75900

Россия как федерация: de jure и de facto. Правовой и фактический статус субъектов федерации

Доклад

История и СИД

Правовой и фактический статус субъектов федерации. Принцип равноправия субъектов РФ провозглашенный в федеральной Конституции при последовательном его проведении предполагает построение симметричной федерации. Причем нынешняя асимметрия Российской Федерации вызвана во многом объективными причинами в первую очередь экономическими политическими историческими. Правовое положение субъекта Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации.

Русский

2015-01-26

18.21 KB

4 чел.

Россия как федерация: de jure и de facto. Правовой и фактический статус субъектов федерации.

 Важнейший принцип, закрепленный в ст. 5 Конституции России, – это принцип равноправия, который одновременно является и важнейшим признаком конституционно-правового статуса субъектов РФ. Принцип равноправия субъектов РФ, провозглашенный в федеральной Конституции, при последовательном его проведении предполагает построение «симметричной» федерации. Однако рассмотрение соответствующих статусов субъектов позволяет присоединиться к позиции тех ученых, которые признают современную Россию «асимметричной» федерацией. Причем, нынешняя «асимметрия» Российской Федерации вызвана во многом объективными причинами, в первую очередь экономическими, политическими, историческими. Однако «симметрия», а тем более искусственное выравнивание статуса субъектов РФ не всегда является правильным решением проблемы.

 Правовое положение субъекта Российской Федерации определяется Конституцией Российской  Федерации. Наряду с этим все субъекты Российской Федерации обладают элементами учредительной власти. Это означает, что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты, регламентирующие его статус. Что касается автономий, то они обладают дополнительным правом, в отличие от других субъектов федерации. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Этот закон самостоятельно разрабатывается ими и представляется на рассмотрение в Федеральное Собрание соответствующими законодательным и исполнительным органами. В ходе законотворческого процесса проект, надо полагать, может быть и отозван автономиями.

 Так, статус республики определяется не только Конституцией Российской Федерации, но и конституцией самой республики. Аналогично определяется и статус других субъектов Федерации — краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — с той лишь разницей, что наряду с Конституцией Российской Федерации он определяется уставом соответствующего субъекта. При этом следует отметить, что уставы и конституции субъектов имеют одно и то же назначение. Роль устава аналогична роли конституции в республике — и тот и другой нормативно-правовой акт регулируют сходные виды правоотношений. 

 Субъект Российской Федерации не может в одностороннем порядке изменить свой статус. Вместе с тем в своих основных законах (конституциях и уставах) субъекты Федерации, естественно, могут и должны учитывать имеющиеся у них особенности, в числе которых специфические особенности их территории и проживающего на ней населения, в том числе особенности его национального состава. Конституция РФ закрепляет возможность изменения статуса субъекта Российской Федерации по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта. Преобразование конституционно-правового статуса субъекта, например, области в республику, или объединение субъектов может привести и к их переименованию. Но изменение статуса субъекта Федерации возможно только в рамках Конституции РФ. По смыслу изменение статуса субъекта федерации допустимо по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта, пожелавшего изменить статус в соответствии с федеральным конституционным законом. Регулирование изменения статуса субъекта Российской Федерации должно осуществляться на основе федерального конституционного закона, его принятие предусматривается Конституцией Российской Федерации.

 Однако, обладая равностатусностью, Еврейская автономная область фактически не сможет изменить свой правовой статус. При обретении субъектом федерации нового статуса необходимые изменения вносятся в ч. 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации. Пункт 1 ст. 137 Конституции РФ устанавливает особые случаи внесения изменений в ст. 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, которые вносятся на основании федерального конституционного закона об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Внесение на основании ч. 1 ст. 137 Конституции РФ изменений в перечень субъектов Федерации не носит характера конституционной поправки и потому не требует реализации специальной процедуры. В соответствии со статьями 5 и 65 Конституции РФ статус «автономной области имеет только один субъект» - Еврейская автономная область и изменение ее статуса может потребовать внесения изменений в первую главу Конституции РФ, что влечет за собой принятие новой Конституции. Поэтому практически данное изменение статуса вряд ли возможно.

 Следующей особенностью, подтверждающей неравностатусность субъектов РФ, является наличие в их нормативно-правовых актах юридических категорий федерального значения (государство, государственный язык, суверенитет). В названиях одних субъектов используется «государственная» категория «республика» (Республика Саха (Якутия), Республика Коми и т. д.), а в названиях других – чисто «административные» категории: области, края, города; также и в терминах «столица» (республик) и «административный центр» (в других субъектах). За республиками в составе Российской Федерации закреплено право устанавливать свой государственный язык. Это вполне объяснимо, поскольку республики образованы по национальному признаку. Но ведь автономные округа тоже образованы по национальному признаку, тем не менее, эти «равноправные» субъекты права на свой государственный язык не имеют. Что касается краев, областей, городов федерального значения, то для них вопрос о собственном государственном языке и не стоит. На указанных территориях действует общефедеральный государственный язык – русский. Безусловно, субъекты РФ обладают атрибутами государственной власти (герб, гимн, флаг, республики также вправе установить государственный язык). Заметим, что Конституция РФ использует формулировку «государственный язык субъекта РФ», а не «язык официального общения» или «национальный язык». Представляется нелогичным в этой связи утверждение о равностатусности субъектов.

