7578

Понятие и система государственных органов в республике Беларусь

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ТЕМА 8. Понятие и система государственных органов в республике Беларусь Понятие, виды и система государственных органов Понятия власть и субъект власти ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ Государственный орган...

Русский

2013-01-26

38 KB

90 чел.

ТЕМА 8.

Понятие и система государственных органов в республике Беларусь

8.1. Понятие, виды и система государственных органов

8.2. Понятия «власть» и «субъект власти»

8.1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Государственный орган — это гражданин или коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций в определенной сфере и действуют в рамках своей компетенции в установленном государством порядке.

К основным признакам государственного органа можно отнести следующие:

— каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями;

— орган государства — это определенная организация, коллектив людей, объединенный общностью целей и родом деятельности. Вместе с тем государственный орган может быть представлен и отдельным гражданином (например, президент);

— каждый государственный орган образуется и действует в установленном законом порядке;

— каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции;

— каждый государственный орган является составной частью единой системы государственных органов Республики Беларусь. Система государственных органов характеризуется целостностью, обладает единством, которое обусловлено общностью их задач и целей. Единство системы проявляется, с одной стороны, в том, что все составляющие ее органы действуют в тесной взаимосвязи и взаимодействии. С другой стороны, между государственными органами существует тесная организационно-правовая связь.

Единство системы государственных органов предполагает и разграничение ее на составные части — виды государственных органов.

Классификация государственных органов.

1. По территории действия выделяют:

— республиканские государственные органы (Совет Министров Республики Беларусь);

— местные государственные органы (Минский городской исполнительный комитет).

2. В соответствии с принципом разделения властей выделяют:

— законодательные органы;

— исполнительные органы;

— судебные органы.

3. В зависимости от порядка образования определяют:

— избираемые органы (Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь);

— назначаемые органы (Совет Министров Республики Беларусь).

4. В зависимости от своего организационного устройства существуют:

— коллегиальные органы (Совет Министров Республики Беларусь);

— единоначальные органы (Президент Республики Беларусь).

Все государственные органы можно разделить на две большие группы:

1. органы государственной власти:

1) органы государственной власти с особым статусом (Президент Республики Беларусь);

2) органы законодательной, исполнительной, судебной власти;

3) другие органы государственной власти (Прокуратура, Комитет государственного контроля, Национальный банк, Центральная комиссия по выборам);

2. другие государственные органы (Администрация Президента Республики Беларусь, Совет Безопасности Республики Беларусь и др.).

8.2. ПОНЯТИЯ «ВЛАСТЬ» И «СУБЪЕКТ ВЛАСТИ»

Власть — возможность проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению (М. Вебер).

Власть — в публично-правовых отношениях организованное воздействие на сознание и поведение людей, направленное на достижение общих целей. Власть всегда выражена в официальных, т.е. установленных обществом и государством формах и обеспечена средствами и институтами, включая принуждение для проведения определенного курса.

Государственная власть — это власть, которая реализуется непосредственно государством в лице его органов и должностных лиц, т.е. осуществляется от имени государства, по его уполномочию и при его поддержке. Политическая власть — это власть, осуществляемая через органы государства и в государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений. Она связана с государством, но не обязательно является государственной властью.

Политическую власть как явление следует отличать от государственной власти по следующим признакам.

1. Не всякая политическая власть является государственной. Однако всякая государственная власть является политической, регулируя отношения социальных групп.

2. Негосударственная политическая власть и государственная власть имеют разные механизмы для своего осуществления. Государственная власть формализована, она реализуется специальным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды).

3. Негосударственная политическая власть и государственная власть различаются по субъектному составу: субъекты государственной власти — государственные органы; субъекты политической власти — политические партии, иные политические объединения, субъекты избирательного процесса и др.

4. Они различаются по методам, используемым ими для достижения своих целей: только субъекты государственной власти могут использовать метод государственно-властного воздействия (принуждения).

5. Существуют различия по объему полномочий: только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, т.е. актов, имеющих общеобязательный характер.

