75891

Межнациональные отношения внутри империи. Метрополия и колонии. Сравнительный анализ Российской империи, Австро-Венгрии, Великобритании. «Внутренний колониализм»

Доклад

История и СИД

Сравнительный анализ Российской империи АвстроВенгрии Великобритании. Характер интеграции присоединенных территорий материальные духовные связи метрополии с завоеванными территориями определяют будущее империи. Сравним Британскую Российскую и АвстроВенгерскую империи.

Русский

2015-01-26

18.63 KB

14 чел.

Межнациональные отношения внутри империи. Метрополия и колонии. Сравнительный анализ Российской империи, Австро-Венгрии, Великобритании. «Внутренний колониализм».

 Государство, имеющее монокультурный и моноэтнический характер, едва ли может быть империей. Ключевой проблемой в истории и теории империй являются взаимоотношения их субъектов. Характер интеграции присоединенных территорий, материальные, духовные связи метрополии с завоеванными территориями определяют будущее империи. Сравним Британскую, Российскую и Австро-Венгерскую империи.

Крупнейшим многонациональным государством в Центральной Европе была Австро-Венгрия, «лоскутная империя». В этой стране ни одна из наций и национальностей не доминировала численно. Каждое австрийское и венгерское правительство сталкивалось со сложнейшей проблемой — необходимостью проводить свою политику, лавируя между различными социальными силами и национальными движениями, внутри которых тоже не было единства. Споры относительно прав национальностей и признания равноправия их языков, нашедшие самое острое выражение в немецко-чешских конфликтах, происходили и в других землях империи. Национальные проблемы перекрещивались с социальными и, в свою очередь, еще более обостряли их. Прекратила свое существование в результате Первой мировой войны (как и Российская империя). Австро-Венгрия имела ряд особенностей, которые отличали ее от Российской и Британской империй:

• дуалистический характер – территория империи делилась на Австрийскую империю, управляемую Рейхсратом, и Венгерское королевство, управляемое венгерским парламентом и правительством. Во главе всей империи стоял австрийский император (по совместительству венгерский король).

•  статья 19 Конституции Цислейтании (земли Австрийской империи) 1867 года. Она гарантировала равенство и защиту всем национальностям и языкам, не допускалось ни малейшего ограничения свободы передвижения национальных меньшинств. В законах Российской империи не было эквивалента этому пункту, а небелое население Британских колоний часто было лишены гражданских прав (свободы передвижения, свободы образования торговых союзов, права неприкосновенности собственности) и почти всегда были лишены прав политических (Д.Ливен. Российская империя и её враги).

Российская империя в качестве полиэтничного государства имела ряд особенностей:

• к середине 19 века в составе империи находилось более 100 этносов и народностей, которые существенно отличались друг от друга. Как заметил этнограф 19 века, А.Е.Алекторов, «нет в мире не одного государства, кроме Британской империи, столь разнообразного в этнографическом отношении как Россия».

• в отличие от аналогичных государственных образований численно доминирующий в Российской империи русский этнос к середине 19 века так и не достиг уровня национальной консолидации.

• двойственность национальной политики Российской империи: пытались совместить, с одной стороны, принципы либерального и толерантного отношения к присоединенным народностям, а с другой – массовую межнациональную интеграцию на основе русификации, ущемлявшей национальные права «инородцев» => рост самосознания народов => обострение национального вопроса.

• как и в Британской империи, в Российской имелись четыре самоуправляющиеся территории и 13 казачьих округов, имевших, подобно британским доминионам, широкую внутреннюю автономию.

Британская империя – самая большая империя в истории человечества. В 20-х гг. XX в. она занимала четверть земного шара, а жила в ней четверть человечества. Начало британской экспансии было положено в 1583 г. с провозглашения английским владением острова Нью-Фаундленд. В 19 веке некоторые колонии получили статус доминионов и расширили свои права.

