7583

Местное управление и самоуправление в республике Беларусь

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Местное управление и самоуправление в республике Беларусь. Понятие и принципы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь. Органы местного управления: система, функции. Полномочия органов местного управления...

Русский

2013-01-26

151.5 KB

103 чел.

ТЕМА 13.

Местное управление и самоуправление в республике Беларусь

13.1. Понятие и принципы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь

13.2. Органы местного управления: система, функции

13.3. Полномочия органов местного управления

13.4. Местные Советы депутатов: система, формы деятельности

13.5. Полномочия местных Советов депутатов

13.6 Органы территориального общественного самоуправления и иные формы местного самоуправления

13.1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Правовое регулирование местного управления и самоуправления в Республике Беларусь осуществляется Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (раздел V «Местное управление и самоуправление)», Законом от 20 февраля 1991 г. №617-ХІІ «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в редакции Закона от 10 января 2000 г. №362-З с изменениями и дополнениями.

Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Такое определение местного управления дано в Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (ст.1 Закона).

Местное самоуправление в Республике Беларусь – это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств (ст.2 указанного Закона).

Особенностью формирования органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь является сочетание выборности и назначаемости. Местные Советы депутатов и другие органы территориального общественного самоуправления создаются непосредственно гражданами и руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов (ст.ст.118, 119 Конституции Республики Беларусь).

Главной целью местного управления и самоуправления в Республике Беларусь является решение актуальных социальных, экономических, политических и культурных проблем местного значения для повышения уровня и качества жизни населения.

К основным принципам местного управления и самоуправления в соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» относятся следующие:

— народовластия, участия граждан в местном управлении и самоуправлении;

— законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;

— взаимодействия органов местного управления и самоуправления;

— разграничения компетенции представительных и исполнительных органов;

— единства и целостности системы местного управления и самоуправления;

— самостоятельности и независимости Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;

— выборности Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетности населению;

— гласности и учета общественного мнения, постоянного информирования населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставления каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;

—  сочетания местных и общегосударственных интересов, участия органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;

— ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.

В соответствии со ст.6 Закона «О местном управлении и самоуправлении» граждане, проживающие на соответствующей территории, осуществляют местное управление и самоуправление через Советы, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. Не допускаются какие-либо ограничения прав граждан на участие в местном управлении и самоуправлении, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и законами Республики Беларусь. Не допускается ограничение полномочий органов местного управления и самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом, иными законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь.

Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные, например старосты).

Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах (ст.3 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц.

13.2. ОРГАНЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ: СИСТЕМА, ФУНКЦИИ

Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

В соответствии со ст.9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица.

Исполнительные комитеты подразделяются на три уровня:

первичный — сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

базовый — городские (городов областного подчинения), районные;

областной уровень — областные и Минский городской (обладающий особым статусом как столица Республики Беларусь).

Они входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления. К органам местного управления также относятся отделы и управления исполнительных комитетов (местных администраций), например по экономическому развитию, архитектуры, строительства и землепользования; торговли, бытового обслуживания, экономики и финансов, учету и распределению жилья, образования, культуры, идеологической работы, физкультуры, спорта и туризма, по работе с молодежью и др.

Исполнительные комитеты (местные администрации) выполняют функции, которые связаны с реализацией на практике целей и задач местного управления. Они призваны сосредоточить основное внимание на разработке и выполнении программы и планов социально-экономического развития в соответствии с государственными программами. Они выполняют различные функции, важнейшими из которых являются общепризнанные в мировой практике управления: анализ, прогнозирование, моделирование, планирование, организация, стимулирование, учет и контроль.

В состав исполнительного комитета входят:

— председатель исполнительного комитета;

— его заместители (заместитель);

— управляющий делами (секретарь);

— члены исполнительного комитета.

Первый заместитель председателя, заместители председателя, управляющий делами и члены областного (Минского городского) исполнительного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь, первый заместитель председателя, заместители (заместитель) председателя, управляющий делами (секретарь) и члены районного, городского, поселкового, сельского исполнительного комитета — председателем соответствующего исполнительного комитета по согласованию с вышестоящим исполнительным комитетом.

Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, исполнительные комитеты первичного и базового уровней Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам.

Исполнительный комитет ответственен перед соответствующим Советом по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.

Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.

Заседания исполнительного комитета созываются председателем исполнительного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета.

Исполнительный комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год докладывает о своей деятельности Совету, а также информирует граждан на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.

