7578

Понятие и система государственных органов в республике Беларусь

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ТЕМА 8. Понятие и система государственных органов в республике Беларусь Понятие, виды и система государственных органов Понятия власть и субъект власти ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ Государственный орган...

Русский

2013-01-26

38 KB

87 чел.

ТЕМА 8.

Понятие и система государственных органов в республике Беларусь

8.1. Понятие, виды и система государственных органов

8.2. Понятия «власть» и «субъект власти»

8.1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Государственный орган — это гражданин или коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций в определенной сфере и действуют в рамках своей компетенции в установленном государством порядке.

К основным признакам государственного органа можно отнести следующие:

— каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями;

— орган государства — это определенная организация, коллектив людей, объединенный общностью целей и родом деятельности. Вместе с тем государственный орган может быть представлен и отдельным гражданином (например, президент);

— каждый государственный орган образуется и действует в установленном законом порядке;

— каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции;

— каждый государственный орган является составной частью единой системы государственных органов Республики Беларусь. Система государственных органов характеризуется целостностью, обладает единством, которое обусловлено общностью их задач и целей. Единство системы проявляется, с одной стороны, в том, что все составляющие ее органы действуют в тесной взаимосвязи и взаимодействии. С другой стороны, между государственными органами существует тесная организационно-правовая связь.

Единство системы государственных органов предполагает и разграничение ее на составные части — виды государственных органов.

Классификация государственных органов.

1. По территории действия выделяют:

— республиканские государственные органы (Совет Министров Республики Беларусь);

— местные государственные органы (Минский городской исполнительный комитет).

2. В соответствии с принципом разделения властей выделяют:

— законодательные органы;

— исполнительные органы;

— судебные органы.

3. В зависимости от порядка образования определяют:

— избираемые органы (Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь);

— назначаемые органы (Совет Министров Республики Беларусь).

4. В зависимости от своего организационного устройства существуют:

— коллегиальные органы (Совет Министров Республики Беларусь);

— единоначальные органы (Президент Республики Беларусь).

Все государственные органы можно разделить на две большие группы:

1. органы государственной власти:

1) органы государственной власти с особым статусом (Президент Республики Беларусь);

2) органы законодательной, исполнительной, судебной власти;

3) другие органы государственной власти (Прокуратура, Комитет государственного контроля, Национальный банк, Центральная комиссия по выборам);

2. другие государственные органы (Администрация Президента Республики Беларусь, Совет Безопасности Республики Беларусь и др.).

8.2. ПОНЯТИЯ «ВЛАСТЬ» И «СУБЪЕКТ ВЛАСТИ»

Власть — возможность проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению (М. Вебер).

Власть — в публично-правовых отношениях организованное воздействие на сознание и поведение людей, направленное на достижение общих целей. Власть всегда выражена в официальных, т.е. установленных обществом и государством формах и обеспечена средствами и институтами, включая принуждение для проведения определенного курса.

Государственная власть — это власть, которая реализуется непосредственно государством в лице его органов и должностных лиц, т.е. осуществляется от имени государства, по его уполномочию и при его поддержке. Политическая власть — это власть, осуществляемая через органы государства и в государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений. Она связана с государством, но не обязательно является государственной властью.

Политическую власть как явление следует отличать от государственной власти по следующим признакам.

1. Не всякая политическая власть является государственной. Однако всякая государственная власть является политической, регулируя отношения социальных групп.

2. Негосударственная политическая власть и государственная власть имеют разные механизмы для своего осуществления. Государственная власть формализована, она реализуется специальным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды).

3. Негосударственная политическая власть и государственная власть различаются по субъектному составу: субъекты государственной власти — государственные органы; субъекты политической власти — политические партии, иные политические объединения, субъекты избирательного процесса и др.

4. Они различаются по методам, используемым ими для достижения своих целей: только субъекты государственной власти могут использовать метод государственно-властного воздействия (принуждения).

5. Существуют различия по объему полномочий: только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, т.е. актов, имеющих общеобязательный характер.

