7566

Управление текущими издержками и ценовая политика предприятия

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Управление текущими издержками и ценовая политика предприятия В этой теме: Затраты: их поведение, учет и классификация для управленческих решений и планирования. Методы дифференциации затрат. Методы планирования затрат н...

Русский

2013-01-25

82.5 KB

32 чел.

Тема 5. Управление текущими издержками и ценовая политика предприятия

В этой теме:

5.1.  Затраты: их поведение, учет и классификация для управленческих решений и планирования.

5.2. Методы дифференциации затрат.

5.3. Методы планирования затрат на производство и реализацию продукции. 

5.4. Операционный анализ в управлении текущими издержками.

5. 5. Ценовая политика предприятия.

5.1.  Затраты: их поведение, учет и классификация для управленческих решений и планирования

Под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за продукцию (товары, работы, услуги). Анализ затрат начинается с построения их классификации, которая помогает получить комплексное представление об их свойствах и основных характеристиках. В этом параграфе мы уделим основное внимание следующим терминам, связанным с затратами:

  •  динамика затрат в зависимости от уровня деловой активности;
  •  суммарные, средние, приростные и предельные (маржинальные) затраты;
  •  прямые и косвенные затраты;
  •  релевантные и нерелевантные затраты;
  •  предотвратимые и невозвратные затраты;
  •  явные и неявные (альтернативные) затраты;
  •  регулируемые (контролируемые) и нерегулируемые (неконтролируемые).

ДИНАМИКА ЗАТРАТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ

В зависимости от уровня деловой активности предприятия (или объема производства) затраты делятся на постоянные и переменные.

Переменные затраты (VС) изменяются пропорционально объему производства или уровню деятельности. Для удобства анализа общие переменные затраты считаются линейной функцией, а переменные затраты на единицу продукции – величиной постоянной.  Однако следует помнить, что переменные затраты на единицу продукции не всегда являются постоянной величиной для всех уровней деловой активности.

Примерами переменных затрат являются:

  •  затраты сырья и основных материалов (прямые материальные затраты);
  •  сдельная заработная плата основных производственных рабочих (прямые трудовые затраты);
  •  электроэнергия, топливо, вспомогательные материалы (общепроизводственные расходы);
  •  затраты на упаковку продукции (коммерческие расходы).

Существуют также ресурсы, для наращивания объемов которых требуется существенно большее время, чем для изменения переменных затрат. Их называют постоянными затратами (FС). К постоянным затратам относятся некоторые общепроизводственные расходы (расходы на аренду, амортизационные отчисления и др.), общехозяйственные  и некоторые коммерческие расходы. Постоянные затраты одинаковы для  всех уровней деловой активности, в то время как постоянные затраты на единицу продукции уменьшаются с ростом уровня деловой активности.

Если брать достаточно длинный период в несколько лет, практически все затраты являются переменными; с течением времени количество постоянных затрат возрастает, они также становятся переменными. Тем не менее, в деятельности предприятия можно выделить период, в течение которого изменения объема производства обеспечиваются за счет варьирования объемов лишь некоторых используемых ресурсов (сырья, материалов, численности персонала и т.д.), а остальные остаются фиксированными (оборудование, здания, сооружения). Такой период называют релевантным. Именно для него имеет смысл деление затрат на постоянные и переменные.

В реальной жизни чрезвычайно редко можно встретить затраты, являющиеся исключительно переменными и постоянными. В большинстве случаев затраты являются условно-переменными (или условно-постоянными). В этом случае изменение уровня деловой активности предприятия также сопровождается изменением затрат, но в отличие от переменных затрат зависимость не является прямой. Условно-переменные  (условно-постоянные) затраты содержат черты как переменных, так и постоянных затрат.  К таким затратам относятся: электроэнергия; зарплата продавцов, включающая постоянный оклад и  комиссионные с продаж, и пр.

СУММАРНЫЕ, СРЕДНИЕ, ПРИРОСТНЫЕ И ПРЕДЕЛЬНЫЕ (МАРЖИНАЛЬНЫЕ) ЗАТРАТЫ

Сумма постоянных и  переменных издержек образует суммарные (валовые) затраты анализируемого периода (ТС):

    ТС=FC+VC             (5.1.)

