75903

Программные установки в движениях декабристов и народников: общее и особенное

Доклад

История и СИД

Северное общество за сохранение монархии но ограниченной парламентом; Южное общество за республику. Северное общество за имущественный ценз. Северное общество за то чтобы их имели все граждане страны. Южное общество согласно но делает одно существенное дополнение гражданские и политические права народ получит только после длительного периода военной диктатуры.

Русский

2015-01-26

19.14 KB

4 чел.

Программные установки в движениях декабристов и народников: общее и особенное

 Идеи декабристов изложены в программных документах – «Конституции» (автор – Никита Муравьев, глава Северного общества) и «Русской правде» ( Павел Пестель – глава Южного общества).

1. Вопрос освобождения крестьян. За отмену крепостного права выступали обе организации. Но «северяне» предлагали освобождение крестьян без наделения их землей, в то время как «южане» - с земельным наделом.

2. Вопрос нового политического устройства России. Северное общество – за сохранение монархии, но ограниченной парламентом; Южное общество – за республику.

3. Парламентская система. По мнению, Муравьева, парламент должен быть двухпалатным. Избирать и быть избранными в парламент могут только люди, имеющие годовой доход не менее 30000 рублей в год (т.е. Северное общество за имущественный ценз). Пестель – за однопалатный парламент и всеобщие выборы.

4. Вопрос гражданских и политических прав. Северное общество за то, чтобы их имели все граждане страны. Южное общество согласно, но делает одно существенное дополнение – «гражданские и политические права народ получит только после длительного периода военной диктатуры».

5. Национальный вопрос. Муравьев – за новое административное деление России на «многонациональные» регионы («державы»), Пестель – за ассимиляцию народов империи,в том числе, насильственную. Народы, не желающие ассимилироваться (напр., евреи) должны быть выселены.

 Сравнительный анализ обеих программ показывает, что взгляды членов Северного общества были более умеренны и ориентировались на компромисс с помещиками и царем, в то время как в члены Южного общества предлагали более радикальные изменения с элементами диктатуры и предоставлением больших полномочий государству.

 Восстание декабристов потерпело поражение. Оно было почти не спланировано и не подготовлено. Члены тайных организаций рискнули осуществить свой замысел в момент скоропостижной смерти Александра I, когда один император уже умер, а другому (Николаю I) еще не писягнули армия и Сенат. Заговорщики были уверены, что, сорвав присягу новому императору, они получат шанс предложить обществу свою программу и начать ее осуществление. Но народ, ради блага которого затевался переворот не понимал, что происходит и поэтому не поддержал своих «спасителей». Не было единства и внутри самих декабристов. В итоге: 121 человек получил обвинение в государственной измене, 5 человек повешены (Муравьев-Апостол, Рылеев, Пестель, Бестужев-Рюмин, Каховский), остальные получили разные сроки каторги.

 Разгром восстания декабристов и установление в России полицейского режима не могли не отразиться на свертывании политической активности в стране, поэтому, говоря о 1830-х – 1850-х гг. разумнее говорить о развитии общественной мысли, а не общественных движений. Здесь можно выделить три основные направления: консервативное (правительственное), либеральное и радикальное (революционное).

1. Консерваторы – сторонники сохранения существующего строя. Их идеология нашла свое отражение в так называемой «теории официальной народности», автором которой являлся министр просвещения России в эту эпоху – граф Уваров. Основная идея теории может быть кратко сформулирована в трех словах: самодержавие, православие, народность. Расшифровка этой триады простая: а) самодержавие – единственно возможный и правильный тип власти для России; б) православие – главная идейная основа и народообразующая религия в стране; в) народность понималась упрощенно как единство народа вокруг «царя-батюшки». Консерваторы противопоставляли «святой Руси гниющий Запад». Идеологи консерватизма: историк Погодин, филолог Шевырев, литератор Булганин и др.

2. Либералы – сторонники реформ и демократизации, но только в рамках закона, без революций и насильственных действий.

