75657

К вопросу о развитии зрительного восприятия у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Научная статья

Педагогика и дидактика

К вопросу о развитии зрительного восприятия у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия определяющий успешность освоения базовых навыков письма в начальной школе. Запорожец подчеркивает что успешность обучения младших школьников в значительной мере зависит от уровня развития их зрительного восприятия...

Русский

2015-01-22

49.5 KB

2 чел.

Захарова Т.В., Рурак О.В.К вопросу о развитии зрительного восприятия у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья./ Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии», 18 апреля 2011 г./Под ред. Л.А. Пепик, В.А. Парамоновой. – Череповец: ЧГУ, 2011. – С. 57-62.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей в процессе обучения требуют объективной оценки функционального развития каждого ребенка. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия, определяющий успешность освоения базовых навыков письма в начальной школе.

А.В. Запорожец [2] подчеркивает, что успешность обучения младших школьников в значительной мере зависит от уровня развития их зрительного восприятия. Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент умственного воспитания и, в то же время, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым компонентом успешного овладения различными видами деятельности.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей зрительного восприятия дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Рассмотрим результаты теоретического этапа исследования.

Акт зрительного восприятия начинается с реакций на обнаружение зрительной информации, выделения, различения и анализа признаков воспринимаемых объектов, на основе которых формируется осознание и присвоение данной информации в виде образов восприятия.

Далее в результате аналитико-синтетической деятельности зрительная информация переходит в образ мышления, памяти, где хранится и используется для соответствующей ориентации, обучения и действия в окружающей действительности (В.П.Зинченко)[8].

Проведенный анализ исследований позволил описать развитие зрительного восприятия в онтогенезе.

По мнению В.С. Мухиной [5], признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда формируются действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует. К концу второго полугодия формируется инвариантность опознания формы объекта. Полугодовалые дети еще не дифференцируют форму и другие признаки предмета. Изменение любого из признаков при постоянстве формы оценивается ребенком как появление нового объекта. С 9 месяцев формируется константность восприятия предмета на основе анализа его формы при различных модификациях признаков, менее значимых для его идентификации (игнорирование цвета и пр.).

А. В. Запорожец [2] отмечает, что при переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включающие способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности, и затем объединять их в одно целое.

Рассмотрим влияние интеллектуальной недостаточности, сенсорной и двигательной депривации на развитие зрительного восприятия.

При нарушениях зрения наблюдается редуцирование некоторых особенностей восприятия. У этих детей ограничена избирательность зрительного восприятия, что обусловлено сравнительно узким кругом интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием внешнего мира; страдают полнота и точность отображаемого, что приводит к затруднениям в осмыслении и обобщении (А. Г. Литвак [4] и др).

В исследованиях зрительного восприятия предметных изображений, геометрических фигур, цифр, буквосочетаний у слабовидящих отмечается замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажение восприятия.

Влияние первичного и вторичного дефектов отчетливо обнаруживается в особенностях восприятия глухих детей. Благодаря исследованиям И. М. Соловьева [10], было установлено, что нарушение слуха отрицательно сказывается на деятельности сохранных анализаторов: снижается полнота зрительного восприятия, затрудняется развитие кинестетической чувствительности. Дети с нарушениями слуха испытывают трудности в мыслительном расчленении воспринимаемых предметов, в установлении правильных отношений сложного целого и его частей, в различении формы, контура, в восприятии изображений на картинках. Скорость зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха ниже, чем у слышащих  детей, им требуется больше времени, чтобы увидеть в изображении предмета те признаки, по которым делается возможным воссоздание предмета в целом.

При нарушениях интеллекта наблюдается недостаточная дифференцированность зрительного восприятия, которая обнаруживается в неточном распознавании детьми близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам; в глобальном видении этих объектов, т.е. в отсутствии выделения характерных для них частей, частиц, пропорций и других своеобразий строения. Отмечается также более частое, чем при нормальном развитии, снижение остроты зрения, что лишает образ объекта присущей ему специфичности (А.А. Катаева [3], Е.А. Стребелева [3] и др.)

У детей с задержкой психического развития отмечаются трудности в выделении фигуры на фоне; затруднения при различении близких по форме фигур и при вычленении деталей рассматриваемого объекта; недостатки восприятия глубины пространства, что затрудняет детям определение удаленности предметов, и в целом недостатки зрительно-пространственной ориентировки. Особые трудности обнаруживаются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изображениях (Н.Л. Белопольская [6], Д.В. Григорьев [6] и др.).

У детей с детским церебральным параличом отмечаются нарушения зрительного восприятия, связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением поля зрения, снижением остроты зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко (птоз). Двигательная недостаточность мешает формированию зрительно-моторной координации. Такие особенности функционирования зрительного анализатора приводят к неполноценному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности. Дети с трудом воспринимают пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое – собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек или строительного материала). Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать (К.А. Семенова [9], Е.М. Мастюкова [6] и др.).