Средние затраты (АС) являются затратами на единицу  продукции. Они представляют собой частное от деления суммарных (валовых) затрат на  объем реализуемого товара (Q):

                                                                       (5.2.)

Сравнивая средние затраты с ценой выпускаемой продукции, можно определить прибыльно ли производство данной продукции и нужно ли ее производить.

Приростные затраты – это дополнительные затраты, которые возникают в результате изготовления нескольких дополнительных единиц продукции. Аналогичный подход применяется и к приростному доходу (выручке).

Предельные (маржинальные) затраты (МС) представляют собой  прирост затрат, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции. Маржинальные затраты рассчитываются как производная суммарных затрат по объему производства.

ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ

По способу отнесения на себестоимость  отдельных видов продукции затраты делятся на прямые и косвенные.

Прямыми считаются затраты, которые прямо включаются в себестоимость продукции, и их величина зависит от количества  выработанных изделий. К таким затратам относится: основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих вместе с начислениями на заработную плату (ЕСН) и некоторые другие.

Косвенными считаются затраты, которые возникают и формируются за период независимо от того, сколько и каких изделий производится. К косвенным затратам относятся: арендная плата; амортизационные отчисления; вспомогательные материалы; заработная плата подсобных рабочих, менеджеров, мастеров, и др.

РЕЛЕВАНТНЫЕ И НЕРЕЛЕВАНТНЫЕ ЗАТРАТЫ

Затраты могут классифицироваться в соответствии с тем, насколько они значимы для конкретного управленческого решения. Релевантные затраты – это значимые затраты будущего периода, которые меняются в результате принятия решения. Затраты называются нерелевантными, если они являются незначимыми, то есть не оказывают  никакого влияния на принимаемое решение.

ПРЕДОТВРАТИМЫЕ И НЕВОЗВРАТНЫЕ ЗАТРАТЫ

Предотвратимые затраты  - это затраты, которые еще не были осуществлены или которые могут быть аннулированы без потерь. В процессе принятия управленческого решения учитывают только предотвратимые затраты.

Невозвратные затраты - это затраты прошлого периода, которые возникли в результате ранее принятого решения и их невозможно изменить в будущем. Прошлые (невозвратные) затраты следует исключить при принятии решения.

ЯВНЫЕ И НЕЯВНЫЕ (АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ) ЗАТРАТЫ

Затраты любого предприятия можно разделить на явные и неявные (альтернативные издержки). Сумма всех явных затрат выступает как себестоимость продукции. Иногда для целей принятия управленческих решений необходимо в суммарные издержки включать затраты, которые денежных расходов не требуют. Такие затраты называются неявными (альтернативными или вмененными). Альтернативные затраты – это доход, который могло бы получить предприятие, если бы предпочло иной вариант использования ресурсов. Альтернативные затраты возникают лишь в случае ограниченности ресурсов.

РЕГУЛИРУЕМЫЕ (КОНТРОЛИРУЕМЫЕ) И НЕРЕГУЛИРУЕМЫЕ (НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ) ЗАТРАТЫ

Затраты делятся на две группы: регулируемые (контролируемые), нерегулируемые (неконтролируемые). Если руководитель центра затрат способен влиять на затраты, они являются регулируемыми, если затраты не поддаются управлению – они являются нерегулируемыми.

5.2. Методы дифференциации затрат

Любые затраты в общем виде могут быть представлены формулой:

Y = a + bX     (5.3.)

    где   Y   - совокупные затраты, руб.;

                a – постоянные затраты, руб.;

                b  -  переменные затраты на единицу продукции, руб.;

                X – показатель, характеризующий уровень деловой активности предприятия (объем производства продукции, работ, услуг и др.) в натуральных единицах измерениях.

Для принятия управленческих решений и планирования необходимо разделить (дифференцировать) совокупные затраты на переменную и постоянную части. В теории и практике финансового менеджмента существует три основных метода, позволяющих решить задачу дифференциации затрат:

  •  метод максимальной и минимальной точки,  
  •  графический метод,
  •  метод наименьших квадратов.

