75654

Особенности организации начальной ступени образовательного процесса в студии раннего развития ребёнка

Научная статья

Педагогика и дидактика

Статистика говорит о том что сейчас относительно здоровыми рождаются только 5 детей. Шматко позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей и достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня развития образования и социальной интеграции. подтверждают высокую обучаемость детей раннего возраста которая основана на развитой подражательной способности познавательной и двигательной активности...

Русский

2015-01-22

70.5 KB

1 чел.

Захарова Т.В., Будилова Е.А. Особенности организации начальной ступени образовательного процесса в студии раннего развития ребёнка // Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь  детям с особыми потребностями в раннем возрасте: сб. науч. и метод. Материалов науч.-практ. конф. – СПб., 2013. – С. 4-13.

Раннее детство рассматривается в педагогической и психологической науке как фундаментальный этап развития человека, определяющий успешность физического, психического и социального становления личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин) [2], [3], [5], [11].

Статистика говорит о том, что сейчас относительно здоровыми рождаются только 5% детей. В связи с этим, именно раннее вмешательство, по мнению Н. Н. Малофеева, Ю. А. Разенковой, Н. Д. Шматко, позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей и достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня развития, образования и социальной интеграции [6], [8], [10].

Психолого-педагогические исследования (Н.М. Аксарина, Г.Г. Григорьева, Л.Н. Павлова, С.Н. Теплюк и др.) подтверждают высокую обучаемость детей раннего возраста, которая основана на развитой подражательной способности, познавательной и двигательной активности [1], [4], [7], [9].

Однако современное состояние общества не всегда позволяет родителям полноценно заниматься образованием детей до 3-х лет в связи с сокращением ясельных групп и низким уровнем педагогической грамотности, педагогической культуры, педагогической образованности, личностной зрелости и компетентности родителей. Одной из доступных и эффективных форм осуществления развития детей раннего возраста, направленных на решение обозначенных проблем, является студия раннего развития ребёнка и подготовки детей к школе «Светлячки» на базе МУК «Городской дворец культуры» г. Вологды. Весь курс обучения в студии состоит из трёх ступеней:

первая ступень – для детей с 2-х до 3-х лет, где сопровождающие взрослые  присутствуют на занятии вместе с малышом и включаются в деятельность при необходимости, количество детей – до 6 человек;

вторая ступень – для детей с 3-х до 5 лет, где дети занимаются с педагогом самостоятельно, занятия направлены на интенсивное развитие познавательных процессов, количество детей – до 8 человек;

третья ступень – для детей с 5-ти до 7  лет, где приоритетной  задачей является подготовка детей к школе, количество детей – до 10 человек.

Ребёнок может пройти все три ступени или начать с любой, соответствующей его возрасту.  

Занятия в группах раннего  развития для детей с 2-х до 3-х лет,  являющиеся начальной ступенью  образовательного процесса, проводятся два раза в неделю; продолжительность   занятия составляет от 50 минут на начальном этапе до 1 часа 15 минут на последнем этапе обучения.

Содержание занятий с детьми  2-х – 3-х лет реализуется при решении  задач в следующих направлениях: познавательное и речевое развитие; формирование элементарных математических и пространственных представлений; изобразительная деятельность; развитие общей и мелкой моторики; развитие эмоциональной сферы и сферы общения.

Занятия с двухлетними «Светлячками» проходят в игровой форме, непринуждённо, в спокойной доброжелательной обстановке.  Структура занятия строится по принципу интеграции и обязательно включает в себя несколько видов деятельности:

Вводная часть, включающая в себя ритуал приветствия, введение в игровую деятельность с помощью игрового персонажа, присутствующего на каждом занятии. К примеру, в этом учебном году  - это  чудесный пушистый Зайка, от имени которого ведётся всё занятие, предлагаются игровые задания,  преподносятся сюрпризы. Зайка начинает и заканчивает занятие, учит детей правилам поведения, подаёт образец поведения, поощряет, реагирует на проявление агрессии или негативного поведения, капризов, шалостей. В этой части занятия от имени игрового персонажа предлагается детям прослушать песенку, потешку, познакомиться с музыкальным инструментом, и т.д. Цель: организовать детей, настроить на совместную деятельность. Продолжительность: 5-7 минут.

