75744

Виды производственного освещения. Виды естественного освещения. Понятие к.е.о. Расчет площади световых проемов и количества окон

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Виды производственного освещения. Виды естественного освещения. В зависимости от источника света производственное освещение может быть: естественным создаваемым солнечными лучами и диффузным светом небосвода; искусственным его создают электрические лампы; смешанным которое является совокупностью естественного и искусственного освещения. Местное освещение предназначено для освещения только рабочих поверхностей и не создает необходимой освещенности даже на прилегающих к ним площадях.

Русский

2015-01-24

21.74 KB

2 чел.

64. Виды производственного освещения. Виды естественного освещения. Понятие к.е.о. Расчет площади световых проемов и количества окон.

В зависимости от источника света производственное освещение может быть: естественным,создаваемым солнечными лучами и диффузным светом небосвода; искусственным, его создают электрические лампы; смешанным,которое является совокупностью естественного и искусственного освещения.

Естественное освещениеподразделяется на боковое — через световые проемы в наружных стенах; верхнее —  через зенитные фонари и световые проемы в перекрытиях; комбинированное сочетающее боковое и верхнее естественное освещение.

Искусственноеосвещение может быть общим и комбинированным. Общим называется освещение, при котором светильники размещаются в верхней зоне помещения (не ниже 2,5 м над полом) равномерно (общее равномерное освещение) или применительно к расположению оборудования (общее локализованное освещение). Комбинированное освещение состоит из общего и местного. Его целесообразно использовать при работах высокой точности, а также при необходимости создания светового потока определенного направления. Местное освещение предназначено для освещения только рабочих поверхностей и не создает необходимой освещенности даже на прилегающих к ним площадях. Оно может быть стационарным и переносным. Применение только местного освещения в производственных помещениях запрещается.

По функциональному назначению искусственное освещение подразделяют на следующие виды: рабочее, аварийное, эвакуационное, охранное, дежурное.

Рабочимназывают освещение помещений зданий, а также участков открытых пространств, предназначенных для работы, прохода  людей и движения транспорта.

Аварийное освещениеиспользуют для продолжения работы при аварийном отключении рабочего освещения. Его предусматривают в случаях, когда отключение рабочего освещения и связанное с этим нарушение нормального обслуживания оборудования может вызвать взрыв, пожар, отравление людей, а также в цехах, где необходимо обеспечить условия для непрерывной работы. Наименьшая освещенность рабочих поверхностей при аварийном режиме должна составлять 5% нормируемой освещенности.

Эвакуационное освещение(аварийное для эвакуации) предусматривают  для эвакуации людей из помещений при аварийном отключении рабочего освещения. Оно необходимо в проходах, на лестницах, в производственных помещениях, где работает более 50 человек; в помещениях вспомогательных зданий, где могут одновременно находиться более 100 чел. Наименьшая освещенность при эвакуационном  освещении на полу основных проходов и на ступенях лестниц — 0,5 лк. Светильники аварийного освещения присоединяют к независимому источнику питания.

Oхранное  освещение(при отсутствии  специальных технических средств охраны) предусматривается вдоль границ территорий, охраняемых в ночное время. Освещенность должна быть 0.5 лк на уровне земли в горизонтальной плоскости.

К дежурному освещению помещений прибегают в нерабочее время, при этом используют часть светильников того или иного вида освещения.

На уровень освещенности при естественном освещении влияют следующие факторы: световой климат; ориентация окон; площадь световых проемов; степень чистоты стекол в световых проемах; окраска стен помещения; глубина помещения; затемняющие свет предметы, находящиеся как внутри, так и вне помещения.

Вследствие непостоянства естественного освещения в течение дня и в различное время года количественная оценка этого вида освещения проводится по относительной величине — коэффициенту естественной освещенности (КЕО) — е. КЕО представляет собой выраженное в процентах отношение освещенности в данной точке помещенияЕ, косвещенности наружной горизонтальной поверхности, создаваемой в то же  время светом полностью открытого небосвода Ей.

Естественное освещение в помещениях регламентируется нормами СНиП 23.05.15. Нормативные значения КЕО приведены для III светового пояса (всего их пять). Для прочих световых поясов КЕО определяется по формуле

,     (4)

где enIII— нормированное значение КЕО для зданий, расположенных в III поясе светового климата, определяемое в зависимости от характера выполняемых работ и размера объекта различения;

m —  коэффициент  светового климата, определяемый в зависимости от  географической широты расположения зданий (светового пояса);

С — коэффициент солнечности климата, определяемый по таблице норм в зависимости от ориентации здания относительно сторон света.

Кроме количественного показателя — коэффициента естественной освещенности, нормируют качественную характеристику, неравномерность естественного освещения, т.е. соотношение наибольшего и наименьшего значений КЕО в пределах одного помещения.

Расчет количества окон

1 Определяем нормированное значение коэффициента естественного освещения енӀӀӀ для третьего пояса светового климата – 0,6%.

