75768

Номенклатура опасностей. Идентификация опасностей

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Номенклатура опасностей. Идентификация опасностей. В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей. Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасностей.

Русский

2015-01-24

16.99 KB

3 чел.

9.  Номенклатура опасностей. Идентификация опасностей.

Под идентификацией- понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности. В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей. Вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи. Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасностей.
        Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или же навсегда.
        Можно говорить о разной степени идентификации: более и менее полной, приближенной, ориентировочной и т.п.
        Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами.
        Причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются (реализуются) и вызывают те или иные нежелательные последствия (ущерб здоровью, потери и т. п.).
        Формы ущерба или нежелательные последствия разнообразны: травмы различной степени тяжести, заболевания, ущерб окружающей среде и др.
        Опасность — причины — следствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, взрыв, пожар и т.д.
        Одна и та же опасность может реализоваться в нежелательное событие (например, травма) через разные причины. В основе профилактики несчастных случаев по существу лежат опасности и причины, приведшие опасности к нежелательным последствиям, т.е. к несчастному случаю.
        В реальном мире, особенно в производственных условиях в пределах одного рабочего места возможно существование не только одной опасности, но и нескольких одновременно действующих опасностей.

 Например, станочник во время работы в зависимости от массовости выпуска деталей, в общем виде непосредственно контактирует:

• с заготовками, оборудованием, режущим инструментом, приспособлениями, грузовой тарой, транспортными средствами (тележки, рольганги, конвейеры, склизы и т.п.);
• с отходами обработки (стружка, металлоотходы);
• со смазочно-охлаждающими жидкостями (СОЖ);
• с цеховой средой (шум, освещение, загрязненность воздуха и т.п.).

При взаимодействии с выше перечисленными объектами станочник подвергается следующим видам возможного воздействия (т.е. подвергается опасностям):

а - механическое воздействие от движущихся частей и деталей станка, инструмента, заготовок, стружки, приспособлений, тары и т. д.;
б - силовое воздействие от зажима деталей в приспособление и от сил резания. Во время обработки возможны разрывы заготовок, разрушение инструмента и приспособлений;
в - гидропневматическое воздействие от СОЖ и сжатого воздуха при зажиме в приспособлении;
г - термическое воздействие от нагретых трением инструмента, заготовок и приспособления;
д - электрическое воздействие от утечек электротока и замыкания электропроводки на корпус станка или приспособления;
е - акустическое воздействие - это шум от работающего оборудования, и от самого процесса обработки деталей методом снятия стружки;
ж - вибрационное воздействие - это вибрация станка, инструмента, рабочего места;
з - физическое - это физическая усталость от работы по поднятию заготовок с пола до уровня зажимного приспособления, зажим вручную и обратные действия после окончания операций обработки. Кроме того, возможны многочисленные наклоны туловища и перемещения на рабочем месте;
и - нервно-психическое напряжение от того, что станочник напряженно следит за процессом обработки, за качеством работы. Станочник всегда в напряженном ожидании сбоя в работе и готов в любую секунду выключить станок;
к - воздействие от вредных химических веществ - это сырость одежды, рук, тела станочника от СОЖ. Выделение пыли от обработки, особенно хрупких материалов таких как, чугун, цветметаллы, пластмассы, дерева. Выделение паров СОЖ и смазок в атмосферу рабочей зоны;
л - социально-экономические факторы воздействия - это подготовленность работника к работе, т. е. квалификация, обеспеченность средствами защиты, уровень зарплаты, возможность профессионального и материального роста.

Таким образом, сколько возможных воздействий, столько же может быть и потенциальных опасностей. Каждая опасность, или в их совокупности может, при определенных обстоятельствах привести к несчастному случаю.

Номенклатура опасностей - перечень названий, терминов, систематизированных по определенному признаку. Например: ядовитые вещества, пестициды и т. д. При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных производств, цехов, профессий и т. д. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) имеет номенклатуру опасностей в алфавитном порядке. Например: Алкоголь, вибрация и т. д.

