75657

К вопросу о развитии зрительного восприятия у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Научная статья

Педагогика и дидактика

К вопросу о развитии зрительного восприятия у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия определяющий успешность освоения базовых навыков письма в начальной школе. Запорожец подчеркивает что успешность обучения младших школьников в значительной мере зависит от уровня развития их зрительного восприятия...

Русский

2015-01-22

49.5 KB

2 чел.

Захарова Т.В., Рурак О.В.К вопросу о развитии зрительного восприятия у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья./ Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии», 18 апреля 2011 г./Под ред. Л.А. Пепик, В.А. Парамоновой. – Череповец: ЧГУ, 2011. – С. 57-62.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей в процессе обучения требуют объективной оценки функционального развития каждого ребенка. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия, определяющий успешность освоения базовых навыков письма в начальной школе.

А.В. Запорожец [2] подчеркивает, что успешность обучения младших школьников в значительной мере зависит от уровня развития их зрительного восприятия. Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент умственного воспитания и, в то же время, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым компонентом успешного овладения различными видами деятельности.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей зрительного восприятия дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Рассмотрим результаты теоретического этапа исследования.

Акт зрительного восприятия начинается с реакций на обнаружение зрительной информации, выделения, различения и анализа признаков воспринимаемых объектов, на основе которых формируется осознание и присвоение данной информации в виде образов восприятия.

Далее в результате аналитико-синтетической деятельности зрительная информация переходит в образ мышления, памяти, где хранится и используется для соответствующей ориентации, обучения и действия в окружающей действительности (В.П.Зинченко)[8].

Проведенный анализ исследований позволил описать развитие зрительного восприятия в онтогенезе.

По мнению В.С. Мухиной [5], признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда формируются действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует. К концу второго полугодия формируется инвариантность опознания формы объекта. Полугодовалые дети еще не дифференцируют форму и другие признаки предмета. Изменение любого из признаков при постоянстве формы оценивается ребенком как появление нового объекта. С 9 месяцев формируется константность восприятия предмета на основе анализа его формы при различных модификациях признаков, менее значимых для его идентификации (игнорирование цвета и пр.).

А. В. Запорожец [2] отмечает, что при переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включающие способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности, и затем объединять их в одно целое.

Рассмотрим влияние интеллектуальной недостаточности, сенсорной и двигательной депривации на развитие зрительного восприятия.

При нарушениях зрения наблюдается редуцирование некоторых особенностей восприятия. У этих детей ограничена избирательность зрительного восприятия, что обусловлено сравнительно узким кругом интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием внешнего мира; страдают полнота и точность отображаемого, что приводит к затруднениям в осмыслении и обобщении (А. Г. Литвак [4] и др).

В исследованиях зрительного восприятия предметных изображений, геометрических фигур, цифр, буквосочетаний у слабовидящих отмечается замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажение восприятия.

Влияние первичного и вторичного дефектов отчетливо обнаруживается в особенностях восприятия глухих детей. Благодаря исследованиям И. М. Соловьева [10], было установлено, что нарушение слуха отрицательно сказывается на деятельности сохранных анализаторов: снижается полнота зрительного восприятия, затрудняется развитие кинестетической чувствительности. Дети с нарушениями слуха испытывают трудности в мыслительном расчленении воспринимаемых предметов, в установлении правильных отношений сложного целого и его частей, в различении формы, контура, в восприятии изображений на картинках. Скорость зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха ниже, чем у слышащих  детей, им требуется больше времени, чтобы увидеть в изображении предмета те признаки, по которым делается возможным воссоздание предмета в целом.

При нарушениях интеллекта наблюдается недостаточная дифференцированность зрительного восприятия, которая обнаруживается в неточном распознавании детьми близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам; в глобальном видении этих объектов, т.е. в отсутствии выделения характерных для них частей, частиц, пропорций и других своеобразий строения. Отмечается также более частое, чем при нормальном развитии, снижение остроты зрения, что лишает образ объекта присущей ему специфичности (А.А. Катаева [3], Е.А. Стребелева [3] и др.)

У детей с задержкой психического развития отмечаются трудности в выделении фигуры на фоне; затруднения при различении близких по форме фигур и при вычленении деталей рассматриваемого объекта; недостатки восприятия глубины пространства, что затрудняет детям определение удаленности предметов, и в целом недостатки зрительно-пространственной ориентировки. Особые трудности обнаруживаются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изображениях (Н.Л. Белопольская [6], Д.В. Григорьев [6] и др.).

У детей с детским церебральным параличом отмечаются нарушения зрительного восприятия, связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением поля зрения, снижением остроты зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко (птоз). Двигательная недостаточность мешает формированию зрительно-моторной координации. Такие особенности функционирования зрительного анализатора приводят к неполноценному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности. Дети с трудом воспринимают пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое – собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек или строительного материала). Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать (К.А. Семенова [9], Е.М. Мастюкова [6] и др.).

