7582

Судебная власть в республике Беларусь

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Судебная власть в республике Беларусь Понятие и природа судебной власти Конституционные принципы правосудия Состав и порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь. Компетенция Конституционного Суда Ре...

Русский

2013-01-26

47.5 KB

111 чел.

ТЕМА 12.

Судебная власть в республике Беларусь

12.1. Понятие и природа судебной власти

12.2. Конституционные принципы правосудия

12.3. Состав и порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь

12.4. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь

12.1. ПОНЯТИЕ И ПРИРОДА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Место судебной власти в системе органов государственной власти Республики Беларусь определяется положением о разделении властей, закрепленном в ст.6 Конституции Республики Беларусь. Судебная власть является составной частью единой государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы в пределах своих полномочий самостоятельны. Эта самостоятельность судебной власти проявляется, прежде всего, в независимости судей, которые подчиняются только закону.

Конституционно-правовой статус судебной власти определяется Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (раздел IV, глава 6 «Суд», ст.116), Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З и другими нормативными актами.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной, исполнительной властей.

Судебную власть в Республике Беларусь осуществляют Конституционный Суд, общие суды (во главе с Верховным Судом), хозяйственные суды (во главе с Высшим Хозяйственным Судом), которые в своей совокупности составляют судебную систему Республики Беларусь. К общим судам в Республике Беларусь относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. К хозяйственным судам относятся: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска. Особенности судебной власти:

— судебной властью обладают лишь суды;

— суд не создает общих правил поведения (в отличие от законодательной власти);

— государственная власть суда имеет конкретный характер: она реализуется посредством рассмотрения судом различных дел.

Таким образом, судебная власть призвана урегулировать конфликты, возникающие в обществе, связанные с нарушением норм права.

12.2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ

К числу конституционных принципов правосудия можно отнести следующие:

1. Осуществление правосудия только судом (ч.1 ст.109 Конституции Республики Беларусь) – суды осуществляют правосудие в точном соответствии с законодательством Республики Беларусь путем рассмотрения дел, а также решают другие вопросы, отнесенные законом к компетенции суда. Образование чрезвычайных судов запрещается (ч.3 ст.109 Конституции Республики Беларусь).

2. Независимость судей и подчинение их только закону (ст.11О Конституции Республики Беларусь) – какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Независимость судей обеспечивается установленным законом порядком их назначения и освобождения, неприкосновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей, установленными гарантиями, соответствующими их высокому статусу.

3. Принцип подчинения судей только закону неразрывно связан с предусмотренным в ч.2 ст.112 Конституции положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного акта Конституции, принимает решение в соответствии с Конституцией.

4. Разбирательство дел во всех судах является открытым. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства. По таким делам публично провозглашается только резолютивная часть решения или приговора суда.

5. Принцип коллегиального рассмотрения дел в судах, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями (ст.113 Конституции Республики Беларусь).

6. Принцип осуществления правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе (ч.1 ст.115 Конституции Республики Беларусь).

12.3. СОСТАВ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Конституционно-правовой статус Конституционного Суда Республики Беларусь определяется Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (раздел IV, глава 6 «Суд»), Законом от 30 марта 1994 г. №2914-ХІІ «О Конституционном Суде Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями, Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь от 18 сентября 1997 г. с изменениями и дополнениями. Следует отметить, что до 1996 г. нормы о Конституционном Суде располагались в разделе «Государственный контроль и надзор» Конституции, после внесений изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь в 1996 г. нормы о Конституционном Суде вошли в главу Конституции «Суд», и, таким образом, Конституционный Суд вошел в судебную систему Республики Беларусь.

Конституционный Суд занимает особое положение в системе органов государственной власти, в том числе органов судебной власти. Он принадлежит к числу органов, призванных осуществлять конституционное правосудие и обеспечивать законность. Конституционный Суд Республики Беларусь это судебный специализированный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Задачи Конституционного Суда Республики Беларусь:

— контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь;

— обеспечение верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики;

— утверждение законности в правотворчестве и правоприменении.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.

Конституционный Суд Республики Беларусь состоит из 12 судей: Председателя, заместителя Председателя Конституционного Суда и 10 судей. До 1996 г. в состав Конституционного Суда входило 11 судей. Порядок формирования Конституционного Суда: 6 судей назначаются Президентом Республики Беларусь, 6 судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики из числа судей Конституционного Суда сроком на 5 лет. Заместитель Председателя избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного Суда сроком на 5 лет.

