7570

Политика управления оборотными активами

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Политика управления оборотными активами Политика управления оборотными активами заключается в воздействии на объем и структуру оборотных активов, а также на источники его формирования с целью повышения эффективности использования. Главной целью упра...

Русский

2013-01-25

95 KB

56 чел.

Политика управления оборотными активами

Политика управления оборотными активами заключается в воздействии на объем и структуру оборотных активов, а также на источники его формирования с целью повышения эффективности использования.

Главной целью управления оборотными активами предприятия является максимизация прибыли (рентабельности) при обеспечении устойчивой и достаточной платежеспособности организации. Эти две цели в определенной степени противостоят друг другу. Так, для повышения рентабельности необходимо, чтобы денежные средства были вложены в различные виды оборотных активов с заведомо более низкой, чем денежные средства, ликвидностью. А для обеспечения устойчивой платежеспособности у организации постоянно должна находиться на счете некоторая сумма денежных средств, фактически изъятая из оборота для текущих платежей, или же часть средств должна быть размещена в виде высоколиквидных активов. Таким образом, важной задачей в части управления оборотным капиталом хозяйствующего субъекта является обеспечение оптимального соотношения между платежеспособностью и рентабельностью путем поддержания соответствующих размеров и структуры оборотного капитала.

Для определения платежеспособности предприятия используются коэффициенты ликвидности и финансовой устойчивости. Повысить финансовую устойчивость предприятия можно за счет сокращения доли заемных средств в общей структуре капитала и увеличением вложений в наиболее ликвидные активы.

Доходность вложенных средств в оборотные активы можно увидеть, используя коэффициент рентабельности, а также модель Дюпона, которая применительно к этому виду активов имеет вид:

Роа = Ррп*Ооа

где

Роа – рентабельность оборотных активов;

Ррп – рентабельность реализации продукции;

Ооа – оборачиваемость оборотных активов.

Т.е. чем выше оборачиваемость, тем больше норма доходности.

Ооа =

С другой стороны, величина оборотных активов напрямую зависит от длительности кругооборота текущего капитала. Увеличение скорости оборота дает наибольший положительный эффект, поскольку незамедлительно отражается и на величине используемых в обороте ресурсов и на затратах по их содержанию и привлечению.

Другими словами, политика управления оборотными активами в первую очередь должна оптимизировать объем средств, инвестированных в оборотные активы, минимизировать операционный цикл предприятия, обеспечивая заданный уровень соотношения эффективности и риска.

  1.  Основные источники и формы финансирования оборотных средств организации

Оборотные активы  характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую (операционную) деятельность и полностью потребляемых в течение одного операционного  цикла.

Управление оборотными средствами относится к поиску наиболее эффективных источников финансирования оборотных активов при допущении, что их величина стабильна.

Идеальный случай. Когда краткосрочные активы предприятия всегда финансируются краткосрочными обязательствами, а долгосрочные активы — долгосрочными долгами и собственным капиталом. В этих условиях чистый оборотный капитал всегда равен нулю, потому что краткосрочные активы финансируются за счет краткосрочных обязательств. Для финансирования покупки запасов и издержек его хранения используются банковские кредиты со сроком платежа менее года. Эти займы выплачиваются по мере реализации товара.

Варианты инвестирования средств в оборотные активы зависят от выбранного типа финансовой политики, а именно от того, какие источники финансирования выбирают для покрытия варьирующей части оборотных активов.

Консервативная финансовая политика инвестирования оборотного капитала всегда предлагает наличие избытка денег в краткосрочном периоде и крупную инвестицию в легко реализуемые ценные бумаги.

Агрессивная финансовая политика, инвестирования оборотного капитала использует долгосрочное финансирование только применительно к неизменной части требуемых активов, а сезонные и иные вариации покрывает за счет краткосрочных займов.

Сравнивая эти две стратегии отметим, что основное различие заключается в пути финансирования сезонных изменений потребности в активах. В случае проведения консервативной политики предприятие покрывает варьирующую часть оборотных активов долгосрочными пассивами. В случае проведения агрессивной политики предприятие финансирует изменяющуюся часть оборотных активов за счет внешних займов на краткосрочной основе. Как мы обсуждали выше, точно так же предприятие, проводящее консервативную политику, больше средств инвестирует в оборотный капитал, нежели предприятие, проводящее агрессивную политику.