При общем недоразвитии речи у детей отмечаются такие особенности зрительного восприятия, как нарушения в выделении существенных признаков (соскальзывание на случайные, незначимые признаки), трудности выделения "фигуры из фона", фрагментарность. Рано формирующиеся в онтогенезе элементарные уровни зрительного восприятия  (например, опознание конкретных предметов) не страдают. Особенно нарушенными оказываются более высокие уровни зрительного восприятия. Это  проявляется  в  трудностях  классификации по форме, цвету, величине.  

А.П. Воронова [1] отмечает, что дети с системными нарушениями речи не соотносят части и целое, плохо устанавливают связи между компонентами целого. У них страдает определение последовательности, структурирование элементов в ряду, программа и организация действий (сукцессивный анализ и синтез). Недостаточный уровень сформированности сукцессивного и симультанного восприятия у детей затрудняет организацию и других психических функций: пространственную и временную ориентировку, логические операции. Отмечается диффузное, нерасчлененное, глобальное восприятие.

Таким образом, анализ литературы позволил выявить общие недостатки зрительного восприятия при различных вариантах дизонтогенеза, которые выражаются в низкой скорости приема и переработки информации, а также в ограничении этой скорости; в несформированности перцептивных действий, т.е. тех преобразований сенсорной информации (объединение отдельных ее элементов, их сопоставление и т.д.), которые ведут к созданию целостного образа объекта; в несформированности ориентировочной деятельности.

Список литературы

  1.  Воронова А.П. Нарушения зрительного гнозиса у детей с речевой патологией // Дефектология. - 1993. - №1. – с. 10 – 12.
  2.  Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М., 1986.
  3.  Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 
  4.  Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М.: Просвящение, 1985.
  5.  Мухина В.С. Детская психология:  Учеб. Для  студентов пед. Ин-тов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение,1985.
  6.  Специальная психология/ Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  7.  Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. – М.: Школа-Пресс, 2001.
  8.  Зинченко В.П. Формирование зрительного образа. – М., 1969.
  9.  Семенова К.А. Детские церебральные параличи. – М., 1968.
  10.  Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений и предметов. – М.: Просвещение, 1966.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1743. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ (В РАМКАХ СЕГМЕНТА ТЕРМИНОСФЕРЫ 1.49 MB
  Основные тенденции исследования термина в современной лингвистике. Экономическая терминология как системно-структурное образование. Роль конкретного этнического языка в организации общего терминологического фонда. Структурно-семантическая, морфолого-фонетическая, функциональная адаптация новейших заимствований в терминосфере Рыночная экономика.
1744. КАНАДО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (1942–1953 гг.): ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ 1.48 MB
  РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАНАДЫ И СССР В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДВУХ СТРАН В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ (1942–1945 ГГ.). КАНАДО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В РАННИЙ ПЕРИОД ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ.
1745. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗОЛОТОПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В XIX ВЕКЕ 1.49 MB
  Разведочные экспедиции по изысканию золотых месторождений. Техническая модернизация золотодобывающих предприятий. Пути увеличения добычи золота. Состав, категории и источники комплектования рабочей силы. Условия труда и быта приискового населения. Забастовки и протесты рабочих-золотодобытчиков.
1746. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.48 MB
  Развитие эмоциональной сферы подростков специальных школ как педагогическая проблема. Опытно-экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы подростков специальной школы в процессе музыкального образования. Педагогические условия и средства развития эмоциональной сферы подростков в процессе музыкального образования.
1747. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АГРЕГИРОВАНИЯ В МЕТОДАХ НЕЛИНЕЙНОЙ ДИНАМИКИ ДЛЯ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ КОТИРОВКИ АКЦИЙ 1.48 MB
  Неопределенность котировки акций и проблема ее прогнозирования. Агрегирование как способ усиления структурированности данных. Фрактальный анализ временных рядов котировок четырех видов акций. Фазовые портреты временных рядов котировки акций, агрегированных недельными интервалами.
1748. Рынок ценных бумаг 1.47 MB
  Сделки и операции с ценными бумагами. Фьючерс на ценные бумаги и финансовые инструменты. Опцион на ценные бумаги и финансовые инструменты. Фьючерсы на индексы и иные финансовые инструменты. Спрэды, стрэддлы и стрэнглы.
1749. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ 1.47 MB
  Проблема подготовки педагогических кадров в дореволюционной России. Университетское педагогическое образование на современном этапе. Основные направления преобразований. Средства, формы, методы и технологии подготовки педагогических кадров. Формирование студенческого контингента.
1750. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ АДАПТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ 1.47 MB
  Сущность процесса адаптации систем централизованного теплоснабжения к условиям реформирования энергетики. Пути совершенствования теплоснабжения г. Барнаула в процессе адаптации к условиям конкурентного рынка. Механизм реализации методических рекомендации по адаптации предприятий централизованного теплоснабжения к условиям конкурентного рынка электроэнергии.
1751. Reference Architecture for Commerce 1.46 MB
  Introduction to the Reference Architecture. Installing the Prerequisite Software. Installing the Reference Architecture Application. Business Requirements and Design Model. Reference Architecture Application Business Requirements. The MSF Application Model. Debugging a Custom Site Built on the Reference Architecture.