 Очевидно, что большинство статусных различий проходят по линии республики – нереспублики. Республики, как правило, наделяют себя дополнительными полномочиями, которые нарушают Конституцию РФ и федеральные законы. В подтверждение этому можно привести договор между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, в котором предусмотрено дополнительное требование (владение обоими государственными языками Республики Татарстан) к кандидатам, предлагаемым Президентом РФ на замещение должности высшего должностного лица Республики Татарстан. Граждане РФ, проживающие на территории Республики Татарстан, имеют право получать основной документ, удостоверяющий личность, с вкладышем на государственном языке Республики Татарстан (татарском) и с изображением государственного герба Республики Татарстан. Данный договор нарушает отдельные положения Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

 Федеральный закон «О гражданстве РФ» гражданство субъектов РФ не допускает, однако в настоящий момент в Конституции республики Татарстан предусматривает свое гражданство. Так, провозглашается, что каждый гражданин РФ, проживающий в Республике Татарстан, признается гражданином Татарстана, а это нарушает принципы равностатусности субъектов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31215. Атрибуты систем наблюдения и их анализ 44.5 KB
  Если перекрытие по линиям приема происходит наполовину то количество отрабатываемых полос по всей площади съемки можно рассчитать следующим образом: NS=LY 0. Количество отрабатываемых шаблонов групп сейсмоприемников по полосе рассчитывается по формуле: NT=LX SLI1. В рассматриваемом примере для отработки всей площади участка потребуется отработать количество полос NS number swtch равное 15.6 км 1 = 8 а количество отрабатываемых в полосе шаблонов 16.
31216. Вспомогательные технические средства 37.5 KB
  Технологическая связь между отдельными подразделениями сейсморазведочной партии сейсморазведочная станция СВП СМ буровые установки и т. Для производства топогеодезических работ в сейсморазведочной партии создается один или несколько топогеодезический отряд возглавляемый старшим техником или инженеромтопографом. В задачи отряда входит рекогносцировка местности и определение наиболее удобных путей подъезда к площади работ вынесение на местность и подготовка профилей для работы на них сейсморазведочного отряда привязка отработанных...
31217. Группирование сейсмоприемников и источников 43 KB
  При кажущейся скорости поверхностной волны Vпов разность времен прихода этой волны на кый элемент группы по сравнению с первым элементом будет составлять к1 x Vпов. Для этих волн временной сдвиг между кым и первым элементом группы будет равен к1x Vотр. Учитывая то что элементы интерференционной группы одинаковы и выбирая начало отсчета в центре базы группы амплитудночастотную характеристику группы можно записать в виде: . Для изучения свойств амплитудночастотной характеристики линейной группы строится и анализируется график...
31218. Источники упругих волн 30 KB
  Все источники упругих волн применяемые в сейсморазведке подразделяются на два вида: взрывные и невзрывные. Невзрывные источники колебаний в свою очередь делятся на импульсные и вибрационные. Импульсные невзрывные источники могут быть построены на различных физических принципах. При работе на суше используются преимущественно источники либо механического принципа работы удар по грунту падающего груза либо газодинамического типа.
31219. Классификация методов сейсморазведки 30 KB
  Классификация методов сейсморазведки. Внутри нее сформировалось много различных направлений и модификаций которые в силу сложившейся в геофизической литературе терминологической практики получили название методов. Общее число методов сейсморазведки весьма велико. Однако на производстве фактически широко используется лишь ограниченное число методов.
31220. Технических средств и их классификация 31 KB
  Классификация технических средств К первой группе технических средств принято относить различные системы записи и предварительной обработки сейсмической информации. Технический уровень этой группы средств решающим образом определяет состояние и возможности сейсмической разведки. Эти средства используются преимущественно для проведения полевых работ. Источники упругих волн различного типа составляют третью специфическую группу технических средств сейсморазведки.
31221. Метод отраженных волн 33 KB
  Метод отраженных волн. Метод отраженных волн MOB наиболее эффективный и развитый метод сейсморазведки применяемый в наибольших объемах при поисках и детальной разведке месторождений нефти газа и ряда других полезных ископаемых на суше и на море. Упругие волны в MOB возбуждают с помощью проведения взрывов в неглубоких скважинах или действием специальных невзрывных источников на поверхности земли. На поверхности земли регистрируются отраженные волны от достаточно протяженных геологических границ на которых заметно меняется волновое...
31222. Метод преломленных волн 29.5 KB
  В методе преломленных волн МПВ обычно регистрируются и анализируются головные рефрагированные и преломленнорефрагированные волны. Главными достоинствами МПВ являются: большой диапазон доступных для исследования глубин от первых метров до 10 15 и более километров возможность определения граничной скорости в слоях малая зависимость от помех со стороны кратно отраженных и поверхностных волн. Усовершенствованная модификация МПВ корреляционный метод преломленных волн КМПВ был предложен в СССР в конце 30х годов группой геофизиков под...
31223. Метод проходящих волн (скважинная сейсморазведка) 33 KB
  Позднее в СССР была разработана аппаратура и технология проведения вертикального сейсмического профилирования ВСП СССР Е.Основой для анализа волнового поля по материалам ВСП являются сводные сейсмограммы по стволу скважины для каждого пункта взрыва. По принципу анализа зарегистрированного волнового поля выделяют две основные модификации ВСП скалярную и векторную поляризационную модификацию ПМ ВСП. По технике записи различают однокомпонентную модификацию ВСП регистрируется только вертикальная компонента поля и трехкомпонентную ПМ ВСП.