75768

Номенклатура опасностей. Идентификация опасностей

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Номенклатура опасностей. Идентификация опасностей. В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей. Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасностей.

Русский

2015-01-24

16.99 KB

3 чел.

9.  Номенклатура опасностей. Идентификация опасностей.

Под идентификацией- понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности. В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей. Вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи. Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасностей.
        Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или же навсегда.
        Можно говорить о разной степени идентификации: более и менее полной, приближенной, ориентировочной и т.п.
        Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами.
        Причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются (реализуются) и вызывают те или иные нежелательные последствия (ущерб здоровью, потери и т. п.).
        Формы ущерба или нежелательные последствия разнообразны: травмы различной степени тяжести, заболевания, ущерб окружающей среде и др.
        Опасность — причины — следствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, взрыв, пожар и т.д.
        Одна и та же опасность может реализоваться в нежелательное событие (например, травма) через разные причины. В основе профилактики несчастных случаев по существу лежат опасности и причины, приведшие опасности к нежелательным последствиям, т.е. к несчастному случаю.
        В реальном мире, особенно в производственных условиях в пределах одного рабочего места возможно существование не только одной опасности, но и нескольких одновременно действующих опасностей.

 Например, станочник во время работы в зависимости от массовости выпуска деталей, в общем виде непосредственно контактирует:

• с заготовками, оборудованием, режущим инструментом, приспособлениями, грузовой тарой, транспортными средствами (тележки, рольганги, конвейеры, склизы и т.п.);
• с отходами обработки (стружка, металлоотходы);
• со смазочно-охлаждающими жидкостями (СОЖ);
• с цеховой средой (шум, освещение, загрязненность воздуха и т.п.).

При взаимодействии с выше перечисленными объектами станочник подвергается следующим видам возможного воздействия (т.е. подвергается опасностям):

а - механическое воздействие от движущихся частей и деталей станка, инструмента, заготовок, стружки, приспособлений, тары и т. д.;
б - силовое воздействие от зажима деталей в приспособление и от сил резания. Во время обработки возможны разрывы заготовок, разрушение инструмента и приспособлений;
в - гидропневматическое воздействие от СОЖ и сжатого воздуха при зажиме в приспособлении;
г - термическое воздействие от нагретых трением инструмента, заготовок и приспособления;
д - электрическое воздействие от утечек электротока и замыкания электропроводки на корпус станка или приспособления;
е - акустическое воздействие - это шум от работающего оборудования, и от самого процесса обработки деталей методом снятия стружки;
ж - вибрационное воздействие - это вибрация станка, инструмента, рабочего места;
з - физическое - это физическая усталость от работы по поднятию заготовок с пола до уровня зажимного приспособления, зажим вручную и обратные действия после окончания операций обработки. Кроме того, возможны многочисленные наклоны туловища и перемещения на рабочем месте;
и - нервно-психическое напряжение от того, что станочник напряженно следит за процессом обработки, за качеством работы. Станочник всегда в напряженном ожидании сбоя в работе и готов в любую секунду выключить станок;
к - воздействие от вредных химических веществ - это сырость одежды, рук, тела станочника от СОЖ. Выделение пыли от обработки, особенно хрупких материалов таких как, чугун, цветметаллы, пластмассы, дерева. Выделение паров СОЖ и смазок в атмосферу рабочей зоны;
л - социально-экономические факторы воздействия - это подготовленность работника к работе, т. е. квалификация, обеспеченность средствами защиты, уровень зарплаты, возможность профессионального и материального роста.

Таким образом, сколько возможных воздействий, столько же может быть и потенциальных опасностей. Каждая опасность, или в их совокупности может, при определенных обстоятельствах привести к несчастному случаю.

Номенклатура опасностей - перечень названий, терминов, систематизированных по определенному признаку. Например: ядовитые вещества, пестициды и т. д. При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных производств, цехов, профессий и т. д. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) имеет номенклатуру опасностей в алфавитном порядке. Например: Алкоголь, вибрация и т. д.

