75903

Программные установки в движениях декабристов и народников: общее и особенное

Доклад

История и СИД

Северное общество за сохранение монархии но ограниченной парламентом; Южное общество за республику. Северное общество за имущественный ценз. Северное общество за то чтобы их имели все граждане страны. Южное общество согласно но делает одно существенное дополнение гражданские и политические права народ получит только после длительного периода военной диктатуры.

Русский

2015-01-26

19.14 KB

4 чел.

Программные установки в движениях декабристов и народников: общее и особенное

 Идеи декабристов изложены в программных документах – «Конституции» (автор – Никита Муравьев, глава Северного общества) и «Русской правде» ( Павел Пестель – глава Южного общества).

1. Вопрос освобождения крестьян. За отмену крепостного права выступали обе организации. Но «северяне» предлагали освобождение крестьян без наделения их землей, в то время как «южане» - с земельным наделом.

2. Вопрос нового политического устройства России. Северное общество – за сохранение монархии, но ограниченной парламентом; Южное общество – за республику.

3. Парламентская система. По мнению, Муравьева, парламент должен быть двухпалатным. Избирать и быть избранными в парламент могут только люди, имеющие годовой доход не менее 30000 рублей в год (т.е. Северное общество за имущественный ценз). Пестель – за однопалатный парламент и всеобщие выборы.

4. Вопрос гражданских и политических прав. Северное общество за то, чтобы их имели все граждане страны. Южное общество согласно, но делает одно существенное дополнение – «гражданские и политические права народ получит только после длительного периода военной диктатуры».

5. Национальный вопрос. Муравьев – за новое административное деление России на «многонациональные» регионы («державы»), Пестель – за ассимиляцию народов империи,в том числе, насильственную. Народы, не желающие ассимилироваться (напр., евреи) должны быть выселены.

 Сравнительный анализ обеих программ показывает, что взгляды членов Северного общества были более умеренны и ориентировались на компромисс с помещиками и царем, в то время как в члены Южного общества предлагали более радикальные изменения с элементами диктатуры и предоставлением больших полномочий государству.

 Восстание декабристов потерпело поражение. Оно было почти не спланировано и не подготовлено. Члены тайных организаций рискнули осуществить свой замысел в момент скоропостижной смерти Александра I, когда один император уже умер, а другому (Николаю I) еще не писягнули армия и Сенат. Заговорщики были уверены, что, сорвав присягу новому императору, они получат шанс предложить обществу свою программу и начать ее осуществление. Но народ, ради блага которого затевался переворот не понимал, что происходит и поэтому не поддержал своих «спасителей». Не было единства и внутри самих декабристов. В итоге: 121 человек получил обвинение в государственной измене, 5 человек повешены (Муравьев-Апостол, Рылеев, Пестель, Бестужев-Рюмин, Каховский), остальные получили разные сроки каторги.

 Разгром восстания декабристов и установление в России полицейского режима не могли не отразиться на свертывании политической активности в стране, поэтому, говоря о 1830-х – 1850-х гг. разумнее говорить о развитии общественной мысли, а не общественных движений. Здесь можно выделить три основные направления: консервативное (правительственное), либеральное и радикальное (революционное).

1. Консерваторы – сторонники сохранения существующего строя. Их идеология нашла свое отражение в так называемой «теории официальной народности», автором которой являлся министр просвещения России в эту эпоху – граф Уваров. Основная идея теории может быть кратко сформулирована в трех словах: самодержавие, православие, народность. Расшифровка этой триады простая: а) самодержавие – единственно возможный и правильный тип власти для России; б) православие – главная идейная основа и народообразующая религия в стране; в) народность понималась упрощенно как единство народа вокруг «царя-батюшки». Консерваторы противопоставляли «святой Руси гниющий Запад». Идеологи консерватизма: историк Погодин, филолог Шевырев, литератор Булганин и др.

2. Либералы – сторонники реформ и демократизации, но только в рамках закона, без революций и насильственных действий.

 Формой существования либеральных идей стали немногочисленные кружки. Прямо о политике здесь не говорили (опасно, могли донести и арестовать), но обсуждали литературные и философские проблемы, через которые пытались осмыслить законы исторического развития, определить место личности в истории. В качестве примеров таких объединений можно назвать литературный кружок Станкевича, «Литературное общество 11-го номера» и др. Особое место в среде либералов занимал кружок Герцена и Огарева, которые выступали последователями утопического социализма . Их идеал – крестьянская община, путем развития которой, как они полагали, Россия может построить справедливое социалистическое общество, минуя стадию капитализма ( на самом деле – ошибочное представление !).

 Однако, главными представителями либерализма в середине XIX в. были безусловно «западники» и «славянофилы».

