75891

Межнациональные отношения внутри империи. Метрополия и колонии. Сравнительный анализ Российской империи, Австро-Венгрии, Великобритании. «Внутренний колониализм»

Доклад

История и СИД

Сравнительный анализ Российской империи АвстроВенгрии Великобритании. Характер интеграции присоединенных территорий материальные духовные связи метрополии с завоеванными территориями определяют будущее империи. Сравним Британскую Российскую и АвстроВенгерскую империи.

Русский

2015-01-26

18.63 KB

13 чел.

Межнациональные отношения внутри империи. Метрополия и колонии. Сравнительный анализ Российской империи, Австро-Венгрии, Великобритании. «Внутренний колониализм».

 Государство, имеющее монокультурный и моноэтнический характер, едва ли может быть империей. Ключевой проблемой в истории и теории империй являются взаимоотношения их субъектов. Характер интеграции присоединенных территорий, материальные, духовные связи метрополии с завоеванными территориями определяют будущее империи. Сравним Британскую, Российскую и Австро-Венгерскую империи.

Крупнейшим многонациональным государством в Центральной Европе была Австро-Венгрия, «лоскутная империя». В этой стране ни одна из наций и национальностей не доминировала численно. Каждое австрийское и венгерское правительство сталкивалось со сложнейшей проблемой — необходимостью проводить свою политику, лавируя между различными социальными силами и национальными движениями, внутри которых тоже не было единства. Споры относительно прав национальностей и признания равноправия их языков, нашедшие самое острое выражение в немецко-чешских конфликтах, происходили и в других землях империи. Национальные проблемы перекрещивались с социальными и, в свою очередь, еще более обостряли их. Прекратила свое существование в результате Первой мировой войны (как и Российская империя). Австро-Венгрия имела ряд особенностей, которые отличали ее от Российской и Британской империй:

• дуалистический характер – территория империи делилась на Австрийскую империю, управляемую Рейхсратом, и Венгерское королевство, управляемое венгерским парламентом и правительством. Во главе всей империи стоял австрийский император (по совместительству венгерский король).

•  статья 19 Конституции Цислейтании (земли Австрийской империи) 1867 года. Она гарантировала равенство и защиту всем национальностям и языкам, не допускалось ни малейшего ограничения свободы передвижения национальных меньшинств. В законах Российской империи не было эквивалента этому пункту, а небелое население Британских колоний часто было лишены гражданских прав (свободы передвижения, свободы образования торговых союзов, права неприкосновенности собственности) и почти всегда были лишены прав политических (Д.Ливен. Российская империя и её враги).

Российская империя в качестве полиэтничного государства имела ряд особенностей:

• к середине 19 века в составе империи находилось более 100 этносов и народностей, которые существенно отличались друг от друга. Как заметил этнограф 19 века, А.Е.Алекторов, «нет в мире не одного государства, кроме Британской империи, столь разнообразного в этнографическом отношении как Россия».

• в отличие от аналогичных государственных образований численно доминирующий в Российской империи русский этнос к середине 19 века так и не достиг уровня национальной консолидации.

• двойственность национальной политики Российской империи: пытались совместить, с одной стороны, принципы либерального и толерантного отношения к присоединенным народностям, а с другой – массовую межнациональную интеграцию на основе русификации, ущемлявшей национальные права «инородцев» => рост самосознания народов => обострение национального вопроса.

• как и в Британской империи, в Российской имелись четыре самоуправляющиеся территории и 13 казачьих округов, имевших, подобно британским доминионам, широкую внутреннюю автономию.

Британская империя – самая большая империя в истории человечества. В 20-х гг. XX в. она занимала четверть земного шара, а жила в ней четверть человечества. Начало британской экспансии было положено в 1583 г. с провозглашения английским владением острова Нью-Фаундленд. В 19 веке некоторые колонии получили статус доминионов и расширили свои права.

Британская империя отличалась от Австро-Венгрии и Российской империи тем, что:

• была морской империей

• сформировала поселенческой тип колонизации, когда на новом месте возникала полноценная этнически однородная община. Англичане-эмигранты копировали английскую политическую систему, экономические модели, привозили с собой культурный багаж и даже сохраняли сложившуюся в Англии социальную стратификацию.

