загрузка...

7572

Теоретические основы конституции и процессы ее развития

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Теоретические основы конституции и процессы ее развития Понятие, сущность, юридические свойства, функции Конституции Роль конституции в правовой системе и ее отличие от иных правовых актов Этапы Конституционного развития Белар...

Русский

2013-01-26

80 KB

22 чел.

ТЕМА 2.

Теоретические основы конституции и процессы ее развития

2.1. Понятие, сущность, юридические свойства, функции Конституции

2.2. Роль конституции в правовой системе и ее отличие от иных правовых актов

2.3. Этапы Конституционного развития Беларуси

2.4. Структура и содержание действующей Конституции Республики Беларусь

2.5. Толкование Конституции, порядок изменения и механизмы ее защиты

2.6. Конституционно-правовая ответственность

2.1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА, ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ

Среди источников конституционного права особое место занимает Конституция Республики Беларусь.

Термин «конституция» происходит от лат. слова constitution, что означает «устанавливаю», «учреждаю». Первая писаная конституция государства была принята в 1787 г. в США, а первая в Европе в 1791 г. в Речи Посполитой (включавшей бόльшую часть территории Беларуси), а затем − во Франции.

Конституция – это совокупность правовых норм, которые являются основным законом общества и государства и имеют высшую юридическую силу. Конституция выражает волю народа и закрепляет в его интересах права и свободы человека и гражданина, а также основы конституционного строя, принципы правовой системы государства, организацию и деятельность государственных органов и взаимоотношения между государством и личностью.

Существуют различные взгляды на сущность конституции:

1) формально-юридический (нормативистский);

2) теологический;

3) естественно-правовой;

4) социологического подхода.

Природу конституции представители упомянутых направлений понимают следующим образом:

а) конституция – это юридический документ;

б) конституция – это общественный договор;

в) конституция – это проявление божественной справедливости;

г) конституция – это отражение исторического опыта и традиций народа;

д) конституция – это выражение воли господствующего класса;

В современном понимании сущность конституции — это компромисс различных социальных и политических сил общества на базе признания ими общечеловеческих ценностей.

К свойствам Конституции как юридического документа (юридические свойства) можно отнести следующие:

— конституция имеет учредительный характер — выражается, во-первых, в том, что положения Конституции являются реализацией учредительной власти, воли народа и, во-вторых, в том, что нормы конституции выступают в качестве первоосновы, являются первичными по отношению ко всем иным нормам;

 конституция — это основной закон, т.е. главный закон государства, ядро правовой системы общества (регулирует основы политической, экономической, социальной, духовной систем, правового статуса личности);

— конституция обладает высшая юридическая сила, что означает, во-первых, она является правовым актом высшего порядка и, во-вторых, все другие правовые акты, принимаемые государственными органами Республики Беларусь, издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, т.е. не должны ей противоречить. Правовой акт, либо его отдельные положения, противоречащие конституции, не имеют юридической силы;

— конституция является актом прямого действия.

— конституция имеет особый порядок принятия и изменения, что обеспечивает ее стабильность

Функции Конституции — это основные направления ее воздействия на социальную действительность, характеризующие ее предназначение в обществе и государстве. К числу основных функций Конституции относятся юридическая, политическая и идеологическая.

Юридическая функция заключается в том, что Конституция - это Основной Закон государства, она обладает высшей юридической силой и является базой для развития текущего законодательства, которое развивает и конкретизирует ее положения и должно ей соответствовать.

Политическая функция означает, что Конституция устанавливает основы организации и деятельности органов государственной власти, а также основы участия граждан в управлении делами общества и государства.

Экономическая функция означает, что конституция закрепляет формы собственности.

Социальная функция выражается в провозглашении государства социальным.

Духовно-идеологическая функция Конституции выражается в том, что конституция закрепляет те духовные ценности, на которых основывается государство.

2.2. МЕСТО КОНСТИТУЦИИ В ПРАВОВОЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

С точки зрения содержания конституция отличается от любого другого закона (правового акта) следующим:

1. Конституция — это ядро правовой системы. Ее принципы и нормы являются основой для принятия иных законов, которые должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

2. Конституция регулирует наиболее широкую сферу общественных отношений, в то время как законы регулируют более узкие сферы.

3. Конституция закрепляет основы правового положения личности, конституционного строя, государственной власти и т.п. в целом. Законы посвящены конкретизации развитию отдельных правовых норм или правовых институтов.

