7574

Конституционные основы правового статуса человека и гражданина

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ТЕМА 4. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина 4.1. Понятие и элементы конституционно-правового статуса личности в Республике Беларусь 4.2. Понятие, особенности и классификация конституционных (основных) прав и свобод граждан...

Русский

2013-01-26

125.5 KB

106 чел.

ТЕМА 4.

Конституционные основы правового статуса человека и гражданина

4.1. Понятие и элементы конституционно-правового статуса личности в Республике Беларусь

4.2. Понятие, особенности и классификация конституционных (основных) прав и свобод
граждан Республики Беларусь

4.3. Особенности правового статуса граждан в условиях чрезвычайного и военного положения.

4.4. Конституционные обязанности личности

4.5. Гарантии основных прав, свобод и обязанностей граждан Республики Беларусь

4.6. Гражданство Республики Беларусь: понятие, принципы

4.7. Основания и порядок приобретения гражданства Республики Беларусь

4.8. Основания и порядок прекращения гражданства в Республике Беларусь

4.9. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь

4.10. Право на убежище

4.11. Правовое положение национальных меньшинств в Республике Беларусь

4.1. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Конституционно-правовой статус личности − это конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражают наиболее существенные, основополагающие начала, которые определяют положение человека в обществе и в государстве, а также принципы взаимоотношений в сфере человек − общество − государство.

К элементам конституционно-правового статуса личности можно отнести:

1) гражданство — правовая связь человека с государством. В зависимости от наличия этой связи лица с государством его правовой статус может быть разным: гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства;

2) право- и дееспособность;

3) конституционные принципы правового статуса (гуманизм; равноправие и равенство; непосредственное действие прав и свобод; неотчуждаемость прав и свобод; гарантированность прав, свобод и обязанностей; запрещение незаконного ограничения конституционных прав и свобод);

4) конституционные права, свободы и обязанности граждан − ядро правового статуса личности;

5) гарантии правового положения личности.

4.2. ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ (ОСНОВНЫХ)
ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Конституционные (основные) права и свободы составляют сердцевину конституционно-правового статуса личности. В Конституции применяются термины «права» и «свободы». Право − мера возможного поведения субъекта правоотношений. Существенных различий в содержании этих терминов нет. Считается, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, призван ограждать личность от вмешательства государства в ее внутренний мир (свобода совести, свобода мысли и слова), а «право» предполагает участие личности в делах общества и государства (право избирать и быть избранным, право на забастовку).

Особенности конституционных (основных) прав и свобод заключаются в следующем:

— имеют повышенную значимость для общества;

— составляют ядро других прав, получают свое развитие в правах, установленных другими отраслями права;

— обеспечиваются повышенной правовой охраной.

Конституционные (основные) права и свободы классифицируются следующим образом.

1. Традиционно права и свободы делят на две группы:

— естественные права человека — они принадлежат человеку от рождения и не могут быть дарованы или отчуждены государством (право на жизнь, свобода совести, неприкосновенность личности и др.);

— позитивные права гражданина — они предоставляются государством и могут быть им ограничены (право избирать и быть избранным, право на труд и др.).

2. По времени возникновения выделяют три поколения прав:

— к правам первого поколения относят права, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций. Это личные (гражданские) и политические права.

Эти права выражали так называемую «негативную свободу»: они обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни;

— к правам второго поколения относят социально-экономические и культурные права (так называемые «позитивные права»);

— к правам третьего поколения (стали формироваться после Второй мировой войны) относят коллективные права.

3. По содержанию права и свободы человека делятся на:

— личные (гражданские) права и свободы — они принадлежат всем лицам, независимо от гражданства:

  •  право на жизнь (ст.24 Конституции Республики Беларусь);
  •  право на свободу, неприкосновенность и достоинств личности (ст.25 Конституции Республики Беларусь);
  •  неприкосновенность частной жизни (ст.28 Конституции Республики Беларусь);
  •  неприкосновенность жилища (ст.29 Конституции Республики Беларусь);
  •  право свободно передвигаться и выбирать место жительства (ст.30 Конституции Республики Беларусь);
  •  свобода совести (ст.31 Конституции Республики Беларусь);
  •  свобода мнений и убеждений (ст.33 Конституции Республики Беларусь);
  •  право на национальную принадлежность, пользование родным языком (ст.50 Конституции Республики Беларусь);
  •  право на судебную защиту (ст.60 Конституции Республики Беларусь);
  •  право на юридическую помощь (ст.62 Конституции Рее публики Беларусь);
  •  право на защиту международных организаций (ст.__ Конституции Республики Беларусь).