Умеренный подход – предприятие сохраняет небольшой резерв ликвидных средств, существенные колебания в оборотных средствах покрываются за счет краткосрочных обязательств. Компромиссный подход заключается в том, что предприятие делает краткосрочные займы для покрытия финансовых нужд в пиковой точке, но поддерживает денежный запас в форме легко реализуемых ценных бумаг в течение периодов спада.

Задачи и параметры управления различными группами оборотного капитала

Блок управления оборотным капиталом

Задачи управления

Параметры (факторы, влияющие на величину элементов оборотного капитала)

Управление запасами

Оптимизация общего размера и структуры запасов при минимизации затрат на приобретение и хранение, а также обеспечение эффективного контроля за их движением

  •  условия приобретения запасов (величина партий, частота заказа, скидки в цене);
  •  издержки по хранению запасов (складские расходы, порча, замораживание средств);
  •  условия производственного процесса (длительность подготовительного и основного процесса, материалоемкость продукции);
  •  условия реализации готовой продукции (изменение объемов продаж, скидки в цене, состояние спроса, развитость товаропроизводящей сети).

Управление дебиторской задолженностью

Максимально возможное уменьшение величины дебиторской задолженности в рамках выбранной кредитной политики предприятия, ликвидация сомнительной задолженности, рациональное использование системы отсрочки платежей, обеспечение своевременной ее инкассации

  •  состояние конкурентной среды (вид продукции, емкость рынка, насыщенность и др.);
  •  система расчетов в организации;
  •  уровень инфляции;
  •  соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;
  •  величина сомнительной задолженности;
  •  объем реализации.

Управление денежными средствами

Оптимизация свободных остатков денежных средств с целью обеспечения постоянной платежеспособности и эффективного использования в процессе хранения

  •  величина ежедневных денежных расходов;
  •  риск возникновения непредвиденных расходов,
  •  объемы операций.

  1.  Взаимосвязь краткосрочного и долгосрочного финансирования. Выбор оптимальной стратегии финансирования оборотных средств

Оборотные активы  характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую (операционную) деятельность и полностью потребляемых в течение одного операционного  цикла.

Идеальный случай. Когда краткосрочные активы предприятия всегда финансируются краткосрочными обязательствами, а долгосрочные активы — долгосрочными долгами и собственным капиталом. В этих условиях чистый оборотный капитал всегда равен нулю, потому что краткосрочные активы финансируются за счет краткосрочных обязательств. Для финансирования покупки запасов и издержек его хранения используются банковские кредиты со сроком платежа менее года. Эти займы выплачиваются по мере реализации товара.

Величина оборотных активов, вовлеченных в производство, зависит от нескольких факторов.

Во-первых, от отрасли, в которой работает предприятие, от потребительских и технологических свойств продукции, от особенностей производства и реализации, от величины спроса на продукцию данного предприятия.

Во-вторых, величина оборотного капитала зависит от выбранного типа политики формирования, а именно от приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности.

Известны три принципиальных подхода к формированию оборотных активов предприятия:

Консервативный подход предусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех видах оборотных активов для реализации хозяйственной деятельности, но и создание увеличенных резервов в случае сложностей с обеспечением сырьем и материалами, ухудшения внутренних условий производства, задержки инкассации дебиторской задолженности, активизации спроса покупателей и т.п. Такой подход гарантирует минимизацию операционных и финансовых рисков, но отрицательно сказывается на эффективности использования оборотных активов — оборачиваемости и уровне рентабельности.

Умеренный подход направлен на обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных активов, создание нормальных страховых резервов в случае типичных сбоев в деятельности предприятия. При таком подходе достигается среднее для реальных хозяйственных условий соотношение между уровнями риска и эффективности использования финансовых ресурсов.

Агрессивный подход заключается в минимизации всех форм страховых резервов по отдельным видам оборотных активов. При отсутствии сбоев в ходе операционной деятельности такой подход к формированию оборотных активов обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности их использования, однако любые сбои, вызванные действием внутренних или внешних факторов, приводят к существенным финансовым потерям из-за сокращения объема производства и реализации продукции.

Для того, чтобы определить оптимальный объем инвестиций, необходимо минимизировать издержки, связанные с величиной средств, инвестированных в оборотные активы.

Оптимальный объем текущих активов наиболее высок при консервативной политике. Консервативная политика наиболее приемлема, когда вынужденные издержки низки в сравнении с издержками экономии на масштабах производства.

Объем оборотных активов при агрессивной политике значительно ниже. Агрессивная политика наиболее приемлема, когда вынужденные издержки высоки в сравнении с издержками экономии на масштабах производства.