4. Конституция закрепляет нормы, влияющие на внешнеполитическое положение и деятельность государства, устанавливает основные символы и атрибуты государства.

5. Конституция определяет основные направления и принципы деятельности всех ветвей власти и их органов. Иные законы развивают и обогащают содержание этих принципов.

2.3. КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ БЕЛАРУСИ

В 1918 г. была утверждена Временная конституция Белорусской народной Республики

В период Советской власти были приняты Конституции БССР – в 1919 г., 1927 г., 1937 г. и 1978 г.

Первая Конституция БССР была принята 3 февраля 1919 г. I-м Всебелорусским Съездом Советов.

Конституция включала:

– Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа Белоруссии;

– 3 раздела;

– 32 статьи.

Ее характерные черты:

  1.  устанавливала диктатуру пролетариата, т.е. являлась открыто классовым документом, отражавшим идеологию большевизма;
  2.  юридически закрепляла образование БССР и провозглашала ее социалистической республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;
  3.  отменяла частную собственность на землю, объявляла природные ресурсы государственным достоянием и закрепляла насильственное уничтожение любой частной собственности;
  4.  признавала труд обязанностью и вводила всеобщую трудовую повинность;
  5.  провозглашала свободу совести и отделяла церковь от государства, а школу от церкви;
  6.  предоставляла для рабочих и крестьян бесплатное образование;
  7.  закрепляла свободу слова, собраний и союзов, но только в целях поддержки существующей власти;
  8.  устанавливала всеобщую воинскую повинность;
  9.  устанавливала систему высших государственных органов и государственные символы – герб и флаг.

Высшими государственными органами являлись:

  1.  Всебелорусский съезд Советов;
  2.  Центральный исполнительный Комитет;
  3.  Малый и Большой президиумы ЦИК (на Большой президиум, в который входили народные комиссары, возлагались функции правительства).

Вторая Конституция БССР была утверждена 11 апреля 1927 г.

Конституция включала:

– 13 глав;

– 76 статей

Ее характерные черты:

  1.  декларировала БССР государством диктатуры пролетариата, но смягчала идеологические формулировки;
  2.  закрепляла вхождение БССР в состав СССР, но без права свободного выхода;
  3.  право избирать и быть избранным обладали только пролетарские слои населения;
  4.  закрепляла права граждан на объединение в союзы, свобода собраний, печати;
  5.  закрепляла право на  образование;
  6.  закрепляла 4 государственных языка и их равноправие;
  7.  закрепляла различные виды собственности;
  8.  допускала создание местных национальных советов депутатов;
  9.  

Высшими государственными органами являлись:

  1.  Всебелорусский съезд Советов;
  2.  Центральный исполнительный Комитет;
  3.  Президиум ЦИК;
  4.  Совет Народных Комисаров

Третья Конституция БССР была утверждена 19 февраля 1937 г.

Конституция включала:

– 11 глав;

– 122 статей

Ее характерные черты:

Определяла БССР как социалистическое государство рабочих и крестьян;

Политическую основу составляли

Высшими государственными органами являлись:

  1.  Верховный Совет ;
  2.  Президиум Верховного Совета ;
  3.  Совет Народных Комисаров;
  4.  Верховный Суд;
  5.  Прокуратура

Особенности Конституции Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г. (вступила в действие 30 марта 1994 г.), заключаются в следующем:

1) это первая Конституция Беларуси как суверенного государства;

2) человек признан высшей ценностью общества и государства;

3) основные положения Конституции приведены в соответствие с нормами международного права, признан приоритет общепризнанных принципов;

4) закреплен принцип равенства личности и государства;

5) Республика Беларусь впервые провозглашена как унитарное демократическое социальное правовое государство;

6) закреплено политическое, экономическое, многообразие;

7) закреплен более широкий круг прав и свобод личности;

8) введен институт президентства;

9) образован Конституционный Суд Республики Беларусь.

На республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. была принята Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, т.е. по сути, ее новая редакция. В основном изменения коснулись перераспределения полномочий между Президентом, Парламентом и Правительством.

Основными отличиями Конституции Республики Беларусь в редакции 1996 г. от Конституции Республики Беларусь в редакции от 15 марта 1994 г. являются следующие:

1) закреплен принцип верховенства права;

2) закреплено два государственных языка − белорусский и русский;

3) закреплено право каждого на достойный уровень жизни;

4) изменен круг субъектов, обладающих правом инициировать проведение республиканских референдумов;

5) изменено место и роль Президента Республики Беларусь в государственном механизме, расширена его компетенция;

6) образован двухпалатный Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь (вместо однопалатного Верховного Совета);

7) закреплен принцип косвенного избирательного права;

8) введено право отзыва депутата;

9) изменен статус Правительства — Совета Министров Республики Беларусь, повышена его самостоятельность;

10) изменено место Конституционного Суда Республики Беларусь в системе органов власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора, теперь - в систему органов судебной власти), его конституционно-правовой статус;

11) образован Комитет государственного контроля (вместо Контрольной Палаты Республики Беларусь);

12) изменен порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.

