75891

Межнациональные отношения внутри империи. Метрополия и колонии. Сравнительный анализ Российской империи, Австро-Венгрии, Великобритании. «Внутренний колониализм»

Доклад

История и СИД

Сравнительный анализ Российской империи АвстроВенгрии Великобритании. Характер интеграции присоединенных территорий материальные духовные связи метрополии с завоеванными территориями определяют будущее империи. Сравним Британскую Российскую и АвстроВенгерскую империи.

Русский

2015-01-26

18.63 KB

12 чел.

Межнациональные отношения внутри империи. Метрополия и колонии. Сравнительный анализ Российской империи, Австро-Венгрии, Великобритании. «Внутренний колониализм».

 Государство, имеющее монокультурный и моноэтнический характер, едва ли может быть империей. Ключевой проблемой в истории и теории империй являются взаимоотношения их субъектов. Характер интеграции присоединенных территорий, материальные, духовные связи метрополии с завоеванными территориями определяют будущее империи. Сравним Британскую, Российскую и Австро-Венгерскую империи.

Крупнейшим многонациональным государством в Центральной Европе была Австро-Венгрия, «лоскутная империя». В этой стране ни одна из наций и национальностей не доминировала численно. Каждое австрийское и венгерское правительство сталкивалось со сложнейшей проблемой — необходимостью проводить свою политику, лавируя между различными социальными силами и национальными движениями, внутри которых тоже не было единства. Споры относительно прав национальностей и признания равноправия их языков, нашедшие самое острое выражение в немецко-чешских конфликтах, происходили и в других землях империи. Национальные проблемы перекрещивались с социальными и, в свою очередь, еще более обостряли их. Прекратила свое существование в результате Первой мировой войны (как и Российская империя). Австро-Венгрия имела ряд особенностей, которые отличали ее от Российской и Британской империй:

• дуалистический характер – территория империи делилась на Австрийскую империю, управляемую Рейхсратом, и Венгерское королевство, управляемое венгерским парламентом и правительством. Во главе всей империи стоял австрийский император (по совместительству венгерский король).

•  статья 19 Конституции Цислейтании (земли Австрийской империи) 1867 года. Она гарантировала равенство и защиту всем национальностям и языкам, не допускалось ни малейшего ограничения свободы передвижения национальных меньшинств. В законах Российской империи не было эквивалента этому пункту, а небелое население Британских колоний часто было лишены гражданских прав (свободы передвижения, свободы образования торговых союзов, права неприкосновенности собственности) и почти всегда были лишены прав политических (Д.Ливен. Российская империя и её враги).

Российская империя в качестве полиэтничного государства имела ряд особенностей:

• к середине 19 века в составе империи находилось более 100 этносов и народностей, которые существенно отличались друг от друга. Как заметил этнограф 19 века, А.Е.Алекторов, «нет в мире не одного государства, кроме Британской империи, столь разнообразного в этнографическом отношении как Россия».

• в отличие от аналогичных государственных образований численно доминирующий в Российской империи русский этнос к середине 19 века так и не достиг уровня национальной консолидации.

• двойственность национальной политики Российской империи: пытались совместить, с одной стороны, принципы либерального и толерантного отношения к присоединенным народностям, а с другой – массовую межнациональную интеграцию на основе русификации, ущемлявшей национальные права «инородцев» => рост самосознания народов => обострение национального вопроса.

• как и в Британской империи, в Российской имелись четыре самоуправляющиеся территории и 13 казачьих округов, имевших, подобно британским доминионам, широкую внутреннюю автономию.

Британская империя – самая большая империя в истории человечества. В 20-х гг. XX в. она занимала четверть земного шара, а жила в ней четверть человечества. Начало британской экспансии было положено в 1583 г. с провозглашения английским владением острова Нью-Фаундленд. В 19 веке некоторые колонии получили статус доминионов и расширили свои права.

Британская империя отличалась от Австро-Венгрии и Российской империи тем, что:

• была морской империей

• сформировала поселенческой тип колонизации, когда на новом месте возникала полноценная этнически однородная община. Англичане-эмигранты копировали английскую политическую систему, экономические модели, привозили с собой культурный багаж и даже сохраняли сложившуюся в Англии социальную стратификацию.

• основная роль в колонизации территорий принадлежала торговому капиталу

• распад Британской империи сопровождался мирными попытками сохранить имперскую идею, идеал которой не исчезал и в 1950-е гг. Для этого с 1947 г. в документах, печати и литературе термин «Британская империя» уступил место названию «Британское содружество наций».