Номенклатура опасностей

В теории БЖД можно выделить несколько уравнений номенклатуры: общую, локальную, отраслевую, местную (для отдельных объектов) и др.
В общую номенклатуру в алфавитном порядке включаются все виды опасностей:
а - алкоголь, аномальная температура воздуха, аномальная подвижность воздуха, аномальное барометрическое давление, аномальное освещение и т. д.;
б - боль, брызги, брожение, буран, буря;
в - взрыв, взрывчатые вещества, вибрация, вода, высота вращающиеся части машин, волнения эмоциональные;
г - газы, гербициды, глубина, гиподинамия, гипокинезия, гололед, горы, горячие поверхности, гроза, гниль;
д - динамические перегрузки, дождь, дым, движущиеся предметы, движение задним ходом;
е - едкие вещества, ёмкость;
з - заболевание, замкнутый объем, зажим частей тела, заражение, защемление, заусенцы;
и - избыточное давление (газа, пара, жидкости), инфразвук, инфракрасное излучение, искры, износ, изгиб, извержение, инсульт, инфаркт, инерция;
к - качка, коррозия, кручение, кинетическая энергия, крушение (поезда, самолета, корабля, мачты, здания), контузия, кровотечение, курения (табака, наркотиков);
л - ледоход, листопад, лазерное излучение;
м - магнитные поля, микробы, микроорганизмы, метеориты, медикаменты, молния, мо-нотония;
н - наводнение, накипь, недостаточная прочность, нарушение правил безопасности, нарушение требований охраны труда, неровные поверхности, неправильные действия персонала, неудобство рабочей позы, наезд машины, напор воды, ветра, несогласованность действий;
о - огонь, огнеопасные вещества, оружие, острые кромки (грани), острые предметы, (колющие, режущие), отравления, ошибочные действия персонала, охлажденные поверхности (предметы, вещества), оглушение, ослепление, опьянения, обрыв;
п - падение (без установленной причины), пар, перегруз (детали, механизма), перенапряжения анализаторов, пестициды пожар, психологическая несовместимость, пыль, пульсация светового потока;
р - рабочая поза, радиация, резонанс, рана, разрыв, расстройство здоровья, реактивная отдача, работа оборудования без присмотра (без обслуживания), разгерметизация систем под давлением;
с - снегопад, сбой в системе, скользкая поверхность, солнечный удар, статические перегрузки, статическое электричество, спуски, слабость, скорость, столкновение с предметом, стужа, самовключение, самовыключение;
т - туман, тайфун, ток высокой частоты (напряжения);
у - устранение неполадок «находу» машины, ультразвук, ударная волна, ультрафиолетовое излучение, умственное перенапряжение, ураган, ускорение, утомление, усталость, уклоны, угарный газ, утрата бдительности, внимания, ударное столкновение с предметом;
ш - шум, штурм;
э - эмоциональные перегрузки, электромагнитные поля, эмоциональный стресс; я - ядовитые вещества, яркость поверхности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53777. Розвиток національного театру («Березіль» Леся Курбаса та Харківський театр ім. І.Франка). Пєси В.Винниченка, М.Куліша, І. Дніпровського, І. Кочерги 104.5 KB
  Антоніна Куліш дружина митця у своїх мемуарах Спогади про Миколу Куліша завершених у 1953 році у Філадельфії детально виклала один із драматичних моментів його дитячих літ записаний зі слів письменника що засвідчує що мати його неодноразово била за брехню та інші провини. Чаплинські інтелігенти особливо енергійний шкільний вчитель Володимир Пилипович Губенко...
53778. Групи слів за значенням. Омоніми 103 KB
