7579

Президент республики Беларусь

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ТЕМА 9. Президент республики Беларусь Президент - Глава государства. Понятие и назначение института президентства в Республике Беларусь Порядок избрания Президента Республики Беларусь Место и роль Президента Республики Беларусь в...

Русский

2013-01-26

83.5 KB

78 чел.

ТЕМА 9.

Президент республики Беларусь

9.1. Президент – Глава государства. Понятие и назначение института президентства в Республике Беларусь

9.2. Порядок избрания Президента Республики Беларусь

9.3. Место и роль Президента Республики Беларусь в системе органов государственной власти

9.4. Полномочия Президента Республики Беларусь

9.5. Акты Президента Республики Беларусь

9.6. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента Республики Беларусь

9.1. ПРЕЗИДЕНТ - ГЛАВА ГОСУДАРСТВА. ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Глава государства – это государственный орган и одновременно высшее должностное лицо государства., представляющее государство вовне и внутри страны, официальный представитель народа. Президент – это руководитель, глава республиканского государства. Главное отличие президента республики от монарха в том, что должность президента выборная, срочная и он несет юридическую ответственность за свои действия.

Назначение института главы государства заключается в следующем:

– глава государства – необходимое звено государственного механизма;

– он гарантирует стабильность государственной системы;

– он свидетельствует о легитимности государственной власти;

– он выступает высшей инстанцией в кризисных ситуациях.

Президент является связующим звеном между органами законодательной, исполнительной и судебной властей, обеспечивает устойчивость единой государственной власти и взаимодействие ее ветвей.

9.2. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Правовой базой, которая обеспечивает проведение выборов Президента Республики Беларусь, является Конституция Республики Беларусь, Закон от 21 февраля 1995 г. № 3602-ХII «О Президенте Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями, Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 81 Конституции Республики Беларусь Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Согласно прежней редакции ст. 81 Конституции Республики Беларусь, одно и то же лицо не могло быть Президентом более двух сроков. На основе решения республиканского референдума 17 октября 2004 г. данная норма была отменена.

Требования, предъявляемые к кандидату в Президенты Республики Беларусь:

возрастной ценз — Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет;

ценз гражданства — должен быть гражданином Республики Беларусь по рождению;

ценз оседлости — постоянное проживание в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Избирательным кодексом Республики Беларусь установлено дополнительное ограничение реализации гражданином пассивного избирательного права, не позволяющее быть выдвинутыми кандидатами в президенты лицам, не имеющим права в соответствии с республиканским законодательством занимать должности в государственных органах и иных государственных организациях в связи с наличием судимости (ч.6 ст.60 Избирательного кодекса Республики Беларусь).

Выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей Национального собрания не позднее, чем за пять месяцев и проводятся не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее, чем через 70 дней со дня открытия вакансии (ч.3, 4 ст.81 Конституции Республики Беларусь).

Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей.

Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим в первом туре наибольшее по сравнению с другими число голосов избирателей. Избранным считается тот, кто получил абсолютное большинство голосов избирателей (ст.80 Избирательного кодекса Республики Беларусь). Если один из кандидатов второго тура снимает свою кандидатуру, второй тур голосования проводится по одной кандидатуре. Выборы Президента считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан Беларуси, внесенных в список избирателей.

В случае если выборы Президента признаны несостоявшимися, недействительными, или если на общих выборах баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран, либо второй тур не позволил определить избранного Президента, а также в случае выбытия всех кандидатов, Центральная комиссия решает вопрос о назначении повторных выборов, которые проводятся в течение трех месяцев после основных выборов (ч.1 ст.81 Избирательного кодекса Республики Беларусь).

Вступление в должность Президента происходит с момента принесения им Присяги, текст которой определен в Конституции. Именно с принесения Присяги вновь избранный Президент имеет право осуществлять свои конституционные полномочия.

9.3. МЕСТО И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Место Президента Республики Беларусь в системе органов государства зависит от многих условий.

1. Согласно положениям Конституции Президент Республики Беларусь занимает самостоятельное место в системе республиканских органов государственной власти. Если ранее (до 1996 г.) Президент определялся как Глава и государства, и исполнительной власти и относился поэтому к исполнительной ветви власти, то в соответствии с действующей редакцией Конституции Президент Республики Беларусь является только Главой государства (ст.79 Конституции Республики Беларусь), прямо не относится ни к одной из ветвей власти, и, таким образом, не включается в классическую систему разделения властей.