13.3. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Исполнительный комитет в соответствии с Законом; «О местном управлении и самоуправлении в Республике: Беларусь»:

— разрабатывает и вносит для утверждения в Совет схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан;

— разрабатывает и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального развития, местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении;

— в процессе исполнения местного бюджета исполнительные комитеты вправе вносить в соответствующий Совет свои предложения об изменениях по доходам и расходам этого бюджета;

— областные и Минский городской исполнительные комитеты представляют в республиканский орган государственного управления в области финансов консолидированные бюджеты на очередной финансовый (бюджетный) год и отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий финансовый (бюджетный) год в порядке и сроки, установленные этим органом;

— обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, выполнение решений Совета и решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции;

— организует получение доходов местного бюджета и их использование по целевому назначению, принимает решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;

— распоряжается коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;

— принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности; в порядке, определенном соответствующим Советом, утверждает режим работы таких предприятий, организаций, учреждений и объединений, а также согласовывает режим работы других предприятий, организаций, учреждений и объединений независимо от форм собственности, расположенных на подведомственной ему территории, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;

— дает согласие на размещение на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы;

— заключает договоры с юридическими и физическими лицами;

— кооперирует с согласия собственников средства предприятий, организаций, учреждений и объединений, организует их долевое участие в социальном и экономическом развитии территории;

— осуществляет в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, контроль на подведомственной ему территории за использованием коммунальной собственности;

— отменяет в пределах своей компетенции решения руководителей иных органов местного управления, принятые с нарушением законодательства Республики Беларусь или противоречащие решениям Совета и исполнительного комитета;

— образует по вопросам своей деятельности комиссии, определяет их полномочия и руководит их деятельностью;

— принимает меры по обеспечению и защите интересов территории, местного хозяйства в судебном порядке, а также в вышестоящих органах государственного управления и иных государственных органах;

— решает в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросы землеустройства и землепользования;

— обеспечивает разработку градостроительных проектов на подведомственной ему территории;

— областные и Минский городской исполнительные комитеты вносят в Совет Министров Республики Беларусь предложения для представления на утверждение Президенту Республики Беларусь генеральных планов областных центров и города Минска;

— генеральные планы городов областного подчинения Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь совместно с областными исполнительными комитетами представляет на утверждение в Совет Министров Республики Беларусь;

— принимает решения, направленные на защиту прав и удовлетворение законных интересов граждан, организует прием населения руководителями исполнительного комитета и его структурных подразделений, рассматривает; обращения граждан и принимает по ним решения;

— решает в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросы охраны здоровья, образования, социального и культурного обеспечения, торгового, транспортного, коммунального, бытового и иного обслуживания граждан на соответствующей территории;

— организует разъяснение законодательства Республики Беларусь и оказание юридической помощи населению;

— обеспечивает законность и общественную безопасность на соответствующей территории;

— оказывает нижестоящим исполнительным комитетам и местным администрациям необходимую помощь;

— содействует развитию народных традиций и обычаев на подведомственной территории;

— обеспечивает исполнение законодательства Республики Беларусь по вопросам военной службы всеми должностными лицами и гражданами, а также предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями, расположенными на подведомственной территории;

— осуществляет полномочия, предусмотренные Избирательным кодексом Республики Беларусь, и иными актами законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата, а также по организации обсуждения других важнейших вопросов местного и республиканского значения;

— вносит в установленном порядке предложения о представлении к государственным наградам и поощрениям;

— может выступать учредителем местных средств массовой информации;

— осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и иным законодательством Республики Беларусь.

Исполнительный комитет также решет вопросы, отнесенные к компетенции соответствующего Совета, в пределах полномочий, предоставленных ему Советом или им делегированных.

Исполнительный комитет не вправе вмешиваться в компетенцию соответствующего Совета, а Совет — в компетенцию исполнительного комитета, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и указанным Законом.

Председатели исполнительных комитетов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими Советами. Срок полномочий председателя сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) исполнительного комитета равен сроку полномочий соответствующего Совета, т.е. четырем годам.

В своей деятельности председатель областного (Минского городского) исполнительного комитета подотчетен и подконтролен Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, председатель исполнительного комитета первичного и базового уровней – Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам, а по вопросам, отнесенным к компетенции Совета, подотчетен соответствующему Совету.

Полномочия председателя исполнительного комитета:

— возглавляет исполнительный комитет, обеспечивает взаимодействие исполнительного комитета и соответствующего Совета;

— назначает в установленном Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» порядке первого заместителя, заместителей (заместителя председателя, управляющего делами (секретаря), иных членов исполнительного комитета;

— назначает заместителя (заместителей) главы местной администрации (для городов, имеющих районное деление)

— представляет исполнительный комитет во взаимоотношениях с Советом, другими государственными органа ми, органами территориального общественного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями объединениями и гражданами;

— представляет сессии Совета по мере необходимости, но не реже одного раза в год отчеты о деятельности исполнительного комитета, информирует Совет и граждан о состоянии дел на подведомственной Совету территории;

— организует работу по подготовке заседаний исполнительного комитета, ведет заседания, обеспечивает контроль за реализацией принятых решений;

— подписывает решения и протоколы заседаний исполнительного комитета, издает в пределах своей компетенции распоряжения;

— является распорядителем кредитов по расходной части местного бюджета и внебюджетных средств;

— налагает в соответствии с законодательством Республики Беларусь дисциплинарные взыскания на председателей нижестоящих исполнительных комитетов (глав местных администраций), их заместителей;

