75862

Визначення і методи комп. Бібліографування та реферування

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

К аналитическим методам относятся: Общий библиографический анализ документа осуществляемый в целях выяснения ее основной тематики формальных и содержательных особенностей достоинств и недостатков целевого и читательского назначения; Библиографическое описание документа...

Украинкский

2015-01-26

24.53 KB

1 чел.

41. Визначення і методи комп. Бібліографування та реферування

Информационные службы используют как новые методы обработки, так и традиционные методы библиографирования.

Методы библиографирования делятся на две группы:

- аналитические;

- синтетические.

К аналитическим методам относятся:

1) Общий библиографический анализ документа, осуществляемый в целях выяснения ее основной тематики, формальных и содержательных особенностей, достоинств и недостатков, целевого и читательского назначения;

2) Библиографическое описание документа;

3) Аннотирование или реферирование;

4) Индексирование и предметизация, т.е. выражение содержания документа с помощью предметных рубрик или условных знаков какой-то классификации.

Результат последних трех операций в совокупности объединяются в библиографическую запись, составление которой образует переход от аналитических методов к синтетическим.

К синтетическим методам библиографирования относятся:

1) Выявление документа как объекта библиографирования в целях их последующей библиографической обработки, представляющее собой начальный синтез, фактически предшествующий библиографическому анализу;

2) Отбор документов по заранее заданным критериям;

3) Группировка библиографических записей в библиографическом пособии.

Библиографическое описание – результат анализа первичного документа с целью идентификации и выявления совокупности необходимых и достаточных внешних признаков, преимущественно выявляемых по титулу документа без ознакомления с содержанием текста. Библиографическое описание первичных документов – самая лаконичная, «отчужденная» от содержания первичных документов разновидность вторичных документов.

Библиографическое описание позволяет:

- выделить по перечню сведения данного первичного документа и найти его среди множества других (адресная функция);

- получить предварительное представление об отраслевой принадлежности, тематике, содержании, целевом и читательском назначении, актуальности, достоверности и объеме приведенных сведений (функция информирования);

- при достаточно информативном (точном, емком) заглавии выполнять сигнальную функцию, способствуя подготовке оперативных вторичных источников информации.

Даже полное библиографическое описание – самый отчужденный, свернутый вторичный документ. Единые требования к составлению библиографического описания обеспечивают единообразие, выполнение которых обязательно и для

традиционного (бумажного) и для компьютерного режимов.

Реферирование предполагает подробное ознакомление с текстом первичного документа с целью идентификации новизны, полноты, полезности содержания, выявления основных, наиболее важных, принципиальных фактических сведений и гипотез, теорий, методик, методов.

Самое трудоемкое – это установить важнейшие факты, поскольку гипотезы, теории, методики и методы включаются обычно полностью или в очень обобщенном виде. Факты же должны быть оценены и отобраны для включения в реферат, тем более, что селективные процессы не только сложны, но и субъективны.

Выбор основных фактов возможен из следующих частей текста:

введения или предисловия; той части текста, где указываются цель и задачи документа; где излагаются гипотезы и концепции; теории, методики и методы; где формулируются выводы. Фактические сведения содержатся и в заключении, рекомендациях и даже предположениях.

Понимание значимости в современных условиях рыночной экономики рефератов особенно на зарубежные издания, отсутствующие в библиотеках и других информационных центрах, приносит значительный эффект и прежде всего

при выполнении научно-практических разработках. Из всех вторичных документов реферат отражает подробное содержание первичного документа и отличается объемом и степенью обобщения материала.

Общие требования к рефератам:

- содержание определяется библиографическим описанием, но не повторяет его заглавия и другие элементы, предполагает выявление структуры первичных документов и основных аспектов раскрытия содержания;

- аннотацию можно рассматривать как расширенное оглавление (структуру) первичного документа, позволяющего получить представление о том, освещен ли данный вопрос, как широко освещен, в сочетании с какими вопросами, в каких областях дополнительно может быть использован;

- аннотация определяется характером анализируемого материала (технология, оборудование, материал, свойства, направления

исследований и т.д.)

- аннотация должна быть соразмерна отражению отдельных аспектов по отношению к их объему в полном тексте и должна передавать смысл первичного документа своими словами;

- аннотации должны отражать сведения о степени новизны, точно передавать содержание, грамотно, четко и сжато излагать материал.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39731. Товар может быть классифицирован по следующим основаниям 16.63 KB
  В зависимости от ритма совершения покупки все товары можно разделить на: Товары повседневного спроса товары которые потребитель обычно покупает часто без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Товары предварительного выбора товары которые потребитель в процессе выбора и покупки как правило сравнивает между собой по показателям пригодности качества цены и внешнего оформления. Товары импульсной покупки приобретают без всякого предварительного планирования и поисков. Обычно такие товары продаются во многих...
39733. Товарный ассортимент и товарная номенклатура 18.24 KB
  Широта товарного ассортимента. Решение о наращивании товарного ассортимента. Товарный ассортимент любой фирмы является частью общего товарного ассортимента предлагаемого отраслью в целом. Наращивание ассортимента происходит тогда когда фирма выходит за пределы того что производит в настоящее время.
39734. Жизненный цикл товара 16.75 KB
  Характерным является небольшой рост объёмов продаж и соответственно прибыль минимальна или её вообще нет. Период быстрого роста объёма продаж если товар принят рынком и спрос на него растёт. Прибыль также возрастает по мере увеличения объёма продаж. Объемы продаж значительны но дальнейшего роста продаж не наблюдается.
39735. Ценообразующие факторы 16.94 KB
  Все многообразие ценообразующих факторов как показывает экономическая практика можно разделить на три группы: базовые неконъюнктурные; конъюнктурные; регулирующие связанные с государственной политикой. Действие этой группы факторов различно на рынках разных типов. Так в условиях товарного рынка неконъюнктурные факторы считаются внутрипроизводственными затратными стоимостными поскольку движение цен под воздействием лишь этих факторов однонаправлено с движением затрат. Действие конъюнктурных факторов объясняется изменчивостью...
39737. Возникновение и сущность маркетинга, сбытовой и маркетинговой подходы к деятельности фирмы, цели маркетинга 167.5 KB
  Возникновение и сущность маркетинга сбытовой и маркетинговой подходы к деятельности фирмы цели маркетинга. Становление маркетинга как основы экономического поведения фирмы следует отнести к периоду последующему за великой депрессией охватившей Запад в 19291933 годах . Основными понятиями сферы маркетинга являются следующие: нужды потребности запросы товар обмен сделка и рынок. Введение в практику предпринимательства концепции маркетинга позволяют решить целый комплекс вопросов: 1.
39738. Маркетинг. Общие понятия маркетинга 872 KB
  Спрос это совокупный запрос группы потребителей. Предвидеть прогнозировать спрос можно только постоянно изучая потребителей так чтобы разрабатывать и предлагать именно то что они хотят и в чем нуждаются. Стимулировать значит вызывать у потребителей стремление к тому что предлагает фирма привлекательно оформляя продукт интенсивно его рекламируя и так далее. Маркетинговая деятельность может быть направлена как на потребителей так и на население в целом.