75654

Особенности организации начальной ступени образовательного процесса в студии раннего развития ребёнка

Научная статья

Педагогика и дидактика

Статистика говорит о том что сейчас относительно здоровыми рождаются только 5 детей. Шматко позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей и достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня развития образования и социальной интеграции. подтверждают высокую обучаемость детей раннего возраста которая основана на развитой подражательной способности познавательной и двигательной активности...

Русский

2015-01-22

70.5 KB

1 чел.

Захарова Т.В., Будилова Е.А. Особенности организации начальной ступени образовательного процесса в студии раннего развития ребёнка // Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь  детям с особыми потребностями в раннем возрасте: сб. науч. и метод. Материалов науч.-практ. конф. – СПб., 2013. – С. 4-13.

Раннее детство рассматривается в педагогической и психологической науке как фундаментальный этап развития человека, определяющий успешность физического, психического и социального становления личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин) [2], [3], [5], [11].

Статистика говорит о том, что сейчас относительно здоровыми рождаются только 5% детей. В связи с этим, именно раннее вмешательство, по мнению Н. Н. Малофеева, Ю. А. Разенковой, Н. Д. Шматко, позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей и достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня развития, образования и социальной интеграции [6], [8], [10].

Психолого-педагогические исследования (Н.М. Аксарина, Г.Г. Григорьева, Л.Н. Павлова, С.Н. Теплюк и др.) подтверждают высокую обучаемость детей раннего возраста, которая основана на развитой подражательной способности, познавательной и двигательной активности [1], [4], [7], [9].

Однако современное состояние общества не всегда позволяет родителям полноценно заниматься образованием детей до 3-х лет в связи с сокращением ясельных групп и низким уровнем педагогической грамотности, педагогической культуры, педагогической образованности, личностной зрелости и компетентности родителей. Одной из доступных и эффективных форм осуществления развития детей раннего возраста, направленных на решение обозначенных проблем, является студия раннего развития ребёнка и подготовки детей к школе «Светлячки» на базе МУК «Городской дворец культуры» г. Вологды. Весь курс обучения в студии состоит из трёх ступеней:

первая ступень – для детей с 2-х до 3-х лет, где сопровождающие взрослые  присутствуют на занятии вместе с малышом и включаются в деятельность при необходимости, количество детей – до 6 человек;

вторая ступень – для детей с 3-х до 5 лет, где дети занимаются с педагогом самостоятельно, занятия направлены на интенсивное развитие познавательных процессов, количество детей – до 8 человек;

третья ступень – для детей с 5-ти до 7  лет, где приоритетной  задачей является подготовка детей к школе, количество детей – до 10 человек.

Ребёнок может пройти все три ступени или начать с любой, соответствующей его возрасту.  

Занятия в группах раннего  развития для детей с 2-х до 3-х лет,  являющиеся начальной ступенью  образовательного процесса, проводятся два раза в неделю; продолжительность   занятия составляет от 50 минут на начальном этапе до 1 часа 15 минут на последнем этапе обучения.

Содержание занятий с детьми  2-х – 3-х лет реализуется при решении  задач в следующих направлениях: познавательное и речевое развитие; формирование элементарных математических и пространственных представлений; изобразительная деятельность; развитие общей и мелкой моторики; развитие эмоциональной сферы и сферы общения.

Занятия с двухлетними «Светлячками» проходят в игровой форме, непринуждённо, в спокойной доброжелательной обстановке.  Структура занятия строится по принципу интеграции и обязательно включает в себя несколько видов деятельности:

Вводная часть, включающая в себя ритуал приветствия, введение в игровую деятельность с помощью игрового персонажа, присутствующего на каждом занятии. К примеру, в этом учебном году  - это  чудесный пушистый Зайка, от имени которого ведётся всё занятие, предлагаются игровые задания,  преподносятся сюрпризы. Зайка начинает и заканчивает занятие, учит детей правилам поведения, подаёт образец поведения, поощряет, реагирует на проявление агрессии или негативного поведения, капризов, шалостей. В этой части занятия от имени игрового персонажа предлагается детям прослушать песенку, потешку, познакомиться с музыкальным инструментом, и т.д. Цель: организовать детей, настроить на совместную деятельность. Продолжительность: 5-7 минут.

Основная часть включает в себя:

игры, направленные на  знакомство с буквами, на овладение сенсорными эталонами («Чудесный мешочек», «Почтовый ящик», доски Сегена и т.д.), рассматривание картин, чтение литературных произведений по теме занятия и др. Продолжительность до 10 минут;

подвижная игра или музыкально-ритмическая пауза;

пальчиковая гимнастика;

выполнение заданий за столами (мелкий строитель, кубики Никитина, дидактические игры с карточками, работа с цветными карандашами и т.д.), продолжительность до 10 минут;

предметная деятельность (рисование, лепка, аппликация по теме занятия), продолжительность 7-8 минут.

