75656

Технологии формирования социальных эмоций у детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования

Научная статья

Педагогика и дидактика

Технологии формирования социальных эмоций у детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзии – включения детей с ограниченными возможностями психического и или физического здоровья в образовательные учреждения вместе с их обычными сверстниками в нашей стране осуществляется в соответствии с учетом предъявляемых требований и условий обеспечивающих возможность освоения обучающимися воспитанниками основной образовательной программы а также с учетом особенностей их психофизического развития и...

Русский

2015-01-22

50 KB

4 чел.

Захарова Т.В., Моисеева А.А.Технологии формирования социальных эмоций у детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. / Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика. Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции. 5 марта 2013 / Под ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань: Отечество, 2013. - Вып. 7. – С. 130-135. 

Распространение процесса инклюзии – включения детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в образовательные учреждения вместе с их обычными сверстниками в нашей стране осуществляется в соответствии с учетом предъявляемых требований и условий, обеспечивающих возможность освоения обучающимися, воспитанниками основной образовательной программы, а также с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Анализ литературы позволяет  судить о том, что проблема инклюзии и интеграции детей с нарушениями речи актуальна, сложна и многообразна, так как на ранних этапах развития ребенка далеко не всегда осуществляется своевременная и квалифицированная дифференциальная диагностика речевых нарушений, их профилактика и коррекция; значительный круг детей не попадает в сферу специального дошкольного образования (Д.С. Волкова)  [1].

В настоящее время особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности. Неотъемлемой частью этой культуры является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Но те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку от рождения. Они возникают и формируются, согласно теории культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе активности личности [2].

По определению А.В. Запорожца, социальные эмоции – это эмоции, которые приобрели устойчивость и социальную направленность и отражают стремление сделать нечто полезное не только для себя, но и для других людей, для окружающих взрослых или сверстников [12].

А.А. Реан дополняет данное определение положением о том, что социальные эмоции связаны с переживанием человеком своего отношения к окружающим людям и возникают, формируются и проявляются в системе межличностных взаимоотношений. Социальность эмоций предполагает, с одной стороны, приобретение их детьми в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками, в результате чего приобретенные ребенком социальные ценности, требования, нормы и идеалы, соединяясь с его эмоциональной сферой, становятся органической частью его личности. С другой стороны, являясь внутренним достоянием личности, социальные эмоции становятся содержанием побудительных мотивов ее поведения [11].

В ряде психологических исследований, проводимых под руководством Т. Д. Марцинковской, установлено, что социальные эмоции влияют на характер общения дошкольников со сверстниками и связаны с развитием базовых эмоций и эмотивностью детей. Поэтому этот вид эмоций позволяет облегчить не только процесс вхождения ребенка в общество, но и процесс осознания себя, своих отношений с другими людьми, а также лучше оценить себя, свои переживания и выразить их в приемлемой для данного общества форме [11]. 

Дошкольники с нарушениями речи составляют отдельную группу, для которой характерны специфические особенности эмоциональной сферы и трудности в понимании и интерпретации эмоций. Проблема изучения эмоционального развития детей с нарушениями речи в настоящее время активно обсуждается в трудах отечественных педагогов и психологов.  В публикациях Б.М. Гриншпуна, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, Е.Л. Мастюковой и др. отмечается, что неполноценная речевая деятельность  накладывает отпечаток на формирование у дошкольников эмоционально-волевой сферы. В  работах И.Ю. Кондратенко, рассматриваются особенности овладения эмоциональной лексикой, отмечается незрелость социальных эмоций и примитивность эмоционального реагирования у детей с нарушениями речи [7].   Р.Д. Миняжева предлагает в коррекционно-педагогический процесс включать работу по развитию социальных эмоций у дошкольников с общим недоразвитием речи [10]. В трудах  О.Л. Лехановой выделяются особенности цветоощущения в работе по развитию и обогащению эмоционального словаря, недостатки сформированности эмотивной лексики у данной категории детей [8, 9]. В исследованиях И.В. Ковязиной, О.К. Агавеляна выделяются особенности эмоционального слуха детей [6].

