75908

Аграрная политика в дореволюционной России и в СССР: крепостное право и коллективизация без выдачи паспортов, община и колхоз

Доклад

История и СИД

Крепостное право и кресьянская община. В России крестьянская община зародилась вместе с Древнерусским государством и видоизменяясь просуществовала вплоть до конца 1920х. В период Киевской Руси крестьянская община стала основной производящей единицей.

Русский

2015-01-26

16.6 KB

1 чел.

Аграрная политика в дореволюционной России и в СССР: крепостное право и коллективизация без выдачи паспортов, община и колхоз. Сравнительный анализ.

 Крепостное право и кресьянская община. В России крестьянская община зародилась вместе с Древнерусским государством и, видоизменяясь, просуществовала вплоть до конца 1920-х. гг., т.е. до начала коллективизации. Свое начало процесс закрепощение крестьян законодательно берет с конца 16 в. ( 1581 г. – заповедные лета, 1597 г. – урочные лета (сыск беглых крестьян в течении 5 лет), 1607 г. – 15-ти летний ссыск). Окончательное закрепощение крестьян произошло в 1649 г. – по Соборному Уложению: бессрочный ссыск беглых крестьян и отмена Юрьева дня. С конца 18 в. начинается постепенное раскрепощение крестьян: указы Павла 1, Александра 1 и Николая 1.1861 г. – отмена крепостного права.

 В период Киевской Руси крестьянская община стала основной производящей единицей. Положение крестьян в общине:

 С одной стороны крестьяне очень зависели отобщины (напр., выйти с землей из общины было нальзя; община решала, что сеять и когда и т.д.), но формально препятствий для выхода из общины не было.

Крестьянин получал от общины землю, и считал себя «пользователем» этой земли (надела), но распорядиться ей не мог.

 Крестьянская община в России способствовала поддержанию жизненного уровня крестьянских хозяйств. Произведенная всей общиной продукция распределялась между членами общины. Община строилась на сочетании коллективного землепользования и отдельного ведения хозяйства каждым двором.

 Коллективизация и колхозы. В декабре 1927 г. 15й съезд ВКПб провозгласил курс на коллективизацию деревни. Коллективизацию часто называют «вторым крепостным правом», т.к. лишённым собственности крестьянам оставалось два выхода: ехать в город на заработки или вступать в колхоз.

 В колхозах, в отличие от общины не было никаких наделов не было, у колхозников было лишь собственное небольшое приусадебное хозяйство. Все остальное было коллективным: поле, стадо и т.д. зарплата поначалу выдавалась в натуральном виде, при Хрущеве начали платить деньги. Колхозы продавали государству урожай по государственным закупоным ценам, причем каждый колхоз должен был вырабатывать определенный государственный план. То есть в отличие от общины, колхоз не мог самостоятельно распоряжаться собственным урожаем. И кроме того, при формальной юридической независимости от государства, большая их часть зависела от него: от плана и закупочных цен, многие колхозы разорялись и попадали в финансовую, административную зависимость от государства (в отличие от общины).

 Также, колхозники были меньше заинтересованы в результатах своего труда, так как все получали одинаково. У крестьян в общине наоборот была прямая заинтересованность.

 В 1932 г. в Советском Союзе была введена единая паспортная система, принято решение паспортизации советских граждан. Но крестьянам паспорта не выдали, таким образом, налагалось ограничение на передвижение колхозников из колхозов в города, им нельзя было поступить на учебу и т.д. Однако, на самом деле, колхозник мог получить паспорт, написав заявление председателю колхоза (хотя, конечно, председатель мог и отказать).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8550. Генезис сознания. Сознание и отражение 39.5 KB
  Генезис сознания. Сознание и отражение Проблема генезиса сознания получила разработку в рамках социокультурной стратегии его исследования, в частности, в диалектико-материалистической философии. Предпосылками становления сознания выступают: - э...
8551. Проблема бессознательного. Психоанализ как метод лечения 30 KB
  Проблема бессознательного. Психоанализ как метод лечения Проблематика бессознательного наиболее репрезентативно и комплексно рассматривается в философии в русле психоаналитической традиции. Представленная во фрейдовской теории развития личност...
8552. Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу: субстанциональ-ный, функциональный, экзистенциально-феноменологический 37 KB
  Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу: субстанциональный, функциональный, экзистенциально-феноменологический В истории философии сложилось несколько подхода к философскому анализу феномена сознания: субстанциональный, натура...
8553. Проблема социокультурной природы сознания. Сознание и язык. Сознание и коммуникация 52.5 KB
  Проблема социокультурной природы сознания. Сознание и язык. Сознание и коммуникация Природу и функционирование сознания невозможно понять вне исследования социокультурной его детерминированности. Классическая философия изначально исходила из возможн...
8554. Сознание и самосознание 35 KB
  Сознание и самосознание На основании определения сознания как формы отражения объективной действительности можно утверждать, что оно нацеленно на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входит непосредственно в к...
8555. Структура и функции сознания 45 KB
  Структура и функции сознания Анализ структуры сознания первоначально базировался на данных классической психологии, в русле исследований которой были выделены следующие составляющие сознания: интеллект, эмоции, воля, внимание, память. Сознание челов...
8556. Философские проблемы сознания 179.5 KB
  Философские проблемы сознания § 1. Проблема сознания в философии и науке. Концепция отражения. § 2. Возникновение сознания. Проблема идеального в философии. § 3. Социально-историческая, деятельно-информационная природа сознания. § 4. Общественное и ...
8557. Електронне та електричне обладнання автомобілів 239.31 KB
  ВСТУП Мета проведення лабораторних робіт - набуття студентами практичних навичок визначення лабораторним шляхом технічних характеристик різних апаратів, приладів і електромашин, що встановлюють на автомобілях ознайомлення із сучасним лаб...
8558. Алмазная сутра 31.5 KB
  Алмазная сутра. Будда сказал Субхути: - Все Бодхисаттвы должны так овладевать своим сознанием: сколько бы ни было существ, должны они думать, рождающихся из яиц, рождающихся из утробы, рождающихся из сырости или вследствие превращений, имеющих цвет...