75900

Россия как федерация: de jure и de facto. Правовой и фактический статус субъектов федерации

Доклад

История и СИД

Правовой и фактический статус субъектов федерации. Принцип равноправия субъектов РФ провозглашенный в федеральной Конституции при последовательном его проведении предполагает построение симметричной федерации. Причем нынешняя асимметрия Российской Федерации вызвана во многом объективными причинами в первую очередь экономическими политическими историческими. Правовое положение субъекта Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации.

Русский

2015-01-26

18.21 KB

4 чел.

Россия как федерация: de jure и de facto. Правовой и фактический статус субъектов федерации.

 Важнейший принцип, закрепленный в ст. 5 Конституции России, – это принцип равноправия, который одновременно является и важнейшим признаком конституционно-правового статуса субъектов РФ. Принцип равноправия субъектов РФ, провозглашенный в федеральной Конституции, при последовательном его проведении предполагает построение «симметричной» федерации. Однако рассмотрение соответствующих статусов субъектов позволяет присоединиться к позиции тех ученых, которые признают современную Россию «асимметричной» федерацией. Причем, нынешняя «асимметрия» Российской Федерации вызвана во многом объективными причинами, в первую очередь экономическими, политическими, историческими. Однако «симметрия», а тем более искусственное выравнивание статуса субъектов РФ не всегда является правильным решением проблемы.

 Правовое положение субъекта Российской Федерации определяется Конституцией Российской  Федерации. Наряду с этим все субъекты Российской Федерации обладают элементами учредительной власти. Это означает, что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты, регламентирующие его статус. Что касается автономий, то они обладают дополнительным правом, в отличие от других субъектов федерации. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Этот закон самостоятельно разрабатывается ими и представляется на рассмотрение в Федеральное Собрание соответствующими законодательным и исполнительным органами. В ходе законотворческого процесса проект, надо полагать, может быть и отозван автономиями.

 Так, статус республики определяется не только Конституцией Российской Федерации, но и конституцией самой республики. Аналогично определяется и статус других субъектов Федерации — краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — с той лишь разницей, что наряду с Конституцией Российской Федерации он определяется уставом соответствующего субъекта. При этом следует отметить, что уставы и конституции субъектов имеют одно и то же назначение. Роль устава аналогична роли конституции в республике — и тот и другой нормативно-правовой акт регулируют сходные виды правоотношений. 

 Субъект Российской Федерации не может в одностороннем порядке изменить свой статус. Вместе с тем в своих основных законах (конституциях и уставах) субъекты Федерации, естественно, могут и должны учитывать имеющиеся у них особенности, в числе которых специфические особенности их территории и проживающего на ней населения, в том числе особенности его национального состава. Конституция РФ закрепляет возможность изменения статуса субъекта Российской Федерации по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта. Преобразование конституционно-правового статуса субъекта, например, области в республику, или объединение субъектов может привести и к их переименованию. Но изменение статуса субъекта Федерации возможно только в рамках Конституции РФ. По смыслу изменение статуса субъекта федерации допустимо по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта, пожелавшего изменить статус в соответствии с федеральным конституционным законом. Регулирование изменения статуса субъекта Российской Федерации должно осуществляться на основе федерального конституционного закона, его принятие предусматривается Конституцией Российской Федерации.

 Однако, обладая равностатусностью, Еврейская автономная область фактически не сможет изменить свой правовой статус. При обретении субъектом федерации нового статуса необходимые изменения вносятся в ч. 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации. Пункт 1 ст. 137 Конституции РФ устанавливает особые случаи внесения изменений в ст. 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, которые вносятся на основании федерального конституционного закона об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Внесение на основании ч. 1 ст. 137 Конституции РФ изменений в перечень субъектов Федерации не носит характера конституционной поправки и потому не требует реализации специальной процедуры. В соответствии со статьями 5 и 65 Конституции РФ статус «автономной области имеет только один субъект» - Еврейская автономная область и изменение ее статуса может потребовать внесения изменений в первую главу Конституции РФ, что влечет за собой принятие новой Конституции. Поэтому практически данное изменение статуса вряд ли возможно.

 Следующей особенностью, подтверждающей неравностатусность субъектов РФ, является наличие в их нормативно-правовых актах юридических категорий федерального значения (государство, государственный язык, суверенитет). В названиях одних субъектов используется «государственная» категория «республика» (Республика Саха (Якутия), Республика Коми и т. д.), а в названиях других – чисто «административные» категории: области, края, города; также и в терминах «столица» (республик) и «административный центр» (в других субъектах). За республиками в составе Российской Федерации закреплено право устанавливать свой государственный язык. Это вполне объяснимо, поскольку республики образованы по национальному признаку. Но ведь автономные округа тоже образованы по национальному признаку, тем не менее, эти «равноправные» субъекты права на свой государственный язык не имеют. Что касается краев, областей, городов федерального значения, то для них вопрос о собственном государственном языке и не стоит. На указанных территориях действует общефедеральный государственный язык – русский. Безусловно, субъекты РФ обладают атрибутами государственной власти (герб, гимн, флаг, республики также вправе установить государственный язык). Заметим, что Конституция РФ использует формулировку «государственный язык субъекта РФ», а не «язык официального общения» или «национальный язык». Представляется нелогичным в этой связи утверждение о равностатусности субъектов.

