75913

Понятие «модернизация». Что подразумевают под «европейской модернизацией» России? Какие исторические формы этот процесс приобретал? Можно ли считать сталинскую индустриализацию модернизацией

Доклад

История и СИД

Что подразумевают под европейской модернизацией России Какие исторические формы этот процесс приобретал Можно ли считать сталинскую индустриализацию модернизацией Модернизация – современный термин используемый для характеристики давно уже идущего в мире процесса – процесса социальных изменений посредством которых менее развитые общества приобретают характеристики отличающие большинство развитых обществ. Несмотря на то что исторически многие страны в своем развитии шли бок о бок термин модернизация долгое время не использовался....

Русский

2015-01-26

16.6 KB

0 чел.

Понятие «модернизация».  Что подразумевают под «европейской модернизацией» России?  Какие исторические формы этот процесс приобретал? Можно ли считать сталинскую индустриализацию модернизацией?

 Модернизация – современный термин, используемый для характеристики давно уже идущего в мире процесса – процесса социальных изменений, посредством которых менее развитые общества приобретают характеристики, отличающие большинство развитых обществ.

 Несмотря на то, что исторически многие страны в своем развитии шли бок о бок, термин «модернизация» долгое время не использовался. Хотя модернизационный процесс шел уже достаточно быстрыми темпами, у человечества не было четкого представления о самом процессе как таковом (первые европейские страны – Голландия, Англия – начали модернизироваться еще в XVII в. Связано это было со следующими причинами: не сформировалось еще четкого образца, на который могли бы ориентироваться страны, в которых только начинались перемены (однако, позднее постепенно формировалось представление о том, что осуществление прогрессивных преобразований, с помощью которых можно преодолеть  экономическую отсталость и консервативную традиционную культуру, связано исключительно с заимствованием тех черт, которые определяют фундаментальные основы жизни метрополии: так появились понятия «англизация», а позднее «вестернизация»).

 Модернизация предполагает, что существуют некие общие для всего мира тенденции, закономерности, благодаря которым традиционные общества превращаются в современные, но это сложное движение к современности ни в коем случае не есть примитивное превращение Востока в Запад.

 Что касается России, то с конца XVIII в. Россия все больше внедрялась в европейскую систему, особенно в войнах против Французской революции и Наполеона и при установлении вслед за ними в Европе «консервативной» межгосударственной системы. Влияние европейская модернизация оказала и на идеи декабристов при Александре I, и на реформы Киселева при Николае I. В дальнейшем этот процесс наиболее ярко проявился в отмене крепостного права, а также в последовавших за экономической либерализацией политических и судебных реформах при Александре II. Уже в XX в. одним из наиболее значительных модернизационных преобразований стала аграрная реформа Столыпина.

 Если рассматривать сталинскую индустриализацию, как  процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических стран, осуществлявшийся в 1930-е годы, применяя «законы подражания» Г. Тарда или теорию «вопрос-ответ» А. Гершенкрона, основными идеями которых являются ответ модернизирующегося государства на уже существующую модернизацию в других государствах или стремление догнать развитое модернизированное государство путем преобразований, то индустриализация вполне может быть названа модернизацией.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63268. Оцінювання навчальних досягнень учнів із тем «Пізня Римська імперія» та «Давні слов’яни та їхні сусіди» 20.37 KB
  Мета: оцінити навчальні досягнення учнів за результатами вивчення тем шляхом проведення гри «Брейн-ринг», підвищити пізнавальну активність шестикласників у вивченні історії стародавнього світу.
63272. Урок доброты 18.76 KB
  Аделя: Сегодня у нас с вами необычный урок урок доброты. Аделя: Итак что такое добро Где вы его встречали Дети отвечают Аделя: Да это все хорошее доброе красивое. Согласны Аделя: Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день.