Требования к кандидату на должность судьи Конституционного Суда: судьей Конституционного Суда может быть назначен, избран гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права и имеющий, как правило, ученую степень, обладающий высокими моральными качествами. Предельный возраст членов Конституционного Суда 70 лет (до 1996 г. 60 лет). Судьи назначаются, избираются на 11 лет и могут быть назначены или избраны на новый срок.

Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено, избрано не менее 8 членов Конституционного Суда.

Член Конституционного Суда вправе принимать участие в его работе после принесения присяги. К присяге членов Конституционного Суда приводит Президент Республики Беларусь в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

12.4. КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о:

— соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

— соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

— соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

— соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь (ст.5 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»).

Конституционный Суд готовит ежегодные послания Президенту и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности.

Конституционный Суд рассматривает вопросы на основании соответствующих предложений инициаторов. Предложения о проверке конституционности акта вправе внести в Конституционный Суд Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.

В случае, предусмотренном ст.112 Конституции, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Верховный Суд или Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь обязаны в месячный срок внести в Конституционный Суд предложение о признании такого нормативного акта неконституционным. Конституционный Суд, проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь:

— по содержанию норм;

— по форме нормативного акта;

— с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами;

— по порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие.

Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента, определяемого Конституционным Судом.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23759. Наименьшее общее кратное 73 KB
  Основная цель: тренировать способность к нахождению НОК на основе разложения чисел на простые множители способность к рефлексии собственной деятельности; повторить и закрепить распределительное свойство умножения правило деления произведения на число действия с многозначными числами формулы объема и площади поверхности куба. – Чему мы научились на предыдущих уроках Мы учились находить НОД и НОК чисел разными способами. – Сегодня вы будете проверять на сколько хорошо вы усвоили метод нахождения НОД и НОК используя разложения чисел на...
23760. Признак делимости на 3 и на 9 48 KB
  Основные цели:– тренировать способность к доказательству общих утверждений на примере признаков делимости на 3 и на 9; повторить и закрепить изученные свойства и признаки делимости решение текстовых задач решение примеров на порядок действий построение формул зависимости между величинами. – Какие признаки делимости мы изучили Признаки делимости на 2 на 5 на 10 на 4 на 8 на 25. – А зачем нам нужны признаки делимости Что бы быстрее определять делится ли число на данное или нет.
23761. Признак делимости на 3 и на 9 57.5 KB
  – А зачем нам нужны признаки делимости Что бы быстрее определять делится ли число на данное или нет. Затруднения могут быть при выполнении задания тех случаях где множитель не делится ни на 3 ни на 9 или делится только на 3. 54 делится на 3 и третье т. 15 делится на 3.
23762. Признак делимости на 9 43 KB
  – А зачем нам нужны признаки делимости – Что бы быстрее определять делится ли число на данное или нет. Будет ли число представленное выражением d 235 делиться на5 – Всё зависит от того какое значение принимает d потому что если каждое слагаемое делится на 5 то и вся сумма разделится на 5 ели одно слагаемое делится на 5 а другое не делится на 5 то вся сумма не разделится на 5. 2 Будет ли число представленное выражением 271k делится на 2 –Всё зависит какое значение принимает k т. по свойству делимости произведения...
23763. Признаки делимости на 10, на 2, на 5 87.5 KB
  1 Выберите из множества A = числа кратные: а 2 б 5 в 10 г и 2 и 5 и 10. Кратные 2: 110; 300; 404; 706 т. П1 Кратные 5: 110; 215; 300 т. На доске: П2 Кратные 10: 110; 300 т.
23764. Признаки делимости на 10, на 5, на 2 42 KB
  – Выясните делится ли: 1 на 10; – Делится на 10 т. 10 делится на 10 а произведение делится на число если один из множителей делится на число. 2 100a 10b на 5; – Делится на 5 т. 100 делится на 5 а значит 100a делится на 5 10 делится на 5 а значит 10b делится на 5 следовательно вся сумма делится на 5 по свойству делимости суммы на число.
23765. Отрицание общих высказываний 39 KB
  – Что вы ещё знаете о высказываниях Высказывания бывают разного вида. – Какие бывают высказывания Высказывания бывают общие высказывания о существовании и высказывания не относящиеся ни к одному ни к другому виду. Индивидуальное задание: – Постройте отрицание следующего высказывания: Сумма простого числа и составного является составным числом. то его можно отнести к высказываниям о существовании.
23766. Отрицание общих высказываний 38.5 KB
  Основные цели: –тренировать способность к построению отрицания общих высказываний; повторить и закрепить приёмы устных и письменных вычислений с десятичными дробями приближения чисел с точностью до данного разряда с недостатком и избытком признаки делимости. – Здравствуйте ребята Какую тему мы начали изучать Отрицание общих высказываний. – Сегодня мы продолжим работать с отрицанием высказываний.