75656

Технологии формирования социальных эмоций у детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования

Научная статья

Педагогика и дидактика

Технологии формирования социальных эмоций у детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзии включения детей с ограниченными возможностями психического и или физического здоровья в образовательные учреждения вместе с их обычными сверстниками в нашей стране осуществляется в соответствии с учетом предъявляемых требований и условий обеспечивающих возможность освоения обучающимися воспитанниками основной образовательной программы а также с учетом особенностей их психофизического развития и...

Русский

2015-01-22

50 KB

5 чел.

Захарова Т.В., Моисеева А.А.Технологии формирования социальных эмоций у детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. / Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика. Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции. 5 марта 2013 / Под ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань: Отечество, 2013. - Вып. 7. – С. 130-135. 

Распространение процесса инклюзии – включения детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в образовательные учреждения вместе с их обычными сверстниками в нашей стране осуществляется в соответствии с учетом предъявляемых требований и условий, обеспечивающих возможность освоения обучающимися, воспитанниками основной образовательной программы, а также с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Анализ литературы позволяет  судить о том, что проблема инклюзии и интеграции детей с нарушениями речи актуальна, сложна и многообразна, так как на ранних этапах развития ребенка далеко не всегда осуществляется своевременная и квалифицированная дифференциальная диагностика речевых нарушений, их профилактика и коррекция; значительный круг детей не попадает в сферу специального дошкольного образования (Д.С. Волкова)  [1].

В настоящее время особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности. Неотъемлемой частью этой культуры является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Но те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку от рождения. Они возникают и формируются, согласно теории культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе активности личности [2].

По определению А.В. Запорожца, социальные эмоции – это эмоции, которые приобрели устойчивость и социальную направленность и отражают стремление сделать нечто полезное не только для себя, но и для других людей, для окружающих взрослых или сверстников [12].

А.А. Реан дополняет данное определение положением о том, что социальные эмоции связаны с переживанием человеком своего отношения к окружающим людям и возникают, формируются и проявляются в системе межличностных взаимоотношений. Социальность эмоций предполагает, с одной стороны, приобретение их детьми в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками, в результате чего приобретенные ребенком социальные ценности, требования, нормы и идеалы, соединяясь с его эмоциональной сферой, становятся органической частью его личности. С другой стороны, являясь внутренним достоянием личности, социальные эмоции становятся содержанием побудительных мотивов ее поведения [11].

В ряде психологических исследований, проводимых под руководством Т. Д. Марцинковской, установлено, что социальные эмоции влияют на характер общения дошкольников со сверстниками и связаны с развитием базовых эмоций и эмотивностью детей. Поэтому этот вид эмоций позволяет облегчить не только процесс вхождения ребенка в общество, но и процесс осознания себя, своих отношений с другими людьми, а также лучше оценить себя, свои переживания и выразить их в приемлемой для данного общества форме [11]. 

Дошкольники с нарушениями речи составляют отдельную группу, для которой характерны специфические особенности эмоциональной сферы и трудности в понимании и интерпретации эмоций. Проблема изучения эмоционального развития детей с нарушениями речи в настоящее время активно обсуждается в трудах отечественных педагогов и психологов.  В публикациях Б.М. Гриншпуна, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, Е.Л. Мастюковой и др. отмечается, что неполноценная речевая деятельность  накладывает отпечаток на формирование у дошкольников эмоционально-волевой сферы. В  работах И.Ю. Кондратенко, рассматриваются особенности овладения эмоциональной лексикой, отмечается незрелость социальных эмоций и примитивность эмоционального реагирования у детей с нарушениями речи [7].   Р.Д. Миняжева предлагает в коррекционно-педагогический процесс включать работу по развитию социальных эмоций у дошкольников с общим недоразвитием речи [10]. В трудах  О.Л. Лехановой выделяются особенности цветоощущения в работе по развитию и обогащению эмоционального словаря, недостатки сформированности эмотивной лексики у данной категории детей [8, 9]. В исследованиях И.В. Ковязиной, О.К. Агавеляна выделяются особенности эмоционального слуха детей [6].

По мнению Л.М. Шипициной, Л.С. Волковой, дефект речи, несформированность отношений со сверстниками, дезадаптация не позволяют детям с речевыми нарушениями быть более общительными и счастливыми [13].  

Характеризуя эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи, можно выделить ряд существенных особенностей, типичных для ОНР, так называемые эмоциональные комплексы: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность. Эмоционально-волевая незрелость детей обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностные особенности, трудности в сфере коммуникации. (Е.Е. Дмитриева) [3]. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этического компонента в структуре личности - страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к "эмоционально теплым" отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения (Е.Н. Васильева, Г.Н. Ефремова) [3].

