7571

Конституционное право-ведущая отрасль права в Республике Беларусь

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ТЕМА 1. Введение. Конституционное право-ведущая отрасль права в Республике Беларусь. Понятие и предмет конституционного права Республики Беларусь как отрасли права Место конституционного права в системе права Республики Беларусь Консти...

Русский

2013-01-25

78 KB

154 чел.

ТЕМА 1. Введение. Конституционное право-ведущая отрасль права в Республике Беларусь

1.1. Понятие и предмет конституционного права Республики Беларусь как отрасли права

1.2. Место конституционного права в системе права Республики Беларусь

1.3. Конституционно-правовые нормы и институты

1.4. Конституционно-правовые отношения: понятие, структура и виды

1.5. Источники конституционного права Республики Беларусь

1.6. Конституционное право Республики Беларусь как наука и учебная дисциплина

  1.  ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
    КАК ОТРАСЛИ ПРАВА

Словосочетание "конституционное право" употребляется в нескольких значениях:

  1.  отрасль права;
  2.  наука;
  3.  учебная дисциплина.

Самостоятельность конституционного права в правовой системе Республики Беларусь обусловлена его особым предметом регулирования и методом правового воздействия на общественные отношения.

Конституционное право – это ведущая отрасль белорусского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые составляют:

  1.  основы конституционного строя Республики Беларусь;
  2.  основы правового статуса человека и гражданина;
  3.  организацию, систему и устройство органов государственной власти и местного самоуправления.

Под предметом конституционного права понимают чаще всего общественные отношения, которые образуют главные устои общества и государства и непосредственно связаны с реализацией государственной власти. Конституционное право регулирует базовые, основополагающие отношения политической, экономической, социальной и духовной сфер жизнедеятельности общества.

Конституционное право отличается от других отраслей права методом воздействия на общественные отношения. В конституционном праве преобладающими являются императивные методы, которые предполагают, что одна из сторон общественных отношений наделяется государственно-властными полномочиями общеобязательного характера. В то же время вторая сторона общественных отношений обязана исполнять правовые требования первой стороны.

В конституционном праве применяются следующие методы:

  1.  метод запрета − предписание не совершать определенные действия ("Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды" − ч.3 ст.5 Конституции Республики Беларусь);
  2.  метод обязывания − предписания осуществить определенное действие ("Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее конституцию, законы и уважать национальные традиции" − ст.52 Конституции Республики Беларусь);
  3.  метод дозволения − разрешение совершать определенные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению ("Президент Республики Беларусь…имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей" − п.24 ст.84 Конституции Республики Беларусь).

  1.  МЕСТО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Конституционное право наряду с административным, гражданским, уголовным, финансовым и рядом иных отраслей является основной отраслью права, т.к. оперирует правовыми нормами порожденными в недрах самой отрасли. Помимо основных отраслей существуют комплексные отрасли, которые используют правовые нормы, заимствованные из основных отраслей права.

Специфика конституционного права среди иных правовых отраслей определяется следующим:

  1.  Конституционное право занимает центральное, ведущее место во всей правовой системе страны в силу значимости общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.
  2.  Нормы конституционного права являются исходными, главными, основными для других отраслей права, закрепляют их ведущие принципы.
  3.  Конституционное право регулирует общественные отношения, которые являются основополагающими для всех областей жизни, для устройства общества и государства.
  4.  Основы всех сфер общественной жизни в комплексе регулируются только конституционным правом.

Иные отрасли права в своих правовых нормах развивают и детализируют конституционно-правовые нормы для регулирования общественных отношений специфичных для каждой конкретной отрасли.

  1.  КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ИНСТИТУТЫ

Конституционное право представляет собой определенную систему. Система конституционного права − это совокупность взаимодействующих элементов, которые характеризуют внутреннее строение данной отрасли права. К элементам системы конституционного права как отрасли права относятся:

  1.  принципы конституционного права;
  2.  конституционно-правовые нормы;
  3.  институты конституционного права.

Принципы конституционного права − это основополагающие начала, которые определяют суть и характеристику данной отрасли права. Различают общие и специальные принципы. Специальные принципы конституционного права имеют руководящее значение лишь для отдельных норм и институтов конституционного права, например, принцип независимости судей и подчинения их только закону (ст.110 Конституции Республики Беларусь), а общие − для всех конституционно-правовых норм и институтов. К общим принципам конституционного права можно отнести:

а) принцип народного суверенитета (ст.3 Конституции Республики Беларусь);

б) принцип разделения властей (ст.6 Конституции Республики Беларусь);

в) принцип верховенства права (ст.7 Конституции Республики Беларусь);

г) принцип приоритета общепризнанных принципов международного права (ст.8 Конституции Республики Беларусь) и др.

