75908

Аграрная политика в дореволюционной России и в СССР: крепостное право и коллективизация без выдачи паспортов, община и колхоз

Доклад

История и СИД

Крепостное право и кресьянская община. В России крестьянская община зародилась вместе с Древнерусским государством и видоизменяясь просуществовала вплоть до конца 1920х. В период Киевской Руси крестьянская община стала основной производящей единицей.

Русский

2015-01-26

16.6 KB

1 чел.

Аграрная политика в дореволюционной России и в СССР: крепостное право и коллективизация без выдачи паспортов, община и колхоз. Сравнительный анализ.

 Крепостное право и кресьянская община. В России крестьянская община зародилась вместе с Древнерусским государством и, видоизменяясь, просуществовала вплоть до конца 1920-х. гг., т.е. до начала коллективизации. Свое начало процесс закрепощение крестьян законодательно берет с конца 16 в. ( 1581 г. – заповедные лета, 1597 г. – урочные лета (сыск беглых крестьян в течении 5 лет), 1607 г. – 15-ти летний ссыск). Окончательное закрепощение крестьян произошло в 1649 г. – по Соборному Уложению: бессрочный ссыск беглых крестьян и отмена Юрьева дня. С конца 18 в. начинается постепенное раскрепощение крестьян: указы Павла 1, Александра 1 и Николая 1.1861 г. – отмена крепостного права.

 В период Киевской Руси крестьянская община стала основной производящей единицей. Положение крестьян в общине:

 С одной стороны крестьяне очень зависели отобщины (напр., выйти с землей из общины было нальзя; община решала, что сеять и когда и т.д.), но формально препятствий для выхода из общины не было.

Крестьянин получал от общины землю, и считал себя «пользователем» этой земли (надела), но распорядиться ей не мог.

 Крестьянская община в России способствовала поддержанию жизненного уровня крестьянских хозяйств. Произведенная всей общиной продукция распределялась между членами общины. Община строилась на сочетании коллективного землепользования и отдельного ведения хозяйства каждым двором.

 Коллективизация и колхозы. В декабре 1927 г. 15й съезд ВКПб провозгласил курс на коллективизацию деревни. Коллективизацию часто называют «вторым крепостным правом», т.к. лишённым собственности крестьянам оставалось два выхода: ехать в город на заработки или вступать в колхоз.

 В колхозах, в отличие от общины не было никаких наделов не было, у колхозников было лишь собственное небольшое приусадебное хозяйство. Все остальное было коллективным: поле, стадо и т.д. зарплата поначалу выдавалась в натуральном виде, при Хрущеве начали платить деньги. Колхозы продавали государству урожай по государственным закупоным ценам, причем каждый колхоз должен был вырабатывать определенный государственный план. То есть в отличие от общины, колхоз не мог самостоятельно распоряжаться собственным урожаем. И кроме того, при формальной юридической независимости от государства, большая их часть зависела от него: от плана и закупочных цен, многие колхозы разорялись и попадали в финансовую, административную зависимость от государства (в отличие от общины).

 Также, колхозники были меньше заинтересованы в результатах своего труда, так как все получали одинаково. У крестьян в общине наоборот была прямая заинтересованность.

 В 1932 г. в Советском Союзе была введена единая паспортная система, принято решение паспортизации советских граждан. Но крестьянам паспорта не выдали, таким образом, налагалось ограничение на передвижение колхозников из колхозов в города, им нельзя было поступить на учебу и т.д. Однако, на самом деле, колхозник мог получить паспорт, написав заявление председателю колхоза (хотя, конечно, председатель мог и отказать).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59104. Свято квітів. Шепчуть ніжно квіти пелюстками 33 KB
  Здогадалися, хто я така? Я, Флора, королева рослинного світу. Кожного року саме в цей день - у день народження видатного педагога В. Сухомлинського в моїй чарівній країні відкривається карнавал квітів. Я вас щиро запрошую на це чудове осіннє свято.
59105. Свято меду 62 KB
  Свято меду (на Спаса) святкують тоді, коли учні чи студенти перебувають на канікулах. Як же зробити так, щоб молодь прилучилась, більше дізналася про наше українське бджільництво, звичаї пращурів, їх духовну культуру?
59106. Свято останнього дзвоника 57.5 KB
  Ведучий: Підростають щодня дітлахи Непомітно мов квіти весняні; Дуже швидко спливають роки Забираючи в далі незнані. Ведуча: Даль покликала друзі і вас Бо настала уже ця хвилина Зустрічаймо одинадцятий клас Бо сьогодні урочиста днина...
59107. Свято Різдва Христового 28.5 KB
  Степане Та це мабуть колядники прийшли одчиняй скоріше двері Перший колядник. Хай за вікном хуртеча злиться А нам співати і радіти Горить ялинка у світлиці З Різдвом Христовим любі діти Другий колядник. Колядуйте колядуйте Третій колядник. Четвертий колядник.
59108. Свято української мови 52.5 KB
  Олена Слободянка Мови чарівний голос На ріці життя тихо меле млин часу І у вишині зорі по одній гасить та запалює замість них нові знову І несе у світ пломінкий вогонь слова. Слово мовили знов уста мої слово Як бусинками ними виграє мова. Зорі і світи сіли край мого столу Слухають її мови чарівний голос.
59109. Сильні людські характери в новелі Д.Олдріджа Останній дюйм 55 KB
  Вона захоплює учнів незвичайними подіями романтикою подвигу не боїмося вжити це слово Деві який врятував своєму батькові життя. Зображуючи Бена і Деві у найвідповідальніший момент їхнього життя Джеймс Олдрідж підкреслює те нове що формується у взаєминах батька і сина.
59110. Складання симетричного замкнутого узору 38 KB
  Завдання до уроку 1. Зразки закінчених дитячих робіт попередніх років на тему уроку. Структура уроку І. Повідомлення теми уроку й мотивація навчання 1 хв.
59111. Скликав в школу нас дзвоник останній 53 KB
  Шановні друзі Ми знов зустрілись У пишнім нашім крузі На радісне свято веселе чудове Ми всі закінчили початкову школу. Але всім намбезумовно світить яскравим багаттям наше дитинство. Хай пісня тут лине Хай сміх скрізь лунає.
59112. Сценарій літературного вечора, присвяченого Ю. Яновському. Слово, що не прохолоне 63 KB
  Юрій Яновський - одна з найбільш трагічних постатей в українській літературі. Людина надзвичайно яскравого й оригінального обдарування, він був ніжним, тендітним, творчим.