75836

Формирование читательской самостоятельности младшего школьника. Читательская самостоятельность, как методическое понятие

Реферат

Педагогика и дидактика

Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного правильного беглого и выразительного чтения как базового в системе образования младших школьников. В национальной программе поддержки и развития чтения принятой в ноябре 2006 года говорится что Россия подошла...

Русский

2015-01-26

31.4 KB

22 чел.

Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сахалинский государственный университет»

Институт психологии и педагогики

Кафедра теории и методики

обучения и воспитания

Лимонова(Ларионова) Александра Александровна

Реферат по МОРЯиЛ на тему «Формирование читательской самостоятельности младшего школьника. Читательская самостоятельность, как методическое понятие» студентки 5 курса специальности 031200(050708.65)- «педагогика и методика начального образования».

Проверил: доцент, к.п.н.

Федоренко Т.Г.

Отметка_____________________

Южно-Сахалинск

2014

Содержание:

  1.  Введение………………………………………………………………………….3
  2.  Формирование читательской самостоятельности младшего школьника…………………………………………………………………..……5
  3.  Читательская самостоятельность, как методическое понятие…….………….8
  4.  Заключение………………………………………………………………..……10
  5.  Список используемой литературы……………………………...……………..11

Введение.

     Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования младших школьников. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности.

    Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению-кладезю знаний, идей, мудрости опыта.

    В национальной программе поддержки и развития чтения, принятой в ноябре 2006 года, говорится,  что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.

    По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние  10 лет уменьшилось с 49% до 26%.

    Данные о детском чтении.

Любят читать-43% младших школьников и 17% старших.

Не любят читать-8% младших школьников и 17% старших.

    Кризис детского чтения проявляется не только в том, что многие дети престали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере.

    Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам». Преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность. Я согласна с Н. Ф. Виноградовой в том, что для шестилетнего ребёнка, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения».

А читаем мало и в школе и дома. В первые школьные годы нарушается систематическое и полноценное общение с книгой: резко сокращается чтение взрослого - ребёнку. Одна  из причин спада  интереса к  чтению. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух необходимо чтение в слух, которое является началом формирования читательского интереса у младших школьников. Роль чтения вслух для детей подчёркивается во многих исследованиях, прочём чтение вслух важно не только для дошкольников и младших школьников, но и  более в старшем возрасте.

Чтобы методически правильно влиять на процесс  включения книги-собеседника в жизнь младшего школьника, учителю нужны хорошие и разные книги-собеседники, доступные данному возрасту, а для методически грамотного обучения детей чтению учитель должен знать технологию учебно-воспитательной работы на уроках чтения.                                         

 Процесс  формирования ребёнка-читателя должен идти на  уровне достижений современной науки, опираясь на законы формирования читателя.

По словам Н. Н. Светловской учитель, который организует процесс обучения детей чтению-общению, помогает каждому  ребёнку в меру его индивидуальных задатков и возможностей «учить самого себя учиться читать». Но ориентироваться надо на формирование у всех детей стремления всегда слушать и слышать собеседника-книгу. Только это умение даст возможность выделить из мира книг круг  книг-собеседников для себя, т.е. тех, в ком читатель нуждается и кого хочет слушать и слышать, так как их опыт ему необходим.

Формирование читательской самостоятельности младшего школьника.

 Читательская самостоятельность должна формироваться в процессе правильной читательской деятельности, а основанием должен служить интерес, как, сила, влекущая к чтению.

И. П. Подласный считает, что «общим психологическим правилом  выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-то интересующим нас, с чем-либо уже знакомыми, вместе с тем, должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным».                                                                                                                                     Если нет новой информации, то насыщение любопытства достигается быстро, поэтому, поддерживая интерес к чтению, надо стараться разнообразить тематику чтения, выбирать книги, доступные данному возрасту. До чтения очень важно на первом этапе рассматривать книгу, рисунки, надписи и ответить на вопросы: кто с читателем будет говорить, о чём пойдёт речь, предугадать развитие событий.                                                                       

По мнению И. И. Тихомировой, «чтобы пробудить интерес у детей к чтению, надо удивит их самим процессом чтения».                                                                                                                               Приманка к чтению путём удивления исходит от чего - либо находящегося вне ребёнка, а интерес – изнутри. Внешние стимулы не гарантируют устойчивого интереса к чтению, а только способствуют развитию интереса: ученик непроизвольно может открыть в тексте то, что взволнует его, увлечёт, заставит включиться в жизнь персонажей. Только через эмоциональную сферу можно заразить человека чтением.

