75872

Роль контексту у лінгвістичному забезпеченні інформаційних систем

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

К сфере лингвистического обеспечения мы относим три основные задачи которые должны решаться при создании любой автоматизированной библиотечной системы структуризация библиографической записи индексация библиографической записи средствами...

Украинкский

2015-01-26

27.29 KB

0 чел.

51. Роль контексту у лінгвістичному забезпеченні інформаційних систем.

К сфере лингвистического обеспечения мы относим три основные задачи, которые должны решаться при создании любой автоматизированной библиотечной системы - структуризация библиографической записи, индексация библиографической записи средствами информационно-поискового языка и представление библиографической записи.

Таким образом, под лингвистическим обеспечением (ЛО) следует понимать совокупность средств естественного и искусственных языков, применяемых в АИПС(Автоматизированная информационно-поисковая система) для структуризации, индексации, поиска и представления библиографических записей.

Как представляется, эти три составляющих ЛО присутствуют в любой информационной системе, независимо от ее технической базы - от карточных каталогов и печатных библиографических указателей до новейших информационных систем.

Наиболее существенные проблемы теории лингвистического обеспечения:

1. Вопрос о "предмете документа", дефиниции, когнитивно-лингвистический и философский аспекты проблемы.

2. Проблема "адекватности" при функционировании любого ИПЯ, и вообще в библиотечно-библиографических процессах. Сюда, в частности, следует отнести и проблему полноты/краткости библиографической записи.

3. Контекстуальная субъективность при индексации и библиографическом поиске документов, устойчивость и последовательность описания и индексирования документа.

Контекст — законченный отрывок письменной или устной речи (текста), общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов, предложений, и т. п.

Контекст – это фрагмент речи, который включает в себя информацию, позволяющую трактовать дальнейшие слова и предложения с учетом отсылки на озвученную ранее какую-либо информацию (в том самом начальном фрагменте речи).

Поисковые системы с кластеризацией результатов поиска обеспечивают возможность выделения слов, часто встречающихся совместно со словами поискового запроса, в этом случае важен контекст. Однако использование только кластерного анализа не дает существенных преимуществ поисковым системам данного типа. Улучшение качества поиска, особенно при обработке запросов на естественном языке возможно только на основе использования синтаксического и семантического анализа.

В контексте сегодняшнего состояния информатики и ее места в обществе можно говорить о следующих компонентах «прикладного» информационного образования:

1. "Компьютерная грамотность" - эффективное использование средств вычислительной техники и стандартного программного обеспечения, средств электронных коммуникаций. Предполагает понимание основных особенностей машинных форм представления и хранения информации различного вида. Обеспечивает осознание роли и места информационных методов и средств в жизни современного общества, основных направлений их развития и применения в гуманитарной сфере.

2. Знание принципов и основ алгоритмизации, закрепленных практикой программирования на языках высокого уровня и использования средств автоматизации разработки.

Дает понимание необходимости четкой спецификации задач и жесткой обусловленности их решения (и умение обходиться имеющимися средствами).

3. “Информационная культура” - умение оптимального обоснованного выбора объектов, методов и средств автоматизации в сфере основной деятельности. Основывается на знании принципов структурного анализа, умении выделять главные и обеспечивающие направления исследования, систематизировать предпосылки и генерировать конструктивные научные гипотезы. Предполагает наличие навыков структурирования и адекватного представления информационных объектов.

Информационная культура в значительной степени базируется на понимании концепций информационных систем и, в частности, баз данных, являющихся наиболее показательным примером хорошо формализованного машинного образа реальных объектов и предполагающих необходимость достаточно высокого уровня абстрагирования. Закрепляет понимание разделения ролей: человек обеспечивает определение и структуризацию целей с выделением приоритетных задач, а также нахождение методов их решения (т.е. определяет условности, условия и критерии оценки результата), а вычислительная система - эффективное (оперативное и не ресурсоемкое) решение задач, уже сведенных к численным или алгоритмическим методам.

Формирование целостного мировоззрения тесно связано с воспитательной задачей формирования профессионально-ориентированной личности - специалиста, способного самостоятельно поставить задачу, определить методы и средства ее решения, организовать решение и внедрение в производство

Достижению этой цели способствуют организационно-методические задачи:

- оптимального сочетания аудиторных занятий с самостоятельной творческой работой студентов;

- систематический и постоянный контроль знаний;

- обеспечения прочности усвоения знаний путем рационального сочетания индивидуальных, групповых и самостоятельных занятий;

- формирования умения при решении профессиональных задач работать в коллективе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9428. Исследование больных с патологией ССС. Расспрос и осмотр. Пальпация прекардиальной области 31.21 KB
  Исследование больных с патологией ССС. Расспрос и осмотр. Пальпация прекардиальной области. Болезни сердца и сосудов в развитых странах занимают 1 место в структуре смертности населения. История кардиологии Боткин Сергей Петрович 1...
9429. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме и патологии 28.68 KB
  Аускультация сердца. Тоны сердца в норме и патологии. Правила аускультации: Проводится после расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии сердца. Сердце выслушивают (если позволяет состояние больного) стоя, сидя, лежа на левом боку, на право...
9430. Аускультация сердца. Сердечные шумы 28.02 KB
  Аускультация сердца. Сердечные шумы. Сердечные шумы - это более продолжительные высокочастотные звуки, с частотой 400-1000 Гц, которые возникают при деятельности сердца. Шум возникает в результате турбулентного тока при прохождении крови через ...
9431. Электрокардиография ЭКГ 29.49 KB
  Электрокардиография ЭКГ представляет собой графическое изображение колебаний электрических потенциалов, снятых с поверхности тела Самый распространенный и массовый инструментальный вид исследования. ЭКГ - колебание электрических потенци...
9432. Нарушение сердечного ритма 26.55 KB
  Нарушение сердечного ритма Аритмии являются наиболее распространенными нарушениями сердечного ритма. Их частота не поддается точной оценке. Приходящие нарушения ритма встречаются у большинства здоровых людей. При возникновении заболеваний внутренних...
9433. Симптомология заболеваний пищевода. Дисфагия Нарушение акта глотания 29.38 KB
  Симптомология заболеваний пищевода Дисфагия Боль Пищеводная рвота Срыгивание, отрыжка Изжога Пищеводное кровотечение Дисфагия Нарушение акта глотания Больной ощущает задержку прохождения пищевого комка по пищевода...
9434. Функциональная диагностика при заболеваниях ЖКТ Исследование желудочной секреции 26.72 KB
  Функциональная диагностика при заболеваниях ЖКТ Исследование желудочной секреции Методы исследования: Метод кокционного зондирования Метод окрашивания стенки желудка при помощи орошения специальным красителем через канал эндоскопа при га...
9435. Исследования больных с заболеванием печени и желчевыводящих путей 27.65 KB
  Исследования больных с заболеванием печени и желчевыводящих путей Субъективное исследование жалобы: Симптом печеночной диспепсии (жировая диспепсия) Симптомокомплекс печеночной лени Желтуха Кожный зуд Чувство тяже...
9436. Основные симптомы и синдромы при заболевании почек 29.47 KB
  Основные симптомы и синдромы при заболевании почек Основная морфологическаяи функциональная единица почки нефрон, состоящий из сосудистого клубочка, капсулы и почечных канальцев. В каждой почке содержится около 1.2-1.5 млн. нефронов. Основные ...