75910

Как характеризуют существовавшие в конце 80-х - начале 90-х программы реформ Г.Явлинский и А.Чубайс? Каковы отличия в подходах и восприятии

Доклад

История и СИД

Российская приватизация по масштабам и объему стоящих перед ней задач принципиально отличалась от приватизации осуществленной в 1980е годы в странах Запада.Чубайс прохладно относился к приватизации однако понимал важность ее осущетсвления в рамках проведения рыночных реформ. списка литры: мы вели очень жесткую теоретическую дискуссию с Виталием Найшулем как автором концепции ваучерной приватизации приводили ему длинный список катастрофических тяжелейших последствий которые она неизбежно повлечет за собой. мне лично тема приватизации...

Русский

2015-01-26

18.19 KB

0 чел.

Как характеризуют существовавшие в конце 80-х - начале 90-х программы реформ Г.Явлинский и А.Чубайс? Каковы отличия в подходах и восприятии?

 Трансформация отношений собственности явилась стержнем либеральных реформ, начатых в России в 1990-е годы. Реформа государственной собственности должна была преобразовать государственную экономику и заложить основы для функционирования рыночной системы. Российская приватизация по масштабам и объему стоящих перед ней задач принципиально отличалась от приватизации, осуществленной в 1980-е годы в странах Запада.

 Необходимость проведения структурных экономических реформ и, в частности, реформы собственности в полной мере осознавалась российскими политиками и учеными. Но подходы к реформированию государственной экономики различались. В конце 1980-х — начале 1990-х годов в Советском Союзе развернулась острая дискуссия о темпах, формах и методах реформы имущественных отношений.

Основные течения реформаторов: группа во главе с Е.Гайдаром и группа под руководством Г.Явлинского.

 1. Наиболее радикальный вариант реформы собственности отстаивала группа экономистов во главе с Е.Гайдаром. Российские либералы исходили из идеи, что приватизация приведет к формированию иной экономической структуры общества и создаст условия для устойчивого экономического роста, а в социальном плане будет способствовать возникновению в стране массового слоя собственников. Их идеи легли в основу «Программы экономических реформ» (1991).

 Анатолий Чубайс в середине 1980-х. – один из лидеров московско-ленинградского кружка молодых экономистов.  С 10 ноября 1991 года — председатель Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. С осени 1991 года Чубайс подключился к разработке радикальных реформ, которые впоследствие были изложенны в «Программе экономических реформ», и структуры будущего кабинета (правительства).

 Приватизация станла одним из главных направлений работы правительства реформаторов.  А.Чубайс прохладно относился к приватизации, однако понимал важность ее осущетсвления в рамках проведения рыночных реформ. (интервью с А.Чубайсом из доп. списка лит-ры): «…мы вели очень жесткую теоретическую дискуссию с Виталием Найшулем как автором концепции ваучерной приватизации, приводили ему длинный список катастрофических, тяжелейших последствий, которые она неизбежно повлечет за собой. Острее всего критиковали концепцию Виталия два человека — Гайдар и я. Мы показывали ему неизбежные острейшие социально-политические последствия, которые такая схема вызовет. …мне лично тема приватизации никогда не была интересна. В сфере моих личных профессиональных интересов я ее всегда отодвигал на второй-третий план. … приватизация никогда не казалась нам ненужной. Мы хорошо понимали, что вся реформа, строго говоря, в сильно упрощенном виде, сводится к двум фундаментальным задачам. Задача номер один называется «финансовая стабилизация», задача номер два — «частная собственность»».

 «Мы много занимались теорией вопроса и хорошо понимали возможные варианты действий — их недостатки, их достоинства, и в ситуации 1991 года было ясно, что придется действовать предельно быстро, что вся наша приватизация будет выстраиваться не столько в логике максимального экономического результата, сколько в логике максимума политического эффекта. Под политическим эффектом понимается изъятие госсобственности у партхозноменклатуры.»

 Основная задача –  перехват основ власти. «Было совершенно ясно, что, пока сохраняется госсобственность, она никакой государственной не будет, а будет собственностью директоров и секретарей обкомов, которые, опираясь на нее, будут бороться с нами. Что они с успехом и делали. Задача была в том, чтобы отнять собственность у них и отдать ее людям. Эту задачу — при полном отсутствии институтов, законодательства, судебной системы, системы исполнения судебных решений, при полном отсутствии культуры частного бизнеса — в такой гигантской стране, как наша, решить почти невозможно. Решение неизбежно будет сопровождаться массовым недовольством самых разных групп населения, как бы ты ни пытался проводить приватизацию.»

2. Другая группа экономистов, выступившая в поддержку реформ, была представлена Г.Явлинским, Н.Петраковым, А.Мельниковым.

 Григорий Явлинский. В 1990 г. Явлинский назначается заместителем председателя Совета министров РСФСР и председателем Государственной комиссии по экономической реформе. К 1 сентября 1990 программа «500 дней» и 20 проектов законов к ней были подготовлены, утверждены Верховным Советом РСФСР и представлены на рассмотрение Верховного Совета СССР.

