75656

Технологии формирования социальных эмоций у детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования

Научная статья

Педагогика и дидактика

Технологии формирования социальных эмоций у детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзии включения детей с ограниченными возможностями психического и или физического здоровья в образовательные учреждения вместе с их обычными сверстниками в нашей стране осуществляется в соответствии с учетом предъявляемых требований и условий обеспечивающих возможность освоения обучающимися воспитанниками основной образовательной программы а также с учетом особенностей их психофизического развития и...

Русский

2015-01-22

50 KB

5 чел.

Захарова Т.В., Моисеева А.А.Технологии формирования социальных эмоций у детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. / Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика. Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции. 5 марта 2013 / Под ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань: Отечество, 2013. - Вып. 7. – С. 130-135. 

Распространение процесса инклюзии – включения детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в образовательные учреждения вместе с их обычными сверстниками в нашей стране осуществляется в соответствии с учетом предъявляемых требований и условий, обеспечивающих возможность освоения обучающимися, воспитанниками основной образовательной программы, а также с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Анализ литературы позволяет  судить о том, что проблема инклюзии и интеграции детей с нарушениями речи актуальна, сложна и многообразна, так как на ранних этапах развития ребенка далеко не всегда осуществляется своевременная и квалифицированная дифференциальная диагностика речевых нарушений, их профилактика и коррекция; значительный круг детей не попадает в сферу специального дошкольного образования (Д.С. Волкова)  [1].

В настоящее время особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности. Неотъемлемой частью этой культуры является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Но те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку от рождения. Они возникают и формируются, согласно теории культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе активности личности [2].

По определению А.В. Запорожца, социальные эмоции – это эмоции, которые приобрели устойчивость и социальную направленность и отражают стремление сделать нечто полезное не только для себя, но и для других людей, для окружающих взрослых или сверстников [12].

А.А. Реан дополняет данное определение положением о том, что социальные эмоции связаны с переживанием человеком своего отношения к окружающим людям и возникают, формируются и проявляются в системе межличностных взаимоотношений. Социальность эмоций предполагает, с одной стороны, приобретение их детьми в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками, в результате чего приобретенные ребенком социальные ценности, требования, нормы и идеалы, соединяясь с его эмоциональной сферой, становятся органической частью его личности. С другой стороны, являясь внутренним достоянием личности, социальные эмоции становятся содержанием побудительных мотивов ее поведения [11].

В ряде психологических исследований, проводимых под руководством Т. Д. Марцинковской, установлено, что социальные эмоции влияют на характер общения дошкольников со сверстниками и связаны с развитием базовых эмоций и эмотивностью детей. Поэтому этот вид эмоций позволяет облегчить не только процесс вхождения ребенка в общество, но и процесс осознания себя, своих отношений с другими людьми, а также лучше оценить себя, свои переживания и выразить их в приемлемой для данного общества форме [11]. 

Дошкольники с нарушениями речи составляют отдельную группу, для которой характерны специфические особенности эмоциональной сферы и трудности в понимании и интерпретации эмоций. Проблема изучения эмоционального развития детей с нарушениями речи в настоящее время активно обсуждается в трудах отечественных педагогов и психологов.  В публикациях Б.М. Гриншпуна, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, Е.Л. Мастюковой и др. отмечается, что неполноценная речевая деятельность  накладывает отпечаток на формирование у дошкольников эмоционально-волевой сферы. В  работах И.Ю. Кондратенко, рассматриваются особенности овладения эмоциональной лексикой, отмечается незрелость социальных эмоций и примитивность эмоционального реагирования у детей с нарушениями речи [7].   Р.Д. Миняжева предлагает в коррекционно-педагогический процесс включать работу по развитию социальных эмоций у дошкольников с общим недоразвитием речи [10]. В трудах  О.Л. Лехановой выделяются особенности цветоощущения в работе по развитию и обогащению эмоционального словаря, недостатки сформированности эмотивной лексики у данной категории детей [8, 9]. В исследованиях И.В. Ковязиной, О.К. Агавеляна выделяются особенности эмоционального слуха детей [6].

