75872

Роль контексту у лінгвістичному забезпеченні інформаційних систем

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

К сфере лингвистического обеспечения мы относим три основные задачи которые должны решаться при создании любой автоматизированной библиотечной системы структуризация библиографической записи индексация библиографической записи средствами...

Украинкский

2015-01-26

27.29 KB

0 чел.

51. Роль контексту у лінгвістичному забезпеченні інформаційних систем.

К сфере лингвистического обеспечения мы относим три основные задачи, которые должны решаться при создании любой автоматизированной библиотечной системы - структуризация библиографической записи, индексация библиографической записи средствами информационно-поискового языка и представление библиографической записи.

Таким образом, под лингвистическим обеспечением (ЛО) следует понимать совокупность средств естественного и искусственных языков, применяемых в АИПС(Автоматизированная информационно-поисковая система) для структуризации, индексации, поиска и представления библиографических записей.

Как представляется, эти три составляющих ЛО присутствуют в любой информационной системе, независимо от ее технической базы - от карточных каталогов и печатных библиографических указателей до новейших информационных систем.

Наиболее существенные проблемы теории лингвистического обеспечения:

1. Вопрос о "предмете документа", дефиниции, когнитивно-лингвистический и философский аспекты проблемы.

2. Проблема "адекватности" при функционировании любого ИПЯ, и вообще в библиотечно-библиографических процессах. Сюда, в частности, следует отнести и проблему полноты/краткости библиографической записи.

3. Контекстуальная субъективность при индексации и библиографическом поиске документов, устойчивость и последовательность описания и индексирования документа.

Контекст — законченный отрывок письменной или устной речи (текста), общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов, предложений, и т. п.

Контекст – это фрагмент речи, который включает в себя информацию, позволяющую трактовать дальнейшие слова и предложения с учетом отсылки на озвученную ранее какую-либо информацию (в том самом начальном фрагменте речи).

Поисковые системы с кластеризацией результатов поиска обеспечивают возможность выделения слов, часто встречающихся совместно со словами поискового запроса, в этом случае важен контекст. Однако использование только кластерного анализа не дает существенных преимуществ поисковым системам данного типа. Улучшение качества поиска, особенно при обработке запросов на естественном языке возможно только на основе использования синтаксического и семантического анализа.

В контексте сегодняшнего состояния информатики и ее места в обществе можно говорить о следующих компонентах «прикладного» информационного образования:

1. "Компьютерная грамотность" - эффективное использование средств вычислительной техники и стандартного программного обеспечения, средств электронных коммуникаций. Предполагает понимание основных особенностей машинных форм представления и хранения информации различного вида. Обеспечивает осознание роли и места информационных методов и средств в жизни современного общества, основных направлений их развития и применения в гуманитарной сфере.

2. Знание принципов и основ алгоритмизации, закрепленных практикой программирования на языках высокого уровня и использования средств автоматизации разработки.

Дает понимание необходимости четкой спецификации задач и жесткой обусловленности их решения (и умение обходиться имеющимися средствами).

3. “Информационная культура” - умение оптимального обоснованного выбора объектов, методов и средств автоматизации в сфере основной деятельности. Основывается на знании принципов структурного анализа, умении выделять главные и обеспечивающие направления исследования, систематизировать предпосылки и генерировать конструктивные научные гипотезы. Предполагает наличие навыков структурирования и адекватного представления информационных объектов.

Информационная культура в значительной степени базируется на понимании концепций информационных систем и, в частности, баз данных, являющихся наиболее показательным примером хорошо формализованного машинного образа реальных объектов и предполагающих необходимость достаточно высокого уровня абстрагирования. Закрепляет понимание разделения ролей: человек обеспечивает определение и структуризацию целей с выделением приоритетных задач, а также нахождение методов их решения (т.е. определяет условности, условия и критерии оценки результата), а вычислительная система - эффективное (оперативное и не ресурсоемкое) решение задач, уже сведенных к численным или алгоритмическим методам.

Формирование целостного мировоззрения тесно связано с воспитательной задачей формирования профессионально-ориентированной личности - специалиста, способного самостоятельно поставить задачу, определить методы и средства ее решения, организовать решение и внедрение в производство

Достижению этой цели способствуют организационно-методические задачи:

- оптимального сочетания аудиторных занятий с самостоятельной творческой работой студентов;

- систематический и постоянный контроль знаний;

- обеспечения прочности усвоения знаний путем рационального сочетания индивидуальных, групповых и самостоятельных занятий;

- формирования умения при решении профессиональных задач работать в коллективе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78572. Збережемо природу Землі разом 95 KB
  Мета. Поглибити і розширити знання учнів про вплив людини на природу Землі. Підвести дітей до усвідомлення необхідності зберігати та примножувати природні багатства, раціонально їх використовувати.
78573. Що належить до природи. Жива і нежива природа 35.5 KB
  Мета: розширити знання учнів про різноманітність природи; формувати уявлення про живу та неживу природу; вчити відрізняти предмети природи від речей виготовлених людиною; розвивати вміння спостерігати за об’єктами природи; виховувати дбайливе ставлення до природи речей створених людиною.
78574. Охорона природи України 165.5 KB
  Поглибити і розширити знання дітей про роль природи її вплив на людину про необхідність збереження і охорони природного середовища; підвести дітей до усвідомлення необхідності зберігати і примножувати природні багатства раціонально їх використовувати.
78575. Охрана природы 10.03 MB
  Много животных там стало водиться: Змеи слоны черепахи и птицы. За 1000 лет наша Земля изменилась до неузнаваемости: обмелевшие реки вырубленные леса нефтяные пятна на поверхности морей и океанов сотни исчезнувших растений и животных.
78576. Допоможемо природі 37 KB
  На мелодію з мультфільму Бременські музики Весь світ у нас в руках Керують ним лиш люди Дізнатись хочем ми Що завтра з світом буде Ось ми прийшли сюди до Вас Привіт Бонжур Хеллоу Те що розкажемо в цей час Хвилює всіх давно Нумо в цей час Слухайте нас Загітувати...
78577. Водойми рідного краю. Охорона водойм 64.5 KB
  Виховувати любов до природи та дбайливе ставлення до водойм. Формувати в учнів поняття «водойми». З’ясувати значення водойм рідного краю у житті людини. Ознайомити з різноманітністю водойм рідного краю. Розвивати пізнавальний інтерес, уміння аналізувати, порівнювати, робити висновки.
78578. Водойми України 67.5 KB
  Мета: розкрити значення води в житті людини та природи; ознайомити учнів із поняттями водойми, джерела, річки, озера, болота, моря та їх значенням в житті людини; розвивати вміння спостерігати, робити висновки, узагальнювати; виховувати дбайливе ставлення до водойм.
78579. Які бувають рослини? 184 KB
  Ознайомити учнів з різноманітним світом рослин; навчати порівнювати дерева кущі трав’янисті рослини; розкрити значення рослин у житті людини; розвивати зв’язне мовлення мислення дітей; виховувати дбайливе ставлення до рослин бажання доглядати охороняти природу.
78580. Сонце, сонечко та соняшник 51 KB
  Мета: формувати в учнів уявлення про Сонце про залежність життя рослин і тварин від сонячного світла і тепла; розвивати мовленнєві здібності уміння декламувати; виховувати інтерес до знань. Сонце Девіз уроку: Веди нас сонечко в політ Більше дізнаємось про світ.