75886

Гіпертекст. Базові функції гіпертексту. Види гіпертексту

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Общеизвестным и ярко выраженным примером гипертекста служат вебстраницы документы HTML язык разметки гипертекста размещённые в Сети. Узлы связаны разнообразными отношениями типы которых задаются разработчиками программного обеспечения гипертекста или самим читателем. Компьютерные реализации гипертекста бывают иерархическими или сетевыми. Иерархическое – древовидное – строение гипертекста существенно ограничивает возможности перехода между его компонентами.

Украинкский

2015-01-26

28.87 KB

2 чел.

Гіпертекст. Базові функції гіпертексту. Види гіпертексту.

Гипертекст — термин, введённый Тедом Нельсоном в 1965 году для обозначения «текста ветвящегося или выполняющего действия по запросу». Обычно гипертекст представляется набором текстов, содержащих узлы перехода между ними, которые позволяют избирать читаемые сведения или последовательность чтения. Общеизвестным и ярко выраженным примером гипертекста служат веб-страницы — документы HTML (язык разметки гипертекста), размещённые в Сети.

В более широком понимании термина, гипертекстом является любая повесть, словарь или энциклопедия, где встречаются отсылки к другим частям данного текста.

В компьютерной терминологии, гипертекст — текст, сформированный с помощью языка разметки, потенциально содержащий в себе гиперссылки.

В компьютерной системе гипертекст представлен в виде графа, в узлах которого находятся традиционные тексты или их фрагменты, изображения, таблицы, видеоролики и т.д. Узлы связаны разнообразными отношениями, типы которых задаются разработчиками программного обеспечения гипертекста или самим читателем. Отношения задают потенциальные возможности передвижения, или навигации по гипертексту. Отношения могут быть однонаправленными или двунаправленными. Соответственно, двунаправленные стрелки позволяют двигаться пользователю в обе стороны, а однонаправленные – только в одну. Цепочка узлов, через которые проходит читатель при просмотре компонентов текста, образует путь, или маршрут.

Компьютерные реализации гипертекста бывают иерархическими или сетевыми.

Иерархическое – древовидное – строение гипертекста существенно ограничивает возможности перехода между его компонентами. В таком гипертексте отношения между компонентами напоминают структуру тезауруса, основанного на родо-видовых связях.

Сетевой гипертекст позволяет использовать различные типы отношений между компонентами, не ограничиваясь отношениями «род – вид».

По способу существования гипертекста выделяются статические и динамические гипертексты.

Статический гипертекст не меняется в процессе эксплуатации; в нем пользователь может фиксировать свои комментарии, однако они не меняют существо дела.

Для динамического гипертекста изменение является нормальной формой существования. Обычно динамические гипертексты функционируют там, где необходимо постоянно анализировать поток информации, т.е. в информационных службах различного рода.

Отношения между элементами гипертекста могут изначально фиксироваться создателями, а могут порождаться всякий раз, когда происходит обращение пользователя к гипертексту. В первом случае речь идет о гипертекстах жесткой структуры, а во втором – о гипертекстах мягкой структуры. Жесткая структура технологически вполне понятна. Технология организации мягкой структуры должна основываться на семантическом анализе близости документов (или других источников информации) друг к другу. Это нетривиальная задача компьютерной лингвистики. В настоящее время широко распространено использование технологий мягкой структуры на ключевых словах. Переход от одного узла к другому в сети гипертекста осуществляется в результате поиска ключевых слов. Поскольку набор ключевых слов каждый раз может различаться, каждый раз меняется и структура гипертекста.

Технология построения гипертекстовых систем не делает различий между текстовой и нетекстовой информацией. Между тем включение визуальной и звуковой информации требует существенного изменения интерфейса с пользователем и более мощной программной и компьютерной поддержки. Такие системы получили название гипермедиа, или мультимедиа. Наглядность мультимедийных систем предопределила их широкое использование в обучении, в создании компьютерных вариантов энциклопедий.

Гипермедиа — термин, введённый Тедом Нельсоном, 1965 год. Гипермедиа — это гипертекст, в который включены графика, звук, видео, текст и ссылки, для того чтобы создать основу нелинейной среды информации. Гипермедиа соотносится с определением мультимедиа, которое используется чтобы описать неинтерактивные последовательные данные также как и гипермедиа. Всемирная Паутина — классический пример гипермедиа, где интерактивные единицы соседствуют с мультимедийными.

Под гипертекстовой технологией понимается формирование, поддержка, наращивание и просмотр организованного в виде сети текста на компьютерной основе. Программное обеспечение, поддерживающее гипертекстовую технологию, основывается на четырех базисных функциях, свойственных только гипертексту: замещение, заметки, запросы, ссылки. Использование функции замещение позволяет при просмотре текста заменить любой узел связанной с ним информацией - текстовым фрагментом, рисунком и т.д. Например, вместо заголовка раздела можно получить его текст или аннотации к нему.