Изменения и дополнения были внесены в ч. 1 ст. 81 Конституции Республики Беларусь на республиканском референдуме 17 октября 2004 г.: была отменена норма об ограничении пребывания на президентской должности два срока.

2.4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Внутренняя структура Конституции Республики Беларусь характеризуется определенными особенностями. Она состоит из трех .частей: преамбула, основная часть и заключительные и переходные положения.

В преамбуле говорится:

— о цели принятия Конституции — утверждение прав и свобод каждого гражданина Республики Беларусь, обеспечение гражданского согласия, незыблемых устоев народовластия и правового государства;

— о принципах (основополагающих началах), на которых основывается Конституция, а именно: принцип ответственности народа Республики Беларусь за настоящее и будущее; принцип приверженности общечеловеческим ценностям, принцип неотъемлемости права на самоопределение.

Основная часть Конституции состоит из 8 разделов 8 глав, 140 статей.

Первый раздел посвящен основам конституционного строя. В нем закреплены конституционные характеристики белорусского государства: унитарное, демократическое, социальное, правовое; основные принципы конституционного строя: народный суверенитет, разделение и взаимодействие властей, верховенство права взаимная ответственность государства и личности, политический, идеологический плюрализм и др.

Второй раздел «Личность, общество, государство» закрепляет права, свободы и обязанности человека и гражданина, что означает особое к ним внимание (в прежних конституциях данная глава находилась в последней части).

Третий раздел «Избирательная система. Референдум» фиксирует основные положения избирательного права Республики Беларусь: принципы избирательного права Республики Беларусь; виды, инициаторов и порядок проведения референдума в Республике Беларусь.

Раздел четвертый «Президент, Парламент, Правительство, суд» посвящен статусу органов государственной власти. Следует отметить, что изложение глав в данном разделе построено, с одной стороны, в соответствии с принципом разделения властей, а с другой — с точки зрения реально занимаемого места в иерархии государственных органов.

Пятый раздел «Местное управление и самоуправление» закрепляет наиболее важные вопросы, связанные с организацией и деятельностью местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов.

Раздел шестой «Прокуратура. Комитет государственного контроля» посвящен статусу контрольно-надзорных органов государства.

Раздел седьмой «Финансово-кредитная система Республики Беларусь» содержит нормы, относящиеся к бюджетной системе, банковской системе Республики Беларусь.

Раздел восьмой «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения» определяет порядок действия Конституции и порядок внесения в нее изменений и дополнений.

Заключительные и переходные положения — им посвящен раздел девять Конституции Республики Беларусь. В этой части обычно решаются вопросы правопреемства и создания новых государственных органов. Следует отметить, что Конституция Республики Беларусь в редакции от 15 марта 1994 г. не содержала подобного раздела, а аналогичные нормы были закреплены в Законе от 15 марта 1994 г. № 2876-ХІІ «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь».

В целом, действующая Конституция Республики Беларусь состоит из преамбулы, 9 разделов, 8 глав, 146 статей.

2.5. ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г., предусматривает два способа ее изменения: Парламентом и через референдум.

Инициатива внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь принадлежит двум субъектам:

− Президенту Республики Беларусь;

− народу Республики Беларусь в количестве не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Первый способ внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь — Парламентом. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента. Применяется правило простого двойного вотума: закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев (ч.1 ст.139 Конституции Республики Беларусь). При этом закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь называется конституционным и считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента.

Парламент не может вносить изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь:

— в период чрезвычайного положения;

— в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Второй способ внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь — через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования (ч.2 ст.140 Конституции Республики Беларусь).

Часть 3 ст.140 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что разделы I, II, IV, VIII могут быть изменены только путем референдума.

2.6. ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ

Толкование Конституции (закона) дается Парламентом в форме конституционного закона (закона).

Официальное толкование норм конституционного права дается уполномоченными на это государственными органами. Оно формулируется в специальных актах, которые формально связывают исполнителей толкуемых норм.

