75657

К вопросу о развитии зрительного восприятия у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Научная статья

Педагогика и дидактика

К вопросу о развитии зрительного восприятия у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия определяющий успешность освоения базовых навыков письма в начальной школе. Запорожец подчеркивает что успешность обучения младших школьников в значительной мере зависит от уровня развития их зрительного восприятия...

Русский

2015-01-22

49.5 KB

2 чел.

Захарова Т.В., Рурак О.В.К вопросу о развитии зрительного восприятия у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья./ Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии», 18 апреля 2011 г./Под ред. Л.А. Пепик, В.А. Парамоновой. – Череповец: ЧГУ, 2011. – С. 57-62.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей в процессе обучения требуют объективной оценки функционального развития каждого ребенка. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия, определяющий успешность освоения базовых навыков письма в начальной школе.

А.В. Запорожец [2] подчеркивает, что успешность обучения младших школьников в значительной мере зависит от уровня развития их зрительного восприятия. Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент умственного воспитания и, в то же время, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым компонентом успешного овладения различными видами деятельности.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей зрительного восприятия дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Рассмотрим результаты теоретического этапа исследования.

Акт зрительного восприятия начинается с реакций на обнаружение зрительной информации, выделения, различения и анализа признаков воспринимаемых объектов, на основе которых формируется осознание и присвоение данной информации в виде образов восприятия.

Далее в результате аналитико-синтетической деятельности зрительная информация переходит в образ мышления, памяти, где хранится и используется для соответствующей ориентации, обучения и действия в окружающей действительности (В.П.Зинченко)[8].

Проведенный анализ исследований позволил описать развитие зрительного восприятия в онтогенезе.

По мнению В.С. Мухиной [5], признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда формируются действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует. К концу второго полугодия формируется инвариантность опознания формы объекта. Полугодовалые дети еще не дифференцируют форму и другие признаки предмета. Изменение любого из признаков при постоянстве формы оценивается ребенком как появление нового объекта. С 9 месяцев формируется константность восприятия предмета на основе анализа его формы при различных модификациях признаков, менее значимых для его идентификации (игнорирование цвета и пр.).

А. В. Запорожец [2] отмечает, что при переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включающие способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности, и затем объединять их в одно целое.

Рассмотрим влияние интеллектуальной недостаточности, сенсорной и двигательной депривации на развитие зрительного восприятия.

При нарушениях зрения наблюдается редуцирование некоторых особенностей восприятия. У этих детей ограничена избирательность зрительного восприятия, что обусловлено сравнительно узким кругом интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием внешнего мира; страдают полнота и точность отображаемого, что приводит к затруднениям в осмыслении и обобщении (А. Г. Литвак [4] и др).

В исследованиях зрительного восприятия предметных изображений, геометрических фигур, цифр, буквосочетаний у слабовидящих отмечается замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажение восприятия.

Влияние первичного и вторичного дефектов отчетливо обнаруживается в особенностях восприятия глухих детей. Благодаря исследованиям И. М. Соловьева [10], было установлено, что нарушение слуха отрицательно сказывается на деятельности сохранных анализаторов: снижается полнота зрительного восприятия, затрудняется развитие кинестетической чувствительности. Дети с нарушениями слуха испытывают трудности в мыслительном расчленении воспринимаемых предметов, в установлении правильных отношений сложного целого и его частей, в различении формы, контура, в восприятии изображений на картинках. Скорость зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха ниже, чем у слышащих  детей, им требуется больше времени, чтобы увидеть в изображении предмета те признаки, по которым делается возможным воссоздание предмета в целом.

При нарушениях интеллекта наблюдается недостаточная дифференцированность зрительного восприятия, которая обнаруживается в неточном распознавании детьми близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам; в глобальном видении этих объектов, т.е. в отсутствии выделения характерных для них частей, частиц, пропорций и других своеобразий строения. Отмечается также более частое, чем при нормальном развитии, снижение остроты зрения, что лишает образ объекта присущей ему специфичности (А.А. Катаева [3], Е.А. Стребелева [3] и др.)