— политические права − относятся только к гражданам государства:

  •  право на управление делами общества и государства (ст.37 Конституции Республики Беларусь);
  •  право избирать и быть избранными в государственные органы (ст.38 Конституции Республики Беларусь);
  •  право на обращение в государственные органы (ст.40 Конституции Республики Беларусь);
  •  право на свободу объединений (ст.36 Конституции Республики Беларусь);
  •  свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования (ст.35 Конституции Республики Беларусь);
  •  право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст.34 Конституции Республики Беларусь);
  •  право на равный доступ к любым должностям в государственных органах в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой (ст.39 Конституции Республики Беларусь);

— экономические, социальные и культурные права:

  •  право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствием с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ст.41 Конституции Республики Беларусь);
  •  право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством, общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достойное существование (ст.42 Конституции Республики Беларусь);
  •  право трудящихся на отдых (ст.43 Конституции Республики Беларусь);
  •  право собственности (ст.44 Конституции Республики Беларусь);
  •  право на жилище (ст.48 Конституции Республики Беларусь);
  •  право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст.45 Конституции Республики Беларусь);
  •  право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст.46 Конституции Республики Беларусь);
  •  право на образование (ст.49 Конституции Республику Беларусь);
  •  право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законодательством (ст.47 Конституции Республики Беларусь);
  •  право на участие в культурной жизни (ст.51 Конституции Республики Беларусь).

Следует отметить, что личные (гражданские) права относятся к негативным правам, не требующим вмешательства со стороны государства, а экономические, социальные и культурные — к позитивным, реализация которых возможно только с помощью государства.

4. В зависимости от субъекта прав и свобод они делятся на:

— права и свободы человека;

— права и свободы гражданина.

5. По способу реализации права и свободы делятся на:

— индивидуальные права;

— коллективные права.

Права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции, прежде всего, в разделе II «Личность, общество, государство».

4.3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО
И ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и в пределах, определенных Конституцией и законом (ст.63 Конституции Республики Беларусь).

При осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не подлежат ограничению:

1) право на жизнь (ст.24 Конституции Республики Беларусь);

2) право на свободу и охрану достоинства личности («Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам» — ч.3 ст.25 Конституции Республики Беларусь);

3) неприкосновенность личности (ст.26 Конституции Республики Беларусь);

4) свобода совести и вероисповедания (ст.31 Конституции Республики Беларусь).

Закон от 24 июня 2002 г. № 117-З «О чрезвычайном положении» установил, что в указе Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения должен содержаться исчерпывающий перечень временных ограничений (приостановления) прав и свобод граждан. В Законе приводится перечень возможных чрезвычайных мер и временных ограничений (приостановления) прав и свобод граждан (ст.11 указанного Закона):

— установление ограничений на свободу передвижения, введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда из нее;

— запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования со стороны групп и организаций, в результате действий которых введено чрезвычайное положение;

— отложение проведения забастовок или приостановление их на территории, на которой введено чрезвычайное положение, но не более, чем на 3-х месячный срок;

— ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра.

При введении чрезвычайного положения при наличии беспорядков предусмотрено также:

— введение комендантского часа;

— ограничение свободы печати и других СМИ путем введения предварительной цензуры, а также временное изъятие или арест печатной продукции;

— приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

— проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств граждан.

На территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего срока действия чрезвычайного положения (ст.14 указанного Закона).

4.4. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Наряду с правами и свободам Основной Закон Республики Беларусь устанавливает также основные обязанности граждан (обязанность — мера должного поведения. Конституция Республики Беларусь закрепляет шесть обязанностей личности:

1) обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст.52 Конституции Республики Беларусь);

2) обязанность уважать достоинство, права и свободы других лиц (ст.53 Конституции Республики Беларусь);

3) обязанность принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст.56 Конституции Республики Беларусь);

4) обязанность защищать Республику Беларусь (ст.57 Конституции Республики Беларусь);

5) обязанность охранять природу (ст.55 Конституции Республики Беларусь);

6) обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст.54 Конституции Республики Беларусь).

