7578

Понятие и система государственных органов в республике Беларусь

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ТЕМА 8. Понятие и система государственных органов в республике Беларусь Понятие, виды и система государственных органов Понятия власть и субъект власти ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ Государственный орган...

Русский

2013-01-26

38 KB

87 чел.

ТЕМА 8.

Понятие и система государственных органов в республике Беларусь

8.1. Понятие, виды и система государственных органов

8.2. Понятия «власть» и «субъект власти»

8.1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Государственный орган — это гражданин или коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций в определенной сфере и действуют в рамках своей компетенции в установленном государством порядке.

К основным признакам государственного органа можно отнести следующие:

— каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями;

— орган государства — это определенная организация, коллектив людей, объединенный общностью целей и родом деятельности. Вместе с тем государственный орган может быть представлен и отдельным гражданином (например, президент);

— каждый государственный орган образуется и действует в установленном законом порядке;

— каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции;

— каждый государственный орган является составной частью единой системы государственных органов Республики Беларусь. Система государственных органов характеризуется целостностью, обладает единством, которое обусловлено общностью их задач и целей. Единство системы проявляется, с одной стороны, в том, что все составляющие ее органы действуют в тесной взаимосвязи и взаимодействии. С другой стороны, между государственными органами существует тесная организационно-правовая связь.

Единство системы государственных органов предполагает и разграничение ее на составные части — виды государственных органов.

Классификация государственных органов.

1. По территории действия выделяют:

— республиканские государственные органы (Совет Министров Республики Беларусь);

— местные государственные органы (Минский городской исполнительный комитет).

2. В соответствии с принципом разделения властей выделяют:

— законодательные органы;

— исполнительные органы;

— судебные органы.

3. В зависимости от порядка образования определяют:

— избираемые органы (Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь);

— назначаемые органы (Совет Министров Республики Беларусь).

4. В зависимости от своего организационного устройства существуют:

— коллегиальные органы (Совет Министров Республики Беларусь);

— единоначальные органы (Президент Республики Беларусь).

Все государственные органы можно разделить на две большие группы:

1. органы государственной власти:

1) органы государственной власти с особым статусом (Президент Республики Беларусь);

2) органы законодательной, исполнительной, судебной власти;

3) другие органы государственной власти (Прокуратура, Комитет государственного контроля, Национальный банк, Центральная комиссия по выборам);

2. другие государственные органы (Администрация Президента Республики Беларусь, Совет Безопасности Республики Беларусь и др.).

8.2. ПОНЯТИЯ «ВЛАСТЬ» И «СУБЪЕКТ ВЛАСТИ»

Власть — возможность проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению (М. Вебер).

Власть — в публично-правовых отношениях организованное воздействие на сознание и поведение людей, направленное на достижение общих целей. Власть всегда выражена в официальных, т.е. установленных обществом и государством формах и обеспечена средствами и институтами, включая принуждение для проведения определенного курса.

Государственная власть — это власть, которая реализуется непосредственно государством в лице его органов и должностных лиц, т.е. осуществляется от имени государства, по его уполномочию и при его поддержке. Политическая власть — это власть, осуществляемая через органы государства и в государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений. Она связана с государством, но не обязательно является государственной властью.

Политическую власть как явление следует отличать от государственной власти по следующим признакам.

1. Не всякая политическая власть является государственной. Однако всякая государственная власть является политической, регулируя отношения социальных групп.

2. Негосударственная политическая власть и государственная власть имеют разные механизмы для своего осуществления. Государственная власть формализована, она реализуется специальным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды).

3. Негосударственная политическая власть и государственная власть различаются по субъектному составу: субъекты государственной власти — государственные органы; субъекты политической власти — политические партии, иные политические объединения, субъекты избирательного процесса и др.

4. Они различаются по методам, используемым ими для достижения своих целей: только субъекты государственной власти могут использовать метод государственно-властного воздействия (принуждения).

5. Существуют различия по объему полномочий: только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, т.е. актов, имеющих общеобязательный характер.

