75912

Российские экономические реформы 1990-х гг. в оценках западных исследователей: направления критики

Доклад

История и СИД

В оценках западных исследователей: направления критики Негативная оценка результатов российских реформ общее в выступлениях экономистов Оправдывать или объяснять логику развития событий в России становится неприличным и социально опасным Российские реформы далеки от того чтобы считать их феноменально успешными Главные аргументы критиков Игнорирование китайского опыта...

Русский

2015-01-26

19.84 KB

1 чел.

Российские экономические реформы 1990-х гг. в оценках западных исследователей: направления критики

  1.  Негативная оценка результатов российских реформ – общее в выступлениях экономистов
  2.  Оправдывать или объяснять логику развития событий в России становится неприличным и «социально опасным»
  3.  Российские реформы далеки от того, чтобы считать их феноменально успешными

Главные аргументы критиков

 Игнорирование китайского опыта (для реформистски настроенных представителей традиционной номенклатуры китайский путь означал бы не только сохранение, но и упрочение их политического и хозяйственного влияния). Суть его – власть остается в руках старой номенклатуры благодаря сохранению однопартийной системы и идеологической жесткости режима; экономические проводятся постепенно и под контролем номенклатуры, попытки альтернативной политической деятельности жестоко подавляются.

Почему китайская модель неуместна для России.

Политические причины (авторская позиция: настолько очевидны!).

Фундаментальной политической характеристикой этой модели является тоталитарный режим. Либеральные реформы в России были начаты на рубеже 1991 – 1992 гг. в отсутствии государства как такого (российский суверенитет существовал только на бумаге).

    Социально – экономическая структура китайского общества была близка к советской периода  НЭПа. При сохранении политического авторитаризма для реализации модели ускоренного экономического развития важными являются три взаимосвязанных условия:  низкий уровень экономического развития, низкий культурно-образовательный уровень.

    Роль финансовой стабилизации (обвинение российских реформаторов в увлечении макроэкономической в ущерб осуществлению институциональных реформ). Ошибочность политики «шоковой терапии», которая якобы привела к обнищанию населения, снижению покупательного спроса и т.п.

 «Шоковая терапия» (в качестве решительной и быстрой макроэкономической стабилизации) была реализована в России лишь отчасти. Главное, чего удалось добиться в результате первых шагов экономических реформ, - преодолеть товарный дефицит и отвести угрозу надвигающегося голода зимой 1991 – 1992 гг., а также обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля.

  Под «шоковой терапией» нередко понимают болезненность последствий ее реализации – скачок цен и безработицы. На самом деле стабилизационной адаптации является следствие масштабов кризиса, следствием политики последних коммунистического правительства.

Не «шоковая терапия», а именно отказ от нее обусловил многие противоречия посткоммунистического развития России, в том числе и институциональные проблемы. Именно незавершенность «шоковой терапии» обусловила заметное сокращение доступных бюджету ресурсов.

Упреки в адрес российского опыта приватизации

 Приватизация проводилась слишком быстрыми темпами, без соответствующей подготовки.

 Приватизация привела к ослаблению государственной власти, к эрозии общественного порядка и коррупции.

 Не сформировался реальный «собственник» - почти все приватизированное имущество   приобрело «воровской» характер.

 Гайдар и Чубайс были противниками бесплатной раздачи собственности посредством приватизационных чеков-ваучеров. Изначально они считали необходимым проведение постепенной приватизации за деньги. В июне 1991 г. был принят закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий», который предусматривал использование именных (а после, анонимных) приватизационных счетов.

  Приватизация, хоть и с издержками, способствовала восстановлению хоть какого-то порядка в управлении собственностью.

Источники заблуждений реформаторов

   Реформаторы находились под слишком сильным влиянием чересчур упрощённых моделей рыночной экономики, заимствованных из учебников; желание реформаторов как можно скорее покончить с ненавистным коммунистическим прошлым; неадекватность советов иностранных экспертов; проводимые преобразования не состыковались с историко-культурными традициями России.