Метод максимальной и минимальной точки позволяет идентифицировать линейную зависимость между уровнем деловой активности и затратами, анализируя наибольший и наименьший объемы за период и связанные с ним затраты. Изменение в суммарных затратах между этими двумя уровнями (ΔY) делят на изменение в объеме (ΔХ) и таким образом определяют ставку переменных затрат на единицу продукции  (b):

,     (5.4)

Величина переменных затрат в максимальной и минимальной точках рассчитывается путем умножения ставки переменных затрат (b) на соответствующий объем производства (X). Далее вычисляют постоянную часть суммарных затрат в максимальной и минимальной точках, вычитая из общей суммы затрат за период соответствующие переменные затраты.

 Графический метод заключается в перенесении всех данных о суммарных затратах предприятия на  график. Затем проводится  прямая линия суммарных затрат с помощью линейки, которая накладывается на все точки таким образом, чтобы наилучшим образом аппроксимировать все множество точек. Точка пересечения этой линии с осью ординат показывает постоянные издержки. Тогда ставка переменных затрат (b) рассчитывается по следующей формуле:

      (5.5)

где - средние суммарные затраты за период;

- средний объем производства за период.

Метод наименьших квадратов является наиболее точным. Ставка переменных издержек рассчитывается по формуле:

b =     (5.6)

5.3. Методы планирования затрат на производство

и реализацию продукции

Различают следующие методы планирования себестоимости:

1) Метод полного включения затрат в себестоимость продукции.

2) Метод «директ-костинг» (direct costing) – метод прямых затрат.

Выбранный метод планирования влияет на величину себестоимости продукции и, следовательно, прибыль предприятия.

  •  Согласно методу полных затрат все  издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции, полностью  включаются в себестоимость продукции. Таким образом прямые и косвенные затраты пропорционально распределяются между реализованной продукцией и готовой продукцией на складе. В плановую калькуляцию по заранее установленным нормам включаются как прямые, так и косвенные затраты. Общий объем косвенных затрат пропорционально распределяют на изделия с помощью заранее рассчитанных коэффициентов  распределения косвенных затрат.
  •  Согласно методу прямых затрат, все издержки подразделяются на переменные (прямые) и постоянные. При этом себестоимость планируется только по переменным затратам. Постоянные затраты в плановую калькуляцию не включают, а периодически списывают на финансовые результаты, т.е. учитывают при расчете прибыли и убытков за период. По переменным затратам (материалам, оплате труда)  оцениваются также запасы – остатки готовой продукции на складе и незавершенного производства.

5.4. Операционный анализ в управлении текущими издержками

Операционный анализ, известный также как анализ «затраты-объем-прибыль» (cost-volume-profit или CVP-анализ) рассматривает изменение прибыли как функцию от следующих факторов: переменных и  постоянных затрат, цены продукции (работ, услуг), объема и ассортимента реализованной продукции.

Модель CVP-анализа должна учитывать ряд допущений:

  1.  Затраты можно точно разделить на постоянные и переменные составляющие.
  2.  Производится один товар, либо ассортимент, остающийся одинаковым на всем протяжении анализируемого периода (при наличии широкого ассортимента сбыта усложняется алгоритм CVP-анализа).
  3.  Затраты и выручка являются функцией объема производства.
  4.  Объем производства равен объему продаж.
  5.  Все другие переменные (кроме объема производства) не меняются в течение анализируемого периода, например, уровень цен, ассортимент реализуемых изделий, производительность труда.
  6.  Анализ применяется только к короткому временному периоду (обычно год или меньше), в течение которого выход продукции предприятия ограничен действующими производственными мощностями.

Ключевыми элементами операционного анализа служат:

  •  точка безубыточности (порог рентабельности),
  •  определение целевого объема продаж,
  •  запас финансовой прочности,
  •  анализ ассортиментной политики,
  •  операционный рычаг.

Остановимся подробнее на каждом из этих элементов.

ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ (ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ)

Введем важные определения.

Маржинальная прибыль (MP) – это превышение выручки от реализации (S) над переменными затратами (VC), либо сумма постоянных затрат (FC) и прибыли до выплаты процентов и налогов (EBIT):

MP = S – VC= FC + EBIT    (5.7)

Маржинальная прибыль на единицу продукции (MP на единицу) – это превышение продажной цены за единицу продукции (p) над переменными затратами на единицу продукции (v):

MP на единицу = pv      (5.8)

 

Коэффициент маржинальной прибыли (коэффициент MP) – это отношение маржинальной прибыли к объему продаж в процентах:

  (5.9)

или     (5.10)

где коэффициент v/p – это доля переменных затрат в выручке.

