75872

Роль контексту у лінгвістичному забезпеченні інформаційних систем

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

К сфере лингвистического обеспечения мы относим три основные задачи которые должны решаться при создании любой автоматизированной библиотечной системы структуризация библиографической записи индексация библиографической записи средствами...

Украинкский

2015-01-26

27.29 KB

0 чел.

51. Роль контексту у лінгвістичному забезпеченні інформаційних систем.

К сфере лингвистического обеспечения мы относим три основные задачи, которые должны решаться при создании любой автоматизированной библиотечной системы - структуризация библиографической записи, индексация библиографической записи средствами информационно-поискового языка и представление библиографической записи.

Таким образом, под лингвистическим обеспечением (ЛО) следует понимать совокупность средств естественного и искусственных языков, применяемых в АИПС(Автоматизированная информационно-поисковая система) для структуризации, индексации, поиска и представления библиографических записей.

Как представляется, эти три составляющих ЛО присутствуют в любой информационной системе, независимо от ее технической базы - от карточных каталогов и печатных библиографических указателей до новейших информационных систем.

Наиболее существенные проблемы теории лингвистического обеспечения:

1. Вопрос о "предмете документа", дефиниции, когнитивно-лингвистический и философский аспекты проблемы.

2. Проблема "адекватности" при функционировании любого ИПЯ, и вообще в библиотечно-библиографических процессах. Сюда, в частности, следует отнести и проблему полноты/краткости библиографической записи.

3. Контекстуальная субъективность при индексации и библиографическом поиске документов, устойчивость и последовательность описания и индексирования документа.

Контекст — законченный отрывок письменной или устной речи (текста), общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов, предложений, и т. п.

Контекст – это фрагмент речи, который включает в себя информацию, позволяющую трактовать дальнейшие слова и предложения с учетом отсылки на озвученную ранее какую-либо информацию (в том самом начальном фрагменте речи).

Поисковые системы с кластеризацией результатов поиска обеспечивают возможность выделения слов, часто встречающихся совместно со словами поискового запроса, в этом случае важен контекст. Однако использование только кластерного анализа не дает существенных преимуществ поисковым системам данного типа. Улучшение качества поиска, особенно при обработке запросов на естественном языке возможно только на основе использования синтаксического и семантического анализа.

В контексте сегодняшнего состояния информатики и ее места в обществе можно говорить о следующих компонентах «прикладного» информационного образования:

1. "Компьютерная грамотность" - эффективное использование средств вычислительной техники и стандартного программного обеспечения, средств электронных коммуникаций. Предполагает понимание основных особенностей машинных форм представления и хранения информации различного вида. Обеспечивает осознание роли и места информационных методов и средств в жизни современного общества, основных направлений их развития и применения в гуманитарной сфере.

2. Знание принципов и основ алгоритмизации, закрепленных практикой программирования на языках высокого уровня и использования средств автоматизации разработки.

Дает понимание необходимости четкой спецификации задач и жесткой обусловленности их решения (и умение обходиться имеющимися средствами).

3. “Информационная культура” - умение оптимального обоснованного выбора объектов, методов и средств автоматизации в сфере основной деятельности. Основывается на знании принципов структурного анализа, умении выделять главные и обеспечивающие направления исследования, систематизировать предпосылки и генерировать конструктивные научные гипотезы. Предполагает наличие навыков структурирования и адекватного представления информационных объектов.

Информационная культура в значительной степени базируется на понимании концепций информационных систем и, в частности, баз данных, являющихся наиболее показательным примером хорошо формализованного машинного образа реальных объектов и предполагающих необходимость достаточно высокого уровня абстрагирования. Закрепляет понимание разделения ролей: человек обеспечивает определение и структуризацию целей с выделением приоритетных задач, а также нахождение методов их решения (т.е. определяет условности, условия и критерии оценки результата), а вычислительная система - эффективное (оперативное и не ресурсоемкое) решение задач, уже сведенных к численным или алгоритмическим методам.

Формирование целостного мировоззрения тесно связано с воспитательной задачей формирования профессионально-ориентированной личности - специалиста, способного самостоятельно поставить задачу, определить методы и средства ее решения, организовать решение и внедрение в производство

Достижению этой цели способствуют организационно-методические задачи:

- оптимального сочетания аудиторных занятий с самостоятельной творческой работой студентов;

- систематический и постоянный контроль знаний;

- обеспечения прочности усвоения знаний путем рационального сочетания индивидуальных, групповых и самостоятельных занятий;

