7582

Судебная власть в республике Беларусь

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Судебная власть в республике Беларусь Понятие и природа судебной власти Конституционные принципы правосудия Состав и порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь. Компетенция Конституционного Суда Ре...

Русский

2013-01-26

47.5 KB

113 чел.

ТЕМА 12.

Судебная власть в республике Беларусь

12.1. Понятие и природа судебной власти

12.2. Конституционные принципы правосудия

12.3. Состав и порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь

12.4. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь

12.1. ПОНЯТИЕ И ПРИРОДА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Место судебной власти в системе органов государственной власти Республики Беларусь определяется положением о разделении властей, закрепленном в ст.6 Конституции Республики Беларусь. Судебная власть является составной частью единой государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы в пределах своих полномочий самостоятельны. Эта самостоятельность судебной власти проявляется, прежде всего, в независимости судей, которые подчиняются только закону.

Конституционно-правовой статус судебной власти определяется Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (раздел IV, глава 6 «Суд», ст.116), Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З и другими нормативными актами.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной, исполнительной властей.

Судебную власть в Республике Беларусь осуществляют Конституционный Суд, общие суды (во главе с Верховным Судом), хозяйственные суды (во главе с Высшим Хозяйственным Судом), которые в своей совокупности составляют судебную систему Республики Беларусь. К общим судам в Республике Беларусь относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. К хозяйственным судам относятся: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска. Особенности судебной власти:

— судебной властью обладают лишь суды;

— суд не создает общих правил поведения (в отличие от законодательной власти);

— государственная власть суда имеет конкретный характер: она реализуется посредством рассмотрения судом различных дел.

Таким образом, судебная власть призвана урегулировать конфликты, возникающие в обществе, связанные с нарушением норм права.

12.2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ

К числу конституционных принципов правосудия можно отнести следующие:

1. Осуществление правосудия только судом (ч.1 ст.109 Конституции Республики Беларусь) – суды осуществляют правосудие в точном соответствии с законодательством Республики Беларусь путем рассмотрения дел, а также решают другие вопросы, отнесенные законом к компетенции суда. Образование чрезвычайных судов запрещается (ч.3 ст.109 Конституции Республики Беларусь).

2. Независимость судей и подчинение их только закону (ст.11О Конституции Республики Беларусь) – какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Независимость судей обеспечивается установленным законом порядком их назначения и освобождения, неприкосновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей, установленными гарантиями, соответствующими их высокому статусу.

3. Принцип подчинения судей только закону неразрывно связан с предусмотренным в ч.2 ст.112 Конституции положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного акта Конституции, принимает решение в соответствии с Конституцией.

4. Разбирательство дел во всех судах является открытым. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства. По таким делам публично провозглашается только резолютивная часть решения или приговора суда.

5. Принцип коллегиального рассмотрения дел в судах, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями (ст.113 Конституции Республики Беларусь).

6. Принцип осуществления правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе (ч.1 ст.115 Конституции Республики Беларусь).

12.3. СОСТАВ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Конституционно-правовой статус Конституционного Суда Республики Беларусь определяется Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (раздел IV, глава 6 «Суд»), Законом от 30 марта 1994 г. №2914-ХІІ «О Конституционном Суде Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями, Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь от 18 сентября 1997 г. с изменениями и дополнениями. Следует отметить, что до 1996 г. нормы о Конституционном Суде располагались в разделе «Государственный контроль и надзор» Конституции, после внесений изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь в 1996 г. нормы о Конституционном Суде вошли в главу Конституции «Суд», и, таким образом, Конституционный Суд вошел в судебную систему Республики Беларусь.

Конституционный Суд занимает особое положение в системе органов государственной власти, в том числе органов судебной власти. Он принадлежит к числу органов, призванных осуществлять конституционное правосудие и обеспечивать законность. Конституционный Суд Республики Беларусь это судебный специализированный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Задачи Конституционного Суда Республики Беларусь:

— контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь;

— обеспечение верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики;

— утверждение законности в правотворчестве и правоприменении.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.

Конституционный Суд Республики Беларусь состоит из 12 судей: Председателя, заместителя Председателя Конституционного Суда и 10 судей. До 1996 г. в состав Конституционного Суда входило 11 судей. Порядок формирования Конституционного Суда: 6 судей назначаются Президентом Республики Беларусь, 6 судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики из числа судей Конституционного Суда сроком на 5 лет. Заместитель Председателя избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного Суда сроком на 5 лет.