— определяет структуру и штаты исполнительного комитета, его управлений, отделов и других подразделений, руководит ими; по согласованию с соответствующими комитетами, управлениями, отделами вышестоящих исполнительных комитетов назначает на должности и освобождает от должностей руководителей отделов, управлений и других подразделений исполнительного комитета;

— назначает на должности и освобождает от должностей иных работников аппарата исполнительного комитета; заключает от имени нанимателя трудовые договоры (контракты) с работниками исполнительного комитета, применяет к этим работникам меры поощрения, налагает на них дисциплинарные взыскания;

— осуществляет общее руководство деятельностью подведомственных исполнительному комитету предприятий, организаций, учреждений и объединений, назначает на должности и освобождает от должностей их руководителей;

— обеспечивает рассмотрение обращений граждан в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан и в пределах своей компетенции принимает меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного их рассмотрения;

— назначает по согласованию с исполнительным комитетом на должности и освобождает от должностей руководителей предприятий, организаций, учреждений и объединений, основанных на коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы;

— руководит гражданской обороной на подведомственной ему территории, в случаях стихийных бедствий, аварий, катастроф принимает меры по спасению людей и сохранению материальных ценностей, нормализации экологической обстановки, имеет право для ликвидации последствий таких чрезвычайных ситуаций привлекать население к выполнению неотложных общественно необходимых работ и использовать материально-технические ресурсы расположенных на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений независимо от форм собственности;

— осуществляет на подведомственной ему территории в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, вод, лесов, недр, растительного и животного мира;

— приостанавливает деятельность предприятий, организаций, учреждений и объединений, а также строительство объектов на подведомственной ему территории при нарушении природоохранного и иного законодательства Республики Беларусь;

— распоряжается имуществом и финансовыми ресурсами исполнительного комитета;

— осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, в том числе решениями Совета и исполнительного комитета.

В соответствии со ст.11 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе является местная администрация с правами юридического лица.

Местные администрации входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.

В состав местной администрации входят:

— глава местной администрации;

— его заместители;

— члены местной администрации.

Глава местной администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке. Заместитель (заместители) главы местной администрации назначается на должность и освобождается от должности председателем городского исполнительного комитета. Другие члены местной администрации, а также сотрудники местной администрации назначаются на должность и освобождаются от должности главой местной администрации. Заседания местной администрации проводятся ее главой по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава местной администрации.

Решения местной администрации принимаются простым большинством голосов от установленного состава местной администрации.

Структура и штатная численность местной администрации утверждаются городским исполнительным комитетом.

Полномочия местной администрации:

обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь и выполнение решений вышестоящих исполнительных комитетов и Советов, принятых в пределах их компетенции;

— разрабатывает и вносит на рассмотрение городского исполнительного комитета схему управления территорией и ее развития, предложения о структуре и штатной численности местной администрации;

— распоряжается коммунальной собственностью города в пределах полномочий, предоставленных соответствующим городским Советом;

— организует получение бюджетных и иных доходов и осуществляет контроль за их целевым использованием;

— кооперирует с согласия собственников средства предприятий, организаций, учреждений и объединений, организует их долевое участие в социальном и экономическом развитии территории;

— вносит на рассмотрение Советов и их органов, исполнительных комитетов предложения по всем вопросам местного значения и участвует в их рассмотрении;

— организует в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, контроль за охраной атмосферного воздуха, вод, лесов, недр, растительного и животного мира, а также за использованием коммунальной собственности;

— организует работу органов территориального общественного самоуправления, созывает собрания, в том числе собрания уполномоченных представителей граждан соответствующей территории (далее – собрание уполномоченных), обеспечивает выполнение их решений;

— обеспечивает рассмотрение обращений граждан в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан и в пределах своей компетенции принимает меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного их рассмотрения;

— разрабатывает и вносит на рассмотрение городского исполнительного комитета сметы расходов местной администрации, обеспечивает их исполнение;

— решает вопросы, связанные с землепользованием, в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь;

— организует строительство и ремонт жилищного фонда, дорог, контроль за содержанием улиц, кварталов, придомовых территорий;

— содействует созданию и функционированию предприятий по обслуживанию населения соответствующей территории;

— решает вопросы, связанные с укреплением общественного порядка;

— организует контроль за обеспечением противопожарных мероприятий и безопасности на водах;

— представляет интересы соответствующего района в государственных органах, в отношениях с предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями;

— организует работу по содержанию в надлежащем состоянии памятников природы, истории и культуры, культовых сооружений;

— решает вопросы трудоустройства, образования, профессиональной подготовки, социально-культурного, медицинского, торгового, транспортного, бытового и иного, обслуживания граждан, проживающих на соответствующей территории, в пределах и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь;

— содействует развитию народных традиций и обычаев;

— может выступать учредителем местных средств массовой информации;

— осуществляет полномочия, предусмотренные Избирательным кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата;

— осуществляет иные предусмотренные законодательством Республики Беларусь полномочия, предоставленные ей соответствующим исполнительным комитетом, Советом.

