7581

Правительство - совет министров республики Беларусь

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ТЕМА 11. Правительство - совет министров республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь в системе органов государственной власти. Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь. Компетенция Правительства ...

Русский

2013-01-26

49 KB

18 чел.

ТЕМА 11.

Правительство – совет министров республики Беларусь

11.1. Правительство Республики Беларусь в системе органов государственной власти

11.2. Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь

11.3. Компетенция Правительства Республики Беларусь

11.4. Организация деятельности Правительства Республики Беларусь

11.5. Акты Правительства Республики Беларусь

11.1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Правовое положение Правительства Республики Беларусь и его место в системе органов государственной власти вытекает из принципа разделения властей, закрепленного в ст.6 Конституции Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь осуществляет государственную власть наравне с Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием и судами. Часть 1 ст.106 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Следует отметить, что до 1996 г. Правительство Республики Беларусь именовалось Кабинетом Министров Республики Беларусь.

Конституционно-правовой статус Правительства и порядок его деятельности определяется Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (раздел IV, глава 5), Законом от 7 июля 1998 г. № 178-З «О Совете Министров Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями, Регламентом Совета Министров Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2000 г. №355.

Как центральный орган исполнительной власти Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции, законов, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему органами исполнительной власти Республики Беларусь, физическими и юридическими лицами. Вместе с тем Правительство Республики Беларусь — это распорядительный орган, принимающий на своих заседаниях решения, которые исполняют подчиненные ему органы.

Таким образом, Совет Министров — Правительство Республики Беларусь – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов государственной власти (ст.1 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь»).

11.2. СОСТАВ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Правительство — это коллегиальный орган. Совет Министров Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра, в том числе Первого заместителя Премьер-министра, и министров. В его состав могут входить руководители иных республиканских органов государственного управления. Состав Совета Министров определяется Президентом Республики Беларусь.

Премьер-министр Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. В случае двукратного отказа Палаты представителей в даче согласия на назначение Премьер-министра Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Согласно ст.106 Конституции Республики Беларусь Премьер-министр обладает следующими полномочиями, которые конкретизируются в ст.20 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь»:

1) осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;

2) организует работу Совета министров, руководит его заседаниями;

3) подписывает постановления Совета Министров;

4) издает распоряжения;

5) информирует Президента Республики Беларусь об основных направлениях деятельности Правительства Республики Беларусь и о всех важнейших его решениях;

6) распределяет обязанности между заместителями Премьер-министра, координирует их деятельность;

7) представляет без дополнительных полномочий Правительство Республики Беларусь в международных сношениях, проводит переговоры и подписывает международные договоры от имени Совета Министров в пределах компетенции Правительства;

8) осуществляет полномочия Президента Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей до принесения Присяги вновь избранным Президентом.

Согласно п.7 ст.84 Конституции Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Республики Беларусь. Решение об отставке Совета Министров может быть принято Президентом в следующих случаях:

1) по собственной инициативе (ч.9 ст.106 Конституции Республики Беларусь);

2) в случае подачи Правительством в целом или отдельным его членом заявления об отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей (ч.7 ст.106 Конституции Республики Беларусь);

3) в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия (ч.7 ст.106 Конституции Республики Беларусь);

4) в случае отказа в доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу (ч.8 ст.106 Конституции Республики Беларусь).

Отставка Премьер-министра не влечет за собой сложения полномочий Советом Министром в полном составе (ч.4 ст.24 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь»). В случае отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента Республики Беларусь продолжает осуществлять свои полномочия до формирования нового Правительства.

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь (ч.2 ст.106 Конституции Республики Беларусь). Совет Министров по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту Республики Беларусь отчет о своей деятельности.

11.3. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Конституция Республики Беларусь (ст.107) закрепляет общий открытый перечень вопросов, относящихся к компетенции Правительства. Правительство Республики Беларусь:

— руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

— разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

— разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

— обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

— принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

— выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

— обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

— отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

— осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Компетенция Правительства конкретизирована в Законе «О Совете Министров Республики Беларусь» (ст.ст. 4-10).

11.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Одной из основных форм работы Правительства Республики Беларусь как коллегиального органа являются заседания. На заседаниях Правительства решаются наиболее важные вопросы, отнесенные к компетенции Совета Министров Республики Беларусь.