4.5. ГАРАНТИИ ОСНОВНЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В ст.2 Конституции Республики Беларусь зафиксировано положение о том, что человек, его права, свободы гарантии их реализации являются высшей ценностью общества и государства.

В соответствии со ст.21 Конституции Республики Беларусь обеспечение прав и свобод граждан объявляется высшей целью государства. Другим принципиальным положением Конституции является признание в ней равенства всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту своих прав и законных интересов (ст.22 Конституции Республики Беларусь). Это означает, что все граждане независимо от социального положения, пола, национальной принадлежности, вероисповедания и других отличий, имеют одинаковые возможности для осуществления конституционных прав. Особенностью Конституции Республики Беларусь является то, что она содержит гарантийный механизм обеспечения прав, свобод и обязанностей граждан.

Гарантии прав, свобод и обязанностей граждан — это условия и средства, которые обеспечивают их осуществление. Имеется два уровня конституционных гарантий прав, свобод и обязанностей.

Первый уровень — это гарантийный механизм, заложенный в тех статьях Конституции, которые провозглашают сами права и свободы граждан.

Второй уровень − это специальные конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей граждан. В качестве таковых выступают положения, закрепленные в ст.ст.58 − 62 Конституции Республики Беларусь. В частности, подчеркивается, что никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, ее законами, либо к отказу от своих прав. Государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного правопорядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан в Республике Беларусь.

Важной гарантией выступает норма, согласно которой государственные органы, должностные лица и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, которые нарушают права и свободы граждан (ст.60 Конституции Республики Беларусь).

С целью обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает систему гарантий, включающую многообразные способы и формы осуществления этой задачи:

1. Государственная гарантированность прав и свобод человека и гражданина возможна только в условиях демократического правового государства. Ст.1 Конституции Республики Беларусь признает его таковым.

2. Важной государственной гарантией является признание прав и свобод человека непосредственно действующими.

3. Признается приоритет прав и свобод человека и гражданина.

4. Гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь.

Наряду с общими государственными гарантиями прав свобод человека и гражданина следует выделить специфические юридические гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина:

1. Важнейшей юридической гарантией прав и свобод является судебная защита (путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства):

2. Широко используются административно-правовые способы защиты прав и свобод граждан (обращения в государственные органы).

3. Юридической гарантией является охрана законом лиц; потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

4. Предусмотрено возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием, органов государственной власти или их должностных лиц).

5. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, в случаях, предусмотренных законом, она оказывается бесплатно.

В настоящее время принято различать 2 основных способа защиты прав и свобод:

− внутригосударственный;

− международно-правовой.

Если чьи-либо права нарушены, то лицо сначала обращается к возможностям, предоставляемым самим государством, прежде чем обратиться за защитой в международные инстанции.

4.6. ГРАЖДАНСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ

В Республике Беларусь отношения по поводу гражданства регулируются Конституцией (ст.10); Законом от 1 августа 2002 г. №136-З «О гражданстве Республики Беларусь»; Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. №209 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. №755.

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека (ст.1 Закона «О гражданстве Республики Беларусь»).

Основными принципами гражданства Республики Беларусь являются:

1) принцип единого гражданства, исходя из того, что Республика Беларусь является унитарным государством;

2) каждый имеет право на гражданство, независимо от каких бы то ни было условий (ст.3 Закона «О гражданстве Республики Беларусь»);

3) принцип равного гражданства означает, что все граждане в равной мере пользуются своими правами независимо от оснований и времени его приобретения (исключение — кандидатом в Президенты Республики Беларусь может быть гражданин Республики Беларусь по рождению);

4) принцип свободного гражданства выражается в том, что гражданство Республики Беларусь не может быть представлено против воли лица, а также существует относительно простая процедура приобретения гражданства и его изменения;

5) принцип неотъемлемости гражданства выражается в сохранении за гражданами, проживающими за пределами Республики Беларусь, белорусского гражданства, а также означает недопустимость лишения гражданства;

6) принцип защиты и покровительства граждан за пределами Республики Беларусь;

7) отрицание автоматического изменения гражданства при заключении или прекращении брака с лицом, не принадлежащим к гражданству Республики Беларусь, либо в случае изменения гражданства одним из супругов (ст.7 Закона «О гражданстве Республики Беларусь»);

8) принцип непризнания двойного гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами.