Заключительная часть включает в себя ритуал прощания и завершения занятия.

В соответствии с федеральными государственными требованиями  (ФГТ) к основной программе дошкольного образования, соотношение непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности педагога с детьми пересмотрены в пользу последней. Занятия организованы не как учебный урок, а как занимательное действо, от слова «занимать». Дети при такой организации не утомляются. В связи с тем, что виды деятельности часто меняются, игры интересны, занимательны, у детей формируется устойчивость внимания, постепенно повышается работоспособность, сосредоточенность. Несмотря на то, что структура занятия остаётся неизменной на протяжении всего учебного года, она всё-таки является достаточно гибкой. При ведении занятия стараемся идти от интереса ребёнка, от его возможностей. Игра прекращается, если ребёнку становится неинтересно, если он капризничает, либо  не готов к выполнению задания, если выполнение данного задания пока оказалось не по силам малышу. И наоборот, игра может затянуться, если дети заинтересованы и не хотят переключаться на другой вид деятельности. В таком случае педагог меняет план занятия, вносит изменения по ходу деятельности  детей.  

Одним из основополагающих принципов организации занятий в раннем возрасте является развитие различных видов перцепции, включение в познание окружающего мира сохранных анализаторов и обучение последовательному обследованию предмета с использованием алгоритма формирования предметной отнесенности слова на полисенсорной основе. Малыши имеют возможность различать предметы на ощупь, по тяжести, по величине, по цвету, по размеру. Дети знакомятся с материалами, из которых изготавливают предметы, сами действуют с различными материалами: пластилин, глина, солёное тесто, простая и бархатная бумага, ткань, карандаши, кисти беличьи и из щетины, рисование пальчиком и ватной палочкой и т.д. Ребёнок учится замечать  запахи, различать и называть вкус овощей, фруктов, ягод, некоторых продуктов. Каждый момент занятия направлен на воздействие на какие-либо органы чувств и на познание свойств и качеств предметов и явлений окружающего мира.

Не менее значимой особенностью таких встреч с детьми можно считать и предоставление ребёнку возможности реализовать содержание, изученное на  разных этапах работы,  в продуктивной деятельности, которая является обязательной завершающей частью каждого занятия. К примеру, дети с большим удовольствием рисуют новую рубашку  для Мишутки, который на протяжении всего занятия играл с детьми. В начале познакомился с ними, принёс «Чудесный мешочек», наполненный геометрическими фигурами и объёмными телами, делил эти предметы с Зайкой. Затем  танцевал с детьми, подарил им книгу «Мой мишка» З. Александровой. Принёс маленьких медвежат и мелкий строительный материал, из которого дети строили мостик через речку, а медвежата шалили на мостике и падали в речку. В результате эмоциональный настрой детей позволил им  выполнить чудесные работы – нарисовать рубашки для мишки. Родители рассказывают о том, что дети дома неоднократно проигрывают все моменты занятия, с гордостью демонстрируют всем близким продукты своей деятельности, предлагают родным повторить эту же работу в домашней обстановке.

Как показывает опыт работы в течение восьми лет,  дети, посещающие занятия с начальной ступени (с 2-х лет), в некоторых видах деятельности опережают своих сверстников, включившихся в  занятия на более поздних сроках. Так, к примеру, часто дети 4-х лет, а иногда и пятилетние дети,  впервые пришедшие к нам на занятия, не могут назвать даже основной цвет предметов, из геометрических фигур различают только круг, квадрат, а из объёмных форм могут назвать  куб, некоторые - шар.  В процессе предметной деятельности эти дети сталкиваются с определёнными трудностями: большинство из них  не могут правильно держать карандаш, не владеют навыками работы с карандашом, красками, кистью, пластилином;  абсолютно не владеют ножницами. Кроме того, многим детям сложнее даётся подготовка к обучению грамоте и  овладение звуковым анализом слов.

Родители сетуют на то, что дома они сталкиваются с трудностями при разучивании стихов с детьми («Ребёнок не запоминает»). Внимание у детей, не посещающих ранее дополнительные занятия, снижено, они быстрее устают, отвлекаются. Страдает также  и работоспособность: часто они не могут доделать задание до конца, выполняют медленно, переспрашивают несколько раз, начинают делать неправильно. Весьма распространённой проблемой среди 4-х – 5-летних детей,  является снижение познавательного интереса. Родители приходят к педагогу с жалобой на то, что ребёнок ничем, кроме просмотра мультфильмов, не хочет дома заниматься, его ничего не интересует.