2. Президент Республики Беларуси занимает главенствующее место в иерархии государственных органов. Конституция исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов. Это отразилось и на очередности глав в Основном Законе. Глава о Президенте открывает перечень глав, посвященных республиканским органам государственной власти.

3. Статья 79 Основного Закона определяет функции Президента (основные направления деятельности), которые предопределяют его полномочия и капаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Функции Президента Республики Беларусь закреплены в ст.79 Конституции Республики Беларусь.

1. Конституцией на Президента возлагается задача обеспечения взаимодействия органов законодательной, исполнительной и судебной власти. А именно: «Президент... осуществляет посредничество между органами государственной власти» (ч.2 ст.79 Конституции Республики Беларусь).

2. Конституция возлагает на Президента обязанность быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что он несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизмов защиты Конституции и прав человека и гражданина в процессе их реализации. Конституционно-правовой статус Президента — гаранта включает в себя несколько аспектов:

а) Президент является «хранителем» Конституции. Это означает, что он должен следить за соблюдением Основного Закона всеми государственными органами. Эта миссия Президента — «хранителя», «стража» Конституции обосновывает такие его полномочия как назначение шести членов Конституционного Суда, с согласия Совета Республики — Председателя Конституционного Суда; право инициировать производство о проверке конституционности нормативных актов, а также вопрос об изменении и дополнении Конституции;

б) Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Эта функция президентской деятельности сформулирована в общем виде. Глава государства реализует эту миссию, инициируя законы, издавая декреты и указы, направленные на защиту правового положения как личности в целом, так и отдельных групп населения, нуждающихся в особой защите со стороны государства (пенсионеров, военнослужащих и др.);

в) Президент выступает гарантом государственности. Глава государства принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности. Охрана суверенитета обеспечивается взаимодействием всех ветвей власти, преемственностью органов государственной власти. Однако для осуществления этой миссии Глава государства наделяется особыми полномочиями во время военного или чрезвычайного положения. Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь (ст.84 Конституции Республики Беларусь).

Президент гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики. Президент представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Это внешнеполитическая сторона президентской деятельности. Исходя из этого, он как высший руководитель государства ведет переговоры и подписывает международные договоры, обладает легационным правом.

Итак, в настоящее время в Республике Беларусь Президент юридически не входит ни в одну из классических ветвей власти (законодательную, исполнительную, судебную) и, таким образом, выведен за рамки разделения властей. Таким образом, институт президентства в Республике Беларусь выступает в виде властного института, не образующего самостоятельную ветвь власти, что подтверждается его особой ролью. Глава государства являются ключевым элементом системы институтов власти, играет первостепенную роль в функционировании и развитии конституционного строя.

9.4. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Полномочия Президента Республики Беларусь можно разделить на определенные группы:

1) полномочия в сфере взаимоотношений с законодательной властью;

2) полномочия в сфере взаимоотношений с исполнительной властью;

3) полномочия в сфере взаимоотношений с судебной властью;

4) полномочия в области безопасности и обороны;

5) полномочия в области внешней политики и международных отношений;

6) иные полномочия.

1) Полномочия в сфере взаимодействия с законодательной властью.

1. Полномочие Президента назначать очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы обусловлено его ролью Главы государства и необходимостью обеспечивать непрерывность в функционировании государственной власти.

2. Право на созыв внеочередной сессии! парламента пс определенной повестке дня (ст.95 Конституции Республики Беларусь).

3. Право роспуска – один из основных элементов баланса властей в республике смешанного типа. Президент вправе досрочно прекратить полномочия Парламента только в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией.

Применительно к белорусскому Парламенту, который является двухпалатным, может иметь место и употребляется термин «роспуск Парламента», поскольку с прекращением полномочий одной палаты по решению Президента могут быть прекращены полномочия и другой палаты, т.е. возможен роспуск как одной палаты, так и всего Парламента (двух палат).

Право Главы государства на роспуск Палаты представителей Национального собрания является ограниченным по основаниям и по времени.

