7582

Судебная власть в республике Беларусь

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Судебная власть в республике Беларусь Понятие и природа судебной власти Конституционные принципы правосудия Состав и порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь. Компетенция Конституционного Суда Ре...

Русский

2013-01-26

47.5 KB

114 чел.

ТЕМА 12.

Судебная власть в республике Беларусь

12.1. Понятие и природа судебной власти

12.2. Конституционные принципы правосудия

12.3. Состав и порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь

12.4. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь

12.1. ПОНЯТИЕ И ПРИРОДА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Место судебной власти в системе органов государственной власти Республики Беларусь определяется положением о разделении властей, закрепленном в ст.6 Конституции Республики Беларусь. Судебная власть является составной частью единой государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы в пределах своих полномочий самостоятельны. Эта самостоятельность судебной власти проявляется, прежде всего, в независимости судей, которые подчиняются только закону.

Конституционно-правовой статус судебной власти определяется Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (раздел IV, глава 6 «Суд», ст.116), Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З и другими нормативными актами.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной, исполнительной властей.

Судебную власть в Республике Беларусь осуществляют Конституционный Суд, общие суды (во главе с Верховным Судом), хозяйственные суды (во главе с Высшим Хозяйственным Судом), которые в своей совокупности составляют судебную систему Республики Беларусь. К общим судам в Республике Беларусь относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. К хозяйственным судам относятся: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска. Особенности судебной власти:

— судебной властью обладают лишь суды;

— суд не создает общих правил поведения (в отличие от законодательной власти);

— государственная власть суда имеет конкретный характер: она реализуется посредством рассмотрения судом различных дел.

Таким образом, судебная власть призвана урегулировать конфликты, возникающие в обществе, связанные с нарушением норм права.

12.2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ

К числу конституционных принципов правосудия можно отнести следующие:

1. Осуществление правосудия только судом (ч.1 ст.109 Конституции Республики Беларусь) – суды осуществляют правосудие в точном соответствии с законодательством Республики Беларусь путем рассмотрения дел, а также решают другие вопросы, отнесенные законом к компетенции суда. Образование чрезвычайных судов запрещается (ч.3 ст.109 Конституции Республики Беларусь).

2. Независимость судей и подчинение их только закону (ст.11О Конституции Республики Беларусь) – какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Независимость судей обеспечивается установленным законом порядком их назначения и освобождения, неприкосновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей, установленными гарантиями, соответствующими их высокому статусу.

3. Принцип подчинения судей только закону неразрывно связан с предусмотренным в ч.2 ст.112 Конституции положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного акта Конституции, принимает решение в соответствии с Конституцией.

4. Разбирательство дел во всех судах является открытым. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства. По таким делам публично провозглашается только резолютивная часть решения или приговора суда.

5. Принцип коллегиального рассмотрения дел в судах, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями (ст.113 Конституции Республики Беларусь).

6. Принцип осуществления правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе (ч.1 ст.115 Конституции Республики Беларусь).

12.3. СОСТАВ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Конституционно-правовой статус Конституционного Суда Республики Беларусь определяется Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (раздел IV, глава 6 «Суд»), Законом от 30 марта 1994 г. №2914-ХІІ «О Конституционном Суде Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями, Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь от 18 сентября 1997 г. с изменениями и дополнениями. Следует отметить, что до 1996 г. нормы о Конституционном Суде располагались в разделе «Государственный контроль и надзор» Конституции, после внесений изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь в 1996 г. нормы о Конституционном Суде вошли в главу Конституции «Суд», и, таким образом, Конституционный Суд вошел в судебную систему Республики Беларусь.

Конституционный Суд занимает особое положение в системе органов государственной власти, в том числе органов судебной власти. Он принадлежит к числу органов, призванных осуществлять конституционное правосудие и обеспечивать законность. Конституционный Суд Республики Беларусь это судебный специализированный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Задачи Конституционного Суда Республики Беларусь:

— контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь;

— обеспечение верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики;

— утверждение законности в правотворчестве и правоприменении.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.

Конституционный Суд Республики Беларусь состоит из 12 судей: Председателя, заместителя Председателя Конституционного Суда и 10 судей. До 1996 г. в состав Конституционного Суда входило 11 судей. Порядок формирования Конституционного Суда: 6 судей назначаются Президентом Республики Беларусь, 6 судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики из числа судей Конституционного Суда сроком на 5 лет. Заместитель Председателя избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного Суда сроком на 5 лет.

Требования к кандидату на должность судьи Конституционного Суда: судьей Конституционного Суда может быть назначен, избран гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права и имеющий, как правило, ученую степень, обладающий высокими моральными качествами. Предельный возраст членов Конституционного Суда 70 лет (до 1996 г. 60 лет). Судьи назначаются, избираются на 11 лет и могут быть назначены или избраны на новый срок.

Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено, избрано не менее 8 членов Конституционного Суда.

