7575

Административно-территориальное устройство республики Беларусь

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Административно-территориальное устройство республики Беларусь Понятие и принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь Виды административно-территориальных единиц в Республике Беларусь Порядок решени...

Русский

2013-01-26

52.5 KB

53 чел.

ТЕМА 5.

Административно-территориальное устройство республики Беларусь

5.1. Понятие и принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь

5.2. Виды административно-территориальных единиц в Республике Беларусь

5.3. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства в Республике Беларусь

5.1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Административно-территориальное устройство Республики Беларусь регулируется Конституцией Республики Беларусь (ст.9), Законом от 5 мая 1998 г. №154-3 «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями от 23 ноября 2005 г. (далее — Закон об административно-территориальном делении).

Административно-территориальное деление территории Республики Беларусь – это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.

Принципы административно-территориального устройства в Республике Беларусь:

— единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;

— сочетание общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;

— сочетание единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;

— осуществление местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;

— равномерность, сбалансированность и комплексность развития административно-территориальных единиц, взаимосвязь административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;

— включение в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;

— примерное равенство размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;

— многообразие правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;

— гласность и учет общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.

5.2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

Территориальными единицами Республики Беларусь являются населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памятников и памятников природы, территории оборонного назначения и другие).

Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц. Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц. Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, а также поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами. Территории населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящие вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов, составляют их территорию.

Населенный пункт — компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.

К числу населенных пунктов относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.

Населенные пункты Республики Беларусь относятся к определенным категориям в зависимости от:

— численности проживающего населения;

— уровня развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры;

— государственных функций, осуществляемых на соответствующей территории.

В Республике Беларусь устанавливается три категории городов:

— город Минск — столица Республики Беларусь;

— города областного подчинения — населенные пункты с численностью населения не менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях к категории городов областного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами, имеющими важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения;

— города районного подчинения — населенные пункты с численностью населения свыше 6 тысяч человек, имеющие промышленные предприятия, сеть учреждений социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и роста численности населения.

К категории поселков городского типа относятся:

— городские поселки — населенные пункты с численностью населения свыше 2 тысяч человек, имеющие промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

— курортные поселки — населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные учреждения, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительные учреждения;

— рабочие поселки — населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах.

Все остальные населенные пункты (деревни, поселки и другие) относятся к категории сельских населенных пунктов.

5.3. ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Президент Республики Беларусь по представлению Совета Министров Республики Беларусь и с учетом мнения местных Советов депутатов:

— образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их административные центры, устанавливает и изменяет границы города Минска, областей районов;

— присваивает наименования (переименовывает) областям, районам, городам областного подчинения и их районам, а также районам города Минска;

— принимает решения по спорам между областными Советами депутатов, связанным с вопросами административно-территориального устройства;

— относит населенные пункты к категориям городе областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах, устанавливает и изменяет их границы;

— принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов города Минска и городов областного подчинения;

— объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно-территориальные единицы, имеющие общий административный центр, в одну. Порядок ликвидации (реорганизации) местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов соответствующих административно-территориальных единиц определяется Президентом Республики Беларусь (ст.8 Закона «Об административно-территориальном делении»).

Совет Министров Республики Беларусь:

представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений;

— устанавливает порядок учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь;

— осуществляет контроль за учетом и регистрацией административно-территориальных и территориальных единиц;

— определяет порядок наименования и переименования предприятий, организаций, учреждений, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов, осуществляет контроль за его соблюдением;

— дает согласие областным Советам депутатов на отнесение населенных пунктов к категории городов районного подчинения;

— создает Топонимическую комиссию при Совете Министров Республики Беларусь, утверждает положение о ней и организует ее работу (ст.9 Закона «Об административно-территориальном делении»).

Областные Советы депутатов с учетом мнения соответствующих нижестоящих Советов депутатов:

— вносят в Совет Министров предложения об установлении и изменении границ области, образовании и упразднении районов в области, установлении и изменении их границ, установлении и перенесении их административных центров, отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения, образовании и упразднении районов в городах областного подчинения, установлении и изменении их границ, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов областного подчинения, о наименовании (переименовании) областей, районов, городов областного подчинения и их районов, установлении и изменении границ городов областного подчинения, а также по межобластным спорам, связанным с административно-территориальным устройством;

— по согласованию с Советом Министров относят населенные пункты к категории городов районного подчинения;

— относят населенные пункты к категории поселков городского типа;

— устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения и поселков городского типа, решают вопросы о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения;

— образуют, упраздняют и преобразуют сельсоветы, устанавливают и изменяют их границы, присваивают наименования (переименовывают) городам районного подчинения, поселкам городского типа, сельсоветам (ст.10 Закона «Об административно-территориальном делении»).

Районные Советы депутатов:

— вносят в областные Советы депутатов предложения об установлении и изменении границ районов, городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов, отнесении населенных пунктов к категории городов районного подчинения, поселков городского типа, о наименовании (переименовании) городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения;

— относят населенные пункты к категории сельских населенных пунктов;

— упраздняют и преобразуют сельские населенные пункты, присваивают им наименования (переименовывают), устанавливают и изменяют их границы;

— устанавливают и переносят административно-территориальные центры сельсоветов (ст.11 Закона «Об административно-территориальном делении»).

