75912

Российские экономические реформы 1990-х гг. в оценках западных исследователей: направления критики

Доклад

История и СИД

В оценках западных исследователей: направления критики Негативная оценка результатов российских реформ общее в выступлениях экономистов Оправдывать или объяснять логику развития событий в России становится неприличным и социально опасным Российские реформы далеки от того чтобы считать их феноменально успешными Главные аргументы критиков Игнорирование китайского опыта...

Русский

2015-01-26

19.84 KB

3 чел.

Российские экономические реформы 1990-х гг. в оценках западных исследователей: направления критики

  1.  Негативная оценка результатов российских реформ – общее в выступлениях экономистов
  2.  Оправдывать или объяснять логику развития событий в России становится неприличным и «социально опасным»
  3.  Российские реформы далеки от того, чтобы считать их феноменально успешными

Главные аргументы критиков

 Игнорирование китайского опыта (для реформистски настроенных представителей традиционной номенклатуры китайский путь означал бы не только сохранение, но и упрочение их политического и хозяйственного влияния). Суть его – власть остается в руках старой номенклатуры благодаря сохранению однопартийной системы и идеологической жесткости режима; экономические проводятся постепенно и под контролем номенклатуры, попытки альтернативной политической деятельности жестоко подавляются.

Почему китайская модель неуместна для России.

Политические причины (авторская позиция: настолько очевидны!).

Фундаментальной политической характеристикой этой модели является тоталитарный режим. Либеральные реформы в России были начаты на рубеже 1991 – 1992 гг. в отсутствии государства как такого (российский суверенитет существовал только на бумаге).

    Социально – экономическая структура китайского общества была близка к советской периода  НЭПа. При сохранении политического авторитаризма для реализации модели ускоренного экономического развития важными являются три взаимосвязанных условия:  низкий уровень экономического развития, низкий культурно-образовательный уровень.

    Роль финансовой стабилизации (обвинение российских реформаторов в увлечении макроэкономической в ущерб осуществлению институциональных реформ). Ошибочность политики «шоковой терапии», которая якобы привела к обнищанию населения, снижению покупательного спроса и т.п.

 «Шоковая терапия» (в качестве решительной и быстрой макроэкономической стабилизации) была реализована в России лишь отчасти. Главное, чего удалось добиться в результате первых шагов экономических реформ, - преодолеть товарный дефицит и отвести угрозу надвигающегося голода зимой 1991 – 1992 гг., а также обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля.

  Под «шоковой терапией» нередко понимают болезненность последствий ее реализации – скачок цен и безработицы. На самом деле стабилизационной адаптации является следствие масштабов кризиса, следствием политики последних коммунистического правительства.

Не «шоковая терапия», а именно отказ от нее обусловил многие противоречия посткоммунистического развития России, в том числе и институциональные проблемы. Именно незавершенность «шоковой терапии» обусловила заметное сокращение доступных бюджету ресурсов.

Упреки в адрес российского опыта приватизации

 Приватизация проводилась слишком быстрыми темпами, без соответствующей подготовки.

 Приватизация привела к ослаблению государственной власти, к эрозии общественного порядка и коррупции.

 Не сформировался реальный «собственник» - почти все приватизированное имущество   приобрело «воровской» характер.

 Гайдар и Чубайс были противниками бесплатной раздачи собственности посредством приватизационных чеков-ваучеров. Изначально они считали необходимым проведение постепенной приватизации за деньги. В июне 1991 г. был принят закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий», который предусматривал использование именных (а после, анонимных) приватизационных счетов.

  Приватизация, хоть и с издержками, способствовала восстановлению хоть какого-то порядка в управлении собственностью.

Источники заблуждений реформаторов

   Реформаторы находились под слишком сильным влиянием чересчур упрощённых моделей рыночной экономики, заимствованных из учебников; желание реформаторов как можно скорее покончить с ненавистным коммунистическим прошлым; неадекватность советов иностранных экспертов; проводимые преобразования не состыковались с историко-культурными традициями России.

   Всем критикуемым позициям присущ «профессорский» подход к пониманию механизмов реализации экономической политики:

Экономическая политика является результатом последовательного осуществления некоторого плана, разработанного в тише кабинетов;

Существуют правильные и неправильные экономические теории, и от выбора теории зависит выбор правильной или неправильной экономической политики;

 Тем самым экономическая теория оказывает непосредственное влияние на хозяйственную практику;

 Экономические советники существуют для того, чтобы давать советы, а дело политиков – эти советы реализовывать.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27774. Социализирующие функции семьи 26.46 KB
  На всех этапах социализации образовательный уровень семьи интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека на том какие пласты культуры он усваивает на стремлении к продолжению образования и к самообразованию. Вчетвертых семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами а когда речь идет о нормах определяющих исполнение им семейных ролей влияние семьи становится кардинальным. Ценности и атмосфера семьи определяют и то насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее...
27775. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ 20.36 KB
  Социальный педагог находясь среди детей в летнем лагере чувствуя их настроение зная их проблемы реально оценивая возможности личности устанавливает доброжелательные гуманистические отношения устраняет дефицит общения. При этом специалист оценивает влияние микросреды детского лагеря окружения детей групп сверстников объединений подростков. Все это педагоги связывают с деятельностью детей на практике и включают в работу лагерной смены. Таким образом у детей формируется эмоциональноценностное отношение к миру и человеческой...
27776. Классификация методов обучения 15.12 KB
  По источникам передачи и характеру восприятия информации система традиционных методов Е. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся система методов обучения И. По основным компонентам деятельности учителя система методов Ю.
27777. Воспитание 20.32 KB
  Методы воспитания способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников направленной на решение задач воспитания. Характеризуя методы воспитания нельзя не упомянуть прием воспитания. главный признак основание по которому методы группируются и обособляются В педагогике существует многообразная классификация методов воспитания. Бабанского в основу классификации положена концепция деятельности: Методы формирования сознания: рассказ беседа лекция дискуссия диспут метод примера; Методы организации деятельности и...
27778. Механизмы социализации 18.95 KB
  Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию приспособляемость между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями в которых оно живет. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности а А.
27779. Социальное воспитание 16.66 KB
  Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых коллективов субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию формам способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей подростков юношей их образования и индивидуальной помощи им. Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп коллективов; организацию взаимодействия членов организации а также обучение ему; стимулирование самодеятельности...
27780. Антон Семенович Макаренко. Воспитание в коллективе и через коллектив 32.2 KB
  Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны. Макаренко особенно Педагогическая поэма и Флаги на башнях переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.
27781. Господарські првовідносини 106 KB
  Юридичний зміст господарських відносин — це права та обов’язки суб’єктів господарювання, які виникають у них у процесі здійснення зазначеної діяльності.
27782. Педагогика сотрудничества 19.18 KB
  в советской педагогике получает развитие новое направление педагогика сотрудничества система методов приемов обучения и воспитания основанных на принципе гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Педагогика сотрудничества базировалась на следующих принципах: обучение как творческое взаимодействие учителя и учащихся; обучение без принуждения; идея трудной цели; идея крупных блоков объединение несколько уроков в блоки; использование опор опорные сигналы схемы детали; самоанализ деятельности коллективный...