С целью изучения степени концентрации и устойчивости внимания, уровня работоспособности было проведено  сравнительное исследование в двух группах пятилетних детей третьей ступени обучения. В первой группе (А) дети занимаются с первой ступени с 2-х лет, во второй группе (В) – дети включились в занятия  только на второй ступени с 4-х лет.  Для диагностики был выбран тест Бурдона (корректурная проба). Анализ полученных данных позволил выделить количественные и качественные различия в показателях у детей контрольной (В) и экспериментальной (А) групп. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ степени концентрации и устойчивости внимания, уровня работоспособности у детей 5 лет.

Концентрация внимания

Устойчивость внимания

Работоспособность

Группа А

Нет  ошибок, задание выполнено полностью

Время выполнения от 3-х до 4-х минут.

Работали, не отвлекаясь, в быстром темпе.

Группа В

25% детей выполнили без ошибок, полностью;

75 % детей выполнили задания теста с ошибками

25% детей выполнили задание за 4 минуты,

75 % детей выполняли задание от 4-х до 6 минут, отвлекались, переспрашивали.

25% детей выполнили задание полностью, не отвлекаясь;

24% просмотрели все строки, но пропустили много знаков, или сделали ошибки;

51% детей выполнили только половину задания с ошибками, от дальнейшей работы отказались.

Следует отметить, что положительная динамика развития познавательных процессов у детей, посещающих занятия с раннего возраста, является не только результатом педагогического воздействия. Большое значение имеет тот факт, что вся работа строится на тесном сотрудничестве с взрослыми, сопровождающими ребёнка. Родители пересматривают своё отношение к деятельности ребёнка, они как бы «образовываются» вместе с ребёнком, проходят совместно с ним все ступени развития. Посещая вместе с малышом занятия на первой ступени, они могут оценить уровень развития психических и познавательных процессов своего ребёнка, и уже относятся достаточно серьёзно к возникающим проблемам, не отмахиваются от того, что ребёнок гиперактивен, неусидчив, не может сосредоточиться, не вступает во взаимоотношения с детьми или взрослыми и т.д. Не секрет, что многие родители просто не знают чему учить своего ребёнка, либо знают чему учить, но не владеют эффективными приёмами обучения, оказывающимися действенными на данном возрастном этапе. В нашей ситуации, наблюдая за деятельностью педагога, они обучаются некоторым приёмам взаимодействия с детьми, переносят их в свои взаимоотношения с малышом. И уже на более поздних ступенях не приходится убеждать родителей в том, насколько важна их  совместная деятельность с ребёнком,  и в том, что, необходимо организовывать свободное время детей, занимать их «полезными» играми. К тому же, родители имеют возможность (и пользуются этой возможностью) получать квалифицированную помощь педагога в вопросах приобретения развивающих игр, литературы, тетрадей и др.

Не менее важным представляется тот факт, что некоторые родители не знают о том, что их ребёнок нуждается в помощи специалистов: невролога, логопеда, сурдолога, отоларинголога, психолога, а иногда и дефектолога.  Проблемы, возникающие у ребёнка, будь то отклонения в поведении или развитии, речевые патологии или неврозы, не рассматриваются взрослыми серьёзно, и либо списываются на возраст, либо не замечаются вовсе.

В процессе общения удается убедить родителей в том, что именно в раннем возрасте наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма, закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.

Несмотря на то, что организация занятий с малышами 2-х лет довольно трудоёмка, мы не отказываемся от этого вида деятельности, а наоборот, планируем в ближайшее время начать  работу с детьми, достигшими 1 года.

Таким образом, всё вышесказанное наглядно доказывает то, что подобное взаимодействие с детьми раннего возраста  не проходит для них бесследно. Общение  с взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить и оптимизировать познавательное развитие ребёнка. Такая форма организации детской деятельности имеет большое значение и для развития личности детей раннего возраста.  Представление о себе, первая самооценка детей в это время является на самом деле интериоризированной оценкой взрослого. В этом возрасте у детей формируется и чувство самостоятельности, автономности, либо, при неблагоприятном направлении развития, чувство зависимости. К концу раннего детства у детей появляются первые представления о себе как личности, отличающейся от других самостоятельностью собственных действий. В это же время у детей проявляются первые признаки негативизма, упрямства и агрессии, которые являются симптомами кризиса трёх лет. Фиксация на негативном этапе этого кризиса, препятствия, которые возникают при формировании самостоятельности, активности детей (высокая степень опеки, авторитарность, высокие требования и критика со стороны взрослых) , не только препятствуют нормальному развитию самосознания и самооценки детей, но  и приводят к тому, что вышеперечисленные негативные проявления, наравне с тревожностью, отгороженностью становятся устойчивыми свойствами  личности. Эти качества, естественно, влияют на все виды деятельности детей – и на их общение с окружающими, и на их учёбу и могут привести к серьёзным отклонениям в младшем школьном  и, особенно, в подростковом возрасте.

