75657

К вопросу о развитии зрительного восприятия у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Научная статья

Педагогика и дидактика

К вопросу о развитии зрительного восприятия у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия определяющий успешность освоения базовых навыков письма в начальной школе. Запорожец подчеркивает что успешность обучения младших школьников в значительной мере зависит от уровня развития их зрительного восприятия...

Русский

2015-01-22

49.5 KB

2 чел.

Захарова Т.В., Рурак О.В.К вопросу о развитии зрительного восприятия у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья./ Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии», 18 апреля 2011 г./Под ред. Л.А. Пепик, В.А. Парамоновой. – Череповец: ЧГУ, 2011. – С. 57-62.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей в процессе обучения требуют объективной оценки функционального развития каждого ребенка. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия, определяющий успешность освоения базовых навыков письма в начальной школе.

А.В. Запорожец [2] подчеркивает, что успешность обучения младших школьников в значительной мере зависит от уровня развития их зрительного восприятия. Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент умственного воспитания и, в то же время, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым компонентом успешного овладения различными видами деятельности.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей зрительного восприятия дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Рассмотрим результаты теоретического этапа исследования.

Акт зрительного восприятия начинается с реакций на обнаружение зрительной информации, выделения, различения и анализа признаков воспринимаемых объектов, на основе которых формируется осознание и присвоение данной информации в виде образов восприятия.

Далее в результате аналитико-синтетической деятельности зрительная информация переходит в образ мышления, памяти, где хранится и используется для соответствующей ориентации, обучения и действия в окружающей действительности (В.П.Зинченко)[8].

Проведенный анализ исследований позволил описать развитие зрительного восприятия в онтогенезе.

По мнению В.С. Мухиной [5], признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда формируются действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует. К концу второго полугодия формируется инвариантность опознания формы объекта. Полугодовалые дети еще не дифференцируют форму и другие признаки предмета. Изменение любого из признаков при постоянстве формы оценивается ребенком как появление нового объекта. С 9 месяцев формируется константность восприятия предмета на основе анализа его формы при различных модификациях признаков, менее значимых для его идентификации (игнорирование цвета и пр.).

А. В. Запорожец [2] отмечает, что при переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включающие способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности, и затем объединять их в одно целое.

Рассмотрим влияние интеллектуальной недостаточности, сенсорной и двигательной депривации на развитие зрительного восприятия.

При нарушениях зрения наблюдается редуцирование некоторых особенностей восприятия. У этих детей ограничена избирательность зрительного восприятия, что обусловлено сравнительно узким кругом интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием внешнего мира; страдают полнота и точность отображаемого, что приводит к затруднениям в осмыслении и обобщении (А. Г. Литвак [4] и др).

В исследованиях зрительного восприятия предметных изображений, геометрических фигур, цифр, буквосочетаний у слабовидящих отмечается замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажение восприятия.

Влияние первичного и вторичного дефектов отчетливо обнаруживается в особенностях восприятия глухих детей. Благодаря исследованиям И. М. Соловьева [10], было установлено, что нарушение слуха отрицательно сказывается на деятельности сохранных анализаторов: снижается полнота зрительного восприятия, затрудняется развитие кинестетической чувствительности. Дети с нарушениями слуха испытывают трудности в мыслительном расчленении воспринимаемых предметов, в установлении правильных отношений сложного целого и его частей, в различении формы, контура, в восприятии изображений на картинках. Скорость зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха ниже, чем у слышащих  детей, им требуется больше времени, чтобы увидеть в изображении предмета те признаки, по которым делается возможным воссоздание предмета в целом.

При нарушениях интеллекта наблюдается недостаточная дифференцированность зрительного восприятия, которая обнаруживается в неточном распознавании детьми близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам; в глобальном видении этих объектов, т.е. в отсутствии выделения характерных для них частей, частиц, пропорций и других своеобразий строения. Отмечается также более частое, чем при нормальном развитии, снижение остроты зрения, что лишает образ объекта присущей ему специфичности (А.А. Катаева [3], Е.А. Стребелева [3] и др.)

У детей с задержкой психического развития отмечаются трудности в выделении фигуры на фоне; затруднения при различении близких по форме фигур и при вычленении деталей рассматриваемого объекта; недостатки восприятия глубины пространства, что затрудняет детям определение удаленности предметов, и в целом недостатки зрительно-пространственной ориентировки. Особые трудности обнаруживаются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изображениях (Н.Л. Белопольская [6], Д.В. Григорьев [6] и др.).

У детей с детским церебральным параличом отмечаются нарушения зрительного восприятия, связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением поля зрения, снижением остроты зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко (птоз). Двигательная недостаточность мешает формированию зрительно-моторной координации. Такие особенности функционирования зрительного анализатора приводят к неполноценному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности. Дети с трудом воспринимают пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое – собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек или строительного материала). Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать (К.А. Семенова [9], Е.М. Мастюкова [6] и др.).

При общем недоразвитии речи у детей отмечаются такие особенности зрительного восприятия, как нарушения в выделении существенных признаков (соскальзывание на случайные, незначимые признаки), трудности выделения "фигуры из фона", фрагментарность. Рано формирующиеся в онтогенезе элементарные уровни зрительного восприятия  (например, опознание конкретных предметов) не страдают. Особенно нарушенными оказываются более высокие уровни зрительного восприятия. Это  проявляется  в  трудностях  классификации по форме, цвету, величине.  