У детей с задержкой психического развития отмечаются трудности в выделении фигуры на фоне; затруднения при различении близких по форме фигур и при вычленении деталей рассматриваемого объекта; недостатки восприятия глубины пространства, что затрудняет детям определение удаленности предметов, и в целом недостатки зрительно-пространственной ориентировки. Особые трудности обнаруживаются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изображениях (Н.Л. Белопольская [6], Д.В. Григорьев [6] и др.).

У детей с детским церебральным параличом отмечаются нарушения зрительного восприятия, связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением поля зрения, снижением остроты зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко (птоз). Двигательная недостаточность мешает формированию зрительно-моторной координации. Такие особенности функционирования зрительного анализатора приводят к неполноценному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности. Дети с трудом воспринимают пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое – собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек или строительного материала). Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать (К.А. Семенова [9], Е.М. Мастюкова [6] и др.).

При общем недоразвитии речи у детей отмечаются такие особенности зрительного восприятия, как нарушения в выделении существенных признаков (соскальзывание на случайные, незначимые признаки), трудности выделения "фигуры из фона", фрагментарность. Рано формирующиеся в онтогенезе элементарные уровни зрительного восприятия  (например, опознание конкретных предметов) не страдают. Особенно нарушенными оказываются более высокие уровни зрительного восприятия. Это  проявляется  в  трудностях  классификации по форме, цвету, величине.  

А.П. Воронова [1] отмечает, что дети с системными нарушениями речи не соотносят части и целое, плохо устанавливают связи между компонентами целого. У них страдает определение последовательности, структурирование элементов в ряду, программа и организация действий (сукцессивный анализ и синтез). Недостаточный уровень сформированности сукцессивного и симультанного восприятия у детей затрудняет организацию и других психических функций: пространственную и временную ориентировку, логические операции. Отмечается диффузное, нерасчлененное, глобальное восприятие.

Таким образом, анализ литературы позволил выявить общие недостатки зрительного восприятия при различных вариантах дизонтогенеза, которые выражаются в низкой скорости приема и переработки информации, а также в ограничении этой скорости; в несформированности перцептивных действий, т.е. тех преобразований сенсорной информации (объединение отдельных ее элементов, их сопоставление и т.д.), которые ведут к созданию целостного образа объекта; в несформированности ориентировочной деятельности.