Основная часть включает в себя:

игры, направленные на  знакомство с буквами, на овладение сенсорными эталонами («Чудесный мешочек», «Почтовый ящик», доски Сегена и т.д.), рассматривание картин, чтение литературных произведений по теме занятия и др. Продолжительность до 10 минут;

подвижная игра или музыкально-ритмическая пауза;

пальчиковая гимнастика;

выполнение заданий за столами (мелкий строитель, кубики Никитина, дидактические игры с карточками, работа с цветными карандашами и т.д.), продолжительность до 10 минут;

предметная деятельность (рисование, лепка, аппликация по теме занятия), продолжительность 7-8 минут.

Заключительная часть включает в себя ритуал прощания и завершения занятия.

В соответствии с федеральными государственными требованиями  (ФГТ) к основной программе дошкольного образования, соотношение непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности педагога с детьми пересмотрены в пользу последней. Занятия организованы не как учебный урок, а как занимательное действо, от слова «занимать». Дети при такой организации не утомляются. В связи с тем, что виды деятельности часто меняются, игры интересны, занимательны, у детей формируется устойчивость внимания, постепенно повышается работоспособность, сосредоточенность. Несмотря на то, что структура занятия остаётся неизменной на протяжении всего учебного года, она всё-таки является достаточно гибкой. При ведении занятия стараемся идти от интереса ребёнка, от его возможностей. Игра прекращается, если ребёнку становится неинтересно, если он капризничает, либо  не готов к выполнению задания, если выполнение данного задания пока оказалось не по силам малышу. И наоборот, игра может затянуться, если дети заинтересованы и не хотят переключаться на другой вид деятельности. В таком случае педагог меняет план занятия, вносит изменения по ходу деятельности  детей.  

Одним из основополагающих принципов организации занятий в раннем возрасте является развитие различных видов перцепции, включение в познание окружающего мира сохранных анализаторов и обучение последовательному обследованию предмета с использованием алгоритма формирования предметной отнесенности слова на полисенсорной основе. Малыши имеют возможность различать предметы на ощупь, по тяжести, по величине, по цвету, по размеру. Дети знакомятся с материалами, из которых изготавливают предметы, сами действуют с различными материалами: пластилин, глина, солёное тесто, простая и бархатная бумага, ткань, карандаши, кисти беличьи и из щетины, рисование пальчиком и ватной палочкой и т.д. Ребёнок учится замечать  запахи, различать и называть вкус овощей, фруктов, ягод, некоторых продуктов. Каждый момент занятия направлен на воздействие на какие-либо органы чувств и на познание свойств и качеств предметов и явлений окружающего мира.

Не менее значимой особенностью таких встреч с детьми можно считать и предоставление ребёнку возможности реализовать содержание, изученное на  разных этапах работы,  в продуктивной деятельности, которая является обязательной завершающей частью каждого занятия. К примеру, дети с большим удовольствием рисуют новую рубашку  для Мишутки, который на протяжении всего занятия играл с детьми. В начале познакомился с ними, принёс «Чудесный мешочек», наполненный геометрическими фигурами и объёмными телами, делил эти предметы с Зайкой. Затем  танцевал с детьми, подарил им книгу «Мой мишка» З. Александровой. Принёс маленьких медвежат и мелкий строительный материал, из которого дети строили мостик через речку, а медвежата шалили на мостике и падали в речку. В результате эмоциональный настрой детей позволил им  выполнить чудесные работы – нарисовать рубашки для мишки. Родители рассказывают о том, что дети дома неоднократно проигрывают все моменты занятия, с гордостью демонстрируют всем близким продукты своей деятельности, предлагают родным повторить эту же работу в домашней обстановке.

Как показывает опыт работы в течение восьми лет,  дети, посещающие занятия с начальной ступени (с 2-х лет), в некоторых видах деятельности опережают своих сверстников, включившихся в  занятия на более поздних сроках. Так, к примеру, часто дети 4-х лет, а иногда и пятилетние дети,  впервые пришедшие к нам на занятия, не могут назвать даже основной цвет предметов, из геометрических фигур различают только круг, квадрат, а из объёмных форм могут назвать  куб, некоторые - шар.  В процессе предметной деятельности эти дети сталкиваются с определёнными трудностями: большинство из них  не могут правильно держать карандаш, не владеют навыками работы с карандашом, красками, кистью, пластилином;  абсолютно не владеют ножницами. Кроме того, многим детям сложнее даётся подготовка к обучению грамоте и  овладение звуковым анализом слов.