Полномочия главы местной администрации:

руководит деятельностью местной администрации;

— утверждает по согласованию с председателем городского исполнительного комитета персональный состав местной администрации, за исключением заместителей главы местной администрации;

— организует работу по подготовке заседаний местной администрации, ведет эти заседания;

— обеспечивает рассмотрение обращений граждан в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан и в пределах своей компетенции принимает меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного их рассмотрения;

— организует и контролирует выполнение решений местной администрации;

— распределяет функции между своими заместителями, другими сотрудниками местной администрации;

— подписывает договоры, финансовые и банковские документы, является распорядителем кредитов;

— применяет к сотрудникам местной администрации меры поощрения, налагает на них в соответствии с законодательством Республики Беларусь дисциплинарные взыскания;

— представляет местную администрацию в отношениях с другими государственными органами, предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями и гражданами;

— подписывает решения местной администрации и протоколы ее заседаний, издает в пределах своей компетенции распоряжения;

— осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Местная администрация подотчетна и подконтрольна городскому исполнительному комитету.

Городские Советы по предложению соответствующих исполнительных комитетов утверждают сметы расходов местных администраций, а также отчеты об их исполнении.

Местная администрация не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед городским исполнительным комитетом, а также информирует граждан о своей деятельности.

13.4. МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ: СИСТЕМА, ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии со ст.12 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» Советы являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь и основным звеном системы местного самоуправления.

Советы обеспечивают на своей территории согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

Систему Советов в Республике Беларусь составляют сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы. Единство данной системы обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории.

В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной.

К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы.

К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы.

К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов.

Советы являются юридическими лицами. Советы в своей деятельности исходят из интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, и общегосударственных интересов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского значения, затрагивающих интересы подведомственных им территорий, вносят по ним свои предложения в вышестоящие органы.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Советы избираются гражданами, проживающими на соответствующей территории, на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

14 января 2007 г. состоялись выборы депутатов местных Советов двадцать пятого созыва, в ходе которых сформирован 1581 местный Совет депутатов: 6 областных Советов депутатов; Минский городской Совет депутатов; 118 районных Советов депутатов; 13 городских (городов областного подчинения); 14 городских (городов районного подчинения); 66 поселковых; 1363 сельских.

Полномочия Совета сохраняются до открытия первой сессии Совета нового созыва.

Полномочия Совета могут быть досрочно прекращены Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в случаях:

— систематического или грубого нарушения Советом требований законодательства Республики Беларусь;

— если Совет не менее трех раз подряд не смог собраться на сессию из-за неявки депутатов по неуважительным причинам;

— если Совет в течение двух месяцев со дня созыва первой сессии не образовал свои органы.

Полномочия Совета могут быть также досрочно прекращены в случаях, если:

1) избиратели выразят ему недоверие путем референдума;

2) Совет принял решение о самороспуске;

3) изменяется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, административно-территориальное устройство.

Советы осуществляют свою деятельность через сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы Советов, а также путем реализации депутатами своих полномочий в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Вышестоящие Советы осуществляют координацию деятельности нижестоящих Советов и их органов, оказывают им организационно-методическую помощь.

Советы подотчетны в своей деятельности гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними.

Деятельность Советов обеспечивается за счет средств соответствующего местного бюджета.

Основной формой деятельности Совета является сессия, которая созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Первая сессия вновь избранного Совета созывается соответствующей территориальной избирательной комиссией при избрании более 50 % депутатов от общей численности, установленной для данного Совета, не позднее чем через 30 дней после выборов.

Заседания вновь избранного Совета до избрания председателя Совета ведет председатель территориальной избирательной комиссии, а в его отсутствие – член комиссии, исполняющий обязанности председателя.

Сессии Совета созываются председателем Совета, а в случае невозможности исполнения им своих обязанностей или по его поручению — его заместителем. Сессия Совета может быть также созвана:

— президиумом Совета;

— по инициативе не менее, чем одной трети депутатов;

— по инициативе председателя соответствующего исполнительного комитета;

— по инициативе избирателей, проживающих на данной территории, в количестве не менее 10 % их списочного состава;

— по требованию Президента Республики Беларусь;

— по требованию вышестоящего Совета в случаях нарушения Советом законодательства, ущемления прав и охраняемых законом интересов граждан.

Сессия Совета проводится открыто и гласно, за исключением случаев, когда по решению Совета необходимо проведение закрытого заседания. Сессия правомочна, если в ней участвует более половины от числа избранных депутатов.

Вопросы на рассмотрение сессии Совета могут вносить председатель Совета, президиум и другие органы Совета, депутаты, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, — председатель исполнительного комитета, исполнительный комитет, местная администрация, органы территориального общественного самоуправления, избиратели.

