75710

Виды надзора и контроля за обеспечением безопасных условий труда

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Виды надзора и контроля за обеспечением безопасных условий труда. 41 в том числе право работника на здоровые и безопасные условия труда. В соответствии с Федеральным законом Об основах охраны труда в Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило Положение о федеральной инспекции труда. Федеральная инспекция труда единая федеральная централизованная система государственных органов осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми...

Русский

2015-01-24

16.92 KB

1 чел.

30. Виды надзора и контроля за обеспечением безопасных условий труда.

Конституция в качестве основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст. 41), в том числе право работника на здоровые и безопасные условия труда. В условиях обеспечения законности существует целая система органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой области.  

Органы надзора, обладая определенными полномочиями, вправе проводить соответствующие проверки на поднадзорных и подконтрольных объектах, давать администрации обязательные юридические указания по устранению выявленных нарушений или воздержанию от принятия тех или иных решений. Неисполнение администрацией указаний влечет за собой определенные правовые последствия: ее решения признаются недействительными, нарушенные права работника подлежат восстановлению, а виновные должностные лица привлекаются к ответственности.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему нижестоящие прокуроры.

Законодательство различает следующие формы надзора и контроля: предварительный, текущий и последующий. Цель предварительного надзора и контроля состоит в том, чтобы предупредить и не допустить принятия незаконных решений. Последующий надзор и контроль должны выявить уже допущенные нарушения трудового законодательства и восстановить нарушенные права.

Текущий надзор и контроль обусловлены их повседневностью, в процессе чего могут быть, как предупреждены, так и выявлены уже допущенные нарушения.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации утвердило Положение о федеральной инспекции труда.

Федеральная инспекция труда — единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.

Основной задачей федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

Контроль за охраной труда можно условно разделить на государственный, государственный профсоюзный, ведомственный, профсоюзный общественный, административно-общественный.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица федеральной инспекции труда.

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) и его органы осуществляют на местах надзор в области безопасности работ в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, при эксплуатации объектов повышенной опасности, магистральных трубопроводов, при обращении с вредными и опасными веществами, при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (ст. 366 ТК РФ).

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) и его органы осуществляют надзор за безопасностью при производстве и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе (ст. 369 ТК РФ).

Органы Государственного энергетического надзора осуществляют надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок (ст. 367 ТК РФ).

Органы Государственного пожарного надзора, входящие в систему МЧС РФ, осуществляют надзор за соблюдением правил и норм, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай пожара, обеспечение предприятий средствами противопожарной защиты и пожарной техникой, других правил пожарной безопасности.

Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор России (Госсанэпиднадзор России) и его органы на местах осуществляют надзор за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм и правил, проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации профессиональных и инфекционных заболеваний, гигиеническому воспитанию населения, а также санитарно-противоэпидемических мероприятий (ст. 368 ТК РФ).

Государственный профсоюзный контроль за охраной труда возложен на профсоюзы РФ. В их аппарате имеются специальные органы, которые осуществляют только государственный (не общественный) контроль за охраной труда.

Органами этого вида контроля являются технические инспекции профсоюзов.

Ведомственный контроль за охраной труда проводят министерства и ведомства. Они контролируют внутриведомственное соблюдение законодательства о труде. Для этого создают специальные службы охраны труда в виде отделов с аппаратом инженеров по охране труда, санитарных врачей и других специалистов.

Профсоюзный общественный контроль за охраной труда осуществляют общественные инспектора и комиссии по охране труда комитетов профсоюзов.

Комиссия по охране труда состоит из членов профсоюзов и возглавляет ее член профсоюзного комитета, а в цехе — член цехового комитета профсоюза. Председатель этой комиссии одновременно является старшим общественным инспектором предприятия по охране труда. Председатель комиссии не может быть лицом из администрации. Эта комиссия контролирует соблюдение администрацией законодательства о труде, участвует в подготовке и проверке выполнения соглашения по охране труда: изучает причины производственного травматизма, профессиональных заболеваний и т. д.

