75656

Технологии формирования социальных эмоций у детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования

Научная статья

Педагогика и дидактика

Технологии формирования социальных эмоций у детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзии – включения детей с ограниченными возможностями психического и или физического здоровья в образовательные учреждения вместе с их обычными сверстниками в нашей стране осуществляется в соответствии с учетом предъявляемых требований и условий обеспечивающих возможность освоения обучающимися воспитанниками основной образовательной программы а также с учетом особенностей их психофизического развития и...

Русский

2015-01-22

50 KB

4 чел.

Захарова Т.В., Моисеева А.А.Технологии формирования социальных эмоций у детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. / Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика. Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции. 5 марта 2013 / Под ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань: Отечество, 2013. - Вып. 7. – С. 130-135. 

Распространение процесса инклюзии – включения детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в образовательные учреждения вместе с их обычными сверстниками в нашей стране осуществляется в соответствии с учетом предъявляемых требований и условий, обеспечивающих возможность освоения обучающимися, воспитанниками основной образовательной программы, а также с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Анализ литературы позволяет  судить о том, что проблема инклюзии и интеграции детей с нарушениями речи актуальна, сложна и многообразна, так как на ранних этапах развития ребенка далеко не всегда осуществляется своевременная и квалифицированная дифференциальная диагностика речевых нарушений, их профилактика и коррекция; значительный круг детей не попадает в сферу специального дошкольного образования (Д.С. Волкова)  [1].

В настоящее время особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности. Неотъемлемой частью этой культуры является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Но те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку от рождения. Они возникают и формируются, согласно теории культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе активности личности [2].

По определению А.В. Запорожца, социальные эмоции – это эмоции, которые приобрели устойчивость и социальную направленность и отражают стремление сделать нечто полезное не только для себя, но и для других людей, для окружающих взрослых или сверстников [12].

А.А. Реан дополняет данное определение положением о том, что социальные эмоции связаны с переживанием человеком своего отношения к окружающим людям и возникают, формируются и проявляются в системе межличностных взаимоотношений. Социальность эмоций предполагает, с одной стороны, приобретение их детьми в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками, в результате чего приобретенные ребенком социальные ценности, требования, нормы и идеалы, соединяясь с его эмоциональной сферой, становятся органической частью его личности. С другой стороны, являясь внутренним достоянием личности, социальные эмоции становятся содержанием побудительных мотивов ее поведения [11].

В ряде психологических исследований, проводимых под руководством Т. Д. Марцинковской, установлено, что социальные эмоции влияют на характер общения дошкольников со сверстниками и связаны с развитием базовых эмоций и эмотивностью детей. Поэтому этот вид эмоций позволяет облегчить не только процесс вхождения ребенка в общество, но и процесс осознания себя, своих отношений с другими людьми, а также лучше оценить себя, свои переживания и выразить их в приемлемой для данного общества форме [11]. 

Дошкольники с нарушениями речи составляют отдельную группу, для которой характерны специфические особенности эмоциональной сферы и трудности в понимании и интерпретации эмоций. Проблема изучения эмоционального развития детей с нарушениями речи в настоящее время активно обсуждается в трудах отечественных педагогов и психологов.  В публикациях Б.М. Гриншпуна, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, Е.Л. Мастюковой и др. отмечается, что неполноценная речевая деятельность  накладывает отпечаток на формирование у дошкольников эмоционально-волевой сферы. В  работах И.Ю. Кондратенко, рассматриваются особенности овладения эмоциональной лексикой, отмечается незрелость социальных эмоций и примитивность эмоционального реагирования у детей с нарушениями речи [7].   Р.Д. Миняжева предлагает в коррекционно-педагогический процесс включать работу по развитию социальных эмоций у дошкольников с общим недоразвитием речи [10]. В трудах  О.Л. Лехановой выделяются особенности цветоощущения в работе по развитию и обогащению эмоционального словаря, недостатки сформированности эмотивной лексики у данной категории детей [8, 9]. В исследованиях И.В. Ковязиной, О.К. Агавеляна выделяются особенности эмоционального слуха детей [6].

