75836

Формирование читательской самостоятельности младшего школьника. Читательская самостоятельность, как методическое понятие

Реферат

Педагогика и дидактика

Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного правильного беглого и выразительного чтения как базового в системе образования младших школьников. В национальной программе поддержки и развития чтения принятой в ноябре 2006 года говорится что Россия подошла...

Русский

2015-01-26

31.4 KB

24 чел.

Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сахалинский государственный университет»

Институт психологии и педагогики

Кафедра теории и методики

обучения и воспитания

Лимонова(Ларионова) Александра Александровна

Реферат по МОРЯиЛ на тему «Формирование читательской самостоятельности младшего школьника. Читательская самостоятельность, как методическое понятие» студентки 5 курса специальности 031200(050708.65)- «педагогика и методика начального образования».

Проверил: доцент, к.п.н.

Федоренко Т.Г.

Отметка_____________________

Южно-Сахалинск

2014

Содержание:

  1.  Введение………………………………………………………………………….3
  2.  Формирование читательской самостоятельности младшего школьника…………………………………………………………………..……5
  3.  Читательская самостоятельность, как методическое понятие…….………….8
  4.  Заключение………………………………………………………………..……10
  5.  Список используемой литературы……………………………...……………..11

Введение.

     Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования младших школьников. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности.

    Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению-кладезю знаний, идей, мудрости опыта.

    В национальной программе поддержки и развития чтения, принятой в ноябре 2006 года, говорится,  что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.

    По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние  10 лет уменьшилось с 49% до 26%.

    Данные о детском чтении.

Любят читать-43% младших школьников и 17% старших.

Не любят читать-8% младших школьников и 17% старших.

    Кризис детского чтения проявляется не только в том, что многие дети престали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере.

    Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам». Преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность. Я согласна с Н. Ф. Виноградовой в том, что для шестилетнего ребёнка, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения».

А читаем мало и в школе и дома. В первые школьные годы нарушается систематическое и полноценное общение с книгой: резко сокращается чтение взрослого - ребёнку. Одна  из причин спада  интереса к  чтению. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух необходимо чтение в слух, которое является началом формирования читательского интереса у младших школьников. Роль чтения вслух для детей подчёркивается во многих исследованиях, прочём чтение вслух важно не только для дошкольников и младших школьников, но и  более в старшем возрасте.

Чтобы методически правильно влиять на процесс  включения книги-собеседника в жизнь младшего школьника, учителю нужны хорошие и разные книги-собеседники, доступные данному возрасту, а для методически грамотного обучения детей чтению учитель должен знать технологию учебно-воспитательной работы на уроках чтения.                                         

 Процесс  формирования ребёнка-читателя должен идти на  уровне достижений современной науки, опираясь на законы формирования читателя.

По словам Н. Н. Светловской учитель, который организует процесс обучения детей чтению-общению, помогает каждому  ребёнку в меру его индивидуальных задатков и возможностей «учить самого себя учиться читать». Но ориентироваться надо на формирование у всех детей стремления всегда слушать и слышать собеседника-книгу. Только это умение даст возможность выделить из мира книг круг  книг-собеседников для себя, т.е. тех, в ком читатель нуждается и кого хочет слушать и слышать, так как их опыт ему необходим.

Формирование читательской самостоятельности младшего школьника.

 Читательская самостоятельность должна формироваться в процессе правильной читательской деятельности, а основанием должен служить интерес, как, сила, влекущая к чтению.

И. П. Подласный считает, что «общим психологическим правилом  выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-то интересующим нас, с чем-либо уже знакомыми, вместе с тем, должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным».                                                                                                                                     Если нет новой информации, то насыщение любопытства достигается быстро, поэтому, поддерживая интерес к чтению, надо стараться разнообразить тематику чтения, выбирать книги, доступные данному возрасту. До чтения очень важно на первом этапе рассматривать книгу, рисунки, надписи и ответить на вопросы: кто с читателем будет говорить, о чём пойдёт речь, предугадать развитие событий.                                                                       

По мнению И. И. Тихомировой, «чтобы пробудить интерес у детей к чтению, надо удивит их самим процессом чтения».                                                                                                                               Приманка к чтению путём удивления исходит от чего - либо находящегося вне ребёнка, а интерес – изнутри. Внешние стимулы не гарантируют устойчивого интереса к чтению, а только способствуют развитию интереса: ученик непроизвольно может открыть в тексте то, что взволнует его, увлечёт, заставит включиться в жизнь персонажей. Только через эмоциональную сферу можно заразить человека чтением.

На развитие познавательного интереса к чтению влияет отбор материала для чтения, организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных способов и приёмов.  Учитель должен помочь каждому ребёнку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их, «разговаривать» с ними, овладевая всеми читательскими премудростями, чтобы с помощью книг  - собеседников лучше осознать себя и понимать окружающий мир.     

    Ребёнок, который приходит в школу, любит сказки, рассказы, стихи, но постепенно у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания в школе. Школа вооружает ребёнка навыком чтения, т. е. формирует чтеца. Но этого не достаточно. В конечном итоге все младшие школьники овладевают техникой чтения, все без исключения способны прочитать предложенный текст, а детских книг без обсуждения не читают.  Уровень теоретической разработки проблемы, существенные недостатки в школьной практике, реальное отношение большинства учеников к чтению.