В соответствии со ст.8 Закона «О гражданстве Республики Беларусь» гражданами Республики Беларусь являются:

— лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу Закона «О гражданстве Республики Беларусь»;

— лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с Законом «О гражданстве Республики Беларусь».

Гражданами Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу Закона «О гражданстве Республики Беларусь».

4.7. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Гражданство Республики Беларусь приобретается:

1) по рождению;

2) в результате приема в гражданство Республики Беларусь;

3) в порядке регистрации;

4) по иным основаниям, предусмотренным Законом «О гражданстве Республики Беларусь» (ст.12 Закона).

Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:

— родители (единственный родитель) ребенка состоят в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;

— один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, независимо от места рождения ребенка;

— один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является иностранным гражданином, − по совместному заявлению родителей независимо от места рождения ребенка. При отсутствии такого заявления ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства;

— родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;

— родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.

Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.

Таким образом, в Республике Беларусь применяется как «право крови», так и «право почвы».

Второе основание приобретения гражданства — прием в гражданство Республики Беларусь.

В гражданство Республики Беларусь на основании письменного заявления может быть принято любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, если оно:

— берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;

— знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения;

— постоянно проживает на территории Республики Беларусь на протяжении последних семи лет;

— имеет законный источник средств существования;

— не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства (отказе от гражданства) этого государства, за исключением случаев, когда выход (отказ) невозможен либо его нельзя обоснованно требовать.

Семилетний срок проживания может быть сокращен либо не применяться вовсе для:

— белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники и прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь;

— лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющей государственный интерес для Республики Беларусь;

— лиц, имевших гражданство Республики Беларусь или право на гражданство Республики Беларусь, родители (усыновители) которых выбрали для них иное гражданство;

— лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь.

Приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации, т.е. в упрощенном порядке, могут:

— лица, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, при условии, что они родились либо постоянно проживали на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 г., а также супруги таких лиц, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, и их потомки;

— дети − по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя, являющегося иностранным гражданином, неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;

— дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство, − по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки и попечительства.

Заявление о приобретении гражданства Республик Беларусь отклоняется, если заявившее об этом лицо:

— осуждено за совершение преступления против мира, безопасности человечества, военного преступления, преступления против государства;

— имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Республики Беларусь или за ее пределами, признаваемого таковым законодательством Республики Беларусь;

— является подозреваемым или обвиняемым и в отношении его осуществляется уголовное преследование в Республике Беларусь, а также в иностранном государстве за преступления, признаваемые таковыми законодательством Республики Беларусь, − до вынесения приговора или иного итогового решения по делу;

— осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы, − до истечения срока наказания;

— депортировалось из Республики Беларусь — до истечения срока, позволяющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь повторно обращаться с просьбой о въезде в Республику Беларусь;

— представило ложные сведения или подложные документы;

— состоит на воинской службе, службе в полиции, органах безопасности, юстиции или иных государственных органах иностранного государства.

4.8. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Гражданство Республики Беларусь прекращается вследствие:

1) выхода из гражданства Республики Беларусь;

2) утраты гражданства Республики Беларусь.

Выход из гражданства Республики Беларусь — добровольное прекращение лицом отношений гражданства.

Утрата гражданства Республики Беларусь — прекращение отношений гражданства, не связанное с волеизъявлением лица. Гражданство Республики Беларусь утрачивается вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства.

Прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается, если гражданин Республики Беларусь:

— является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

— имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательств перед Республикой Беларусь, |ее юридическими и физическими лицами;

— не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения.

Государственными органами, принимающими участие в решении вопросов гражданства Республики Беларусь, являются:

— Президент Республики Беларусь;

— органы внутренних дел;

— органы дипломатической службы Республики Беларусь за рубежом.

