7582

Судебная власть в республике Беларусь

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Судебная власть в республике Беларусь Понятие и природа судебной власти Конституционные принципы правосудия Состав и порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь. Компетенция Конституционного Суда Ре...

Русский

2013-01-26

47.5 KB

113 чел.

ТЕМА 12.

Судебная власть в республике Беларусь

12.1. Понятие и природа судебной власти

12.2. Конституционные принципы правосудия

12.3. Состав и порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь

12.4. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь

12.1. ПОНЯТИЕ И ПРИРОДА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Место судебной власти в системе органов государственной власти Республики Беларусь определяется положением о разделении властей, закрепленном в ст.6 Конституции Республики Беларусь. Судебная власть является составной частью единой государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы в пределах своих полномочий самостоятельны. Эта самостоятельность судебной власти проявляется, прежде всего, в независимости судей, которые подчиняются только закону.

Конституционно-правовой статус судебной власти определяется Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (раздел IV, глава 6 «Суд», ст.116), Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З и другими нормативными актами.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной, исполнительной властей.

Судебную власть в Республике Беларусь осуществляют Конституционный Суд, общие суды (во главе с Верховным Судом), хозяйственные суды (во главе с Высшим Хозяйственным Судом), которые в своей совокупности составляют судебную систему Республики Беларусь. К общим судам в Республике Беларусь относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. К хозяйственным судам относятся: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска. Особенности судебной власти:

— судебной властью обладают лишь суды;

— суд не создает общих правил поведения (в отличие от законодательной власти);

— государственная власть суда имеет конкретный характер: она реализуется посредством рассмотрения судом различных дел.

Таким образом, судебная власть призвана урегулировать конфликты, возникающие в обществе, связанные с нарушением норм права.

12.2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ

К числу конституционных принципов правосудия можно отнести следующие:

1. Осуществление правосудия только судом (ч.1 ст.109 Конституции Республики Беларусь) – суды осуществляют правосудие в точном соответствии с законодательством Республики Беларусь путем рассмотрения дел, а также решают другие вопросы, отнесенные законом к компетенции суда. Образование чрезвычайных судов запрещается (ч.3 ст.109 Конституции Республики Беларусь).

2. Независимость судей и подчинение их только закону (ст.11О Конституции Республики Беларусь) – какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Независимость судей обеспечивается установленным законом порядком их назначения и освобождения, неприкосновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей, установленными гарантиями, соответствующими их высокому статусу.

3. Принцип подчинения судей только закону неразрывно связан с предусмотренным в ч.2 ст.112 Конституции положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного акта Конституции, принимает решение в соответствии с Конституцией.

4. Разбирательство дел во всех судах является открытым. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства. По таким делам публично провозглашается только резолютивная часть решения или приговора суда.

5. Принцип коллегиального рассмотрения дел в судах, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями (ст.113 Конституции Республики Беларусь).

6. Принцип осуществления правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе (ч.1 ст.115 Конституции Республики Беларусь).

12.3. СОСТАВ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Конституционно-правовой статус Конституционного Суда Республики Беларусь определяется Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (раздел IV, глава 6 «Суд»), Законом от 30 марта 1994 г. №2914-ХІІ «О Конституционном Суде Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями, Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь от 18 сентября 1997 г. с изменениями и дополнениями. Следует отметить, что до 1996 г. нормы о Конституционном Суде располагались в разделе «Государственный контроль и надзор» Конституции, после внесений изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь в 1996 г. нормы о Конституционном Суде вошли в главу Конституции «Суд», и, таким образом, Конституционный Суд вошел в судебную систему Республики Беларусь.

Конституционный Суд занимает особое положение в системе органов государственной власти, в том числе органов судебной власти. Он принадлежит к числу органов, призванных осуществлять конституционное правосудие и обеспечивать законность. Конституционный Суд Республики Беларусь это судебный специализированный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Задачи Конституционного Суда Республики Беларусь:

— контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь;

— обеспечение верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики;

— утверждение законности в правотворчестве и правоприменении.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.

Конституционный Суд Республики Беларусь состоит из 12 судей: Председателя, заместителя Председателя Конституционного Суда и 10 судей. До 1996 г. в состав Конституционного Суда входило 11 судей. Порядок формирования Конституционного Суда: 6 судей назначаются Президентом Республики Беларусь, 6 судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики из числа судей Конституционного Суда сроком на 5 лет. Заместитель Председателя избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного Суда сроком на 5 лет.

Требования к кандидату на должность судьи Конституционного Суда: судьей Конституционного Суда может быть назначен, избран гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права и имеющий, как правило, ученую степень, обладающий высокими моральными качествами. Предельный возраст членов Конституционного Суда 70 лет (до 1996 г. 60 лет). Судьи назначаются, избираются на 11 лет и могут быть назначены или избраны на новый срок.

Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено, избрано не менее 8 членов Конституционного Суда.

Член Конституционного Суда вправе принимать участие в его работе после принесения присяги. К присяге членов Конституционного Суда приводит Президент Республики Беларусь в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

12.4. КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о:

— соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

— соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

— соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

— соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь (ст.5 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»).

Конституционный Суд готовит ежегодные послания Президенту и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности.

Конституционный Суд рассматривает вопросы на основании соответствующих предложений инициаторов. Предложения о проверке конституционности акта вправе внести в Конституционный Суд Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.

В случае, предусмотренном ст.112 Конституции, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Верховный Суд или Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь обязаны в месячный срок внести в Конституционный Суд предложение о признании такого нормативного акта неконституционным. Конституционный Суд, проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь:

— по содержанию норм;

— по форме нормативного акта;

— с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами;

— по порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие.

Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента, определяемого Конституционным Судом.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25164. Співвідношення науки і філософії в Античній культурі 22.5 KB
  А через досвід у людей виникає наука та мистецтво під мистецтвом в цьому контексті розуміється філософія. Та найвищою мудрістю яку Арістотель визначає як науку про граничні причини та начала є філософія. 1а філософія – знання про істину; це наука що досліджує суще як таке а також те що йому властиве само по собі. 1а філософія бажана заради самої себе і заради пізнання а не ізза корисності.
25165. Проблема істини у філософії. Гносеологічне і онтологічне розуміння істини. (за Коретом) 24 KB
  Проблема істини у філософії. Гносеологічне і онтологічне розуміння істини. за Коретом Австрійський філософ Корет виокремлює 3 види істини: логічну онтічну та онтологічну. З цього приводу Корет виділяє 3 концепції істини: кореспондентна відповідність пізнання і судження з предметом іншими словами це те що дійсно є консенсусна дещо вважається істинним якщо компетентні в цій області судді погодяться з цим та когерентна нове знання не має суперечити вже існуючому має узгоджуватися з ним.
25166. Проблема істини у філософії. Гносеологічне і онтологічне розуміння істини 32.5 KB
  Проблема істини у філософії. Гносеологічне і онтологічне розуміння істини. Класичне визначення істини яке потім стало традиційним у філософії дав Арістотелькореспондентська теорія істини визначивши істину як відповідність наших знань дійсності. Це визначення істини визнавали такі мислителі як Аквінський Гольбах Гегель Фейєрбах а також Маркс.
25167. Філософські засади гуманітарного знання 28 KB
  Філософські засади гуманітарного знання Тривалий час для філософії головним напрямком орієнтації були ідеали природничого знання точність об’єктивність повторюваність результату. Проте досить давно було підміченим що значна частина гуманітарного знання яке отримує своє коріння в культурі і з яким дуже тісно виявляється пов’язаним філософське знання не знаходить адекватного відображення в теорії і методології природничого знання. Головні проблеми гуманітарного знання властиві також і філософії – пізнавальне і ціннісне відношення людини...
25168. Арістотель. «Метафізика»: вчення про сутність 22.5 KB
  Справді ми маємо на увазі одне й те ж коли говоримо людина і одна людина людина що існує і людина.
25169. Ідея поступу в філософії історії Просвітництва 24 KB
  Ідея поступу загальносвітоглядна ідея що відображає віру в прогрес і є символом європейської цивілізації. Активного розвитку в епоху Просвітництва набуває ідея розвитку. Ідея поступу розглядає історію як певний процес що прямує до досконалості. Також ідея поступу включає в себе ідею породження тобто кожна наступна стадія розглядається як результат попередньої.
25170. Поняття феномену у феноменологічній філософії 31 KB
  Поняття феномену у феноменологічній філософії Феномен від грецьк. У феноменології Гуссерля Ф. дається в принципово іншій – феноменологічній – установці. Після процедури феноменологічної редукції очищення змісту свідомості від натуралізму та психологізму цей зміст постає як інтенційна даність ноезоноематичних актів що конституюють змістовний результат пізнання.
25171. М.Фуко. “Слова і речі” 28 KB
  Підзаголовок €œАрхеологія гуманітарного знання€. Археологія як протиставлення кумулятивістським концепціям для яких найважливішим є прогрес знання через накопичення спостережених фактів. В книзі €œАрхеологія знання€ доробив та €œпомякшив€ розриви між епістемами за рахунок поняття €œдискурсивна практика€.
25172. Роль соціальних інститутів в житті суспільства 25.5 KB
  Соціальні інститути бувають: Економічні – поділ праці право приватної власності заробітна плата; Політичні – держава армія суд партії Інститути шлюбу та сімї Виховні Соціальні інститути в системі культури.Дюркгейма вивів ряд базових соціальних характеристик якими повинні володіти соціальні інститути. Інститути сприймаються індивідами як зовнішня реальність. Інститути сприймаються індивідом як об'єктивна реальність.