75654

Особенности организации начальной ступени образовательного процесса в студии раннего развития ребёнка

Научная статья

Педагогика и дидактика

Статистика говорит о том что сейчас относительно здоровыми рождаются только 5 детей. Шматко позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей и достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня развития образования и социальной интеграции. подтверждают высокую обучаемость детей раннего возраста которая основана на развитой подражательной способности познавательной и двигательной активности...

Русский

2015-01-22

70.5 KB

1 чел.

Захарова Т.В., Будилова Е.А. Особенности организации начальной ступени образовательного процесса в студии раннего развития ребёнка // Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь  детям с особыми потребностями в раннем возрасте: сб. науч. и метод. Материалов науч.-практ. конф. – СПб., 2013. – С. 4-13.

Раннее детство рассматривается в педагогической и психологической науке как фундаментальный этап развития человека, определяющий успешность физического, психического и социального становления личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин) [2], [3], [5], [11].

Статистика говорит о том, что сейчас относительно здоровыми рождаются только 5% детей. В связи с этим, именно раннее вмешательство, по мнению Н. Н. Малофеева, Ю. А. Разенковой, Н. Д. Шматко, позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей и достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня развития, образования и социальной интеграции [6], [8], [10].

Психолого-педагогические исследования (Н.М. Аксарина, Г.Г. Григорьева, Л.Н. Павлова, С.Н. Теплюк и др.) подтверждают высокую обучаемость детей раннего возраста, которая основана на развитой подражательной способности, познавательной и двигательной активности [1], [4], [7], [9].

Однако современное состояние общества не всегда позволяет родителям полноценно заниматься образованием детей до 3-х лет в связи с сокращением ясельных групп и низким уровнем педагогической грамотности, педагогической культуры, педагогической образованности, личностной зрелости и компетентности родителей. Одной из доступных и эффективных форм осуществления развития детей раннего возраста, направленных на решение обозначенных проблем, является студия раннего развития ребёнка и подготовки детей к школе «Светлячки» на базе МУК «Городской дворец культуры» г. Вологды. Весь курс обучения в студии состоит из трёх ступеней:

первая ступень – для детей с 2-х до 3-х лет, где сопровождающие взрослые  присутствуют на занятии вместе с малышом и включаются в деятельность при необходимости, количество детей – до 6 человек;

вторая ступень – для детей с 3-х до 5 лет, где дети занимаются с педагогом самостоятельно, занятия направлены на интенсивное развитие познавательных процессов, количество детей – до 8 человек;

третья ступень – для детей с 5-ти до 7  лет, где приоритетной  задачей является подготовка детей к школе, количество детей – до 10 человек.

Ребёнок может пройти все три ступени или начать с любой, соответствующей его возрасту.  

Занятия в группах раннего  развития для детей с 2-х до 3-х лет,  являющиеся начальной ступенью  образовательного процесса, проводятся два раза в неделю; продолжительность   занятия составляет от 50 минут на начальном этапе до 1 часа 15 минут на последнем этапе обучения.

Содержание занятий с детьми  2-х – 3-х лет реализуется при решении  задач в следующих направлениях: познавательное и речевое развитие; формирование элементарных математических и пространственных представлений; изобразительная деятельность; развитие общей и мелкой моторики; развитие эмоциональной сферы и сферы общения.

Занятия с двухлетними «Светлячками» проходят в игровой форме, непринуждённо, в спокойной доброжелательной обстановке.  Структура занятия строится по принципу интеграции и обязательно включает в себя несколько видов деятельности:

Вводная часть, включающая в себя ритуал приветствия, введение в игровую деятельность с помощью игрового персонажа, присутствующего на каждом занятии. К примеру, в этом учебном году  - это  чудесный пушистый Зайка, от имени которого ведётся всё занятие, предлагаются игровые задания,  преподносятся сюрпризы. Зайка начинает и заканчивает занятие, учит детей правилам поведения, подаёт образец поведения, поощряет, реагирует на проявление агрессии или негативного поведения, капризов, шалостей. В этой части занятия от имени игрового персонажа предлагается детям прослушать песенку, потешку, познакомиться с музыкальным инструментом, и т.д. Цель: организовать детей, настроить на совместную деятельность. Продолжительность: 5-7 минут.

