОВЗ, с точки зрения угроз социальному развитию, наказание и насилие в семье, и появление в ней сиблингов. Причём, по мнению подростков, семейное насилие редко провоцирует появление у ребёнка вариантов асоциального или антисоциального поведения. Практически не воспринимают как угрожающий фактор появление в семье братьев и сестёр младшие школьники. Для них это скорее радостное, чем угрожающее событие, что, в принципе, соотносится с возрастными тенденциями.

Любопытны данные относительно того, что именно в пространственном континууме семьи значимо для детей с ОВЗ (Рис.1).

Рис.1. Значимые для социального развития детей с ОВЗ

факторы семейного (домашнего) пространственного континуума

(в % от общего количества свободных предпочтений  в группе)

Как видно из рисунка, наполнение пространства семьи значимыми факторами существенно различается в возрастных выборках. Так для дошкольников и младших школьников наиболее важны игрушки. Для подростков – мебель, вещи и школьные принадлежности. Для дошкольников значимыми являются компьютер и диски с мультфильмами. Для младших школьников – кровать, домашние животные, одежда и школьные принадлежности. У подростков в 24% случаев идёт определение как значимых компьютера, животных, членов семьи и друзей. Крайне тревожны тенденции, выявленные в результате свободного опроса детей. Ориентированность на мир вещей в ущерб миру людей, большая значимость предметных источников отдыха и удовольствия над социальными должны вызывать тревогу и опасения как признаки ограниченности социально-коммуникативных потребностей детей с ОВЗ.

Помимо выделенных, были изучены и проанализированы источники угроз социального развития, действующие на ребёнка в детском коллективе школы или дошкольного образовательного учреждения (Табл. 2)

Таблица 2

Выраженность субъективного восприятия детского коллектива

как источника угроз  социального развития (в%)

Факторы социального развития, оцениваемые детьми как угрозы

Дошкольники

(6-7 лет)

Младшие школьники

(7-10  лет)

Подростки (10-13 лет)

Итого по детям с ОВЗ / среднее

  1.  Смена детского коллектива как угроза потери дружеских отношений

8

18

88

38,0

  1.  Смена педагога как фактор эмоционального неблагополучия

80

86

82

82,7

  1.  Наказания и насилие в детском коллективе как фактор, провоцирующий агрессию ребёнка по отношению к окружающим

54

44

46

48,0

  1.  Негативное отношение окружающих как фактор эмоционального неблагополучия

80

82

96

86,0

Самым опасным источником социальному развитию детей с ОВЗ является негативное, недоброжелательное отношение окружающих. Ситуация, когда ребёнка считаю плохим, относятся к нему плохо, является травмирующей и может, по мнению детей, серьёзно навредить. Причём чем старше становится ребёнок, тем большую угрозу представляет этот фактор. Не мене важно для детей стабильность педагогического состава. Приход нового педагога, потеря сложившихся (даже не вполне успешных) отношений с учителем или воспитателем переживается детьми с ОВЗ очень тяжело и может нанести серьёзный вред. Подчеркнём, что данный фактор оказался наиболее значим для подростков. Согласно представленным данным, 42 ребёнка из 50 (84%) воспринимают незнакомый коллектив сверстников как источник враждебного, неприязненного отношения, что относится к субъективным факторам угроз социальному  развитию детей с ОВЗ. Для дошкольников угроза непрятия также значима (уровень 56%). Для младших школьников значимыми на уровне 50% и более являются плохие оценки. Для подростков с ОВЗ значимой угрозой является и смена детского коллектива. Проанализируем, что именно пугает детей в данном случае (Рис.2)

Рис.2 Значимые для социального развития детей с ОВЗ  факторы

пространственного континуума образовательного учреждения

(в % от общего количества свободных предпочтений  в группе)

Как видно из рисунка, дошкольников в детском саду больше всего могут напугать страшные игрушки или ситуации, когда их физическому существованию что-то угрожает. Для младших школьников опасней всего ситуация получения плохой оценки. Далее следует угроза неприятия со стороны детей. Значимы для младших школьников и собственные эмоции стеснения. Это, по их мнению, может серьёзно помешать нормальной жизни в коллективе сверстников. Для подростков с ОВЗ имеет значение один генеральный фактор – непонимание, неприятие со стороны сверстников. Все остальные угрозы в коллективе образовательного учреждения воспринимаются как незначимые.

 

Выделим угрозы социального развития детей с ОВЗ, действующие в дворовой компании (Табл.3).