Член Конституционного Суда вправе принимать участие в его работе после принесения присяги. К присяге членов Конституционного Суда приводит Президент Республики Беларусь в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

12.4. КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о:

— соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

— соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

— соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

— соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь (ст.5 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»).

Конституционный Суд готовит ежегодные послания Президенту и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности.

Конституционный Суд рассматривает вопросы на основании соответствующих предложений инициаторов. Предложения о проверке конституционности акта вправе внести в Конституционный Суд Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.

В случае, предусмотренном ст.112 Конституции, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Верховный Суд или Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь обязаны в месячный срок внести в Конституционный Суд предложение о признании такого нормативного акта неконституционным. Конституционный Суд, проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь:

— по содержанию норм;

— по форме нормативного акта;

— с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами;

— по порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие.

Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента, определяемого Конституционным Судом.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45133. British Political System 16.82 KB
  Queen Elizbeth II is the fourth sovereign of the House of Windsor. It consists of two chmbers known s the House of Commons nd House of Lords nd the Queen s its hed but only House of Commons hve rel power. The House of Commons consist of 650 elected members nd its persisted over by the Speker. Only four members House of Commons hve reserved sets: Speker Prime Minister leder of the prty tht hs mjority in the House of Commons nd Leder of the Opposition nd member who hs st in the House of Commons for the longest unbroken period who clled...
45134. British Parliament 13.87 KB
  It consists of two chmbers known s the House of Commons nd House of Lords nd the Queen s its hed but only House of Commons hve rel power. The House of Commons consist of 650 elected members nd its persisted over by the Speker. Only four members House of Commons hve reserved sets: Speker Prime Minister leder of the prty tht hs mjority in the House of Commons nd Leder of the Opposition nd member who hs st in the House of Commons for the longest unbroken period who clled Fther of the House of Commons. The House of Lords consist of 750...
45135. Geography and Economy of Great Britain 16.75 KB
  They lie to the west of the continent of Europe. The lrger of the two big islnds is known s Gret Britin. The smller Islnd is Irelnd with Northern Irelnd nd Irish Republic.
45136. Просвещенный абсолютизм Екатерины II 20.12 KB
  Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма. Основы просвещённого абсолютизма: человек есть самое ценное на земле и его свобода важнее интересов государства; все люди равны в своих человеческих правах невзирая на сословные различия; общество нуждается в совершенствовании и важнейшую роль должны сыграть в этом наука просвещение законотворчество. Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма . Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения...
45137. Государственное правление при Павле I 37 KB
  Екатерина придя к власти не приблизила Павла к себе поскольку не испытывала к сыну особой любви и видела в нем претендента на власть. Недоброжелательное отношение со стороны матери и ее приближенных повлияло на характер Павла. Вспыльчивость часто приводили Павла к непредсказуемым поступкам жестокость и деспотизм сочетались в нем с обостренным чувством справедливости. Очень важным для него было понятие чести в духе средневекового рыцарства во многом именно с этим в годы правления Павла были связаны курьезные указы касающиеся этикета.
45138. Александр I 116.5 KB
  В целом деятельность Комитета разделялась на три направления: важные межведомственные вопросы государственного управления; одиозные вопросы которые формально находились в пределах ведения одного министерства но за которых министры не хотели брать на себя персональную ответственность и стремились переложить её на коллегию; мелочные вопросы список которых сформировался достаточно случайным образом прежде всего в результате уклонения отдельных министерств от принятия на себя решения данных задач; данная группа вопросов всегда была...
45139. Институты и механизмы власти в период правления Николая первого 20.51 KB
  Второе отделение было образовано с целью приведения в порядок российского законодательства систематизации законов Российской империи. со времени Уложения а затем из этого огромного собрания законодательного материала составил систематический свод действующих в стране законов. Такой способ работы был указан самим императором не желавшим сочинения новых законов. Отпечатали два издания: Полное Собрание Законов Российской Империи и Свод Законов Российской Империи.
45140. Реформы государственного управления при Александре II 6.43 KB
  Реформа муниципального управления при Александре II Земская реформа После крестьянского Положения в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает без всякого сомнения Положение о губернских и уездных земских учреждениях которое было издано 1 января 1864 года. Городская реформа 16 июня 1870 года было издано Городовое положение по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление городские думы избираемые на четыре года. Военная и судебная реформы при Александре II Судебная реформа В числе реформ одно из...
45141. Политическая модель Александра 3. Внутренняя и внешняя политика Александра III Миротворца. Период лавирования 14.18 KB
  Политическая модель Александра 3 Внутренняя и внешняя политика Александра III Миротворца Период лавирования Есть мнение что в 18791881 годах в России сложилась революционная ситуация. народовольцами Александра II коренным образом повлияло на дальнейшую внутреннюю политику самодержавия. Приход к власти Александра обозначил новый поворот от либерального реформизма к реакции. Александр III считавший реформы Александра II слишком либеральными начал эпоху контрреформ.