Список литературы

Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 1977 г.

Божович Л.И. Личность и её формирование в детском /Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.

Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2000.

Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб.-метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003.

Лисина М.И. Воспитание детей раннего возраста в семье. – К., 1983.

Малофеев Н. Н. Ранняя помощь – приоритет современой коррекционной педагогики //Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. – М., 2003.

Павлова Л.Н., Волосова Е.Б, Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Разенкова Ю. А. Проблемы и перспективы региональной политики в области ранней помощи детям с ограничеснными возможностями здоровья // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. – М., 2003.

Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Шматко Н. Д. ранняя помощь детям с отклонениями в развитии: успехи и опасения // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. – М., 2003.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избран, психол. тр. / под ред. Д. И. Фельдштейна - М. : «Институт практической психологии», 1995.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29367. Реализация операций поиска и записи в хеш-таблицах по методу цепочек 27 KB
  на размер таблицы т. ситуация переполнения таблицы отсутствует.Для реализации метода цепочек необходимо следующее: таблица имён с дополнительным полем связи которое может содержать либо 0 либо адреса других элементов этой же таблицы. последнего записанного элемента таблицы.
29369. зыки проектирования как составная часть лингвистического обеспечения САПР 29.5 KB
  Языки проектирования языки предназначенные для описания информации об объекте и процессе проектирования. а Входные языки предназначены для задания исходной информации об объектах и целях проектирования. Эти языки представляют собой совокупность языков описания объектов описания заданий и описания процессов.
29370. Определение формальной грамматики 49 KB
  Конечное множество символов неделимых в данном рассмотрении в теории формальных грамматик называется словарем или алфавитом а символы входящие в множество буквами алфавита. Последовательность букв алфавита называется словом или цепочкой в этом алфавите. Если задан алфавит A то обозначим A множество всевозможных цепочек которые могут быть построены из букв алфавита A. Формальной порождающей грамматикой Г называется следующая совокупность четырех объектов: Г = { Vт VA I VA R } где Vт терминальный алфавит словарь; буквы этого...
29371. Классы формальных грамматик 47 KB
  В теории формальных языков выделяются 4 типа грамматик которым соответствуют 4 типа языков. Эти грамматики выделяются путем наложения усиливающихся ограничений на правила грамматики Грамматики типа 0 Грамматики типа 0 которые называют грамматиками общего вида не имеют никаких ограничений на правила порождения. Грамматики типа 1 Грамматики типа 1 которые называют также контекстнозависимыми грамматиками не допускают использования любых правил. Грамматики типа 1 значительно удобнее на практике чем грамматики типа 0 поскольку в левой части...
29372. Синтаксические диаграммы 53 KB
  Каждое появление терминального символа x в цепочке ai изображается на диаграмме дугой помеченной этим символом x заключенным в кружок. Каждому появлению нетерминального символа A в цепочке ai ставится в соответствие на диаграмме дуга помеченная символом заключённым в квадрат.an изображается на диаграмме следующим образом: 5. an изображается на диаграмме так: 6.
29373. Языковые процессоры и их основные типы 29.5 KB
  Совмещение этих требований в одном языке оказалось трудной задачей поэтому появились средства для преобразования текстов с языка понятного человеку на язык устройства. В первом случае его называют интерпретатором входного языка а во втором компилятором. Интерпретатор последовательно читает предложения входного языка анализирует их и сразу же выполняет а компилятор не выполняет предложения языка а строит программу которая может в дальнейшем быть запущена для получения результата. Такое задание предполагает определение правил построения...
29374. Фазы трансляции программ 32.5 KB
  На вход лексического анализатора подаётся последовательность символов входного языка. ЛА выделяет в этой последовательности простейшие конструкции языка которые называют лексическими единицами лексемами. Генератор каждому символу действия поступающему на его вход ставит в соответствие одну или несколько команд выходного языка. В качестве выходного языка могут быть использованы команды устройства команды ассемблера либо операторы какоголибо другого языка.
29375. Основные функции сканера 34 KB
  Лексический анализ программ один из основных этапов фаз трансляции программ выделение в исходной программе элементарных единиц языка таких как идентификаторы константы ключевые слова символы операций разделители и др. Лексический анализ завершается преобразованием выделенных единиц языка в некоторую унифицированную форму обычно числовую.Часть транслятора которая выполняет лексический анализ называется сканером лексический анализатор. Лексический анализатор сканер должен распознать идентификаторы константы ключевые слова...