7578

Понятие и система государственных органов в республике Беларусь

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ТЕМА 8. Понятие и система государственных органов в республике Беларусь Понятие, виды и система государственных органов Понятия власть и субъект власти ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ Государственный орган...

Русский

2013-01-26

38 KB

88 чел.

ТЕМА 8.

Понятие и система государственных органов в республике Беларусь

8.1. Понятие, виды и система государственных органов

8.2. Понятия «власть» и «субъект власти»

8.1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Государственный орган — это гражданин или коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций в определенной сфере и действуют в рамках своей компетенции в установленном государством порядке.

К основным признакам государственного органа можно отнести следующие:

— каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями;

— орган государства — это определенная организация, коллектив людей, объединенный общностью целей и родом деятельности. Вместе с тем государственный орган может быть представлен и отдельным гражданином (например, президент);

— каждый государственный орган образуется и действует в установленном законом порядке;

— каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции;

— каждый государственный орган является составной частью единой системы государственных органов Республики Беларусь. Система государственных органов характеризуется целостностью, обладает единством, которое обусловлено общностью их задач и целей. Единство системы проявляется, с одной стороны, в том, что все составляющие ее органы действуют в тесной взаимосвязи и взаимодействии. С другой стороны, между государственными органами существует тесная организационно-правовая связь.

Единство системы государственных органов предполагает и разграничение ее на составные части — виды государственных органов.

Классификация государственных органов.

1. По территории действия выделяют:

— республиканские государственные органы (Совет Министров Республики Беларусь);

— местные государственные органы (Минский городской исполнительный комитет).

2. В соответствии с принципом разделения властей выделяют:

— законодательные органы;

— исполнительные органы;

— судебные органы.

3. В зависимости от порядка образования определяют:

— избираемые органы (Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь);

— назначаемые органы (Совет Министров Республики Беларусь).

4. В зависимости от своего организационного устройства существуют:

— коллегиальные органы (Совет Министров Республики Беларусь);

— единоначальные органы (Президент Республики Беларусь).

Все государственные органы можно разделить на две большие группы:

1. органы государственной власти:

1) органы государственной власти с особым статусом (Президент Республики Беларусь);

2) органы законодательной, исполнительной, судебной власти;

3) другие органы государственной власти (Прокуратура, Комитет государственного контроля, Национальный банк, Центральная комиссия по выборам);

2. другие государственные органы (Администрация Президента Республики Беларусь, Совет Безопасности Республики Беларусь и др.).

8.2. ПОНЯТИЯ «ВЛАСТЬ» И «СУБЪЕКТ ВЛАСТИ»

Власть — возможность проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению (М. Вебер).

Власть — в публично-правовых отношениях организованное воздействие на сознание и поведение людей, направленное на достижение общих целей. Власть всегда выражена в официальных, т.е. установленных обществом и государством формах и обеспечена средствами и институтами, включая принуждение для проведения определенного курса.

Государственная власть — это власть, которая реализуется непосредственно государством в лице его органов и должностных лиц, т.е. осуществляется от имени государства, по его уполномочию и при его поддержке. Политическая власть — это власть, осуществляемая через органы государства и в государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений. Она связана с государством, но не обязательно является государственной властью.

Политическую власть как явление следует отличать от государственной власти по следующим признакам.

1. Не всякая политическая власть является государственной. Однако всякая государственная власть является политической, регулируя отношения социальных групп.

2. Негосударственная политическая власть и государственная власть имеют разные механизмы для своего осуществления. Государственная власть формализована, она реализуется специальным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды).

3. Негосударственная политическая власть и государственная власть различаются по субъектному составу: субъекты государственной власти — государственные органы; субъекты политической власти — политические партии, иные политические объединения, субъекты избирательного процесса и др.

4. Они различаются по методам, используемым ими для достижения своих целей: только субъекты государственной власти могут использовать метод государственно-властного воздействия (принуждения).

5. Существуют различия по объему полномочий: только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, т.е. актов, имеющих общеобязательный характер.