Британская империя отличалась от Австро-Венгрии и Российской империи тем, что:

• была морской империей

• сформировала поселенческой тип колонизации, когда на новом месте возникала полноценная этнически однородная община. Англичане-эмигранты копировали английскую политическую систему, экономические модели, привозили с собой культурный багаж и даже сохраняли сложившуюся в Англии социальную стратификацию.

• основная роль в колонизации территорий принадлежала торговому капиталу

• распад Британской империи сопровождался мирными попытками сохранить имперскую идею, идеал которой не исчезал и в 1950-е гг. Для этого с 1947 г. в документах, печати и литературе термин «Британская империя» уступил место названию «Британское содружество наций».

Внутренний колониализм – (Internal Colonialism)– система внутренней колонизации, при которой происходит освоение ресурсов государства силами этого же государства. Под ним обычно подразумевают экономическую эксплуатацию «центром» страны своей «периферии». Одним из первых в научный оборот термин «внутренний колониализм» был введён классиком марксизма-ленинизма В. И. Лениным, который таким образом пытался согласовать свою теорию империализма с действующими в тот момент взаимоотношениями «центр-периферия».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85062. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России 34.01 KB
  Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России Цель урока. Сформировать у учащихся представление о национальных интересах России как совокупности сбалансированных интересов личности общества и государства; убеждение в возрастании в современных условиях роли гражданина России в деле обеспечения национальных интересов России. Дать учащимся общее понятие об угрозе национальным интересам и безопасности России которую несут в себе последствия чрезвычайных ситуаций природного...
85063. Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности 32.12 KB
  Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности Цель урока. Систематизировать представления учащихся об общей культуре населения в области безопасности жизнедеятельности подчеркнув значение уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России. Общая система обеспечения безопасности населения страны. Уровень культуры в области безопасности населения страны и национальная безопасность России.
85064. Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация 31.06 KB
  Сформировать понимание недостижимости абсолютной безопасности населения и возрастания роли каждого человека в обеспечении личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности. Подчеркнуть что человек на протяжении периода своего существования на Земле в первую очередь стремился расширить сферу своей жизнедеятельности и обеспечить свое благополучие и очень мало заботился об обеспечении безопасности своей жизнедеятельности. Не случайно обеспечением безопасности...
85066. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия 30.73 KB
  Чрезвычайные ситуации природного характера их причины и последствия Цель урока. Систематизировать знания учащихся о наиболее характерных опасных природных явлениях и чрезвычайных ситуациях природного происхождения возникающих на территории нашей страны. Повторить основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия. Напомнить о необходимости знать местные признаки приближения опасного природного явления.
85067. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия 30.7 KB
  Сформировать у учащихся более полное представление о факторах опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны обратив внимание на источники техногенных опасностей основные причины их возникновения. Сформировать убеждение что повышение уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности всего населения страны это приоритетный путь повышения уровня безопасности жизнедеятельности личности общества и государства. Изучаемые вопросы Факторы опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны....
85068. Военная угроза национальной безопасности России. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России 35.59 KB
  Военная угроза национальной безопасности России. Международный терроризм угроза национальной безопасности России Цель урока. Познакомить учащихся с внешними внутренними и трансграничными угрозами национальной безопасности России в современном мире. Обоснованно показать учащимся возрастание роли Вооруженных сил России по обеспечению военной безопасности государства и укрепления Вооруженных сил РФ.
85069. Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма 33.03 KB
  Смертность среди наркоманов за последние 10 лет увеличилась: в Германии почти в 5 раз в Италии в 4 раза во Франции в 3 раза в России в 12 раз по данным Интерпола и ООН. была раскрыта наркоситуация в России на современном этапе. На конгрессе в частности говорилось: Масштабы и темпы распространения наркомании в стране таковы что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье наших граждан стабильность общества затрагивая по существу вопросы национальной безопасности России. В настоящее время по данным специалистов в...
85070. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления 30 KB
  Обобщить знания учащихся о терроризме как идеологии насилия и террористической деятельности. Познакомить с основными видами террористической деятельности и основными чертами современного терроризма. Изучаемые вопросы Терроризм и террористическая деятельность. Основные виды терроризма.