 В программе «500 дней», разработанной командой Шаталина–Явлинского, в первые 100 дней предполагалось провести двухэтапное разгосударствление экономики: крупные предприятия преобразовать в акционерные общества (с последующей распродажей акций среди трудовых коллективов и населения), а небольшие предприятия торговли, общественного питания и сферы услуг приватизировать. Однако по мере того, как программа приватизации начала осуществляться, представители этого течения перешли в оппозицию к реформе. По их мнению, реформа развивалась «неправильно», не соответствовала теории, неверно была избрана последовательность действий.

(из интервью с Г.Явлинским) «Проблему потребительского рынка я предлагал решать через приватизацию мелкой и средней собственности с одновременной — по мере приватизации — либерализацией цен. Я вообще считал, что институциональные изменения, изменения, связанные с частной собственностью, ее укоренение, создание такого института частной собственности, который неоспорим и, так сказать, стоит во главе угла, были важнее, чем финансовая стабилизация. Я считал, что финансовая стабилизация должна сопутствовать этому в той мере, в какой возможно, но ни в коем случае не мешать процессу этого важнейшего институционального преобразования».

 Программа Явлинского была отклонена М.С. Горбачевым в октябре 1990 г.

 В ноябре 1991 г. Б. Ельцин сформировал правительство, в состав которого вошли сторонники радикальных рыночных реформ во главе с Е.Гайдаром. Этому правительству и предстояло начать реформу отношений собственности. Формально приватизация стартовала в России в декабре 1991 г. с появлением в свет Указа Президента «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». Однако отсчет собственно приватизации следует вести с принятия в новой редакции Закона о приватизации (5 июня 1992 г.) и утверждения Государственной программы приватизации. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, призванных проводить приватизацию, устанавливал ряд важных понятий, регламентировал порядок и способы проведения приватизации, а также закреплял льготы работникам приватизируемых предприятий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30413. Основные направления инновации в туризме 38 KB
  большая часть инноваций в туризме связанна с инновациями в транспорте. Другим направлением инноваций в туризме являются информационные технологии которые позволяют решать большинство проблем по бронированию туров способствует более эффективной работе фирм.
30414. Сегментация туристского рынка 41.5 KB
  Обычно выделяют: А ВИП клиенты Б Туркласс В Эконом класс Эти группы определяются в каждом регионе по своему т. Члены фокусгруппы должны иметь одинаковые потребности и возможности. Члены фокусгруппы должны быть активными покупателями туристических услуг и не охвачены конкурентами.
30415. Статистическая информация 39 KB
  Характерной особенностью статистической информации являются: Массовость Периодичность Получение и обработка Возможность хранения Статистическую информацию принято классифицировать: По принадлежности к отраслям экономики статистика туризма По месту возникновения государственная статистика статистика конкретного предприятия По периодичности ежегодная ежеквартальная Статистика туризма исследует информацию которая характеризует все процессы происходящие в туристической индустрии.
30417. Инновационная политика в СКСиТ 40.5 KB
  Постоянный рост потребности к приобретению новых знаний. Маркетинговые инновации постоянное изучение туристического рынка с целью привлечения новых потребителей. Это создание новых туристских продуктов совершенствование старых туристских продуктов или их изменение. Таким образом инновационная политика в СКСиТ направлена на создание нового или изменение существующего туристского продукта на совершенствование гостиничных и транспортных услуг освоение новых направлений внедрение новых информационных технологий и применение современных...
30419. Политико-территориальное устройство, организация региональной и местной власти во Франции 17.69 KB
  Политикотерриториальное устройство организация региональной и местной власти во Франции. Территория континентальной Франции метрополии делится на 96 департаментов. В настоящее время во Франции насчитывается 22 региона. Помимо административнотерриториальных единиц метрополии во Франции имеются заморские коллективы бывшие колонии которые стали частью Франции: заморские департаменты; заморские территории; территории с особым статусом.
30420. Особенности германского конституционного права 15.73 KB
  Конституция ФРГ она именуется Основным законом выработанная в 19481949 гг. С ратификацией Договора об объединении между ФРГ и ГДР который был подписан 31 августа 1990 г. и Договора Два плюс четыре СССР США Великобритания Франция с одной стороны и ГДР и ФРГ с другой прекратилось действие прав и обязательств четырех державпобедительниц в отношении Берлина и Германии а Германия в целом обрела полный суверенитет. Единый Берлин был объявлен столицей ФРГ.
30421. Форма правления и государственный режим в Германии, формирование и взаимодействие высших государственных органов 16.44 KB
  Депутаты бундестага имеют свободный мандат . Бундестаг из своего состава избирает президента бундестага и вицепрезидентов. Изменения и дополнения к Основному закону также принимаются совместно 2 3 голосов депутатов бундестага и 2 3 голосов членов бундесрата. Особенностью функционирования законодательной власти ФРГ является то что в ситуации законодательной необходимости правительство может передать данное право от бундестага бундесрату.