Конституционно-правовые нормы − это общеобязательные правила поведения, установленные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, входящих в предмет конституционного права, которые обеспечиваются принудительной системой государства. Нормы конституционного права обладают общими чертами, присущими нормам права, а также имеют свои особенности.

Специфика конституционно-правовых норм заключается в следующем.

  1.  Структура конституционно-правовых норм, как правило, не соответствует классической триаде (гипотеза, диспозиция, санкция). Так, большинство норм конституционного права имеет двухэлементную (гипотеза и диспозиция) либо одноэлементную (диспозиция) структуру. Более того, для большинства норм Конституции Республики Беларусь характерно наличие только диспозиции. Например, в ч.1 ст.90 Конституции Республики Беларусь указывается: "Парламент − Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь"; ч.1 ст.3 Конституции Республики Беларусь устанавливает: "Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республики Беларусь является народ".
  2.  Конституционно-правовые нормы регулируют наиболее широкие и существенные, важные общественные отношения, оформляют правовые основы деятельности государства и общества.
  3.  Многие конституционно-правовые нормы имеют общий характер, они являются предоставительно-обязывающими, т.е. в них отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями, поскольку они не связаны с возникновением конкретных правоотношений. Так в ст.15 Конституции Республики Беларусь закреплено: "Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь".
  4.  Многие нормы конституционного права обладают учредительным характером. Таково, например, положение ст.6 Конституции Республики Беларусь: "Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную". Таким образом, данная норма является базовой для учреждения органов законодательной, исполнительной и судебн6ой власти.
  5.  В конституционном праве встречаются общерегулятивные нормы:

а) нормы-принципы;

б) нормы-задачи;

в) нормы-цели;

г) нормы дефиниции.

Пример нормы-цели в Конституции Республики Беларусь: "Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство − нейтральным" − ч.2 ст.18.

Классификация норм конституционного права.

  1.  По характеру обязательности содержащихся в них предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на:

 императивные − это нормы категоричные, не допускающие отступлений от предписанного ими правила ("Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство" − ч.2 ст.10 Конституции Республики Беларусь);

− диспозитивные − допускают регулирование отношений по соглашению сторон и устанавливают правило лишь на случай отсутствия соглашения ("Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок" − ч.5 ст. 104 Конституции Республики Беларусь);

− альтернативные − допускают различные варианты поведения участников отношений в зависимости от конкретных условий ("Если Палата представителей отказывает в доверии Правительству, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов" − ч.9 ст.106 Конституции Республики Беларусь).

  1.  По функциональной направленности различают конституционно-правовые нормы:

− регулятивные − непосредственно направлены на регулирование общественных отношений, их большинство ("Религия и вероисповедания равны перед законом" − ч.1 ст.16 Конституции Республики Беларусь);

− охранительные − представляют определенные запреты ("Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности" − ч.3 ст.16 Конституции Республики Беларусь).

  1.  По способу воздействия на субъекты права различают конституционно-правовые нормы:

− управомочивающие − определяют права субъектов действовать тем или иным образом ("Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в т.ч. от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство" − ст. 28 Конституции Республики Беларусь);

− обязывающие − возлагают на субъект обязанность совершить определенные действия ("Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией" − ч.1 ст.59 Конституции Республики Беларусь);

− запрещающие − содержат запреты на совершение предусмотренных в них действий ("Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав" − ст.58 Конституции Республики Беларусь).

  1.  По характеру регулируемых общественных отношений выделяют конституционно-правовые нормы:

− материальные − предусматривают содержание правовой нормы ("Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей" − ст.56 Конституции Республики Беларусь);

− процессуальные − определяют формы, порядок реализации материальных норм ("Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании" − ч.2 ст.82 Конституции Республики Беларусь).

  1.  По действию во времени нормы конституционного права делятся на:

− постоянные (неопределенный срок действия);

− временные (определенный срок действия);

− исключительные (действуют только в чрезвычайных условиях).