А.П. Воронова [1] отмечает, что дети с системными нарушениями речи не соотносят части и целое, плохо устанавливают связи между компонентами целого. У них страдает определение последовательности, структурирование элементов в ряду, программа и организация действий (сукцессивный анализ и синтез). Недостаточный уровень сформированности сукцессивного и симультанного восприятия у детей затрудняет организацию и других психических функций: пространственную и временную ориентировку, логические операции. Отмечается диффузное, нерасчлененное, глобальное восприятие.

Таким образом, анализ литературы позволил выявить общие недостатки зрительного восприятия при различных вариантах дизонтогенеза, которые выражаются в низкой скорости приема и переработки информации, а также в ограничении этой скорости; в несформированности перцептивных действий, т.е. тех преобразований сенсорной информации (объединение отдельных ее элементов, их сопоставление и т.д.), которые ведут к созданию целостного образа объекта; в несформированности ориентировочной деятельности.

Список литературы

  1.  Воронова А.П. Нарушения зрительного гнозиса у детей с речевой патологией // Дефектология. - 1993. - №1. – с. 10 – 12.
  2.  Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М., 1986.
  3.  Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 
  4.  Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М.: Просвящение, 1985.
  5.  Мухина В.С. Детская психология:  Учеб. Для  студентов пед. Ин-тов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение,1985.
  6.  Специальная психология/ Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  7.  Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. – М.: Школа-Пресс, 2001.
  8.  Зинченко В.П. Формирование зрительного образа. – М., 1969.
  9.  Семенова К.А. Детские церебральные параличи. – М., 1968.
  10.  Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений и предметов. – М.: Просвещение, 1966.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80112. Региональные внебюджетные фонды 43.5 KB
  Фонды создаются на основании решений представительных региональных органов. Создание фондов развития местного хозяйства в населенных пунктах содействует: концентрации средств предприятий и региональных органов на развитие социальнобытовой инфраструктуры; усиление материальной заинтересованности региональных органов в результатах хозяйственной деятельности; укрепление финансовых ресурсов и финансовой базы региональных органов власти; усиление экономической связи региональных органов с предприятиями расположенными на подведомственной им...
80113. РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 157.5 KB
  Обеспечение экономической и социальной стабильности в государстве повышение эффективности использования бюджетных средств потребовали проведения в стране бюджетных реформ. Цель проведения этих реформ: поддержание макроэкономической и финансовой стабильности в государстве; обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных обязательств всех уровней власти в стране; повышение отдачи от бюджетных ассигнований и достижение на этой основе более высокого экономического и социального эффекта; формирование налоговой системы...
80114. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 27 KB
  Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Контроль можно рассматривать в следующих аспектах организационный методический технический.
80115. СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА 35.5 KB
  Поэтому на построение системы финансового права группировку его норм формирование институтов оказывают влияние и потребности практики. Финансовое право как самостоятельная отрасль права выделяется в системе российского права в силу следующих обстоятельств. Предпосылки выделения отрасли права: наличие общественной потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании названной отрасли обусловленное особой значимостью финансов и финансовой системы для выполнения задач и функций государства.
80116. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВ 30.5 KB
  Однако этот термин не следует понимать буквально: в данном случае речь идет о правах особого содержания которые по своим юридическим свойствам отличаются от прав которыми наделены субъекты других отраслей права например гражданского трудового а также и отдельных институтов финансового права. Эти особенности заключаются в том что бюджетные права по своим юридическим свойствам во многих случаях сближаются с обязанностями являются в значительной мере одновременно и обязанностями например право утверждать бюджет право распределять...
80117. СОДЕРЖАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 173 KB
  Сущность и функции муниципальных финансов Муниципальное хозяйство исторически выделилось из общей системы государственного хозяйства в связи с необходимостью решения локальных задач связанных с благоустройством населенных пунктов развитием социальной инфраструктуры и другими вопросами местного значения. Такое управление на муниципальном уровне осуществляемое в интересах местного населения получило название местного самоуправления МСУ. Статья 132 Конституции РФ и Федеральный закон Об общих принципах организации местного...
80118. СОСТАВ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ, ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ 69.5 KB
  Однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета. Все доходы и расходы бюджетной системы распределяются разграничиваются между бюджетами. Такая классификация имеет значение для характеристики материального содержания доходной части бюджета связи ее с экономикой страны.
80119. СТАДИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА 29 KB
  Затем составлением бюджета занимается Правительство РФ и соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Правительство РФ за десять месяцев до начала финансового года организует работу по составлению бюджета: доведению до представительных и исполнительных органов власти республик в составе РФ других субъектов Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах...
80120. СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ 31 KB
  Соответственно различают такие понятия как субъект права и субъект правоотношения. К числу субъектов права эти ученые относят лиц которые обладают правосубъектностью т. Некоторые ученые придерживаются мнения что понятие субъект права шире чем понятие субъект правоотношения . Ямпольская отмечала что субъектами права являются носители прав и обязанностей участвующие в правоотношении или могущие в нем участвовать т.