Список литературы

  1.  Воронова А.П. Нарушения зрительного гнозиса у детей с речевой патологией // Дефектология. - 1993. - №1. – с. 10 – 12.
  2.  Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М., 1986.
  3.  Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 
  4.  Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М.: Просвящение, 1985.
  5.  Мухина В.С. Детская психология:  Учеб. Для  студентов пед. Ин-тов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение,1985.
  6.  Специальная психология/ Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  7.  Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. – М.: Школа-Пресс, 2001.
  8.  Зинченко В.П. Формирование зрительного образа. – М., 1969.
  9.  Семенова К.А. Детские церебральные параличи. – М., 1968.
  10.  Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений и предметов. – М.: Просвещение, 1966.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78265. Аномалии конституции. Спазмофилия. Гипервитаминоз D у детей 137 KB
  Наличие у ребенка определенного типа диатеза еще не означает что он обречен на ту или иную патологию к которой он предрасположен потому что именно у детей по мере созревания физиологических барьеров а также профилактических мероприятий давление наследственных факторов может ослабнуть. Аллергическое поражение кожи у детей первых 3х месяцев жизни раньше рассматривали как экссудативнокатаральный диатез. Этот диатез встречается у 50 детей первых 2х лет жизни. ткани этих детей повышенно гидрофильны и одновременно гидролабильны.
78266. Гнойно-воспалительные заболевания у детей 164 KB
  В этих случаях с момента рождения у ребенка могут выявляться такие заболевания как везикулопустулез пузырчатка внутриутробная пневмония менингит сепсис и др. Однако основным путем является инфицирование ребенка после рождения. При необильном высыпании общее состояние ребенка не нарушено аппетит сохранен температура тела нормальная и реже субфебрильная а при обильном высыпании появляются симптомы интоксикации. Пузырчатка новорожденного Она развивается чаще в первые 2 недели жизни ребенка.
78267. Острые пневмонии у детей 135 KB
  Некоторые из них в том числе острые пневмонии являются одной из причин смертности детей в раннем возрасте хотя от пневмоний дети не должны умирать. Дети в этом возрасте длительное время находятся в горизонтальном положении что приводит к застою кровообращения в задненижних отделах легких и к более легкому возникновению пневмонии. Возникновению пневмонии способствуют также другие факторы а именно: несоблюдение эпидемиологического режима то есть инфицирование ребенка; неполноценное питание и плохой уход; охлаждение или перегревание...
78268. НИВЕЛИРОВАНИЕ. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ НИВЕЛИРОВАНИЕ 27.54 KB
  Одиночные ходы и системы ходов должны опираться не менее чем на два исходных пункта. Проложение замкнутых ходов опирающихся на один исходный пункт допускается лишь при особой необходимости. При приложении нивелирных ходов для определения высот пунктов аналитических сетей относительно исходной основы со средними квадратическими погрешностями...
78269. Тахеометрическая съемкаемка 9. 163.31 KB
  При производстве тахеометрической съемки используют геодезический прибор тахеометр предназначенный для измерения горизонтальных и вертикальных углов длин линий и превышений. Для выполнения тахеометрической съемки используются также тахеометры с номограммным определением превышений и горизонтальных проложений линий. Производство тахеометрической съемки Тахеометрическая съемка выполняется с пунктов съемочного обоснования их называют станциями.
78270. Состав камеральных работ 166.31 KB
  Стороны угла проектируют на лимб с использованием подвижной визирной плоскости зрительной трубы. Она образуется визирной осью трубы при её вращении вокруг горизонтальной оси. Данную плоскость поочередно совмещают со сторонами угла ВА и ВС последовательно направляя визирную ось зрительной трубы на точки А и С...
78271. Определение положения точек земной поверхности, системы координат 125.83 KB
  Определение положения точек земной поверхности системы координат Топографическое изучение земной поверхности заключается в определении положения ситуации и рельефа относительно математической поверхности Земли т. в определении пространственных координат характерных точек необходимых и достаточных для моделирования местности. Модель местности может быть представлена в виде геодезических чертежей изготовление которых называют картографированием и аналитически – в виде совокупности координат характерных точек. Для построения моделей...
78272. Масштабы топографических карт планов 25.89 KB
  Масштаб карты это отношение длины отрезка на карте к его действительной длине на местности. Масштаб от немецкого мера и Stb палка отношение длины отрезка на карте плане аэро или космическом снимке к его действительной длине на местности. Именованный словесный масштаб вид масштаба словесное указание того какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте плане снимке. Так как длины линий на местности принято измерять в метрах а на картах и планах в сантиметрах то масштабы удобно выражать в словесной форме...
78273. Нивелирование трассы 50.9 KB
  Закрепление трассы по высоте Вдоль всей разбитой на местности трассы но за пределами зоны работ закрепляются точки называемые реперами. Чтобы не пропустить пикеты и плюсовые точки нивелировщик должен иметь пикетажный журнал трассы. За связующие точки принимают пикеты или плюсовые точки но чтобы расстояние между ними не более 150 м а превышения несколько меньше длины рейки. Нивелирование трассы Отсчеты по рейкам установленным на связующие точки берут в следующей последовательности: 1 по черной стороне рейки на заднюю точку Зч; 2 по...