  1.  Эффективное управление запасами как фактор роста прибыли

Политика управления запасами представляет собой часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся в оптимизации общего размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за их движением.

Одной из основных задач политики управления товарно-материальными запасами является разработка такого механизма, с помощью которого можно достичь оптимальных капиталовложений в товарно-материальные ценности. Этот уровень не одинаков для различных отраслей промышленности и даже для предприятий одной отрасли. Успешное управление запасами минимизирует их объемы, помогает снизить расходы и повысить доход.

Наличие товарно-материальных запасов у предприятия (материалов, готовой продукции, незавершенного производства) оказывает двоякое влияние на финансовое состояние организации.

Положительное влияние

  1.  Можно оперативно выполнить заказ покупателя вследствие достаточного уровня запасов;
  2.  Создание больших запасов позволит выполнить крупный заказ, оперативно удовлетворить возросший спрос;
  3.  Закупки в большом количестве, как правило, позволяют добиться существенных скидок.

Таким образом, с одной стороны, предприятию выгодно завозить сырье и материалы как можно более высокими партиями. Чем выше размер партии поставки, тем ниже совокупный размер операционных затрат по размещению заказов в определенном периоде (оформлению заказов, доставке заказанных товаров на склад и их приемке на складе).

Также наличие запасов готовой продукции при увеличившемся спросе или верный расчет сезонных колебаний, позволяющий постоянно и в полном объеме обеспечивать производство, позволят предприятию осуществить больший объем продаж, увеличить свою долю рынка, что положительно скажется на всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Однако есть и отрицательное влияние наличия запасов на предприятии.

Отрицательное влияние.

  1.  Формирование крупных заказов сопряжено с возникновением вмененных затрат (упущенной выгоды вследствие отказа от альтернативных направлений использования ресурсов);
    1.  Возникают дополнительные издержки по хранению, перевозке, страхованию запасов;
    2.  Возникают возможные убытки, связанные с устареванием продукции, ее порчи.

Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Обеспечение этой эффективности достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики управления запасами

Среди систем контроля за движением запасов наиболее широкое применение получила система А-В-С

Метод А-В-С  классифицирует запасы по какому-то определенному показателю важности, обычно по годовому использованию данного товара в денежном выражении (т.е. денежная стоимость единицы товара на складе, умноженная на годовой показатель использования данного товара). Метод А-В-С — классификация материальных запасов в соответствии с определенным показателем важности; в соответствии с этим показателем распределяется вся деятельность по контролю и управлению запасами.

Модель экономически обоснованных потребностей (EOQ)

Условия:

  1.  Все расчеты относятся только к одному виду товара.
  2.  Известны нормы годового спроса.
  3.  Время исполнения заказов не меняется.
  4.  Каждый заказ поступает единой поставкой.
  5.  Количественные скидки не действуют

Оптимального объема заказа:

Q =

D – показатель спроса, обычно число единиц в год

Q – объем заказа, в единицах

S – стоимость заказа, в рублях

Н – стоимость хранения, обычно годовая сумма на единицу

  1.  Виды дебиторской задолженности. Оптимальный уровень и факторы, его определяющие

В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам:

  •  дебиторская задолженность за товары, работы, услуги;
  •  дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;
  •  дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;
  •  прочие виды дебиторской задолженности.

Среди перечисленных видов наибольший объем дебиторской задолженности предприятий приходится на задолженность покупателей за отгруженную продукцию. В общей сумме дебиторской задолженности на расчеты с покупателями приходится 80-90%.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотным капиталом и маркетинговой политики организации, заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

В целом, издержки и прибыли от предоставления торгового кредита будут зависеть от многих факторов.

К внешним можно отнести:

  •  общее состояние экономики. От общего состояния экономики существенно зависят финансовые возможности покупателей и их платежеспособность.
  •  состояние спроса на продукцию и конъюнктура рынка. При прочих равных условиях, для предприятий, жестко конкурирующих на рынке и имеющих небольшую долю продаж кривая издержек неиспользованных возможностей будет находиться выше, чем для предприятий монополистов, с устойчивой клиентурой;

К основным внутренним факторам относятся:

  •  предприятия с избыточными производственными мощностями и низкими переменными операционными издержками, могут придерживаться более либеральной кредитной политики, чем предприятия, работающие на полную мощность и имеющие небольшую валовую прибыль.
  •  состояние бухгалтерского учета, проведения инвентаризации, наличие эффективной системы внутреннего контроля;
  •  политика взыскания дебиторской задолженности. Чем большую активность проявляет предприятие во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше качество дебиторской задолженности;

Некоторые факторы сложно отнести только к внешним или внутренним.  Такими факторами являются:

  •  платежная дисциплина покупателей.
  •  правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности.