Точка безубыточности - это такая выручка от реализации, которая покрывает сумму постоянных и переменных затрат при заданных объеме производства и коэффициенте использования производственных мощностей, а прибыль равна нулю.

Точку безубыточности (BEP) можно рассчитать как в стоимостном выражении (руб.), так и в натуральном выражении (штуках):

BEP (в стоимостном выражении) =    (5.11)

BEP (в натуральном выражении)  (5.12)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕВОГО ОБЪЕМА ПРОДАЖ

Целевой объем продаж (S*) – это такой объем продаж, который соответствует целевой прибыли (EBIT*). Он рассчитывается по следующей формуле:

S* =     (5.13)

Если целевая прибыль задается как прибыль после уплаты налогов (NP*) , формула 4.13 принимает вид:

S*  =      (5.14)

где   t - ставка налога на прибыль

ЗАПАС ФИНАНСОВОЙ ПРОЧНОСТИ

Запас финансовой прочности измеряет разницу между фактическим объемом продаж и объемом продаж, соответствующим точке безубыточности, и показывает, насколько предприятие может сократить объем продаж, прежде чем понесет убытки. Запас финансовой прочности рассчитывается в процентах от планируемого объема продаж по формуле:

  (5.15)

Чем правее от точки безубыточности отстоит планируемый объем продаж, тем меньше вероятность убытков при возможном снижении продаж.

АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ

Решая вопрос, производство каких товаров ассортимента надо наращивать, а каких –  сокращать (либо прекращать), следует учитывать следующие положения:

  1.  Чем больше маржинальная прибыль,  тем больше объем и благоприятнее динамика прибыли.
  2.  Производство/продажа товара всегда связаны какими-либо ограничивающими факторами, которые зависят от специфики бизнеса и свойств внешней среды. К таким факторам можно отнести: объем производственных мощностей предприятия, емкость рынка сбыта, возможности использования трудовых ресурсов, доступность сырья и материалов, степень напряженности конкурентной борьбы, величина рекламного бюджета и пр. Самый жестким ограничивающим фактором является время.

Выбор приоритетного товара с помощью критерия «максимальный коэффициент маржинальной прибыли на единицу продукции – максимальная прибыль» может привести к неверным выводам. Необходимо основывать свой выбор на критерии «максимальная маржинальная прибыль на фактор ограничения – максимальная прибыль».

ОПЕРАЦИОННЫЙ РЫЧАГ

Операционный рычаг – это потенциальная возможность влиять на прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска. Действие операционного рычага заключается в том, что любое изменение выручки от продаж порождает еще более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики переменных и постоянных затрат на финансовые результаты при изменении объема выпуска. Изменяя величину не только переменных, но и постоянных затрат, можно вычислить, на сколько процентов возрастет прибыль. Уровень или силу воздействия операционного рычага (DOL) можно выразить как:

       (5.16)

В практических расчетах для определения уровня операционного рычага используют следующую формулу:

  или   

    (5.17)

Таким образом, понимание механизма действия операционного рычага позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности оперативной деятельности предприятия.

5.5. Ценовая политика предприятия

Ценовая политика – это система стандартных правил определения цен для типовых сделок продажи товаров предприятия. Набор методов, с помощью которых эти правила можно реализовать на практике, называются стратегией ценообразования.

Формирование ценовой политики происходит в несколько этапов:

  •  На первом этапе формируются стратегические цели предприятия, которые  являются основой для определения направлений его деятельности и устанавливаются на длительный период. Такими целями могут быть, например, проникновение на рынок и закрепление на нем, увеличение своей доли продаж на рынке и пр.
  •  На втором этапе происходит реализация выбранной стратегии при помощи решения ряда задач в самых разнообразных видах деятельности предприятия: производстве, ценообразовании, управлении затратами и пр.
  •  Если анализ рыночной ситуации подтверждает, что стратегические цели предприятия могут быть обеспечены за счет решения конкретных задач в области ценообразования, приступают к разработке тактики ценообразования. Тактика ценообразования - это набор конкретных практических мер по управлению ценами на продукцию предприятия, которые используются для решения задач, поставленных перед специалистами по ценообразованию. К числу таких мер относятся установление скидок и надбавок к ценам.
  •  И, наконец, определение тактики ценообразования создает основу для разработки ценовой политики и определения на ее основе уровня цен.