 Очевидно, что большинство статусных различий проходят по линии республики – нереспублики. Республики, как правило, наделяют себя дополнительными полномочиями, которые нарушают Конституцию РФ и федеральные законы. В подтверждение этому можно привести договор между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, в котором предусмотрено дополнительное требование (владение обоими государственными языками Республики Татарстан) к кандидатам, предлагаемым Президентом РФ на замещение должности высшего должностного лица Республики Татарстан. Граждане РФ, проживающие на территории Республики Татарстан, имеют право получать основной документ, удостоверяющий личность, с вкладышем на государственном языке Республики Татарстан (татарском) и с изображением государственного герба Республики Татарстан. Данный договор нарушает отдельные положения Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

 Федеральный закон «О гражданстве РФ» гражданство субъектов РФ не допускает, однако в настоящий момент в Конституции республики Татарстан предусматривает свое гражданство. Так, провозглашается, что каждый гражданин РФ, проживающий в Республике Татарстан, признается гражданином Татарстана, а это нарушает принципы равностатусности субъектов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34029. Философия Канта 27 KB
  Основные достижения Канта теория познания гносеология и этика. Основные положения идеи теории познания. Кант ставит вопрос о диалектике познания говоря о двух понятиях: субъект и объект познания эти понятия составляют диалектическую противоположность противоречие познания. Суть этой диалектики: ведущим началом источником познания является не объект а субъект познания.
34030. Философия Фейербаха. Антропологический материализм Фейербаха 28.5 KB
  С точки зрения Фейербаха идеализм есть не что иное как рационализированная религия а философия и религия по самому их существу считал Фейербах противоположны друг другу. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают по мнению Фейербаха из отчуждения человеческой сущности посредством приписывания богу тех атрибутов которые в действительности принадлежат самому человеку. Материализм Фейербаха характеризуется как антропологический так как в центре внимания Фейербаха не отвлеченное понятие материи а человек как...
34031. К.Маркс (1818 - 1883) 45 KB
  Маркс первоначально занимался философским творчеством. Несмотря на то что Маркс не создал целостного философского учения он привнес много новых идей в различные разделы философского знания и по сути дела заложил основы качественно нового мировоззрения. В гносеологии Маркс развивал идеи немецкой классики об активном характере познающего субъекта. Практику Маркс определяет как целенаправленную материальнопреобразующую деятельность общественного субъекта.
34032. Позитивизм и его разновидности 26.5 KB
  Таким образом получается что произвести соединение умов в едином общении принципов и через это доставить твердую основу для социальной реорганизации и для действительно нормального порядка вещей и составляет назначение позитивизма. Для позитивизма в соответствии с его же принципом не существует других настоящих наук кроме естествознания изучающего явления внешнего мира. Если вдуматься в суть позитивизма во всех его разновидностях то следует сказать: это реальность развития философской мысли. Словом эта тенденция усиления связи...
34033. Волюнтаризм Шопенгауэра 25.5 KB
  Интеллект утомляется а воля неутомима. Реальна только одна космически громадная воля которая проявляется во всем течении событий Вселенной: мир только зеркало этого воления выступающее как представление. Мир по Шопенгауэру нелеп а вся история мира это история бессмысленной флуктуации волевых искр когда воля вынуждена пожирать самое себя так как кроме нее ничего нет и она к тому же голодная и жестокая постоянно ткущая паутину страдания. Он подверг критике ошибочную позицию сторонников крайнего рационализма согласно которому...
34034. Философия экзистенцизма 33.5 KB
  Экзистенциализм Философия существования. изолированный одинокий индивид все интересы которого сосредоточены на нем же самом на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы это такие пробл которые возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его собственное сущ и его движение к небытию.
34035. ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА 24 KB
  Осознание факта исчерпаемости энергии и земных ресурсов конечности не только человека но и человечества. Отказ от культа человека приводящему к забвению трансцендентного и пренебрежению к природе. Всеобщая единая действительность должна быть познана не через мир а через человека.
34036. Религиозная философия 25 KB
  Субстанционный мир мир находится в единстве с богом. Умственный мир умственноидеальная сфера. Чувственный мир мир людей.
34037. Философия Соловьева 23.5 KB
  В философии Соловьева как и в учении Гегеля онтология и гносеология бытие и познание неразделимы и опираются на единую основу. Соловьева поэтому всю его систему часто называют философией всеединства. Философия по мнению Соловьева возникает в период напряженного кризиса когда религиозная социальная роль не разрывает человеческое общество сознание.