Институт конституционного права − определенная совокупность норм, регулирующая сходные, однородные и взаимосвязанные отношения. К институтам конституционного права Республики Беларусь можно отнести:

− институт основ конституционного строя;

− институт правового статуса личности;

− институт референдума;

− институт президентства;

− институт конституционного контроля и др.

Классификация институтов конституционного права.

  1.  С точки зрения структуры выделяют простые (унитарные) и комплексные институты конституционного права.

Простой (унитарный) институт не может быть разделен на другие меньшие по объему конституционно-правовые институты.

Комплексные институты конституционного права состоят из подинститутов, которые являются институтами для более мелких делений. Например, институт правового статуса личности включает в себя институт гражданства, институт личных прав, институт политических прав и т.д. вместе с тем крупные институты конституционного права могут рассматриваться как подотрасли конституционного права (например, парламентское право, избирательное право).

  1.  По содержанию обычно выделяют следующие институты конституционного права:

− институт основ конституционного строя;

− институт основ правового статуса личности;

− институт избирательного права;

− институт президентства;

− институт законодательной власти;

− институт исполнительной власти;

− институт основ судебной власти;

− институт основ местного самоуправления и др.

  1.  КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ

Конституционно-правовые отношения − это общественные отношения, участники которых юридически взаимосвязаны правами и обязанностями, установленными нормами конституционного права.

Особенности конституционно-правовых отношений:

  1.  эти отношения обладают высоким политическим потенциалом;
  2.  они опосредуют наиболее важные отношения, образующие устои общества и государства (отношения собственности, власти, государственное устройство и др.);
  3.  они являются базовыми правоотношениями, играют определяющую роль по отношению ко всем иным правоотношениям;
  4.  многие из данных конституционно-правовых отношений являются общими правоотношениями, которым характерен высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов;
  5.  конституционно-правовые отношения характеризует особый субъектный состав, в частности, одним из субъектов практически всегда выступает государство в лице своих органов или должностных лиц. Вместе с тем народ также является специфическим субъектом конституционно-правовых отношений.

Элементами конституционно-правовых отношений выступают: субъекты, объекты и содержание.

Субъекты конституционно-правовых отношений − это участники данных отношений, которые обладают правами и несут обязанности, предусмотренные нормами конституционного права.

Субъектами конституционно-правовых отношений в Республике Беларусь выступают:

  1.  народ Республики Беларусь;
  2.  государство − Республика Беларусь;
  3.  граждане Республики Беларусь, их группы и собрания;
  4.  иностранные граждане и лица без гражданства;
  5.  административно-территориальные и территориальные единицы;
  6.  государственные органы Республики Беларусь;
  7.  органы местного управления и самоуправления;
  8.  должностные лица;
  9.  депутаты представительных органов и их объединения;
  10.  общественные объединения граждан, политические партии;
  11.  трудовые коллективы и другие субъекты.

Объектом конституционно-правовых отношений выступают:

  1.  материальные блага (например, денежное вознаграждение депутата);
  2.  нематериальные блага (например, депутатская неприкосновенность);
  3.  действия (например, обращения граждан в государственные органы).

Содержание конституционно-правовых отношений составляют права и обязанности, которые осуществляют участники конституционно-правовых отношений.

Юридический факт является основанием возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений. Юридические факты делятся на две группы:

а) события, т.е. не зависящие от воли людей (например, смерть депутата влечет возникновение правоотношений по поводу проведения дополнительных выборов);

б) действия, т.е. зависящие от воли людей (например, обращение иностранного гражданина с заявлением о приобретении белорусского гражданства).

Классификация конституционно-правовых отношений.

1. В зависимости от характера взаимоотношений субъектов конституционно-правовых отношений выделяют:

− общие конституционно-правовые отношения − в них не определены конкретные субъекты;

− конкретные конституционно-правовые отношения − в них определены конкретные субъекты с правами и обязанностями.

2. По своему содержанию выделяют:

− материальные правоотношения − возникают при реализации материальных норм;

− процессуальные правоотношения − возникают при реализации процессуальных норм.

3. По времени действия выделяют:

− постоянные (бессрочные) правоотношения;

− временные (срочные) правоотношения, например, правоотношения, возникающие в процессе проведения выборов, референдума и т.д.

