7577

Референдум (народное голосование) в республике Беларусь

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Референдум (народное голосование) в республике Беларусь Понятие, назначение и виды референдумов. Порядок организации и проведения республиканского референдума Порядок организации и проведения местного референдума. Юридиче...

Русский

2013-01-26

49.5 KB

147 чел.

ТЕМА 7.

Референдум (народное голосование) в республике Беларусь

7.1. Понятие, назначение и виды референдумов.

7.2. Порядок организации и проведения республиканского референдума

7.3. Порядок организации и проведения местного референдума.

7.4. Юридическая сила референдумов.

7.5. Референдумы в Республике Беларусь.

7.1. ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ РЕФЕРЕНДУМОВ

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.ст.73 – 78) для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы (народное голосование).

Референдум — один из важнейших институтов непосредственной демократии. Он имеет преимущества перед представительной демократией, когда избранные народом органы государственной власти опосредованно выражают волю избирателей. Референдум дает возможность гражданам выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Статья 111 Избирательного кодекса Республики Беларусь определяет референдум как способ принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Основные вопросы организации и проведения референдумов в Республике Беларусь регулируются Конституцией Республики Беларусь (раздел III), Избирательным кодексом Республики Беларусь (раздел VII).

Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.

В референдуме имеют право принимать участие все граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. В референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения — содержание под стражей (ст.4 Избирательного кодекса).

Классификация референдумов:

1) по масштабам проведения различают референдум республиканский и местный;

2) по содержанию — конституционные, т.е. по проекту конституции или поправкам к ней, законодательные, т.е. по проекту закона и обычные, т.е. по иным вопросам;

3) по степени необходимости — обязательные, т.е. проводимые по обязательному требованию конституции или иного закона, и факультативные, т.е. проводимые по усмотрению органов власти или избирателей;

4) по обязывающей силе своих итогов — решающие, т.е. вызывающие обязательные юридические последствия, и консультативные.

7.2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО РЕФЕРЕНДУМА

Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению обеих палат парламента — Палаты представителей и Совета Республики либо по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и г. Минска. Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума.

В соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь на республиканский референдум не могут выноситься вопросы:

— которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

— связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;

— о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

— об амнистии, о помиловании (ч.3 ст.112 Избирательного кодекса Республики Беларусь).

Республиканский референдум назначается указом Президента Республики Беларусь, в котором, как правило, предусматривается: дата проведения референдума; юридическая сила решения, принятого референдумом; формулировка вынесенного на референдум вопроса (вопросов); иные организационные мероприятия по обеспечению проведения референдума. Если на референдум выносится законопроект, то он прилагается к указу Президента Республики Беларусь о назначении референдума. Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа. Указ о назначении референдума, текст законопроекта или проекта иного решения, вынесенного на референдум, публикуются в печати и обнародуются в других средствах массовой информации в порядке, устанавливаемом Президентом.

Президент Республики Беларусь вправе отклонить предложение о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь. Решение Президента об отклонении референдума оформляется указом.

Условия и порядок проведения референдума в целом соответствует условиям и порядку проведения выборов. Комиссия признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, внесенных в списки для голосования. Комиссия признает решение принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Решение о принятии, изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования. Решение, принятое на референдуме, подписывается Президентом Республики Беларусь и подлежит опубликованию. Оно вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в нем не установлен иной срок. Датой принятия решения референдумом считается день референдума.

7.3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Местные референдумы назначаются местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. На местный референдум не выносятся вопросы, которые не могут выноситься на республиканский референдум, вопросы, имеющие значение для Республики Беларусь в целом, а также вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя (ч.4 ст.112 Избирательного кодекса Республики Беларусь).

Если граждане выступают с инициативой о проведении местного референдума, ими образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве:

— в области и городе Минске — не менее 50 человек;

— в районе, городе, районе в городе — не менее 20 человек;

— в поселке, сельсовете — не менее 10 человек.

Документы о проведении местного референдума, представленные инициативной группой, и вопрос, предлагаемый на референдум, направляются местным исполнительным и распорядительным органом на заключение в соответствующий областной, Минский городской орган юстиции, которые проверяют соответствие вопроса, выносимого на референдум, требованиям законодательства и соблюдение порядка образования инициативной группы.