Родители сетуют на то, что дома они сталкиваются с трудностями при разучивании стихов с детьми («Ребёнок не запоминает»). Внимание у детей, не посещающих ранее дополнительные занятия, снижено, они быстрее устают, отвлекаются. Страдает также  и работоспособность: часто они не могут доделать задание до конца, выполняют медленно, переспрашивают несколько раз, начинают делать неправильно. Весьма распространённой проблемой среди 4-х – 5-летних детей,  является снижение познавательного интереса. Родители приходят к педагогу с жалобой на то, что ребёнок ничем, кроме просмотра мультфильмов, не хочет дома заниматься, его ничего не интересует.

С целью изучения степени концентрации и устойчивости внимания, уровня работоспособности было проведено  сравнительное исследование в двух группах пятилетних детей третьей ступени обучения. В первой группе (А) дети занимаются с первой ступени с 2-х лет, во второй группе (В) – дети включились в занятия  только на второй ступени с 4-х лет.  Для диагностики был выбран тест Бурдона (корректурная проба). Анализ полученных данных позволил выделить количественные и качественные различия в показателях у детей контрольной (В) и экспериментальной (А) групп. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ степени концентрации и устойчивости внимания, уровня работоспособности у детей 5 лет.

Концентрация внимания

Устойчивость внимания

Работоспособность

Группа А

Нет  ошибок, задание выполнено полностью

Время выполнения от 3-х до 4-х минут.

Работали, не отвлекаясь, в быстром темпе.

Группа В

25% детей выполнили без ошибок, полностью;

75 % детей выполнили задания теста с ошибками

25% детей выполнили задание за 4 минуты,

75 % детей выполняли задание от 4-х до 6 минут, отвлекались, переспрашивали.

25% детей выполнили задание полностью, не отвлекаясь;

24% просмотрели все строки, но пропустили много знаков, или сделали ошибки;

51% детей выполнили только половину задания с ошибками, от дальнейшей работы отказались.

Следует отметить, что положительная динамика развития познавательных процессов у детей, посещающих занятия с раннего возраста, является не только результатом педагогического воздействия. Большое значение имеет тот факт, что вся работа строится на тесном сотрудничестве с взрослыми, сопровождающими ребёнка. Родители пересматривают своё отношение к деятельности ребёнка, они как бы «образовываются» вместе с ребёнком, проходят совместно с ним все ступени развития. Посещая вместе с малышом занятия на первой ступени, они могут оценить уровень развития психических и познавательных процессов своего ребёнка, и уже относятся достаточно серьёзно к возникающим проблемам, не отмахиваются от того, что ребёнок гиперактивен, неусидчив, не может сосредоточиться, не вступает во взаимоотношения с детьми или взрослыми и т.д. Не секрет, что многие родители просто не знают чему учить своего ребёнка, либо знают чему учить, но не владеют эффективными приёмами обучения, оказывающимися действенными на данном возрастном этапе. В нашей ситуации, наблюдая за деятельностью педагога, они обучаются некоторым приёмам взаимодействия с детьми, переносят их в свои взаимоотношения с малышом. И уже на более поздних ступенях не приходится убеждать родителей в том, насколько важна их  совместная деятельность с ребёнком,  и в том, что, необходимо организовывать свободное время детей, занимать их «полезными» играми. К тому же, родители имеют возможность (и пользуются этой возможностью) получать квалифицированную помощь педагога в вопросах приобретения развивающих игр, литературы, тетрадей и др.

Не менее важным представляется тот факт, что некоторые родители не знают о том, что их ребёнок нуждается в помощи специалистов: невролога, логопеда, сурдолога, отоларинголога, психолога, а иногда и дефектолога.  Проблемы, возникающие у ребёнка, будь то отклонения в поведении или развитии, речевые патологии или неврозы, не рассматриваются взрослыми серьёзно, и либо списываются на возраст, либо не замечаются вовсе.

В процессе общения удается убедить родителей в том, что именно в раннем возрасте наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма, закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.

Несмотря на то, что организация занятий с малышами 2-х лет довольно трудоёмка, мы не отказываемся от этого вида деятельности, а наоборот, планируем в ближайшее время начать  работу с детьми, достигшими 1 года.