Анализ исследований и публикаций позволяет говорить о том, что вопрос изучения и формирования социальных эмоций  дошкольников с общим недоразвитием речи не нашёл достаточного отражения в литературе, до настоящего времени не сложилось целостной картины, отражающей особенности формирования социальных эмоций детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования.

Организация исследования, выбор его методов, средств обработки данных и, безусловно, их интерпретация позволят не только грамотно выстроить программу экспериментального исследования и выявить особенности социальных эмоций у детей с речевыми нарушениями, но и будут способствовать повышению эффективности коррекционной работы по их формированию.

В связи со сложным системным строением, изучение социальных эмоций должно осуществляться на основе понимания их многокомпонентной  иерархии. Исходя из того, что социальные эмоции являются эмоциональным компонентом социального здоровья, социального и эмоционального интеллекта, нравственной сферы личности, социального поведения,  необходимо осуществить выбор из банка имеющихся диагностических методик те, которые позволят наиболее полно и точно оценить данный аспект эмоциональных проявлений.

Осуществленный подбор и анализ диагностических методик, направленных на изучение социальных эмоций у детей с речевыми нарушениями, поможет глубоко и всесторонне оценить уровень их сформированности. Классификация диагностического инструментария в рамках системного подхода, его модульное построение и комплексная оценка степени выраженности индивидуально-личностных проявлений социальных эмоций позволят получить достоверные данные о состоянии эмоционального развития детей с нарушениями речи, осуществить его разносторонний качественный анализ и разработать индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребенка с речевыми нарушениями.

С целью изучения особенностей проявления социальных эмоций у детей с общим недоразвитием речи было проведено экспериментальное исследование. Эксперимент проводился в 2011-2012 учебном году на базе БОУ ВО «Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Череповца Вологодской области. В нём принимали участие дети  с общим недоразвитием речи, посещающие общеобразовательные дошкольные учреждения.

В процессе исследования было выявлено, что у детей дошкольного возраста с нарушениями речи имеется определенная специфика в понимании, узнавании и интерпретации эмоций. Они не дифференцируют сходные эмоции, затрудняются в осознании и выражении как своего, так и чужого эмоционального состояния, у них недостаточно развита выразительность речи, имеются трудности восприятия графических изображений эмоций. Наблюдается инверсия эмоций, слабая сформированность эмоционального предвосхищения.

Дети с ОНР не всегда эмоционально реагируют на прочитанное, выражают равнодушие и отсутствие интереса к сюжету сказки, не понимают противоположной трактовки образа героя, путают положительных и отрицательных персонажей, не сопереживают тому или другому персонажу, затрудняются определить эмоциональное состояние в разных фрагментах сказки. Чувства детей к героям сказки  неустойчивы.

Исследование показало, что у дошкольников с ОНР отмечаются неадекватные отношения к нравственным нормам, они затрудняются дать моральную оценку этих норм, не всегда адекватно эмоционально реагируют на них, зачастую эмоциональные реакции отсутствуют (Т.В. Захарова, А.А. Моисеева) [4, 5].

