75891

Межнациональные отношения внутри империи. Метрополия и колонии. Сравнительный анализ Российской империи, Австро-Венгрии, Великобритании. «Внутренний колониализм»

Доклад

История и СИД

Сравнительный анализ Российской империи АвстроВенгрии Великобритании. Характер интеграции присоединенных территорий материальные духовные связи метрополии с завоеванными территориями определяют будущее империи. Сравним Британскую Российскую и АвстроВенгерскую империи.

Русский

2015-01-26

18.63 KB

12 чел.

Межнациональные отношения внутри империи. Метрополия и колонии. Сравнительный анализ Российской империи, Австро-Венгрии, Великобритании. «Внутренний колониализм».

 Государство, имеющее монокультурный и моноэтнический характер, едва ли может быть империей. Ключевой проблемой в истории и теории империй являются взаимоотношения их субъектов. Характер интеграции присоединенных территорий, материальные, духовные связи метрополии с завоеванными территориями определяют будущее империи. Сравним Британскую, Российскую и Австро-Венгерскую империи.

Крупнейшим многонациональным государством в Центральной Европе была Австро-Венгрия, «лоскутная империя». В этой стране ни одна из наций и национальностей не доминировала численно. Каждое австрийское и венгерское правительство сталкивалось со сложнейшей проблемой — необходимостью проводить свою политику, лавируя между различными социальными силами и национальными движениями, внутри которых тоже не было единства. Споры относительно прав национальностей и признания равноправия их языков, нашедшие самое острое выражение в немецко-чешских конфликтах, происходили и в других землях империи. Национальные проблемы перекрещивались с социальными и, в свою очередь, еще более обостряли их. Прекратила свое существование в результате Первой мировой войны (как и Российская империя). Австро-Венгрия имела ряд особенностей, которые отличали ее от Российской и Британской империй:

• дуалистический характер – территория империи делилась на Австрийскую империю, управляемую Рейхсратом, и Венгерское королевство, управляемое венгерским парламентом и правительством. Во главе всей империи стоял австрийский император (по совместительству венгерский король).

•  статья 19 Конституции Цислейтании (земли Австрийской империи) 1867 года. Она гарантировала равенство и защиту всем национальностям и языкам, не допускалось ни малейшего ограничения свободы передвижения национальных меньшинств. В законах Российской империи не было эквивалента этому пункту, а небелое население Британских колоний часто было лишены гражданских прав (свободы передвижения, свободы образования торговых союзов, права неприкосновенности собственности) и почти всегда были лишены прав политических (Д.Ливен. Российская империя и её враги).

Российская империя в качестве полиэтничного государства имела ряд особенностей:

• к середине 19 века в составе империи находилось более 100 этносов и народностей, которые существенно отличались друг от друга. Как заметил этнограф 19 века, А.Е.Алекторов, «нет в мире не одного государства, кроме Британской империи, столь разнообразного в этнографическом отношении как Россия».

• в отличие от аналогичных государственных образований численно доминирующий в Российской империи русский этнос к середине 19 века так и не достиг уровня национальной консолидации.

• двойственность национальной политики Российской империи: пытались совместить, с одной стороны, принципы либерального и толерантного отношения к присоединенным народностям, а с другой – массовую межнациональную интеграцию на основе русификации, ущемлявшей национальные права «инородцев» => рост самосознания народов => обострение национального вопроса.

• как и в Британской империи, в Российской имелись четыре самоуправляющиеся территории и 13 казачьих округов, имевших, подобно британским доминионам, широкую внутреннюю автономию.

Британская империя – самая большая империя в истории человечества. В 20-х гг. XX в. она занимала четверть земного шара, а жила в ней четверть человечества. Начало британской экспансии было положено в 1583 г. с провозглашения английским владением острова Нью-Фаундленд. В 19 веке некоторые колонии получили статус доминионов и расширили свои права.

Британская империя отличалась от Австро-Венгрии и Российской империи тем, что:

• была морской империей

• сформировала поселенческой тип колонизации, когда на новом месте возникала полноценная этнически однородная община. Англичане-эмигранты копировали английскую политическую систему, экономические модели, привозили с собой культурный багаж и даже сохраняли сложившуюся в Англии социальную стратификацию.

