75655

Анализ диагностического инструментария для изучения социальных эмоций детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Научная статья

Педагогика и дидактика

Анализ диагностического инструментария для изучения социальных эмоций детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями Малые Леденцовские чтения. На современном этапе развития общества наиболее важным и значимым в воспитании ребенка в развитии его эмоциональной сферы является формирование социальных эмоций и чувств которые способствуют процессу социализации человека становлению его отношений с окружающими. В связи с тем что категория детей с нарушениями речи имеет специфические особенности эмоциональной сферы возникает ряд трудностей в...

Русский

2015-01-22

43.5 KB

3 чел.

Захарова Т.В., Моисеева А.А. Анализ диагностического инструментария для изучения социальных эмоций детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями //Малые Леденцовские чтения. Бизнес. Наука. Образование. (Студенческое направление) Материалы III международной научно – практической конференции г. Вологда, 29 марта 2013г. /НОУ ВПО ВИБ, 2013; сост. И.И. Скороходова; отв. за вып. О.С. Шарова. – Вологда, 2013. – С. 939-941.

На современном этапе развития общества наиболее важным и значимым в воспитании ребенка, в развитии его эмоциональной сферы является формирование социальных эмоций и чувств, которые способствуют процессу социализации человека, становлению его отношений с окружающими. В последние  годы не всегда уделяется достаточное  внимание развитию эмоциональной сферы ребенка  в отличие от его интеллектуального  развития. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали  меньше общаться с взрослыми и сверстниками, стали менее  отзывчивыми к чувствам других, поэтому  работа, направленная на изучение и развитие эмоциональной  сферы, очень актуальна и важна.

В связи с тем, что категория детей с нарушениями речи имеет  специфические особенности эмоциональной сферы, возникает  ряд трудностей в понимании, интерпретации и выражении эмоций детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В свете  этих устойчивых проблем возникает необходимость  всестороннего изучения социальных эмоций у детей с речевыми нарушениями с целью организации коррекционно-педагогической работы по их формированию.

В настоящее время  разные авторы, опираясь на разные критерии, предлагают свои классификации психодиагностических методов. Обобщая имеющиеся данные, мы можем условно выделить следующие группы диагностических методик:

- методы психодиагностики на основе наблюдения (стандартизированного и свободного);

-        опросные методы;

-        объективные психодиагностические методы;

-        проективные методы психодиагностики [5].

Организация исследования, выбор его методов, средств обработки данных и, безусловно, их интерпретация позволят не только грамотно выстроить программу экспериментального исследования и выявить особенности социальных эмоций у детей с речевыми нарушениями, но и будут способствовать повышению эффективности коррекционной работы по их формированию.

По мнению А.В. Запорожца, социальные эмоции – это эмоции, которые приобрели устойчивость и социальную направленность и отражают стремление сделать нечто полезное не только для себя, но и для других людей, для окружающих взрослых или сверстников [3].

Сами по себе, социальные эмоции являются сложным структурным образованием (системой), включающим в себя нравственные (моральные), эстетические, интеллектуальные эмоции и чувства (подсистемы). Кроме того, социальные эмоции одновременно входят в состав более сложных образований (надсистем), таких как: 1) социальное здоровье;  2) социальный и эмоциональный интеллект; 3) нравственная сфера личности; 4) социальное поведение. В связи с этим, изучение социальных эмоций должно осуществляться на основе понимания их сложной иерархии.

Исходя из того, что социальные эмоции являются эмоциональным компонентом социального здоровья, необходимо осуществить выбор из банка имеющихся диагностических методик те, которые позволят наиболее полно и точно оценить данный аспект эмоциональных проявлений. На наш взгляд, это могут быть исследования индивидуальных факторов риска и внутриличностных ресурсов социального здоровья детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), мониторинговые исследования социальной микросреды жизнедеятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях промышленного города, систематизированные О.А. Денисовой и О.Л. Лехановой [1]. Из всего многообразия предложенных авторами методик для оценки эмоционального аспекта социального здоровья можно использовать тест цветовых отношений для диагностики преобладающего настроения, методику исследования эмоционального состояния Э.Т. Дорофеевой, метод экспертных оценок эмпатийных тенденций детей, опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой.