При общем недоразвитии речи у детей отмечаются такие особенности зрительного восприятия, как нарушения в выделении существенных признаков (соскальзывание на случайные, незначимые признаки), трудности выделения "фигуры из фона", фрагментарность. Рано формирующиеся в онтогенезе элементарные уровни зрительного восприятия  (например, опознание конкретных предметов) не страдают. Особенно нарушенными оказываются более высокие уровни зрительного восприятия. Это  проявляется  в  трудностях  классификации по форме, цвету, величине.  

А.П. Воронова [1] отмечает, что дети с системными нарушениями речи не соотносят части и целое, плохо устанавливают связи между компонентами целого. У них страдает определение последовательности, структурирование элементов в ряду, программа и организация действий (сукцессивный анализ и синтез). Недостаточный уровень сформированности сукцессивного и симультанного восприятия у детей затрудняет организацию и других психических функций: пространственную и временную ориентировку, логические операции. Отмечается диффузное, нерасчлененное, глобальное восприятие.

Таким образом, анализ литературы позволил выявить общие недостатки зрительного восприятия при различных вариантах дизонтогенеза, которые выражаются в низкой скорости приема и переработки информации, а также в ограничении этой скорости; в несформированности перцептивных действий, т.е. тех преобразований сенсорной информации (объединение отдельных ее элементов, их сопоставление и т.д.), которые ведут к созданию целостного образа объекта; в несформированности ориентировочной деятельности.

Список литературы

  1.  Воронова А.П. Нарушения зрительного гнозиса у детей с речевой патологией // Дефектология. - 1993. - №1. – с. 10 – 12.
  2.  Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М., 1986.
  3.  Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 
  4.  Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М.: Просвящение, 1985.
  5.  Мухина В.С. Детская психология:  Учеб. Для  студентов пед. Ин-тов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение,1985.
  6.  Специальная психология/ Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  7.  Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. – М.: Школа-Пресс, 2001.
  8.  Зинченко В.П. Формирование зрительного образа. – М., 1969.
  9.  Семенова К.А. Детские церебральные параличи. – М., 1968.
  10.  Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений и предметов. – М.: Просвещение, 1966.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50662. Измерение шумов и помех в телекоммуникационных системах 124 KB
  На выходе блока питания. На выходе блока усилителя. На выходе псофометра. Среднеквадратичное значение на выходе псофометра.
50663. Исследование цепей согласования выходного усилителя мощности 816 KB
  Цель работы Освоение методики расчета и настройки по приборам цепей согласования усилителя мощности УМ. Схема принципиальная электрическая Расчет колебательной системы Экспериментальная часть 3 6 9 12 15 18 21 24 27 17 16. При определенном значении достигают максимального значения которое соответствует критическому режиму работы транзистора. При настройке в резонанс достигается минимальное значение и максимальные значения и .
50664. Метод последовательного анализа при испытании на надежность 86.5 KB
  В качестве результатов испытаний приведены статистика отказов и графики зависимости отказов от времени: 1я реализация № отказа Время отказа 1 305 2 683 ИСПЫТАНИЕ ЗАВЕРШЕНО Граница браковки: 52. 1 Зависимость числа отказов от времени для 1 реализации 2я реализация № отказа Время отказа 1 311 2 377 3 693 ИСПЫТАНИЕ ЗАВЕРШЕНО Граница браковки: 52. 2 ...
50665. Релігія в світовому культурно-історичному просторі 103.5 KB
  Світові релігії в культурно-історичному просторі. Естетичні канони й етична програма буддизму. Етико-естетичні концепції християнства. Естетичний вимір Корану як священної книги ісламу. Особливості мусульманського мистецтва...
50666. Частотные модуляторы 195 KB
  Схема принципиальная электрическая ЧМ автогенератора с варикапом Схема принципиальная электрическая ЧМ автогенератора с реактивным транзистором Расчет Экспериментальная часть Выводы В ходе лабораторной работы были исследованы частотно-модулированные колебания в ЧМ автогенераторе с варикапом и реактивным транзистором. В схеме с варикапом видно что: Уходит значение центральной частоты.
50667. Исследование компенсационных стабилизаторов напряжения 831 KB
  Входное напряжение при номинальном рабочем режиме схемы: Выходное напряжение при номинальном рабочем режиме схемы: Увеличенное входное напряжение: Выходное напряжение при увеличенном входном напряжении: Измерение выходного сопротивления Выходное напряжение стабилизатора с нагрузкой...
50668. Изучение методов структурного резервирования 96.5 KB
  Возможные типы резервирования: Общее нагруженное резервирование. Поэлементное нагруженное резервирование. Общее резервирование замещением. Поэлементное резервирование замещением.
50670. Измерение коэффициента ошибок в цифровых каналах телекоммуникационных систем 186 KB
  Цель работы Ознакомление с приборами методами и схемами измерений коэффициента ошибок в цифровых каналах телекоммуникационных систем; методами оценки качества цифровой модуляции с использованием глазковых диаграмм и диаграмм рассеяния. Экспериментальная часть Измерение коэффициента ошибок на выходе канала передачи информации. Отношение сигнал шум 5 6 7 9 11 15 Число ошибок 54320 50290 56350 57420 35240 1 Общее число принятых бит 111700 106100 123800 148900 102800 466000 Коэффициент ошибок 0.