Статья 16 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» устанавливает перечень вопросов, которые рассматриваются и решаются исключительно на сессиях Совета:

— утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении, внесение при необходимости изменений в бюджеты;

— установление в соответствии с законом Республики Беларусь местных налогов и сборов;

— определение в пределах, установленных законом Республики Беларусь, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

— назначение местных референдумов;

— признание полномочий депутатов, досрочное прекращение их полномочий;

— избрание и освобождение от обязанностей председателя Совета и его заместителя;

— утверждение в установленном порядке в должности председателя исполнительного комитета;

— утверждение структуры Совета, определение расходов, необходимых для его содержания и деятельности;

— образование и упразднение президиума, постоянных и временных комиссий Совета, утверждение и изменение их состава, избрание и освобождение от обязанностей их председателей;

— заслушивание отчетов председателя Совета, постоянных комиссий, других органов, образуемых или избираемых Советом, избираемых, назначаемых или утверждаемых им должностных лиц, отчетов и информации председателя исполнительного комитета;

— отмена в случае несоответствия законодательству Республики Беларусь распоряжений председателя Совета и председателя исполнительного комитета, решений исполнительного комитета, нижестоящего Совета, актов органов территориального общественного самоуправления;

— рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений;

— утверждение и изменение регламента Совета;

— решение вопросов административно-территориального устройства в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

— принятие решений о выпуске местных займов;

— перераспределение полномочий между Советами различных уровней, делегирование отдельных полномочий исполнительному комитету, местной администрации, органам территориального общественного самоуправления;

— определение в соответствии с законодательством Республики Беларусь порядка компенсации депутатам расходов, возникающих при исполнении ими своих обязанностей;

— иные вопросы, отнесенные к компетенции Совета законодательством Республики Беларусь.

По вопросам, рассмотренным на сессиях, Совет принимает решения. Решения принимаются тайным или открытым голосованием, в том числе и поименным. Решение Совета принимается большинством голосов от числа избранных депутатов. Решения Совета должны соответствовать законодательству Республики Беларусь. Решения Совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими Советами, исполнительными комитетами, местными администрациями, иными расположенными на соответствующей территории государственными органами, а также предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Решения Совета по важным вопросам местного значения могут приниматься Советами и их органами после предварительного обсуждения этих вопросов гражданами, проживающими на соответствующей территории, в порядке, предусмотренном регламентом Совета.

Решения Совета вступают в силу в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. Решения Совета доводятся до сведения исполнителей не позднее, чем в семидневный срок со дня их принятия.

Советы самостоятельно образуют свои органы, определяют их структуру и полномочия, устанавливают расходы на их содержание в соответствии с Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Организационно-техническое и иное обеспечение деятельности Совета и созданных им органов осуществляется аппаратом Совета и исполнительным комитетом.

В областных (Минском городском), районном, городском (города областного подчинения) Советах создаются президиумы. Работу городского (города районного подчинения), поселкового и сельского Советов организует председатель соответствующего Совета.

В состав президиума Совета входит председатель Совета, его заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий Совета. По решению Совета в состав президиума могут входить иные депутаты Совета. Председатели постоянных комиссий, входящие в состав президиума, исполняют свои обязанности, не порывая с основной служебной или производственной деятельностью.

Основной формой деятельности президиума Совета является заседание. Заседания президиума Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседания президиума Совета созывает и ведет председатель Совета, а в его отсутствие — заместитель председателя Совета. Решения президиума Совета принимаются большинством голосов от его состава. Заседание президиума Совета является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от его состава.

Полномочия президиума Совета:

организует работу по созыву сессий Совета, сообщает депутатам и доводит до сведения населения время и место проведения сессии, а также вопросы, вносимые на рассмотрение Совета, и принятые по ним решения;

— осуществляет руководство подготовкой сессий Совета и вопросов, вносимых на их рассмотрение;

— координирует деятельность постоянных и временных комиссий и депутатских групп, вносит на рассмотрение Совета предложения о создании постоянных комиссий Совета;

— организует контроль за выполнением решений Совета;

— информирует Совет о своей деятельности;

— оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;

— оказывает помощь депутатам в проведении приема граждан, подготовке отчетов перед избирателями, трудовыми коллективами;

— вносит на сессию Совета предложения по вопросам, связанным с реализацией прав и исполнением обязанностей депутатов, в том числе с освобождением депутатов от исполнения ими производственных обязанностей на время подготовки и проведения сессий Совета, заседаний его постоянных и временных комиссий;

— организует взаимодействие Совета с исполнительными комитетами и местными администрациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и органами территориального общественного самоуправления;

— обеспечивает гласность работы Совета;

— организует обсуждение гражданами проектов решений Совета, иных важнейших вопросов местного значения;

— обеспечивает широкое участие трудовых коллективов, общественных объединений и граждан в разработке, принятии и реализации решений по вопросам местного значения;

— обеспечивает рассмотрение обращений граждан, адресованных Совету, в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан и при необходимости вносит предложения по обращениям граждан на рассмотрение сессии Совета;

— рассматривает вопросы о наградах и поощрениях трудовых коллективов и граждан в пределах компетенции Совета и вносит в установленном порядке предложения о представлении к наградам и поощрениям;

— осуществляет полномочия, предусмотренные Избирательным кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата;

— вносит в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, на рассмотрение Совета вопросы о досрочном прекращении полномочий депутатов;

— принимает к рассмотрению адресованные ему запросы и дает на них ответ в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Беларусь;

— направляет на заключение соответствующих постоянных комиссий проекты решений Совета, при необходимости организует их предварительную юридическую и иную экспертизу;

— вносит на рассмотрение сессии Совета предложения по заявлениям и жалобам на решения и действия исполнительного комитета;

— осуществляет иные определенные регламентом Совета функции в рамках полномочий Совета (ст.19 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

Председатель Совета избирается из числа депутатов на сессии соответствующего Совета путем тайного голосования и исполняет свои обязанности до открытия первой сессии Совета нового созыва.

