7573

Основы конституционного строя республики Беларусь

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ТЕМА 3. Основы конституционного строя республики Беларусь 3.1. Понятие и структура конституционного строя Республики Беларусь 3.2. Конституционные основы экономической системы общества 3.3. Конституционные основы политической системы общества 3.4. К...

Русский

2013-01-26

85 KB

153 чел.

ТЕМА 3.

Основы конституционного строя республики Беларусь

3.1. Понятие и структура конституционного строя Республики Беларусь

3.2. Конституционные основы экономической системы общества

3.3. Конституционные основы политической системы общества

3.4. Конституционные характеристики государства

3.5. Суверенитет Республики Беларусь

3.6. Правовой статус политических партий в Республике Беларусь

3.7. Правовой статус общественных объединений в Республике Беларусь

3.1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Первый раздел Конституции Республики Беларусь, как и соответствующие разделы во многих зарубежных конституциях, содержит общие, основополагающие, отправные положения и называется «Основы конституционной строя». Термин «конституционный строй» является относительно новым в белорусском конституционном праве. Он пришел на смену понятиям «общественный строй» и «государственный строй».

В юридической литературе выделяется два аспекта в рассмотрении понятия «конституционный строй»: формальный и содержательный. В формальном аспекте конституционный строй — это любое устройство общества и государства на основе Конституции, вне зависимости от того, является ли данная конституция демократической либо нет. Согласно второму содержательному аспекту под конституционным строем понимают общественный и государственный строй, характеризующийся демократизмом, т.е. имеющий следующие важнейшие черты:

— реальное подчинение государства праву;

—  признание и гарантированность неотъемлемых прав человека, существование такого статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права;

— разделение властей, система сдержек и противовесов;

— многообразие форм собственности;

— политический плюрализм;

— наличие гражданского общества, т.е. системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов.

Конституционный строй — это такой государственный и общественный строй, который определен демократической Конституцией как Основным Законом страны и для которого в силу демократизма Конституции характерны указанные выше черты.

К элементам конституционного строя Республики Беларусь относят: власть народа, политическую систему, экономическую систему и социальную основу белорусского общества.

Основы конституционного строя — это основные принципы Конституции, которые предопределяют государственное и общественное устройство.

К основам конституционного строя можно отнести:

— гуманизм («Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» — ч.1 ст.2 Конституции Республики Беларусь);

— демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, политическом, экономическом и идеологическом многообразии;

— социально ориентированная рыночная экономика;

— унитаризм;

— провозглашение Республики Беларусь правовым государством;

— республиканская форма правления;

— государственный суверенитет Республики Беларусь.

К числу основных принципов конституционного строя Республики Беларусь можно отнести принципы демократизма, гуманизма, законности.

3.2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

Экономическая система представляет собой совокупность экономических отношений, исторически обусловленных характером собственности, существующей в государстве. К ним относятся отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Исходной базой экономических отношений является собственность. Право собственности представляет собой возможность владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом. Часть 1 ст.13 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что собственность может быть государственной и частной. Субъектами права государственной собственности выступает Республика Беларусь (республиканская собственность) и административно-территориальные единицы (коммунальная собственность). Субъектами права частной собственности могут выступать физические и негосударственные юридические лица.

Конституция Республики Беларусь закрепляет юридическое равенство всех форм собственности, которое включает их равную защиту.

В соответствии с ч.6 ст.13 Конституции Республик Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства, земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. В развитие данного конституционного положения был принят Закон от 5 мая 1998 г. №156-3 «Об объектах, находящихся только в собственности государства».

Важной особенностью является закрепление на конституционном уровне идеи социальной функции собственности: «осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц» (ч.6 ст.44 Конституции Республики Беларусь).

Конституция Республики Беларусь закрепляет возможность перевода имущества из частной собственности в государственную, т.е. национализации. Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременной и полной компенсацией стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда» (ч.5 ст.44 Конституции Республики Беларусь).

Следующим элементом экономической системы является труд. Гражданам Республики Беларусь гарантировано право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ч.1 ст.41 Конституции Республики Беларусь).

Конституция устанавливает свободу труда, запрещая принудительный труд, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении (ч.4 ст.41 Конституции Республики Беларусь). Гарантируется справедливая доля вознаграждения за труд. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности (ч.2 ст.42 Конституции Республики Беларусь).