    Задача учителя: сформировать у детей смысловое, осознанное , а не «озвучивающее» чтение. «Словесная ткань, слова, сочетание слов должны быть расшифрованы читателем, должны снова превратиться в духовную жизнь. Иначе, они навсегда останутся чёрными значками на белой бумаге, как некогда навсегда закрытые письмена давно умерших народов».  (А.Н. Толстой). Работа над технической стороной навыка чтения, способом чтения, правильностью, выразительностью, скоростью и темпом чтения, несомненно, важна. Но её необходимо рассматривать как средство, при помощи которого ребёнок может воспринимать в книге речь конкретного собеседника, слушать её, понимать, переживать, а это значит прививать навык читательской самостоятельности. Необходимо помочь детям увидеть в сшитых листках бумаги не вещь, а как бы человека, который разговаривает с тобой как с читателем. Цель чтения - искать и найти что-то или кого-то, чтобы вглядевшись, вдумавшись в чужой опыт найти себя.

 Формирование основ читательской самостоятельности начинается с работы над детской книгой в первом классе с периода обучения грамоте (15-20 минут) на уроке и продолжается на уроке литературного чтения и учёт уровня читательской  самостоятельности определяется до проведения уроков внеклассного чтения и индивидуальной беседе:

- Есть ли у тебя дома книги?

- Кто тебе читает?

- О чём любишь слушать?

- Можешь ли ты назвать любимую книгу?

- Кто её автор?    

Формирование читательской самостоятельности, которая формируется и дома, и в школе была, есть и будет актуальна всегда, но сегодня особенно. Как проводят многие школьники свободное время? Безусловно, это – спортивные секции, музыкальная школа, клубы по интересам, и чтобы, не смотря ни на что,  наши дети любили читать, нужно формировать навык умения читать с удовольствием, а для этого мы, взрослые (родители, учителя) должны показывать «культуру чтения» и хорошо знать рынок печатной продукции.

    Центральным звеном в работе по формированию читательской самостоятельности младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников. Литературные игры – это игры и упражнения по развитию речи: головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды), викторины, стилизованные игры («Умницы», «Сильное звено», «Поле чудес», «Сильное звено», «Умники и умницы»).

     Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, и разгадывание имён литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев книг по описанию.  

Читательская самостоятельность, как методическое понятие.

Рассмотрим понятие «читательской самостоятельности» в работах разных авторов.

Таблица 1 Сущность понятия «читательская самостоятельность», предложенная различными авторами

Исследователь

Суть взглядов

К. Ушинский [8]

Читательская самостоятельность - это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его

Н. Рубакин [4]

Читательская самостоятельность - это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью

Н.Светловская [9]

Читательская самостоятельность - это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт в книгах пока не описан

Г. Наумчук [4]

Читательская самостоятельность - это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации

О. Джежелей [2]

Читательская самостоятельность - это умение и желание вкладывать в чтение «труд души», размышление над книгой еще до чтения, восприятие содержания, обдумывание прочитанного, когда книга уже закрыта

С. Дорошенко [4]

Читательская самостоятельность включает в себя сформированность техники чтения, умения слушать, воспринимать и осознавать прочитанное

 

Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что читательская самостоятельность представляет личностное свойство школьника, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников по чтению. Читательская самостоятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки.

Чтобы методически правильно влиять на процесс включения книги - собеседника в жизнь младшего школьника, учителю нужны хорошие и разные книги - собеседники, доступные данному возрасту.

Вживаясь, вглядываясь в чужой опыт, читатель приобретает знания о том, что бывает, что в каком случае и как заканчивается в зависимости от нашего поведения. Таким образом, читатель ищет и находит себя и своё место в жизни. Книга становится другом, советчиком.

На развитие познавательного интереса к чтению влияет отбор материала для чтения, организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных методов и приёмов. Учитель должен помочь каждому ребёнку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их, «разговаривать» с ними, овладевая всеми читательскими премудростями, чтобы с помощью книг-собеседников лучше осознать себя и понимать окружающий мир.

Заключение.

Таким образом, через уроки литературного чтения и уроки внеклассного чтения ученики приобретают первичные навыки работы с книгой, которые отбираются учителем, а в дальнейшем без ограничения с доступным кругом детских книг. В процессе этой деятельности и формируется читательская самостоятельность ребёнка, благодаря которой он хочет и может читать доступные по возрасту детские книги.

Начальная школа должна сформировать младшего школьника как осознанного читателя,  проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть, читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определённой начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.

Работа по формированию читательской самостоятельности должна продолжаться на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Работа по выявлению уровня сформированности самостоятельности и уровня  литературного  развития должны проводиться в конце каждой четверти.

 

Список используемой литературы.

