75765

Индивидуальный и социальный риск

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Индивидуальный и социальный риск Наиболее распространенной оценкой опасности является риск. Риск частота реализации опасностей. Риск расценивается или как опасное условие при котором выполняется деятельность или же как действие совершаемое в условиях неопределенности. Различают индивидуальный и социальный риск.

Русский

2015-01-24

15.64 KB

4 чел.

6.  Индивидуальный и социальный риск

Наиболее распространенной оценкой опасности является риск.

Риск - частота реализации опасностей.

Риск расценивается или как опасное условие, при котором выполняется деятельность, или же как действие, совершаемое в условиях неопределенности.

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск - характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

При определении индивидуального риска необходимо учитывать долю времени нахождения в «зоне риска» и постоянное место жительства индивидуума.

Социальный риск (точнее групповой) - это риск для группы людей.

Социальный риск - это зависимость между частотой возникновения событий и числом пораженных при этом людей.

Социальный риск, в отличии от индивидуального, в меньшей степени зависит от географического расположения.

Ученые выделяют 4 методических подхода к определению риска.

1. Инженерный - опирающийся на статистику.

2. Модельный - основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, профессиональные группы и т.д.

3. Экспертный - когда вероятность событий определяется на основе опроса опытных специалистов.

4. Социологический - основанный на опросе населения.

Критерии риска:

- недопустимый (чрезмерный) характеризуется исключительно высоким уровнем, который в большинстве случаев приводит к негативным последствиям;

- нежелательный (гранично-допустимый) - это максимальный риск, который не должен превышаться, независимо от ожидаемого результата;

- допустимый с проверкой (приемлемый риск) - это такой уровень риска, который общество приемлет (может позволить), учитывая технико-экономические и социальные возможности на данном этапе своего развития. Он объединяет технические, экономические, социальные и политические аспекты и является определенным компромиссом между уровнем безопасности и возможностями его достижения. Суть концепции приемлемого риска заключается в желании создать настолько незначительные опасности, которые в данный момент может воспринять общество.

- допустимый без проверки (пренебрегаемый) - риск имеет настолько низкий уровень, что он находится в пределах допустимых отклонений природного уровня.

Так как на практике достичь нулевого уровня риска, т.е. абсолютного, невозможно, поэтому современная концепция безопасности жизнедеятельности базируется на достижении приемлемого (допустимого) риска.

Мотивация риска

В процессе деятельности человека могут возникать опасные ситуации, в которых создается достаточно большая вероятность несчастного случая.

Мотивы выступают как направляющая и контролирующая сила этой деятельности. Именно мотивы являются психологическим фактором, исходя из которой можно найти ответ на вопрос, почему в данной ситуации человек действует именно так, а не иначе.

Одним из важнейших мотивов в жизни являются стремления:

- к успеху (в работе и личной жизни);

- к богатству (для реализации своих физиологических, духовных и творческих потребностей);

- к власти (для реализации своих планов).

В труде проявляются следующие основные пять мотивов:

1. Мотив выгоды заключается в получении вознаграждения за результаты труда, т.е. материальная выгода (зарплата, премия, желание быстро разбогатеть за чужой счет) и социальная выгода (независимость, престиж, самоутверждение).

2. Мотив удовлетворения проявляется в получении удовольствия от результата и процесса труда. Человек хочет «показать себя» или «доказать себе и окружающим», что он может что-то чего не могут другие.

3. Мотив безопасности заключается в стремлении избежать опасностей, возникающих в процессе труда. Это не только возможность физических повреждений, но и материальные опасности (уменьшение заработка, лишение премии), а также опасности социального порядка (потеря авторитета, административное наказание).

4. Мотив удобства проявляется в стремлении выбрать более легкий способ выполнения задания с меньшими энергетическими затратами и психологическим напряжением.

5. Мотив нивелирования состоит в стремлении действовать в соответствии с тем, какой образ действия принят в данной группе (быть не хуже других). В данном случае человек не имеет ни награду, ни наказание и в этом отличие мотива нивелирования от других мотивов.