Условиями, при которых Глава государства реализует свое право на роспуск Палаты представителей, являются следующие:

1) при отказе в доверии Правительству. В этом случае вопрос о доверии Правительству ставится перед Палатой представителей Премьер-министром по представленной программе или по конкретному поводу. При отказе в доверии Глава государства вправе в 10-дневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначить новые выборы (ч.1 ст.94 Конституции Республики Беларусь);

2) при выражении вотума недоверия Правительству. Предложение о выражении вотума недоверия вносится депутатами, численность которых составляет не менее 1/3 от полного состава палаты (п.7 ст.97 Конституции Республики Беларусь). Повторное отклонение Палатой представителей программы деятельности Правительства является частным случаем выражения вотума недоверия (п.5 ст.97 Конституции Республики Беларусь);

3) при двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Конституцией предусмотрены следующие сроки для решения Палатой представителей данного вопроса: а) установлен срок для рассмотрения вопроса о назначении Премьер-министра – 2 недели со дня внесения предложения о его кандидатуре; б) если кандидатура на этот пост отклонена Палатой представителей, Президент в 2-х недельный срок должен представить новую кандидатуру;

4) полномочия Парламента могут быть досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.

Конституция предусматривает исчерпывающий перечень ограничений во времени, когда роспуск палат недопустим (ч.4 ст.94 Конституции Республики Беларусь):

— в период чрезвычайного или военного положения;

— в течение года со дня первых заседаний Парламента;

— в последние шесть месяцев полномочий Президента;

— в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности.

Решение о роспуске палат Парламента Президент может принять не позднее, чем в двухмесячный срок (ч.3 ст.94 Конституции Республики Беларусь). Существует одно формальное условие: Президент должен провести официальные консультации с председателями палат.

4. Одним из основных средств общения между Президентом и Парламентом являются ежегодные послания Главы государства Парламенту. Конституция не определяет содержание послания, в отличие от обращения с посланием к народу, в котором речь идет о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики (п.14 ст.84 Конституции Республики Беларусь).

5. Президент обладает широкими полномочиями в законодательном процессе:

1) он входит в число субъектов права законодательной инициативы;

2) в Основном Законе предусматривается, что законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению — Правительства (ч.2 ст.99 Конституции Республики Беларусь);

3) Президент либо по его поручению Правительство может объявить рассмотрение проекта закона срочным (ч.3 ст.99 Конституции Республики Беларусь). При объявлении законопроекта срочным Парламент должен рассмотреть его в укороченные сроки: в течение 10 дней со дня его вынесения на рассмотрение;

4) Конституция (ч.4 ст.99 Конституции Республики Беларусь) предусматривает право Президента либо, с его согласия, Правительства требовать от палат Парламента голосования в целом за весь внесенный Президентом или Правительством законопроект или его часть при сохранении тех поправок, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством;

5) Конституция дает Главе государства право урегулировать возникший между Палатой представителей и Советом Республики конфликт по поводу текста проекта закона. Если согласительной комиссией, сформированной на паритетной основе палатами Парламента для преодоления разногласий, не принят согласованный текст законопроекта, Президент либо по его поручению Правительство могут требовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение (ч.5 ст.100 Конституции Республики Беларусь).

6. Одним из основных полномочий Президента является его полномочие подписывать принятые палатами Парламента законы (ч.6 ст.100 Конституции Республики Беларусь). Если Президент согласен с текстом Закона, он может в течение 14 дней подписать закон. У него есть также возможность не подписывать закон, но если он не был возвращен на повторное рассмотрение, закон считается подписанным.

7. Согласно ч.7 ст.100 Конституции Президент имеет право отклонить закон, принятый Парламентом, но не вступивший в силу. Право Президента возвращать закон в Парламент является отлагательным (относительным) вето, поскольку оно может быть преодолено Парламентом. Парламент имеет возможность при повторном рассмотрении возвращенного Главой государства закона не согласиться с его доводами и принять закон в старой редакции квалифицированным большинством голосов — не менее 2/3 голосов от полного состава каждой палаты Парламента. Президент имеет право вернуть для повторного голосования не только весь закон, но и отдельные положения закона. До вынесения соответствующего решения палатами Парламента закон подписывается Главой государства за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента (ч.8 ст.100 Конституции Республики Беларусь).