Таким образом, всё вышесказанное наглядно доказывает то, что подобное взаимодействие с детьми раннего возраста  не проходит для них бесследно. Общение  с взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить и оптимизировать познавательное развитие ребёнка. Такая форма организации детской деятельности имеет большое значение и для развития личности детей раннего возраста.  Представление о себе, первая самооценка детей в это время является на самом деле интериоризированной оценкой взрослого. В этом возрасте у детей формируется и чувство самостоятельности, автономности, либо, при неблагоприятном направлении развития, чувство зависимости. К концу раннего детства у детей появляются первые представления о себе как личности, отличающейся от других самостоятельностью собственных действий. В это же время у детей проявляются первые признаки негативизма, упрямства и агрессии, которые являются симптомами кризиса трёх лет. Фиксация на негативном этапе этого кризиса, препятствия, которые возникают при формировании самостоятельности, активности детей (высокая степень опеки, авторитарность, высокие требования и критика со стороны взрослых) , не только препятствуют нормальному развитию самосознания и самооценки детей, но  и приводят к тому, что вышеперечисленные негативные проявления, наравне с тревожностью, отгороженностью становятся устойчивыми свойствами  личности. Эти качества, естественно, влияют на все виды деятельности детей – и на их общение с окружающими, и на их учёбу и могут привести к серьёзным отклонениям в младшем школьном  и, особенно, в подростковом возрасте.

Список литературы

Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 1977 г.

Божович Л.И. Личность и её формирование в детском /Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.

Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2000.

Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб.-метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003.

Лисина М.И. Воспитание детей раннего возраста в семье. – К., 1983.

Малофеев Н. Н. Ранняя помощь – приоритет современой коррекционной педагогики //Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. – М., 2003.

Павлова Л.Н., Волосова Е.Б, Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Разенкова Ю. А. Проблемы и перспективы региональной политики в области ранней помощи детям с ограничеснными возможностями здоровья // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. – М., 2003.

Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Шматко Н. Д. ранняя помощь детям с отклонениями в развитии: успехи и опасения // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. – М., 2003.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избран, психол. тр. / под ред. Д. И. Фельдштейна - М. : «Институт практической психологии», 1995.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59645. Можна все на світі вибиpати, сину, вибpати не можна тільки Батьківщину 35 KB
  Але це пpо ту загальну Батьківщину: Батьківщину-кpаїну Батьківщину-наpод. Це пpо неї якийсь дотепник сказав: Моя Батьківщина там де мені добpе. За неї вмиpають її пpославляють пpацею оспівують в поезіях і піснях.
59646. На Великдень: Святкове дійство 46 KB
  Діти в кошику відкривають очі похитують голівками ніби від подиху вітерця ожили: ПАСКА: Чому в мене голова Ще в мене поклали: Яйця масло молоко Цукор і сметану Дріжджі борошно і сіль Ще й для запаху ваніль.
59647. Народні символи України 36.5 KB
  У канадців наприклад клен у росіян берізка а в нас калина верба і тополя. Не було хати біля якої б не пишалась червона калина. Бувало як зацвіте калина пишним цвітом дівчата ними коси прикрашають. Калина була потрібна і в численних обрядах.
59648. Оживає дух козацький: Театралізований вечір-конкурс 37 KB
  Отаман: За дніпровськими порогами за південними дорогами за степами за широкими Наші прадіди жили Мали Січ козацьку сильную Цінували волю вільную Україну свою рідну Як зіницю берегли. Отаман: Дякую тобі лицарю добрі були слова твої...
59649. Ой, завю вінки... Сценарій народного свята на Троїцю 51.5 KB
  На сцену у справжньому народному одязі виходить ведуча. ВЕДУЧА: Добридень люди добрі Вітаємо з святою Троїцею Саме сьогодні весна передала літу своє зелене вбрання. 1 ДІВЧИНА: Молодець Катруся А зараз понесімо радість усім людям нашого селаВедуча дає дітям крашанки та цукерки.
59650. Число ПИ «π» 807 KB
  «Число Пи - это математическая константа, через которую выражается отношение длины окружности к её диаметру. И это число приблизительно равно 3,14.». Одним из первых заметил и высчитал такую интересную зависимость между длиной окружности и её диаметром Архимед
59651. Під срібні переливи бандури: Сценарій літературно-мистецького вечора 39.5 KB
  Ведуча ІІ: Походження української кобзибандури сягає кінця ХУпочатку ХVІ ст. Ведуча І: Гей на татарських полях На козацьких шляхах То не вовкисі романці Квилять...
59653. Перлини українського романсу: Матеріали до сценарію літературно-музичної композиції 54 KB
  Народжується романс. Український романс. Виростаючи з ліричної народної пісні романс поступово набирає ознак самостійного жанру якому частіше притаманна не куплетна форма взаємозумовленість слова і музики простота і щирість естетична краса широкий між жанровий зв’язок.