Роль и удельный вес каждого из перечисленных мотивов в общей мотивации у разных людей далеко не одинаково. Если человек недостаточно четко представляет опасность своего труда, то сила мотивации к использованию средств защиты и выполнению правил безопасность будет невысокой.

Управление риском

Как повысить уровень безопасности?

Это основной вопрос теории и практики безопасности.

Очевидно, для этой цели средства можно расходовать по трем направлениям:

- совершенствование технических систем и объектов;

- подготовка персонала;

- ликвидация последствий.

В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и полученных выгод от снижения риска.

Последовательность изучения опасностей

Стадия 1 - предварительный анализ опасностей (выявление источников опасности и определение части системы, которые могут вызвать эти опасности, а также ввести ограничения на анализ, т.е. исключит опасности, которые не будут изучаться).

Стадия 2 - выявление последовательности опасных ситуаций.

Стадия 3 - анализ последствий.

Существует три метода обеспечения безопасности.

Метод А состоит в пространственном или временном разделении гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации и др.

Гомосфера - пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности.

Ноксосфера - пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.

Метод Б состоит в нормализации ноксосферы путем исключения опасностей. Эта совокупность мероприятий защищающих человека от шума, газа, пыли, опасности травмирования средствами комплексной защиты.

Метод В включает гамму приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности.

Данный метод реализует возможности профотбора, обучения, психологического воздействия, инструктирования, применения индивидуальных средств защиты.

среда техногенная безопасность человек


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7642. Изучение конкурентов и конкурентной среды 43.5 KB
  Изучение конкурентов и конкурентной среды Изучение конкурентов - один из важнейших компонентов исследования рынка. Ни одна компания не может считать себя маркетингово- ориентированной, если не ведет систематическое (не от случая к случаю, а пост...
7643. Инновации в маркетинге 44 KB
  Тема Инновации в маркетинге Под новым товаром в маркетинговой системе могут пониматься следующие типы товара: 1. Качественно совершенно новый товар, аналогов которому на рынке до его появления не было. Таких товаров по отношению к другим типам...
7644. Конкурентоспособность продукции 59.5 KB
  Тема Конкурентоспособность продукции. 1. Конкурентоспособность продукции Хозяйством люди занимались и занимаются всегда и всюду. И всегда были те, кто задумывался о выгодном и невыгодном, правильном и неправильном, о богатстве и бедности. Их взгляды...
7645. Направления, функции, методы и задачи маркетинга 31 KB
  Тема Направления, функции, методы и задачи маркетинга Маркетинг, как всякая система, имеет свои направления, методы и задачи реализации. Направления маркетинга подразумевают проведение политики в области качества и ассортимента продукции, формирован...
7646. Организация маркетинга на предприятии 52.5 KB
  Тема Организация маркетинга на предприятии Основным объектом, организационным звеном рыночной экономики является предприятие (фирма, организация). Фирма - это экономическая единица, которая самостоятельно принимает решения, стремится к максимизации ...
7647. Содержание, основные принципы. История возникновения маркетинга 33.5 KB
  Тема Содержание, основные принципы. История возникновения маркетинга Маркетинг является одним из видов управленческой деятельности и влияет на расширение производства и торговли путем выявления запросов потребителей и их удовлетворения. Он увязывает...
7648. Ценовая политика. Определение уровня цены 47.5 KB
  Ценовая политика 1. Определение уровня цены 2.Факторы, влияющие на цены На формирование цены оказывает влияние множество факторов. К внешним относятся характер и уровень покупательского спроса, уровень доходов потребителей, их желания и возможности ...
7649. Организация воспитательных мероприятий по эстетическому воспитанию младших школьников 156 KB
  Организация воспитательных мероприятий по эстетическому воспитанию младших школьников Введение Под воздействием социально-экономических и политических преобразований в нашей стране в последние десятилетия ХХ века система школьного воспитания подверг...
7650. Что такое красота. Конспект урока 29.5 KB
  Что такое красота? Цели: выяснить представление детей о красивом в жизни, природе, искусстве способствовать формированию нового понятия чувство красоты дать доступные сведения о людях, создающих красоту. Ход беседы Учитель ...