2) Полномочия в сфере взаимоотношений с исполнительной властью.

1. Согласно Основному Закону после вступления в должность или после отставки Правительства, Президент с согласия Палаты представителей назначает Премьер-министра.

2. Конституция Беларуси предусматривает право Президента определять структуру Правительства (п.7 ст.84 Конституции Республики Беларусь).

3. Президент самостоятельно назначает и освобождает от должности членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства (п.7 ст.84 Конституции Республики Беларусь).

4. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства (п.15 ст.84 Конституции Республики Беларусь).

5. Президент имеет право отменять акты Правительства (п.25 ст.84 Конституции Республики Беларусь).

3) Полномочия Президента в сфере взаимоотношений с судебной властью.

1. Президент с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателей и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда (пп.8, 9 ст.84 Конституции Республики Беларусь).

2. Президент Республики Беларусь назначает в соответствии с п.10 ст.84 Конституции 6 судей Конституционного Суда.

3. Председатели и судьи высших судебных инстанций освобождаются от должности Президентом по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики.

4. Президент обладает правом на обращение в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов (ч.4 ст.116 Конституции Республики Беларусь).

5. Президент обладает правом помилования (п.19 ст.84 Конституции Республики Беларусь).

4) Полномочия в области безопасности и обороны.

1. Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности (п.27 ст.84 Конституции Республики Беларусь).

2. Президент как Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Беларусь назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания, вносит на утверждение Национального собрания Республики Беларусь Военную доктрину Республики Беларусь (ст.5 Закона от 3 ноября 1992 г. № 1902-ХІІ «Об обороне» в редакции от 17 июля 2002 г.).

3. В случае военной угрозы или нападения Президент Республики Беларусь вводит на территории Республики Беларусь военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в 3-дневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики (п.29 ст.84 Конституции Республики Беларусь).

4. В случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, Президент Республики Беларусь вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в 3-дневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики (п.22 ст.84 Конституции Республики Беларусь). Режим чрезвычайного положения определяет Закон от 24 июня 2002 г. № 117-З «О чрезвычайном положении».

5) Полномочия в области внешней политики и международных отношений.

1. Президент Республики Беларусь ведет переговоры и подписывает международные договоры (п.20 ст.84 Конституции Республики Беларусь).

2. Президент назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях (п.20 ст.84 Конституции Республики Беларусь).

3. Президент Республики Беларусь принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств (п.21 ст.84 Конституции Республики Беларусь).

Наряду с перечисленными группами полномочий Конституция относит к компетенции Главы государства и ряд иных полномочий: решение вопросов, связанных с приемом в гражданство Республики Беларусь, его прекращением и предоставлением убежища; награждение государственными наградами и др.

9.5. АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Для реализации своих полномочий Президент Республики Беларусь осуществляет нормотворческую деятельность, издает нормативные и ненормативные правовые акты — указы, распоряжения и декреты, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, которые издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В соответствии со ст.2 Закона от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с изменениями, указ — это нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы. Указы Президента Республики Беларусь могут иметь ненормативный характер (ст.3 указанного Закона).

Существуют различные точки зрения относительно места указов в иерархии нормативных актов. По мнению Г.А. Василевича, новая редакция Конституции предусматривает два вида указов: 1) указы, издание которых основывается на конституционной норме; 2) указы, полномочия на издание которых предусмотрены законом. В первом случае можно утверждать, что указы не имеют подзаконного характера, т.к. основываются на конституционной норме. Второго рода указы в иерархии нормативных актов идут вслед за законами.

Распоряжения Президента Республики Беларусь — это, как правило, акты ненормативного характера, т.е. правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение. Распоряжения Президента Республики Беларусь относятся к ненормативным актам, если иное не предусмотрено Президентом.

Декреты являются новым видом актов Президента Республики Беларусь, по своему содержанию они являются актами нормативного характера (появились с 1996 г.). Декреты Президента принимаются по любым вопросам, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией. Декреты Президента Республики Беларусь бывают двух видов:

— декреты, издаваемые на основе закона о делегировании Президенту законодательных полномочий;

— временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости.