На развитие познавательного интереса к чтению влияет отбор материала для чтения, организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных способов и приёмов.  Учитель должен помочь каждому ребёнку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их, «разговаривать» с ними, овладевая всеми читательскими премудростями, чтобы с помощью книг  - собеседников лучше осознать себя и понимать окружающий мир.     

    Ребёнок, который приходит в школу, любит сказки, рассказы, стихи, но постепенно у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания в школе. Школа вооружает ребёнка навыком чтения, т. е. формирует чтеца. Но этого не достаточно. В конечном итоге все младшие школьники овладевают техникой чтения, все без исключения способны прочитать предложенный текст, а детских книг без обсуждения не читают.  Уровень теоретической разработки проблемы, существенные недостатки в школьной практике, реальное отношение большинства учеников к чтению.

    Задача учителя: сформировать у детей смысловое, осознанное , а не «озвучивающее» чтение. «Словесная ткань, слова, сочетание слов должны быть расшифрованы читателем, должны снова превратиться в духовную жизнь. Иначе, они навсегда останутся чёрными значками на белой бумаге, как некогда навсегда закрытые письмена давно умерших народов».  (А.Н. Толстой). Работа над технической стороной навыка чтения, способом чтения, правильностью, выразительностью, скоростью и темпом чтения, несомненно, важна. Но её необходимо рассматривать как средство, при помощи которого ребёнок может воспринимать в книге речь конкретного собеседника, слушать её, понимать, переживать, а это значит прививать навык читательской самостоятельности. Необходимо помочь детям увидеть в сшитых листках бумаги не вещь, а как бы человека, который разговаривает с тобой как с читателем. Цель чтения - искать и найти что-то или кого-то, чтобы вглядевшись, вдумавшись в чужой опыт найти себя.

 Формирование основ читательской самостоятельности начинается с работы над детской книгой в первом классе с периода обучения грамоте (15-20 минут) на уроке и продолжается на уроке литературного чтения и учёт уровня читательской  самостоятельности определяется до проведения уроков внеклассного чтения и индивидуальной беседе:

- Есть ли у тебя дома книги?

- Кто тебе читает?

- О чём любишь слушать?

- Можешь ли ты назвать любимую книгу?

- Кто её автор?    

Формирование читательской самостоятельности, которая формируется и дома, и в школе была, есть и будет актуальна всегда, но сегодня особенно. Как проводят многие школьники свободное время? Безусловно, это – спортивные секции, музыкальная школа, клубы по интересам, и чтобы, не смотря ни на что,  наши дети любили читать, нужно формировать навык умения читать с удовольствием, а для этого мы, взрослые (родители, учителя) должны показывать «культуру чтения» и хорошо знать рынок печатной продукции.

    Центральным звеном в работе по формированию читательской самостоятельности младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников. Литературные игры – это игры и упражнения по развитию речи: головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды), викторины, стилизованные игры («Умницы», «Сильное звено», «Поле чудес», «Сильное звено», «Умники и умницы»).

     Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, и разгадывание имён литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев книг по описанию.  

Читательская самостоятельность, как методическое понятие.

Рассмотрим понятие «читательской самостоятельности» в работах разных авторов.

Таблица 1 Сущность понятия «читательская самостоятельность», предложенная различными авторами

Исследователь

Суть взглядов

К. Ушинский [8]

Читательская самостоятельность - это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его

Н. Рубакин [4]

Читательская самостоятельность - это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью

Н.Светловская [9]

Читательская самостоятельность - это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт в книгах пока не описан

Г. Наумчук [4]

Читательская самостоятельность - это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации

О. Джежелей [2]

Читательская самостоятельность - это умение и желание вкладывать в чтение «труд души», размышление над книгой еще до чтения, восприятие содержания, обдумывание прочитанного, когда книга уже закрыта

С. Дорошенко [4]

Читательская самостоятельность включает в себя сформированность техники чтения, умения слушать, воспринимать и осознавать прочитанное

 

Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что читательская самостоятельность представляет личностное свойство школьника, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников по чтению. Читательская самостоятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки.

Чтобы методически правильно влиять на процесс включения книги - собеседника в жизнь младшего школьника, учителю нужны хорошие и разные книги - собеседники, доступные данному возрасту.

Вживаясь, вглядываясь в чужой опыт, читатель приобретает знания о том, что бывает, что в каком случае и как заканчивается в зависимости от нашего поведения. Таким образом, читатель ищет и находит себя и своё место в жизни. Книга становится другом, советчиком.

