75906

Диссидентское движение в СССР: основные направления, лидеры и результаты деятельности

Доклад

История и СИД

Диссиденты (лат. dissidents - несогласный) - термин, который с середины 70-х годов применялся к лицам, открыто спорившим с официальными доктринами в тех или иных областях общественной жизни СССР и пришедшим к явному столкновению с аппаратом власти. Первые годы брежневского правления

Русский

2015-01-26

19.6 KB

10 чел.

Диссидентское движение в СССР: основные направления, лидеры и результаты деятельности.

 Диссиденты (лат. dissidents - несогласный) -  термин,  который с середины 70-х годов применялся к лицам, открыто спорившим  с  официальными доктринами в тех или иных областях общественной жизни  СССР  и  пришедшим  к явному  столкновению  с  аппаратом  власти. Первые годы  брежневского  правления  (1964-1967),  связанные  с усилением наступления на небольшие островки  свободы,  рожденные  оттепелью, положили  начало  формированию  организованной  оппозиции  режиму   в   лице правозащитного движения. Основной формой деятельности диссидентов были протесты и  обращения  в адрес  высшего  политического  руководства   страны   и   правоохранительных органов. Осенью 1965 г. были арестованы московские писатели Андрей Синявский  и Юлий Даниэль. В такой обстановке произошла первая в советское время демонстрация под правозащитными лозунгами 5 декабря 1965 г. в Москве на  Пушкинской  площади. Следующий период в развитии диссидентского   и правозащитного движения - 1968-1975 годы  -  совпал  с  удушением  "Пражской  весны",  приостановкой всяких  попыток    преобразования   политических   институтов,   погружением политической жизни в состояние застоя.

 В начале 70-х годов в диссидентстве обозначились  тенденции,  довольно различные  по  идеалам  и  политической   направленности. При этом можно выделить три  основных направления:   ленинско-коммунистическое,    либерально-демократическое    и религиозно-националистическое. Три   направления   были   представлены, соответственно,   Роем   Медведевым,   Андреем   Сахаровым   и   Александром Солженицыным.

1) Больше сходства было между  двумя  первыми  из  упомянутых  течений  —коммунистическим и демократическим. Имена Сахарова и Медведева стояли  рядом в петициях, написанных на рубеже  60-х  и  70-х  годов,  включая  совместное политическое  обращение  к  Брежневу,  Косыгину  и   Подгорному. Неокоммунистическое  движение  вытекало непосредственно из антисталинских  настроений,  периодически  возникающих  в советской истории. Его рождение совпало с протестами  против  «реабилитации» Сталина. В этом смысле оно  может  рассматриваться  как  отражение  взглядов некоторых членов самой КПСС и функционеров аппарата государства-партии. Основным     устремлением неокоммунистов было сочетание  политической  демократии  с  социализмом,  по характеру менее государственным и более близким к исходным  идеям  Маркса  и Ленина.

2) Андрей Сахаров пришел в политику типичным для СССР 60-х  годов  путем. Выходец из интеллигентной семьи,  физик  высочайшего класса, он в 30 с небольшим лет становится  самым  молодым  членом  Академии наук,  сыграв  первостепенную  роль  в  разработке  и   создании   советской водородной бомбы. В своей работе 1968 года, которая  осталась  одним  из  самых  высоких достижений его мысли, Сахаров, исходя из возникшей в атомный  век  опасности уничтожения всего  человечества  в  результате  его  разделения,  говорил  о «необходимости интеллектуальной свободы» для развития своей  страны. Уже в этой работе он  указывал на загрязнение  окружающей  среды  как  на  глобальную  угрозу.  Он  отметил опасность неразрешимых  проблем,  возникающих  в  связи  с  неконтролируемым демографическим  ростом  населения. Однако  наибольшую   известность   получил   тезис   о   необходимости «конвергенции» между двумя системами, социалистической и  капиталистической. Гибельно рассматривать идеологии несовместимыми в  эпоху,  когда  предстояло использовать во благо «весь положительный опыт, накопленный  человечеством», обеспечив условия «социальной справедливости  и  интеллектуальной  свободы». Ни  одно  из  двух  обществ  не  должно  замышлять  уничтожение другого, но должно осваивать все,  что  есть  в  нем  положительного.  Таким образом,   оба   общества   должны   сближаться   «в    демократическом    и социалистическом духе». Коммунистическое движение  призвано  было  покончить со своими сталинистскими  вырожденческими  пороками.  На  Западе  желательно развитие  левых  сил,  способных  дать  жизнь  интенсивному   международному сотрудничеству,  кульминационным  пунктом   которого   стало   бы   создание «всемирного   правительства».   Таким    образом,    демократия    в    СССР рассматривалась как составляющая часть огромного всемирного  проекта,  часть обязательная и нерушимая.