Важным элементом экономической системы являются финансы. Конституция Республики Беларусь содержит раздел седьмой «Финансово-кредитная система Республики Беларусь». В него включены основополагающие положения о республиканских и местных бюджетах, о банковской системе Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь закрепляет также принципы экономической деятельности. Один из важнейших конституционных принципов современной Беларуси в сфере экономики − свобода экономической деятельности (ч.4 ст.13 Конституции). Он связан с разнообразием форм собственности, свободой предпринимательства, свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств, свободой труда, свободой обращения товаров и услуг (свободой торговли) и другими факторами, названными в разных частях Конституции. Вместе с тем, провозглашение свободы экономической деятельности не только не исключает, но и предполагает детальное и систематическое государственное регулирование экономических отношений.

Основной Закон исходит из принципа социально ориентированной рыночной экономики, хотя он и не нашел в ней отчетливого словесного выражения. Об этом свидетельствует ч.5 ст.13 Конституции, которая закрепляет следующую норму: «Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и экономической деятельности в социальных целях». Этими требованиями предопределяется сущность политики государства в сфере образования, социального обеспечения, привлечения к труду, занятости, налогообложения и т.д. Названный принцип предполагает сочетание саморегулирования общества с государственным регулированием. Вместе с тем, государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (ч.5 ст.13 Конституции Республики Беларусь). Все вышесказанное подтверждает положение о том, что тип современной белорусской экономики − "смешанная экономика", т.е. социально ориентированная рыночная экономика.

3.3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

В действующей Конституции Республики Беларусь в отличие от Конституции БССР 1978 г. отсутствует глава о политической системе.

Политическая система — это система взаимодействия государственных и общественных формирований по поводу осуществления политической власти.

К субъектам политической системы можно отнести:

— государство;

—  политические партии;

—  иные общественные объединения;

—  их союзы и ассоциации;

— трудовые коллективы;

— средства массовой информации.

Конституционные основы политической системы составляют основополагающие начала, принципы организации и функционирования политической власти в стране.

Государство - основной элемент политической системы общества. Государство выполняет свою роль в политической системе посредством функций − основных направлений деятельности государства. В юридической литературе выделяют следующие основные функции, присущие современному государству:

− политическая функция;

− экономическая функция;

− социальная функция;

− идеологическая функция.

З.4. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА

В понятие основ конституционного строя входят закрепленные Конституцией Республики Беларусь характеристики государства. Часть 1 ст.1 действующей Конституции Республики Беларусь устанавливает, что «Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство».

Демократическое государство — государство, в котором каждому члену общества гарантируется участие в управлении делами общества и государства, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Важнейшим признаком демократического государства является народовластие. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ (ч.1 ст.3 Конституции Республики Беларусь). Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституций. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия — осуществление власти народом через выборных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного представительства: Президент Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, местные Советы депутатов.

Непосредственная (прямая) демократия − форма прямого осуществления власти народом. К формам непосредственного осуществления власти народом Республики Беларусь можно отнести: выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, местных Советов депутатов; референдум; участие в республиканских и местных собраниях; народную законодательную инициативу и др.

Социальное государство — данная характеристика государства означает, что государство служит обществу и отдельному человеку, стремиться минимизировать социальные различия. Именно социальное государство призвано создавать такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство принимает на себя обязательства, которые защищают каждого человека от экономических последствий, связанных с возрастом, инвалидностью, болезнью, несчастным случаем, сиротством, вдовством, беременностью, безработицей.

В юридической литературе выделяются следующие признаки социального государства:

— государство ответственно за существование общества;

— в нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом;

— это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.

Правовое государство — это государство, которое во всей своей организации и деятельности подчиняется праву и главной целью которого является обеспечение прав и свобод человека.

К признакам правового государства можно отнести следующие:

— признание прав и свобод человека;

— верховенство права;

— разделение властей.

Рассмотрим их подробнее.

1. Признание прав и свобод человека:

1) признание, соблюдение и защита всеобщих прав человека и гражданина, их высшей ценности и приоритета («Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» − ч.1 ст.2 Конституции Республики Беларусь);

2) обеспечение основ механизма гарантирования этих прав и свобод («Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства» − ч.1 ст.21; «Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах, предусмотренные международными обязательствами государства» − ч.3 ст.21 Конституции Республики Беларусь);

3) независимость суда как основной механизм гарантий прав и свобод (ст.110 Конституции Республики Беларусь).

