75902

Крестьянские движения XVII – XVIII вв.: бунт или революция? Сравнительный анализ

Доклад

История и СИД

Первое крестьянское восстание под предводительством Хлопка 1603 вспыхнуло вследствие ужесточения крепостного гнета. Следующее восстание под предводительством И. Еще более крупное восстание в казацкой среде усилившейся за счет большого количества беглых людей произошло в Поволжье под руководством С. Восстание под предводительством К.

Русский

2015-01-26

15.29 KB

5 чел.

Крестьянские движения XVIIXVIII вв.: бунт или революция? Сравнительный анализ

 Социальные конфликты XVII–XVIII вв. можно разделить на две группы: крестьянские восстания и городские движения. Первое крестьянское восстание под предводительством Хлопка (1603) вспыхнуло вследствие ужесточения крепостного гнета. Следующее восстание под предводительством И.И. Болотникова (1606–1607), помимо этого, было обусловлено недовольством широких слоев населения (крестьяне, холопы, казаки, посадские люди, дворяне) «боярским царем» Василием Шуйским, в противовес которому выдвигались различные самозванцы. В южных регионах страны действовали отряды «царевича Петра Федоровича» (И.И. Горчакова), к которому позднее примкнул Болотников, называвший себя «воеводой царевича Дмитрия». Предательство дворян, перешедших на сторону царя, привело к разгрому восстания, хотя отдельные социальные группы (казаки) продолжали сопротивление царскому правительству до сер. 1610-х гг. Еще более крупное восстание в казацкой среде, усилившейся за счет большого количества беглых людей, произошло в Поволжье под руководством С.Т. Разина (1670–1671) и было направлено против боярского правительства. Несмотря на то, что войску Разина удалось захватить ряд поволжских городов (Астрахань, Царицын, Саратов, Самара), движение было разгромлено вследствие предательства казацкой старшины. Восстание под предводительством К.А. Булавина помимо недовольства феодально-крепостническими порядками было спровоцировано социальным расслоением внутри донского казачества. Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва, охватившее в 1773–1775 гг. Поволжье и Приуралье, было крупнейшим крестьянским движением в царской России. Характерными его чертами являлось наличие достаточно четкой политической программы, отражавшей интересы казачества и предусматривавшей ликвидацию крепостного права. Для легитимации своих претензий Пугачев в отличие от Разина обратился к традиции «самозванчества» и объявил себя «императором Петром III», воспользовавшись загадочными обстоятельствами смерти последнего.

 Городские восстания XVII в. были обусловлены недовольством т.н. посадских людей экономической политикой царского правительства. Восстание 1648 г. в Москве (т.н. соляной бунт) было направлено против организаторов соляного налога (боярин Б.И. Морозов, дьяки Плещеев, Траханиотов, Чистой), пытавшихся после неудачи своего предприятия взыскать с населения прямые налоги за три предшествующих года. Восстание 1650 г. в Пскове и Новгороде было вызвано повышением цен на хлеб. Восстание 1662 г. в Москве (т.н. медный бунт) было направлено против денежной политики царского правительства, приравнявшего медную монету к серебряной, что в результате бесконтрольной эмиссии новых денег привело к падению их покупательной способности и увеличению инфляции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52442. Cities. Towns. Villages. Sightseeings 32 KB
  Завдання: 1 контроль навичок аудіювання читання письма та усного мовлення; 2 навчити учнів використовувати набуті знання вміння та навички в писемній та усній мові; 3 виховувати в учнів інтерес до цікавих визначних місць світу. Основна частина уроку: Контроль навичок письма і засвоєння тематичної лексики: Now children well check up your knowledge of themticl vocbulry. Dicttion trnsltion: напрямок територія мальовничий архітектура визначний краєвид маршрут навколишній довідкове бюро річкова гавань nd now 2 numbers turn...
52443. Подорож. Опис міста. Подорож по місту 42.5 KB
  Children, when people want travel they need a lot of information: they way of traveling, the things they have to take with them, some information about country they want to go to. That’s why we shall speak about it.
52444. Місто моєї мрії 50 KB
  Well done Some people cll “home†flt or house where they live others men ntive city. Tody we hve the finl lesson on the topic “CITY†we will try to show our guests everything we hve lredy lernt. nd some minutes before the end of the lesson you will work in groups nd mke group projects “THE CITY OF MY DREMâ€. Now look t the poster nd tell me wht plces cn we see in ny town or city hospitl bnk n institute school shop stdium museum thetre cinem etc b LISTENING Now listen to the text nd guess wht cities...
52448. Laughter and Humour in Our Life 47.5 KB
  Objectives: Revise the key words of the unit “Lughterâ€; To discuss the helth nd socil benefits of humour nd lughter; Develop listening nd speking skills; Give presenttions bout some British or mericn Comedins; Listen to rdio interview nd do Multiple choice nd True or Flse sttement tests; Develop the students sense of humour. The theme of our todys lesson is:†Lughter nd Humour in Our Lifeâ€. We re going to figure out the helth nd socil benefits of humour nd lughter hve tlk bout some British nd mericn comedins develop our sense of...
52449. ПРОГРАМНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПЕОМ. Завантаження операційної системи Windows. Робота в середовищі Windows 175 KB
  МАТЕРІАЛИ МЕТОДИЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ВІДКРИТОГО ПРАКТИЧНОГО ЗАНЯТТЯ № 11 З ПРЕДМЕТУ: КОМП′ЮТЕРНА ТЕХНІКА ПО ТЕМІ:ПРОГРАМНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПЕОМ. УКЛАДАЧ: ВИКЛАДАЧ ПРЕДМЕТУ ІНФОРМАТИКА ТА КОМП′ЮТЕРНА ТЕХНІКА ФЕДІЙ О.Актуальність теми: Бурхливий розвиток інформатизації суспільства впровадження нових комп′ютерних технологій навчання масове застосування...
52450. Использование компьютерных технологий в исследовательской деятельности 29 KB
  Исследовательские работы учащихся в наши дни часто опираются на возможности которые даёт компьютер. Подчас использование компьютерных технологий сводится к представлению результатов исследования ребёнок создаёт презентацию своей работы. На самом деле презентация это самый последний этап работы и самый сложный из всех. Сложный этап определение целей и постановка задач исследовательской работы.