75744

Виды производственного освещения. Виды естественного освещения. Понятие к.е.о. Расчет площади световых проемов и количества окон

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Виды производственного освещения. Виды естественного освещения. В зависимости от источника света производственное освещение может быть: естественным создаваемым солнечными лучами и диффузным светом небосвода; искусственным его создают электрические лампы; смешанным которое является совокупностью естественного и искусственного освещения. Местное освещение предназначено для освещения только рабочих поверхностей и не создает необходимой освещенности даже на прилегающих к ним площадях.

Русский

2015-01-24

21.74 KB

2 чел.

64. Виды производственного освещения. Виды естественного освещения. Понятие к.е.о. Расчет площади световых проемов и количества окон.

В зависимости от источника света производственное освещение может быть: естественным,создаваемым солнечными лучами и диффузным светом небосвода; искусственным, его создают электрические лампы; смешанным,которое является совокупностью естественного и искусственного освещения.

Естественное освещениеподразделяется на боковое — через световые проемы в наружных стенах; верхнее —  через зенитные фонари и световые проемы в перекрытиях; комбинированное сочетающее боковое и верхнее естественное освещение.

Искусственноеосвещение может быть общим и комбинированным. Общим называется освещение, при котором светильники размещаются в верхней зоне помещения (не ниже 2,5 м над полом) равномерно (общее равномерное освещение) или применительно к расположению оборудования (общее локализованное освещение). Комбинированное освещение состоит из общего и местного. Его целесообразно использовать при работах высокой точности, а также при необходимости создания светового потока определенного направления. Местное освещение предназначено для освещения только рабочих поверхностей и не создает необходимой освещенности даже на прилегающих к ним площадях. Оно может быть стационарным и переносным. Применение только местного освещения в производственных помещениях запрещается.

По функциональному назначению искусственное освещение подразделяют на следующие виды: рабочее, аварийное, эвакуационное, охранное, дежурное.

Рабочимназывают освещение помещений зданий, а также участков открытых пространств, предназначенных для работы, прохода  людей и движения транспорта.

Аварийное освещениеиспользуют для продолжения работы при аварийном отключении рабочего освещения. Его предусматривают в случаях, когда отключение рабочего освещения и связанное с этим нарушение нормального обслуживания оборудования может вызвать взрыв, пожар, отравление людей, а также в цехах, где необходимо обеспечить условия для непрерывной работы. Наименьшая освещенность рабочих поверхностей при аварийном режиме должна составлять 5% нормируемой освещенности.

Эвакуационное освещение(аварийное для эвакуации) предусматривают  для эвакуации людей из помещений при аварийном отключении рабочего освещения. Оно необходимо в проходах, на лестницах, в производственных помещениях, где работает более 50 человек; в помещениях вспомогательных зданий, где могут одновременно находиться более 100 чел. Наименьшая освещенность при эвакуационном  освещении на полу основных проходов и на ступенях лестниц — 0,5 лк. Светильники аварийного освещения присоединяют к независимому источнику питания.

Oхранное  освещение(при отсутствии  специальных технических средств охраны) предусматривается вдоль границ территорий, охраняемых в ночное время. Освещенность должна быть 0.5 лк на уровне земли в горизонтальной плоскости.

К дежурному освещению помещений прибегают в нерабочее время, при этом используют часть светильников того или иного вида освещения.

На уровень освещенности при естественном освещении влияют следующие факторы: световой климат; ориентация окон; площадь световых проемов; степень чистоты стекол в световых проемах; окраска стен помещения; глубина помещения; затемняющие свет предметы, находящиеся как внутри, так и вне помещения.

Вследствие непостоянства естественного освещения в течение дня и в различное время года количественная оценка этого вида освещения проводится по относительной величине — коэффициенту естественной освещенности (КЕО) — е. КЕО представляет собой выраженное в процентах отношение освещенности в данной точке помещенияЕ, косвещенности наружной горизонтальной поверхности, создаваемой в то же  время светом полностью открытого небосвода Ей.

Естественное освещение в помещениях регламентируется нормами СНиП 23.05.15. Нормативные значения КЕО приведены для III светового пояса (всего их пять). Для прочих световых поясов КЕО определяется по формуле

,     (4)

где enIII— нормированное значение КЕО для зданий, расположенных в III поясе светового климата, определяемое в зависимости от характера выполняемых работ и размера объекта различения;

m —  коэффициент  светового климата, определяемый в зависимости от  географической широты расположения зданий (светового пояса);

С — коэффициент солнечности климата, определяемый по таблице норм в зависимости от ориентации здания относительно сторон света.

Кроме количественного показателя — коэффициента естественной освещенности, нормируют качественную характеристику, неравномерность естественного освещения, т.е. соотношение наибольшего и наименьшего значений КЕО в пределах одного помещения.

Расчет количества окон

1 Определяем нормированное значение коэффициента естественного освещения енӀӀӀ для третьего пояса светового климата – 0,6%.