По мнению Л.М. Шипициной, Л.С. Волковой, дефект речи, несформированность отношений со сверстниками, дезадаптация не позволяют детям с речевыми нарушениями быть более общительными и счастливыми [13].  

Характеризуя эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи, можно выделить ряд существенных особенностей, типичных для ОНР, так называемые эмоциональные комплексы: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность. Эмоционально-волевая незрелость детей обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностные особенности, трудности в сфере коммуникации. (Е.Е. Дмитриева) [3]. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этического компонента в структуре личности - страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к "эмоционально теплым" отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения (Е.Н. Васильева, Г.Н. Ефремова) [3].

Анализ исследований и публикаций позволяет говорить о том, что вопрос изучения и формирования социальных эмоций  дошкольников с общим недоразвитием речи не нашёл достаточного отражения в литературе, до настоящего времени не сложилось целостной картины, отражающей особенности формирования социальных эмоций детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования.

Организация исследования, выбор его методов, средств обработки данных и, безусловно, их интерпретация позволят не только грамотно выстроить программу экспериментального исследования и выявить особенности социальных эмоций у детей с речевыми нарушениями, но и будут способствовать повышению эффективности коррекционной работы по их формированию.

В связи со сложным системным строением, изучение социальных эмоций должно осуществляться на основе понимания их многокомпонентной  иерархии. Исходя из того, что социальные эмоции являются эмоциональным компонентом социального здоровья, социального и эмоционального интеллекта, нравственной сферы личности, социального поведения,  необходимо осуществить выбор из банка имеющихся диагностических методик те, которые позволят наиболее полно и точно оценить данный аспект эмоциональных проявлений.

Осуществленный подбор и анализ диагностических методик, направленных на изучение социальных эмоций у детей с речевыми нарушениями, поможет глубоко и всесторонне оценить уровень их сформированности. Классификация диагностического инструментария в рамках системного подхода, его модульное построение и комплексная оценка степени выраженности индивидуально-личностных проявлений социальных эмоций позволят получить достоверные данные о состоянии эмоционального развития детей с нарушениями речи, осуществить его разносторонний качественный анализ и разработать индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребенка с речевыми нарушениями.

С целью изучения особенностей проявления социальных эмоций у детей с общим недоразвитием речи было проведено экспериментальное исследование. Эксперимент проводился в 2011-2012 учебном году на базе БОУ ВО «Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Череповца Вологодской области. В нём принимали участие дети  с общим недоразвитием речи, посещающие общеобразовательные дошкольные учреждения.

В процессе исследования было выявлено, что у детей дошкольного возраста с нарушениями речи имеется определенная специфика в понимании, узнавании и интерпретации эмоций. Они не дифференцируют сходные эмоции, затрудняются в осознании и выражении как своего, так и чужого эмоционального состояния, у них недостаточно развита выразительность речи, имеются трудности восприятия графических изображений эмоций. Наблюдается инверсия эмоций, слабая сформированность эмоционального предвосхищения.

Дети с ОНР не всегда эмоционально реагируют на прочитанное, выражают равнодушие и отсутствие интереса к сюжету сказки, не понимают противоположной трактовки образа героя, путают положительных и отрицательных персонажей, не сопереживают тому или другому персонажу, затрудняются определить эмоциональное состояние в разных фрагментах сказки. Чувства детей к героям сказки  неустойчивы.

Исследование показало, что у дошкольников с ОНР отмечаются неадекватные отношения к нравственным нормам, они затрудняются дать моральную оценку этих норм, не всегда адекватно эмоционально реагируют на них, зачастую эмоциональные реакции отсутствуют (Т.В. Захарова, А.А. Моисеева) [4, 5].