Функция заметки позволяет делать "заметки на полях" во всем многообразии выразительных средств современных компьютеров (цветная графика, музыкальное сопровождение, видеофайлы). Эта функция является обратной по отношению к предыдущей: с выделенным узлом при этом связывается определенная информация.

Функция запросы позволяет анализировать текст с определенной точки зрения. При этом может использоваться произвольная информация, связанная с узлом. Поиск может осуществляться по ключевым словам, разделителям, путем сопоставления с образцом и пр., т.е. происходит фильтрация необходимых сведений (знаний) из гипертекста. В сочетании с функцией замещение функция запросы позволяет получать функционально-ориентированные срезы исходного текста, т.е. структурировать текст в соответствии с потребностями пользователей.

Функция ссылки является наиболее важной функцией гипертекста. Она дает возможность использовать связи информационной сети, в виде которой представлен гипертекст как объект. Благодаря этим связям функция осуществляет обращение к ассоциативно связанным фрагментам (узлам) данного узла. Физически это означает целенаправленный просмотр текста, причем в различных направлениях и на различную глубину.

Направление можно указывать с помощью "мыши" в диалоговом режиме (пролистывание текста), либо автоматически с помощью запросов, осуществляющих фильтрацию информации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46758. ПОЗИЦИОННЫЕ СВЯЗИ И БАЗИРОВАНИЕ 28.79 KB
  Погрешности формы и размеров обработанных заготовок определяются отклонениями положений режущих кромок и заготовок от траектории заданного формообразующего движения. Задачи взаимной ориентировки деталей и сборочных единиц в машинах при их сборке и заготовок на станках при изготовлении деталей решаются их базированием. При механической обработке заготовок на станках базированием принято считать придание заготовке требуемого положения относительно элементов станка определяющих траектории движения подачи обрабатывающего инструмента. В связи...
46759. The traditional communicative classification of the sentences 29 KB
  In accord with the purpose of communication three cardinal sentence-types have long been recognised in linguistic tradition: first, the declarative sentence; second, the imperative (inducive) sentence; third, the interrogative sentence. These communicative sentence-types stand in strict opposition to one another, and their inner properties of form and meaning are immediately correlated with the corresponding features of the listener's responses
46760. Топливные элементы 523.28 KB
  Топливные элементы представляют собой очень эффективный, надежный, долговечный и экологически чистый способ получения энергии. Первоначально применявшиеся лишь в космической отрасли, в настоящее время топливные элементы все активней используются в самых разных областях — как стационарные электростанции
46761. Мастикові покрівлі 29 KB
  Мастикові покрівлі влаштовують із бітумних емульсійних паст і мастик полімерних мастик а також гарячих бітумних і бітумногумових мастик. Бітумні емульсійні пасти та мастики готують централізовано і поставляють на будівельний майданчик у спеціальних посудинах. Улаштування мастикових покрівель починають з підготовки поверхні основи: перевіряють нівеліром похил поверхні покриття основи під покрівлю наклеюють над стиками панелей покриття захисні армувальні прокладки з тканої склосітки занурюючи її в бітумноемульсійну пасту; влаштовують...
46762. ХАРАКТЕРИСТИКА КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ 29 KB
  Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Упрямство состоит в том что ребенок настаивает на своем требовании на своем решении. Ребенок сам хочет чтото делать. Отчасти это напоминает кризис первого года но там ребенок стремился к физической самостоятельности.
46763. Декоративна штукатурка 29 KB
  Декоративною штукатуркою опоряджують фасади, а також оформлюють інтер'єри. У сучасному будівництві найчастіше використовують декоративні штукатурки з кам'яного дрібняку, сграфіто, тера-зитову, і т.д. Кам'яній штукатурці можна надати різної фактури: під шліфований природний камінь, бучарду, борознисту фактуру тощо
46764. Технологии хранилищ данных 110 KB
  Во всем мире организации накапливают или уже накопили в процессе своей деятельности большие объемы данных. Эти коллекции данных хранят в себе большие потенциальные возможности по извлечению новой, аналитической информации...
46765. Разработка мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Магнит» 1014 KB
  Система управления маркетингом – это производственно-сбытовой деятельность предприятий и фирм, основанная на комплексном анализе рынка. Включает изучение и прогнозирование спроса...
46766. Воздействие на аудиторию. Приемы построения аргументации. Функции рекламы. Реклама и общество 29.05 KB
  Одним из важнейших моментов рекламной стратегии является выбор оптимальных средств распространения рекламы. Успех любой рекламной кампании определяют следующие компоненты: соотношение ценакачество наличие товара на рынке развитие и состояние рынка сервисные услуги и иные преимущества приемы ценового регулирования позиционирование брэнда статус торговой марки действия конкурентов внешний вид товара реклама В настоящее время существует 4 вида рекламной деятельности: Коммерческая товарная Политическая Социальная ...