Толкованиеэто деятельность, направленная на установление точного содержания правового акта для его правильного понимания и реализации.

Конституция Республики Беларусь (п.1 ст.97, п.1 ст.98) закрепляет полномочие Парламента давать толкование Конституции, законов. Таким образом, речь идет об аутентичном толковании, т.е. о толковании органом, принявшим акт или соответствующим уполномоченным органом для уяснения смысла нормы и при отсутствии спора. В 1997 г. был лишь единственный случай, когда Парламент по предложению Президента Республики Беларусь принял конституционный закон о толковании ч.1 ст.143 Конституции Республики Беларусь. Для принятия акта аутентичного толкования Конституции необходимо квалифицированное большинство голосов депутатов Парламента — 2/3 (в отличие от толкования обычного закона).

Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет казуальное (правоприменительное) толкование, когда толкование Конституции может быть обусловлено необходимостью уяснения смысла норм при рассмотрении какого-либо дела (спора). Толкование Конституции Конституционным Судом дается в виде заключения.

2.7. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИИ

Важность регулируемых Конституцией общественных отношений, необходимость обеспечения ее верховенства в системе правовых актов требует ее особой правовой охраны.

Под правовой охраной (защитой) Конституции следует понимать совокупность способов и средств, с помощью которых должно достигаться строгое соблюдение режима конституционной законности, соответствие Конституции всех других правовых актов, принимаемых государственными органами.

Во-первых, Конституция содержит ряд норм, направленных на ее самозащиту (ч.2 ст.7, ст.ст.52,140 и др.).

Во-вторых, закрепляется ответственность должностных лиц за нарушение Конституции (ст.ст.88, 94, 123 и др.), возможны репрессивные меры с целью пресечения нарушений Конституции (например, запрещение создания и деятельности политических партий, иных общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды - ч.3 ст.5 Конституции).

В-третьих, ряд государственных органов стоят на страже защиты конституционных положений:

— Президент Республики Беларусь как гарант Конституции (ч.1 ст.79);

— Национальное собрание, его органы;

— Прокуратура;

— Министерство юстиции (при регистрации уставов общественных объединений).

В-четвертых, в системе государственных органов Рее публики Беларусь действует специализированный орган, которому вменяется в обязанность следить за соблюдением конституционной законности — Конституционный Суд Республики Беларусь.

2.8. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Конституционно-правовая ответственностьэто самостоятельный вид юридической ответственности, наступающий за нарушение норм Конституции и иных источников конституционного права в виде неблагоприятных последствий для субъектов конституционного права посредством применения к ним мер наказания, предусмотренных в Конституции и соответствующих нормативных актах.

Отличительные признаки конституционно-правовой ответственности:

1) основное назначение конституционно-правовой ответственности — защита Конституции путем установления системы реальных гарантий, препятствующих концентрации власти в одной из ее ветвей посредством установления мер наказания;

2) источником конституционно-правовой ответственности признается не только Конституция, но и другие нормативные акты, являющиеся источниками конституционного права;

3) субъектами конституционно-правовой ответственности являются субъекты конституционно-правовых отношений, чаще всего — особые властные субъекты — органы и должностные лица, которые осуществляют публичные функции;

4) основание наступления конституционно-правовой ответственности является нарушение норм Конституции, которые конкретизированы в соответствующих нормативных актах. Но не всякая ответственность за нарушение Конституции является конституционно-правовой ответственностью;

5) санкции конституционно-правовой ответственности закреплены в Конституции и иных источниках конституционного права. К ним могут быть отнесены различные запреты правового характера, например, запрет занимать определенные должности в государственном аппарате, отстранение от должности (смещение с должности президента, отзыв депутата) и др.

По содержанию конституционно-правовая ответственность — это ответственность за ненадлежащее осуществление публичной власти. Следует согласиться со сторонниками понимания юридической ответственности в широком смысле, включающей в себя два аспекта — позитивный и негативный.

Исходя из этого, конституционно-правовая ответственность означает как наступление неблагоприятных последствий для совершившего правонарушение субъекта (негативная ответственность), так и правовое состояние, обусловленное участием в публично-правовых отношениях (позитивная ответственность).

Конституционно-правовая ответственность в позитивном плане заключается в обязанности осуществления предусмотренной правом деятельности и праве требовать от ответственного лица отчета в связи с исполнением им обязанностей. Наиболее ярко позитивная конституционно-правовая ответственность проявляется в нормативных актах, устанавливающих присягу для отдельных категорий должностных лиц. Должностное лицо, вступая в ту или иную должность, также берет на себя ответственность исполнять надлежащим образом (в будущем) свои полномочия, определяемые замещаемой должностью.