 Наибольшим   вкладом   демократического   течения    в    политическую деятельность диссидентов стало движение за права  человека.  Первый  комитет по защите прав человека был  создан  в  1970  году  Сахаровым  и  двумя  его товарищами, Чалидзе и Твердохлебовым. Демократическое движение как таковое все же  и  в самой диссидентской части России так и не стало господствующим.

3) Отдельного обсуждения заслуживает третья, гораздо  более  значительная составляющая  диссидентского  движения  —  националистическое  течение. В  третьем  диссидентском течении сливались воедино различные потоки традицией националистского  толка —    религиозный,    славянофильский,    культурный    —     либо     просто антикоммунистической окраски. Пророком этого движения был  Солженицын.

 Солженицын выступал не только врагом большевизма во  всех  проявлениях последнего. По  его  мнению,  марксизм  и коммунизм  явились  «прежде  всего,   результатом   исторического   кризиса, психологического  и  морального,  кризиса  всей  культуры  и  всей   системы мышления  в  мире,  который  начался  в  эпоху  Возрождения  и  нашел   свое максимальное выражение в просветителях XVIII века».  По  мысли  Солженицына, все беды России начались с «безжалостных реформ» Петра или  даже  раньше,  с попыток  модернизации  православного  культа,  предпринятых  в   XVII   веке патриархом Никоном. 1917 год с его революцией стал лишь последним и  роковым шагом в пропасть. Солженицын и слышать не хотел ни  о  какой  «конвергенции»,  ибо для него  Запад  был  не  моделью  для  подражания,  но  примером,  которого следовало   избежать.   Он   считал,   что   бессильный,    эгоистичный    и коррумпированный   западный   мир   не   мог   быть   перспективным.    Даже «интеллектуальная  свобода»  была  для  писателя  скорее  средством,  нежели целью; она имела смысл, если только использовалась для  достижения  «высшей» цели. Для России он видел  выход  не  в  парламентской  демократии  и  не  в партиях, для него предпочтительнее была бы система «вне партий»  или  просто «без партий». В течение многих веков Россия жила  в  условиях  авторитарного правления, и все было хорошо. Высшим принципом  должна  быть  «нация»  —  такой  же живой и сложный организм, как отдельные люди, схожие между  собой  по  своей «мистической природе», врожденной, неискусственной. Солженицын  провозглашал себя  врагом  всякого  интернационализма  или  космополитизма.

 5 сентября 1973 года А. Солженицын направил в  Кремль  «Письмо  вождям Советского Союза», что в конечном итоге послужило толчком  к  насильственной высылке писателя в феврале 1974 года.

Итоги. После того, как в 1975 г. СССР подписал в Хельсинки Заключительный акт   Совещания  по  безопасности  и  сотрудничеству  в   Европе,   ситуация   с соблюдением   прав   человека   и   политических   свобод   превратилась   в международную. После этого  советские  правозащитные  организации  оказались под  защитой  международных  норм,   что   крайне   раздражало   брежневское руководство.  В  1976  г.  Ю.  Орловым  была  создана  общественная   группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений,  которая  готовила  отчеты  о нарушении прав человека в  СССР  и  направляла  их  в  правительства  стран- участниц Совещания, в советские  государственные  органы. Во  второй половине 1970-х годов Советскому Союзу постоянно предъявляются обвинения  на официальном международном  уровне  в  несоблюдении  прав  человека. Правозащитное движение перестало существовать в конце 80-х,  когда,  в связи с  изменением  курса  правительства,  движение  уже  не  носило  чисто правозащитного характера.

