7569

Сущность дивидендной политики предприятия

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Сущность дивидендной политики предприятия Стратегия выплаты дивидендных доходов - весьма важный раздел в области финансовой политики, так как их величина является для многих предприятий существенной статьей расходов. На первый взгляд, может пок...

Русский

2013-01-25

62.5 KB

50 чел.

Сущность дивидендной политики предприятия

Стратегия выплаты дивидендных доходов – весьма важный раздел в области финансовой политики, так как их величина является для многих предприятий существенной статьей расходов. На первый взгляд, может показаться очевидным, что предприятие должно всегда стремиться возвращать путем выплаты дивидендов акционерам столько, сколько возможно. Но, с другой стороны, может показаться в равной степени очевидным, что предприятие всегда может в интересах акционеров вкладывать деньги во что-либо, для получения большего дохода, вместо того, чтобы выплачивать их.

Дивидендная политика – процесс оптимизации пропорций между потреблением и капитализацией прибыли с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Термин «дивидендная политика» связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако на предприятиях другой организационно-правовой формы также существует распределение прибыли, в этом случае меняется только терминология – вместо акция и дивиденд используются термины пай, вклад и прибыль на вклад, механизм же выплаты доходов собственникам остается таким же.

Термин «дивиденд» обычно соотносится с наличными выплатами из чистой прибыли. Если платеж осуществляется из иного источника, например, из нераспределенной прибыли, вместо термина «дивиденд» используется термин «распределение». Если дивиденды выплачиваются из капитала, то их называют «ликвидационным дивидендом».

Дивиденды не всегда выплачиваются в денежной форме. Иногда компании объявляют о дивидендах в форме акций или иных ценных бумаг. Кроме того, существует иной способ выплаты дохода акционерам в денежной форме – выкуп части акций. Выкупленные акции помещаются на хранение в казначейство компании, а если ей потом понадобятся деньги, могут быть проданы вновь.

Выкуп акций, как и дивиденды, служит для того, чтобы вернуть акционерам их деньги. Однако в отличие от дивидендов выкуп акций — это чаще всего разовое мероприятие. Так что, объявляя о выкупе акций, компания вовсе не берет на себя долгосрочное обязательство зарабатывать и распределять больше денег.

Также между выплатой денежных дивидендов и выкупом акций имеется большая разница в налогообложении. Если дивиденды облагаются налогом как обычный доход, то акционеры, продавшие акции обратно компании, платят налог только тогда, когда в результате такой сделки получают приращение капитала (за счет роста курсовой стоимости).

  1.  Факторы, определяющие дивидендную политику

Стратегия выплаты дивидендных доходов – весьма важный раздел в области финансовой политики, так как их величина является для многих предприятий существенной статьей расходов. На первый взгляд, может показаться очевидным, что предприятие должно всегда стремиться возвращать путем выплаты дивидендов акционерам столько, сколько возможно. Но, с другой стороны, может показаться в равной степени очевидным, что предприятие всегда может в интересах акционеров вкладывать деньги во что-либо, для получения большего дохода, вместо того, чтобы выплачивать их.

Дивидендная политика – процесс оптимизации пропорций между потреблением и капитализацией прибыли с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Термин «дивидендная политика» связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако на предприятиях другой организационно-правовой формы также существует распределение прибыли, в этом случае меняется только терминология – вместо акция и дивиденд используются термины пай, вклад и прибыль на вклад, механизм же выплаты доходов собственникам остается таким же.

Дивиденды не всегда выплачиваются в денежной форме. Иногда компании объявляют о дивидендах в форме акций или иных ценных бумаг. Кроме того, существует иной способ выплаты дохода акционерам в денежной форме – выкуп части акций. Выкупленные акции помещаются на хранение в казначейство компании, а если ей потом понадобятся деньги, могут быть проданы вновь.