Вопрос, предлагаемый на местный референдум, с учетом заключения соответствующего областного, Минского городского органа юстиции и состав инициативной группы регистрируются соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. В течение 30 дней со дня обращения за регистрацией инициативной группе выдается свидетельство о регистрации, образец подписного листа, а членам инициативной группы — соответствующие удостоверения.

В регистрации инициативной группы по проведению местного референдума отказывается в случае нарушения требований Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь. Отказ может быть обжалован в месячный срок в районный, городской суд.

Если исполнительным и распорядительным органом установлено, что собрано необходимое количество достоверных подписей, инициативная группа по проведению местного референдума составляет заключительный акт и представляет его в соответствующий исполнительный и распорядительный орган, который передает его в местный Совет депутатов.

Решение о назначении областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского референдума принимается соответствующим местным Советом депутатов, а решение о назначении районного референдума в городе с районным делением — городским Советом депутатов не позднее 30 дней со дня внесения в соответствии с требованиями Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь такого предложения (ст.127 Избирательного кодекса Республики Беларусь).

Решения, принятые местным референдумом, подписываются руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.

7.4. ЮРИДИЧЕСКАЯ СИПА РЕФЕРЕНДУМОВ

Юридическая сила решения, принятого референдумом, определяется указом Президента о назначении референдума. Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом. Если для выполнения решения, принятого референдумом, требуется издание какого-либо правового акта, он должен быть принят в течение пяти месяцев со дня вступления в силу решения, принятого референдумом. Юридическая сила решения, принятого местным референдумом, определяется в решении местного Совета депутатов о назначении референдума.

7.5. РЕФЕРЕНДУМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Республиканские референдумы прошли в Беларуси 17 марта 1991 г., 14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г.

17 марта 1991 г. прошел референдум по вопросу о сохранении СССР.

14 мая 1995 г. состоялся республиканский референдум, на который были вынесены вопросы: о придании русскому языку равного статуса с белорусским языком; об установлении новых Государственного флага и Государственного герба; об экономической интеграции с Российской Федерацией; о необходимости внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции. Первые три вопроса имели решающий, окончательный характер, четвертый — рекомендательный характер.

24 ноября 1996 г. на республиканский референдум было вынесено 7 вопросов, из которых 4 были инициированы Президентом Республики Беларусь:

— о перенесении Дня независимости Республики Беларусь (Дня республики) на 3 июля — День освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне;

— о принятии Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными Президентом Республики Беларусь
А.Г. Лукашенко;

— о свободной, без ограничений, купле-продаже земли;

— об отмене смертной казни в Республики Беларусь.

Три вопроса были инициированы депутатами Верховного Совета:

— о принятии Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев;

— об избрании руководителей местных органов исполнительной власти непосредственно жителями соответствующей административно-территориальной единицы;

— о финансировании всех ветвей власти, которое должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета.

В республиканском референдуме, который прошел 24 ноября 1996 г., приняло участие 6 181 463 человека, или 84,14 % от граждан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме (7 346 397 человек). На второй вопрос: «Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко», за принятие проголосовали 5 175 664 человека, или 70,45 %, против – 689 642 человека, или 9,39 %. 316 157 бюллетеней в части данного вопроса признаны недействительными. Таким образом, 24 ноября 1996 г. на республиканском референдуме была принята новая редакция Конституции Республики Беларусь 1994 г.

17 октября 2004 г. состоялся республиканский референдум, на который был вынесен вопрос следующего содержания: «Доверяете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент Республики Беларусь избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». В голосовании на референдуме приняло участие 6 307 395 граждан, или 90,28 % от числа граждан, внесенных в списки. За принятие решения по вынесенному вопросу проголосовало 5 548 477 граждан, или 79,42 %, против — 691 917 граждан, или 9,90 %.

17 ноября 2004 г. Президент Республики Беларусь подписал решение, принятое на республиканском референдуме.