По мнению Л.М. Шипициной, Л.С. Волковой, дефект речи, несформированность отношений со сверстниками, дезадаптация не позволяют детям с речевыми нарушениями быть более общительными и счастливыми [13].  

Характеризуя эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи, можно выделить ряд существенных особенностей, типичных для ОНР, так называемые эмоциональные комплексы: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность. Эмоционально-волевая незрелость детей обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностные особенности, трудности в сфере коммуникации. (Е.Е. Дмитриева) [3]. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этического компонента в структуре личности - страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к "эмоционально теплым" отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения (Е.Н. Васильева, Г.Н. Ефремова) [3].

Анализ исследований и публикаций позволяет говорить о том, что вопрос изучения и формирования социальных эмоций  дошкольников с общим недоразвитием речи не нашёл достаточного отражения в литературе, до настоящего времени не сложилось целостной картины, отражающей особенности формирования социальных эмоций детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования.

Организация исследования, выбор его методов, средств обработки данных и, безусловно, их интерпретация позволят не только грамотно выстроить программу экспериментального исследования и выявить особенности социальных эмоций у детей с речевыми нарушениями, но и будут способствовать повышению эффективности коррекционной работы по их формированию.

В связи со сложным системным строением, изучение социальных эмоций должно осуществляться на основе понимания их многокомпонентной  иерархии. Исходя из того, что социальные эмоции являются эмоциональным компонентом социального здоровья, социального и эмоционального интеллекта, нравственной сферы личности, социального поведения,  необходимо осуществить выбор из банка имеющихся диагностических методик те, которые позволят наиболее полно и точно оценить данный аспект эмоциональных проявлений.

Осуществленный подбор и анализ диагностических методик, направленных на изучение социальных эмоций у детей с речевыми нарушениями, поможет глубоко и всесторонне оценить уровень их сформированности. Классификация диагностического инструментария в рамках системного подхода, его модульное построение и комплексная оценка степени выраженности индивидуально-личностных проявлений социальных эмоций позволят получить достоверные данные о состоянии эмоционального развития детей с нарушениями речи, осуществить его разносторонний качественный анализ и разработать индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребенка с речевыми нарушениями.

С целью изучения особенностей проявления социальных эмоций у детей с общим недоразвитием речи было проведено экспериментальное исследование. Эксперимент проводился в 2011-2012 учебном году на базе БОУ ВО «Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Череповца Вологодской области. В нём принимали участие дети  с общим недоразвитием речи, посещающие общеобразовательные дошкольные учреждения.

В процессе исследования было выявлено, что у детей дошкольного возраста с нарушениями речи имеется определенная специфика в понимании, узнавании и интерпретации эмоций. Они не дифференцируют сходные эмоции, затрудняются в осознании и выражении как своего, так и чужого эмоционального состояния, у них недостаточно развита выразительность речи, имеются трудности восприятия графических изображений эмоций. Наблюдается инверсия эмоций, слабая сформированность эмоционального предвосхищения.

Дети с ОНР не всегда эмоционально реагируют на прочитанное, выражают равнодушие и отсутствие интереса к сюжету сказки, не понимают противоположной трактовки образа героя, путают положительных и отрицательных персонажей, не сопереживают тому или другому персонажу, затрудняются определить эмоциональное состояние в разных фрагментах сказки. Чувства детей к героям сказки  неустойчивы.

Исследование показало, что у дошкольников с ОНР отмечаются неадекватные отношения к нравственным нормам, они затрудняются дать моральную оценку этих норм, не всегда адекватно эмоционально реагируют на них, зачастую эмоциональные реакции отсутствуют (Т.В. Захарова, А.А. Моисеева) [4, 5].

