7576

Избирательное право и избирательная система республики Беларусь

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ТЕМА 6. Избирательное право и избирательная система республики Беларусь Понятие избирательного права, избирательной системы. Источники избирательного права Республики Беларусь Конституционные принципы избирательного права Республики Белару...

Русский

2013-01-26

88 KB

43 чел.

ТЕМА 6.

Избирательное право и избирательная система республики Беларусь

6.1. Понятие избирательного права, избирательной системы. Источники избирательного права Республики Беларусь

6.2. Конституционные принципы избирательного права Республики Беларусь

6.3. Понятие и виды выборов

6.4. Основные стадии проведения выборов

6.5. Ответственность за нарушение законодательства о выборах

6.1. ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА, ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Термин «избирательная система» употребляется в двух значениях — широком и узком. Избирательная система в широком смысле слова — это весь механизм формирования выборных органов, включая организацию и проведение выборов, а также определение результатов голосования и соответствующее распределение депутатских мандатов. Избирательная система в узком смысле слова — это способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования.

Существует две основные разновидности избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной избирательной системе избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Пропорциональная избирательная система предполагает распределение депутатских мест между партиями в соответствии с числом голосов избирателей, поданных за каждую партию. В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система. В соответствии с Законом от 6 октября 2006 г. №166-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов» при выборах депутатов местных Советов депутатов введена мажоритарная система относительного большинства голосов избирателей (вместо применяемой ранее мажоритарной системы абсолютного большинства).

Понятие «избирательное право» также применяется в двух значениях. Избирательное право в объективном смысле — совокупность правовых норм, определяющих принципы, порядок и гарантии организации и проведения демократических выборов. В этом смысле избирательное право образует институт конституционного права. Избирательное право в субъективном смысле слова — это гарантированное государством право конкретного лица на участие в выборах. В этом случае различают активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право — установленное законом субъективное право гражданина лично участвовать в выборах; право избирать. Совокупность лиц, пользующихся активным избирательным правом, называется избирательным корпусом. Пассивное избирательное право — установленное законом субъективное право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы; право быть избранным.

Источники избирательного права Республики Беларусь:

1) Конституция Республики Беларусь — главный источник избирательного права Республики Беларусь, закрепляющий его основные принципы (раздел III Конституции Республики Беларусь);

2) Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. с изменениями и дополнениями — результат кодификации правовых норм о выборах, проведенной в целях упорядочения, приведения в соответствие противоречий и совершенствования избирательного законодательства; сборник правовых норм, регулирующий все вопросы, связанные с выборами;

3) акты Главы государства по вопросам организации и проведения выборов;

4) постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (например, о сроках проведения президентских выборов);

5) акты Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов (например, постановление Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов от 12 октября 2006 г. № 55 «О разъяснении применения положений статей 61 и 65 Избирательного кодекса Республики Беларусь, предусматривающих порядок сбора подписей избирателей в поддержку лиц, предлагаемых для выдвижения кандидатами в депутаты местных Советов депутатов Республики Беларусь двадцать пятого созыва)».

6.2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Основными принципами избирательного права Республики Беларусь являются принципы всеобщности, равенства, свободного, прямого и тайного голосования.

Принцип всеобщности означает, что все граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет имеют право участвовать в выборах. В выборах или референдуме не могут участвовать граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участие лица, в отношении которых в порядке, установленным уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения — содержание под стражей (ст.4 Избирательного кодекса Республики Беларусь).

В то же время пассивное избирательное право, т.е. право быть избранным, в Республике Беларусь ограничивается возрастным цензом, цензом гражданства и цензом оседлости.

Возрастной ценз — достижение определенного возраста, после которого гражданин приобретает избирательные права. Для пассивного избирательного права, как правило, требуется наличие более высокого возрастного ценза. Так, минимальный возраст кандидата для избрания Президентом Республики Беларусь составляет 35 лет, депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь — 21 год, членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь – 30 лет, депутатом местного Совета депутатов — при достижении 18-летнего возраста.

Ценз гражданства — участие в выборах лишь граждан Республики Беларусь. Вместе с тем Президентом Республики Беларусь может быть избран только гражданин Республики Беларусь по рождению. Такое ограничение не распространяется на кандидатов в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Ценз оседлости — признание за гражданином избирательных прав при условии, если он проживал в стране и на соответствующей территории определенное время.