Важнейшим свойством государственной власти является единство государственной власти. Это свойство означает концентрацию государственной власти в руках одного источника власти (той или иной социальной общности), который действует непосредственно или через своих представителей, и непрерывность государственной власти, т.е. государственного руководства, во времени и пространстве. Единство власти предопределяется, прежде всего, ее социально-политической природой. Это означает, что с момента своего возникновения государственная власть принадлежит одному источнику власти, который ее ни с кем не делит. Непосредственные субъекты государственной власти (органы государственной власти) могут при этом меняться, но источник остается один. Таким образом, единство государственной власти предполагает, что в одном государстве не может быть несколько различных «государственных властей», поскольку государственная власть есть органическое единство всех правомочий единой воли источника государственной власти, властвующего в пределах всей территории государства. Единство государственной власти обеспечивается принадлежностью всей государственной власти одному источнику – монарху, классу, нации, народу, — что исключает ее дробление. Все институты и должностные лица государства приобретают свои полномочия на осуществление государственной власти в результате свободно выражаемой воли источника государственной власти, которая придает легитимность, правомерность власти государства. Единство государственной власти означает социальное единство власти, единство общих целей, принципов и направлений деятельности всех государственных органов, это проводимая ими единая политика, осуществляемая при условии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Условно можно выделить две группы основных элементов государственной власти: 1) элементы, которые характеризуют ее сущность и природу, — воля народа (нации, класса), связывающая власть с ее источником; 2) институциональные элементы, организационно оформляющие государственную власть, — государственные органы и правовые нормы.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37935. Определение горизонтальной составляющей магнитного поля земли. Методические указания 160.64 KB
  Методические указания предназначены для студентов, изучающих раздел курса общей физики «Электричество и магнетизм». Приведены основные положения геомагнетизма и методика экспериментального определения горизонтальной составляющей магнитного поля Земли с помощью тангенс гальванометра.
37936. Исследование затухающих колебаний в колебательном контуре 223.5 KB
  14 Лабораторная работа № 48 Исследование затухающих колебаний в колебательном контуре 1. Получим уравнение колебаний в контуре без активного сопротивления рисунок 2.3 получаем дифференциальное уравнение свободных колебаний в контуре без активного сопротивления 2.5 где φ – начальная фаза колебаний.
37937. Изучение вынужденных колебаний в электрическом контуре 438.5 KB
  В теоретической части методических указаний изложены условия возникновения вынужденных колебаний в электрическом контуре выведено дифференциальное уравнение этого вида колебаний рассмотрены явления резонансных тока и напряжения. Для осуществления вынужденных колебаний в контур включают источник тока обладающий периодически изменяющейся ЭДС рис. в каждый момент времени сила тока во всех сечениях цепи одинакова. Перейдя от тока I к заряду q и введя обозначения: ω02=1 LС ...
37938. ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОНННО – ЛУЧЕВОГО ОСЦИЛЛОГРАФА 206.5 KB
  4 Устройство и принцип работы осциллографа.11 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 50 ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОНННО – ЛУЧЕВОГО ОСЦИЛЛОГРАФА Цель работы Изучение устройства электронно – лучевого осциллографа и знакомство с некоторыми видами наблюдений и измерений которые можно проводить с его помощью. Устройство и принцип работы осциллографа Осциллографы бывают различного типа и назначения. Например с помощью осциллографа можно найти силу тока и напряжение изучать зависимость силы тока и напряжения от времени измерять сдвиг фаз между ними сравнивать...
37939. Изучение свойств ферромагнетиков и явления магнитного гистерезиса для железа 202.5 KB
  Изучение магнитных свойств вещества. Расчет и построение кривой намагничивания, снятие петли гистерезиса и определение тепловых потерь на перемагничивание ферромагнетиков. Вычисление коэрцитивной силы и остаточной намагниченности изучаемого образца железа.
37940. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ФИЗИЧЕСКОГО И МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАЯТНИКОВ 166.5 KB
  Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. Определение ускорения свободного падения с помощью оборотного маятника.Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.Определение ускорения свободного падения с помощью оборотного маятника.
37941. ИЗУЧЕНИЕ КОЛЕБАНИЙ ПРУЖИННОГО МАЯТНИКА 168.5 KB
  11 Изучение свободных незатухающих колебаний пружинного маятника.11 Изучение затухающих колебаний пружинного маятника12 5. Изучение вынужденных колебаний пружинного маятника.14 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10 ИЗУЧЕНИЕ КОЛЕБАНИЙ ПРУЖИННОГО МАЯТНИКА Цель работы Изучение свободных незатухающих свободных затухающих и вынужденных колебаний пружинного маятника.
37942. Изучение собственных колебаний струны 137 KB
  Колебания струны5 3.10 Лабораторная работа № 11 а Изучение собственных колебаний струны 1. Цель работы Изучение собственных колебаний струны. Колебания струны В закрепленной с обоих концов натянутой струне при возбуждении поперечных колебаний устанавливаются стоячие волны причем в местах закрепления струны должны располагаться узлы.
37943. Определение ускорения силы тяжести при свободном падении тела 374 KB
  Центростремительное ускорение соответствующее движению Земли по орбите годичное вращение гораздо меньше чем центростремительное ускорение связанное с суточным вращением Земли. Поэтому с достаточной точностью можно считать что система отсчета связанная с Землей вращается относительно инерциальных систем с постоянной угловой скоростью суточного t = 86400 с вращения Земли . Если не учитывать вращение Земли то тело лежащее на ее поверхности следует рассматривать как покоящееся сумма действующих на это тело сил равнялось бы тогда...