2. Верховенство права (ч.1 ст.7 Конституции Республики Беларусь):

1) конституционное установление обязанности государства, его органов и должностных лиц действовать строго в рамках Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (ч.2 ст.7 Конституции Республики Беларусь);

2) обеспечение верховенства Конституции по отношению к иным нормативным правовым актам («Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими Конституции, не имеют юридической силы» — ч.3 ст.7 Конституции Республики Беларусь);

3) признание приоритета общепризнанных принципов международного права по отношению к нормам национального законодательства (ч.1 ст.8 Конституции Республики Беларусь). Вместе с тем, не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции (ч.3 ст.8 Конституции Республики Беларусь).

3. Разделение властей (ст.6 Конституции Республики Беларусь).

Разделение властей в общем виде означает разграничение законодательной, исполнительной и судебной ветвей единой государственной власти. Органическое разделение государственной власти на ветви, равные, относительно самостоятельные, взаимодействующие и взаимоограничивающие друг друга, призвано обеспечить в конечном итоге то необходимое равновесие интересов, которое и делает власть действительно цельной и единой. Статья 6 Конституции Республики Беларусь устанавливает: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную». Подобное разделение единой государственной власти по видам деятельности на одном уровне юридической литературе называется горизонтальное разделение властей.

Унитарное государство — единое государство, которое имеет административно-территориальное деление. Республика Беларусь является простым унитарным государством, поскольку не имеет в своем составе автономных образований. Для унитарного государства характерно:

— единая конституция;

— единая правовая система;

— единая система высших органов государственной власти и управления;

— единая судебная система;

— единое гражданство.

Светское государство — это государство, в котором церковь отделена от государства, не существует государственной религии и не одно из религиозных вероучений не признается обязательным. Следует отметить, что в Конституции Республики Беларусь в ст.1 государство прямо и определенно не именуется светским. Вместе с тем ст.16 Основного Закона содержит положение о равенстве всех религий перед законом, а ст.31 — о свободе совести. Содержание данных статей Конституции раскрывается в Законе от 17 декабря 1992 г. № 2054-ХІІ «О свободе совести и религиозных организациях» в редакции Закона от 31 октября 2002 г. с изменениями и дополнениями. Исходя из анализа данного Закона, можно сделать вывод, что Республика Беларусь — это светское государство, поскольку устанавливается, что:

1) религии и вероисповедания равны перед законом (ч.1 ст.6 указанного Закона);

2) идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан (ч.2 ст.6 указанного Закона);

3) государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций (ч.2 ст.8 указанного Закона);

4) национальная система образования в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цель формирования того или иного отношения к религии (ч.1 ст.9 указанного Закона).

Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются Законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, и не оказывают им финансовой и иной поддержки.

В местах богослужений не допускаются использование государственной символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и других мероприятий политического характера, а также выступления, призывы, оскорбляющие представителей органов государственной власти, должностных лиц и отдельных граждан.

Государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними соглашений в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.

В целях защиты свободы совести Президентом Республики Беларусь образуется республиканский орган государственного управления по делам религий, который осуществляет контроль исполнения законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, рассматривает и решает вопросы, возникающие в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций. Таким органом до мая 2006 г. был Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь. В мае 2006 г. в Республике Беларусь была введена должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, а Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2006 г. № 891 было утверждено Положение об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате.

3.5. СУВЕРЕНИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Суверенитет государства — это неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности. Суверенитет государства — свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и с другими государствами. Суверенитет государства происходит из суверенитета народа.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти и независимости. Суверенитет Рее публики Беларусь проявляется в следующем:

— Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, т.е. суверенитет распространяется на всю территорию Беларуси;

— самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику;

— защищает свою независимость и территориальную целостность.

27 июля 1990 г. была принята Декларация «О государственном суверенитете Республики Беларусь», а Законом от 25 августа 1991 г. № 1017-ХІІ ей был придан статус конституционного закона. Основополагающие положения Декларации получили закрепление в действующей Конституции Республики Беларусь.

Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн Республики Беларусь. Правовое регулирование государственных символов Республики Беларусь осуществляется Законом от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь».

3.6. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Важную роль в политической системе страны игра ют политические партии. Правовое положение политических партий в Республике Беларусь регулируется Законом от 5 октября 1994 г. № 3266-ХІІ «О политических партиях» в редакции Закона от 19 июля 2005 г.

Политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах. Союзом (ассоциацией) политических партий является добровольное объединение политических партий, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов. Политические партии, союзы являются некоммерческими организациями. Идеология политических партий не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

В качестве учредителей политической партии имеют право выступать граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет и обладающие избирательным правом. Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска. Для создания и деятельности союза необходимо не менее двух политических партий, выступающих в качестве его учредителей (членов).