В соответствии со статьей 58 Избирательного кодекса Республики Беларусь, граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право в порядке, предусмотренном Избирательным кодексом, участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов в соответствии с международным договором Республики Беларусь и Российской Федерации.

Принцип равенства означает, что каждый избиратель или участник референдума имеет только один голос и кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях. Равенство возможностей в предвыборной борьбе обеспечивается созданием условий, при которых различие материальных и иных возможностей не может предоставлять кому-либо из кандидатов преимущества. Зарегистрированным кандидатам, участвующим в выборах, предоставляются равные доли финансовых средств для проведения предвыборной кампании, а также равные возможности ее ведения.

Гарантиями обеспечения равного избирательного права являются следующие:

— каждый избиратель не может быть включен более, чем в один список избирателей;

— каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается;

— бюллетень для голосования выдается избирателю под роспись членом участковой комиссии после предъявления паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;

— закон предъявляет одинаковые требования к порядку выдвижения и регистрации кандидатов, ведения ими предвыборной агитации;

— кандидат избирается от равного числа избирателей.

Соблюдение этого принципа во многом зависит от принципов образования избирательных округов. В соответствии с Избирательным кодексом в Республике Беларусь избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой. При этом неравенство в численности избирателей округов не должно превышать 10 % (ч.6 ст.15 Избирательного кодекса Республики Беларусь).

Принцип свободного голосования означает, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Данный принцип имеет несколько аспектов: с одной стороны, это право, а не обязанность любого гражданина участвовать или не участвовать в выборах, с другой — это запрет оказывать любое давление на волю избирателей. Избирательный кодекс Республики Беларусь детально регламентирует недопустимые меры воздействия на волю избирателей: раздача подарков, денежных средств избирателям и т.д. (ч.2 ст.47 Избирательного кодекса Республики Беларусь).

Принцип прямого голосования означает, что в Республике Беларусь выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, местных Советов депутатов являются прямыми. Президент нашей страны избирается непосредственно всеми гражданами, обладающими избирательным правом. Граждане Республики Беларусь участвуют в референдуме на основе своего прямого волеизъявления. Такой принцип позволяет реализовать право граждан быть избранными и избирать без каких-либо промежуточных звеньев. Кроме прямых выборов в Республике Беларусь используются также косвенные выборы при выборах членов Совета Республики, которые избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня в каждой области и в городе Минске.

Принцип тайного голосования обеспечивает действительную свободу волеизъявления избирателя, свободу выбора без внешнего наблюдения и контроля. Согласно статье 52 Избирательного кодекса каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Процедурой голосования предусматривается, что избиратель под роспись после предъявления паспорта или заменяющего его удостоверения личности получает бюллетень и в специально отведенном месте для голосования без постороннего вмешательства заполняет его. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично. Гарантией осуществления данного принципа является также то, что никто не имеет право вскрывать опущенные в избирательный ящик бюллетени до окончания времени голосования.

6.3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВЫБОРОВ

Участие граждан в формировании институтов политической системы обеспечивается с помощью выборов. С ними связана реализация политических прав граждан, возможность активного участия в управлении государством и обществом. Выборы — это форма демократии, способ смены политических элит, передачи власти мирным путем через волеизъявление народа. С помощью выборов формируются представительные и законодательные органы государства. Выборы являются формой выражения власти народа — прямой демократией; реализация гражданами своих властных полномочий через избранных представителей — представительной демократией.

В Республике Беларусь существуют следующие виды выборов.

По способу избрания:

— прямые — когда избиратели сами непосредственно решают вопрос об избрании (выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов);

косвенные — когда этот вопрос решают не сами избиратели непосредственно, а избранные ими представители (выборы членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь).

По территории проведения:

— республиканские — проводятся в масштабах страны (выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь);

местные — проводятся в административно-территориальных единицах (выборы депутатов местных Советов депутатов).

По уровням представительства:

— президентские выборы;

парламентские выборы;

— выборы местных представительных органов. По срокам проведения:

— очередные выборы — проводятся в установленные законом сроки;

внеочередные выборы — проводятся в случае досрочного прекращения полномочий выборных органов.

Выборы в Республике Беларусь в соответствии с Избирательным кодексом могут проводиться повторно, если они не состоялись или признаны недействительными, также проводятся выборы депутатов вместо выбывших.