Городские Советы депутатов:

— вносят в областные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения;

— вносят в областные Советы депутатов, а Минский городской Совет депутатов — в Совет Министров Республики Беларусь предложения об установлении и изменении границ города, образовании и упразднении районов в городах, установлении и изменении их границ, передаче поселков городского типа, сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительные органов (ст.12 «Об административно-территориальном делении»).

Поселковые и сельские Советы депутатов вносят в районные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категориям городов районного подчинения, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, о наименовании (переименовании) сельсоветов, сельских населенных пунктов, установлении и изменении их границ, установлении и переносе административных центров сельсоветов (ст.13 Закона «Об административно-территориальном делении»).

Для рассмотрения вопросов административно-территориального устройства представляются следующие документы и материалы:

— решение соответствующих органов с обоснованием целесообразности вносимых предложений;

— экономическая характеристика, содержащая сведения об общей численности населения, проживающего на территории административно-территориальной единицы; перечень основных промышленных предприятий, строительных, транспортных, сельскохозяйственных и других организаций; сведения о коммунальном хозяйстве, жилищном фонде, социально-культурных учреждениях, предприятиях торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения; сведения о предполагаемом бюджете, размере территории административно-территориальной единицы с указанием основных землепользователей, о наличии ближайшей железнодорожной станции; предложения о наименовании административно-территориальной единицы; схематическая карта с предлагаемыми изменениями; расчет предполагаемых затрат; другие необходимые для рассмотрения вопроса сведения.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82133. Екологічна казка на новий лад «Золота рибка» 36 KB
  Ведучий. Пливуть хмаринками роки, В історії ідуть роки. Та казка завжди серед нас Нагадує про себе повсякчас. Ведуча. Коли і хто її складав, А потім нам розповідав – Не скажемо тепер ми вам, Ніхто про це не знає сам. Ведучий. Казка – вигадка, проте, Щось в ній, браття, не пусте.
82134. ПОДОРОЖ ДО ЗООПАРКУ 56 KB
  Будують клітки для звірів та інші споруди зоопарку оздоблюють територію. Працівники радіовузла: Кореспонденти ведуть репортаж з місця подій редактор готує передачі в яких виступають: науковий співробітник медпрацівник бригадир будівельників директор зоопарку; транслюється концерт за заявками...
82135. До перлин зоряного неба! 51 KB
  Мета: ознайомити учнів з історією освоєння космічного простору; розкрити роль вітчизняної науки та українських вчених у створенні теоретичних основ космонавтики; показати визначальну роль астрономії у формуванні наукового світогляду людини, співробітництво України з іншими країнами...
82136. Пересопницьке Євангеліє – скарб минулого, святиня сьогодення 183.5 KB
  Мета: формувати в учнів повагу і бережливе ставлення до творчих надбань українського народу, розкрити значення Пересопницького Євангелія як визначної рукописної пам’ятки староукраїнської літературної мови і мистецтва, національної реліквії та державної святині; показати важливість Православ’я...
82137. Підведення підсумків осінніх спостережень, з’ясування змін, що відбуваються в живій та неживій природі, прихід Зими 412 KB
  Мета. Дати поняття про зміни, які відбуваються в природі восени та на початку зими; розширити знання учнів про характерні ознаки зими серед рослин, тварин; розвивати спостережливість, творчу уяву, мислення; виховувати дбайливе ставлення до природи, любов до прекрасного.
82138. Історична сторінка 299.5 KB
  Скільки часу потрібно П’ятачку Вінні Пуха під дубом чекати Щоб Вінні Пух 49 метрів зміг здолати І дупла дуба яке міститься на цій висоті дістатися Та справжні чи ні бджоли які в ньому проживають дізнатися. Скільки стовпчиків потрібно Джері підготувати Щоб зводячи паркан всі ями використати.
82139. НАШІ ДРУЗІ – ДИТЯЧІ ЖУРНАЛИ 38.5 KB
  Ознайомити учнів із дитячими журналами розвивати пізнавальні інтереси розширювати читацький кругозір сприяти вихованню доброзичливості товариськості шани до рідного слова. Ми прийшли, малята, щоб вас привітати, Щастя, успіху усім радо побажати! Ви не можете, малята, все про все на світі знати.
82140. Журнали для дітей (Бібліотечний урок для 3-4 класи) 41.5 KB
  Обладнання: Сумка листоноши; виставка З поштової скриньки дитячі газети та журнали; словники папір олівці. Девіз уроку: Читай журнали та газети І подолай усі тенета Дізнаєшся про Всесвіт гарний Труди твої не будуть марні Хід уроку: Бібліотекар: Добрий день діти Сьогодні у нас незвичайний урок.
82141. ВЕЛИКА ВІТЧИЗНЯНА ВІЙНА 177.5 KB
  Учні заздалегідь готують фломастер або олівець і чистий аркуш паперу, розкреслений на декілька пронумерованих прямокутників. У кожному прямокутнику учасники повинні по порядку замалювати асоціативні тлумачення. Можуть бути запропоновані, наприклад, такі слова: відплата, смуток, горе, жах, сльози, печаль...