Президент Республики Беларусь:

определяет порядок приобретения гражданства Республики Беларусь и его прекращения;

— издает указы о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь;

— издает распоряжения в случаях отклонения заявлений о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь.

Органы внутренних дел Республики Беларусь:

принимают от лиц, постоянно проживающих в Республике Беларусь, заявления по вопросам гражданства, проверяют факты и документы, представленные в обоснование таких заявлений;

— направляют материалы по заявлениям о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь на рассмотрение Президенту Республики Беларусь;

— определяют принадлежность лиц, находящихся на территории Республики Беларусь, к гражданству Республики Беларусь;

— решают вопросы приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации лицами, постоянно проживающими в Республике Беларусь.

Органы дипломатической службы Республики Беларусь осуществляют аналогичные функции в отношении лиц, находящихся за границей.

Заявления по вопросам гражданства Республики Беларусь подаются заявителем лично в письменной форме в органы внутренних дел Республики Беларусь по месту постоянного жительства заявителя, а лицами, постоянно проживающими за границей, − в соответствующий орган дипломатической службы Республики Беларусь. Заявления по вопросам гражданства детей и недееспособных лиц подаются их родителями или другими законными представителями. При невозможности личного обращения заявителя заявление и прилагаемые к нему документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте.

Срок рассмотрения заявлений не должен превышать:

— о приеме в гражданство Республики Беларусь — 1 года;

— о приобретении гражданства в порядке регистрации — 2 месяцев;

— о выходе из гражданства Республики Беларусь — 6 месяцев.

Повторные заявления лица о приеме в гражданство Республики Беларусь или выходе из гражданства Республики Беларусь принимаются не ранее, чем через год после принятия предшествующего решения. В случае возникновения существенных для дела обстоятельств, которые не были и не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть рассмотрено и ранее.

4.9. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь регулируется Конституцией Республики Беларусь (ст.11), Законом от 3 июня 1993 г. №2339-ХІІ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» в редакции Закона от 19 июля 2005 г.

Иностранный гражданин — это лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лицо без гражданства — это лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

Закон «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» выделяет 3 категории иностранцев:

1) временно пребывающий в Республике Беларусь иностранец — лицо, прибывшее в Республику Беларусь на срок не более 90 суток в год со дня въезда в Республику Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее разрешения на временное проживание в Республике Беларусь или разрешения на постоянное проживание;

2) временно проживающий в Республике Беларусь иностранец — лицо, получившее в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, разрешение на временное проживание;

3) постоянно проживающий в Республике Беларусь иностранец — лицо, получившее в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, разрешение на постоянное проживание.

Разрешение на временное проживание выдается иностранцам, прибывшим в Республику Беларусь на срок более 90 суток в год:

— для обучения в учреждениях образования Республики Беларусь — на срок учебы, но не более одного года;

— к супругу (супруге), близким родственникам, которые являются гражданами Республики Беларусь и постоянно проживают в Республике Беларусь, на срок пребывания, но не более одного года;

— для занятия трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, — на срок пребывания, но не более одного года;

— если они в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, обратились с ходатайством о признании их беженцами или о предоставлении им убежища в Республике Беларусь либо подали заявление о выдаче им разрешения на постоянное проживание, — на срок рассмотрения их ходатайства или заявления;

— если у них имеется на праве собственности недвижимость в Республике Беларусь, — на срок пребывания, но не более 180 суток в год;

— по иным основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

Разрешение на постоянное проживание выдается иностранцам, которые:

— являются супругами, близкими родственниками граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в Республике Беларусь;

— заключили брак с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь;

— признаны беженцами или являются лицами, которым предоставлено убежище в Республике Беларусь;

— имеют право на воссоединение семьи;

— прожили на законных основаниях в Республике Беларусь последние семь и более лет;

— имеют основания для приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации;

— являются работниками и специалистами, в которых нуждается Республика Беларусь;

— обладают исключительными способностями и талантом или имеют выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта;

— инвестировали не менее 150 тысяч евро в экономику Республики Беларусь или в реализацию конкретных государственных программ Республики Беларусь.