Важнейшим свойством государственной власти является единство государственной власти. Это свойство означает концентрацию государственной власти в руках одного источника власти (той или иной социальной общности), который действует непосредственно или через своих представителей, и непрерывность государственной власти, т.е. государственного руководства, во времени и пространстве. Единство власти предопределяется, прежде всего, ее социально-политической природой. Это означает, что с момента своего возникновения государственная власть принадлежит одному источнику власти, который ее ни с кем не делит. Непосредственные субъекты государственной власти (органы государственной власти) могут при этом меняться, но источник остается один. Таким образом, единство государственной власти предполагает, что в одном государстве не может быть несколько различных «государственных властей», поскольку государственная власть есть органическое единство всех правомочий единой воли источника государственной власти, властвующего в пределах всей территории государства. Единство государственной власти обеспечивается принадлежностью всей государственной власти одному источнику – монарху, классу, нации, народу, — что исключает ее дробление. Все институты и должностные лица государства приобретают свои полномочия на осуществление государственной власти в результате свободно выражаемой воли источника государственной власти, которая придает легитимность, правомерность власти государства. Единство государственной власти означает социальное единство власти, единство общих целей, принципов и направлений деятельности всех государственных органов, это проводимая ими единая политика, осуществляемая при условии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Условно можно выделить две группы основных элементов государственной власти: 1) элементы, которые характеризуют ее сущность и природу, — воля народа (нации, класса), связывающая власть с ее источником; 2) институциональные элементы, организационно оформляющие государственную власть, — государственные органы и правовые нормы.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58953. Стежинами рідного міста 153 KB
  Сьогодні ми з вами поговоримо про місто Донецьк. І тому я пропоную сьогодні здійснити подорож до краєзнавчого музею і якомога більше дізнатися про наше чудове місто.
58954. Володимир Винниченко. «Федько - халамидник». Щедрий на добро внутрішній світ героя. Федько як особистість. Образи Федька і Толі 57 KB
  Мета: допомогти учням розібратися в складнощах характерів та вчинків героїв оповідання; розвивати навички виразного читання, переказу, виділення головних епізодів та деталей, висловлення власного ставлення до прочитаного, обґрунтування своєї думки...
58955. Микола Вороний. «Євшан – зілля». Поема про необхідність повернення людині історичної пам’яті, усвідомлення своєї національної приналежності 51 KB
  Мета: створити умови для ознайомлення учнів із життям і творчістю Миколи Вороного з історичною основою та змістом поеми Євшан-зілля; сприяти розвитку навичок вдумливого виразного читання; коментування прочитаного визначення особливостей літературного твору...
58956. Пристрої введення та виведення інформації 178.71 KB
  Що таке інформація За допомогою чого передають інформацію Види інформації Як називають повідомлення яке не несе корисної інформації Що називають елементною базою компютера Що таке швидкодія Що розуміють під терміном апаратне забезпечення...
58957. Виховний захід: «Прощавай, початкова школо!» 87.5 KB
  Всі вони народилися в одному селі ходили до однієї незвичайної школи і навіть вчилися в одному класі. Вперше чую Важко уявити Це мабуть був клас одних вундеркіндів Їх що збирали в клас з усього селища Ведуча. Починаємо пряму трансляцію із загальноосвітньої школи...
58958. Вплив антропогенних факторів на репродуктивну функцію людини 162 KB
  І кожен з вас мріятиме щоб його дитина була гарною розумною а головне здоровою. Коли маля росте здоровим розвивається фізично і розумово то батьки безмежно щасливі. Щоб вона стала здоровою батьки йдуть на все.
58959. Урок. Пори року 348 KB
  Мета: розвивати початкові навички використання елементів взаємодії з комп’ютером – списків та закладок у діалогових вікнах; ознайомити учнів з особливостями погоди в різні пори року; розвивати елементи логічного мислення, пам’ять, увагу, кмітливість...
58960. Аналіз поеми М. Гоголя «Мертві душі». Чичиков герой нашого часу? 57 KB
  Мета: проаналізувати образ Чичикова; вдосконалювати вміння висловлювати та доводити свої думки аргументувати свої вислови узагальнювати; розкривати творчі здібності учнів; прищеплювати звичку з повагою ставитися до думок інших людей...
58961. «Я є рушниця, радістю набита, якою вистрілю на честь життя» (до 100-річчя з дня народження Богдана-Ігоря Антонича) 151.5 KB
  Моя країно верховинна ні не забуть твоїх черемх коли над ними місяць лине вівсяним калачем 3 учень: Так це БогданІгор Антонич який в горах де ближче сонця перший раз приглянувся небу дописує черговий вірш до збірки Книга Лева.