75890

Понятие «империя» и многообразие его трактовок. Континентальные и морские империи

Доклад

История и СИД

Континентальные и морские империи. Исторически такая трактовка империи оформилась не сразу. Понятие империи было тесно связано с завоеваниями территориальными захватами. Развитие империи как агрессивного расширяющегося государства всегда сопровождалось развитием личной диктатуры тиранической власти единоличного правителя.

Русский

2015-01-26

15.44 KB

2 чел.

Понятие «империя» и многообразие его трактовок. Континентальные и морские империи.

В настоящее время в научном сообществе по-прежнему нет единого мнения относительно того, что следует называть словом «империя». Империя может восприниматься как политическая категория, категория культуры или как исторический феномен.

Понятие «империя» используется для обозначения государства:

1) многонационального;

2) с возвышением одного этноса (нации) над другими;

3) агрессивной внешней политикой;

4) авторитарным характером верховной власти.

Сочетание этих признаков в одной стране позволяет определять ее как империю. Исторически такая трактовка империи оформилась не сразу. Изначально слово imperium в античности обозначало «властвование», «подчинение». Понятие империи было тесно связано с завоеваниями, территориальными захватами. Развитие империи как агрессивного расширяющегося государства всегда сопровождалось развитием личной диктатуры, тиранической власти единоличного правителя. Империя (Великая Римская империя) также оказывалась синонимом цивилизованной Вселенной, окруженной со всех сторон враждебными варварскими королевствами. В средние века олицетворением империи выступала Священная Римская империя, в которой изначально был очень силен элемент теократии. Понятие империи было позитивным, оно ассоциировалось с религиозным единством, стабильностью и законностью. Империя выступала как земное оформление Царства Божьего и должна была обеспечивать расцвет христианства.

Постепенно под империей стали понимать крупное государственное образование, объединяющее несколько стран и народов вокруг единого политического центра под эгидой универсальной идеи цивилизационного, религиозного, идеологического, экономического и т.д. характера. Другими словами, империя стала восприниматься как территориально-политическая система, объединяющая под началом жесткой авторитарной власти этнические общности и территории на основе взаимоотношений «метрополия-колонии», «центр-регионы» и т.д.

Важнейшей причиной, объясняющей сложности выработки единого определения империи, является их широчайшее разнообразие. Так, например, империи бывают континентальными (к ним обычно относят Османскую, Российскую империи, Австро-Венгрию) и морскими (Французская, Британская империи). Континентальные (консолидированные) империи – империи, особенностью которых является сухопутный характер управляемых территорий, их относительная монолитность и небольшое количество заморских колоний/их отсутствие. Континентальные империи тяготеют к территориальной монолитности, в то время как морские империи почти всегда разорваны. Для морских (неконсолидированных) империй характерны более резко выраженные различия между ядром и периферией. Огромное значение для морских империй имеет гегемония на море.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12075. Учет и аудит расчетов по оплате труда в бюджетных организациях 622.5 KB
  ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему Учет и аудит расчетов по оплате труда в бюджетных организациях Аннотация Дипломная работа состоит из введения 3х глав заключения списка используемой литературы. Во введении обосновывается актуальность темы определяются цели и ...
12076. Причины реформирования бюджетной системы и последние поправки к БК РФ 167.5 KB
  Введение. В формировании и развитии экономической структуры современного общества ведущую определяющую роль играет государственное регулирование осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных ме...
12077. Параметры продуктов сгорания в камере ракетного двигателя 127.79 KB
  Отчет Лабораторная работа №1 Параметры продуктов сгорания в камере ракетного двигателя Цель работы: С помощью термодинамического метода определить параметры продуктов сгорания топлива в камере. Исходные данные для расчетов: Компоненты: Кислород...
12078. Розроблення проекту бази даних Microsoft SQL Server 2005 1.49 MB
  Розроблення проекту бази даних Microsoft SQL Server 2005 Інструкція до лабораторної роботи № 1 з курсу Бази даних та знань Розроблення проекту бази даних Microsoft SQL Server 2005: Інструкція до лабораторної роботи № 1 з курсу €œБази даних та знань€ для студентів базового напр
12079. Створення ER-діаграми для проектування БД 80.5 KB
  Створення ERдіаграми для проектування БД з курсу: Проектування банків даних для компютерних систем проектування 1. Мета роботи Ознайомитися та оволодіти інструментом уніфікованого представлення даних моделлю сутністьзвязок€ 2. Короткі теоретичні відо...
12080. Візуальне програмування при обєктно-орієнтованому підході 1.31 MB
  Візуальне програмування при обєктноорієнтованому підході МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ до виконання лабораторних робіт з дисципліни Обєктноорієнтоване програмування для студентів базового напрямку Програмна інженерія Візуальне програмування при об
12081. Створення та використання класів 72.5 KB
  Тема. Створення та використання класів. Мета. Навчитися створювати класи використовувати конструктори для ініціалізації обєктів опанувати принципи створення функційчленів. Навчитися використовувати різні типи доступу до полів та методів класів. Теоретичні
12082. Перевантаження функцій і операцій, дружні функції 74 KB
  Тема. Перевантаження функцій і операцій дружні функції. Мета. Навчитися використовувати механізм перевантаження функцій та операцій. Навчитися створювати та використовувати дружні функції. Ознайомитися з статичними полями та методами а також навчитися їх використо
12083. Робота з динамічною памяттю 78.5 KB
  Тема. Робота з динамічною памяттю Мета. Навчитися виділяти місце під обєкти динамічно. Навчитися створювати та використовувати конструктор копіювання перевантажувати оператор присвоєння. Ознайомитися з принципами створення та функціонування деструкторів.