Следует отметить, что в Республике Беларусь до настоящего времени местные референдумы не проводились.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27439. Методика обучения учащихся восприятию, анализу и эстетической оценке произведений/явлений искусства и окружающей действительности. Организация связи и взаимодействия восприятия/анализа произведений искусства с практической изобразительной деятельностью уч 27.5 KB
  Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели Б.Неменский выделил следующую ее особенность: Система эстетического воспитания должна быть прежде всего единой объединяющей все предметы все внеклассные занятия всю общественную жизнь школьника где каждый предмет каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника.
27440. Язык искусства. Понятие композиции. Композиция как общий способ создания художественного образа в различных видах и жанрах искусства. Методика обучения композиции на уроках ИЗО 30.5 KB
  Язык искусства. Композиция как общий способ создания художественного образа в различных видах и жанрах искусства. ЯЗЫК ИСКУССТВА одно из важнейших проблемных полей современной философии искусства конституированное в контексте характерного для постмодерна радикального поворота от центральной для классической традиции проблематики творчества к актуализирующейся в современной философии искусства проблематике восприятия художественного произведения. Основная ценность языка искусства состоит в его безмерной силе исключительной власти.
27441. Пространство картины и пространство в картине. Метдика обучения различным способам изображения пространства и объема на плоскости 43.5 KB
  Пространство картины и пространство в картине. Пространство одна из форм наряду со временем существования бесконечного и постоянно развивающегося мира. Пространство характеризуется его протяженностью объемом структурой которые понимаются по разному в зависимости от концепций складывающихся в точных науках физике математике философии религии искусстве. Пространство в картине это и место действия и существенный компонент самого действия.
27442. Место и роль игры в художественном образовании и обучении искусству.Философия и технология игры. Классы и виды игры.Методика проектирования, организации и проведении игры, игровых ситуаций и театрализации на уроках искусства и во внеклассной работе 33 KB
  Место и роль игры в художественном образовании и обучении искусству. Философия и технология игры. Классы и виды игры. Методика проектирования организации и проведении игры игровых ситуаций и театрализации на уроках искусства и во внеклассной работе.
27443. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе. Теория полихудожественного воспитания Б.П.Юсов 38.5 KB
  Теория полихудожественного воспитания Б. Обновление художественного и культурно эстетического наполнения школы начиная хотя бы с крупных центров не терпит отлагательства. В основной концепции должен быть поставлен акцент на детскую инициативу не только в практическом плане рисование танец сочинение но и в условоении художественного наследия путем преображения достижений культуры в стимул саморазвития через творческие усилия самих детей в прцессе усвоения культуры прошлого. Юсов Он обосновал и разработал новые творческие пути и идеи в...
27444. К какому виду юридических фактов отнести смерть гражданина в результате несчастного случая 25.5 KB
  Юридические факты это конкретные жизненные обстоятельства с которыми норма права связывает возникновение изменение и прекращение правоотношений. Виды ЮФ: 1 По последствиям: правообразующие влекут возникновение правоотношений; правоизменяющие влекут изменение правоотношений; правопрекращающие влекут прекращение правоотношений. 2 По форме проявления: положительные обстоятельства требующие их наличия для возникновения правоотношений; отрицательные обстоятельства требующие их отсутствия для возникновения правоотношений.
27445. Какая форма права отсутствует в российской правовой системе: правовой обычай, нормативный акт, административный прецедент, акт референдума, правосознание 28 KB
  Источник права в материальном смысле совокупность материальных производственных общественных отношений во многом обусловливающих сущность права и содержание правовых норм. Источник права в идеологическом смысле это совокупность взглядов идей теорий суждений отражающих представления людей о праве действующем и желаемом. Источник права в юридическом смысле формы способы выражения объективации правовых норм; собственно форма права.
27446. Какие из перечисленных актов являются нормативно-правовыми: Приказ начальника ИУ регламентирующий порядок выдачи денежного довольствия, решение комиссии о назначении пенсии, Уголовный кодекс, постановление о возбуждении уголовного дела, приговор суда, уст 33 KB
  Нормативные правовые акты это предписания субъектов правотворчества содержащие юридические нормы. По юридической силе различают: законы акты обладающие высшей юридической силой УК РФ и подзаконные акты акты основанные на законах и им не противоречащие. Индивидуальные правовые акты это акты государственных органов негосударственных организаций должностных лиц выражающие решение по конкретному юридическому делу приговор или решение суда приказ руководителя предприятия или учреждения и др. Индивидуальные акты это акты...
27447. Какие нормы реализуются в форме применения (запрещающие, обязывающие, управомочивающие) 26 KB
  Применение права это государственновластная деятельность компетентных государственных органов должностных лиц и уполномоченных организаций по реализации конкретных норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуальноконкретных правовых предписаний. Признаки правоприменения отличающие его от иных форм реализации права: властная деятельность компетентных государственных органов и уполномоченных общественных организаций; деятельность по индивидуализации правовых предписаний относительно конкретного субъекта...