• основная роль в колонизации территорий принадлежала торговому капиталу

• распад Британской империи сопровождался мирными попытками сохранить имперскую идею, идеал которой не исчезал и в 1950-е гг. Для этого с 1947 г. в документах, печати и литературе термин «Британская империя» уступил место названию «Британское содружество наций».

Внутренний колониализм – (Internal Colonialism)– система внутренней колонизации, при которой происходит освоение ресурсов государства силами этого же государства. Под ним обычно подразумевают экономическую эксплуатацию «центром» страны своей «периферии». Одним из первых в научный оборот термин «внутренний колониализм» был введён классиком марксизма-ленинизма В. И. Лениным, который таким образом пытался согласовать свою теорию империализма с действующими в тот момент взаимоотношениями «центр-периферия».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53018. Healthy food 136 KB
  The topic of our lesson is Healthy food. We must speak about food we like to eat, must explain about Healthy and Unhealthy food. At the end of the lesson we’ll answer the question “What kind of food people must to eat that to be healthy?”
53019. FOOD AND DRINKS 8.74 MB
  Good morning, children! I’m glad to see you. I think you’re well. I hope we’ll have a wonderful time together. Let’s begin our lesson. Today we are going to work at the topic “Food and Drinks”. You’ll learn new words and find out what food we must eat to be healthy, how to make your healthy diet and speak about the right food, our habits of eating.
53020. Щоденне меню 40 KB
  And at this lesson we’ll discuss daily menu of British and Ukrainian people, try to make your own menu and revise grammar material: conditional of the second type.
53021. Health Foods 62.5 KB
  Yesterday afternoon in a village near Bristol, a tall old man with a good suntan celebrated his birthday with some friends. After a party he played tennis and then went for a five mile walk with some of his guests. There was nothing unusual in this. The man, whose name was Mr. Misha Weibold has been celebrating his birthday in this way for a long time. The only unusual thing is that Mr.Weibold was 85 years old yesterday.
53022. Рівняння. (Математичний футбол) 297.5 KB
  Фінал Сьогоднішній урок пройде у вигляді футбольного матчу між командою Рівняння та учнями вашого класу. Ваша мета забити якомога більше голів у ворота суперника тобто розвязати всі рівняння й перемогти у товариській боротьбі. Перед кожним матчем відбувається розминка гравців щоб досягти максимальних результатів; ми з вами не виняток тому перед початком гри повторимо деякі теоретичні відомості про рівняння за допомогою кольорових означень Кольорові означенняâ являють собою закодовані окремим кольором частини кількох...
53023. Формування соціально-комунікативної активності молодших школярів на уроці 123.5 KB
  Мета роботи полягає в обґрунтуванні, виявленні та вивчені соціально-педагогічних умов, які забезпечують високу ефективність формування соціальної активності в молодших школярів.
53024. Формування інформатичної компетентності молодших школярів у контексті викликів сьогодення, використовуючи метод дослідження 116.5 KB
  Використовуючи інтелектуальне навчання та метод дослідження дітям пропонується дібрати самостійно або з батьками слова задані на певну букву. В класі вивішується планшет де діти вписують дібрані слова або добирають малюнки це можуть бути змагання між хлопчиками і дівчатками рядами групами різноманітні проектні роботи кінцевими результатами яких будуть книжки В гості до букви . Чим схожі всі ці слова Буква ел іменники назви тварин назви істот Доберіть синонім до слів: крокодил алігатор гавіал лисиця песець ...
53025. Підсумковий урок з розділу «Форма в образотворчому мистецтві» 315.5 KB
  Отож ви в класі поділились на три команди: Веселі акварелі олівцімолодцівеселкова палітра. На додатковій дошці я буду записувати бали отримані в ході урокугриа в кінці уроку за сумою балів кожної команди визначимо переможців. На учасників командипереможниці чекають нагороди Правила гри: кожен конкурс чи завдання оцінюється 13 балами; команда вирішує хто буде відповідати чи виконувати художнє завдання;...
53026. Об'ємна форма у відкритому просторі. «Камінь, що оживає» 122 KB
  Мета: ознайомити з творчістю українського художника – скульптора Олега Пінчука; створити оригінальний скульптурний образ на основі узагальнення, стилізації й трансформації реальних об'єктів з урахуванням розташування скульптури в місцях відпочинку та розваг дітей; учити передавати основний характер об'ємної форми; розвивати асоціативно-образне та просторове мислення, уяву, фантазію...