Выкуп акций, как и дивиденды, служит для того, чтобы вернуть акционерам их деньги. Однако в отличие от дивидендов выкуп акций — это чаще всего разовое мероприятие. Так что, объявляя о выкупе акций, компания вовсе не берет на себя долгосрочное обязательство зарабатывать и распределять больше денег.

Также между выплатой денежных дивидендов и выкупом акций имеется большая разница в налогообложении. Если дивиденды облагаются налогом как обычный доход, то акционеры, продавшие акции обратно компании, платят налог только тогда, когда в результате такой сделки получают приращение капитала (за счет роста курсовой стоимости).

На практике оптимальная доля дивидендов – это функция четырех факторов:

  1.  Предпочтение инвесторами дивидендов по сравнению с приростом капитала и значимость дивидендов для собственников;
  2.  Инвестиционные возможности предприятия;
  3.  Целевая структура капитала;
  4.  Возможность привлечения заемного капитала.

Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся:

стадия жизненного цикла (на ранних стадиях жизненного цикла предприятие вынуждено больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);

необходимость расширения своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводство основных фондов и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);

степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды).

Целевая структура капитала должна поддерживать баланс между определенным соотношением собственного и заемного капитала, формируемым финансовым руководством и собственниками предприятия, и  достигнутым уровнем финансового рычага.

Факторы, характеризующие возможность привлечения заемного капитала. В этой группе факторов основными являются:

стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

доступность кредитов на финансовом рынке;

уровень кредитоспособности предприятия, определяемый его текущим финансовым состоянием.

фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.

  1.  Дивидендная политика и рыночная стоимость предприятия

Дивидендная политика – процесс оптимизации пропорций между потреблением и капитализацией прибыли с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Достижение максимального благосостояния собственника невозможно добиться без разработанной дивидендной политики.

Существует несколько теоретических подходов, показывающих влияет ли  дивидендная политика на рыночную стоимость предприятия.

Теория «иррелевантности дивидендов» (dividend irrelevance theory) доказывает, что дивидендная политика не имеет никакого отношения к стоимости компании.

Данная теория была впервые представлена в 1961 г. Мертоном Миллером и Франко Модильяни, когда они опубликовали теоретическую статью, показывающую, что стоимость компании определяется исключительно доходностью ее активов и инвестиционной политикой, а пропорции распределения дохода между дивидендами и реинвестированной  прибылью не оказывают влияния на совокупное богатство акционеров. Следовательно, оптимальной дивидендной политики как фактора повышения стоимости фирмы не существует.

Теория «синицы в руках» (bird-in-the-hand) показывает, что увеличение дивидендных выплат ведет к росту стоимости компании.

Выплата дивидендов представляет собой не только денежный доход акционеров, но и в определенной степени показывает, насколько успешно работает коммерческая организация.  

Таким образом, если рассматривать что стоимость акций предприятия складывается из ожидаемых будущих поступлений и спроса на акции, то выплата щедрых дивидендов, при прочих равных условиях стимулирует спрос, а следовательно повышает рыночную стоимость предприятия.

Теория «налоговой дифференциации» (tax differential theory) – основана на том, что выплата высоких дивидендов снижает рыночную стоимость акций предприятия.

Как уже отмечалось, еще одна точка зрения указывает на то, что щедрые дивидендные выплаты снижают рыночную стоимость предприятия. Представители этой теории указывают на налоговую составляющую при выплате дивидендного дохода. Если дивиденды облагаются налогом по более высоким ставкам, нежели приращение капитала, фирмы должны платить самые низкие денежные дивиденды, какие только могут себе позволить. Имеющиеся денежные средства следует сохранять в виде нераспределенной прибыли или же использовать для выкупа акций.

Осуществляя дивидендную политику в этом направлении, корпорации могут обратить дивиденды в прирост капитала. Коль скоро такая финансовая стратегия ведет к уменьшению налогового бремени инвесторы предпочтут ее, и такие акции с низким дивидендным доходом будут стоить дороже.

