75908

Аграрная политика в дореволюционной России и в СССР: крепостное право и коллективизация без выдачи паспортов, община и колхоз

Доклад

История и СИД

Крепостное право и кресьянская община. В России крестьянская община зародилась вместе с Древнерусским государством и видоизменяясь просуществовала вплоть до конца 1920х. В период Киевской Руси крестьянская община стала основной производящей единицей.

Русский

2015-01-26

16.6 KB

2 чел.

Аграрная политика в дореволюционной России и в СССР: крепостное право и коллективизация без выдачи паспортов, община и колхоз. Сравнительный анализ.

 Крепостное право и кресьянская община. В России крестьянская община зародилась вместе с Древнерусским государством и, видоизменяясь, просуществовала вплоть до конца 1920-х. гг., т.е. до начала коллективизации. Свое начало процесс закрепощение крестьян законодательно берет с конца 16 в. ( 1581 г. – заповедные лета, 1597 г. – урочные лета (сыск беглых крестьян в течении 5 лет), 1607 г. – 15-ти летний ссыск). Окончательное закрепощение крестьян произошло в 1649 г. – по Соборному Уложению: бессрочный ссыск беглых крестьян и отмена Юрьева дня. С конца 18 в. начинается постепенное раскрепощение крестьян: указы Павла 1, Александра 1 и Николая 1.1861 г. – отмена крепостного права.

 В период Киевской Руси крестьянская община стала основной производящей единицей. Положение крестьян в общине:

 С одной стороны крестьяне очень зависели отобщины (напр., выйти с землей из общины было нальзя; община решала, что сеять и когда и т.д.), но формально препятствий для выхода из общины не было.

Крестьянин получал от общины землю, и считал себя «пользователем» этой земли (надела), но распорядиться ей не мог.

 Крестьянская община в России способствовала поддержанию жизненного уровня крестьянских хозяйств. Произведенная всей общиной продукция распределялась между членами общины. Община строилась на сочетании коллективного землепользования и отдельного ведения хозяйства каждым двором.

 Коллективизация и колхозы. В декабре 1927 г. 15й съезд ВКПб провозгласил курс на коллективизацию деревни. Коллективизацию часто называют «вторым крепостным правом», т.к. лишённым собственности крестьянам оставалось два выхода: ехать в город на заработки или вступать в колхоз.

 В колхозах, в отличие от общины не было никаких наделов не было, у колхозников было лишь собственное небольшое приусадебное хозяйство. Все остальное было коллективным: поле, стадо и т.д. зарплата поначалу выдавалась в натуральном виде, при Хрущеве начали платить деньги. Колхозы продавали государству урожай по государственным закупоным ценам, причем каждый колхоз должен был вырабатывать определенный государственный план. То есть в отличие от общины, колхоз не мог самостоятельно распоряжаться собственным урожаем. И кроме того, при формальной юридической независимости от государства, большая их часть зависела от него: от плана и закупочных цен, многие колхозы разорялись и попадали в финансовую, административную зависимость от государства (в отличие от общины).

 Также, колхозники были меньше заинтересованы в результатах своего труда, так как все получали одинаково. У крестьян в общине наоборот была прямая заинтересованность.

 В 1932 г. в Советском Союзе была введена единая паспортная система, принято решение паспортизации советских граждан. Но крестьянам паспорта не выдали, таким образом, налагалось ограничение на передвижение колхозников из колхозов в города, им нельзя было поступить на учебу и т.д. Однако, на самом деле, колхозник мог получить паспорт, написав заявление председателю колхоза (хотя, конечно, председатель мог и отказать).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58079. Свято- захист проекту “Людина без книги, як криниця без води” 133.5 KB
  Мета: ознайомити учнів із тим, як книжка прийшла до людей; розкрити значення книги в житті людини; викликати інтерес до читання; розвивати творчі здібності, артистизм, зв’язне мовлення; активно залучати до творчого процесу батьків; виховувати любов до книжки, дбайливе ставлення до неї.
58080. Створення композицій з природних матеріалів. Флористика. Натюрморт 45.5 KB
  Мета уроку: навчити створювати рельєфні твори з природного матеріалу за законами композиції; готувати природний матеріал для створення флористики; розрізняти флористику та ікебану; розрізняти фактуру матеріалів для флористики та порівнювати їх форми і характерні риси...
58081. Строение природных форм. Домашнее животное. Кошка 37.5 KB
  Египетские кошки обожествлялись. Смерть кошки в древнем Египте сопровождалась траурными ритуалами хозяин в знак скорби о животном должен был сбрить брови. Кошки в Египте первыми выносились из домов при пожарах причём владельцы спасали их нередко рискуя при этом собственной жизнью.
58082. Ліричні образи в музиці 32 KB
  Мета: Розкриття особливості виконаної музики щодо втілення духовного світу людини. Поглибити знання учнів про творчість Ф. Шуберта. Закріпити значення понять «серенада», «романтизм», лірика. Розвивати вміння інтерпретувати вокальні твори, формувати вт кально-хорові навички.
58083. Петрарка – видатний італійський поет-гуманіст. Провідні мотиви «Книги пісень» 73 KB
  Петрарка видатний італійський поетгуманіст. Хто такий Петрарка Візьміть у руки те чим ви зможете писати на глині чи цеглі: крейду шматочок вугілля перо а може чарівну паличку і зробіть напис перший італійський і європейський гуманіст священик папський дипломат політик учений поет закоханий у античність. Про нього писали: Петрарка зажив такої слави у всесвіті якої не зажив жоден мораліст жоден поет. Петрарка був людиною нової епохи інтелектуалом наділеним незвичайним для того часу почуттям власної гідності.
58084. Прикладная графика. Плакат. Экологический плакат 548 KB
  Цель: Ознакомление с разновидностью графики плакатом историей возникновения; обучение пониманию художественного языка плаката содействовать пониманию средств художественной выразительности композиции в плакате; развивать умение сравнивать и обобщать...
58085. Екскурсія до Нагуєвич – колиски Франкового генія 973.5 KB
  Тип проету: інформативний дослідницький творчий Задачі проетку: розвивати навички усного і писемного звязного мовлення формулюючи враження від побаченого й роботи з інформацією; навчитися здобувати інформацію з мережі internet опрацьовувати її і робити висновки...
58086. Прийняття християнства на Русі – акт надзвичайно великої ваги 137 KB
  Мета: ознайомити учнів з головними подіями в Київській Русі за часів Володимира Великого, особливу увагу звернути на прийняття християнства на Русі; розвивати вміння аналітично та логічно мислити, вміння зв’язного мовлення, пам’ять, вміння орієнтуватися в історичному часі...
58087. Пори року у розмаїтті кольорів, звуків та у барвах слова 192.5 KB
  Мета: розглядаючи пори року звернути увагу на пояснення назв місяців навчити помічати найменші відтінки кольорів у природі аналізувати побачене за допомогою таблиці кольорів відображати вірші; навчитися займатися пошуковою роботою бібліотека інтернет...