Важнейшим свойством государственной власти является единство государственной власти. Это свойство означает концентрацию государственной власти в руках одного источника власти (той или иной социальной общности), который действует непосредственно или через своих представителей, и непрерывность государственной власти, т.е. государственного руководства, во времени и пространстве. Единство власти предопределяется, прежде всего, ее социально-политической природой. Это означает, что с момента своего возникновения государственная власть принадлежит одному источнику власти, который ее ни с кем не делит. Непосредственные субъекты государственной власти (органы государственной власти) могут при этом меняться, но источник остается один. Таким образом, единство государственной власти предполагает, что в одном государстве не может быть несколько различных «государственных властей», поскольку государственная власть есть органическое единство всех правомочий единой воли источника государственной власти, властвующего в пределах всей территории государства. Единство государственной власти обеспечивается принадлежностью всей государственной власти одному источнику – монарху, классу, нации, народу, — что исключает ее дробление. Все институты и должностные лица государства приобретают свои полномочия на осуществление государственной власти в результате свободно выражаемой воли источника государственной власти, которая придает легитимность, правомерность власти государства. Единство государственной власти означает социальное единство власти, единство общих целей, принципов и направлений деятельности всех государственных органов, это проводимая ими единая политика, осуществляемая при условии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Условно можно выделить две группы основных элементов государственной власти: 1) элементы, которые характеризуют ее сущность и природу, — воля народа (нации, класса), связывающая власть с ее источником; 2) институциональные элементы, организационно оформляющие государственную власть, — государственные органы и правовые нормы.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21961. Критерии качества интерфейса. Человеческие ошибки 237.5 KB
  Длительность выполнения работы пользователем состоит из длительности восприятия исходной информации длительности интеллектуальной работы в смысле пользователь думает что он должен сделать длительности физических действий пользователя и длительности реакции системы. Длительность интеллектуальной работы Взаимодействие пользователя с системой не только компьютерной состоит из семи шагов: 1 формирование цели действий 2 определение общей направленности действий 3 определение конкретных действий 4 выполнение действий 5 восприятие нового...
21962. Критерии качества интерфейса. Субъективное удовлетворение 300.5 KB
  Это значит что пользователь обучится пользоваться программой или сайтом только в том случае если он будет уверен что это к примеру сделает его жизнь легче и приятней. Пользователь будет учиться какойлибо функции только если он знает о её существовании поскольку не обладая этим знанием он не способен узнать что за её использование жизнь даст ему награду. одного стимула недостаточно если пользователь не знает за что этот стимул дается. Что нам нужно и что у нас есть Количество подсистем справки нужных для того чтобы пользователь...
21963. Критерии качества интерфейса 171 KB
  Кратковременная память Свойства а точнее ограничения кратковременной памяти КВП являются очень важными факторами при разработке интерфейса. Дело в том что вся обработка поступающей информации производится в КВП в этом кратковременная память сходна с ОЗУ в компьютерах. Сходство однако не является полным так что думать о КВП как об ОЗУ не стоит. Что попадает в КВП.
21964. Составные части программного интерфейса 139.5 KB
  Кнопки Кнопкой называется элемент управления всё взаимодействие пользователя с которым ограничивается одним действием нажатием. Эта формулировка кажущаяся бесполезной и примитивной на самом деле очень важна поскольку переводит в гордое звание кнопок многие элементы управления которые как кнопки по большей части не воспринимаются. Командные кнопки Нажатие на такую кнопку запускает какоелибо явное действие поэтому правильнее называть такие кнопки кнопками прямого действия. С точки зрения разработчика ПО для настольных систем...
21965. Составные части программного интерфейса. Элементы управления 242.5 KB
  Меню При упоминании применительно к интерфейсу термина меню большинство людей немедленно представляют стандартные раскрывающиеся меню. В действительности понятие меню гораздо шире. Меню это метод взаимодействия пользователя с системой при котором пользователь выбирает из предложенных вариантов а не предоставляет системе свою команду. Соответственно диалоговое окно с несколькими кнопками и без единого поля ввода также является меню.
21966. Испания в XVI-XVII вв. 101 KB
  В свою очередь по типу аграрного развития Кастилия подразделялась на 3 области: Север (Страна басков, Астурия, Галисия), Центр (Старая и Новая Кастилия, Эстремадура), Юг (Андалусия, Мурсия). На экономическое развитие Валенсии и Каталонии большое влияние оказала средиземноморская торговля. К началу XVI в. крестьянство в Кастилии было свободным от лично наследственной зависимости.
21967. Италия в XI-XV вв. 153 KB
  Распад каролингской империи и выделение Северной и Средней Италии в особое королевство в 855 г. В течение всего средневековья за корону Италии вели борьбу многие главным образом чужеземцы. Апулия Калабрия Сицилия житницы не только южных областей Италии но и Севера и Центра страны. Жители Кампании переняли у арабов культуру цитрусовых неизвестных в Италии ранее с 2 2 X в.
21968. Италия в XVI-первой половине XVII вв. 71.5 KB
  новая эпоха в истории Италии эпоха феодальной реакции когда Италия уступает свои ведущие позиции другим западноевропейским странам. экономика Италии приходит в упадок по вопрос о том когда начался упадок и насколько он затрагивал отдельные области Италии и различные отрасли экономики как он протекал и в какой мере достижения прежних веков были утрачены представляется спорным. Большинство исследователей в последнее время предпочитают говорить не столько об упадке экономики Италии в это время а сколько об ее перестройке относя период...
21969. Китай в III-VIII-XII вв. 74 KB
  в Северном Китае образовали свое государство в 316 г. ХоуЧжаю государство гуннов пало под ударами сяньбийцев. создали государство ЦяньЯнь просуществовало до 370 г. сяньбийские племена объединились под властью вождя Тоба Тобар Тобагуй и появилось государство ХоуВэй т.