6.4. ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ

Правовой базой, в соответствии с которой обеспечивается проведение выборов в Республике Беларусь, является Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменением и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.), а также Избирательный кодекс Республики Беларусь 2000 г. с изменениями и дополнениями.

Период со дня официального опубликования решения Президента Республики Беларусь или уполномоченного Конституцией Республики Беларусь, Избирательным кодексом органа о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов называется избирательной кампанией.

Избирательный процесс в своем развитии проходит несколько стадий, последовательность и протяженность которых регламентированы законодательством.

1. Началам официальной избирательной кампании является назначение даты выборов. В соответствии с ч.3 ст.81 Конституции, выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей, Президент Республики Беларусь назначает выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы (п. 2 ст. 84Конституции Республики Беларусь). Решение о назначении очередных выборов Президента Республики Беларусь должно быть принято не позднее, чем за 5 месяцев и проводятся они не позднее, чем за 2 месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента; решение о назначении очередных выборов Палаты представителей, Совета Республики, местных представительных органов — не позднее 4 месяцев и проводятся они не позднее 30 дней до окончания полномочий палат Парламента, местных Советов депутатов действующего созыва.

2. Образование избирательных округов и организация избирательных участков. В Республике Беларусь используется территориальный принцип организации выборов. Выборы проводятся по избирательным округам. В Республике Беларусь существует два вида избирательных округов: единый избирательный округ (составляет всю территорию страны, используется для избрания Президента Республики Беларусь) и одномандатный избирательный округ (например, для избрания депутатов Палаты представителей образуется 110 одномандатных избирательных округов).

Избирательные округа образуются при соблюдении следующих требований:

— примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 %;

— избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.

Избирательные округа по выборам депутатов Палаты представителей образуются Центральной комиссией по выборам по представлению областных и Минского городского исполкомов; по выборам в местные Советы депутатов — территориальными избирательными комиссиями по выборам в соответствующие местные Советы депутатов по представлению областных, Минского городского, районных, городских, сельских и поселковых исполкомов.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей создаются участки для голосования. Они образуются в районах и городах органами местного управления не позднее, чем за 2 месяца до выборов и из расчета не менее 20 и не более 3000 избирателей на каждом участке. Избирательные участки могут образовываться в больницах, санаториях, профилакториях, домах отдыха, других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, в воинских частях.

3. Составление списков избирателей. В список граждан, имеющих право участвовать в выборах, включаются все граждане Республики Беларусь, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории данного участка для голосования и имеющие право участвовать в выборах. Списки избирателей составляются по каждому участку для голосования и подписываются председателем и секретарем участковой комиссии. Список избирателей предоставляется для ознакомления за 15 дней до выборов.

4. Система комиссий по подготовке и проведению выборов. Избирательными комиссиями называют коллегиальные органы, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. По территории действия избирательные комиссии подразделяются на:

— Центральную комиссию по выборам (действует в масштабах всей страны);

— территориальные избирательные комиссии (образуются в масштабах АТЕ);

— окружные избирательные комиссии;

— участковые избирательные комиссии.

Систему действующих в период подготовки и проведения выборов избирательных комиссий возглавляет Центральная комиссия по выборам — постоянно действующий орган. Образование и организация работы Центральной комиссии определяется Законом от 30 апреля 1998 г. №137-З «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов». При образовании Центральной комиссии по выборам используется смешанный порядок формирования: 6 членов назначает Президент Республики Беларусь и 6 членов избирает Совет Республики.

5. Выдвижение кандидатов возможно различными способами:

— группой избирателей (кандидат в Президенты Республики Беларусь при наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей, кандидаты в депутаты);

— политическими партиями при условии, что партия зарегистрирована в Министерстве юстиции не позднее, чем за 6 месяцев до назначения выборов (кандидаты в депутаты);

— трудовыми коллективами (кандидаты в депутаты).

6. Регистрация кандидатов осуществляется:

— кандидатов в Президенты Республики Беларусь — Центральной комиссией за 35 — 25 дней до выборов;

— кандидатов в депутаты — соответствующей окружной, территориальной комиссией за 40 — 30 дней до выборов.

Например, для того, чтобы быть зарегистрированным в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь, необходимо предоставить в Центральную комиссию:

— итоговый протокол, подтверждающий наличие не менее 100 тысяч подписей граждан;

— заявление кандидата о согласии баллотироваться;

— биографические данные;

— декларацию об имуществе и доходах кандидата в Президенты Республики Беларусь, его близких родственников, супруги (супруга) и ее (его) родителей за год, предшествующий году выборов.