Иностранцам, получившим разрешение на постоянное проживание, выдается вид на жительство.

Иностранцы на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь.

Иностранцы не могут:

быть членами политических партий Республики Беларусь и иных общественных объединений Республики Беларусь, преследующих политические цели;

— избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах;

— занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь

— исполнять воинскую обязанность в Республике Беларусь.

Иностранцы могут:

вступать в профессиональные союзы и иные общественные объединения Республики Беларусь, если это предусмотрено их уставами;

— иметь в собственности имущество, наследовать или завещать его, пользоваться иными имущественными и личными неимущественными правами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы, занимающиеся на законных основаниях трудовой, предпринимательской и иной деятельностью, имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь, включая право на социальное обеспечение. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право заниматься трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь.

Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы пользуются правами в области охраны здоровья наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено законами и международными договорами Республики Беларусь. Иностранцам, временно пребывающим и временно проживающим в Республике Беларусь, медицинская помощь оказывается на платной основе в соответствии с законодательством Республики Беларусь, если иное не определено международными договорами Республики Беларусь.

Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на образование, если иное не определено законами и международными договорами Республики Беларусь. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на получение образования в Республике Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или на основании договоров об обучении, заключенных с учреждениями образования или научными организациями Республики Беларусь.

Иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь, обязаны пройти регистрацию в органах внутренних дел Республики Беларусь.

4.10. ПРАВО НА УБЕЖИЩЕ

Право на убежище зафиксировано в ст.12 Конституции Республики Беларусь. Кроме того, действуют Закон от 22 февраля 1995 г. № 3605-ХІІ «О беженцах» в редакции от 4 января 2003 г., Закон от 29 декабря 1998 г. № 224-З «Об иммиграции», Положение о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь, его утрате и лишении и иных вопросах пребывания в Республике Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2006 г. № 204.

В соответствии со ст.2 Закона «О беженцах», беженец — это лицо, которое:

1) не является гражданином Республики Беларусь;

2) находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;

3) не может или не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой у себя в стране;

4) не имея определенного гражданства и находясь на территории Республики Беларусь вследствие подобных обстоятельств, не может или не желает вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в силу таких опасений.

Под преследованием понимается нарушение основных прав человека, таких как угроза жизни или свободе, пытки и другие запрещенные международным правом формы обращения, связанные с одним из указанных признаков.

Беженцами в Республике Беларусь не могут быть признаны иностранцы:

— в отношении которых имеются веские основания предполагать, что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности в определении, данном этим деяниям в международных актах, заключенных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

— в отношении которых имеются веские основания предполагать, что они совершили тяжкое преступление неполитического характера за пределами Республики Беларусь до прибытия на ее территорию;

— в отношении которых имеются веские основания предполагать, что они виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;

— пользующиеся защитой либо помощью органов или учреждений ООН, кроме Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Статья 4 Закона «О беженцах» закрепляет, что органом, обеспечивающим реализацию единой государственной политики в области вынужденной миграции, является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. В настоящее время Департамент по гражданству и миграции и его территориальные органы отнесены к деятельности Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Они играют ключевую роль в реализации процедуры предоставления убежища.

Иностранец, признанный беженцем, имеет право на:

— получение информации о своих правах и обязанностях;

— судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь;

— обучение детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования, наравне с детьми — гражданами Республики Беларусь;

— получение профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования наравне с иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь;

— самостоятельное поселение в семье гражданина Республики Беларусь или постоянно проживающего в Республике Беларусь иностранца при наличии согласия всех совершеннолетних членов семьи лица, предоставляющего жилую площадь, на совместное проживание, если при

вселении беженца и членов его семьи размер жилой площади будет составлять не менее шести квадратных метров на каждого проживающего;

— медицинскую помощь наравне с иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь;

— получение содействия в направлении на профессиональное обучение и в трудоустройстве;

—  трудоустройство или занятие предпринимательской деятельностью наравне с иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь;

— социальное обеспечение наравне с иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь;

— приобретение движимого и недвижимого имущества в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь;

— получение в органах внутренних дел по месту проживания иностранца и членов его семьи в установленном порядке вида на жительство и проездных документов для выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь;