 Формой существования либеральных идей стали немногочисленные кружки. Прямо о политике здесь не говорили (опасно, могли донести и арестовать), но обсуждали литературные и философские проблемы, через которые пытались осмыслить законы исторического развития, определить место личности в истории. В качестве примеров таких объединений можно назвать литературный кружок Станкевича, «Литературное общество 11-го номера» и др. Особое место в среде либералов занимал кружок Герцена и Огарева, которые выступали последователями утопического социализма . Их идеал – крестьянская община, путем развития которой, как они полагали, Россия может построить справедливое социалистическое общество, минуя стадию капитализма ( на самом деле – ошибочное представление !).

 Однако, главными представителями либерализма в середине XIX в. были безусловно «западники» и «славянофилы».

«Западниками» называли сторонников европейской модели цивилизационного развития России. Они выступали против самодержавия и крепостного права, за создание в стране парламента, местного самоуправления и другие демократические ценности. Идеализировали личность Петра I и его реформы. Идеологами «западничества» были: историки Соловьев и Кавелин, литератор Грановский и др.

«Славянофилы» (дословно – «любители славян») – также выступали против крепостного права и самодержавия, но европейская модель развития их не устраивала. «Славянофилы» считали, что у России свой особый путь развития, в котором она должна ориентироваться не на Европу, а на собственные достижения и исторические ценности. К последним они относили: православие, Земские соборы (вместо парламента) и крестьянскую общину. Считали необходимым сохранение власти царя. Идейно «славянофилы» во многом сближаются с консерваторами. Идеологи: философ А.С. Хомяков, литераторы Аксаков, братья Киреевские и др.

3. Радикалы – сторонники достижения свободы и демократии любыми путями, включая революции, теракты и другие насильственные действия. Практически все радикалы выступали за революцию и физическое уничтожение царя. И хотя в их идеологии были и позитивные лозунги (республика, парламент, освобождение крестьян с землей и др.) большинство радикалов лучше представляло себе «как ломать старое», чем как «строить новое». Среди радикалов было много социалистов. Членами радикальных организаций одно время были писатели Достоевский и Салтыков-Щедрин, их сторонником был Чернышевский и др. Наиболее известные радикалы этой эпохи: Сунгуров, братья Крицкие, Нечаев, Петрашевский.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4101. Анализ маркетинговой деятельности предприятия 206.5 KB
  Анализ маркетинговой деятельности предприятия Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы анализа маркетинга предприятия 1.1. Анализ эффективности использования маркетинга 1.2. Анализ иммобилизованных внеоборотных активов с точки зрения рацион...
4102. Международные отношения Киевской Руси X – нач.XII веков 431 KB
  Введение. Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародили...
4103. Международная экономическая интеграция на примере Евросоюза 401 KB
  Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности н...
4104. Історія України. Соціально-політичні аспекти) 536.5 KB
  У посібнику розглядаються проблеми: соціальні структури і соціальні відносини в українському суспільстві в історичному контексті, їх роль в створенні оригінальної форми державності (до ХІХ ст.). Історія формування та діяльності громадських, культуро...
4105. Соціально політичні аспекти історії України 345 KB
  Історія формування та визначальні тенденції в розвитку освіти, науки, техніки як фундаментальних основ життя українського народу Лекція І. Історичні аспекти виникнення і функціонування освітних систем, становлення вищої освіти в Україні 1. Виникненн...
4106. Етнополітичний контекст української історії 676.5 KB
  Модуль І. Етнополітичний контекст української історії Лекція І. Історія та історіографія в еволюції, їх місце і роль в гуманізації діяльності людини. План Предмет та завдання історії України, її наукова періодизація. Еволюція концепцій з...
4107. Історичний поступ української держави 559 KB
  Історичний поступ української держави. Лекція. Основні закономірності суть і наслідки початкових етапів та процесів українського державотворення. Слов’янська держава Русів. Козацько-гетьманська держава – Військо Запорозьке. Сл...
4108. Соціальні технології в адміністративному менеджменті 259.46 KB
  Методичні рекомендації до виконання контрольної роботи з дисципліни«соціальні технологіїв адміністративному менеджменті. Вступ маємістити:реальні причинита актуальністьвиборусаме цієїадміністратив...
4109. Соціальний простір як обєкт технологізації 460.65 KB
  Соціальний простір як об’єкт технологізації. Соціальний простір можна розглядати як безпосереднє поле взаємодії суспільства і особистості, енергія якого йде від соціуму, породжується рівнем його зрілості, спрямоване до особистості...