Политическая партия строится исключительно по территориальному принципу и должна иметь Минскую городскую и областные организационные структуры в большинстве областей Республики Беларусь, создаваемые в порядке, установленном законодательством и уставом политической партии, в шестимесячный срок со дня государственной регистрации политической партии.

Учредители политической партии созывают учредительный съезд, на котором принимают решение о создании политической партии, утверждают ее название и устав, принимают программу и избирают органы политической партии. Учредители союза созывают учредительный съезд, или конференцию, или иное учредительное собрание, на котором принимают решение о создании союза, утверждают его название и устав, избирают органы союза и заключают учредительный договор.

В названии политической партии, ее организационных структур, союза не допускается использование:

— слов «Республика Беларусь», «Беларусь», «национальный» и «народный», если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

— официальных названий (как полных, так и сокращенных) иностранных государств либо ранее существовавших государств;

— имени гражданина − при отсутствии заявления такого гражданина (в случае его смерти − заявления его наследников) о даче согласия на использование в названии политической партии, союза имени этого гражданина;

— указания на превосходство какой-либо расы, национальности, религии или социальной группы.

Политические партии имеют фиксированное членство. Членами политических партий могут быть только дееспособные граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Гражданин Республики Беларусь может быть членом только одной политической партии. Членами союза являются политические партии, входящие в этот союз.

Не могут быть членами политических партий:

— судьи;

— прокурорские работники;

— сотрудники органов внутренних дел;

— сотрудники Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

— сотрудники органов безопасности;

— военнослужащие.

Приостанавливают членство в политических партиях на весь срок своих полномочий Президент Республики Беларусь, члены Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.

Государственная регистрация политической партии осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь.

Политические партии преследуют цели борьбы за власть или участия в ней. Они достигают своих целей и задач посредством разработки и пропаганды политических программ, обращений и заявлений; проведения съездов, конференций и иных собраний; участия в выборах; активизации участия граждан в управлении государственными и общественными делами, в формировании представительных органов и др.

Ликвидация политической партии, союза осуществляется:

1) по решению высшего органа политической партии, союза;

2) по решению Верховного Суда Республики Беларусь в случаях:

— совершения политической партией, союзом действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя либо пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;

— нарушения политической партией, союзом законодательства и (или) их учредительных документов в течение одного года после вынесения письменного предупреждения;

— если при государственной регистрации политической партии, союза со стороны их учредителей были допущены нарушения Закона и (или) иных актов законодательства, носящие неустранимый характер;

— если численность политической партии не соответствует требованиям Закона;

— неустранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии, союза, в срок, установленный решением Верховного Суда Республики Беларусь;

— за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, предусмотренных законодательными актами;

— за получение политической партией, ее организационной структурой, союзом иностранной безвозмездной помощи.

Заявление о ликвидации политической партии, союза подается в Верховный Суд Республики Беларусь Министерством юстиции или Прокуратурой Республики Беларусь.

В настоящее время в Республике Беларусь действует 17 политических партий (по состоянию на 1 декабря 2006 г.), среди которых Либерально-демократическая партия, Аграрная партия, Республиканская партия, Партия БНФ, Коммунистическая партия Беларуси, Белорусская партия женщин «Надежда», Белорусская социал-демократическая партия и др.

3.7. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому право на свободу объединений (ст.36). Правовое положение общественных объединений в Республике Беларусь определяется Законом от 4 октября 1994 г. № 3254-ХІІ «Об общественных объединениях» в редакции Закона от 19 июля 2005 г.

Общественным объединением является добровольное объединение граждан, объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских: социальных, культурных и иных прав. Союзом (ассоциацией) общественных объединений является добровольное объединение общественных объединений, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов.

Общественные объединения, союзы являются некоммерческими организациями. Все общественные объединения могут создаваться для реализации целей, которые не противоречат Конституции Республики Беларусь. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

На территории Республики Беларусь создаются и действуют общественные объединения:

международные — их деятельность распространяете на территорию Республики Беларусь (одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Беларусь — АТЕ) и территорию одного или нескольких иностранных государств;

республиканские — их деятельность распространяете на всю территорию Республики Беларусь;

местные — их деятельность распространяется на территорию одной или нескольких АТЕ Республики Беларусь,

Общественные объединения создаются по инициативе граждан, достигших возраста 18 лет. Граждане, достигшие 16 лет, могут создавать молодежные и детские общественные объединения. Членами общественных объединений' могут быть граждане, достигшие 16 лет. Вместе с тем, в случаях, предусмотренных уставом общественного объединения, его членами могут быть граждане, не достигшие 16 лет, при условии, что они имеют соответствующее письменное согласие своих законных представителей.