Основная часть включает в себя:

игры, направленные на  знакомство с буквами, на овладение сенсорными эталонами («Чудесный мешочек», «Почтовый ящик», доски Сегена и т.д.), рассматривание картин, чтение литературных произведений по теме занятия и др. Продолжительность до 10 минут;

подвижная игра или музыкально-ритмическая пауза;

пальчиковая гимнастика;

выполнение заданий за столами (мелкий строитель, кубики Никитина, дидактические игры с карточками, работа с цветными карандашами и т.д.), продолжительность до 10 минут;

предметная деятельность (рисование, лепка, аппликация по теме занятия), продолжительность 7-8 минут.

Заключительная часть включает в себя ритуал прощания и завершения занятия.

В соответствии с федеральными государственными требованиями  (ФГТ) к основной программе дошкольного образования, соотношение непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности педагога с детьми пересмотрены в пользу последней. Занятия организованы не как учебный урок, а как занимательное действо, от слова «занимать». Дети при такой организации не утомляются. В связи с тем, что виды деятельности часто меняются, игры интересны, занимательны, у детей формируется устойчивость внимания, постепенно повышается работоспособность, сосредоточенность. Несмотря на то, что структура занятия остаётся неизменной на протяжении всего учебного года, она всё-таки является достаточно гибкой. При ведении занятия стараемся идти от интереса ребёнка, от его возможностей. Игра прекращается, если ребёнку становится неинтересно, если он капризничает, либо  не готов к выполнению задания, если выполнение данного задания пока оказалось не по силам малышу. И наоборот, игра может затянуться, если дети заинтересованы и не хотят переключаться на другой вид деятельности. В таком случае педагог меняет план занятия, вносит изменения по ходу деятельности  детей.  

Одним из основополагающих принципов организации занятий в раннем возрасте является развитие различных видов перцепции, включение в познание окружающего мира сохранных анализаторов и обучение последовательному обследованию предмета с использованием алгоритма формирования предметной отнесенности слова на полисенсорной основе. Малыши имеют возможность различать предметы на ощупь, по тяжести, по величине, по цвету, по размеру. Дети знакомятся с материалами, из которых изготавливают предметы, сами действуют с различными материалами: пластилин, глина, солёное тесто, простая и бархатная бумага, ткань, карандаши, кисти беличьи и из щетины, рисование пальчиком и ватной палочкой и т.д. Ребёнок учится замечать  запахи, различать и называть вкус овощей, фруктов, ягод, некоторых продуктов. Каждый момент занятия направлен на воздействие на какие-либо органы чувств и на познание свойств и качеств предметов и явлений окружающего мира.

Не менее значимой особенностью таких встреч с детьми можно считать и предоставление ребёнку возможности реализовать содержание, изученное на  разных этапах работы,  в продуктивной деятельности, которая является обязательной завершающей частью каждого занятия. К примеру, дети с большим удовольствием рисуют новую рубашку  для Мишутки, который на протяжении всего занятия играл с детьми. В начале познакомился с ними, принёс «Чудесный мешочек», наполненный геометрическими фигурами и объёмными телами, делил эти предметы с Зайкой. Затем  танцевал с детьми, подарил им книгу «Мой мишка» З. Александровой. Принёс маленьких медвежат и мелкий строительный материал, из которого дети строили мостик через речку, а медвежата шалили на мостике и падали в речку. В результате эмоциональный настрой детей позволил им  выполнить чудесные работы – нарисовать рубашки для мишки. Родители рассказывают о том, что дети дома неоднократно проигрывают все моменты занятия, с гордостью демонстрируют всем близким продукты своей деятельности, предлагают родным повторить эту же работу в домашней обстановке.

