75908

Аграрная политика в дореволюционной России и в СССР: крепостное право и коллективизация без выдачи паспортов, община и колхоз

Доклад

История и СИД

Крепостное право и кресьянская община. В России крестьянская община зародилась вместе с Древнерусским государством и видоизменяясь просуществовала вплоть до конца 1920х. В период Киевской Руси крестьянская община стала основной производящей единицей.

Русский

2015-01-26

16.6 KB

1 чел.

Аграрная политика в дореволюционной России и в СССР: крепостное право и коллективизация без выдачи паспортов, община и колхоз. Сравнительный анализ.

 Крепостное право и кресьянская община. В России крестьянская община зародилась вместе с Древнерусским государством и, видоизменяясь, просуществовала вплоть до конца 1920-х. гг., т.е. до начала коллективизации. Свое начало процесс закрепощение крестьян законодательно берет с конца 16 в. ( 1581 г. – заповедные лета, 1597 г. – урочные лета (сыск беглых крестьян в течении 5 лет), 1607 г. – 15-ти летний ссыск). Окончательное закрепощение крестьян произошло в 1649 г. – по Соборному Уложению: бессрочный ссыск беглых крестьян и отмена Юрьева дня. С конца 18 в. начинается постепенное раскрепощение крестьян: указы Павла 1, Александра 1 и Николая 1.1861 г. – отмена крепостного права.

 В период Киевской Руси крестьянская община стала основной производящей единицей. Положение крестьян в общине:

 С одной стороны крестьяне очень зависели отобщины (напр., выйти с землей из общины было нальзя; община решала, что сеять и когда и т.д.), но формально препятствий для выхода из общины не было.

Крестьянин получал от общины землю, и считал себя «пользователем» этой земли (надела), но распорядиться ей не мог.

 Крестьянская община в России способствовала поддержанию жизненного уровня крестьянских хозяйств. Произведенная всей общиной продукция распределялась между членами общины. Община строилась на сочетании коллективного землепользования и отдельного ведения хозяйства каждым двором.

 Коллективизация и колхозы. В декабре 1927 г. 15й съезд ВКПб провозгласил курс на коллективизацию деревни. Коллективизацию часто называют «вторым крепостным правом», т.к. лишённым собственности крестьянам оставалось два выхода: ехать в город на заработки или вступать в колхоз.

 В колхозах, в отличие от общины не было никаких наделов не было, у колхозников было лишь собственное небольшое приусадебное хозяйство. Все остальное было коллективным: поле, стадо и т.д. зарплата поначалу выдавалась в натуральном виде, при Хрущеве начали платить деньги. Колхозы продавали государству урожай по государственным закупоным ценам, причем каждый колхоз должен был вырабатывать определенный государственный план. То есть в отличие от общины, колхоз не мог самостоятельно распоряжаться собственным урожаем. И кроме того, при формальной юридической независимости от государства, большая их часть зависела от него: от плана и закупочных цен, многие колхозы разорялись и попадали в финансовую, административную зависимость от государства (в отличие от общины).

 Также, колхозники были меньше заинтересованы в результатах своего труда, так как все получали одинаково. У крестьян в общине наоборот была прямая заинтересованность.

 В 1932 г. в Советском Союзе была введена единая паспортная система, принято решение паспортизации советских граждан. Но крестьянам паспорта не выдали, таким образом, налагалось ограничение на передвижение колхозников из колхозов в города, им нельзя было поступить на учебу и т.д. Однако, на самом деле, колхозник мог получить паспорт, написав заявление председателю колхоза (хотя, конечно, председатель мог и отказать).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17762. Исследование освещения 243 KB
  Лабораторная работа №1. Исследование освещения. Цель работы: ознакомиться с видами освещения и с нормами проектирования естественного и искусственного освещения; исследовать нормируемые показатели характеризующие освещение в условиях лаборатории; изучить и ис
17763. Исследование параметров производственного шума и определение эффективности звукоизоляции 262.5 KB
  Лабораторная работа №12. Исследование параметров производственного шума и определение эффективности звукоизоляции. Цель работы: изучить методику измерения и оценки основных параметров производственного шума; исследовать звукоизоляционные свойства различных ...
17764. Комплексне дослідження електробезпеки 455 KB
  Комплексне дослідження електробезпеки Мета роботи – дослідити характер розподілу крокових напруг і сили струму що протікає через людину при замиканні фази на корпус електроустановки і виявити фактори що впливають на наслідки ураження напругою кроку; ознайомитися ...
17765. Дослідження мікроклімату у виробничих приміщеннях 228.5 KB
  Лабораторна робота №11 Дослідження мікроклімату у виробничих приміщеннях Мета роботи ознайомитись з основними параметрами мікроклімату у виробничих приміщеннях з їх оптимальними та допустимими значеннями набути практичних навичок у користуванні нормативними д...
17766. Дослідження освітлення 370.5 KB
  Лабораторна робота № 1. Дослідження освітлення. Мета роботи: ознайомитися з видами освітлення і з нормами проектування природного і штучного освітлення; дослідити нормовані показники що характеризують освітлення в умовах лабораторії; вивчити і дослідити джерела...
17767. Технічні випробування системи вентиляції 648.5 KB
  Лабораторна робота № 8 Технічні випробування системи вентиляції Мета роботи освоїти методику і набути навичок випробування системи вентиляції. Ефективним засобом нормалізації повітря робочої зони виробничих приміщень є вентиляція. Вентиляцією називається...
17768. Дослідження параметрів виробничого шуму і визначення ефективності звукоізоляції 282 KB
  Лабораторна робота № 12. Дослідження параметрів виробничого шуму і визначення ефективності звукоізоляції. Мета роботи: вивчити методику виміру і оцінки основних параметрів виробничого шуму; дослідити звукоізоляційні властивості різних матеріалів. Зага...
17769. Інтернет – як засіб інформаційної підтримки роботи вчителя 94 KB
  Інтернет – як засіб інформаційної підтримки роботи вчителя Організація мережі Інтернет. Перегляд інформаційних ресурсів в Інтернеті Доступ користувачів до мережі Інтернет. Робота з пошуковими серверами електронними бібліотеками. Пошук потрібних нових гр...
17770. Основні вимоги до створення навчальної презентації 51.5 KB
  Основні вимоги до створення навчальної презентації План Визначення поняття €œ Презентація €. Типи презентацій. Алгоритм створення презентацій. Вимоги до структури та змісту презентації. Вимоги до оформлення змісту презентації за Д. Льюїсом. ...