Внутренний колониализм – (Internal Colonialism)– система внутренней колонизации, при которой происходит освоение ресурсов государства силами этого же государства. Под ним обычно подразумевают экономическую эксплуатацию «центром» страны своей «периферии». Одним из первых в научный оборот термин «внутренний колониализм» был введён классиком марксизма-ленинизма В. И. Лениным, который таким образом пытался согласовать свою теорию империализма с действующими в тот момент взаимоотношениями «центр-периферия».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45553. Бренд и брендбилдинг 39.5 KB
  Брендинг – это процесс создания и продвижения бренда с пом.: создание усиление репозиционирование обновление и изменение стадии развития бренда его расширение и углубление. Основной метод формирования бренда: позиционирование товара на рынке – определение на основе марк. Бренд – это обещание на 4 уровнях: гарантия соотия обещанных и ожидаемых характеристик; обещание решить стоящую проблему; обещание предоставить ценность существенную для клиента; востребованный результат деятсти бренда – згачимые переживания.
45554. Ценности внутреннего PR-а 59.5 KB
  Правильно выстроенные коммуникации с целевыми группами общественности позволяют организации создать не только позитивный имидж компании но добиться максимального эффекта от деятельности. Рассматривая целевые группы общественности мы зачастую забываем что помимо таких важных групп как потребители клиенты акционеры конкуренты СМИ органы власти существует и еще одна общность чье отношение к деятельности компании может стать буквально решающим для успеха всей ее деятельности. Эта общность – сотрудники компании. Тем не менее в...
45555. Формирование корпоративной культуры 68 KB
  Формирование корпоративной культуры Формирование КК и философии организации Под корпорацией мы понимаем организацию или группу организаций объединенных общими и формализованными главным образом экономическими а также социальными политическими и иными интересами. Корпоративная культура специфическая характерная для данной организации система связей взаимодействий и отношений осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности способа постановки и ведения дела А. Понятие корпоративная культура включает комплекс...
45556. Корпоративная философия, миссия, видение и кредо организации 30 KB
  Корпоративная философия – комплекс принимаемых организаций и разделяемых её сотрудниками концептуальных и смысловых принципов доминирующих ценностей понятий и убеждений; методологические принципы лежащие в основе политики фирмы. Результат продуманной стратегии развития фирмы и фиксирся в виде основн.сввах фирмы оргции: виде деятсти особенностях полезности – соц.общсти; потребности клиентов удовлетворяемые продукцией фирмы; отличит.
45557. Инструменты внутрикорпоративного PR 42.5 KB
  Система внутрифирменной информации общественности: Кодекс Издания листовка газета бюллетень Аудивизуальные средства радио ТВ видеоролики Доски объявлений текущие новости Горящие линии Ящики обратной связи Собрания персонала Семинары конференции Каналы личной коммуникации неформальные слухи межличностное общение Командообразовательные программы: Мотивация Тренинги Традиции и символика Проведение специальных корпоративных мероприятий В современном менеджменте управление людьми осуществляется прежде всего...
45558. Репутационный менеджмент: понятие и технологии 37.5 KB
  Долгое время под стратегией компании понимались усилия менеджеров исключительно по управлению ресурсами. В условиях перенасыщения рынков обострилась конкурентная борьба одним из условий финансового успеха компании стала ее репутация в деловых кругах. И только когда мировые рынки насытились однотипными качественными товарами на первый план стали выходить так называемые нематериальные активы стоимости компании: деловая репутация репутация бренда репутация руководителей и топменеджеров качественная стратегия и система эффективных...
45559. Понятие PR-кампании 76 KB
  Понятие PRкампании PRкампания это целенаправленная системно организованная и завершенная совокупность PRопераций и обеспечивающих их мероприятий объединенных общим стратегическим замыслом направленная на решение конкретной проблемы организации базисного субъекта PR и осуществляемая технологическим субъектом субъектами PR на определенном этапе деятельности организации. Объектом PRкампании является сознание и поведение членов целевых аудиторий организации функционирующих в рамках конкретной проблемной ситуации. Роджерсу...
45560. Принципы планирования PR-кампании, основные этапы планирования: общая характеристика 50 KB
  Принципы планирования PRкампании основные этапы планирования: общая характеристика. PRкампания – это целенаправленная системно организованная и завершенная совокупность PRопераций и обеспечивающих их мероприятий объединенных общим стратегическим замыслом направленная на решение конкретной проблемы организации базисного субъекта PR Основные этапы PRкампании: Аналитический этап – Что делать Планирование – Как делать Реализация – Как делаем Оценка PRкампании – Как сделать Можно опустить 1 и 4 этап т. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП...
45561. Специальные PR-мероприятия: виды и специфика проведения 85 KB
  Специальные мероприятия Specil Event – это события проводимые компаниями в целях привлечения внимания общественности к самой компании ее деятельности продуктам и услугам. БРИФИНГ короткая сжатая во времени инструктивная встреча руководства компании с журналистами с приглашением представителей органов государственной власти. 1 по цели проведения события: рабочие обучающие семинары конгрессы; информативные облеченные при этом в развлекательную форму выпуск первой партии товара награждение миллионного покупателя день...