75896

Сущность российского самодержавия. Когда оно возникло? В чем его отличия от западноевропейских монархий

Доклад

История и СИД

САМОДЕРЖАВИЕ - форма правления, при которой власть всецело и нераздельно принадлежит царю. Идея самодержавия возникла уже в самом замысле крещения Руси, то есть возникновение централизованного государства объединенного единой религией.

Русский

2015-01-26

15.64 KB

5 чел.

Сущность российского самодержавия. Когда оно возникло? В чем его отличия от западноевропейских монархий?

 САМОДЕРЖАВИЕ - форма правления, при которой власть всецело и нераздельно принадлежит царю. Идея самодержавия возникла уже в самом замысле крещения Руси, то есть возникновение централизованного государства объединенного единой религией.  

 В начале 16 века возникло Московское государство, отличительными чертами которого были: самодержавие, господство власти-собственности, функционирование всей общественной системы на основе жестких вертикальных связей и отношений подданства.

 Существует три этапа возникновения Московского государства:

1) Начальный, конец 13 - середина 14 вв. На территории Владимиро-суздальского княжества возникает Московское княжество. => Первое упоминание о Москве 1147 г => борьба за ярлык на княжение

2) Утверждение Москвы как центра объединения русских земель, середина 14 - середина 15 вв. => Симеон Гордый и Иван 2 Красный продолжали дело объединения земель вокруг Москвы => Дмитрий Донской получил ярлык на великое княжение и начал борьбу с главным соперником Москвы - Тверью. А в 1380 г Москва стала центром борьбы русского народа с Мамаем (битва на Куликовом)

 Василий 1 продолжил дело своего отца Донского по объединению земель.

 Ко времени правления Василия 2 Темного началось столкновение новой государственности со старым удельным порядком - междоусобная война.

3) Завершение объединения русских земель вокруг Москвы, середина 15 - первая треть 16 вв. Иван 3 стал первым царем. К 1480 (битва на реке Угре) произошло освобождение от дани Орде.Василий 3 завершил объединение земель, а к концу его правления Русь стала называться Московией или Россией.

 екоторое время между собой спорили сторонники сословно-представительской монархии и самодержавия, а к 17 в установилась модель деспотичной формы самодержавной монархии.При Петре госстрой России стали характеризовать как абсолютизм, однако были отличия от классического абсолютизма.

1) Социальная опора: Европа - мелкие дворяне и горожане, Россия - дворяне, которые в обмен на отказ от политических прав получили огромные экономические прва и привилегии относительно других.

2) Осуществление власти в России по большей части носило неправовой характер, отличительной чертой был самопроизвол государя и его приближенных. Законы регулировали взаимоотношения других слоев населения, а для государя и его приближенных закон не писан. В Европе же наоборот пришли к правовому оформлению неограниченной власти, что привело к требованию впоследствии народом расширить свои права => привело к крушению абсолютизма.

3) В 19 в самодержавие стало частью идеологии (православие, самодержавие, народность).

Вывод: Самодержавие в России можно считать самостоятельным политическим режимом, в котором были черты как западных абсолютных монархий, так и восточных деспотий. Сам факт возникновения его показывает, что наша страна является некой особенной цивилизацией, отличной от запада и востока, но комбинирующей их различные черты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37084. Структура классного часа 22.78 KB
  При подготовке к классному часу классный руководитель должен выполнить следующее:  Определение темы классного часа формулировка его целей исходя из задач воспитательной работы с коллективом;  Тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач исходя из требований к содержанию классного часа;  Составление плана подготовки проведения классного часа;  Подбор наглядных пособий музыкального оформления подготовку помещения создание обстановки благоприятной для рассмотрения вопроса для откровенного...
37085. СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА О ДРУЖБЕ 80.5 KB
  Недалеко уйдете в дружбе если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки. Ларошфуко Истинная дружба есть забвение самого себя для того чтобы жить только в другом. Направо пойдешь друга потеряешь.
37086. Сценарий классного часа, посвященный победе под Сталинградом 29 KB
  Чтец: Сороковые роковые Военные и фронтовыеГде извещенья похоронныеИ перестуки эшелонные. Сороковые роковыеСвинцовые пороховыеВойна гуляет по РоссииА мы такие молодые Чтец: 1942 год. Чтец: Выход к Волге и захват Сталинграда мог обеспечить фашистским войскам успешное продвижение на Кавказ к его нефтяным богатствам. Чтец: Кроме того захват Сталинграда разделил бы фронт наших войск надвое отрезал центральные области от южных а главное дал бы возможность гитлеровцам обойти Москву с востока и взять ее.
37087. Литературно-музыкальная композиция «Сталинградская битва. Курская дуга» 134.5 KB
  Курская дуга Цели:расширять представления учащихся о Сталинградской битве и Курской дуге формировать чувство патриотизма любви к Родине чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время воспитывать уважительное отношение к старшему поколению памятникам войны.Война гуляет по РоссииА мы такие молодые Год 1941 июнь Страна жила мирной жизнью надеясь что пожар войны который разгорелся в Европе не затронет нашу страну. ИюньТогда ещё не знали мыСо школьных вечеров шагаяЧто завтра будет первый день...
37088. Сценарий классного часа «Экскурсионный день, проведенный в Новодевичьем монастыре» 160 KB
  По патриаршей грамоте 1598 года полным названием монастыря было: Пречестная Великая обитель Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь. Первое о чем хочется рассказать это об истории Новодевичьего монастыря. Витает птицей в синем небе дух святойВ полёте всё он зорким оком озираетИ тишину монастыря его покойОн верной службой день и ночь оберегает. Таким образом в 1523 году из великокняжеской казны было выдано 230 килограммов серебра на сооружение монастыря.
37089. Сценарий классного часа для 1 класса «Что такое дружба?» 54 KB
  Слайд 1 Ребята давайте поговорим о школьной дружбе. Слайд 2 Иногда говорят: Друзья не разлей вода. Как вы понимаете это выражение Что же такое дружба Слайд 3 Давайте прочитаем стихотворение и узнаем как на этот вопрос отвечают другие. Дружить должны все на свете: И звери и птицы и дети Слайд 4 А вот так слово толкуется в словаре В.
37090. Что такое школьная дружба 56 KB
  Оформление доски Ход мероприятия 1 этап Ребята давайте поговорим о школьной дружбе. 2 этап Иногда говорят: Друзья не разлей вода. Как вы понимаете это выражение Что же такое дружба 3 этап Давайте прочитаем стихотворение и узнаем как на этот вопрос отвечают другие. Дружить должны все на свете: И звери и птицы и дети Так что же такое дружба 4 этап А вот так слово толкуется в словаре В.