Целенаправленная работа по формированию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи окажет положительное влияние на нравственное развитие детей, а также позволит научить их взаимодействовать друг с другом, оценивать собственное поведение и поступки других людей, понимать эмоциональные переживания, усвоить нормы и правила поведения, овладеть нравственными представлениями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Волкова Д.С. К проблеме интеграции лиц с нарушениями речи. //Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: Тезисы международного семинара. - СПб., 1995.
  2.  Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Педагогика, 1982.
  3.  Дошкольная логопсихология. /Под ред. В.И. Селиверстова. – М, 2008.
  4.  Захарова Т.В., Моисеева А.А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы Всероссийской научно – практической конференции. (24 мая 2012 г.): в 2 ч., Ч. 2 – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2012. - С. 45-47
  5.  Захарова Т.В., Моисеева А.А. Особенности формирования эмоционального аспекта социального здоровья у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // XLI Неделя науки СПбГУ: материалы научно-практической конференции с международным участием. Ч.XXI. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – с.20-21.
  6.  Ковязина И.В., Агавелян О.К. Специфические особенности эмоционального слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Специальное образование. – 2010. - №1.
  7.  Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология.  –2002. - № 6
  8.  Леханова О.Л., Кизимова Е.А. Организация работы по формированию эмотивной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2008. - № 1.
  9.  Леханова О.Л. Цветообозначение в работе по развитию семантической стороны речи и обогащению эмоционального словаря детей с ОНР //Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1.  
  10.  Миняжева Д.Р. Развитие социальных эмоций у дошкольников с общим недоразвитием речи. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. №1.
  11.  Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
  12.  Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. /Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. - М., 1986.
  13.  Шипицина Л.М., Волкова Л.С.  Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи.// Дефектология. - 1993. - № 4.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7967. Історія України з найдавніших часів до XV ст 56.5 KB
  Тема уроку. Історія України з найдавніших часів до XV ст. Мета: Визначити, який період історії України вивчатиметься цього навчального року ознайомити учнів зі структурою і методичним апаратом підручника як передумовою їхньої подальшої успішної роб...
7968. Давня історія України 58 KB
  Тема уроку:Давня історія України. Мета уроку: Визначити особливості перших поселень на території сучасної України розвивати вміння учнів отримувати знання, використовуючи різні джерела інформації виховувати в ліцеїстів почуття патріотизму. Тип уро...
7969. Витоки Київської Русі 29.32 KB
  Тема Витоки Київської Русі. Мета уроку: Охарактеризувати виникнення Київської русі та ранню історію його існування розвивати здібність аналізу та обґрунтуванню фактичного матеріалу ПІДНЕСЕННЯ Й ЗАНЕПАД КИЇВСЬКОЇ РУСІ Перебуваючи в тіні дивовижних ...
7970. Правова поведінка правопорушення і юридична відповідальність 84.5 KB
  Тема 3. Правова поведінка правопорушення і юридична відповідальність Мета заняття.Ознайомити студентів із поняттями законність, правопорядок, правомірна поведінка, правопорушення, юридична відповідальність їх ознаками та видами. Охарактеризува...
7971. Поняття дух, душа, духовність. Співвідношення духовного і тілесного 49.5 KB
  Поняття дух, душа, духовність. Співвідношення духовного і тілесного. Мета: Розглянути співвідношення понять дух, душа, духовність, співвідношення духовного і тілесного, розвивати вміння критично аналізувати різні точки зору на певну проблему ...
7973. Історія педагогіки. Навчальний посібник 1.21 MB
  Історія педагогіки У навчальному посібнику для студентів, магістрів, аспірантів розкриті основні розділи з курсу Історія педагогіки. У систематизованому вигляді представлені питання, пов’язані з розвитком світової педагогічної думки, починаюч...
7974. Юридическая педагогика. Учебник 2.02 MB
  Книга является одним из первых учебников, в котором системно излагается курс Педагогика высшей школы для магистров, аспирантов и преподавателей юридических вузов с учетом специфики высшего юридического образования. Дается краткий очерк истории и с...
7975. Конспект лекцій з педагогіки 222 KB
  Своя назва педагогіка одержала від грецьких слів пайдос - дитя і аго- вести. У діловому перекладі пейдогос означає дітоводій. Педагогом у Древній Греції називали раба, що у буквальному значенні слова брало за руку дитини свого пана і супроводжував його в школу...