Кроме того, существенное влияние на величину дополнительного денежного потока и величину издержек при предоставлении продукции с отсрочкой платежа оказывает система кредитных условий предоставляемых предприятием:

  •  срок предоставления кредита (кредитный период);
  •  стандарты кредитоспособности;
  •  размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
  •  политика сбора платежей.

Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию, он, как правило, находится в пределах от 30 до 120 дней.

Факторы, влияющих на продолжительность срока кредита: срок годности, потребительский спрос, издержки, доходность и стандартизация, кредитный риск, объем закупок., конкуренция.

Стандарты кредитоспособности – минимальная финансовая устойчивость, которой должны обладать клиенты для получения возможности отсрочки платежа.

Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскомy кредиту.

Политика сбора платежей, определяется  степенью лояльности по отношению к клиентам, задерживающим выплаты, с точки зрения предоставления кредита вновь и применения штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств.

Еще одним фактором, влияющим на величину дебиторской задолженности, является выбранный  тип кредитной политики организации: Консервативный тип кредитной политики организации направлен на минимизацию кредитного риска. Умеренный тип кредитной политики ориентирован на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

В основе агрессивного типа кредитной политики организации лежит задача максимизации дополнительной прибыли не считаясь с высоким уровнем кредитного риска.

  1.  Анализ показателей оборачиваемости дебиторской задолженности и средств в расчетах

Наиболее эффективное управление дебиторской задолженностью на предприятии, возможно, когда процесс выставления счетов и отслеживания сроков их оплаты автоматизирован. В результате легко определить дату возникновения задолженности на основе каждой конкретной счет-фактуры и составить их классификацию.

Однако если автоматизированный процесс управления дебиторской задолженностью на предприятии отсутствует, проконтролировать своевременность оплаты счетов предприятия можно с помощью расчета оборачиваемости дебиторской задолженности в днях.

Любое снижение оборачиваемости дебиторской задолженности является результатом замедления в оплате счетов и ведет к увеличению затрат предприятия, т. е. с невозможностью использовать эти средства в данный момент. Кроме того, замедление оплаты может служить сигналом об ухудшении качества дебиторской задолженности, т. е. свидетельствовать об увеличении доли «сомнительных» долгов и, следовательно, вероятности их невозврата

Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях DSO (Days Sales Outstanding) рассчитывают по следующей формуле:

DSO =

где

DSO (days sales outstanding) – оборачиваемость дебиторской задолженности в днях

AR (accounts receivable) – дебиторская задолженность за период;

T (time) – период в днях;

R (revenue) – выручка за период.

Для того, чтобы провести качественный анализ дебиторской задолженности предприятия с наименьшими затратами времени можно рассчитать DSO по каждому контрагенту (например, ежемесячно, ежеквартально). Это существенно упростит поиск неоплаченных счетов по тем контрагентам, у которых величина оборачиваемости дебиторской задолженности в днях наибольшая и вовремя принять действенные шаги.

Расчет DSO способствует не только лучшему контролю за дебиторской задолженностью, но также может быть использован для более точного прогнозирования ее величины.

Оборачиваемость средств в рассчетах

Увеличение оборачиваемости средств в расчетах на предприятии характеризуется как положительная тенденция, когда снижение оборачиваемости может говорить либо о снижении объема продаж, либо о снижении спроса на продукцию, либо же об росте дебиторской задолженности.

Формула расчета оборачиваемости средств в расчетах выглядит следующим образом:

где ВР - выручка от реализации,

ДЗ - средняя величина дебиторской задолженности

Данный показатель рассчитывается в оборотах. Если для анализ необходимо получить значение показателя в днях, то 365 дней необходимо разделить количество оборотов.

  1.  Политика управления кредиторской задолженностью

Управление движением кредиторской задолженности — это установление таких договорных взаимоотношений с поставщиками, которые ставят сроки и размеры платежей предприятия последним в зависимость от поступления денежных средств от покупателей.

Умелое использование временно привлеченных средств способствует максимизации прибыли от деятельности организации. Управление кредиторской задолженностью предполагает:

правильный выбор формы задолженности (банковская или коммерческая) с целью минимизации процентных выплат и затрат на приобретение материальных ценностей;

установление наиболее удобной формы банковского кредита и его срока (краткосрочная ссуда без обеспечения, кредит под залог);

недопущение образования просроченной задолженности, связанной с дополнительными затратами (штрафные санкции, пени).