Таблица 3

Выраженность субъективного восприятия дворовой группы

как источника угроз  социального развития (в%)

Факторы социального развития, оцениваемые детьми как угрозы

Дошкольники

(6-7 лет)

Младшие школьники

(7-10  лет)

Подростки (10-13 лет)

Итого по детям с ОВЗ / среднее

  1.  Негативное отношение дворовой группы как фактор эмоционального неблагополучия

34

80

66

60,0

  1.  Трудности налаживания контактов с дворовой группой  

34

58

74

55,3

  1.  Незнакомые дети во дворе как источник эмоционального неблагополучия

80

26

78

61,3

  1.  Социум как источник безопасности, защиты от угрозы

74

94

88

85,3

 

В целом, дворовая компания и территориальное сообщество, возникающее на основе общности места жительства, субъективно представляет  опасность для социального развития детей  примерно 65% детей с ОВЗ. Для подростков наибольшую опасность представляют незнакомые сверстники. Дети считают, что они будут демонстрировать враждебное, неприязненное отношение. Причём, по мнению 88% подростков в случае опасности, беды можно надеяться на помощь посторонних взрослых людей или товарищей. Подростки с ОВЗ считают, что незнакомые взрослые, соседи могут спасти их от вероятной беды. Ещё больше верят в окружающих и надеются на их помощь младшие школьники с ОВЗ (94%). Дошкольники меньше всех верят в доброту незнакомых взрослых, и незнакомые дети во дворе представляют для них серьёзную угрозу. Вообще, если сравнить семью, детский коллектив в школе (ДОУ) и дворовое сообщество по степени субъективной опасности, то наибольший источник угроз, по мнению детей, кроется в дворовой компании (65%), далее по рейтингу детский коллектив в образовательном учреждении (63,9%), и на последнем месте семья (60,8%). Но все эти показатели превышают 50% барьер, что говорит о высоком уровне угроз социального развития детей в указанных средах. Уточним перечень угроз, называемыми детьми с ОВЗ как источник опасности их социальному, а нередко и физическому существованию во дворе (Рис.3).

Рис.3 Значимые для социального развития детей с ОВЗ  

угрозы дворового сообщества

( в % от общего количества свободных предпочтений  в группе)

Как видно из таблицы, дети с ОВЗ наиболее часто определяют в качестве угрозы во дворе источник физической опасности, угрожающий жизни и здоровью ребёнка. Для дошкольников двор – это что-то сродни сказочному пространству или медиа- пространству – там водятся чудовища, сказочные существа, маньяки, бандиты, злые дети, кусачие собаки, опасные игрушки и коварные пути – дорожки. Младшие школьники с ОВЗ тоже боятся бандитов и злых собак, но в целом воспринимают дворовую территорию более реалистично. Они определяют как достаточно опасное машины, риск насильственной потери имущества и киднепинг. Подростки более сдержанно воспринимают все угрозы. Абсолютно не выделяются как угрожающие сверстники, прекращение общения с ними и риск потери имущества. В целом дворовое сообщество не воспринимается детьми с ОВЗ как социализирующая среда.

Попытки оценить рефлексивно оцениваемые социальные качества, которые мешают полноценному и гармоничному социальному развитию детей, оказалось малоинформативным В большинстве случаев (особенно это касается дошкольников), считают, что они достаточно уверены, самостоятельны, активны и инициативны. Им ничто или практически ничто не мешает проявлять эти качества. В качестве наиболее выраженных источников невозможности проявить социальные качества дошкольники с ОВЗ называют других детей, младшие школьники – стеснительность и лень, подростки – лень. Нарастание фактора инактивности, нежелания что-то делать для социального развития может быть расценено как дополнительный внутриличностный источник угроз социального развития детей с ОВЗ.

Таким образом, в проведённом исследовании были выявлены угрозы социального развития детей с ОВЗ, действующие в семье, группе сверстников и дворовой компании. Также был уточнён и конкретизирован перечень угроз, действующих в указанных сферах жизнедеятельности детей. Наибольшую опасность для детей с ОВЗ представляют: распад семьи, смена места жительства и неприязненное отношение окружающих. Данные факторы воспринимаются и оцениваются как наибольший источник угроз.

Список литературы.

  1.  Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский – СПб, 2003.