2 Рассчитываем КЕО для четвертого пояса светового климата:

ен = енӀӀӀ*m * c                       

где енӀӀӀ – КЕО для третьего пояса светового климата, %;

m – коэффициент светового климата – показатель ресурсов природной световой энергии местности, в зависимости от района расположения здания на территории СНГ, m = 0,9;

c – коэффициент солнечного климата – характеристика, учитывающая дополнительный световой поток, проникающий через светопроёмы в помещении, благодаря прямому солнечному свету, с = 0,9.

ен =0,6*0,9*0,9= 0,5

3 Определяем отношение глубины помещения В к высоте от уровня рабочей поверхности до верха окна h1.

                           В / h1 = 12 / 2,5 = 4,8                                                        

Отношение длины помещения Д к его глубине В составляет:

                           Д / В = 24 /1 2 = 2,0                          

По таблице определяем значение световой характеристики световых проемов: ηo = 13.

4 Определяем значение коэффициента г, учитывающего повышение к.е.о. благодаря свету, отраженному от поверхностей помещения. Расчетную точку распологаем на расстоянии  1   м от стены, противоположной остекляемой. Определяем значение коэффициента: r = 3,0.

5 Рассчитываем площадь световых проемов, необходимых для обеспечения нормированного значения КЕО в расчетной точке:

So = (eн*ηo*Sп*kзд) / (100*τo*r)

где eн = 0,5%;

ηo – световая характеристика окна;

Sп – площадь пола;

kзд – коэффициент, учитывающий затенение окон противоположными зданиями, kзд = 1;

τo – общий коэффициент светопропускания световых проемов, τo = 0,38;

r – коэффициент, учитывающий отражение света от поверхности помещения, r = 3,5.

So = 0,5*13*288*1   = 16,4

        100*0,38*3,0

6. По полученной площади световых проемов определим их размер и число при следующих характеристиках: высота оконных проемов 2,5 м, ширина     1,7 м.

Soк = 2,5*1,7 = 4,25 м2

nок = 16,4 / 4,25 = 3,86 = 4 окна.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58955. Микола Вороний. «Євшан – зілля». Поема про необхідність повернення людині історичної пам’яті, усвідомлення своєї національної приналежності 51 KB
  Мета: створити умови для ознайомлення учнів із життям і творчістю Миколи Вороного з історичною основою та змістом поеми Євшан-зілля; сприяти розвитку навичок вдумливого виразного читання; коментування прочитаного визначення особливостей літературного твору...
58956. Пристрої введення та виведення інформації 178.71 KB
  Що таке інформація За допомогою чого передають інформацію Види інформації Як називають повідомлення яке не несе корисної інформації Що називають елементною базою компютера Що таке швидкодія Що розуміють під терміном апаратне забезпечення...
58957. Виховний захід: «Прощавай, початкова школо!» 87.5 KB
  Всі вони народилися в одному селі ходили до однієї незвичайної школи і навіть вчилися в одному класі. Вперше чую Важко уявити Це мабуть був клас одних вундеркіндів Їх що збирали в клас з усього селища Ведуча. Починаємо пряму трансляцію із загальноосвітньої школи...
58958. Вплив антропогенних факторів на репродуктивну функцію людини 162 KB
  І кожен з вас мріятиме щоб його дитина була гарною розумною а головне здоровою. Коли маля росте здоровим розвивається фізично і розумово то батьки безмежно щасливі. Щоб вона стала здоровою батьки йдуть на все.
58959. Урок. Пори року 348 KB
  Мета: розвивати початкові навички використання елементів взаємодії з комп’ютером – списків та закладок у діалогових вікнах; ознайомити учнів з особливостями погоди в різні пори року; розвивати елементи логічного мислення, пам’ять, увагу, кмітливість...
58960. Аналіз поеми М. Гоголя «Мертві душі». Чичиков герой нашого часу? 57 KB
  Мета: проаналізувати образ Чичикова; вдосконалювати вміння висловлювати та доводити свої думки аргументувати свої вислови узагальнювати; розкривати творчі здібності учнів; прищеплювати звичку з повагою ставитися до думок інших людей...
58961. «Я є рушниця, радістю набита, якою вистрілю на честь життя» (до 100-річчя з дня народження Богдана-Ігоря Антонича) 151.5 KB
  Моя країно верховинна ні не забуть твоїх черемх коли над ними місяць лине вівсяним калачем 3 учень: Так це БогданІгор Антонич який в горах де ближче сонця перший раз приглянувся небу дописує черговий вірш до збірки Книга Лева.
58962. Особові займенники 371 KB
  Мета: Вчити розпізнавати особові займенники; визначати особу число відмінок займенників; формувати вміння користуватись відмінковими формами займенників в усному й писемному мовленні та влучно використовувати особові займенники; розвивати увагу мислення...
58963. Інтерактивний розвиток фантазії учнів 60 KB
  Освітні - спрямовані на активацію уяви та фантазії. Передбачають формування практичної діяльності, уміння аналізувати та інтерпретувати мистецькі твори та дитячі малюнки, навчатися споглядати їх різними способами: статичний - сприймати їх через внутрішній світ...