• основная роль в колонизации территорий принадлежала торговому капиталу

• распад Британской империи сопровождался мирными попытками сохранить имперскую идею, идеал которой не исчезал и в 1950-е гг. Для этого с 1947 г. в документах, печати и литературе термин «Британская империя» уступил место названию «Британское содружество наций».

Внутренний колониализм – (Internal Colonialism)– система внутренней колонизации, при которой происходит освоение ресурсов государства силами этого же государства. Под ним обычно подразумевают экономическую эксплуатацию «центром» страны своей «периферии». Одним из первых в научный оборот термин «внутренний колониализм» был введён классиком марксизма-ленинизма В. И. Лениным, который таким образом пытался согласовать свою теорию империализма с действующими в тот момент взаимоотношениями «центр-периферия».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52146. Застосування похідної до дослідження функції та побудова графіків 51 KB
  Перш ніж побудувати графік функції її необхідно дослідити а схему дослідження оформимо у вигляді алгоритму. Алгоритм дослідження функції: Знайти область визначення функції. Знайти точки перетину з осями координат Дослідити функцію на парність непарність періодичність Знайти інтервали зростання і спадання функції Знайти точки екстремуму функції.
52147. Использование интеграла для вычисления площадей плоских фигур и объемов тел вращения 302.5 KB
  Начнем нашу совместную работу, с таких слов, которые будут напутствием. У математиков существует свой язык – язык формул. Расшифруйте математические записи. Переходя из одной кабины в другую в чертовом колесе обозрения.
52148. Формування та розвиток критичного мислення під час розвязування рівнянь вищих ступенів, розвязки яких зводяться до розвязування квадратних рівнянь 413.5 KB
  Мета уроку : Навчити учнів застосовувати формули під час розвязування рівнянь вищих степенів. Очікувані результати : Навчити розуміти формули за якими розвязуються рівняння вищих степенів.
52149. Математична статистика та її методи 3.18 MB
  Тип уроку: узагальнення та систематизація знань умінь і навичок. Хід уроку І. Ключові питання проекту: Що таке математична статистика Для чого потрібна вона людям Готуючись до уроку ви за бажанням увійшли до однієї з груп. Формулювання теми мети завдань уроку Учитель: формулює тему уроку Досягти можна успіху тільки тоді коли є певна мета.
52150. Логічні операції та вирази 225.5 KB
  Вчитель математики: Розглянемо Поняття висловлення Основним поняттям математичної логіки є поняття просте висловлення Алгеброю логіки називають розділ математичної логіки який вивчає загальні властивості виразів складених із окремих висловлень. Такі речення називаються простими висловленнями. Наприклад: Число 8 ділиться на 2; Берлін столиця Франції; Перше висловлення є простим та істинним бо однозначно можна сказати що дійсно число 8 ділиться на 2.
52151. Числові функції. Зростаючі і спадні, парні і непарні функції 962.5 KB
  На початку року в 10 класі декілька годин відводиться на узагальнення і систематизацію знань учнів про функції здобутих в попередніх класах. Тема: Числові функції. Зростаючі і спадні парні і непарні функції.
52152. Повторення. Перетворення графіків квадратичної функції 186.5 KB
  Мета. Розвивати уміння учнів узагальнювати та систематизувати знання про перетворення графіків квадратичної функції. Розвивати спостережливість, прийоми аналізу та синтезу, вміння та навички групової роботи та роботи на комп’ютері. Узагальнити та закріпити поняття найпростіших перетворень графіків функцій через виконання конкретних завдань. Формувати соціальні компетенції: почуття єдності команди, відповідальне відношення до навчання.
52154. Організація алгоритмів розгалудження мовою Turbo Pascal 483.5 KB
  Навчити вирішувати задачі по темі Організація розгалуження мовою Turbo Pаscаl. Активізувати знання по темі €œОрганізація розгалуження мовою Turbo Pаscаl для рішення задач по данній темі. Перевірка знання теорії по темі €œОрганізація алгоритмів розгалуження мовою Turbo Pscl 7 хвилин IV.