В зависимости от субъектного состава выделяют различные виды конституционно-правовых отношений. Например, это правоотношения, возникающие:

а) между народом в целом, с одной стороны, и государством − с другой (республиканский референдум);

б) между избирателями и органами государственной власти (выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь);

в) между избирателями и депутатами (отзыв депутата);

г) между различными государственными органами (реализация Президентом права законодательной инициативы, дача Палатой представителей согласия Президенту на назначение Премьер-министра, роспуск Президентом Палаты Представителей);

д) между государственными органами и общественными объединениями (регистрация политических партий и иных общественных объединений) и ряд других конституционно-правовых отношений.

  1.  ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Источники конституционного права − это внешнее выражение конституционно-правовых норм. Источниками конституционного права Республики Беларусь являются нормативные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. Нормативный правовой акт − это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (ст.1 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" с изменениями и дополнениями).

Источники конституционного права Республики Беларусь подразделяются:

1) в зависимости от территории действия источника конституционного права выделяют:

− источники, которые действуют на всей территории Республики Беларусь (например, Конституция, законы Республики Беларусь);

− источники, которые действуют на территории административно-территориальной единицы (например, решение местного Совета депутатов о делегировании каких-либо полномочий местному исполнительному и распорядительному органу);

  1.  в зависимости от содержания, конкретного характера регулируемых общественных отношений (Закон "О гражданстве Республики Беларусь", Закон "О печати и других средствах массовой информации");
  2.  в зависимости от круга участников конституционно-правовых отношений, на которые эти акты распространяются (например, положения Избирательного кодекса Республики Беларусь распространяются на граждан Республики Беларусь, а нормы Закона "О беженцах" − на иностранных граждан и лиц без гражданства).

Нормативно-правовые акты − источники конституционного права Республики Беларусь различаются по своей юридической силе.

Иерархия нормативных правовых актов − источников конституционного права Республики Беларусь может быть представлена следующим образом:

  1.  Конституция Республики Беларусь − Основной закон белорусского государства. Является основным источником конституционного права Республики Беларусь;
  2.  законы − нормативно-правовые акты, которыми регулируются наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Можно выделить следующие виды законов − источников конституционного права Республики Беларусь

конституционные законы − законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, законы о введении в действие данных законов, законы о толковании Конституции Республики Беларусь. Они считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента;

программные законы − законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине. Они считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента;

референдарные законы − законы, принимаемые путем референдума. По своей юридической силе они стоят выше обычных законов: как правило их нельзя отменить или изменить обычным законом;

обычные законы − регулируют отдельные виды общественных отношений, принимаются большинством голосов от полного состава палат Парламента

  1.  международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь. В соответствии с ч.3 ст.8 Конституции Республики Беларусь не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Таким образом, этот источник конституционного права Республики Беларусь располагается после Конституции и конституционных законов, но перед программными и обычными законами. К числу международных договоров, являющихся источником конституционного права Республики Беларусь, можно, в частности, отнести Договор о создании Союзного государства Беларуси и России, заключенный между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в 1999 г.;
  2.  декреты и указы Президента Республики Беларусь;
  3.  постановления палат Национального собрания Республики Беларусь;
  4.  постановления Правительства Республики Беларусь;
  5.  нормативные акты республиканских органов государственного управления;
  6.  нормативные акты органов местного управления и самоуправления.

Особое место в иерархии нормативных правовых актов занимают заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, который вправе признать нормативный правовой акт в целом либо его часть неконституционными.

  1.  КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Наука конституционного права − составная часть юридической науки, представляет собой совокупность теорий, гипотез, рассуждений и выводов ученых об общественных отношениях, которые составляют предмет конституционного права. Наука конституционного права изучает историю, теорию действующего конституционного права, также практику реализации его норм. Предметом науки конституционного права является исследование конституционно-правовых отношений и норм, практики их применения.

Источники науки конституционного права:

− труды ученых, занимающихся конституционным правом (монографии, статьи, учебники и др.);

− нормативно-правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы (Конституция, законы и др.);

− практика реализации конституционно-правовых норм.

Методы науки конституционного права:

1) общенаучный:

− диалектический метод познания;

2) частнонаучный:

– формально-логический;

− сравнительно-правовой;

− историческо-правовой;

– социологический;

− системный и др;

3) специальный:

− формально-юридический;

– конкретно-юридический.

Учебная дисциплина "Конституционное право Республики Беларусь" − одна из важнейших учебных дисциплин, которые преподаются в высших учебных заведениях юридического профиля Республики Беларусь.

Конституционное право как учебная дисциплина представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняемых тем, посвященных изучению как науки, так и отрасли конституционного права.