Как показывает опыт работы в течение восьми лет,  дети, посещающие занятия с начальной ступени (с 2-х лет), в некоторых видах деятельности опережают своих сверстников, включившихся в  занятия на более поздних сроках. Так, к примеру, часто дети 4-х лет, а иногда и пятилетние дети,  впервые пришедшие к нам на занятия, не могут назвать даже основной цвет предметов, из геометрических фигур различают только круг, квадрат, а из объёмных форм могут назвать  куб, некоторые - шар.  В процессе предметной деятельности эти дети сталкиваются с определёнными трудностями: большинство из них  не могут правильно держать карандаш, не владеют навыками работы с карандашом, красками, кистью, пластилином;  абсолютно не владеют ножницами. Кроме того, многим детям сложнее даётся подготовка к обучению грамоте и  овладение звуковым анализом слов.

Родители сетуют на то, что дома они сталкиваются с трудностями при разучивании стихов с детьми («Ребёнок не запоминает»). Внимание у детей, не посещающих ранее дополнительные занятия, снижено, они быстрее устают, отвлекаются. Страдает также  и работоспособность: часто они не могут доделать задание до конца, выполняют медленно, переспрашивают несколько раз, начинают делать неправильно. Весьма распространённой проблемой среди 4-х – 5-летних детей,  является снижение познавательного интереса. Родители приходят к педагогу с жалобой на то, что ребёнок ничем, кроме просмотра мультфильмов, не хочет дома заниматься, его ничего не интересует.

С целью изучения степени концентрации и устойчивости внимания, уровня работоспособности было проведено  сравнительное исследование в двух группах пятилетних детей третьей ступени обучения. В первой группе (А) дети занимаются с первой ступени с 2-х лет, во второй группе (В) – дети включились в занятия  только на второй ступени с 4-х лет.  Для диагностики был выбран тест Бурдона (корректурная проба). Анализ полученных данных позволил выделить количественные и качественные различия в показателях у детей контрольной (В) и экспериментальной (А) групп. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ степени концентрации и устойчивости внимания, уровня работоспособности у детей 5 лет.

Концентрация внимания

Устойчивость внимания

Работоспособность

Группа А

Нет  ошибок, задание выполнено полностью

Время выполнения от 3-х до 4-х минут.

Работали, не отвлекаясь, в быстром темпе.

Группа В

25% детей выполнили без ошибок, полностью;

75 % детей выполнили задания теста с ошибками

25% детей выполнили задание за 4 минуты,

75 % детей выполняли задание от 4-х до 6 минут, отвлекались, переспрашивали.

25% детей выполнили задание полностью, не отвлекаясь;

24% просмотрели все строки, но пропустили много знаков, или сделали ошибки;

51% детей выполнили только половину задания с ошибками, от дальнейшей работы отказались.

Следует отметить, что положительная динамика развития познавательных процессов у детей, посещающих занятия с раннего возраста, является не только результатом педагогического воздействия. Большое значение имеет тот факт, что вся работа строится на тесном сотрудничестве с взрослыми, сопровождающими ребёнка. Родители пересматривают своё отношение к деятельности ребёнка, они как бы «образовываются» вместе с ребёнком, проходят совместно с ним все ступени развития. Посещая вместе с малышом занятия на первой ступени, они могут оценить уровень развития психических и познавательных процессов своего ребёнка, и уже относятся достаточно серьёзно к возникающим проблемам, не отмахиваются от того, что ребёнок гиперактивен, неусидчив, не может сосредоточиться, не вступает во взаимоотношения с детьми или взрослыми и т.д. Не секрет, что многие родители просто не знают чему учить своего ребёнка, либо знают чему учить, но не владеют эффективными приёмами обучения, оказывающимися действенными на данном возрастном этапе. В нашей ситуации, наблюдая за деятельностью педагога, они обучаются некоторым приёмам взаимодействия с детьми, переносят их в свои взаимоотношения с малышом. И уже на более поздних ступенях не приходится убеждать родителей в том, насколько важна их  совместная деятельность с ребёнком,  и в том, что, необходимо организовывать свободное время детей, занимать их «полезными» играми. К тому же, родители имеют возможность (и пользуются этой возможностью) получать квалифицированную помощь педагога в вопросах приобретения развивающих игр, литературы, тетрадей и др.