Председатель сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета одновременно по должности является председателем соответствующего исполнительного комитета.

Кандидатуры на должности председателей областных (Минского городского) Советов вносятся депутатами соответствующих Советов, а на должности председателей иных Советов — депутатами соответствующих Советов и председателями соответствующих вышестоящих Советов. В том же порядке вносятся предложения об освобождении председателей Советов от занимаемых должностей.

Председатель Совета считается избранным, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов соответствующего Совета.

В своей деятельности председатель Совета подотчетен Совету, его избравшему, и может быть освобожден от должности только Советом.

Полномочия председателя Совета:

представляет Совет во взаимоотношениях с иными государственными органами, органами территориального общественного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями и гражданами;

— представляет для избрания на сессии Совета из числа депутатов кандидатуру на должность заместителя председателя соответствующего Совета;

— возглавляет президиум Совета;

— докладывает Совету о состоянии дел на подведомственной Совету территории и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции, представляет сессии Совета и населению по мере необходимости, но не реже одного раза в год отчеты о своей деятельности, деятельности президиума Совета, информирует граждан о состоянии дел на подведомственной Совету территории;

— направляет на заключение соответствующих постоянных комиссий проекты решений Совета, дает поручения председателям постоянных комиссий;

— созывает сессии Совета, организует работу по подготовке сессий Совета, заседаний его президиума, ведет эти заседания, обеспечивает контроль за выполнением принятых решений;

— вносит на рассмотрение сессии Совета предложения об отмене в случае несоответствия законодательству Республики Беларусь распоряжений председателя исполнительного комитета, решений исполнительного комитета;

— подписывает решения и протоколы заседаний Совета, его президиума, издает в пределах своей компетенции распоряжения;

— обеспечивает рассмотрение обращений граждан, адресованных Совету, в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан и при необходимости вносит предложения по обращениям граждан на рассмотрение сессии Совета;

— принимает к рассмотрению адресованные ему запросы и дает на них ответ в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Беларусь;

— осуществляет руководство аппаратом Совета;

— исполняет в Совете, где не образован президиум, другие функции, отнесенные настоящим Законом к компетенции президиума;

— решает иные вопросы в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе и решениями Совета.

13.5. ПОЛНОМОЧИЯ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ

Местные Советы депутатов могут передавать часть своих полномочий исполнительным и распорядительным органам, органам территориального общественного самоуправления по просьбе или с согласия этих органов, за исключением полномочий, предусмотренных ст.121 Конституции Республики Беларусь:

— утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

— установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

— определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

— назначение местных референдумов.

Местные Советы могут выступать учредителями местных средств массовой информации.

Вопросы, затрагивающие интересы сопредельных территорий, решаются соответствующими Советами совместно. В соответствии со ст.24 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» к компетенции Советов первичного территориального уровня на подведомственной им территории относятся.

— обеспечение соблюдения на подведомственной Совету территории законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, других актов вышестоящих ; государственных органов, осуществление контроля за исполнением их всеми предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями, расположенными на этой территории;

— утверждение программ жилищного строительства, благоустройства территорий, дорожного строительства, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения, охраны природы; контроль за выполнением этих программ и утверждение отчетов об их выполнении;

— установление местных налогов, сборов и пошлин в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Беларусь;

— решение в установленном порядке вопросов о приватизации коммунальной собственности;

— распоряжение и контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь за использованием земель, их недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов, находящихся в ведении административно-территориальной единицы;

— участие в разработке, утверждении и реализации проектов планировки и застройки населенных пунктов, их генеральных планов, архитектурных решений; контроль за соблюдением норм и правил (в том числе и местных) при строительстве любых объектов на подведомственной Совету территории;

— охрана прав и свобод граждан;

— решение вопросов административно-территориального устройства в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

— решение иных вопросов в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь.