— обращение с заявлением в орган внутренних дел о предоставлении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь по основаниям, не связанным со статусом беженца;

— обращение с заявлением о приобретении гражданства Республики Беларусь по истечении семи лет после признания беженцем;

— получение денежной и иной помощи в порядке и размерах, установленных Советом Министров Республики Беларусь;

— содействие Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в получении сведений о близких родственниках, проживающих в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного местожительства беженца;

— участие в общественной деятельности наравне с иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь;

— добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности либо прежнего обычного местожительства;

— выезд на местожительство в другое государство;

— пользование иными правами и свободами наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь (ст.31 Закона «О беженцах»).

Иностранец, признанный беженцем, обязан:

1) соблюдать Конституцию Республики Беларусь, Закон «О беженцах», иные акты законодательства Республики Беларусь и уважать национальные традиции;

2) в течение трех рабочих дней после получения удостоверения беженца зарегистрироваться в органе внутренних дел по месту проживания;

3) сообщать в течение, семи дней в территориальный орган по миграции и соответствующий орган внутренних дел сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Республики Беларусь или гражданства другого государства;

4) проходить ежегодную перерегистрацию в территориальном органе по миграции;

5) сообщать в территориальный орган по миграции о намерении переменить место проживания в Республике Беларусь либо выехать на местожительство за пределы территории Республики Беларусь;

6) сняться с учета в территориальном органе по миграции и соответствующем органе внутренних дел при смене места проживания и в течение трех рабочих дней со дня прибытия к новому месту проживания стать на учет в территориальном органе по миграции и зарегистрироваться в органе внутренних дел;

7) выполнять иные обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь (ст.32 Закона «О беженцах»).

Права иностранца, обратившегося с ходатайством о признании беженцем, и беженца могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

4.11. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В Республике Беларусь действует Закон от 11 ноября 1992 г. № 1926-ХІІ «О национальных меньшинствах» в редакции Закона от 5 января 2004 г.

Под лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, понимаются лица, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь и имеющие гражданство Республики Беларусь, которые по своему происхождению, языку, культуре или традициям отличаются от основного населения республики.

Принадлежность к национальному меньшинству является вопросом индивидуального выбора гражданина Республики Беларусь. Выбор гражданином Республики Беларусь принадлежности к национальному меньшинству не влечет за собой каких бы то ни было неблагоприятных последствий (ст.2 Закона «О национальных меньшинствах»). Граждане Республики Беларусь, относящие себя к национальным меньшинствам, должны:

— соблюдать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;

— содействовать сохранению суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;

— уважать традиции граждан всех национальностей, населяющих республику, их язык и культуру.

Не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав и свобод граждан Республики Беларусь за их принадлежность к национальному меньшинству, а также попытки ассимиляции против их воли (ст.4 Закона «О национальных меньшинствах»).

Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности, а также к доказыванию национальной принадлежности или отказу от нее.

Государство гарантирует гражданам Республики Беларусь, относящим себя к национальным меньшинствам, равные политические, экономические и социальные права и свободы, осуществляемые в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, в том числе:

— право на получение помощи со стороны государства в деле развития национальной культуры и образования;

— право пользоваться родным языком, право выбора языка общения, а также право на свободу выбора языка воспитания и обучения;

— право на учреждение средств массовой информации, издательскую деятельность, а также на получение, хранение и распространение информации на родном языке;

— право на установление культурных связей с соотечественниками за пределами Республики Беларусь;

— право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов на родном языке;

— право на сохранение своего историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культуры, в том числе профессионального и самодеятельного искусства;

— право на создание общественных объединений и вступление в действующие общественные объединения;

— право свободно избирать и быть избранными в государственные органы Республики Беларусь на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании;

— право равного доступа к любым должностям в государственных органах Республики Беларусь (ст.6 Закона «О национальных меньшинствах»).

При местных Советах депутатов могут создаваться и действовать на общественных началах совещательные органы из представителей национальных меньшинств. Порядок создания этих органов определяется соответствующими местными Советами депутатов.

Общественные объединения граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь; могут создавать культурно-просветительные учреждения.