Согласно ст.101 Конституции Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих:

— изменение и дополнение Конституции, ее толкование;

— изменение и дополнение программных законов;

— утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;

— изменение порядка выборов Президента и Парламента;

— ограничение конституционных прав и свобод граждан.

Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент Республики Беларусь по собственной инициативе или по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра.

Временные декреты должны быть в 3-дневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат.

Декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. Декреты Президента подлежат немедленному опубликованию и вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в них не установлен иной срок. Указы Президента нормативного характера вступают в силу со дня внесения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в них не установлен иной срок. Указы Президента, не имеющие нормативного характера, и распоряжения Президента вступают в силу со дня их опубликования, если ими не установлено иное.

9.6. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Должность Президента считается вакантной в случаях: отставки Президента; досрочного освобождения Президента от должности; смещения Президента; смерти Президента (ст.14 Закона от 21 февраля 1995 г. № 3602-ХІІ «О Президенте Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями).

Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента от должности принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии. Решения палат принимаются в форме постановлений (ст.11 Закона «О Президенте Республики Беларусь»).

Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики на основании принятого постановления. Президент считается смещенным с должности, если за решение о его смещении проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей. Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь (ст.12 Закона «О Президенте Республики Беларусь»).

Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается постановлением Палаты представителей.

В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру Республики Беларусь. При этом выборы Президента должны быть проведены не ранее, чем через 30 дней и не позднее, чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Публичное оскорбление Президента или клевета в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влекут установленную законом ответственность. Уголовное дело или дело об административном правонарушении, связанные с публичным оскорблением Президента или клевете в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, возбуждается в порядке, предусмотренном соответственно Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь или Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь. Иски о защите чести и достоинства Президента предъявляются в суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Препятствование законной деятельности Президента не допускается и преследуется по закону.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50722. Определение молярной массы и плотности газа 35 KB
  Вычисление молярной массы воздуха Вычисление плотности воздуха Вычисление границ неисключенных систематических погрешностей отдельных измерений: Вычисление границы относительной погрешности результата измерения молярной массы воздуха...
50723. Використання покажчиків для роботи з функціями 37 KB
  Тема: Використання покажчиків для роботи з функціями. Ціль роботи: виробити практичні навички в написанні програм з функціями й у використання покажчиків для роботи з функціями. Обладнання: ПК,ПО Borland C++
50724. Використання спадкування для створення ієрархії класів 37 KB
  Тема: використання спадкування для створення ієрархії класів. Ціль роботи: одержати навички у використанні спадкування для створення похідних класів при простому спадкуванні. Обладнання: ПК, ПО Borland C++
50725. Використання віртуальних і покажчиків для роботи з обєктами класів 38.5 KB
  Тема: Використання віртуальних і покажчиків для роботи з обєктами класів. Ціль роботи: вивчити і навчитися використовувати віртуальні функції в мові С++. Обладнання: ПК,ПО Borland C++
50727. Проверка законов сохранения импульса и закономерности времени упругого удара шаров с использованием теории погрешности 112 KB
  Цель работы: исследовать закономерности соударения шаров. Приборы и принадлежности: прибор для исследования столкновения шаров. Существует абсолютно неупругий удар выполняется закон сохранения импульса – P=const и = и абсолютно упругий удар выполняется закон сохранения импульса = и закон механической энергии – Проверка закона сохранения импульса при упругом ударе шаров.
50728. Определение моментов инерции твердых тел с помощью крутильного маятника 55 KB
  Решение задачи производим в два действия. В первом с помощью метода наименьших квадратов находим наилучшую прямую, соответствующую полученным точкам. Вычислим параметры прямой...
50729. Экспериментальное определение динамических характеристик системы двухпозиционного регулирования давления 219 KB
  Снять динамические характеристики системы двухпозиционного регулирования давления. Кривая двухпозиционного регулирования давления воздуха в ресивере представляет собой изменение величины давления воздуха в ресивере по времени в зависимости от продолжительности цикла пуск и остановка компрессора рис. По этим данным строим кривую двухпозиционного регулирования давления.
50730. Определение коэффициента вязкости газа 58.5 KB
  Цель работы: определение коэффициента вязкости воздуха по истечению его через капилляр. Приборы и принадлежности: установка для измерения вязкости газа