- формирования умения при решении профессиональных задач работать в коллективе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9107. ДЕРЖАВА І ПРАВО КИЇВСЬКОЇ РУСІ 166.5 KB
  ДЕРЖАВА І ПРАВО КИЇВСЬКОЇ РУСІ Утворення, розвиток і занепад Київської Русі. Суспільний лад. Державний устрій. Характеристика права. 1. Утворення, розвиток і занепад Київської Русі У Літописі Руськомуo (який містить Повість време...
9108. ДЕРЖАВА І ПРАВО ГАЛИЦЬКО-ВОЛИНСЬКОГО КНЯЗІВСТВА 370 KB
  ДЕРЖАВА І ПРАВО ГАЛИЦЬКО-ВОЛИНСЬКОГО КНЯЗІВСТВА (друга половина 11 - середина 14 ст.) Утворення, розвиток і занепад Галицько-Волинського князівства. Суспільний лад. Державний устрій. Характеристика права. 1. Утворення Га...
9109. ДЕРЖАВА І ПРАВО УКРАЇНСЬКИХ ЗЕМЕЛЬ У СКЛАДІ ВЕЛИКОГО КНЯЗІВСТВА ЛИТОВСЬКОГО ТА РЕЧІ ПОСПОЛИТОЇ 306.5 KB
  ДЕРЖАВА І ПРАВО УКРАЇНСЬКИХ ЗЕМЕЛЬ У СКЛАДІ ВЕЛИКОГО КНЯЗІВСТВА ЛИТОВСЬКОГО ТА РЕЧІ ПОСПОЛИТОЇ 1. Приєднання українських земель до Великого князівства Литовського і Речі Посполитої. 2. Виникнення українського козацтва. Запорізька Січ. 3. Суспільний ...
9110. ДЕРЖАВА І ПРАВО УКРАЇНИ У ПЕРІОД НАРОДНО-ВИЗВОЛЬНОЇ ВІЙНИ 1648-1654 рр. 143 KB
  ДЕРЖАВА І ПРАВО УКРАЇНИ У ПЕРІОД НАРОДНО-ВИЗВОЛЬНОЇ ВІЙНИ 1648-1654 рр. Антикріпосницький і національно-визвольний характер народної війни. Суспільний лад України у період народно-визвольної війни. Державний устрій України періоду...
9111. ДЕРЖАВА І ПРАВО УКРАЇНИ У ПЕРІОД КОЗАЦЬКО-ГЕТЬМАНСЬКОЇ ДОБИ (СЕРЕДИНА 17 – КІНЕЦЬ 18 СТ.) 287 KB
  ДЕРЖАВА І ПРАВО УКРАЇНИ У ПЕРІОД КОЗАЦЬКО-ГЕТЬМАНСЬКОЇ ДОБИ (СЕРЕДИНА 17 - КІНЕЦЬ 18 СТ.) 1. Перерозподіли території України між іноземними державами. 2. Суспільний лад Козацько-гетьманської держави. 3. Державний устрій Козацько-гетьманської де...
9112. ДЕРЖАВА І ПРАВО УКРАЇНИ У СКЛАДІ РОСІЙСЬКОЇ ІМПЕРІЇ У ПЕРШІЙ ПОЛОВИНІ 19 СТ. 135.5 KB
  ДЕРЖАВА І ПРАВО УКРАЇНИ У СКЛАДІ РОСІЙСЬКОЇ ІМПЕРІЇ У ПЕРШІЙ ПОЛОВИНІ 19 СТ. Криза і розпад феодально-кріпосницького ладу. Суспільний лад. Державний устрій. Характеристика права. Криза і розпад феодально-кріпосницького ...
9113. ДЕРЖАВА І ПРАВО УКРАЇНИ У СКЛАДІ РОСІЙСЬКОЇ ІМПЕРІЇ У ДРУГІЙ ПОЛОВИНІ 19 СТ 208.5 KB
  ДЕРЖАВА І ПРАВО УКРАЇНИ У СКЛАДІ РОСІЙСЬКОЇ ІМПЕРІЇ У ДРУГІЙ ПОЛОВИНІ 19 СТ. Скасування кріпосного права. Суспільний лад. Державний устрій. Характеристика права. 1. Скасування кріпосного права Правову основу селянської реформ...
9114. ДЕРЖАВА І ПРАВО ЗАХІДНОУКРАЇНСЬКИХ ЗЕМЕЛЬ У СКЛАДІ АВСТРО-УГОРСЬКОЇ ІМПЕРІЇ (1772-1918 рр.) 261.5 KB
  ДЕРЖАВА І ПРАВО ЗАХІДНОУКРАЇНСЬКИХ ЗЕМЕЛЬ У СКЛАДІ АВСТРО-УГОРСЬКОЇ ІМПЕРІЇ (1772-1918 рр.) 1. Загарбання західноукраїнських земель Австрійською монархією і Угорським королівством і австро-угорська колоніальна політика. 2. Суспільний ладзахідн...
9115. ДЕРЖАВА І ПРАВО У ПЕРІОД ВІДРОДЖЕННЯ УКРАЇНСЬКОЇ ДЕРЖАВНОСТІ (1917-1920 рр.) 222.5 KB
  ДЕРЖАВА І ПРАВО У ПЕРІОД ВІДРОДЖЕННЯ УКРАЇНСЬКОЇ ДЕРЖАВНОСТІ (1917-1920 рр.) 1. Лютнева революція 1917 р. у Росії. Розпад Російської імперії і встановлення влади Тимчасового уряду. 2. Утворення Української Центральної Ради. Державний устрій і право ...