  Мета: поглибити знання учнів набуті у молодшій школі; навчити п’ятикласників знаходити в тексті омоніми; сприяти виробленню вмінь та навичок правильно використовувати різні за значенням групи слів в усному та писемному монологічному і діалогічному мовленні; за допомогою вправ різнотипного характеру розвивати творчі здібності логічне й образне мислення та мовлення спостережливість пам'ять логіку викладу думокуміння аналізувати експериментувати досліджувати й порівнювати мовний матеріал робити правильні...
53779. Незмінювані іменники 39.5 KB
  Мета: поглибити знання учнів про незмінювані іменники навчити визначати в них рід розвивати вміння вживати незмінювані іменники у звязному мовленні розвивати творче мислення виховувати бажання збагачувати свій лексикон. Лінгвістичний двобій Двоє учнів по черзі ставлять підготовлені вдома питання Яка частина мови називається іменником За чим змінюється іменник Як визначити рід іменника Які іменники належать до власних назв Як пишуться власні назви До якого роду належать назви осіб за професією чи...
53780. Общее укрепление мышечного тонуса, саморазвитие. Воспитание здоровой личности 96.5 KB
  Спина прямая руки прямые по возможности наклоны головы выполняем плавно дыхание ровное.сидя стоя на коленях на вдохе поднять руки вверх на выдохе опустить. 46 раз Следим за осанкой вдох должен быть глубоким руки опускаем плавно вниз выдох удлиненный с одновременным произнесением звуков.
53781. Решение задач. Поиск «лишнего» предмета в группе предметов 788.5 KB
  ЦЕЛЬ: повторить изученное; развивать у учеников внимание, логическое мышление, умение находить общие признаки для группы предметов, лишний предмет в группе предметов; продолжать формировать навыки работы с компьютером.
53782. Общий случай вычитания двузначных чисел с переходом через десяток. Решение задач 196 KB
  ОБОРУДОВАНИЕ: предметные рисунки с изображением сливы яблока и груши; сверток бумаги в виде указа; карта математической страны; аудиозапись сказки О рыбаке и рыбке; картинки с изображением Буратино Незнайки и Знайки совы. Буратино Показ предметного рисунка с изображением Буратино Правильно это Буратино а из какой он сказки Приключение Буратино Сейчас мы узнаем почему он плачет. Буратино потянулся Раз нагнулся два нагнулся Руки в стороны развел Видно ключик не нашел. Оказывается Буратино не может открыть тайную дверь.
53783. Чтение примеров на умножение. Название чисел при умножении. Составление таблицы умножения числа 2. Задачи на действие умножения 127.5 KB
  ЦЕЛЬ: упражнять детей в чтении и записывании примеров на умножение; учить заменять действие сложения одинаковых слагаемых действием умножения а действие умножения действием сложения; ознакомить с названиями компонентов при умножении; ознакомить с таблицей умножения числа 2; развивать математическую речь логическое мышление умение анализировать сопоставлять и делать выводы. Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с дествием умножения.
53784. Конспекти уроків з української літератури 117 KB
  Той хто перший виконав завдання намагається здобути більшу кількість балів. Урок – гра “Перших 12 балівâ€ Відбіркове питання: записати залежно від обсягу починаючи з найменшого: новела роман вірш оповідання романепопея. 5 балів:: â€Кам’яний хрест†В. 6 балів: До інтимної лірики належить така поезія: Хто автор а “Як я люблю оті години праціâ€; б â€œГімнâ€; в “І всетаки до тебе думка линеâ€; г “Тричі являлась мені лю ...
53785. Конспекти уроків «Музичне мистецтво» 209 KB
  Заглибимося в далеке минуле і поміркуємо, як виник цей вид мистецтва. Можливо музика народилася від співу пташок або дзюрчання струмка, а може, - від ритмічної праці людини, магічних обрядів, або від слова, мелодійної мови людини? Це було дуже давно, і ми можемо лише припустити, як жила тоді первісна людина. Цікаво, що наштовхнуло її на винахід музичних інструментів?