Основаниями для отказа в регистрации или отмены решения о регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь, депутаты являются:

— предоставление в документах о выдвижении недостоверных сведений, в том числе и биографических;

— выявление в декларации об имуществе и доходах кандидата несоответствующих действительности сведений (если несоответствие имеет существенный характер);

— признание недостоверными более 15 % от общего количества проверенных подписей избирателей в подписных листах.

Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в 3-дневный срок в вышестоящую избирательную комиссию, а затем в суд: для кандидатов в Президенты Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей — в Верховный Суд Республики Беларусь, для депутатов местных Советов депутатов — в районный (городской, областной) суд.

7. Предвыборная агитационная кампания. Предвыборная агитация регулируется ст.45 Избирательного кодекса Республики Беларусь.

Под предвыборной агитацией понимается деятельность граждан Республики Беларусь, политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, кандидатов, их доверенных лиц, инициативных групп, осуществляющих сбор подписей по выдвижению кандидатов и проводящих агитацию за их избрание, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов или против них (ст.155 Избирательного кодекса Республики Беларусь). В избирательном законе содержится широкий перечень форм предвыборной агитации (ч.1 ст.45 Избирательного кодекса Республики Беларусь).

Гражданам Республики Беларусь, политическим партиям, другим общественным объединениям, трудовым коллективам, доверенным лицам кандидатов, инициативным группам, проводящим агитацию за избрание кандидатов, предоставляется право свободного и всестороннего обсуждения предвыборных программ кандидатов, их политических, деловых и личных качеств, проведения агитации «за» или «против» кандидата на собраниях, митингах, в средствах массовой информации, а также во время встреч с избирателями.

Субъектами проведения предвыборной агитации являются сами кандидаты, их доверенные лица, выдвинувшие их инициативные группы, политические партии, другие общественные объединения, трудовые коллективы, граждане Республики Беларусь. Прямой запрет на участие в агитации установлен относительно иностранных граждан. Предвыборная агитация начинается с момента регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь и заканчивается в полночь накануне дня голосования. Агитация в день голосования не допускается. Предвыборная агитация позволяет всем кандидатам равным образом пользоваться государственными средствами массовой информации, изготовлением и размещением агитационных печатных материалов. Агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях или лицах, ответственных за их выпуск и тиражирование. Распространение анонимных печатных материалов запрещается. Оплата расходов на изготовление предвыборных плакатов производится за счет средств республиканского бюджета, а также за счет средств организаций, общественных объединений и граждан Республики Беларусь, которые могут внести денежные средства во внебюджетный фонд, создаваемый Центральной комиссией для дополнительного финансирования. Не допускается использования на эти цели средств кандидатов, доверенных лиц, политических партий, других общественных объединений, организаций, граждан.

Финансирование избирательной кампании. Избирательным кодексом предусмотрено бюджетное финансирование выборов. Однако расходы по подготовке и проведению выборов могут осуществляться также за счет средств организаций, общественных объединений и граждан, если они вносят свои денежные средства во внебюджетный фонд, специально создаваемый Центральной комиссией. Она распределяет все денежные средства (выделенные из республиканского бюджета и добровольно внесенные во внебюджетный фонд) поровну между всеми кандидатами, что служит гарантией равенства участия кандидатов в предвыборной борьбе.

В соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь не допускается зачисление на внебюджетный счет бюджетных средств, сумм, полученных от иностранных государств, иностранных и международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, коммерческих организаций с иностранными инвестициями, фондов, иных организаций, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются иностранные государства, иностранные и международные организации, иностранные граждане и лица без гражданства. При внесении денежных средств указываются:

— в отношении юридического лица — его полное наименование, юридический адрес, банковские реквизиты;

— в отношении физического лица — фамилия, имя, отчество гражданина, его место жительства, серия и номер паспорта.

Не могут вноситься на внебюджетный счет анонимные пожертвования.

8. Голосование. Голосование на выборах в Республике Беларусь проводится в календарный выходной день с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 10 дней до выборов.

Избиратель, у которого не будет возможности находиться по месту своего жительства в день голосования, вправе без официального подтверждения причин не ранее, чем за 5 дней до выборов проголосовать досрочно. Досрочное голосование осуществляется с 10 до 14 часов и с 16 до 19 часов в присутствии не менее 2 членов участковой комиссии.