Памятники истории и культуры национальных меньшинств, находящиеся на территории Республики Беларусь, являются частью культуры Республики Беларусь и охраняются государством в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Запрещаются создание и деятельность общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, если это противоречит законодательству Республики Беларусь об общественных объединениях, а также, если указанные общественные объединения организационно связаны либо являются частью политической организации иностранного государства (ст.12 Закона «О национальных меньшинствах»).

Граждане Республики Беларусь независимо от национальной принадлежности пользуются защитой государства на равных основаниях.

Любые действия, направленные на дискриминацию по национальным признакам, создание препятствий в реализации национальными меньшинствами своих прав, разжигание межнациональной вражды, влекут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18391. Статистичні показники 269 KB
  16 Соціальноекономічний зміст явища Статистична структура показника модель Чистове значення показника Адекватність відображення очність вимірювання Вірогідність інформації Узагальнюючий інтегральний показник Блок 1 Блок 2 ...
18392. Статистичне спостереження 54.5 KB
  Тема 3. Статистичне спостереження. 3.1 Суть і організаційні форми статистичного спостереження. 3.2 План статистичного спостереження. 3.3 Види та способи спостереження. 3.4 Помилки спостереження та контроль вірогідності даних. 3.1 Суть і організаційні форми статисти...
18393. Зведення та групування статистичних даних 71.5 KB
  Тема 4. Зведення та групування статистичних даних 4.1 Суть статистичного зведення та групування. 4.2 Основні завдання та види групувань. 4.3 Основні питання методології статистичних групувань. 4.4 Повторне вторинне групування. 4.1 Суть статистичного зведення та гр
18394. Аналіз рядів розподілу 219.5 KB
  Тема 5 Аналіз рядів розподілу 5.1 Ряди розподілу. 5.2 Статистичні таблиці. 5.3 Суть і характеристики варіації. 5.4 Методи обчислення дисперсії. 5.5 Характеристики форми розподілу. 5.6 Криві розподілу. 5.1 Ряди розподілу Ряд розподілу – основа будь якого групуван...
18395. Вибірковий метод 205 KB
  Тема 6. Вибірковий метод. 6.1. Суть і переваги вибіркового спостереження. 6.2. Обчислення помилок вибірки і визначення меж інтервалу для середньої величини і частки. 6.3. Різновиди вибірок. 6.4. Багатоступеневі і багатофазні вибірки. 6.5. Визначення обсягу вибірки і способ
18396. Статистична перевірка гіпотез 37.5 KB
  Тема 7. Статистична перевірка гіпотез Дослідження істотності вибіркових середніх часток і дисперсій можна провести на основі відомих у математичній статистиці законів розподілу та виразів для розрахунку критеріальних статистик. Спочатку формулюють так звану нулоьву ...
18397. СТАТИСТИЧНІ МЕТОДИ ВИМІРЮВАННЯ ВЗАЄМОЗВЯЗКІВ 487 KB
  ТЕМА 8. СТАТИСТИЧНІ МЕТОДИ ВИМІРЮВАННЯ ВЗАЄМОЗВ€ЯЗКІВ. 8.1. Види взаємозв язків між явищами 8.2. Метод аналітичного групування. 8.3. Основи кореляційнорегресійного аналізу. 8.4. Множинна регресія. 8. 1. Види взаємозв язків між явищами. Всі явища суспільного життя іс
18398. Аналіз таблиць взаємної спряженості( співзалежності) 193.5 KB
  Тема 9. Аналіз таблиць взаємної спряженості співзалежності. 9.1. Таблиці співзалежності. 9.2. Рангова кореляція. 9.1. Таблиці співзалежності. При стохастичному зв’язку кожному значенню ознаки х відповідає певна множина значень ознаки у які варіюють і утворюють ряд р
18399. СТАТИСТИЧНЕ ВИВЧАННЯ ДІНАМІКИ 179.5 KB
  Тема 10. СТАТИСТИЧНЕ ВИВЧАННЯ ДІНАМІКИ. 10.1. Дінамічний ряд – основа аналізу і прогнозування соціальноекономічного розвитку. 10.2. Характеристики дінамічних рядів. 10.3. Аналіз структурних зрушень. 10.4. Особливості вимірювання взаємозв€язків за даними динамічних рядів. ...