2 Рассчитываем КЕО для четвертого пояса светового климата:

ен = енӀӀӀ*m * c                       

где енӀӀӀ – КЕО для третьего пояса светового климата, %;

m – коэффициент светового климата – показатель ресурсов природной световой энергии местности, в зависимости от района расположения здания на территории СНГ, m = 0,9;

c – коэффициент солнечного климата – характеристика, учитывающая дополнительный световой поток, проникающий через светопроёмы в помещении, благодаря прямому солнечному свету, с = 0,9.

ен =0,6*0,9*0,9= 0,5

3 Определяем отношение глубины помещения В к высоте от уровня рабочей поверхности до верха окна h1.

                           В / h1 = 12 / 2,5 = 4,8                                                        

Отношение длины помещения Д к его глубине В составляет:

                           Д / В = 24 /1 2 = 2,0                          

По таблице определяем значение световой характеристики световых проемов: ηo = 13.

4 Определяем значение коэффициента г, учитывающего повышение к.е.о. благодаря свету, отраженному от поверхностей помещения. Расчетную точку распологаем на расстоянии  1   м от стены, противоположной остекляемой. Определяем значение коэффициента: r = 3,0.

5 Рассчитываем площадь световых проемов, необходимых для обеспечения нормированного значения КЕО в расчетной точке:

So = (eн*ηo*Sп*kзд) / (100*τo*r)

где eн = 0,5%;

ηo – световая характеристика окна;

Sп – площадь пола;

kзд – коэффициент, учитывающий затенение окон противоположными зданиями, kзд = 1;

τo – общий коэффициент светопропускания световых проемов, τo = 0,38;

r – коэффициент, учитывающий отражение света от поверхности помещения, r = 3,5.

So = 0,5*13*288*1   = 16,4

        100*0,38*3,0

6. По полученной площади световых проемов определим их размер и число при следующих характеристиках: высота оконных проемов 2,5 м, ширина     1,7 м.

Soк = 2,5*1,7 = 4,25 м2

nок = 16,4 / 4,25 = 3,86 = 4 окна.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14099. Розпис тарелі «Летіла зозуля з яру в долину» та Ліплення з пластиліну на тему «Красивий кіт» 1.47 MB
  Конспект залікового уроку з Образотворчого мистецтва проведеного в 2А класі ЗОШ ІІІІ ступенів № 2 Тема уроку: Розпис тарелі Летіла зозуля з яру в долину. Мета. Ознайомити учнів із традиційним видом українського декоративноприкладного мистецтва петриківським ...
14100. Конструювання моделей із сірникових коробок та Аплікація. Види аплікацій. Естетика і культура 5.11 MB
  Конспект залікового уроку з трудового навчання проведеного в 2А класі ЗОШ ІІІІ ступенів № 2 Тема уроку: Конструювання моделей із сірникових коробок. Обєкт праці. Виготовлення моделей вантажних та легкових автомобілів. Мета. Ознайомити учнів із поняттям констр
14101. Конспект уроку Я і Україна. Декларація прав дитини. Про доброту і милосердя 607.11 KB
  Конспект уроку Я і Україна 2 клас 02. 03 Тема. Декларація прав дитини. Основний Закон держави. Обовязки батьків та дітей. Мета. Формувати в учнів уявлення про Декларацію прав людини Основний Закон нашої держави; зясувати обовязки батьків і дітей; виховувати шано...
14103. Секретарська справа. Конспект уроків та лекцій 767.33 KB
  УРОК № Тема: Вимоги до приміщення де знаходиться місце секретаря. Санітарно гігієнічні вимоги. Мета уроку: ознайомити учнів з загальними та санітарногігієнічними вимогами до приміщення секретаря. Ознайомити з сучасними тенденціями у обладнанні офісів та орга
14104. Легка атлетика. Біг на короткі дистанції. Техніка естафетного бігу та передачі естафетної палички 103 KB
  ПЛАН ВІДКРИТОГО ЗАНЯТТЯ для студентів денного відділення Тема заняття: Легка атлетика. Біг на короткі дистанції. Техніка естафетного бігу та передачі естафетної палички. Мета заняття: Місце проведення: Спортивний майданчик. Планконспект заняття ...
14105. Легка атлетика. Орієнтовний план уроку для учнів 5-х класів 43.5 KB
  Орієнтовний план уроку для учнів 5х класів початковий етап розвитку витривалості Тема уроку: Легка атлетика. Мета уроку: навчальна ознайомити з технікою бігу з низького старту. Вивчати техніку стрибку у кроці з приземленням на обидві ноги. Вивчити техніку метанн...
14106. Баскетбол. Конспект уроку для учнів 8 класу 142 KB
  КОНСПЕКТ УРОКУ для учнів 8 класу ТЕМА УРОКУ: БАСКЕТБОЛ ЗАВДАННЯ УРОКУ: вдосконалити техніку виконання ведення і передач мяча на місці і в русі; вдосконалити техніку кидків в корзину після подвійного кроку; виховувати почуття колективізму та взаємови
14107. Баскетбол. Урок з фізкультури 63.5 KB
  Місце проведення: спортивна зала Тема: Баскетбол Мета уроку: Поглибити знання учнів з історії виникнення й розвитку баскетболу. Повторити правила гри у баскетбол. Закріпити отримані дітьми навички й уміння з техніки виконання стійки гравця та пересування з мячем