Голосование проводится в специально отведенных помещениях. Ящики для голосования устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Бюллетень для голосования выдается избирателю, участнику референдума под роспись членом участковой комиссии на основании списка граждан, имеющих право участвовать в выборах, после предъявления паспорта или заменяющего его удостоверения личности.

Бюллетень заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования другое лицо по своему усмотрению, кроме членов участковой и вышестоящих комиссий, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, их доверенных лиц, наблюдателей, а также иностранных (международных) наблюдателей.

При голосовании на выборах избиратель ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует. Если избиратель голосует против всех кандидатов, он ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от строки «Против всех кандидатов». Если в бюллетень внесена фамилия только одного кандидата, то при голосовании за кандидата избиратель ставит любой знак в квадрате под словом «за», а при голосовании против кандидата ставит любой знак в квадрате под словом «против».

Заполненный бюллетень избиратель опускает в ящик для голосования.

В случае если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного.

Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании избирателям, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не смогут прийти в день выборов в помещение для голосования. Участковая комиссия по просьбе избирателей, участников референдума, высказанной в письменной или устной форме, поручает не менее чем двум членам комиссии организовать голосование по месту нахождения этих лиц в день выборов.

9. Подведение итогов голосования. Ящики для голосования вскрываются участковой комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие ящиков для голосования до окончания голосования запрещается. Перед вскрытием ящиков для голосования все неиспользованные бюллетени по выборам подсчитываются и погашаются, складываются в пакеты и опечатываются участковой комиссией. Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии без перерыва до получения результатов голосования.

При выборах Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей подсчет голосов на участке для голосования производится отдельно по каждому кандидату в Президенты, в депутаты Палаты представителей, а при выборах депутатов местных Советов депутатов — отдельно по каждому избирательному округу и каждому кандидату в депутаты по выборам в соответствующий местный Совет депутатов.

При выборах Президента Республики Беларусь применяется мажоритарная система абсолютного большинства голосов избирателей. Если никто из кандидатов не собирает этого большинства, через две недели проводится второй тур, в котором участвуют двое кандидатов — те, которые получили в первом туре наибольшее по сравнению с другими число голосов. Избранным считается тот, кто получил абсолютное большинство голосов (ст.80 Избирательного кодекса Республики Беларусь). Если один из кандидатов второго тура снимает свою кандидатуру, второй тур голосования проводится по одной кандидатуре. Выборы Президента считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан Беларуси.

В случае если выборы Президента признаны несостоявшимися, недействительными или если в случае общих выборов баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран, либо второй тур не позволил определить избранного Президента, а также в случае выбытия всех кандидатов Центральная комиссия решает вопрос о назначении повторных выборов, которые проводятся в течение трех месяцев после основных выборов (ч.1 ст.81 Избирательного кодекса Республики Беларусь).

При выборах депутатов местных Советов депутатов применяется мажоритарная система относительного большинства голосов избирателей (с 6 октября 2006 г., ранее применялась мажоритарная система абсолютного большинства голосов избирателей, голосование проходило в два тура). Это означает, что избранным считается тот кандидат, который получит больше голосов избирателей, чем другие кандидаты. Избранным считается кандидат в депутаты местного Совета депутатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если выборы были признаны состоявшимися. При проведении голосования по одной кандидатуре кандидат считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей округа, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.

Территориальная, окружная избирательная комиссия может признать выборы недействительными, если в ходе выборов, или при подсчете голосов, или при определении результатов выборов были допущены нарушения требований Избирательного кодекса, повлиявшие на итоги выборов.

6.5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан, а также ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о выборах закреплена в главе 12 Избирательного кодекса Республики Беларусь. Помимо этого предусмотрена административная и уголовная ответственность.

В соответствии со ст.167-3 Кодекса об административных правонарушениях 1984 г. с изменениями и дополнениями «проведение агитации в день выборов, референдума, либо незаконное использование денежных средств и материальных ресурсов при подготовке и проведении выборов, референдума, либо непредставление избирательной комиссии, комиссии по референдуму необходимых документов, или невыполнение их решений членами этих комиссий, должностными лицами государственных органов, общественных объединений или иными лицами, а также другие нарушения законодательства о выборах, референдуме, за которые не предусмотрена уголовная ответственность, влекут административную ответственность».