Изучение социальных эмоций как компонента эмоционального и социального интеллекта направлено на выявление способностей к пониманию и управлению своими и чужими эмоциями, к достижению высокой эффективности в решении задач за счет использования различных стратегий мыслительной деятельности. А.И. Савенков выделяет эмоциональный и социальный интеллект в качестве предикторов жизненного успеха личности, связывая их с психологией одаренности и высоких достижений. Модель А.И. Савенкова и предлагаемый им способ диагностики эмоционального интеллекта как составляющей интеллекта социального, убеждают нас в том, что речь идет именно об интеллектуальных способностях, способностях к установлению эмоциональных связей, умениях понимать людей и себя, ставить себя на место другого, распознавать эмоции и чувства, объяснять и убеждать других [4]. Для оценки знания специальных правил и  понимания других людей автор предлагает следующие задания: дать характеристики сказочным героям, нарисовать на основе кружков портреты разных людей с отражением характеристик и личностных качеств, сделать небольшие рисунки с отражением эмоциональных состояний. Оценивание  социальной интуиции включает оценку понимания эмоций других людей. Первоначально используются фотографии людей, выражающих базовые эмоции, впоследствии предлагается тест Н.Я. Семаго «Эмоциональные лица». Для диагностики понимания эмоционального состояния другого человека предъявляется ряд незавершенных рассказов (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс).  

Чувства и переживания самого ребенка при освоении нравственного опыта, нравственной культуры общества, при формировании у него правилосообразного нормативного поведения являются своеобразным средством интериоризации позитивных нравственных образцов и нравственных ценностей. По мнению Н.В. Мельниковой, проблема повышения эффективности нравственного воспитания подрастающих поколений имеет большую социальную значимость. В связи с этим диагностика нравственного развития должна быть комплексной и основанной на единстве нравственного сознания, поведения, чувств и переживаний детей [2]. Для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам могут быть рекомендованы методика «Сюжетные картинки» И.Б.Дермановой, цветовой тест отношений А. Эткинда в обработке Р.Р. Калининой, проективный рисуночный тест В.С. Мухиной «Доброе-злое»; методика Р.Н. Ибрагимовой «Изучение проявлений чувства долга», проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А. Ореховой.

Не менее важным является и изучение социальных эмоций как аффективного компонента механизма осуществления социально-адаптивного поведения. С этой целью могут быть использованы изучение мотивации и эмоциональной регуляции поведения по А.В. Запорожцу; методика изучения личностного поведения ребенка (Т.В. Сенько); шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) А.М.Щетининой, Л.В.Кирс; методика «Изучение морального поведения» С.Г.Якобсон, Г.И.Моревой.

Осуществленный нами подбор и анализ диагностических методик, направленных на изучение социальных эмоций у детей с речевыми нарушениями, поможет глубоко и всесторонне оценить уровень их сформированности. Классификация диагностического инструментария в рамках системного подхода, его модульное построение и комплексная оценка степени выраженности индивидуально-личностных проявлений социальных эмоций позволят получить достоверные данные о состоянии эмоционального развития детей с нарушениями речи, осуществить его разносторонний качественный анализ и разработать индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребенка с речевыми нарушениями.

Список литературы:

  1.  Виноградова М.А., Денисова О.А., Иванова Н.В., Леханова О.Л. Проектирование образовательно-профессиональных программ по направлениям педагогического образования в сфере сохранения социального здоровья детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ. – Череповец: ФГБОУ ВПО ЧГУ, 2012.
  2.  Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: Автореф. докт. пед. наук. – Казань, 2009. – 40с.
  3.  Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. /Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. - М.: Педагогика, 1986.
  4.  Савенков, А.И., Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха//Вестник практической психологии образования. -  2006. -  №1(6). - с.30-39.
  5.  Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющего развития. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28676. Политика «военного коммунизма», ее сущность, содержание. Продразверстка. Всеобщая трудовая повинность 13.36 KB
  й чрезвычайных мер управления эккой харных для периода Гражданской войны. Поскольку жесткая система контроля и распредя основывалась на уравнительном распреди для трудящихся она получила название коммунизма а поскольку система возникла как чрезвычайная мера в период войны название военного коммунизма. С окончанием Гражданской войны он был отменен.
28677. Перестройка государственного аппарата в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. Совет рабочей и крестьянской обороны 13.45 KB
  В перерывах между съездами Советов высшим органом власти являлся ВЦИК. был установлен сессионный порядок работы ВЦИК. С сессионным порядком работы ВЦИК изменился и харер деятти его Президиума: он был наделен правом руководить заседаниями ВЦИК наблюдать за выпем его постановлений назначать наркомов инструктировать центральные и местные органы отменять постановления СНК и др. Президиум ВЦИК был наделен законодательными полномочиями.
28678. Военно-политический и хозяйственный союз республик в годы гражданской войны -и иностранной военной интервенции (1918- 1920 гг.) 12.25 KB
  Военнополитический и хозяйственный союз республик в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции 1918 1920 гг. ознаменовался рождением Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. На первом этапе на территории бывшей царской России возникли автономные республики территориальные автономии с учетом национального состава населения появились суверенные Советские республики. Второй этап объединительного движения народов советских республик связан с периодом гражданской войны и иностранной военной интервенции...
28679. Переход Советского государства к новой экономической политике, ее сущность Совершенствование государственного аппарата и законодательства в период перехода к НЭПу 13.46 KB
  Переход Советского государства к новой экономической политике ее сущность Совершенствование государственного аппарата и законодательства в период перехода к НЭПу. X съезд Коммунистической партии принял решение о переходе от продразверстки к продналогу и о переходе к новой экономической политике нэпу. Переход к новой эккой политике означал отказ от методов военного коммунизма. предполагалось начать выпуск новой валюты.
28680. Судебная реформа 1922 г. и создание единой судебной системы. Упразднение чрезвычайных судебных органов. Создание прокуратуры и адвокатуры 13.61 KB
  ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСР положившее начало новой судебной реформе. Положение вводилось в действие на всей терории РСФСР с 1 января 1923 г. Данным нормативным актом создавалась единая судебная система: народный суд в составе постоянного народного судьи; народный суд в составе постоянного народного судьи и 2ух народных заседателей; губернский суд; Верховный суд РСФСР и его коллегии. Параллельно с единой системой народных судов РСФСР действовали специальные суды: военные трибуналы военнотранспортные трибуналы...
28681. Развитие законодательства и его кодификация в 1922 г. Кодексы законов о труде, земле, гражданский и уголовный кодексы 1922 г. 14.06 KB
  ГК РСФСР состоял из 4 разделов: общ. ЗК РСФСР состоял из Оснх положений и 3 частей: о трудовом землепользи о городских землях и госных земельных имвах о землеустройстве и переселении. Кодекс закрепил отмену частной собствти на землю недра воды и леса в пределах РСФСР. КЗоТ РСФСР сост.
28682. Национально-государственное размежевание в Средней Азии и образование новых советских социалистических республик 12.23 KB
  Первыми субъектами СССР были четыре союзные республики: РСФСР УССР БССР и ЗСФСР. В дальнейшем СССР пополнялся новыми субъектами. На первом этапе развития Союза ССР происходило национальногосударственное размежевание в Средней Азии на территории Туркестанской АССР входившей в состав РСФСР и двух самостоятельных государств Хорезмской и Бухарской народных советских республик. были приняты декларации об образовании Узбекской ССР и Туркменской ССР.
28683. Образование СССР. Договор и Декларация об образовании СССР, их правовые основы 13.48 KB
  Образование СССР. Договор и Декларация об образовании СССР их правовые основы. Образование СССР определяется след. предпосылкой образования СССР было существование в республиках аналогичного режима диктатуры пролетариата.
28684. Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г. Ее основные положения 12.45 KB
  Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г. Конституция СССР 1924г. Она была принята ЦИК СССР 6 июля 1923 г. II Всесоюзным съездом Советов СССР.