Не менее важным представляется тот факт, что некоторые родители не знают о том, что их ребёнок нуждается в помощи специалистов: невролога, логопеда, сурдолога, отоларинголога, психолога, а иногда и дефектолога.  Проблемы, возникающие у ребёнка, будь то отклонения в поведении или развитии, речевые патологии или неврозы, не рассматриваются взрослыми серьёзно, и либо списываются на возраст, либо не замечаются вовсе.

В процессе общения удается убедить родителей в том, что именно в раннем возрасте наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма, закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.

Несмотря на то, что организация занятий с малышами 2-х лет довольно трудоёмка, мы не отказываемся от этого вида деятельности, а наоборот, планируем в ближайшее время начать  работу с детьми, достигшими 1 года.

Таким образом, всё вышесказанное наглядно доказывает то, что подобное взаимодействие с детьми раннего возраста  не проходит для них бесследно. Общение  с взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить и оптимизировать познавательное развитие ребёнка. Такая форма организации детской деятельности имеет большое значение и для развития личности детей раннего возраста.  Представление о себе, первая самооценка детей в это время является на самом деле интериоризированной оценкой взрослого. В этом возрасте у детей формируется и чувство самостоятельности, автономности, либо, при неблагоприятном направлении развития, чувство зависимости. К концу раннего детства у детей появляются первые представления о себе как личности, отличающейся от других самостоятельностью собственных действий. В это же время у детей проявляются первые признаки негативизма, упрямства и агрессии, которые являются симптомами кризиса трёх лет. Фиксация на негативном этапе этого кризиса, препятствия, которые возникают при формировании самостоятельности, активности детей (высокая степень опеки, авторитарность, высокие требования и критика со стороны взрослых) , не только препятствуют нормальному развитию самосознания и самооценки детей, но  и приводят к тому, что вышеперечисленные негативные проявления, наравне с тревожностью, отгороженностью становятся устойчивыми свойствами  личности. Эти качества, естественно, влияют на все виды деятельности детей – и на их общение с окружающими, и на их учёбу и могут привести к серьёзным отклонениям в младшем школьном  и, особенно, в подростковом возрасте.

Список литературы

Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 1977 г.

Божович Л.И. Личность и её формирование в детском /Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.

Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2000.

Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб.-метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003.

Лисина М.И. Воспитание детей раннего возраста в семье. – К., 1983.

Малофеев Н. Н. Ранняя помощь – приоритет современой коррекционной педагогики //Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. – М., 2003.

Павлова Л.Н., Волосова Е.Б, Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Разенкова Ю. А. Проблемы и перспективы региональной политики в области ранней помощи детям с ограничеснными возможностями здоровья // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. – М., 2003.

Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Шматко Н. Д. ранняя помощь детям с отклонениями в развитии: успехи и опасения // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. – М., 2003.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избран, психол. тр. / под ред. Д. И. Фельдштейна - М. : «Институт практической психологии», 1995.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26348. Внутренняя и внешняя политика Франции в годы правления Людовика XIV 19.96 KB
  Внутренняя и внешняя политика Франции в годы правления Людовика XIV. Внутренняя политика Людовика XIV Внешний блеск царствования Людовика XIV страшно истощил силы населения которое временами очень бедствовало особенно во вторую половину царствования когда Людовика XIV окружали в основном бездарности или посредственности. Сосредоточивая управление всеми делами в своих руках или в руках министров Людовик XIV окончательно утвердил во Франции систему бюрократической централизации. Стесняя права церкви по отношению к королевской власти и...
26349. Французская абсолютная монархия в XVIII в. – внутренняя и внешняя политика Людовика XV 13.64 KB
  внутренняя и внешняя политика Людовика XV. Система Людовика XIV привела страну к совершённому разорению под бременем тяжёлых налогов громадного государственного долга и постоянных дефицитов. И Людовик XV и Людовик XVI были люди беспечные не знавшие иной жизни кроме придворной; они ничего не сделали для улучшения общего положения дел. В начале царствования Людовика XV который приходился Людовику XIV правнуком за малолетством короля управлял герцог Орлеанский Филипп.
26350. Франция при Людовике XVI. Революционная ситуация 1787-1789 г 26.35 KB
  Франция при Людовике XVI. Людо́вик XVI 23 августа 1754 21 января 1793 король Франции из династии Бурбонов сын дофина Людовика Фердинанда наследовал своему деду Людовику XV в 1774. Людовик сначала принял конституцию 1791 года отказался от абсолютизма и стал конституционным монархом однако вскоре начал нерешительно противодействовать радикальным мерам революционеров и даже попытался бежать из страны. После свержения республиканские власти лишили Людовика XVI титула короля и дали ему фамилию Капет фр.
26351. Начало Французской буржуазной революции. Взятие Бастилии 14.43 KB
  12 июля в Париж проникли известия об отставке министра Неккера которому король приказал покинуть пределы Франции. Уже вечером 12 июля произошли первые столкновения народа с правительственными войсками. Утром 13 июля над Парижем загудел набат призывая парижан к восстанию. 13 июля парижские выборщики организовали Постоянный комитет преобразованный позднее в коммуну Парижский муниципалитет.
26352. Буржуазные преобразования во Франции в 1789 – 1791 г 21.47 KB
  Уже в июле Собрание создало комиссию по подготовке декларации и конституции Франции. Однако изза роста крестьянских восстаний Собрание безотлагательно начинает с решения аграрного вопроса. Призывая остальную часть дворянства пожертвовать своими правами в интересах справедливости и принести жертвы на алтарь отечества Учредительное собрание 11 августа приняло декреты по аграрному вопросу. Таким образом не решив сути аграрного вопроса Учредительное собрание в декретах 4 11 августа объявило что полностью уничтожает феодальный режим.
26353. Общественно – политическая жизнь Франции в 1791 – 1792 гг. Вареннский кризис и Конституция 1791г 21.07 KB
  и переезд короля и Собрания в Париж резиденцией монархии стал дворец в Тюильри. Дантон Шометт Кондорсе выступали ее горячими поборниками на собраниях секций. Депутаты Учредительного собрания на момент разбирательства временно отрешили короля от власти. Не теряя надежды после стольких преобразований договориться с Людовиком XVI и установить в королевстве конституционную монархию а также стремясь дать самый решительный отпор сторонникам республики депутаты Собрания прикладывали все усилия для спасения сильно пошатнувшейся репутации...
26354. Второй этап революции. 1792-1793 г. Начало революционных войн 30.8 KB
  Свержение монархии во Франции Подготовка интервенции против революционной Франции Революция во Франции способствовала подъему антифеодальной борьбы в других странах. Не только в Лондоне и Петербурге Берлине и Вене в Варшаве и Будапеште но и за океаном прогрессивные общественные круги с жадностью ловили вести из революционной Франции. Чем очевиднее становилось сочувствие к Французской революции и ее прогрессивным идеям со стороны передовой общественности всех стран тем большую ненависть к революционной Франции обнаруживали европейские...
26355. Третий этап революции. 1793-1794 г. Якобинская диктатура 14.23 KB
  Был ее высшим этапом якобинской диктатурой. Складывавшаяся в ходе напряженной классовой борьбы система якобинской диктатуры сочетала сильную и твердую централизованную власть с идущей снизу широкой народной инициативой. Революционная инициатива масс в период якобинской диктатуры проявилась особенно ярко. Но в самой якобинской диктатуре и в якобинском блоке объединявшем классово разнородные элементы были заложены глубокие внутренние противоречия.
26356. Кризис Якобинской диктатуры и переворот 9 термидора 1794 г 19.66 KB
  Переворот был предпринят группой якобинцевчленов Конвента недовольных политикой Робеспьера и прежде всего по разным причинам опасавшихся за свою личную безопасность. Конвент постановил напечатать речь Робеспьера но Бурдон из Уазы а за ним БийоВаренн потребовали предварительного рассмотрения её комитетами. У Робеспьера потребовали чтобы он назвал имена обвиняемых но он отказался. 27 июля 9 термидора заседание Конвента началось с доклада СенЖюста но председательствующий Колло дЭрбуа прервал его и предоставил слово БийоВаренну...