Целенаправленная работа по формированию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи окажет положительное влияние на нравственное развитие детей, а также позволит научить их взаимодействовать друг с другом, оценивать собственное поведение и поступки других людей, понимать эмоциональные переживания, усвоить нормы и правила поведения, овладеть нравственными представлениями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Волкова Д.С. К проблеме интеграции лиц с нарушениями речи. //Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: Тезисы международного семинара. - СПб., 1995.
  2.  Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Педагогика, 1982.
  3.  Дошкольная логопсихология. /Под ред. В.И. Селиверстова. – М, 2008.
  4.  Захарова Т.В., Моисеева А.А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы Всероссийской научно – практической конференции. (24 мая 2012 г.): в 2 ч., Ч. 2 – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2012. - С. 45-47
  5.  Захарова Т.В., Моисеева А.А. Особенности формирования эмоционального аспекта социального здоровья у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // XLI Неделя науки СПбГУ: материалы научно-практической конференции с международным участием. Ч.XXI. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – с.20-21.
  6.  Ковязина И.В., Агавелян О.К. Специфические особенности эмоционального слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Специальное образование. – 2010. - №1.
  7.  Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология.  –2002. - № 6
  8.  Леханова О.Л., Кизимова Е.А. Организация работы по формированию эмотивной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2008. - № 1.
  9.  Леханова О.Л. Цветообозначение в работе по развитию семантической стороны речи и обогащению эмоционального словаря детей с ОНР //Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1.  
  10.  Миняжева Д.Р. Развитие социальных эмоций у дошкольников с общим недоразвитием речи. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. №1.
  11.  Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
  12.  Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. /Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. - М., 1986.
  13.  Шипицина Л.М., Волкова Л.С.  Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи.// Дефектология. - 1993. - № 4.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25211. Основи метафізики звичаїв (моральності) 26.5 KB
  Основи метафізики звичаїв моральності Основи метафізики звичаїв 1785 входить до циклу праць в яких Кант висвітлює основні положення своєї практичної філософії. Головна мета роботи встановлення вищого принципу моральності. Шлях реалізації мети потрійний перехід: від повсякденного моральнісного пізнання до філософського від популярної моральної філософії до метафізики моральності і від метафізики моральності до критики чистого практичного розуму. Обґрунтовання поняття метафізики моральності.
25212. Неоднорідність і роздвоєність свідомості: усідомлюване і позасвідоме 28 KB
  Неоднорідність і роздвоєність свідомості: усідомлюване і позасвідоме Формування ідеї неоднорідності психіки і наявності такого важливого її виміру як позасвідоме має тривалу історію. Свідоме Я і позасвідоме Воно Фройд повязує з фотографічним відбитком і негативом. Позасвідоме віддає свідомості частину свого внутрішнього змісту тієї різноманітої інформації якою воно володіє. Проте далеко не все чим володіє позасвідоме може усвідомлюватися оскільки свідомості властиві агресивність консервативність які перешкоджають сприйняттю змісту...
25213. Гелен Систематика антропології 23.5 KB
  Людина є біологічно недосконалою істотою оскільки їй не вистачає інстинктів. Людина це істота визначена своїми недоліками. Людина приречена до діяльної активності що реалізується в різних формах культури. Щоб вижити людина має пристосувати свою безпорадність собі ж на користь.
25214. Комунікативна філософія: методологічні засновки, основні поняття та дослідницькі перспективи 25.5 KB
  Комунікативна філософія: методологічні засновки основні поняття та дослідницькі перспективи Робота Теорії комунікативної дії Ю. Філософ виводить поняття комунікативної дії. Ціллю даного типу соціальної дії є вільна згода діячів для досягнення спільних цілей в певній ситуації. Вона відрізняється тим що може включати в себе координацію зусиль учасників дії спрямовану лише на те щоб примусити інших сприяти досягненню своєї цілі комунікативна дія передбачає досягнення взаєморозуміння між учасниками дії відносно всіх критеріїв...
25215. Дискурсивна легітимація політичного ладу в політичній філософії 25.5 KB
  Дві перспективи для прояснення смислу та функцій дискурсивної етики: 1. показує актуальність і спроможність дискурсивної етики необхідність співвідповідальності всіх нас за наслідки нашої колективної діяльності. чи можуть відмінні одна від одної раціональні моралі права і політика бути обгруновані за допомогою дискурсивної етики. Автор намагається побудувати архітектоніку відношення дискурсивної етики права і політики.
25216. Теорія і факт в науковому пізнанні 31.5 KB
  В сучасній епістемології можна виділити дві точки зору на співвідношення теорії та факту. Фактуалізм. В фактуалістському тлумаченні факти поглинають теорію. Це є лінгвістичний компонент факту.
25217. Кант і Гегель про джерело діалектичних суперечностей 30 KB
  Причина поняття абсолютного нескінченного належить світу речей в собі теза застосовується до світу досвіду де наявне лише скінченне обумовлене та скінчене. В діалектиці Гегеля поняття антиномії було перетворене в поняття протирічча що синтетично вирішується. Гегель намагався показати що походження багатоманітного з єдиного може бути предм етом раціонального пізнання інтрументом якогоє логічне мислення основною формою поняття. Оскільки поняття з сомого початку є тотожністю протилежностей то саморозвитток поняття підкоряється...
25218. Інтенціональність як універсальна характеристика свідомості 22.5 KB
  Інтенціональність як універсальна характеристика свідомості Інтенціональність означає напруженість спрямованість. Інтенційність традиційно вважається характеристикою свідомості. Інтенційність підкреслює цілісність свідомості. Не буває свідомості самої по собі.
25219. Типологія знання. Особливості наукового пізнання 25 KB
  Особливості наукового пізнання. Знання форма духовного засвоєння результатів пізнання процесу відображення дійсності що характеризується усвідомленням їх істинності. Рефлексія відображення термін для позначення такої риси людського пізнання як дослідження самого пізнавального акту діяльності самопізнання що дає змогу розкрити специфіку духовного світу людини. пізнання наук.