Целенаправленная работа по формированию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи окажет положительное влияние на нравственное развитие детей, а также позволит научить их взаимодействовать друг с другом, оценивать собственное поведение и поступки других людей, понимать эмоциональные переживания, усвоить нормы и правила поведения, овладеть нравственными представлениями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Волкова Д.С. К проблеме интеграции лиц с нарушениями речи. //Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: Тезисы международного семинара. - СПб., 1995.
  2.  Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Педагогика, 1982.
  3.  Дошкольная логопсихология. /Под ред. В.И. Селиверстова. – М, 2008.
  4.  Захарова Т.В., Моисеева А.А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы Всероссийской научно – практической конференции. (24 мая 2012 г.): в 2 ч., Ч. 2 – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2012. - С. 45-47
  5.  Захарова Т.В., Моисеева А.А. Особенности формирования эмоционального аспекта социального здоровья у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // XLI Неделя науки СПбГУ: материалы научно-практической конференции с международным участием. Ч.XXI. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – с.20-21.
  6.  Ковязина И.В., Агавелян О.К. Специфические особенности эмоционального слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Специальное образование. – 2010. - №1.
  7.  Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология.  –2002. - № 6
  8.  Леханова О.Л., Кизимова Е.А. Организация работы по формированию эмотивной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2008. - № 1.
  9.  Леханова О.Л. Цветообозначение в работе по развитию семантической стороны речи и обогащению эмоционального словаря детей с ОНР //Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1.  
  10.  Миняжева Д.Р. Развитие социальных эмоций у дошкольников с общим недоразвитием речи. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. №1.
  11.  Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
  12.  Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. /Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. - М., 1986.
  13.  Шипицина Л.М., Волкова Л.С.  Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи.// Дефектология. - 1993. - № 4.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7450. Финансовые проблемы формирования и использования оборотных средств предприятия 241 KB
  Финансовые проблемы формирования и использования оборотных средств предприятия ВВЕДЕНИЕ Оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования - одно из главных условий успешной деятел...
7451. Разработка базы данных Абитуриент средствами Microsoft Access 1.11 MB
  Разработка базы данных Абитуриент средствами Microsoft Access I. Введение Для принятия обоснованных и эффективных решений в производственной деятельности, в управлении экономикой и в политике современный специалист должен уметь с помощью компьютеров...
7452. Планирование воспитательной работы классного руководителя (по Е.Н. Степанову) 141.5 KB
  Планирование воспитательной работы классного руководителя (по Е.Н. Степанову) Трудно представить жизнедеятельность образовательного учреждения без его перспективного и календарного плана, без плана подготовки и проведения школьного мероприятие...
7453. Изучение и анализ гражданско-правого регулирования лизинговых отношений в предпринимательской деятельности 48.08 KB
  Введение Лизинг (финансовая аренда) - это разновидность арендных отношений, в результате которых лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить второму это имущест...
7454. Формирование личности в воспитательном процессе 59 KB
  Формирование личности в воспитательном процессе. Введение. Педагогика - наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. Педагогика буквально переводится с греческого ...
7455. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в летний период с детьми в соответствии с ФГТ 55.86 KB
  Проектирование воспитательно-образовательного процесса в летний период с детьми в соответствии с ФГТ Введение В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство...
7456. Формирование кадрового резерва государственной службы 141.5 KB
  ВВЕДЕНИЕ Новая модель государственного управления, реформирование государственной службы России, ее аппарата невозможны без грамотного обновления руководящих кадров, без наполнения органов государственной власти и местного самоуправления лицами, спо...
7457. Технологический процесс изготовления ступицы 420.5 KB
  Технологический процесс изготовления ступицы Введение. Эффективность производства, его технический прогресс, качество выпускаемой продукции во многом зависят от опережающего развития производства нового оборудования, машин, станков и аппаратов, от в...
7458. Электроника и микросхемотехника. Курс лекций 2.16 MB
  Электроника и микросхемотехника Курс лекций. Введение Полупроводниковые диоды. Принцип работы диода. Вольт-амперная характеристика диода. Выпрямительные диоды. Высокочастотные диоды. Импульсные диоды. Стаби...