PAGE  1


Данной работой Вы можете всегда поделиться с другими людьми, они вам буду только благодарны!!!
Кнопки "поделиться работой":

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21436. ПРЕДМЕТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 21.06 KB
  Особые требования предъявляются к денежным обязательствам Статья 317 ГК: они д. оплачено в рублях за исключением установленными ЦБ РФ Особо важно учитывать инфляционные процессы в тех случаях когда они направлены на содержание гражданина Статья 318 ГК: сумма выплачиваемая по ДО непосредственно на содержание гражданина возмещение вреда по договору пожизненного содержания индексируется по уровню инфляции в порядке и...
21437. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 22.54 KB
  В результате совершенного правонарушения должны наступать такие отрицательные последствия на правонарушителя которые в дальнейшем способны предотвращать правонарушения; в качестве таких отрицательных последствий могут выступать либо лишения личного характера арест либо лишения имущественного характера конфискация неустойка штраф возмещение убытков ЮО – это последствия совершенного правонарушения которое выражается в нежелательных для правонарушителя лишений личного...
21438. ТЕОРИЯ ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ 16.29 KB
  Частный интерес потерпевшего в ГП состоит не в том чтобы подвергнуть нарушителя лишениям личностного характера а чтобы восполнить потери которые он понес ГПО – это всегда ответственность одного субъекта ГП перед другим субъектом ГП этим отличается от АПО Черта обусловлена тем что ГП регулирует оо в целях удовлетворения частных интересов участников этих отношений а частные интересы участников...
21439. ВИНА 20.36 KB
  Вина имеет место тогда когда из поведения лица видно что это лицо либо желало совершить правонарушение либо не проявило ту степень заботливости и осмотрительности которое требовалось от него по характеру обязательства и условиям оборота для предотвращения правонарушения Иной подход к понятию вины: Вина никакого отношения к психическим процессам не имеет Суханов Ветрянский: вина должника имеет место тогда когда он не исполняет...
21440. Понятие об устойчивости решений дифференциальных уравнений 673 KB
  Исследование на устойчивость некоторого решения Системы уравнений 1 может быть сведено к исследованию на устойчивость тривиального решения – точки покоя расположенной в начале координат. расположенной в начале координат точки покоя системы уравнений. Сформулируем условия устойчивости в применении к точке покоя . Точка покоя системы 5 устойчива в смысле Ляпунова если для каждого  можно подобрать  такое что из...
21441. Замечания по поводу классификации точек покоя 340.5 KB
  Следовательно при достаточно большом t точки траекторий начальные значения которых находятся в любой окрестности начала координат попадают в сколь угодно малую окрестность начала координат а при неограниченно приближаются к началу координат т. точки расположенные в начальный момент в окрестности начала координат при возрастании t покидают любую заданную окрестность начала координат т. Если существует дифференцируемая функция называемая функцией Ляпунова удовлетворяющая в окрестности начала координат условиям: 1 причем...
21442. Исследование на устойчивость по первому приближению 209.5 KB
  Напомним что исследование на устойчивость точки покоя системы 1 эквивалентно исследованию на устойчивость некоторого решения системы дифференциальных уравнений 2 т. при правые части системы 1 обращаются в нуль:. Будем исследовать на устойчивость точку покоя линейной системы 5 называемой системой уравнений первого приближения для системы 4. система 1 стационарна в первом приближении то исследование на...
21443. Дифференциальные уравнения с частными производными первого порядка 170 KB
  Линейным неоднородным уравнением или квазилинейным уравнением I порядка в частных производных называется уравнение вида: . 2 Это уравнение линейно относительно производных но может быть нелинейным относительно неизвестной функции Z. Если а коэффициенты Xi не зависят от z то уравнение 2 называется линейным однородным.
21444. Дифференциальные уравнения векторных линий 218 KB
  Выделим из двухпараметрического семейства векторных линий называемых характеристиками уравнения 3 или 6 предыдущей лекции PxyzQxyz=Rxyz3 6 произвольным способом однопараметрическое семейство устанавливая какуюнибудь произвольную непрерывную зависимость между параметрами С1 и С2 . Тем самым найден интеграл квазилинейного уравнения 3 предыдущей лекции зависящий от произвольной функции. Если требуется найти не произвольную векторную поверхность поля а поверхность проходящую через заданную линию...