Номенклатура опасностей

В теории БЖД можно выделить несколько уравнений номенклатуры: общую, локальную, отраслевую, местную (для отдельных объектов) и др.
В общую номенклатуру в алфавитном порядке включаются все виды опасностей:
а - алкоголь, аномальная температура воздуха, аномальная подвижность воздуха, аномальное барометрическое давление, аномальное освещение и т. д.;
б - боль, брызги, брожение, буран, буря;
в - взрыв, взрывчатые вещества, вибрация, вода, высота вращающиеся части машин, волнения эмоциональные;
г - газы, гербициды, глубина, гиподинамия, гипокинезия, гололед, горы, горячие поверхности, гроза, гниль;
д - динамические перегрузки, дождь, дым, движущиеся предметы, движение задним ходом;
е - едкие вещества, ёмкость;
з - заболевание, замкнутый объем, зажим частей тела, заражение, защемление, заусенцы;
и - избыточное давление (газа, пара, жидкости), инфразвук, инфракрасное излучение, искры, износ, изгиб, извержение, инсульт, инфаркт, инерция;
к - качка, коррозия, кручение, кинетическая энергия, крушение (поезда, самолета, корабля, мачты, здания), контузия, кровотечение, курения (табака, наркотиков);
л - ледоход, листопад, лазерное излучение;
м - магнитные поля, микробы, микроорганизмы, метеориты, медикаменты, молния, мо-нотония;
н - наводнение, накипь, недостаточная прочность, нарушение правил безопасности, нарушение требований охраны труда, неровные поверхности, неправильные действия персонала, неудобство рабочей позы, наезд машины, напор воды, ветра, несогласованность действий;
о - огонь, огнеопасные вещества, оружие, острые кромки (грани), острые предметы, (колющие, режущие), отравления, ошибочные действия персонала, охлажденные поверхности (предметы, вещества), оглушение, ослепление, опьянения, обрыв;
п - падение (без установленной причины), пар, перегруз (детали, механизма), перенапряжения анализаторов, пестициды пожар, психологическая несовместимость, пыль, пульсация светового потока;
р - рабочая поза, радиация, резонанс, рана, разрыв, расстройство здоровья, реактивная отдача, работа оборудования без присмотра (без обслуживания), разгерметизация систем под давлением;
с - снегопад, сбой в системе, скользкая поверхность, солнечный удар, статические перегрузки, статическое электричество, спуски, слабость, скорость, столкновение с предметом, стужа, самовключение, самовыключение;
т - туман, тайфун, ток высокой частоты (напряжения);
у - устранение неполадок «находу» машины, ультразвук, ударная волна, ультрафиолетовое излучение, умственное перенапряжение, ураган, ускорение, утомление, усталость, уклоны, угарный газ, утрата бдительности, внимания, ударное столкновение с предметом;
ш - шум, штурм;
э - эмоциональные перегрузки, электромагнитные поля, эмоциональный стресс; я - ядовитые вещества, яркость поверхности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2721. Атомная энергетика и ее экологические проблемы 35.59 KB
  Атомная энергетика и ее экологические проблемы Цели: На основе многочисленных достоверных фактов анализировать и привести выводы по следующим вопросам: Существует ли опасность мирного атома? Опасна ли атомная энергетика? Загрязнении...
2722. Темперамент личности 161.44 KB
  Бинарный урок по теме: Темперамент личности Одним из факторов активизации познавательной деятельности учащихся является проведение так называемых нетрадиционных уроков по различным предметам. Учащиеся не только узнают новое в каком-то необычном ра...
2723. Через тернии – к звездам 69.62 KB
  Внеклассное мероприятие, посвященное Дню космонавтики. КВН Через тернии – к звездам Пояснительная записка По данному сценарию я дважды проводила внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Космонавтики: 12 апреля 2001 года (к 40-летию со дня пол...
2724. Деятельностный подход на уроке астрономии на тему: 58.35 KB
  Деятельностный подход на уроке астрономии на тему: Связь физических характеристик звезд Я считаю предмет астрономии очень важным для изучения в средней школе. Древнейшая наука непостижимым образом связывает воедино все естественнонаучные дисциплин...
2725. Удивительный мир Вселенной 25.78 KB
  Звездный час по теме, Удивительный мир Вселенной Учитель. Ребята, мы проводим занятие, тема которого Удивительный мир Вселенной. Успех его проведения зависит от вас, от вашей активности, дисциплинированности, организованности и самоу...
2726. Календарь исследовательских и творческих работ 43.05 KB
  Календарь исследовательских и творческих работ Проверь в природе- ежедневная системная потребность. Природоведение (естествознание), 5-й класс Не уставай шагать по дороге знаний. Литература  Настольные книги читального зала кабинета биологии....
2727. Мифы, отраженные в небе 20.82 KB
  Мифы, отраженные в небе. Урок по астрономии с использованием интерактивной доски Урок по астрономии с использованием интерактивной доски. Продолжительность 40 минут, проводится как обобщающе-повторительный после прохождения темы Введение в астрономию...
2728. Малые тела Солнечной системы 204.95 KB
  Объяснительно-иллюстрированный урок Малые тела Солнечной системы Ход урока Организационная часть. Формулировка темы и цели урока. Мотивация. Актуализация знаний. Объяснение нового материала. Итог урока...
2729. Поурочные разработки по теме: 37.51 KB
  Поурочные разработки по теме: Звезды Современная астрономия располагает большим количеством аргументов в пользу утверждения, что звезды образуются путем конденсации облаков газово - пылевой межзвездной среды. Процесс образования звезд из этой сред...