Воспрепятствование осуществлению гражданином Республики Беларусь права свободно избирать и быть избранным, участвовать в референдуме, вести агитацию по референдуму либо воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий по референдуму, совершенное с применением насилия, угрозы, обмана, подкупа или иным способом; то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием служебных полномочий влечет уголовную ответственность (ст.191 Уголовного кодекса Республики Беларусь 1999 г.).

Подлог документов по выборам, референдуму либо нарушение тайны голосования, либо заведомо неправильный подсчет голосов, либо иное искажение результатов голосования, совершенное членом избирательной комиссии, комиссии по референдуму, либо иным лицом, принимающем в установленном законодательством порядке участие в подготовке и проведении выборов, референдума, влечет уголовную ответственность (ст.192 Уголовного кодекса Республики Беларусь 1999 г.).

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45028. Понятие языка программирования. Классификация языков программирования 29.44 KB
  Классификация языков программирования. И такое средство было найдено: различные символические языки и соответствующие им трансляторы системы программирования. Также система программирования может включать в себя: библиотеки стандартных подпрограмм отладчик компоновщик и другие сервисные средства.
45029. Интерфейс и основные приемы работы c САКК Magister-2000 456 KB
  Задание может содержать как текстовые фрагменты так и объекты статической графики поддерживаемые rtfформатом; задания могут включать следующие типы анализаторов ответа учащегося: выбор одного верного ответа из нескольких предложенных выбор нескольких верных из предложенных слово последовательность символов; задания на установление соответствия двух списков; задания на установления последовательностей действий или событий; задания сохраняются во внутреннем формате исключающем возможность их просмотра с целью выяснения верных...
45030. Интонация как единица фонетического уровня языка 17.03 KB
  Повышения тона вверх вниз называются интонацией. В русском языке можно выделить 6 интонационных конструкций. Основными различительными признаками ИК является направление движения тона в центре и уровень тона в постцентровой части.
45031. Устройства ввода информации 20.71 KB
  Клавиатура устройство представляющее собой набор кнопок клавиш предназначенных для управления каким-либо устройством или для ввода информации. Трекбол указательное устройство ввода информации об относительном перемещении для компьютера. Сканер изображений устройство для считывания двухмерного плоского изображения и представления его в растровой электронной форме. Графи́ческий планше́т это устройство для ввода рисунков от руки непосредственно в компьютер.
45032. Путешествие по Индии 128 KB
  Супер Нам всё нравится 20 Отели Надо отметить что в Индии ни на одной отельной вывеске вы не увидите заветных звезд. Стандартный набор осматриваемых объектов в столице это Ворота Индии Здание Высокого суда Старый Форт и знаменитая мечеть Кутуб Минар с которой и начинается наша экскурсия. И тут перед нами предстала картина которую возможно увидеть пожалуй только в Индии.
45033. Семантика по книге Стивена Пинкера «Язык как инстинкт» 130 KB
  Пинкер известен за его широко охватывающую защиту эволюционной психологии и Вычислительной теории разума. Академическая специализация Пинкера визуальное восприятие и развитие речи у детей и он более известен как популяризатор идеи о том что язык на котором мы говорим является инстинктом или биологической адаптацией сформированной естественным отбором. Этот доклад был написан мною по одной из самых известных книг Стивена Пинкера Язык как инстинкт.
45034. Инженерная подготовка строительной площадки 42.64 KB
  Бетонную смесь готовят бетоносмесителями и транспортируют с помощью системы внутренних транспортных средств до места заливки либо привозят готовую бетонную смесь автобетоносмесителями или самосвалами Технология устройства защитных покрытии Гидро и пароизоляционные работы выполняют по завершению изготовления конструкции или монтажа сборных конструкций. Однако эти работы могут вестись параллельно с некоторым технологически обусловленным отставанием от работ по изготовлению конструкций на которые будет наноситься гидро и пароизоляция. В...
45035. Семантические принципы 29.5 KB
  Принцип предметности: предложение должно говорить о предметах обозначаемых входящими в него именами а не о самих этих именах. Предложение Стул - это существительное построено правильно. Принцип взаимозаменимости: при замене имен с одинаковым значением предложение в котором эта замена осуществляется не должно изменять свое истинностное значение истинное предложение должно оставаться истинным а ложное – ложным. Пусть дано предложение Земля вращается вокруг Солнца.