На развитие познавательного интереса к чтению влияет отбор материала для чтения, организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных методов и приёмов. Учитель должен помочь каждому ребёнку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их, «разговаривать» с ними, овладевая всеми читательскими премудростями, чтобы с помощью книг-собеседников лучше осознать себя и понимать окружающий мир.

Заключение.

Таким образом, через уроки литературного чтения и уроки внеклассного чтения ученики приобретают первичные навыки работы с книгой, которые отбираются учителем, а в дальнейшем без ограничения с доступным кругом детских книг. В процессе этой деятельности и формируется читательская самостоятельность ребёнка, благодаря которой он хочет и может читать доступные по возрасту детские книги.

Начальная школа должна сформировать младшего школьника как осознанного читателя,  проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть, читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определённой начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.

Работа по формированию читательской самостоятельности должна продолжаться на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Работа по выявлению уровня сформированности самостоятельности и уровня  литературного  развития должны проводиться в конце каждой четверти.

 

Список используемой литературы.

  1.  Гобова Е.С. Понимать детей - дело интересное / Е.С.Гобова. - М.: Аграф, 1997. - 240с.
  2.  Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005. - 96с.
  3.  Егорова Н.С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков / Начальная школа. - 1998. - № 9. - С.11-16.
  4.  Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности а обучении чтению / С.Н.Костромина. - М.: Ось-89, 2006. - 240с.
  5.  Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум / Сост. Б.А.Ланин. - М.: Академия, 2003. - 380с.
  6.  Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] http://uobr.net/wp-content/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm
  7.  Национальная программа поддержки и развития чтения // Библиотека.-№1.-2006.
  8.  Программы для средней общеобразовательной школы. 1-2 классы. - К.: Початкова школа, 2002. - 296с. .
  9.  Светловская. Н.Н. Методика внеклассного чтения.- М.,1977.
  10.  Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа. - 2003. - № 1. - С.11-18.
  11.  Тихомирова И.И. Стимулы и мотивы чтения // Школьная библиотека.-№5.-2002.
  12.  Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. - М.: Просвещение, 1975.
  13.  Локалова Н. П. Почему дети не умеют читать и как сформировать у них интерес к чтению. - Начальная школа. – 2007, №12.
  14.  Левин В. А.  Когда маленький школьник становится большим читателем. -  М.: Лайда,1994.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82951. Расчет режима термической обработки детали «Стакан буферный» 1.07 MB
  Проведен расчет прокаливаемости сталей 30Х, 38ХА, 50Х. Описаны режимы термической обработки этих сталей и структура, и механические свойства до, после различных видов ТО. Разработан технологический процесс термической обработки детали «Стакан буферный» по ее чертежу.
82952. Эмуляция структуры объекта остовой кран 126.32 KB
  Программирование одна из самых сложных наук, и объем информации, усваиваемой программистом очень сложно запомнить. Для помощи программистам создаются и разрабатываться приложения, ориентированные на задачи программистов.
82953. Проектирование АТП на 320 автомобилей марки МАЗ 537 и КАВЗ-3976 404.15 KB
  Для выполнения технологического расчета автотранспортного предприятия необходимы следующие исходные данные: тип автотранспортного предприятия; списочное количество автомобилей по типам и маркам, среднесуточный пробег автомобиля, км; количество дней работы в году АТП, время работы автомобилей...
82955. Проектирование системы теплоснабжения района города Томск 148.14 KB
  Определить расчетные расходы теплоты на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение района города по укрупненным показателям в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха, этажности и нормы расхода теплоты на горячее водоснабжение на одного человека в сутки с учетом общественных...
82956. Банковская система Японии 35.47 KB
  Возникновение первых банков в Японии относится к XVII в., что было обусловлено необходимостью обслуживания банковским капиталом развивающейся торговли, промышленности и сельского хозяйства. В 1617 году в Осака впервые были выпущены бумажные деньги, обеспеченные серебром, и образована Ассоциация банкиров...
82957. Сравнительная характеристика сайтов для просмотра фильмов онлайн 84.98 KB
  На просторах всемирной паутины, если хорошо поискать, то можно найти много интересного. Одним из лакомых кусочков для киноманов является просмотр фильмов онлайн. Конечно, можно скачать новинки мирового кино, применяя скачивание с различных торрентов, но сейчас выпускается так много фильмов...
82958. Построение систем искусственного интеллекта 43.28 KB
  В качестве самостоятельного научного направления искусственный интеллект (ИИ) существует уже более четверти века. Мнение общества, относительно специалистов данной области, постепенно менялось от скепсиса до уважения, и понимания перспектив данной области в будущем.