75744

Виды производственного освещения. Виды естественного освещения. Понятие к.е.о. Расчет площади световых проемов и количества окон

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Виды производственного освещения. Виды естественного освещения. В зависимости от источника света производственное освещение может быть: естественным создаваемым солнечными лучами и диффузным светом небосвода; искусственным его создают электрические лампы; смешанным которое является совокупностью естественного и искусственного освещения. Местное освещение предназначено для освещения только рабочих поверхностей и не создает необходимой освещенности даже на прилегающих к ним площадях.

Русский

2015-01-24

21.74 KB

2 чел.

64. Виды производственного освещения. Виды естественного освещения. Понятие к.е.о. Расчет площади световых проемов и количества окон.

В зависимости от источника света производственное освещение может быть: естественным,создаваемым солнечными лучами и диффузным светом небосвода; искусственным, его создают электрические лампы; смешанным,которое является совокупностью естественного и искусственного освещения.

Естественное освещениеподразделяется на боковое — через световые проемы в наружных стенах; верхнее —  через зенитные фонари и световые проемы в перекрытиях; комбинированное сочетающее боковое и верхнее естественное освещение.

Искусственноеосвещение может быть общим и комбинированным. Общим называется освещение, при котором светильники размещаются в верхней зоне помещения (не ниже 2,5 м над полом) равномерно (общее равномерное освещение) или применительно к расположению оборудования (общее локализованное освещение). Комбинированное освещение состоит из общего и местного. Его целесообразно использовать при работах высокой точности, а также при необходимости создания светового потока определенного направления. Местное освещение предназначено для освещения только рабочих поверхностей и не создает необходимой освещенности даже на прилегающих к ним площадях. Оно может быть стационарным и переносным. Применение только местного освещения в производственных помещениях запрещается.

По функциональному назначению искусственное освещение подразделяют на следующие виды: рабочее, аварийное, эвакуационное, охранное, дежурное.

Рабочимназывают освещение помещений зданий, а также участков открытых пространств, предназначенных для работы, прохода  людей и движения транспорта.

Аварийное освещениеиспользуют для продолжения работы при аварийном отключении рабочего освещения. Его предусматривают в случаях, когда отключение рабочего освещения и связанное с этим нарушение нормального обслуживания оборудования может вызвать взрыв, пожар, отравление людей, а также в цехах, где необходимо обеспечить условия для непрерывной работы. Наименьшая освещенность рабочих поверхностей при аварийном режиме должна составлять 5% нормируемой освещенности.

Эвакуационное освещение(аварийное для эвакуации) предусматривают  для эвакуации людей из помещений при аварийном отключении рабочего освещения. Оно необходимо в проходах, на лестницах, в производственных помещениях, где работает более 50 человек; в помещениях вспомогательных зданий, где могут одновременно находиться более 100 чел. Наименьшая освещенность при эвакуационном  освещении на полу основных проходов и на ступенях лестниц — 0,5 лк. Светильники аварийного освещения присоединяют к независимому источнику питания.

Oхранное  освещение(при отсутствии  специальных технических средств охраны) предусматривается вдоль границ территорий, охраняемых в ночное время. Освещенность должна быть 0.5 лк на уровне земли в горизонтальной плоскости.

К дежурному освещению помещений прибегают в нерабочее время, при этом используют часть светильников того или иного вида освещения.

На уровень освещенности при естественном освещении влияют следующие факторы: световой климат; ориентация окон; площадь световых проемов; степень чистоты стекол в световых проемах; окраска стен помещения; глубина помещения; затемняющие свет предметы, находящиеся как внутри, так и вне помещения.

Вследствие непостоянства естественного освещения в течение дня и в различное время года количественная оценка этого вида освещения проводится по относительной величине — коэффициенту естественной освещенности (КЕО) — е. КЕО представляет собой выраженное в процентах отношение освещенности в данной точке помещенияЕ, косвещенности наружной горизонтальной поверхности, создаваемой в то же  время светом полностью открытого небосвода Ей.

Естественное освещение в помещениях регламентируется нормами СНиП 23.05.15. Нормативные значения КЕО приведены для III светового пояса (всего их пять). Для прочих световых поясов КЕО определяется по формуле

,     (4)

где enIII— нормированное значение КЕО для зданий, расположенных в III поясе светового климата, определяемое в зависимости от характера выполняемых работ и размера объекта различения;

m —  коэффициент  светового климата, определяемый в зависимости от  географической широты расположения зданий (светового пояса);

С — коэффициент солнечности климата, определяемый по таблице норм в зависимости от ориентации здания относительно сторон света.