К компетенции Советов базового территориального уровня на подведомственной им территории относятся:

— обеспечение соблюдения на подведомственной Совету территории законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, других актов вышестоящих государственных органов, осуществление контроля за исполнением их всеми предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями, расположенными на этой территории;

— утверждение программ жилищного строительства, благоустройства территорий, дорожного строительства и по другим вопросам коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения на подведомственной территории, а также приватизации, охраны природы; контроль за выполнением этих программ и утверждение отчетов об их выполнении;

— установление местных налогов, сборов и пошлин пределах компетенции, установленной законодательство: Республики Беларусь, а также тарифов по оплате бытовых, коммунальных, транспортных и иных услуг, если не устанавливается вышестоящими государственными органами;

— утверждение территориальных планов развития районов, генеральных планов городов районного подчинения и других населенных пунктов;

— рассмотрение планов и программ размещения, развития и специализации предприятий (объединений) и социально-культурных учреждений различных форм собственности, дача по ним заключений и в необходимых случаях внесение предложений в соответствующие органы управления;

— утверждение схем управления местным хозяйством и коммунальной собственностью;

— внесение предложений по проектам областных программ экономического и социального развития, межтерриториальных программ, а также по планам предприятий и организаций на территории города или района, связанным с удовлетворением потребностей населения и социальным развитием территорий;

— распоряжение и контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь за использованием земель, их недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов, находящихся в ведении административно-территориальной единицы;

— предоставление в пределах своей компетенции физическим и юридическим лицам льгот, пособий и иных преимуществ;

— решение вопросов административно-территориального устройства в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

— решение иных вопросов в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь (ст.25 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

К компетенции Советов областного территориального уровня относятся:

— утверждение межтерриториальных программ и мероприятий, осуществление полномочий, делегированных Советами базового территориального уровня;

— содействие в установленных законодательством Республики Беларусь случаях сбалансированности бюджетов

административно-территориальных единиц на территории области (города Минска);

— установление в соответствии с законодательством Республики Беларусь местных налогов, сборов и пошлин;

— оказание организационно-методической помощи Советам базового и первичного территориальных уровней в разработке региональных программ развития с учетом национально-культурной и демографической политики Республики Беларусь;

— регулирование земельных отношений в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Республики Беларусь;

— решение вопросов административно-территориального устройства в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

— решение других вопросов общеобластного и общегородского значения, если при этом не ущемляется самостоятельность Советов других уровней в осуществлении ими своих полномочий (ст. 26 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

13.6. ОРГАНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ИНЫЕ ФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Территориальное общественное самоуправление — самоорганизация граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территорий микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, поселков, сел и т.п.) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления (единоличные либо в формах Советов, комитетов и других формах) (ст.29 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

На соответствующей части административно-территориальной единицы может быть создан только один орган территориального общественного самоуправления. Орган территориального общественного самоуправления может наделяться правами юридического лица, являясь при этом некоммерческой организацией, подотчетен в своей деятельности собранию, его учредившему либо избравшему, и соответствующему Совету.

В состав органов территориального общественного самоуправления избираются лица, достигшие восемнадцати лет и постоянно проживающие на данной территории. Кандидаты в органы территориального общественного самоуправления могут выдвигаться жителями соответствующей территории, а также представительными и исполнительными органами данной административно-территориальной единицы.

Учреждение органа территориального общественного самоуправления, избрание его членов и утверждение устава осуществляются на собрании. В уставе органа территориального общественного самоуправления указываются: название; цели, задачи и предмет деятельности органа территориального общественного самоуправления; территория его деятельности; формы и порядок участия жителей в работе органа территориального общественного самоуправления; порядок формирования его органов; срок полномочий органа территориального общественного самоуправления, который не должен превышать срока полномочий Совета соответствующей административно-территориальной единицы; источники и порядок формирования собственности органа территориального общественного самоуправления; порядок распоряжения его имуществом; иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Для регистрации органа территориального общественного самоуправления в месячный срок со дня его учреждения в осуществляющий регистрацию орган подаются:

—заявление, оформленное в установленном порядке;

— устав;

— решение инициативной группы или организационного комитета о проведении собрания по учреждению органа территориального общественного самоуправления;

— протокол собрания;

— общий список участников собрания с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, места жительства, гражданства;

— иные документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Основными полномочиями органов территориального общественного самоуправления являются следующие:

— вносят на рассмотрение Совета и его органов, исполнительных комитетов и местных администраций предложения по всем вопросам местного значения;

— участвуют по приглашению государственных органов в рассмотрении ими вопросов местного значения;

— созывают собрания на соответствующей территории для обсуждения вопросов местного значения;

— аккумулируют в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, заработанные средства, добровольные взносы и пожертвования граждан и юридических лиц и направляют их на развитие социальной инфраструктуры территории, проведение культурно-просветительных, оздоровительных мероприятий;

— принимают от Советов, исполнительных и распорядительных органов, иных юридических лиц во владение и пользование строения, помещения, игровые и спортивные площадки, клубы, иные объекты социально-культурного назначения, историко-культурные ценности;

— вносят на рассмотрение Совета, исполнительного комитета и местной администрации предложения по вопросам организации деятельности и размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, других объектов социальной сферы, а также определения режима их работы.

Совет может делегировать органу территориального общественного самоуправления отдельные полномочия по осуществлению самоуправления на соответствующей территории, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции Совета.