Оптимизация кредиторской задолженности

Уменьшение собственного капитала за счет кредиторской задолженности увеличивает его рентабельность, если прибыль неизменна. Однако обычно за кредиторскую задолженность приходится платить. Это могут быть проценты за банковские ссуды, увеличение стоимости приобретенных в кредит товаров, различного рода штрафы, пени, неустойки и т.п.

Предприятие, предоставляя кредиты, рассчитывает увеличить финансовый результат, который как минимум будет больше средств, инвестированных в дебиторскую задолженность.

Дополнительная норма прибыли может быть получена тремя способами:

  •  увеличением объемов продаж;
  •  увеличение цены продукции;
  •  предоставление товарного (коммерческого) кредита.

Поэтому для предприятия более важно рассчитать насколько принятие решения о выделении торгового кредита на данных условиях выгодно, что имеет смысл только, если  чистая приведенная стоимость (net present value) – NPV от перехода на новую кредитную политику положительно.

При предоставлении дебиторской задолженности покупателям предприятие, как минимум, несет следующие виды издержек:

Затраты, связанные с предоставлением отсрочки платежа (кредитного анализа, выработки процедуры получения задолженности), CE (credit expenses) они измеряются в процентах от выручки.

Потери от безнадежных долгов BD  (bad debt) измеряются в процентах от выручки.

Предприятие несет потери от отвлечения денежных средств из оборота - норма дисконта – r (rate).

Принятие кредитного решения представляет из себя компромисс между дополнительной выгодой предприятия и затратами на предоставление кредита.

Расчет прибыли от перехода на новую кредитную политику при условии увеличения объемов продаж.

Переход на новую кредитную политику имеет смысл, если покрываются все издержки, связанные с предоставлением кредита, и сделана корректировка на требуемую норму доходности – r (rate). Соответствующее увеличение денежного потока является разницей между новым и старым объемами денежного потока:

Увеличение денежного потока = (P-v)*(Q’-Q)     

Р (price) – цена за единицу изделия;

V (variable cost) – переменные издержки на единицу продукции;

Q (quantity) – количество штук продукции, продающееся при текущей политики;

Q’ – количество штук продукции, которое будет продаваться при новой кредитной политике


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9156. Психика и организм 18.13 KB
  Психика и организм Нервная система- совокупность нервных образований в организме человека и позвоночных животных. Ее основные функции: обеспечение контактов с внешним мироминтеграция внутренних органов в системы, координация и регуляция...
9157. Психика, поведение и деятельность 28.67 KB
  Психика, поведение и деятельность. Развитие психики в филогенезе Первый вопрос, который возникает при исследовании развития психики в онтогенезе, это вопрос об объективном критерии, который отделяет психическую жизнь от допсихической. Су...
9158. Развитие психики человека. Историческое развитие психики и сознания (филогенез) 25.05 KB
  Развитие психики человека Историческое развитие психики и сознания (филогенез) Этапы Характеристика Примеры Сенсорный (ощущения) Простые безусловные рефлексы - совершенствование двигательного аппарата - постепенно развивается способность дифференци...
9159. Методы педагогических исследований. Исследование в области педагогики 62.5 KB
  Методы педагогических исследований Исследование в области педагогики - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. М...
9160. Основные понятия педагогики 17.86 KB
  Основные понятия педагогики Педагогика изучая процессы передачи и усвоения социально - исторического и культурного опыта, не может не задеть субъектов этого процесса, понимание динамики их личностного развития и влияние на личность различных фа...
9161. Педагогика как наука. Функции педагогической науки 20.26 KB
  Педагогика как наука Свое название педагогика получила от греческого слова пай-дагогос (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени существ...
9162. Общие основы педагогики Педагогический процесс 28.72 KB
  Общие основы педагогики Педагогический процесс Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Изображая обучение в свет...
9163. Целеполагание в педагогике. Понятие цели воспитания 22.79 KB
  Целеполагание в педагогике 1.Понятие цели воспитания Профессиональная деятельность педагога, как любая человеческая деятельность, предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность п...
9164. Внимание. Свойства и виды внимания 21.63 KB
  Внимание Содержание Понятие Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) Свойства внимания (объем, распределение, устойчивость, переключение, сосредоточенность) Требование: выделять индивидуальные особенности вни...