Кроме количественного показателя — коэффициента естественной освещенности, нормируют качественную характеристику, неравномерность естественного освещения, т.е. соотношение наибольшего и наименьшего значений КЕО в пределах одного помещения.

Расчет количества окон

1 Определяем нормированное значение коэффициента естественного освещения енӀӀӀ для третьего пояса светового климата – 0,6%.

2 Рассчитываем КЕО для четвертого пояса светового климата:

ен = енӀӀӀ*m * c                       

где енӀӀӀ – КЕО для третьего пояса светового климата, %;

m – коэффициент светового климата – показатель ресурсов природной световой энергии местности, в зависимости от района расположения здания на территории СНГ, m = 0,9;

c – коэффициент солнечного климата – характеристика, учитывающая дополнительный световой поток, проникающий через светопроёмы в помещении, благодаря прямому солнечному свету, с = 0,9.

ен =0,6*0,9*0,9= 0,5

3 Определяем отношение глубины помещения В к высоте от уровня рабочей поверхности до верха окна h1.

                           В / h1 = 12 / 2,5 = 4,8                                                        

Отношение длины помещения Д к его глубине В составляет:

                           Д / В = 24 /1 2 = 2,0                          

По таблице определяем значение световой характеристики световых проемов: ηo = 13.

4 Определяем значение коэффициента г, учитывающего повышение к.е.о. благодаря свету, отраженному от поверхностей помещения. Расчетную точку распологаем на расстоянии  1   м от стены, противоположной остекляемой. Определяем значение коэффициента: r = 3,0.

5 Рассчитываем площадь световых проемов, необходимых для обеспечения нормированного значения КЕО в расчетной точке:

So = (eн*ηo*Sп*kзд) / (100*τo*r)

где eн = 0,5%;

ηo – световая характеристика окна;

Sп – площадь пола;

kзд – коэффициент, учитывающий затенение окон противоположными зданиями, kзд = 1;

τo – общий коэффициент светопропускания световых проемов, τo = 0,38;

r – коэффициент, учитывающий отражение света от поверхности помещения, r = 3,5.

So = 0,5*13*288*1   = 16,4

        100*0,38*3,0

6. По полученной площади световых проемов определим их размер и число при следующих характеристиках: высота оконных проемов 2,5 м, ширина     1,7 м.

Soк = 2,5*1,7 = 4,25 м2

nок = 16,4 / 4,25 = 3,86 = 4 окна.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60023. Traveling 1011.5 KB
  Work in pairs; make a list of things you need to do when you plan a holiday; put them in the correct order. Use the prompts below...
60025. Traveling. Travel Quote 80 KB
  Listen to the announcements at JFK Airport and answer the questions (You don’t need to understand every announcement.)
60027. Улюблені англійські і американські письменники 43 KB
  During our previous lessons we read and talked about writers and books. And I know that you like to read books. This is very good, because as people say: “Books are our friends”. Why do we call books our friends?
60028. Урок иностранного языка 50 KB
  Der Lektor betritt (der Seminarraum, der Hörsaal, die Aula, das Sprachlabor, der Raum). 2. Die Studenten besprechen (der Text, die Regel, der Wortschatz, die Fehler). 3. Der Student besucht (der Unterricht, die Stunden, die Vorlesungen, das Kino).
60029. Хвороби шлунково-кишкового тракту та їхня профілактика 62.5 KB
  Щодня ви пізнаєте життя відкриваєте для себе світ відкриваєте світу себе. Усе життя для вас попереду. Мотивація навчальної діяльності Головним скарбом життя є не землі що ти завоював не багатства що в тебе в скринях головним скарбом життя є здоровя...
60030. До якості освіти крізь призму інформаційних технологій 255 KB
  Як відомо якість освіти - це соціальна категорія яка визначає сукупність показників які характеризують різні аспекти навчальної діяльності освітнього закладу: зміст освіти форми та методи навчання матеріально-технічну базу...
60031. Конспект заняття з пізнавального розвитку з використанням технік арт-терапії. Сфери життєдіяльності «Природа», «Я Сам», «Люди» 37.5 KB
  Вихователь: Малята Хто б це міг бути На порозі групи зявляється ялинка. Вихователь: Що за гостя завітала до нас Діти: Ялиночка Вихователь: Як ви гадаєте чому саме зараз вона в нас зявилася Діти: Тому що скоро Новий рік.