Ценовая политика предприятия во многом зависит от конкурентной структуры рынка. Структура рынка – это основные характеристики рынка, к числу которых относятся: количество и размер предприятий, находящихся на рынке, степень сходства (различия) товаров разных фирм, условия вхождения на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации. Существуют определенные особенности ценообразования на различных типах рынка: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии.

В зависимости от типа товаров (рынков) и позиции, занимаемой тем или иным предприятием, все предприятия можно разбить на две группы:

  1.  Предприятия, формирующие цены (ценовые лидеры).
  2.  Предприятия, следующие рыночным ценам (ценовые последователи).

Когда предприятие является ценовым лидером, то для формирования ценовой политики и стратегии ценообразования важным исходным материалом (базой) является информация о затратах. Такая информация также важна и для предприятия - ценового последователя, когда он определяет объем, ассортимент и качество продукции, на которые должны быть направлены его маркетинговые усилия с учетом доминирующей на рынке цены.

Также важно в расчетах учитывать инфляционный фактор, поскольку даже при неизменности цен на продукцию происходит их снижение за счет инфляции. Поэтому цены на продукцию в условиях инфляции должны содержать инфляционную составляющую.

Наибольшее влияние на ценообразование предприятия оказывают покупатели, конкуренты и затраты. Вес этих факторов при ценообразовании зависит от конкретных обстоятельств.   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65008. Семантика этнонима «татар» в западноевропейских источниках 40 KB
  Ко второму классу он причисляет турков, крымских, узбекских, башкирских, киргизских и туркменских тартар, имеющих почти один и тот же диалект со следующими народами: 1) сибирско-магометанскими тартарами, живущими вблизи городов Тобольск, Тюмень и Тора; 2) якутами-язычниками, живущими на реке Лена; 3) чувашами-язычниками.
65010. Тамга (к функции знака) 567 KB
  Очевидная популярность данного термина в тюрко-монгольской среде откуда он и был заимствование в другие языки в том числе и в русский все же не может считаться доказательством именно тюрко-монгольского происхождения тамг как принципиально новой знаковой системы отличной например от письменности.
65011. Гегемония ойратов в Монголии в XV веке 32 KB
  Монгольское государство продолжило свое существование уже на территории Монголии которая превратилась в самостоятельный политический и экономический организм. В послеюаньский период по мере роста хозяйственной и политической самостоятельности феодальных княжеств реальная власть и авторитет верховного хана...
65012. О времени великой борьбы в степях Монголии 64 KB
  У каждого современного тюркского народа есть средневековые этнические предки. Например, казахи считаются потомками кыпчаков, поэтому они претендуют на их богатейшее историческое и культурное наследие.
65013. Воинское снаряжение и оружие монгольского воина XIII—XIV веков 157.5 KB
  Рассмотрение вопроса о вооружении монгольского воина до недавнего времени в основном базировалось на данных письменных источников и реже — на находках отдельных предметов «татаро-монгольского облика», преимущественно наконечников стрел...
65014. Когда монголы жили по-монгольски 34 KB
  Они оказались рукописными копиями монгольских законов составленных на съездах князей Халки Северной Монголии в период с 1603 по 1639 годы. Так стал известен юридический документ получивший в науке название Восемнадцать степных законов...
65015. Влияние исламских и татарских монет на Российскую денежную систему 423 KB
  Исламские монеты формировали основу русской денежной системы веками. В начале существования славянского княжества, ввезенные дирхамы Аббасидов и Саманидов были основными монетами, находящимися в обращении в Киеве.
65016. Военное устройство монгольской империи 115 KB
  Хотя военное искусство монголов продолжало развиваться и в последующее время царствования Чингисхана а также при его преемниках особенно в области применения к военному делу техники заимствованной у культурных врагов и их развитие могло конечно повлиять на подробности...