«Западниками» называли сторонников европейской модели цивилизационного развития России. Они выступали против самодержавия и крепостного права, за создание в стране парламента, местного самоуправления и другие демократические ценности. Идеализировали личность Петра I и его реформы. Идеологами «западничества» были: историки Соловьев и Кавелин, литератор Грановский и др.

«Славянофилы» (дословно – «любители славян») – также выступали против крепостного права и самодержавия, но европейская модель развития их не устраивала. «Славянофилы» считали, что у России свой особый путь развития, в котором она должна ориентироваться не на Европу, а на собственные достижения и исторические ценности. К последним они относили: православие, Земские соборы (вместо парламента) и крестьянскую общину. Считали необходимым сохранение власти царя. Идейно «славянофилы» во многом сближаются с консерваторами. Идеологи: философ А.С. Хомяков, литераторы Аксаков, братья Киреевские и др.

3. Радикалы – сторонники достижения свободы и демократии любыми путями, включая революции, теракты и другие насильственные действия. Практически все радикалы выступали за революцию и физическое уничтожение царя. И хотя в их идеологии были и позитивные лозунги (республика, парламент, освобождение крестьян с землей и др.) большинство радикалов лучше представляло себе «как ломать старое», чем как «строить новое». Среди радикалов было много социалистов. Членами радикальных организаций одно время были писатели Достоевский и Салтыков-Щедрин, их сторонником был Чернышевский и др. Наиболее известные радикалы этой эпохи: Сунгуров, братья Крицкие, Нечаев, Петрашевский.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69254. Загальні питання трудової підготовки учнів 82 KB
  Предмет і завдання курсу. Процес трудової підготовки та його складові частини. Методи наукових досліджень. Перспективний педагогічний досвід організації трудової підготовки учнів. Аналіз навчальної і науково-методичної літератури з трудової і професійної підготовки.
69255. Історико-педагогічний огляд розвитку проблеми трудової підготовки учнів 201 KB
  Історія розвитку трудового і професійного навчання. Етапи становлення трудової і професійної підготовки в загальноосвітній і професійній школі за роки радянської влади. Трудова підготовка учнів у сучасній загальноосвітній школі та шляхи її реформування.
69256. Політехнічні основи трудової підготовки 259.5 KB
  Але якщо порівняти зміст шкільної програми 1954 року коли трудове навчання було відновлено у школі із змістом діючої програми то легко прийти до висновку що ставить великі зміни. Причому вони відбувалися поступово протягом усього періоду і вимагали від вчителя трудового навчання...
69257. Сучасний учитель трудового навчання 73.5 KB
  Національна школа і проблема модернізації підготовки вчителя трудового навчання. Основні вимоги що ставляться до сучасного вчителя трудового навчання. Особливості педагогічної діяльності вчителя трудового навчання. Організація методичної роботи вчителів трудового навчання та їх атестація.
69258. Методика формування в учнів поняття про техніку 136 KB
  Наступність у вивченні техніки у 59 класах. Формування в учнів поняття про типові і спеціальні деталі види та призначення типових деталей машин: опори осі вали підшипники зубчасті колеса кріпильні деталі; їх умовні позначення; види з’єднань деталей: рухомі і нерухомі рознімні і нерознімні.
69259. Методика навчання учнів основним видам технологічних процесів 123.5 KB
  Ознайомлення учнів із знаряддями праці для ручної обробки матеріалів різанням способами отримання виробів заданої форми і розмірів. Методика удосконалення в учнів прийомів вимірювання лінійкою кутником складним метром; формування вмінь виконувати розмічання за допомогою шаблонів та інструментів.
69260. Методика навчання електротехнічних робіт і елементів автоматики 203.5 KB
  Методика формування в учнів шостого класу поняття про квартирну освітлювальну мережу. Методика ознайомлення учнів з побутовими електронагрівальними приладами. Методика ознайомлення учнів з будовою принципом дії та призначенням колекторного електродвигуна.
69261. Методика навчання учнів складанню та оздобленню виробів 179.5 KB
  Методика навчання учнів п’ятого класу прийомів з'єднання деталей за допомогою цвяхів, клею ПВА, зачищенню з’єднань та остаточної обробка виробів з фанери. Методика ознайомлення учнів шостого класу з прийомами та способами з’єднання деталей з тонколистового металу...
69262. Методика навчання моделювання. Екологічний аспект обґрунтування об’єкта проектування 294 KB
  Таким чином вирішальне значення має не об’єкт роботи а ті завдання які учні розв’язують у процесі його виготовлення. Отже під технічним моделюванням у школі слід розуміти діяльність учнів пов’язану з виготовленням різних виробів у тому числі моделей якщо при цьому виконуються такі основні умови...