Предоставляя подписанную статью, авторы тем самым разрешают открытую публикацию, редактирование своих материалов, в части, не нарушающей существа проблемы, опубликование материалов статьи на сайте ЧГУ и в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU. При этом авторские права сохраняются за авторами

________________/О.А. Денисова                      _______________/О.Л. Леханова


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83497. Європейський суд з прав людини: загальна характеристика діяльності 36.28 KB
  Європейський суд з прав людини утворений і діє на підставі Європейської конвенції про захист прав людини та основних свобод [ 1950 р. Для розгляду справ Суд засідає у складі одного судді комітетами І у складі трьох суддів палатами у складі семи суддів і Великою палатою у складі сімнадцяти суддів. Право на звернення до Європейськими суду зі скаргою про порушення прав людини передбачених Конвенцією 1950 р.
83498. Порядок виконання в Україні рішень Європейського судуд з прав людини 34.98 KB
  Порядок виконання в Україні рішень Європейського суду з прав людини визначається Законом України від 23 лютого 2006 р. Про виконання рішень та застосування практики Європейського суду з прав людини. 7 цього Закону протягом трьох днів з моменту набуття рішенням Суду статусу остаточного Орган представництва України у Європейському суді з прав людини: надсилає стислий виклад рішення стягувачеві Уповноваженої Верховної Ради України з прав людини всім державним органам посадовим особам та іншим субєктам прямо причетним до справи за якою...
83499. Поняття та джерела міжнародних договорів 32.22 KB
  Право міжнародних договорів це система правових норм що регламентують порядок укладання дії та припинення міжнародних договорів. Основу джерел галузі складають: Віденська конвенція про право міжнародних договорів 1969 р. яка розглядає різноманітні питання права міжнародних договорів і є основним джерелом галузі.
83500. Поняття та види міжнародних договорів 35.05 KB
  В залежності від кількості учасників міжнародні договори поділяються на двосторонні та багатосторонні. За ступенем відкритості договори можуть бути відкритими та закритими. Закритими є договори участь в яких залежить від згоди їх учасників. За обєктом міжнародні договори можуть поділятися на політичні економічні науковотехнічні і т.
83501. Стадії укладання міжнародного договору 39.55 KB
  Можна виділити наступні стадії укладання міжнародного договору: прийняття тексту встановлення автентичності тексту вираження згоди на обовязковість. Для участі у будьякій з стадій укладення договору представник держави повинен мати повноваження. Повноваження оформлюються документом що видається компетентним органом держави і за допомогою якого одна чи кілька осіб призначаються представляти цю державу з метою ведення переговорів прийняття тексту договору або встановлення його автентичності вираження згоди держави на обовязковість ДЛЯ...
83502. Застереження до міжнародного договору 36.01 KB
  Застереження це одностороння заява в будьякому формулюванні і під будьякою назвою зроблена державою при підписанні ратифікації прийнятті чи затвердженні договору або приєднанні до нього за допомогою якої вона бажає виключити або змінити юридичну дію певних положень договору в їхньому застосуванні до цієї держави ст. Застереження не повинно суперечити цілям і принципам договору змінювати його головний зміст. Воно не може бути зроблене якщо такого роду застереження заборонені договором або якщо договір допускає лише певний вид...
83503. Депозитарій міжнародного договору. Реєстрація договорів 33.67 KB
  Депозитарій зберігач оригіналу багатостороннього договору і всіх документів що до нього відносяться. Депозитарієм договору може бути одна або кілька держав міжнародна організація або головна посадова особа організації. функції депозитарію серед іншого полягають у: зберіганні автентичного тексту договору і переданих депозитарієві повноважень; підготовці засвідчених копій з автентичного тексту; одержанні підписів під договором та одержанні і зберіганні документів оповіщень і повідомлень які його стосуються; інформуванні учасників і...
83504. Форма, найменування, структура міжнародного договору 36.79 KB
  Коли автентичність тексту договору було встановлено двома або кількома мовами його текст кожною мовою має однакову силу якщо договором не передбачено або учасники не домовились що в разі розходження між цими текстами переважну силу матиме якийсь один певний текст. Міжнародний договір може мати різні найменування використання яких визначається практикою і не впливає на юридичну природу договору. Такими частинами є: найменування або титул; преамбула вказує мотиви укладення договору його цілі та принципи; основна частина статті договору...
83505. Тлумачення міжнародного договору 36.3 KB
  Під тлумаченням договору розуміють зясування сенсу та змісту його положень а також справжнього наміру сторін договору. У міжнародній практиці застосовуються два види тлумачення: офіційне та неофіційне. Тлумачення договору державами або міжнародними органами вважається офіційним тлумаченням. У офіційному тлумаченні виділяють автентичне тлумачення яке здійснюється державами що є учасницями договору і має силу положень самого міжнародного договору.