По российскому законодательству дивидендный доход облагается по ставке 9%, а налога на доход о капитализации не существует. Таким образом, при выплате дивидендов, часть капитализации предприятия теряется и при устойчивости данной тенденции рыночная стоимость предприятия снизится.

  1.  Теория иррелевантности дивидендов

Существует несколько теоретических подходов показывающих влияет ли  дивидендная политика на рыночную стоимость предприятия.

Теория «иррелевантности дивидендов» (dividend irrelevance theory) доказывает, что дивидендная политика не имеет никакого отношения к стоимости компании.

Теория «синицы в руках» (bird-in-the-hand) показывает, что увеличение дивидендных выплат ведет к росту стоимости компании.

Теория «налоговой дифференциации» (tax differential theory) – основана на том, что выплата высоких дивидендов снижает рыночную стоимость акций предприятия.

Теория «иррелевантности дивидендов»

Данная теория была впервые представлена в 1961 г. Мертоном Миллером и Франко Модильяни, когда они опубликовали теоретическую статью, показывающую, что стоимость компании определяется исключительно доходностью ее активов и инвестиционной политикой, а пропорции распределения дохода между дивидендами и реинвестированной  прибылью не оказывают влияния на совокупное богатство акционеров. Следовательно, оптимальной дивидендной политики как фактора повышения стоимости фирмы не существует.

Ф. Модильяни и М. Миллер основывались на следующих предпосылках:

  •  существуют только совершенные рынки капитала, подразумевающие бесплатность и равнодоступность информации для всех инвесторов, отсутствие трансакционных расходов (затрат по выпуску и размещению акций), рациональность поведения акционеров;
  •  новая эмиссия акций полностью размещается на рынке;
  •  отсутствуют налоги;
  •  для инвесторов равноценны дивиденды и доходы от прироста капитала.

Если инвестиционная политика предприятия и политика в области заимствования остаются неизменными, любое увеличение денежных дивидендов должно компенсироваться выпуском акций. Фактически акционеры финансируют дополнительные дивиденды, продавая часть своей доли собственности в предприятии. Следовательно, цена акции падает ровно на столько, сколько нужно, чтобы уравновесить дополнительные дивиденды.

Теория иррелевантности дивидендов очень часто подвергалась критике, потому что допущения Модильяни и Миллера слишком абстрактны. На практике отсутствует эффективный рынок капитала, предприятия и собственники должны платить налоги,  нести затраты связанные с выпуском акций. Кроме того, менеджеры предприятия лучше информированы о положении дел на предприятии, особенно в сравнении с миноритарными акционерами, в результате инвестору не безразлично, получит он доход на вложенный капитал в форме дивидендных выплат или в форме повышения курса акций фирмы. Таким образом, заключение Модильяни и Миллера об иррелевантности дивидендов неприменимо для условий реального мира, однако позволяет понять очень важный аспект – обратную зависимость дивидендных выплат и курса стоимости акций, при прочих равных условиях, что не влияет на финансовое благополучие прежних акционеров.

  1.  Основные виды дивидендной политики

Дивидендная политика – процесс оптимизации пропорций между потреблением и капитализацией прибыли с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Типы дивидендной политики:

1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности.

2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Для того, чтобы избежать этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относительно низком уровне.

  1.  Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды -наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.
  2.  Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли. Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.