Молодежным признается общественное объединение граждан в возрасте до 31 года (не менее 2/3 от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы, и уставная деятельность которого направлена на обеспечение их социального становления и всестороннего развития.

Детским признается общественное объединение граждан в возрасте до 18 лет (не менее 2/3 от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы, и уставная деятельность которого направлена на обеспечение их социального становления и всестороннего развития.

Для создания и деятельности в Республике Беларусь общественного объединения необходимо:

− для международного общественного объединения − не менее 10 учредителей (членов) от Республики Беларусь и не менее чем по 3 учредителя (члена) от одного или нескольких иностранных государств, а также наличие на территории этих государств организационных структур этого общественного объединения;

− для республиканского общественного объединения − не менее, чем по 10 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска;

− для местного общественного объединения − не менее десяти учредителей (членов) от большинства АТЕ территории, на которую будет распространяться деятельность этого общественного объединения.

В качестве учредителей союза имеют право выступать общественные объединения, принявшие решение создать союз.

Государственная регистрация международных и республиканских общественных объединений, союзов осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь, местных общественных объединений, союзов − управлениями юстиции областного, Минского городского исполнительного комитета.

На сегодняшний день в Республике Беларусь насчитывается более 2200 общественных объединений.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10037. Алгоритм решения сравнения. Китайская теорема об остатках 44.5 KB
  Сравнения вида могут иметь несколько решений иметь единственное решение или не иметь решений вовсе. Если то решение единственно: Теорема. Решения сравнения существуют тогда и только тогда когда делит . При этом количество решений сравнения равно d. Алгорит...
10038. Определение и свойства символа Лежандра 46.5 KB
  Двучленным квадратичным сравнением называется сравнение вида где неизвестный вычет. Целое число a называется квадратичным вычетом по модулю n если сравнение разрешимо. Если сравнение разрешимо то для составного модуля количество решений как правило больше дву...
10039. Свойства символа Якоби 43 KB
  Символ Якоби числа x по модулю n, при, определяется как произведение значений символов Лежандра . Он обладает практически всеми теми же свойствами, что и символ Лежандра
10040. Криптографическая система RSA 54.5 KB
  Криптографическая система RSA является асимметричной криптосистемой основанной на односторонней функции с лазейкой в качестве которой выбрана степенная функция в кольце вычетов целых чисел по составному двупростому модулю . Стойкость системы сводится к сложности з...
10041. Смешанные криптосистемы 35 KB
  Смешанные криптосистемы. В настоящее время в системах связи общего назначения широко распространены смешанные гибридные криптосистемы у которых конфиденциальность сообщений обеспечивается за счет шифрования с помощью симметричной криптосистемы рассылка ключей д
10042. Функция Эйлера. Доказательство теорем Эйлера и Ферма 54.5 KB
  Пусть m>1 – целое число и а – вычет по модулю m. Порядок является наименьшим положительным числом для которого выполняется сравнение. Порядок числа по модулю обозначается. Функция Эйлера. Порядки чисел по модулю различны. Существуют числа являюще
10043. Цифровая подпись Ель Гамаля 37 KB
  Цифровая подпись Ель Гамаля основывается на односторонней функции дискретного возведения в степень обратной к которой является дискретный логарифм. Механизм цифровой подписи Эль Гамаля широко используется на практике для организации аналогичных схем цифровой подписи...
10044. Линейная двоичная рекуррентная последовательность 39 KB
  Линейная двоичная рекуррентная последовательность. В криптосхемах потоковых шифров широко применяются криптоузлы основанные на т.н. регистрах сдвига с обратной связью. Наиболее простым узлом является т.н. двоичный регистр сдвига с линейными обратными связями РСЛОС...
10045. Тестирование чисел на простоту, случайные и детерминированные тесты. Тест малой теоремы Ферма 46 KB
  Тестирование чисел на простоту случайные и детерминированные тесты. Тест малой теоремы Ферма При использовании асимметричных криптосистем возникает необходимость построения сверхбольших псевдослучайных простых чисел. Соответствующие вычислительные процедуры