По мнению Л.М. Шипициной, Л.С. Волковой, дефект речи, несформированность отношений со сверстниками, дезадаптация не позволяют детям с речевыми нарушениями быть более общительными и счастливыми [13].  

Характеризуя эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи, можно выделить ряд существенных особенностей, типичных для ОНР, так называемые эмоциональные комплексы: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность. Эмоционально-волевая незрелость детей обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностные особенности, трудности в сфере коммуникации. (Е.Е. Дмитриева) [3]. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этического компонента в структуре личности - страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к "эмоционально теплым" отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения (Е.Н. Васильева, Г.Н. Ефремова) [3].

Анализ исследований и публикаций позволяет говорить о том, что вопрос изучения и формирования социальных эмоций  дошкольников с общим недоразвитием речи не нашёл достаточного отражения в литературе, до настоящего времени не сложилось целостной картины, отражающей особенности формирования социальных эмоций детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования.

Организация исследования, выбор его методов, средств обработки данных и, безусловно, их интерпретация позволят не только грамотно выстроить программу экспериментального исследования и выявить особенности социальных эмоций у детей с речевыми нарушениями, но и будут способствовать повышению эффективности коррекционной работы по их формированию.

В связи со сложным системным строением, изучение социальных эмоций должно осуществляться на основе понимания их многокомпонентной  иерархии. Исходя из того, что социальные эмоции являются эмоциональным компонентом социального здоровья, социального и эмоционального интеллекта, нравственной сферы личности, социального поведения,  необходимо осуществить выбор из банка имеющихся диагностических методик те, которые позволят наиболее полно и точно оценить данный аспект эмоциональных проявлений.

Осуществленный подбор и анализ диагностических методик, направленных на изучение социальных эмоций у детей с речевыми нарушениями, поможет глубоко и всесторонне оценить уровень их сформированности. Классификация диагностического инструментария в рамках системного подхода, его модульное построение и комплексная оценка степени выраженности индивидуально-личностных проявлений социальных эмоций позволят получить достоверные данные о состоянии эмоционального развития детей с нарушениями речи, осуществить его разносторонний качественный анализ и разработать индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребенка с речевыми нарушениями.

С целью изучения особенностей проявления социальных эмоций у детей с общим недоразвитием речи было проведено экспериментальное исследование. Эксперимент проводился в 2011-2012 учебном году на базе БОУ ВО «Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Череповца Вологодской области. В нём принимали участие дети  с общим недоразвитием речи, посещающие общеобразовательные дошкольные учреждения.

В процессе исследования было выявлено, что у детей дошкольного возраста с нарушениями речи имеется определенная специфика в понимании, узнавании и интерпретации эмоций. Они не дифференцируют сходные эмоции, затрудняются в осознании и выражении как своего, так и чужого эмоционального состояния, у них недостаточно развита выразительность речи, имеются трудности восприятия графических изображений эмоций. Наблюдается инверсия эмоций, слабая сформированность эмоционального предвосхищения.

Дети с ОНР не всегда эмоционально реагируют на прочитанное, выражают равнодушие и отсутствие интереса к сюжету сказки, не понимают противоположной трактовки образа героя, путают положительных и отрицательных персонажей, не сопереживают тому или другому персонажу, затрудняются определить эмоциональное состояние в разных фрагментах сказки. Чувства детей к героям сказки  неустойчивы.

Исследование показало, что у дошкольников с ОНР отмечаются неадекватные отношения к нравственным нормам, они затрудняются дать моральную оценку этих норм, не всегда адекватно эмоционально реагируют на них, зачастую эмоциональные реакции отсутствуют (Т.В. Захарова, А.А. Моисеева) [4, 5].