Исключительно на заседаниях Совета Министров рассматриваются:

— вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;

— проекты программ социального и экономического развития Республики Беларусь;

— основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

В соответствии с Законом «О Совете Министров Республики Беларусь» заседания Совета Министров проводятся по мере необходимости, не реже 1 раза в 3 месяца. Заседание считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины членов Правительства Республики Беларусь.

Председательствует на заседаниях Правительства Премьер-министр, в случае его отсутствия — Первый заместитель Премьер-министра, а в случае его отсутствия по поручению Премьер-министра и по согласованию с Президентом Республики Беларусь — один из заместителей Премьер-министра Республики Беларусь. На заседаниях Правительства имеет право председательствовать Президент Республики Беларусь (ст.25 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь»).

Решения Правительства принимаются большинством голосов членов Правительства, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь, в качестве его постоянного органа действует Президиум Совета Министров в следующем составе:

— Премьер-министр Республики Беларусь;

— заместители Премьер-министра Республики Беларусь;

— Глава Администрации Республики Беларусь;

— Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

— Председатель правления Национального банка Республики Беларусь;

— Министр экономики;

— Министр финансов;

— Министр иностранных дел.

В соответствии с Законом «О Совете Министров Республики Беларусь» заседания Президиума Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц, в соответствии с Регламентом Совета Министров — не реже 1 раза в неделю. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более половины общей численности членов Президиума. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общей численности его членов и оформляются в виде постановлений Совета Министров. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

Для организационно-технического обеспечения деятельности Премьер-министра и его заместителей образуется Аппарат Совета Министров Республики Беларусь.

11.5. АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В соответствии со ст.108 Конституции Республики Беларусь Правительство как коллегиальный орган издает постановления, имеющие обязательную силу на территории Республики Беларусь. По отдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения, постановления Совета Министров могут приниматься путем опроса членов Президиума Совета Министров (без рассмотрения на заседаниях). Постановления Совета Министров могут быть отменены Указом Президента Республики Беларусь.

Премьер-министр издает распоряжения:

— по вопросам, входящим в компетенцию Премьер-министра;

— при наличии поручения Правительства Республики Беларусь по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативный характер.

Решения по отдельным вопросам могут оформляться в виде протоколов заседаний (совещаний) у Премьер-министра и его заместителей, а также их указаний и поручений, являющихся обязательными для исполнения должностными лицами Аппарата Совета Министров, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь. При этом указанные поручения и указания не могут носить нормативный характер.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27213. Предложите варианты формулировки темы урока 21.5 KB
  Либо формулирование идет в виде проблемного вопроса В виде изречения В виде шарады В зависимости от типа урока.
27214. Продемонстрируйте различные способы целеполагания на уроке истории 24.5 KB
  от учителя: общая цель и задачи триединство целей 2. Образовательная цель: Сформировать целостное представление об Афинах после греко – персидских воин; продолжить формирование умений работы в группах; Развивающая цель: Продолжить формировать умение составлять рассказ выделять главное высказывать свою точку зрения; Воспитательная цель: Способствовать развитию у школьников интереса к истории приобщать их к культурному наследию прошлого. Цель урока: сформировать представление учащихся о городе Афины как центре греческой культуры показать...
27216. Покажите использование игровых технологий на уроке истории 25 KB
  Покажите использование игровых технологий на уроке истории ИГРА вид деятельности детей заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности. ПОЧЕМУ ВАЖНА ВИДЫ Виды деловых игр: В зависимости от типа человеческой деятельности: Учебный Исследовательский Аттестационный Управленческий Ежова Без ограниченный Ограниченный В реальном времени Время смято По оценке деятельности Бальная Как работал По конечному результату Жесткие игры...
27217. Продумайте приемы проверки и оценки знаний и умений учащихся 24 KB
  Но в настоящее время появилась новая система отслеживания всего комплекса образованности учащегося. Это система педагогического мониторинга.
27218. Покажите приемы реализации внутри и межпредметных связей 25.5 KB
  покажите приемы реализации внутри и межпредметных связей ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ – зависимость между конкретными частями отдельной науки МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ это объективно существующие связи между информацией из разных областей науки и практики входящей в содержание обучения. Отражение в сознании учащихся этих связей делает знание более прочным структурируемым гибким. В методической литературе перечислены основные приемы реализации межпредметных связей : напоминание учителем ранее изученных фактов понятий и идей постановка вопросов и...