Ликвидация органа территориального общественного самоуправления осуществляется в связи с истечением срока, на который он был создан, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. В случае систематического нарушения органом территориального общественного самоуправления законодательства Республики Беларусь Совет, исполнительный комитет, местная администрация могут приостанавливать его деятельность. Решение о досрочном прекращении полномочий органа территориального общественного самоуправления принимается Советом соответствующей административно-территориальной единицы или собранием граждан.

Основные вопросы организации и проведения местных референдумов в Республике Беларусь регулируются Конституцией Республики Беларусь (раздел III), Избирательным кодексом Республики Беларусь (раздел VII), Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (ст.30).

В соответствии с абзацем первым ст.28 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» собрание, в том числе собрание уполномоченных, — совместное присутствие группы граждан, собравшихся для публичного обсуждения и решения вопросов местной жизни, базовая форма прямого участия населения в решении государственных и общественных дел. Правовой основой, регулирующей проведение собраний на местном уровне, является Конституция Республики Беларусь, Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (ст.28) и Закон от 12 июля 2000 г. №411-З «О республиканских и местных собраниях».

Местные собрания могут проводиться на территории административно-территориальной единицы или ее части: микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, поселков, сел и т.п. Местные собрания созываются по мере необходимости местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами или органами территориального общественного самоуправления. Местные собрания могут созываться также по инициативе не менее 10 % граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории. Участниками местного собрания являются граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцати лет и постоянно проживающие в Республике Беларусь на соответствующей территории, либо уполномоченные для участия в местном собрании, избранные в порядке, установленном инициатором собрания. С правом совещательного голоса в собрании могут участвовать представители государственных органов, предприятий, организаций и учреждений. Местные собрания правомочны, если в них принимают участие не менее 25 % граждан, достигших восемнадцати лет и постоянно проживающих на соответствующей территории, или не менее 2/3 уполномоченных участвовать в местном собрании (ст.4 Закона «О республиканских и местных собраниях»). Участники местных собраний вправе обсуждать вопросы местного значения, вносить по ним предложения или принимать рекомендации по вопросам государственной и общественной жизни в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

К компетенции местного собрания относятся:

— рассмотрение вопросов, отнесенных к ведению органов местного управления и самоуправления, внесение по ним предложений, в том числе по установлению местных налогов и сборов;

— обсуждение проектов решений местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов по вопросам местного значения в экономической, социальной и культурной областях;

— оценка деятельности органов местного управления и самоуправления;

— внесение предложений по вопросам повестки дня сессий местных Советов депутатов, заседаний местных исполнительных и распорядительных органов;

— рассмотрение предложений о наименовании и переименовании населенных пунктов и их составных частей и принятие по ним рекомендаций;

— обсуждение мер по укреплению (охране) общественного порядка; рассмотрение проектов планов развития и застройки соответствующих территорий, рационального использования природных ресурсов;

— принятие решений об учреждении и упразднении органов территориального общественного самоуправления, избрании членов и утверждении уставов этих органов;

— избрание уполномоченных участвовать в республиканском собрании;

— обсуждение других вопросов, в том числе республиканского значения, затрагивающих интересы граждан соответствующей территории.

В соответствии со ст.31 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в порядке, предусмотренном Советом, население имеет право на правотворческую инициативу по вопросам местного значения. В законе не конкретизируется процедура реализации данного права. Проекты решений по вопросам местного значения, внесенные населением в Совет, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения — опубликованию в местных средствах массовой информации.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67403. ОСНОВНІ ВИМОГИ ДО ПРЗА 99 KB
  У ПРЗА вхідні сигнали у процесі їх перетворення та передачі можуть спотворюватись та послаблятися. Це відбувається внаслідок виникнення ПОМЕХ (перешкод) та несправностей окремих функціональних елементів, що призводить до невірного функціонування...
67406. Разработка алгоритмов и программ тестирования генераторов СЧ 165 KB
  Поскольку большая величина периода обеспечивает высокую степень случайности чисел в последовательности, то разработан ряд методов увеличения длин периода. Первый способ состоит в использовании нескольких предыдущих членов последовательности при вычислении числа Xn+1.
67409. Введение в СУБД MySQL 1.55 MB
  Рассматриваются основы MySQL: запросы модели баз данных а также транзакции. На примерах рассмотрен весь спектр вопросов касающихся языковой структуры допустимых типов столбцов операторов операций и функций а также существующих расширений MySQL. Рассматриваются основы системы MySQL и языка SQL...
67410. Администрирование MySQL 805.5 KB
  Этот курс посвящен рассмотрению различных аспектов администрирования MySQL. В нём представлена исчерпывающая информация обо всех основных вопросах которыми необходимо владеть для успешного выполнения задач по администрированию MySQL.
67411. Введение в реляционные базы данных 1.88 MB
  Достоинствами реляционного подхода принято считать следующие свойства: реляционный подход основывается на небольшом числе интуитивно понятных абстракций на основе которых возможно простое моделирование наиболее распространенных предметных областей; эти абстракции могут быть точно и формально...