Значение

 Создавало предпосылки для либерализации советской системы в будущем (перестройка);

Использовалось Западом для давления на СССР ("Третья корзина" Хельсинкских соглашений, Поправка Джексона-Веника 1974 г.);

 Стало зарождением первых элементов гражданского общества в условиях тоталитарного режима.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33065. Натурфілософія 13.62 KB
  ntur природа філософія природи умоглядне тлумачення природи що розглядається в її цілісності що спирається на абстрактні поняття що виробляються в ході виникнення і розвитку філософії. фюсис природа або фюсиологами а перші філософські трактати як правило були присвячені дослідженню природи її пристрої трактати Про природу були написані і Фалесом і Гераклитом і Анаксимандром і Анаксименом і Парменидом. філософія ще не існувала окремо від пізнання природи а знання про природу окремо від філософії. У центрі уваги усієї...
33066. Філософія Сократа 15.29 KB
  Платон. Платон 427347 рр. Учень Сократа Платон у 397 р. Платон долає проблему що зафіксована Сократом завдяки створенню гіпотези про існування специфічних предметів відмінних від речей навколишнього світу.
33067. Філософія Середньовіччя, її особливості 19.96 KB
  Фома Аквінський спрямовує свої зусилля на розмежування суті того у що віримо і що знаємо. Фома описує Бога як першопричину і конечну мету сущого як “чисту форму†“чисту актуальність†або буття. Фома називає таке буття субстанцією. У своїх працях Фома розділяє догмати віри на такі що осягаються розумом Бог існує Бог єдиний душа людини безсмертна і такі що розумом не можуть бути осягнені творення світу трійця першородний гріх тощо.
33068. Основні напрями в середньовічній філософії /номіналізм та реалізм/ 15.02 KB
  Однією з особливостей середньовічної філософії є боротьба між реалістами та номіналістами. Слід зазначити, що реалізм у його середньовічному розумінні не має нічого спільного з сучасним значенням цього терміна. Реалізм - це вчення, згідно з яким об'єктивна реальність
33069. Гуманізм 14.01 KB
  Гуманізм епохи Відродження – це сукупність навчань що представляють людини мислячої що вміє не тільки плисти за течією але і здатного пручатися і діяти самостійно. Саме гуманізм епохи Відродження проголосив інші принципи формування особистості. Гуманізм епохи Відродження прочинив цю завісу.
33070. Філософія Нового часу 17.08 KB
  Як і більшість мислителів Нового часу він вважав що завдання філософії створити новий метод наукового пізнання переосмислити завдання науки. Він вказував що правильно знати це знати опосередковано причинами і закликав застосовувати такі нові методи пізнання як індукція дедукція експеримент. Такий метод на думку Бекона мало придатний до пізнання. Усяке пізнання і усякий винахід повинні спиратися на досвід тобто повинні рухатися від вивчення поодиноких фактів до загальних положень.
33071. Рене Декарт 13.65 KB
  У теорії пізнання він розвиває раціоналізм тобто вчення згідно з яким розум думка визнаються найвищою цінністю. Метод наукового пізнання який Декарт розглядає в своїх працях Міркування про метод Правила для керівництва розумом називається аналітичним. Цей метод вимагає ясності і чіткості пізнання розчленування об'єкту на складові частини і вивчення їх руху думки від простого до складного. У теорії пізнання Спіноза розвиває раціоналізм.
33072. Просвітництво 13.8 KB
  Класичним філософом французького Просвітництва був Вольтер 16941778 головні ідеї якого викладені у працях: Філософські листи 1734 Метафізичний трактат 1734 Роздуми про людину 1737 Філософський словник 1764 Філософія історії 1765 та ін. Головне завдання своєї філософії Вольтер вбачає в розвінчуванні релігійної догматики що заважає людям будувати щасливе життя культивуючи неуцтво неосвіченість фанатизм брехню. У філософії природи Вольтер послідовник Ньютона. У теорії пізнання Вольтер прагнув поєднати сенсуалістичний...
33073. Класична німецька філософія 14.81 KB
  Німецька класична філософія охоплює порівняно короткий період який обмежений 80ми роками XVIII століття з одного боку і 1831 роком роком смерті Гегеля з іншою або пізнішою антропологічною матеріалістичною філософією Фейєрбаха який проте увійшов до протиріччя з основним характером німецької філософії цього періоду її ідеалізмом. Основними представниками цієї філософії були основоположник її Иммануил Кант його послідовник Фихте Шеллинг супротивник кантіанської філософії Георг Вільгельм Фрідріх Гегель. Що стосується загальної...