Целенаправленная работа по формированию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи окажет положительное влияние на нравственное развитие детей, а также позволит научить их взаимодействовать друг с другом, оценивать собственное поведение и поступки других людей, понимать эмоциональные переживания, усвоить нормы и правила поведения, овладеть нравственными представлениями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Волкова Д.С. К проблеме интеграции лиц с нарушениями речи. //Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: Тезисы международного семинара. - СПб., 1995.
  2.  Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Педагогика, 1982.
  3.  Дошкольная логопсихология. /Под ред. В.И. Селиверстова. – М, 2008.
  4.  Захарова Т.В., Моисеева А.А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы Всероссийской научно – практической конференции. (24 мая 2012 г.): в 2 ч., Ч. 2 – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2012. - С. 45-47
  5.  Захарова Т.В., Моисеева А.А. Особенности формирования эмоционального аспекта социального здоровья у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // XLI Неделя науки СПбГУ: материалы научно-практической конференции с международным участием. Ч.XXI. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – с.20-21.
  6.  Ковязина И.В., Агавелян О.К. Специфические особенности эмоционального слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Специальное образование. – 2010. - №1.
  7.  Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология.  –2002. - № 6
  8.  Леханова О.Л., Кизимова Е.А. Организация работы по формированию эмотивной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2008. - № 1.
  9.  Леханова О.Л. Цветообозначение в работе по развитию семантической стороны речи и обогащению эмоционального словаря детей с ОНР //Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1.  
  10.  Миняжева Д.Р. Развитие социальных эмоций у дошкольников с общим недоразвитием речи. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. №1.
  11.  Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
  12.  Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. /Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. - М., 1986.
  13.  Шипицина Л.М., Волкова Л.С.  Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи.// Дефектология. - 1993. - № 4.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84412. Wien. Die Geschichte Wiens 19.76 KB
  Der Stephansdom ist mit seiner Mischung von Stilen für Wein und sein Völker und Kulturgemisch symbolisch. Unter den zahlreichen Gebäuden und Kirchen Wiens sind drei, die man wegen ihren historischen und kulturellen Bedeutung kennen sollte: die Karlskirche...
84413. IM THEATER 19.02 KB
  Durch die Glastür trat ich in die Vorhalle und gab meine Garderobe ab. Kaum war ich damit fertig, da klingelte es auch schon zum ersten Mal. An den Wände im Foyer hingen Photos berühmter Schauspieler. Bevor ich den Zuschauerraum betrat, kaufte ich mir noch ein Programmheft.
84414. MEINE SCHULPRAXIS 19.36 KB
  Meiner Meinung nach ist der Lehrerberuf sehr schön, aber auch sehr schwer und verantwortungsvoll. Der Lehrer muss umfangreiche Kenntnisse haben. Es ist aber nicht leicht, das Interesse der Schüler zum Lernen zu erwecken.
84415. INTERNET IN UNSERE LEBEN 19.12 KB
  Das Surfen in sozialen Netzwerken wie Facebook oder Twitter kostet Zeit. Deshalb sperren einige Unternehmen ihren Mitarbeitern den Zugang. Andere hingegen nutzen die Möglichkeiten der Netzwerke.
84416. DER STAATSAUBAU DER UKRAINE 17.5 KB
  Die Ukraine ist ein demokratischer, unabhängiger Staat. Am 24. August 1991 wurde die Unabhängigkeit der Ukraine verkündet. Die Staatssymbole der Ukraine sind die Nationalhymne, das Staatswappen und die Nationalflagge.
84417. Технология возделывания ярового ячменя и кукурузы 214 KB
  Комплексная механизация сельскохозяйственного производства — такая форма организации труда, при которой все основные и вспомогательные процессы в какой-либо отрасли хозяйства выполняются машинами или механизмами в определенной последовательности.
84418. Экономический анализ хозяйственной деятельности в ЗАО «Куйбышевское» 71.73 KB
  Важнейшая задача сельского хозяйства состоит в обеспечении населения страны продовольствием. В условиях формирования рыночной экономики эта задача может быть решена только путём повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства.
84419. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА УКРАИНЫ 101.31 KB
  Первый заместитель главы администрации президента Ирина Акимова недавно заявила что объём теневой экономики в Украине составляет около 500 млрд грн. Запланирован рост по следующим статьям доходов бюджета: собственные поступления бюджетных учреждений 41 млрд грн или 244...
84420. Формы правления 75.5 KB
  Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.