5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности — если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность предприятия сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях). Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании — если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17324. Элементы функционального программирования в C# 115.85 KB
  Лекция 10. Элементы функционального программирования в C План 1. Элементы функционального программирования в C 2. Делегаты 3. Лямбдавыражения и лямбдафункции 1. Элементы функционального программирования в C Даже из названия функциональное программирован...
17325. Язык LINQ 145.16 KB
  Лекция 11. Язык LINQ План 1. Основы языка LINQ 2. LINQ: обобщения и интерфейсы 3. Основные операции запроса 4. Преобразования данных с LINQ 5. Связи типов в операциях запроса 6. Синтаксис запроса или синтаксис метода 1. Основы языка LINQ Language Integrated Query LINQ проект Microsoft по ...
17326. LINK to SQL 251.7 KB
  Лекция 11. LINK to SQL 10.1.2.1. Общие сведения После ознакомления с основными аспектами работы с запросами в C можно рассмотреть конкретный тип поставщика LINQ LINQ to SQL. Отображение реляционных данных на объектную модель всегда было одной из наиболее сложных проблем при построе...
17327. ПАРАДИГМИ ПРОГРАМУВАННЯ 3.17 MB
  ПАРАДИГМИ ПРОГРАМУВАННЯ Конспект лекцій 8.080401: Інформаційні управляючі системи та технології Освітньокваліфікаційний рівень магістр ТЕМА 1. ПАРАДИГМА ІМПЕРАТИВНОГО ПРОГРАМУВАННЯ Лекція 1. Огляд парадигм програмування 1.1 Базові поняття і визначення Перш ...
17328. ПРЕДМЕТ І ЗАВДАННЯ КУРСУ ПОЛІТЕКОНОМІЇ 85.5 KB
  ПРЕДМЕТ І ЗАВДАННЯ КУРСУ ПОЛІТЕКОНОМІЇ 1. Предмет курсу Економічне життя суспільства є надзвичайно багатогранним. Його вивчає система економічних наук які включають науки про загальні закони економічного розвитку галузеві економічні науки науки що розглядають конкр...
17329. ЕКОНОМІЧНА ДУМКА СТАРОДАВНЬОГО СВІТУ ТА СЕРЕДНЬОВІЧЧЯ. МЕРКАНТИЛІЗМ 263.5 KB
  ЕКОНОМІЧНА ДУМКА СТАРОДАВНЬОГО СВІТУ ТА СЕРЕДНЬОВІЧЧЯ. МЕРКАНТИЛІЗМ Історія економічної думки бере свій початок у глибокій давнині. Уже первісні люди мали якісь зачатки господарських знань котрі були результатом осмислення виробничого досвіду. З розвитком сус
17330. КЛАСИЧНА ШКОЛА ПОЛІТИЧНОЇ ЕКОНОМІЇ 220 KB
  КЛАСИЧНА ШКОЛА ПОЛІТИЧНОЇ ЕКОНОМІЇ Розвиток капіталістичних відносин спричинив занепад меркантилізму передовсім в Англії найбільш економічно розвинутій країні. Інтереси буржуазії переміщуються зі сфери обігу у сферу виробництва. На перший план виходить проми
17331. ЕВОЛЮЦІЯ КЛАСИЧНОЇ ПОЛІТИЧНОЇ ЕКОНОМІЇ В ПЕРШІЙ ПОЛОВИНІ ХІХ СТОЛІТТЯ. ЗАВЕРШЕННЯ КЛАСИЧНОЇ ТРАДИЦІЇ 309 KB
  Еволюція класичної політичної економії в першій половині ХІХ століття. завершення класичної традиції Класична школа політичної економії започаткована Адамом Смітом і Давидом Рікардо справила великий вплив на дальший розвиток економічної науки та формуванн...
17332. КРИТИЧНИЙ НАПРЯМ ПОЛІТИЧНОЇ ЕКОНОМІЇ. ФОРМУВАННЯ СОЦІАЛІСТИЧНИХ ІДЕЙ 97 KB
  КРИТИЧНИЙ НАПРЯМ ПОЛІТИЧНОЇ ЕКОНОМІЇ. ФОРМУВАННЯ СОЦІАЛІСТИЧНИХ ІДЕЙ Початок XIX ст. ознаменувався бурхливим розвитком капіталізму що був прискорений промисловим переворотом. Розвиток капіталістичних відносин супроводжувався занепадом і розкладом дрібного виро