Важнейшим свойством государственной власти является единство государственной власти. Это свойство означает концентрацию государственной власти в руках одного источника власти (той или иной социальной общности), который действует непосредственно или через своих представителей, и непрерывность государственной власти, т.е. государственного руководства, во времени и пространстве. Единство власти предопределяется, прежде всего, ее социально-политической природой. Это означает, что с момента своего возникновения государственная власть принадлежит одному источнику власти, который ее ни с кем не делит. Непосредственные субъекты государственной власти (органы государственной власти) могут при этом меняться, но источник остается один. Таким образом, единство государственной власти предполагает, что в одном государстве не может быть несколько различных «государственных властей», поскольку государственная власть есть органическое единство всех правомочий единой воли источника государственной власти, властвующего в пределах всей территории государства. Единство государственной власти обеспечивается принадлежностью всей государственной власти одному источнику – монарху, классу, нации, народу, — что исключает ее дробление. Все институты и должностные лица государства приобретают свои полномочия на осуществление государственной власти в результате свободно выражаемой воли источника государственной власти, которая придает легитимность, правомерность власти государства. Единство государственной власти означает социальное единство власти, единство общих целей, принципов и направлений деятельности всех государственных органов, это проводимая ими единая политика, осуществляемая при условии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Условно можно выделить две группы основных элементов государственной власти: 1) элементы, которые характеризуют ее сущность и природу, — воля народа (нации, класса), связывающая власть с ее источником; 2) институциональные элементы, организационно оформляющие государственную власть, — государственные органы и правовые нормы.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36249. Экспертные системы: виды, структура, этапы построения 119 KB
  При разработке ЭС определяются основные ресурсы к которым относятся: источники знаний время разработки вычислительные средства объем финансирования. Этап завершается созданием модели предметной области и определением следующих задач: типов доступных данных; исходные и выходные данные; используемые стратегии и гипотезы; типы используемых отношений; состав знаний используемых для решения задачи; состав знаний используемых для обоснованного решения. В ходе данного этапа производится оценка выбранного способа представление...
36250. Ресурсы. Свойства и классификация ресурсов. Дисциплины распределения ресурсов 79 KB
  Понятие ресурса. Ресурсы различаются по запасу выделяемых единиц ресурса и бывают в этом смысле исчерпываемые и неисчерпываемые. Исчерпываемость ресурса как правило приводит к жизненным конфликтам в среде потребителей Для регулирования конфликтов ресурсы должны распределяться между потребителями по какимто правилам в наибольшей степени их удовлетворяющим. Именно в этом смысле далее и трактуется понятие ресурса.
36251. Процессы. Задачи синхронизации. Задача взаимного исключения, задача Производитель-потребитель, задача Читатели-писатели 51 KB
  На уровень долгосрочного планирования выносят действия редкие в системе, но требующие больших системных затрат. На уровень краткосрочного планирования выносятся частые и более короткие по длительности действия по управлению процессами.
36252. Аппаратная реализация взаимоисключения: команда test and set. Семафоры. Обеспечение взаимоисключения при помощи семафоров 50 KB
  Главным фактором, обеспечивающим успех в этом случае, является наличие одной аппаратной команды, которая осуществляет чтение переменной, запись ее значения в область сохранения и установку нужного конкретного значения этой переменной
36253. Структура оперативной памяти. Организация виртуальной памяти. Страничное, сегментное и сегментно-страничное распределение памяти 71.5 KB
  Структура оперативной памяти. Организация виртуальной памяти. Страничное сегментное и сегментно-страничное распределение памяти. Структура памяти любой машины является многоуровневой.
36254. Файловая система. Имена, типы, логическая и физическая организация файлов. Основные возможности файловой системы NTFS 71.5 KB
  В широком смысле понятие файловая система включает: совокупность всех файлов на диске наборы структур данных используемых для управления файлами такие например как каталоги файлов дескрипторы файлов таблицы распределения свободного и занятого пространства на диске комплекс системных программных средств реализующих управление файлами в частности: создание уничтожение чтение запись именование поиск и другие операции над файлами. Пользователи дают файлам символьные имена при этом учитываются ограничения ОС как на...
36255. Архитектура операционной системы (ОС). Требования, предъявляемые к ОС: расширяемость, переносимость, совместимость, безопасность. Состав ОС 114 KB
  Архитектура операционной системы ОС. Функциональная сложность операционной системы неизбежно приводит к сложности ее архитектуры под которой понимают структурную организацию ОС на основе различных программных модулей. Обычно в состав ОС входят: исполняемые и объектные модули стандартных для данной ОС форматов; библиотеки разных типов; модули исходного текста программ; программные модули специального формата например загрузчик ОС драйверы вводавывода; конфигурационные файлы; файлы документации; модули справочной системы и т. Большинство...
36256. Функция, процедуры и службы администрирования. Объекты администрирования. Обязанности и права системного администратора информационных систем 37.5 KB
  Службы: необходимы для облегчения администрирования работы и защиты сетей. Пример существующих служб: службы управления конфигурацией контролем характеристик ошибочными ситуациями учетам и безопасностью; службы управления общего пользования; информационные службы; интеллектуальные службы; службы регистрации сбора и обработки информации; службы планирования и развития.
36257. Служба сопровождения пользователей, расширенная техническая поддержка, корпоративные проекты. Инструменты и средства службы технической поддержки. (Action Request System) 53 KB
  Инструменты и средства службы технической поддержки. Техническая поддержка спектр задач Чтобы обеспечить конечным пользователям наилучшее обслуживание и оптимально использовать ресурсы службы сопровождения используется трехуровневая модель организации службы поддержки пользователей. Возможны и другие алгоритмы организации технической поддержки. Как правило организация службы сопровождения изначально обусловлена производственной необходимостью а именно оказанием технической поддержки конечным пользователям.