6

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30913. Принципы регуляции деятельности пищеварительной сис 33.5 KB
  Принципы регуляции деятельности пищеварительной системы Общие принципы регуляции пищеварения 1. Механизмы регуляции пищеварения: делятся на: нервные и гуморальные. Нервная регуляция пищеварения Нервная регуляция пищеварения осуществляется за счет безусловных и условных рефлексов. Рефлекторная регуляция пищеварения имеет ряд особенностей: 1.
30914. Пластическая и энергетическая роль углеводов, жиров и белков 28 KB
  Пластическая роль липидов состоит в том что они входят в состав клеточных мембран и в значительной мере определяют их свойства. Большая часть жиров в организме находится в жировой ткани меньшая часть входит в состав клеточных структур. Они входят в состав клеточных структур в частности клеточных мембран а также ядерного вещества и цитоплазмы. Это вещество входит в состав клеточных мембран; оно является источником образования желчных кислот а также гормонов коры надпочечников и половых желез.
30915. Энергообмен 36.5 KB
  Энергообмен Обмен веществ и энергии связаны между собой. Обмен веществ сопровождается преобразованием энергии химической механической электрической в тепловую. Количество тепла выделяемое живым организмом пропорционально интенсивности обмена веществ. По количеству выделяемого организмом тепла можно оценить интенсивность обменных процессов.
30916. Тепловой обмен 42.5 KB
  Баланс теплопродукции и теплоотдачи является главным условием поддержания постоянной температуры тела. Механизмы теплоотдачи: Излучение способ отдачи тепла в окружающую среду поверхностью тела человек в виде электромагнитных волн инфракрасного диапазона. Теплопроведение способ отдачи тепла при соприкосновении тела человека с другими физическими телами. Количество отдаваемого при этом тепла прямопропорционально: а разнице средних температур контактирующих тел б площади контактирующих поверхностей в времени теплового контакта г...
30917. Гомеостатические функции почек 26.5 KB
  поддержание осмотического давления крови за счет уровня глюкозы аминокислот липидов гормонов в ней 4. поддержание ионного состава крови 5.регуляция кислотнощелочного баланса рН мочи от 45 до 84 тогда как рН крови постоянная 6. удаление из крови чужеродных соединений и нейтрализация токсических веществ 9.
30918. Выделительная функция почек. Механизмы образования первичной мочи 25 KB
  Ряд веществ находящихся в плазме крови в норме отсутствуют во вторичной моче. Другие вещества находятся во вторичной моче в концентрациях значительно превышающие таковые в плазме крови. Некоторые соли выводятся в концентрациях близких или равных таковым в крови. Клубочковая фильтрация процесс фильтрации из плазмы крови протекающей через капилляры клубочка в полость капсулы почечного клубочка воды и растворенных в плазме веществ за исключением крупномолекулярных соединений.
30919. Выделительная функция почек. Образование конечной (вторичной) мочи 44.5 KB
  Канальцевая реабсорбция. Канальцевая реабсорбция процесс обратного всасывания воды и ряда растворенных в ней веществ. Реабсорбция подразделяется на облигатную обязательную и факультативную не обязательную зависящую от функционального состояния проницаемости стенки канальцев скорости движения жидкости по канальцам величине осмотического градиента. Канальцевая реабсорбция обеспечивается: 1.
30920. Регуляция функции почек 25.5 KB
  Нервная же система может вызвать болевую анурию при болевых раздражениях выброс АДГ усиливается. В нормальных условиях на клубочковую фильтрацию не влияет но усиливает обратное всасывание воды тем самым уменьшает диурез. Альдостерон гормон коркового вещества надпочечников N сберегающий гормон усиливает реабсорцию натрия в проксимальных канальцах усиливает секрецию К в дистальных канальцах. Паратгормон влияет на проксимальные и дистальные канальцы усиливает реабсорбцию Са2 снижает канальцевую реабсорбцию...
30921. Водный баланс 33.5 KB
  Водный баланс односолевой баланс обеспечивается совокупностью процессов поступления воды и электролитов в организм распределения их во внутренней среде и выделения из организма. Водный баланс равенство объемов выделяющейся из организма и поступающей за сутки воды. Общее количество воды в организме 4470 массы тела примерно 3842 литра. Уменьшение воды: а с возрастом б у женщин в при ожирении Н2О в организме образует водные пространства: 1.