75912

Российские экономические реформы 1990-х гг. в оценках западных исследователей: направления критики

Доклад

История и СИД

В оценках западных исследователей: направления критики Негативная оценка результатов российских реформ общее в выступлениях экономистов Оправдывать или объяснять логику развития событий в России становится неприличным и социально опасным Российские реформы далеки от того чтобы считать их феноменально успешными Главные аргументы критиков Игнорирование китайского опыта...

Русский

2015-01-26

19.84 KB

3 чел.

Российские экономические реформы 1990-х гг. в оценках западных исследователей: направления критики

  1.  Негативная оценка результатов российских реформ – общее в выступлениях экономистов
  2.  Оправдывать или объяснять логику развития событий в России становится неприличным и «социально опасным»
  3.  Российские реформы далеки от того, чтобы считать их феноменально успешными

Главные аргументы критиков

 Игнорирование китайского опыта (для реформистски настроенных представителей традиционной номенклатуры китайский путь означал бы не только сохранение, но и упрочение их политического и хозяйственного влияния). Суть его – власть остается в руках старой номенклатуры благодаря сохранению однопартийной системы и идеологической жесткости режима; экономические проводятся постепенно и под контролем номенклатуры, попытки альтернативной политической деятельности жестоко подавляются.

Почему китайская модель неуместна для России.

Политические причины (авторская позиция: настолько очевидны!).

Фундаментальной политической характеристикой этой модели является тоталитарный режим. Либеральные реформы в России были начаты на рубеже 1991 – 1992 гг. в отсутствии государства как такого (российский суверенитет существовал только на бумаге).

    Социально – экономическая структура китайского общества была близка к советской периода  НЭПа. При сохранении политического авторитаризма для реализации модели ускоренного экономического развития важными являются три взаимосвязанных условия:  низкий уровень экономического развития, низкий культурно-образовательный уровень.

    Роль финансовой стабилизации (обвинение российских реформаторов в увлечении макроэкономической в ущерб осуществлению институциональных реформ). Ошибочность политики «шоковой терапии», которая якобы привела к обнищанию населения, снижению покупательного спроса и т.п.

 «Шоковая терапия» (в качестве решительной и быстрой макроэкономической стабилизации) была реализована в России лишь отчасти. Главное, чего удалось добиться в результате первых шагов экономических реформ, - преодолеть товарный дефицит и отвести угрозу надвигающегося голода зимой 1991 – 1992 гг., а также обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля.

  Под «шоковой терапией» нередко понимают болезненность последствий ее реализации – скачок цен и безработицы. На самом деле стабилизационной адаптации является следствие масштабов кризиса, следствием политики последних коммунистического правительства.

Не «шоковая терапия», а именно отказ от нее обусловил многие противоречия посткоммунистического развития России, в том числе и институциональные проблемы. Именно незавершенность «шоковой терапии» обусловила заметное сокращение доступных бюджету ресурсов.

Упреки в адрес российского опыта приватизации

 Приватизация проводилась слишком быстрыми темпами, без соответствующей подготовки.

 Приватизация привела к ослаблению государственной власти, к эрозии общественного порядка и коррупции.

 Не сформировался реальный «собственник» - почти все приватизированное имущество   приобрело «воровской» характер.

 Гайдар и Чубайс были противниками бесплатной раздачи собственности посредством приватизационных чеков-ваучеров. Изначально они считали необходимым проведение постепенной приватизации за деньги. В июне 1991 г. был принят закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий», который предусматривал использование именных (а после, анонимных) приватизационных счетов.

  Приватизация, хоть и с издержками, способствовала восстановлению хоть какого-то порядка в управлении собственностью.

Источники заблуждений реформаторов

   Реформаторы находились под слишком сильным влиянием чересчур упрощённых моделей рыночной экономики, заимствованных из учебников; желание реформаторов как можно скорее покончить с ненавистным коммунистическим прошлым; неадекватность советов иностранных экспертов; проводимые преобразования не состыковались с историко-культурными традициями России.

   Всем критикуемым позициям присущ «профессорский» подход к пониманию механизмов реализации экономической политики:

Экономическая политика является результатом последовательного осуществления некоторого плана, разработанного в тише кабинетов;

Существуют правильные и неправильные экономические теории, и от выбора теории зависит выбор правильной или неправильной экономической политики;

 Тем самым экономическая теория оказывает непосредственное влияние на хозяйственную практику;

 Экономические советники существуют для того, чтобы давать советы, а дело политиков – эти советы реализовывать.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62550. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЮБКИ. РАЗРАБОТКА ИДЕЙ И ВЫБОР ЛУЧШЕЙ 1.88 MB
  Главное для нас не ошибиться в подборе фасона конической юбки ткани для ее изготовления и цветовой гамме. Такие юбки могут носить девушки и женщины разных возрастов так как они смотрятся очень модно и стильно кроме того для их пошива можно использовать...
62551. Подготовка к сочинению в жанре спортивного репортажа по картине С.А. Григорьева Вратарь 42.07 KB
  Цели урока: дать понятие о жанровых особенностях репортажа подготовив материал для написания сочинения по картине с описанием действий людей которых изобразил художник...
62552. Все в твоих руках! 25.03 KB
  Но для начала давайте ответим на вопрос что такое здоровье вообще ответы детей. Таким образом репродуктивное здоровье означает возможность удовлетворенной и безопасной сексуальной жизни способность к воспроизведению рождению детей и возможность решать когда и как часто это делать.
62554. Синонимы 22.43 KB
  Предметные задачи урока: расширить знания детей о синонимах учить правильно употреблять слова-синонимы в речи. Сегодня будем писать гласную которая есть в словах приятель товарищ но нет в слове друг...
62555. Урок развития речи. Письмо 30.47 KB
  Цель: Познакомить учащихся со структурой и стилистическими особенностями письма как эписталярного жанра со значением переписки в жизни людей. Мы научимся правильно писать письма родным близким и знакомым. Познакомимся со структурой письма продолжим развитие устной и письменной речи.
62556. Правописание парных согласных в конце слова 988.38 KB
  Цель урока: обеспечить условия для формирования умения правильно писать слова с парными согласными на конце слова развития орфографической зоркости; развития речи учащихся внимания памяти; развития навыков самоконтроля проверки самооценки...
62557. Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация» 33.22 KB
  Оборудование к уроку: Компьютер; Мультимедийный проектор; Презентация слайдов по теме урока; Карточки с предложениями для их поиска по схемам; Сигнальные карточки; Раздаточный материал заданий; Призы. Синтаксический разбор предложения частичный...
62558. Воспроизводство населения 32.26 KB
  Цель урока: Формирование представления обучающихся об особенностях воспроизводства населения России его основных исторических типах с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. Задачи: обучающие формировать представление обучающихся о воспроизводстве населения России...