  1.  Гобова Е.С. Понимать детей - дело интересное / Е.С.Гобова. - М.: Аграф, 1997. - 240с.
  2.  Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005. - 96с.
  3.  Егорова Н.С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков / Начальная школа. - 1998. - № 9. - С.11-16.
  4.  Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности а обучении чтению / С.Н.Костромина. - М.: Ось-89, 2006. - 240с.
  5.  Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум / Сост. Б.А.Ланин. - М.: Академия, 2003. - 380с.
  6.  Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] http://uobr.net/wp-content/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm
  7.  Национальная программа поддержки и развития чтения // Библиотека.-№1.-2006.
  8.  Программы для средней общеобразовательной школы. 1-2 классы. - К.: Початкова школа, 2002. - 296с. .
  9.  Светловская. Н.Н. Методика внеклассного чтения.- М.,1977.
  10.  Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа. - 2003. - № 1. - С.11-18.
  11.  Тихомирова И.И. Стимулы и мотивы чтения // Школьная библиотека.-№5.-2002.
  12.  Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. - М.: Просвещение, 1975.
  13.  Локалова Н. П. Почему дети не умеют читать и как сформировать у них интерес к чтению. - Начальная школа. – 2007, №12.
  14.  Левин В. А.  Когда маленький школьник становится большим читателем. -  М.: Лайда,1994.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45936. Погрешности средств измерений. Систематическая погрешность средств измерений. Случайная погрешность средств измерений. Абсолютная, относительная погрешность. Точность средств измерений. Класс точности средств измерений 12.85 KB
  Погрешности средств измерений. Систематическая погрешность средств измерений. Случайная погрешность средств измерений. Точность средств измерений.
45937. Эталоны единиц физической величины. Эталон еденицы физической величины. Поверочная схема для средств измерений. Рабочий эталон. Вторичный эталон. Международный эталон 12.86 KB
  Эталоны единиц физической величины. Эталон еденицы физической величины. Рабочий эталон. Вторичный эталон.
45938. Средства измерительной техники. Средство измерений. Автоматичесое средство измерений. Автоматизированное средство измерений 12.24 KB
  Средство измерений. Автоматичесое средство измерений. Автоматизированное средство измерений. Средства измерительной техники измерительная техника обобщающее понятие охватывающее технические средства специально предназначенные для измерений.
45939. Классификация размерных цепей. Основные термины и определения. Метод расчета размерных цепей, обеспечивающие полную взаимозаменяемость 35.97 KB
  Размерные цепи отражают объективные размерные связи в конструкции машины технологических процессах изготовления ее детали и сборки при измерении возникающие в соответствии с условиями решаемых задач. Обозначаются размерные цепи прописными буквами русского алфавита и строчными буквами греческого алфавита кроме . Размеры образующие размерную цепь называют звеньями размерной цепи. Одно звено в размерной цепи замыкающее исходное а остальные составляющие.
45941. Назначение и виды валов и осей. Типы соединения вала с установленными на нем деталями. Технические требования к рабочим поверхностям вала. Расчет вала на прочность по напряжению изгиба и кручения 28.5 KB
  Валы в отличие от осей предназначены для передачи вращающих моментов и в большинстве случаев для поддержания вращающихся вместе с ними относительно подшипников различных деталей машин. Валы несущие на себе детали через которые передается вращающий момент воспринимают от этих деталей нагрузки и следовательно работают одновременно на изгиб и кручение. При действии на установленные на валах детали осевых нагрузок валы дополнительно работают на растяжение или сжатие. Прямые валы в зависимости от...
45942. Муфты. Виды соединительных муфт. Особенности их назначения и эксплуатации 28.5 KB
  Муфты. Муфты приводов осуществляют соединение валов концы которых подходят один к другому вплотную или разведены на небольшое расстояние причем соединение должно допускать передачу вращающего момента от одного вала к другом. Муфты приводов подразделяются на четыре класса Класс 1 нерасцепляемые муфты в которых ведущая и ведомая полумуфты соединены между собой постоянно. Класс 2 управляемые муфты позволяющие сцеплять и расцеплять ведущий и ведомый валы как во время их остановки так и во время работы на ходу.
45943. Подшипники скольжения. Виды подшипников по назначению и воспринимаемой нагрузке. Типовые элементы конструкции. Материалы вкладышей 29 KB
  В зависимости от рода трения в подшипнике различают подшипники скольжения в которых опорная поверхность оси или вала скользит по рабочей поверхности подшипника и подшипники качения в которых развивается трение качения благодаря установке шариков или роликов между опорными поверхностями оси или вала и подшипника. В зависимости от направления воспринимаемой нагрузки подшипники скольжения различают: радиальные для восприятия радиальных т. При одновременном действии на ось или вал радиальных и осевых нагрузок обычно применяют сочетание...
45944. Подшипники качения. Классификация и краткая характеристика их применяемости. Расчетная долговечность и коэффициент работоспособности 28.5 KB
  Методы регулировки зазора в подшипниках качения. Подшипники качения состоят из наружного и внутреннего колец с дорожками качения; шариков или роликов которые катятся по дорожкам качения колец; сепаратора разделяющего и направляющего шарики или ролики что обеспечивает их правильную работу. По форме тел качения различают шариковые и роликовые подшипники.