Для усиления контроля на производстве за соблюдением законов о труде на общих собраниях профгрупп избираются общественные инспектора по охране труда из числа членов профсоюза сроком на один год.

Общественный инспектор по охране труда контролирует проведение своевременного инструктажа рабочих по технике безопасности и производственной санитарии, проверяет исправность оборудования на рабочих местах, следит за своевременным обеспечением рабочих спецодеждой, немедленно сообщает старшему общественному инспектору о несчастных случаях на производстве, добивается от руководителей участков работ устранения обнаруженных нарушений законов о труде и т. п.

Административно-общественный контроль за охраной труда осуществляет администрация предприятия или организации совместно с профсоюзной организацией по схеме оперативного контроля.

1. Руководитель предприятия и председатель профкома: 1 раз в полугодие проводит совещание по охране труда, обсуждая состояние техники безопасности и заболеваемости на предприятии, ход выполнения планов мероприятий по охране труда и обмена опытом работы в этой области.

2. Начальники цехов и председатели профсоюзных комитетов с механиком цеха 1 раз в неделю проверяют состояние охраны труда на производстве.

3. Мастер до начала смены проверяет рабочие места, исправность оборудования и инструмента, выявляет неисправность и докладывает о них начальнику цеха. В течении рабочего дня проверяет соблюдение технологической дисциплины, осуществляет надзор за выполнением рабочими безопасных приемов труда, а также за использованием рабочими спецодежды. Мастер должен инструктировать нарушителей.

4. Самоконтроль.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27714. Присвоение или растрата (ст. 160 УК). Особенности субъекта данного преступления. Отличие данного преступления от злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК), совершенного из корыстной заинтересованности 33 KB
  Особенности субъекта данного преступления. Отличие данного преступления от злоупотребления должностными полномочиями ст. Объект преступления отношение собственности. ОСОБЕННОСТИ SТА: Особенностью квалификации в данном случае является то что при совершении данного преступления группой лиц по предварительному сговору отдельные участники хищения не являющиеся ни должностными лицами ни лицами которым имущество было вверено или передано в ведение несут ответственность по ст.
27716. Преступление против основ конституционного строя и безопасности гос-ва 46 KB
  Разглашение гос. Объект: безопасность госва а также установленный порядок охраны сведений составляющих гос. Предмет преступления составляют сведения отнесенные законом к гос.
27718. Рецидив преступлений и его виды. Уголовно-правовое значение рецидива 32 KB
  Рецидив преступлений это совершение умышленного преступления лицом имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление ст. В зависимости от количества судимостей за ранее совершенные преступления а также от тяжести ранее совершенных преступлений и тяжести вновь совершенного преступления законодатель выделяет три вида рецидива преступлений: простой ч. 1 Простым рецидивом признается совершение умышленного преступления лицом имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. 2 Рецидив преступлений признается...
27719. Самоуправство (ст. 330 УК). Его отличие от одноименного административного правонарушения и кражи 33 KB
  Обязательный признак причинение существенного вреда. Понятие существенного вреда является оценочным. Признание вреда существенным прежде всего зависит от оценки значимости ущерба потерпевшим ФЛ или понесшим ущерб ЮЛ от их фактического имущественного положения или финансового состояния. Субъективная сторона самоуправства характеризуется виной в форме прямого умысла по отношению к самовольным действиям и прямым или косвенным умыслом по отношению к причинению существенного вреда.
27721. Служебный подлог (ст. 292 УК) и халатность (ст. 293 УК). Понятие и виды данных преступлений 36.5 KB
  Служащим или служащим органа местного самоуправления не являющимся должностным лицом в официальные докты заведомо ложных сведений а равно внесение в указанные докты исправлений искажающих их действительное содержание если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Объект: установленный порядок деятельности органов гос.воинских формирований а также порядок ведения официальной докции. Предмет: официальные докты удостоверяющие определенные факты или события имеющие соответствующее правовое значение.