Требования к кандидату на должность судьи Конституционного Суда: судьей Конституционного Суда может быть назначен, избран гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права и имеющий, как правило, ученую степень, обладающий высокими моральными качествами. Предельный возраст членов Конституционного Суда 70 лет (до 1996 г. 60 лет). Судьи назначаются, избираются на 11 лет и могут быть назначены или избраны на новый срок.

Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено, избрано не менее 8 членов Конституционного Суда.

Член Конституционного Суда вправе принимать участие в его работе после принесения присяги. К присяге членов Конституционного Суда приводит Президент Республики Беларусь в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

12.4. КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о:

— соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

— соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

— соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

— соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь (ст.5 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»).

Конституционный Суд готовит ежегодные послания Президенту и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности.

Конституционный Суд рассматривает вопросы на основании соответствующих предложений инициаторов. Предложения о проверке конституционности акта вправе внести в Конституционный Суд Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.

В случае, предусмотренном ст.112 Конституции, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Верховный Суд или Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь обязаны в месячный срок внести в Конституционный Суд предложение о признании такого нормативного акта неконституционным. Конституционный Суд, проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь:

— по содержанию норм;

— по форме нормативного акта;

— с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами;

— по порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие.

Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента, определяемого Конституционным Судом.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37244. Как возник Интернет 89 KB
  Поэтому многие ошибочно думают будто Всемирная паутина это и есть Internet. С ее появлением и началось триумфальное шествие Internet как средства информации и коммуникации для каждого. С этого времени в Internet начали активно выходить также обычные рядовые пользователи.
37245. Операционная система, ее назначение и функции 423.5 KB
  Вопрос 17 Организация файловой системы Все современные дисковые операционные системы обеспечивают создание файловой системы предназначенной для хранения данных на дисках и обеспечения доступа к ним. Принцип организации файловой системы табличный. Формат служебных данных определяется конкретной файловой системой. Но для дисков большого объема такой подход неэффективен а для некоторых файловых систем и просто невозможен.
37246. Операционные системы. Их назначение и функции 69.5 KB
  Windows Серверные использующиеся в серверах сетей как центральное звено а также в качестве элементов систем управления; основная черта надежность; представители UNIX Windows NT Специализированные ОС ориентированные на решение узких классов задач с жестким набором требований высокопроизводительные вычисления управление в реальном времени;такие системы неразрывно связаны с аппаратной платформой; представители специализированные версии UNIX системы собственной разработки; Мобильные ОС вариант развития настольных ОС на...
37247. Внутренняя память 81.5 KB
  К ним относятся оперативная память постоянная память и энергонезависимая память. Оперативная память RM Rndom ccess Memory Память RM это массив кристаллических ячеек способных сохранять данные. Она используется для оперативного обмена информацией командами и данными между процессором внешней памятью и периферийными системами.
37248. Программное обеспечение. Уровни ПО 74.5 KB
  Оно отвечает за взаимодействие с базовыми аппаратными средствами. Как правило базовые программные средства непосредственно входят в состав базового оборудования и хранятся в специальных микросхемах называемых постоянными запоминающими устройствами ПЗУ Red Only Memory ROM. Эти программные средства называют средствами обеспечения пользовательского интерфейса. Средства сжатия данных архиваторы.
37249. Организация файловой системы 399 KB
  Файловая система определяет где и каким образом на носителе будут записаны файлы и представляет операционной системе доступ к этим файлам. Любая файловая система предназначена для хранения информации о физическом размещении частей файла. От файловой системы требуется четкое выполнение следующих действий: Определение физического расположения частей файла; Определение наличия свободного места и выделение его для вновь создаваемых файлов.
37250. Работа с формулами 410.46 KB
  В Excel в качестве операнда могут выступать константы ссылки на ячейки имена или функции значения которых будут использованы. Пересчет можно провести непосредственно из окна Параметры: кнопка Вычислить F9 вычисление значений для всех открытых листов включая таблицы данных а также обновление всех открытых диаграмм; кнопка Пересчет листа выполнение расчетов по текущему листу а также по связанным с ним диаграммами и таблицами данных Ошибка Если пользователь допустил ошибку в ячейке с формулой появится одно из следующих...
37251. Материнская плата 224 KB
  На заре развития персональной вычислительной техники в общей области оперативной памяти существовала небольшая выделенная экранная область памяти в которую процессор заносил данные об изображении. Специальный контроллер экрана считывал данные о яркости отдельных точек экрана из ячеек памяти этой области и в соответствии с ними управлял разверткой горизонтального луча электронной пушки монитора. С переходом от чернобелых мониторов к цветным и с увеличением разрешения экрана количества точек по вертикали и горизонтали области видеопамяти...
37252. Архивирование 52 KB
  Программы архивации файлов (архиваторы) служат для сжатия файлов, что позволяет хранить их на меньших дисковых объемах.