   Всем критикуемым позициям присущ «профессорский» подход к пониманию механизмов реализации экономической политики:

Экономическая политика является результатом последовательного осуществления некоторого плана, разработанного в тише кабинетов;

Существуют правильные и неправильные экономические теории, и от выбора теории зависит выбор правильной или неправильной экономической политики;

 Тем самым экономическая теория оказывает непосредственное влияние на хозяйственную практику;

 Экономические советники существуют для того, чтобы давать советы, а дело политиков – эти советы реализовывать.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81230. Разработка учебно-методических комплексов и внедрение их в учебный процесс 38.74 KB
  Модель электронного учебного курса ЭУК. ЭУК применяются в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучаемых по овладению новым материалом реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности контроля качества обучения и т. В первую очередь при проектировании ЭУК необходимо заложить в него технологические характеристики позволяющие впоследствии сделать учебновоспитательный процесс максимально эффективным. Выступая в качестве автоматизированной обучающей системы ЭУК должен выполнять следующие функции:...
81231. Предпрофильные и профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике в общеобразовательной школе 35.83 KB
  В нормативном плане возможность реализации дифференциации в изучении информатики обеспечена рядом документов министерства образования РФ. Рекомендован переход к непрерывному изучению информатики в средней общеобразовательной школе предусматривающий три отмеченных выше этапа: пропедевтический базовый и дифференцированный. Общие цели и задачи профильнодифференцированных курсов информатики таковы: Способствовать учету интересов каждого из учащихся; Учитывать направленность допрофессиональной подготовки; Формировать основы научного...
81232. Методика изучения темы «Представление информации и информационные процессы»; подходы к измерению информации; формирование представлений о сущности информационных процессов в системах различной природы 41.47 KB
  Выработать ориентиры в существующих научных взглядах на феномен информации; сформировать умения: определять вид и свойства информации измерять информацию. Различные подходы к определению и измерению информации Подход к определению Подход к измерению в быту сведения сообщения их новизна новизна не измеряется в вычислит.
81233. Методика изучения основ алгоритмизации и начал программирования 36.51 KB
  Изучение учебного материала данного раздела обеспечивает учащимся возможность уяснить смысл понятия алгоритма узнать свойства алгоритма понять возможность автоматизации информационной деятельности человека при исполнении алгоритмов. Изучение понятия алгоритма призвано сформировать у учащихся способность не просто исполнять известные алгоритмы как это делает робот или какойлибо иной автоматисполнитель а осознанно строить алгоритмы. Основные определения Информатика наука об алгоритмах. Исполнителем алгоритма может быть человек животное...
81234. Методические рекомендации по теме «Первое знакомство с компьютером» 44.26 KB
  Функция Человек Компьютер Хранение информации Память Устройства памяти Обработка информации Мышление Процессор Прием информации Органы чувств Устройства ввода Передача информации Речь двигательная система Устройства вывода Устройства компьютера связаны между собой каналами передачи информации. Суть принципа программного управления компьютером сводится к следующим трем положениям: Любая работа выполняется компьютером по программе; Исполняемая программа находится в оперативной памяти; Программа выполняется автоматически. Затем следует...
81235. Методика изучения темы «дисковая ос». Методические рекомендации по изучению темы «Программы-оболочки ОС» 38.31 KB
  Любые операционные системы независимо от типа выполняют три основные функции: управление устройствами компьютера; взаимодействие с пользователем; работа с файлами. Третья функция операционной системы работа с файлами. Первоначальные понятия которые должны быть даны ученикам по данной теме это имя файла тип файла файловая структура логический диск каталог путь к файлу дерево каталогов. Для Windows сообщаете что имя файла может быть длинным до 255 символов и допускает использование русских букв.
81236. Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «Текстовый редактор» 36.45 KB
  Обучить основным приемам работы с текстовым редактором. Рекомендации по организации практической работы на компьютере. Навыки ввода и редактирования текста нужны пользователю не только для работы с текстовым редактором. Ввод и редактирование текстов осуществляется с помощью специальных программ – текстовых редакторов используемых в семействах операционных систем UNIX и MS Windows Семейство ОС Названия редакторов UNIX Emcs Vi TED Str Office Writer MS Windows Блокнот Word WordPd Лексикон Str Office Writer Несмотря на различия все...
81237. Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «Электронные таблицы» 38.16 KB
  Состав электронной таблицы. Прямоугольная область таблицы называется диапазоном ячеек. Каждая ячейка таблицы имеет следующие характеристики: адрес содержимое изображение формат имя примечание комментарий Абсолютная и относительная адресация ячеек.
81238. Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «базы данных» 38.44 KB
  Для сознательной работы с БД на уровне пользователя рекомендуется примерный минимум этих понятий: объект атрибут система связь; структурирование представление и нормализация данных; таблица первичный и внешний ключи; связь между таблицами индексирование поиск выборка и некоторые другие они имеют специфический неочевидный смысл. Обязательный минимум содержания образования по информатике в разделе информационные технологии: Базы данных. Системы управления базами данных.